Икона Артемия Веркольского

Икона святого Артемия Веркольского

Святость и благочестие не зависят от возраста верующего человека. По молитве у иконы святого юноши Артемия Веркольского многие люди получили исцеление от тяжёлых недугов.

История

Необычная история жизни и посмертных чудес отрока Артемия сделала его одним из самых почитаемых православных святых.

Земной путь

В 1532 г. в северном селе Верколы, раскинувшемся на берегу реки Пинега, в простой крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Артемий. Будучи искренне верующими людьми, родители воспитывали сына в атмосфере почитания традиционных христианских ценностей и любви к Господу. С пяти лет он предпочитал беззаботным детским играм смиренное чтение молитв и посильную помощь в родительском хозяйстве.

Однажды двенадцатилетний отрок вместе с отцом работал в поле. Вдруг небо потемнело, и началась сильная гроза. Артемий начал горячо молиться, и в этот момент в него ударила молния. Сельчане решили, что так свершилось наказание Божие за какие-либо грехи, и отказались хоронить мальчика на освящённой земле.

Его тело оставили в лесу, накрытым ветками и берестой. Так закончился земной путь Артемия Веркольского.

Обретение мощей

Через 32 года после смерти отрока священнослужитель местной церкви увидел свечение на том месте, где лежало неупокоенное тело. Подойдя ближе, священник увидел, что оно не тронуто тленом. Мощи отрока Артемия перенесли в церковь, поместили в гроб, накрытый берестяными досками, который поставили во внешнем притворе. В 1610 г. останки праведного юноши перенесли в основное здание храма и поместили в специальную раку.

К лику святых Артемия Веркольского причислили в 1619 году с благословения митрополита Новгородского Макария. Через 30 лет после начала официального почитания в Верколе построили монастырь, посвящённый святому праведному отроку, в котором его мощи хранились до 1918 г.

Интересно: насельники монастыря спрятали мощи Артемия от большевиков перед закрытием монастыря. После его возрождения в 90-е гг. некоторое время велись поиски святыни, но закончились они безрезультатно.

Сегодня в храме святого Николая Чудотворца хранится икона святого Артемия с частицей его мощей.

Чудеса и исцеления

После чудесного обретения мощей от них стали происходить многие чудеса и исцеления.

  1. Через несколько лет после постановки мощей в Никольской церкви в округе разразилась эпидемия лихорадки. По молитве у останков праведника многие больные получили исцеление, а эпидемия вскоре закончилась.
  2. Вмешательство праведного Артемия помогло вернуть зрение холмогорскому крестьянину Илариону. Святой отрок явился ему и, осенив крестным знамением, повелел идти веркольскую церковь, чтобы поклониться нетленным мощам его. Исцелённый мужчина выполнил наказ, и рассказал веркольцам о чудесном явлении.
  3. Воевода Афанасий Пашков по дороге на место своего назначения останавливался в Верколе, но уехал из села, не поклонившись святым мощам. Вскоре его сына Иеремию одолела смертельная болезнь. Тогда воевода поклялся отправиться к мощам Артемия Веркольского на богомолье. В то же время отрок Иеремия встал и спросил у отца, когда они отправятся в дорогу. Афанасий выполнил обед и даже поставил на месте обретения святых мощей небольшую часовню в честь Святого мученика Артемия Антиохийского.
  4. По молитве Господу и праведному Артемию Веркольскому спаслись от смерти по пути в Архангельск моряки, которые попали в открытом море в сильную бурю.

Иконография

Первые иконы Артемия Веркольского писались на берестяных досках, покрывавших гроб с обретёнными мощами.

В православной иконописи существуют три основных извода:

  1. На индивидуальной иконе располагают поясное изображение юноши. Он облачен в белую повседневную рубаху. В левой руке он держит развернутый лист со словами акафиста. В правой ладони сжимает основной символ христианства — крест. Иногда вместе с крестом отрок держит оливковую ветвь — символ вечного мира.
  2. Индивидуальные иконы, изображающие праведного отрока, интересны разнообразными задними планами. На некоторых из них размещается изображение храма, символизирующего монастырь. На других изображены сцены из земной жизни святого юноши.
  3. Особое место в иконографии святого Артемия занимают житийные иконы, клейма которых посвящены чудесным явлениям, произошедшим после обретения его честных мощей.

