Пресвятая Дева Мария — самая великая личность в истории

Образ Богоматери для России является особым. Конечно, во многих христианских странах (да и во всей христианской культуре) дева Мария пользуется огромным почитанием, но именно на Руси на протяжении многих лет этот образ не только активно культивировался, но и многократно позволял верующим обрести защиту и надежду. Многим известны Казанские и Владимирские иконы девы Марии, но есть и множество других чудесных образов.

Первые иконы – что вдохновляло мастеров

Первое изображение Девы Марии на иконе датируется VIII столетием. Его автором считается евангелист Лука – сподвижник апостола Павла. Святому приписывают авторство более 10 ликов Матери Господней. Первые списки, которые пришли на Русь, были написаны в Византии. Исконно русским древнейшим образом считается мозаика «Богоматерь Оранта».

Она находится на аспиде алтаря киевского Софийского собора. За время христианской культуры в иконописи появилось несколько сотен ликов Богоматери. Все из них доказали свою чудодейственную силу, излечив прихожан, наставив на путь праведный заблудшие души и воскресив веру в Господа.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

Кроме того, Богородицу описывали и отцы церкви. Вот как говорят о Ней Игнатий Богоносец и Дионисий Ареопагит (они принадлежали к 70-ти апостолам, которых Иисус Христос призвал к себе уже в Иерусалиме, в последний год своей земной жизни): «…была Дева не только плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словах Богомудренна, в глаголании не скора; в чтении писаний неутомима, в трудах бодра, всем желала добра, не гнушалась убогаго, никому не посмеялась, вид Ея был образом внутренняго Ея совершенства.

Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ея покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новыя.

Из дому выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

Св. Епифаний Кипрский (IV ст.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV ст.) собрали и сохранили предания, в которых рассказывается о внешнем виде Пречистой Девы: «Вид лица Ея был яко вид зерна пшенична, власа желтаго, очес острых, в них же зеницы подобны бяху масличнаго плода виду; брови Ея наклонены и изрядно черны; нос не краток; уста, аки цвет розы; лице ни кругло, ни остро, но мало продолжено; руце и персты продолговаты; одежды Ея бяху просты, якоже и ныне святый покров пресвятыя главы Ея являет».

Подобными словами и руководствовались христианские мастера, создавая чтимые святыни. Постепенно возник и сформировался канон, позволяющий сразу же отличить лики Небесной Царицы от других реликвий.

Например, значение иконы Божьей Матери «Умиление» может разниться с толкованием образа «Всецарица», но всё же их смысл одинаков – явить верующим милосердие, доброту, любовь Господа и Его Матери. Какие же элементы входят в этот перечень? Читайте об этом ниже.

Характерные признаки Богородичных реликвий

Существует около 860 различных вариантов образов Девы Марии, из них приблизительно 260 причислены к чтимым и чудотворным.

Однако на любой из святынь должны присутствовать общие особенности – благодаря им она становится узнаваемой и каноничной, будь то икона Божией Матери «Знамение» или реликвия «Панахранта». Вот основные черты православных произведений, посвящённых Мадонне:

  • нимб Небесной Царицы пишется круглым. В отличие от атрибута Иисуса, он не имеет креста, зато ореол может быть дополнен двенадцатью звёздами, диадемой либо лучезарной короной;
  • рядом с главой Пречистой Девы помещают надпись греческими буквами «Μ ҃Ρ Θ ҃Υ», означающую «Матерь Бога». Иногда именование выполняется и на церковнославянском – МН БЖН. А Спасителя обозначают литеры IC XC, ΙΣ ΧΣ, IСЪ ХСЪ, ΙΧΘΥΣ, или ο ων;
  • одежды Богородицы выдержаны в двух цветах – красном, символизирующем Её царское происхождение, и синем или голубом (знак чистоты, совершенства и умиротворения). Главной деталью облачения является мафорий – головная накидка, укрывающая также плечи и спину. С 474 г. верхнее покрывало Мадонны хранится во Влахернском соборе Константинополя;
  • ризы Девы Марии украшены тремя звёздами. Они олицетворяют Её непорочность и целомудрие, а также служат напоминанием о Святой Троице. Поэтому Иисус, сидящий на руках Небесной Царицы, часто закрывает одну из звёзд – так мастер показывает то, что Сын Божий был Воплощением Предвечного Господа;
  • поручи Божьей Матери списаны с облачения священников. Эта деталь символизирует служение вселенской церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.

