Икона «Не рыдай мене, Мати» — значение святого образа для христианского мира

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой. За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским. Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

История иконы

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета». Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками.

Впервые композиция «Не Рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Это образ святой, церковный: Пречистой, плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и обвитым чистой плащанице — этот образ подписан «Не Рыдай Мене, Мати». «Почему же не рыдай?» — «Восстану бо и прославлюся. И не только Сам восстану, но и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тебя величающих».

Вот где разрешение самой глубокой скорби человеческой — из гроба Сына к сердцу Пречистой несутся звуки не прекратившейся, но побеждающей Жизни… Все стихло. Таинственные звуки, слышимые только ухом сердца, предначинают песнь о неизреченном чуде, о неизреченном счастье… Перед глазами Ее еще Мертвец, но это не может поколебать победной песни победившей вечной жизни.

«Радуйся!» — сказал Архангел Деве однажды, — «и паки реку: радуйся!» — сказал Он ей другой раз, — «Твой Сын воскресе. »

Отныне надгробная песнь над всяким умирающим о Господе растворяет слезы победной песнью «Алилуйа!» — Нет у человека более сильного врага, чем ад и смерть — но они побеждены! — Аминь!» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

Описание и значение иконы

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа.

Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

Важно! Образ вдохновляет на религиозные свершения и напоминает о том, что физическую смерть можно победить истинным знанием. Православные верующие молятся перед иконой, ради спасения душ, благополучия и здоровья.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не Рыдай Мене, Мати»

Молитва первая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.

Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.

Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Роль иконы в христианстве

Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.

Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах.

Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.
На заметку! В богослужениях икона участвовала чаще всего в Страстную пятницу. В церкви она олицетворяла стойкость Божьего Сына перед будущими страстями. Мессия на полотне утешает Пречистую Деву словами о скором воскресении и прославлении.
Ссылка на основную публикацию