О чём молиться святому праведнику Артемию Веркольскому

Многочисленные свидетельства подтверждают большую силу, которая имеет молитва перед иконой святого отрока Артемия. Она помогает в следующих случаях:

  • наличие тяжёлого физического заболевания;
  • частичная или полная потеря зрения;
  • опасная для жизни ситуация, связанная с природными явлениями;
  • принятие важного решения.

Важно! Икона, изображающая юного святого праведника Артемия, имеет важное значение для православных людей. Помнить о духовном развитии и стремиться к единению с Господом следует с самого раннего возраста. Только искренняя Вера и смиренная праведная жизнь в соответствии с христианскими заповедями приближают человека к Царству Божьему.

Икона Артемия Веркольского

Икона Артемия Веркольского написана в честь святого православного юноши, поистине верующего в Господа. Его обретенные мощи и святой образ сотворили немало чудес, помогая верующим в исцелении души и тела.

Икона благочестивого Артемия Веркольского пользуется огромной популярностью среди верующих людей. Мощи чудотворца, как и Его святыня, исцеляют самые страшные и неизлечимые болезни, а житие православного юноши не оставляет никого равнодушным и по сей день. Следует отметить, что Артемий не входит в число святых мучеников Божьих. Значимость и почитание пророка православной церковью имеет особенный характер и заключается в необычайной истории.

История жизни Артемия Веркольского

Артемий Веркольский родился в России, в селе Верколе. Его родители были обыкновенными крестьянами, живущими в праведности и благочестии. Воспитывался юноша по христианским традициям, с детства отличаясь кротостью, послушанием и святостью. Он всегда помогал отцу в работе по дому и хозяйству. Летом 1545 года Артемий работал в поле вместе со своим отцом. Вдруг они услышали громкий раскат грома, а следом показалось яркое сверкание молнии. В ту же минуту юноша, которому на тот момент было всего 12 лет от роду, упал на землю замертво. Местные жители испугались столь внезапной смерти мальчика, причислив это событие к гневу Божьему и Его наказанию. Именно по этой причине безжизненное тело Артемия не было упокоено по всем православным традициям. Его оставили в лесу, накрыв ветвями деревьев и слегка засыпав землей.

Тело Артемия Веркольского 32 года оставалось нетронутым и находилось брошенным в том самом месте. В 1577 году церковнослужитель по имени Агафоник заметил свет, исходящий из леса. Когда дьякон приблизился к необычайному свечению, он обнаружил, что луч указывает на останки покойного юноши. После обретения нетленных мощей отрока Артемия жители села расположили их у внешнего притвора местного храма. Вскоре мощи умершего юноши обрели особую святую силу. Чудесные явления и исцеления начали происходить с жителями поселения. Сказания о чудодейственных деяниях мощей Артемия Веркольского вмиг разлетелись по всему миру. В скором времени иконописцы начали писать иконы с ликом святого Артемия. Существует множество неопровержимых доказательств, подтверждающих чудотворные деяния нетленных мощей и иконы святого Артемия.

Где находится икона и мощи Артемия Веркольского

На месте обретения мощей Артемия был построен монастырь, куда были помещены нетленные останки святого. Веркольский монастырь существует и по сей день. В стенах его и находится главная икона Артемия Веркольского, а вместе с ней и Его мощи.

Описание чудотворной иконы

На иконе изображен образ праведника Артемия. Святой изображен по пояс, его тело покрывает лишь скромная повседневная рубашка. В левой руке он держит манускрипт в развернутом виде, с написанным на нем акафистом. В правой руке у отрока крест, символ православия, служащий в качестве напоминания о страданиях Христа, которые Он взял на себя, чтобы спасти человечество от наказания за грехи.

В чем помогает чудотворный образ

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября.

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Артемия Веркольского

Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.

Великомученик Артемий Антиохийский

Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.

Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.

Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.

На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».

Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.

О чем молятся иконе «Артемий Антиохийский»

Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 6 июля
  • 2 ноября

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому

В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.

Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Житие праведного отрока Артемия Веркольского [1]

Свя­той пра­вед­ный Ар­те­мий, Вер­коль­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в 1532 го­ду в се­ле Вер­ко­ле, в Двин­ском краю, по ре­ке Пи­не­ге, вер­сты на две вверх по те­че­нию от Кев­ро­лы [2] . Ро­ди­те­ли его, – отец Кос­ма, по про­зви­щу Ма­лый, и мать Апол­ли­на­рия – бы­ли кре­стьяне то­го се­ла. Они вос­пи­та­ли сы­на сво­е­го в стра­хе Бо­жи­ем и бла­го­че­стии хри­сти­ан­ском. С пя­ти лет уже он на­чал чуж­дать­ся свой­ствен­ных де­тям при­вы­чек, не лю­бил дет­ских игр, был тих, кро­ток, бо­го­бо­яз­лив, по­слу­шен к ро­ди­те­лям, при­леж­но по­мо­гал сво­е­му от­цу в его кре­стьян­ских ра­бо­тах, сколь­ко мог по сво­е­му воз­рас­ту.

Од­на­жды, бу­дучи 12 лет, он ра­бо­тал с от­цом сво­им в по­ле, бо­ро­нил зем­лю. Неожи­дан­но на­дви­ну­лась гроз­ная ту­ча, ста­ло тем­но как но­чью, под­ня­лась бу­ря с лив­нем, над го­ло­вой ис­пу­ган­но­го Ар­те­мия раз­ра­зил­ся страш­ный удар гро­ма – и бла­жен­ный от­рок пал мерт­вый [3] .

Так ми­ло­серд­ный и пре­муд­рый Гос­подь Бог бла­го­во­лил вос­при­ять в Свои небес­ные оби­те­ли ду­шу пра­вед­но­го ра­ба Сво­е­го.

Од­но­сель­чане Ар­те­мия не по­ня­ли, по сво­е­му нера­зу­мию, се­го по­се­ще­ния Бо­жия и со­чли, по суе­ве­рию, неожи­дан­ную кон­чи­ну бла­жен­но­го от­ро­ка пра­вед­ным су­дом Бо­жи­им, на­ка­зу­ю­щим Ар­те­мия за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи его. Те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, оста­лось не от­пе­тым и не по­гре­бен­ным; его по­ло­жи­ли на пу­стом ме­сте в сос­но­вом ле­су, по­верх зем­ли, при­кры­ли хво­ро­стом и бе­ре­стою и ого­ро­ди­ли де­ре­вян­ной из­го­ро­дью. Так про­ле­жа­ло оно 32 го­да, все­ми за­бы­тое.

Од­на­жды ле­том Ага­фо­ник, дья­чок церк­ви Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Вер­ко­ле, хо­дил по то­му ле­су, со­би­рая гри­бы, уви­дел свет над ме­стом, где по­ко­ил­ся бла­жен­ный от­рок, по­до­шел и об­рел его нетлен­ное те­ло. Он тот­час по­ве­дал о том вер­коль­ским кре­стья­нам. Но те, по нера­зу­мию сво­е­му, взя­ли про­сто те­ло Ар­те­мия, безо вся­ких по­че­стей при­вез­ли его к сво­ей при­ход­ской церк­ви и по­ло­жи­ли на па­пер­ти, при­крыв гроб бе­ре­стою, по­кры­вав­шей в ле­су пра­вед­но­го от­ро­ка [4] .