Православные мастера запечатлевают Пречистую Деву печальной, но это чувство всегда исполнено духовной силы, мудрости, благоговения. Она может торжественно являть Спасителя миру, нежно прижимать Его к себе или же легко поддерживать. Именно на основании таких отличий выделяют перечисленные далее типы образов.

Иконография Девы Марии

Существует четыре основных направления того как изображается дева Мария с младенцем на руках на иконах, если эти разновидности изучить, то станет не только легче классифицировать каждую отдельную икону, но и вникнуть в глубокий смысл изображаемого.

  • Оранта. Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.
  • Одигитрия. В этой иконе девы Марии значение указывает на добродетель надежды. Младенец на руках у матери, которая указывает на него одной рукой, таким образом как бы привлекая внимания зрителя. И ведь, действительно, каждому следовало бы обратить свой взор (в том числе и духовных очей) ко Христу. Вот где заключается смысл этого послания. Христос на этой иконе благословляет одной рукой Марию и этим символическим жестом благословляет и всех верующих. В другой руке у него свиток, который символически указывает на Евангелие – книгу, которая тоже ведет ко спасению.
  • Елеуса. В этой иконе святой девы Марии заключена добродетель любви. Сюжет практически не отличается от предыдущего, только Мария и младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Таким образом символизируется любовное общение, но снова речь идет не просто о земных ласках с ребенком. В Христе тут представляется божественная истина, а фигура Марии символизирует душу (или просто отдельного человека) которая общается с божественными инстанциями. Таким образом эта икона сообщает о любви ко Всевышнему, любви ко Христу.
  • Акафистный тип. Как понятно из названия, тут используются акафисты, а также и другие гимны посвященные Богоматери. В соответствии с определенным текстом на изображении появляются разные символы, которые воплощают различные эпитеты, которыми наделяется Богородица.

Дополнительно следует отметить различные вариации, которые появлялись с течением времени и развитием культуры. Нередко к оригинальной иконе деве Марии, с которой делали список, добавлялись какие-то детали.

Молящаяся, Оранта

Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ.

И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские.

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты. Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей.

Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

На иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий. Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

Всемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

Например, известны случаи, когда Богоматерь чрез свою икону «Всецарица» посылала исцеление больным злокачественными опухолями, потому данному образу молятся от раковых заболеваний. Домостроительнице молятся об обретении жилища и устроении домашних дел, а Державной Божией Матери молятся об укреплении государства российского, о мире, о предотвращении войны, а в случае нападения врагов – о даровании победы.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

Икона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Икона Марии Магдалины

Икона является широко известной и популярной не только в православной христианской церкви, но и в католической, поскольку при жизни Мария была мироносицей. О данном Святом образе и о женщине, много разнообразных фактов и сведений, которые гласят о чудодейственных деяниях, которые она совершала при жизни. Считается, что ее икона способна помочь человеку невероятным образом в самую трудную минуту.

Многим православным христианским верующим известны чудодейственные деяние данного Святого образа:

• исцеление от тяжелых заболеваний в тот момент времени, когда медицина оказалась полностью бессильной;
• снятие разнообразной колдовской силы;
• лик неоднократно помогал обратить людей к православной религии и даровать им истинную дорогу в жизни.

Для верующих христиан данный Святой лик, представляется неким оберегом на любовь и истинную веру во Всевышнего. Зачастую, именно данный образ обозначает истинную веру христианина во Всевышнего, а также исполнения всех канонов и заветов. Священнослужители в монастыре, напоминают христианам о том, что имеется великая преданность, любовь и вера во Всевышнего.

На Святом образе, Мария представляется с неким сосудом в руках и пасхальным яйцом. Существуют также разнообразные списки, на которых можно лицезреть данную святую в тот момент, когда она обнимает ногу Всевышнего, который уже был распят на кресте.

Хотелось бы отметить и немаловажный факт, что в католической церкви Святой образ изображает ее как девицу с распущенными локонами, которая в руках зачастую, держит сосуд, в котором предположительно располагаются благовоние. Также, если обратиться к католической вере, можно нередко увидеть изображение Непорочной, в руках которой расположен человеческий череп.

Именно в августе православная христианская церковь почитает ее память.  День памяти 4 августа.

Она известна христианам и католикам как женщина, которая одновременно смогла превратиться из грешницы в Святую вследствие чего, собственными жизненными деяниями заслужила известность и память у многих людей.

Молитвы

Молитва первая перед иконой Божьей Матери Всецарица:

О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися.

Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Божьей Матери:

Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси! Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Тропарь, Глас 4 перед иконой Божьей Матери:

Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея, спаси, Владычице; избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.

Ссылка на основную публикацию