Но Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го в стране Кев­роль­ской: от мо­щей его на­ча­ли ис­то­чать­ся неоскуд­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим. В том го­ду, по­пуще­ни­ем Бо­жи­им, в Двин­ском краю рас­про­стра­ни­лась зло­ка­че­ствен­ная ли­хо­рад­ка. Мно­гие уми­ра­ли от этой тяж­кой бо­лез­ни, осо­бен­но жен­щи­ны и де­ти. За­бо­лел неду­гом этим и сын Вер­коль­ско­го се­ля­ни­на Кал­ли­ни­ка. В силь­ной скор­би Кал­ли­ник мо­лил­ся об ис­це­ле­нии сы­на, по­том по­шел в цер­ковь, при­ло­жил­ся ко гро­бу пра­вед­но­го Ар­те­мия и, взяв бе­ре­сты, по­кры­вав­шей нетлен­ные мо­щи его, с ве­рою при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на. Боль­ной вы­здо­ро­вел. Об­ра­до­ван­ный Кал­ли­ник рас­ска­зал о том всем сво­им од­но­сель­ча­нам, ко­то­рые с ра­до­стью со­бра­лись в церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и на­ча­ли петь мо­леб­ны и тво­рить па­мять по пра­вед­ном от­ро­ке Ар­те­мии. И уми­ло­сер­дил­ся Гос­подь над ра­ба­ми Сво­и­ми: ли­хо­рад­ка в той стране ско­ро пре­кра­ти­лась.

С то­го вре­ме­ни чу­де­са свя­то­го Ар­те­мия ста­ли умно­жать­ся. У неко­е­го че­ло­ве­ка, по име­ни Пав­ла, от тяж­ко­го неду­га, так скри­ви­ло шею, что го­ло­ва по­вер­ну­лась ли­цом на­зад и гла­за за­кры­лись. В та­кой бе­де Па­вел об­ра­тил­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию, – и го­ло­ва боль­но­го вы­пря­ми­лась, гла­за от­кры­лись. Ис­це­лен­ный по­спе­шил рас­ска­зать всем в сво­ем се­ле о слу­чив­шем­ся. По­сле то­го при церк­ви Св. Ни­ко­лая вер­коль­цы устро­и­ли осо­бый при­дел, ку­да пе­ре­нес­ли из па­пер­ти мо­щи Ар­те­мия, по­ло­жив их в но­вый гроб. Это бы­ло в 1584 го­ду.

Ко­гда при­нес­ли в при­дел мо­щи бла­жен­но­го от­ро­ка, при­шла ту­да жен­щи­на с рас­слаб­лен­ным мла­ден­цем, по­про­си­ла от­слу­жить мо­ле­бен, при­ло­жи­ла сво­е­го от­ро­ка ко гро­бу Ар­те­мия, – и боль­ная ру­ка от­ро­ка ис­це­ле­ла. Око­ло то­го же вре­ме­ни один кре­стья­нин Ан­дрей и кре­стьян­ка Ири­на, стра­дав­шие гла­за­ми, по­лу­чи­ли здра­вие и яс­ное зре­ние от при­кос­но­ве­ния к свя­щен­ной ра­ке но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. Од­на жен­щи­на, по име­ни Ма­рия, стра­дав­шая со­рок лет бо­лез­нью же­луд­ка, столь тяж­кою, что она от чрез­мер­ных стра­да­ний ча­сто об­ми­ра­ла ча­са на два или на три, услы­хав о чу­де­сах, ис­те­кав­ших от мо­щей Ар­те­мия, об­ра­ти­лась к нему с мо­лит­вой и по­лу­чи­ла ско­рое ис­це­ле­ние.

Ви­дя умно­жа­ю­щи­е­ся от мо­щей ис­це­ле­ния, два свя­щен­ни­ка, Иоанн и Фо­ма, ве­ле­ли на­пи­сать на дос­ках ста­рой гроб­ни­цы несколь­ко икон пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок тех оста­лись струж­ки. Иерей Иоанн тща­тель­но со­брал эти струж­ки и по­ло­жил на хра­не­ние при церк­ви. Бла­го­че­сти­вые чти­те­ли пра­вед­но­го Ар­те­мия, с ве­рою брав­шие те струж­ки, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их неду­гов.

Один че­ло­век с Пи­не­ги, по име­ни Пан­кра­тий, быв­ший про­ез­дом в Вер­ко­ле, в 1601 г. при­вез в Ве­ли­кий Устюг од­ну из та­ко­вых икон Ар­те­мия, и от то­го об­ра­за мно­гие по­лу­чи­ли то­гда ис­це­ле­ние.

В 1619-м го­ду Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий сви­де­тель­ство­вал мо­щи пра­вед­ни­ка и бла­го­сло­вил пе­ре­не­сти их в са­мый храм в день па­мя­ти Свя­ти­те­ля и Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, 6-го де­каб­ря [5] . Несколь­ко вре­ме­ни спу­стя, при­шел в Вер­ко­лу Ила­ри­он Ар­те­ми­ев, жи­тель го­ро­да Хол­мо­гор, и по­ве­дал, что он дол­го был бо­лен гла­за­ми, ни­че­го не ви­дел и же­сто­ко стра­дал, так что пы­тал­ся в от­ча­я­нии уда­вить­ся, и толь­ко по­до­спев­шие со­се­ди по­ме­ша­ли это­му. Про­слы­шав о чу­де­сах, ис­те­ка­ю­щих от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия, он об­ра­тил­ся к нему с усерд­ною мо­лит­вою о сво­ем ис­це­ле­нии.

«В тот же час, – рас­ска­зы­вал ис­це­лен­ный, – я про­зрел, и уви­дел в ви­де­нии свя­то­го Ар­те­мия в бе­лых ри­зах с неболь­шим по­сош­ком в ле­вой ру­ке и со кре­стом – в пра­вой. Он осе­нил ме­ня кре­стом и ска­зал:

– Че­ло­ве­че! что ты стра­да­ешь? Вос­стань: Хри­стос чрез ме­ня, ра­ба Сво­е­го, ис­це­ля­ет те­бя. Иди в Вер­ко­лу, при­ло­жись ко гро­бу мо­е­му и по­ве­дай о сем свя­щен­ни­ку и всем кре­стья­нам.

При сих сло­вах, пра­вед­ный от­рок, взяв ме­ня за ру­ку, как бы по­нуж­дал к это­му и по­том стал неви­дим. Я же, про­бу­див­шись, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел. И вот я при­шел сю­да по­кло­нить­ся свя­тым мо­щам его».

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло чу­до с од­ним кре­стья­ни­ном из се­ла Ки­во­ку­рья, Устюж­ско­го уез­да, Пат­ри­ки­ем Иг­на­тье­вым. Он с дет­ства тяж­ко стра­дал от гры­жи. Услы­хав о чу­де­сах пра­вед­но­го Ар­те­мия, он с ве­рою по­мо­лил­ся ему, по­ло­жил обет при­ло­жить­ся к его гро­бу и вы­здо­ро­вел, но по­том за­был о дан­ном им обе­те. Спу­стя несколь­ко лет он сно­ва по­чув­ство­вал при­сту­пы гры­жи, ко­то­рая ста­ла его му­чить еще силь­нее преж­не­го. Пат­ри­кий об­ра­тил­ся опять с мо­лит­вою к пра­вед­но­му Ар­те­мию и вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те. Мо­лит­ва бо­ля­ще­го бы­ла услы­ша­на, но Пат­ри­кий опять за­был о дан­ном им обе­те. То­гда на­па­ла на него тос­ка и непро­ни­ца­е­мая тьма по­кры­ла его гла­за. Несчаст­ный опять вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те, горь­ко рас­ка­ял­ся и обе­щал неот­лож­но ис­пол­нить долг свой. Пра­вед­ный Ар­те­мий сно­ва из­ба­вил Пат­ри­кия от неду­га, и ис­це­лен­ный с ра­до­стью по­спе­шил в Вер­ко­лу ко гро­бу Ар­те­мия, за­ка­зал от­слу­жить мо­ле­бен ему, со сле­за­ми об­ло­бы­зал мно­го­це­леб­ный гроб его и ис­по­ве­дал пред все­ми о про­ис­шед­шем чу­де и сво­ем гре­хов­ном за­бве­нии.

В 1636 го­ду в мар­те ме­ся­це ехал в Кев­ро­лу и на Ме­зень на­зна­чен­ный ту­да во­е­во­дою Афа­на­сий Паш­ков. По до­ро­ге он оста­но­вил­ся в Вер­ко­ле, но у ра­ки мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия не был и бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на ему не слу­жил. В Кев­ро­ле сын его, от­рок Иере­мия, тяж­ко за­бо­лел ли­хо­рад­кою и го­то­вил­ся уже к смер­ти. То­гда отец вспом­нил, что не от­слу­жил мо­леб­на пра­вед­но­му Ар­те­мию, и дал обет от­пра­вить­ся на бо­го­мо­лье в Вер­ко­лу. И вот вне­зап­но ле­жав­ший в тя­же­лом за­бы­тьи сын Паш­ко­ва сам под­нял­ся с по­сте­ли и, дер­жась за окон­це, стал спра­ши­вать сво­е­го от­ца, ка­ким пу­тем ехать им к пра­вед­но­му Ар­те­мию. Ди­вясь то­му, отец при­вез сы­на в Вер­ко­лу. Здесь от­слу­жи­ли по обе­ту мо­ле­бен, взя­ли бе­ре­сты с гро­ба чЧудотворца, чтобы боль­ной но­сил ее на гру­ди вме­сте с кре­стом, и от­рок вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный отец со­здал в Вер­ко­ле, на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей Ар­те­мия, храм в честь со­имен­но­го пра­вед­но­му от­ро­ку му­че­ни­ка Ар­те­мия.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, храм в Вер­ко­ле сго­рел, – об­го­ре­ли и мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия. Мест­ный свя­щен­ник Лав­рен­тий и при­хо­жане Вер­коль­ско­го се­ла для ограж­де­ния мо­щей Ар­те­мия от та­ких несчаст­ных слу­ча­ев устро­и­ли над ни­ми осо­бую ча­сов­ню, по­ло­жи­ли их в но­вую ра­ку и по­кры­ли но­вым по­кро­вом.

По­сле то­го от гро­ба чу­до­твор­ца ста­ли ис­те­кать но­вые чу­до­тво­ре­ния. Так, неко­е­го Си­мео­на Ка­за­ри­но­ва пра­вед­ный Ар­те­мий спас от по­топ­ле­ния. По­сле Ильи­на дня он плыл на судне вме­сте с сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну из Ман­га­зеи [6] в Ар­хан­гельск. Вдруг на­сту­пи­ла же­сто­кая бу­ря, и суд­ну ста­ло угро­жать ско­рое кру­ше­ние. Плыв­шие при­шли в ужас и от­ча­я­ние. Не ви­дя се­бе ни­от­ку­да ни­ка­кой на­деж­ды на спа­се­ние, они ста­ли го­то­вить­ся к смер­ти и в ожи­да­нии ее про­щать­ся друг с дру­гом. По­том они опом­ни­лись и ста­ли со сле­за­ми мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию о сво­ем спа­се­нии, обе­ща­ясь от­слу­жить бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен угод­ни­ку Бо­жию. И по мо­лит­ве их мо­ре утих­ло, и уто­пав­шие из­бег­ли неми­ну­е­мой по­ги­бе­ли.

Сла­ва ис­це­ле­ний от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ки­при­ан по­слал сно­ва осви­де­тель­ство­вать его нетлен­ные мо­щи, сво­ей под­пи­сью под­твер­дил до­став­лен­ную ему рос­пись ис­це­ле­ний и при­слал в цер­ковь се­ла Вер­ко­лы вновь со­став­лен­ную служ­бу чу­до­твор­цу.

В 1648 го­ду в Кев­ро­лу бы­ла при­сла­на гра­мо­та ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча на имя та­мош­не­го во­е­во­ды Анич­ко­ва: по­ве­ле­но бы­ло по­ло­жить мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия в но­вую ра­ку и доз­во­ле­но по­стро­ить мо­на­стырь на том ме­сте, где бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, ко­то­рые, со­глас­но цар­ской гра­мо­те, и бы­ли на сле­ду­ю­щий год пе­ре­не­се­ны ту­да и по­ло­же­ны в по­стро­ен­ной еще во­е­во­дой Паш­ко­вым церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ар­те­мия. При сем от свя­тых мо­щей ис­те­ка­ли мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою при­те­кав­шим к ним. Со­брав­ший­ся во мно­же­стве на­род воз­нес теп­лые мо­ле­ния Хри­сту Бо­гу и Его свя­то­му угод­ни­ку пра­вед­но­му Ар­те­мию, Вер­коль­ско­му чу­до­твор­цу, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­жию, в нем яв­лен­ную на уте­ше­ние всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. Впо­след­ствии мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия по слу­чаю по­жа­ров три­жды вы­но­си­ли из хра­ма оби­те­ли, по­ка, на­ко­нец, не был по­стро­ен в 1793 го­ду в мо­на­сты­ре ка­мен­ный храм, освя­щен­ный в честь пра­вед­но­го Ар­те­мия, в ко­то­ром мо­щи его и бы­ли по­ло­же­ны [7] .

При­ме­ча­ния

[1] Со­став­ле­но по раз­ным спис­кам древ­не­го жи­тия.

[2] Пи­не­га – ре­ка Во­ло­год­ской и Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, Соль­вы­че­год­ско­го и Пи­неж­ско­го уез­дов, пра­вый (су­до­ход­ный) при­ток Се­вер­ной Дви­ны. Кев­ро­ла, или Кев­роль – глав­ное се­ле­ние во­ло­сти, по­лу­чив­шей от нее свое имя, те­перь – се­ло Вос­кре­сен­ское, от­ку­да впо­след­ствии уезд­ное управ­ле­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но в по­гост Во­лок-Пи­неж­ский, пе­ре­име­но­ван­ный по­том в го­род Пи­не­гу.

[3] Кон­чи­на прав. Ар­те­мия по­сле­до­ва­ла 23 июня 1545 го­да.

[4] Мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия бы­ли об­ре­те­ны в 1577 го­ду.

[5] Ма­ка­рий был мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским с 1619 по 1626 год. По его же бла­го­сло­ве­нию и рас­по­ря­же­нию со­став­ле­но бы­ло жи­тие Ар­те­мия с ска­за­ни­ем о по­смерт­ных чу­де­сах его, ко­то­рые с 1605 г. за­пи­сы­ва­лись со слов са­мих ис­це­лен­ных.

[6] Ман­га­зея – уро­чи­ще Ени­сей­ской гу­бер­нии в Ту­ру­хан­ском крае, на пра­вом бе­ре­гу р. Та­за, где ныне сто­ит ча­сов­ня св. му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. Ман­га­зея – пер­вый рус­ский го­род в Во­сточ­ной Си­би­ри, ос­но­ван в 1601 го­ду, но через 60 лет со­вер­шен­но за­пу­стел; те­перь от него со­хра­ни­лись лишь од­ни сле­ды.

[7] Па­мять пра­вед­но­го Ар­те­мия, Вер­коль­ско­го чу­до­твор­ца, со­вер­ша­ет­ся 23 июня и 20 ок­тяб­ря. В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 20 ок­тяб­ря зна­чит­ся: «иже со от­цом сво­им Козь­мою зем­ле­дель­цем из­шед на по­ле, ум­ре от гро­ма ве­ли­ка, млад от­рок 12 лет, в ру­баш­ке, в ру­ке ло­за, ко­ле­ни го­лы». – В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи св. Ар­те­мия по­чи­ва­ют под спу­дом в упразд­нен­ном Вер­коль­ском мо­на­сты­ре.

Молитвы

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Как молиться перед иконой Артемия Веркольского, чтобы исцелиться от тяжких болезней

Житие Артемия Веркольского

Христианская церковь чтить память и прославляет двух святых Артемиев. Великомученик Артемий Антиохийский был знатным римлянином и отважным воином. Образ святого помогает укрепить веру в Господа Бога и стать на путь праведный. Образ и мощи праведного отрока Артемия Веркольского, в свою очередь, исцеляют от болезней и защищают от бед. Несмотря на тот факт, что святые жили в разное время, их часто путают.

Артемий Веркольский – прославившийся чудотворными исцелениями святой угодник Божий

В 1532 году в простой деревенской семье, жившей в небольшом поселке на берегу реки Пинега Верколе, появился на свет мальчик. Ребенка назвали Артемием. С самого раннего детства родители привили сыну любовь к Богу. Воспитывавшийся в христианских традициях юноша отличался кротостью и послушанием. Мальчик много времени проводил с отцом, помогая ему во всех житейских и церковных делах. В свободное от работы время он читал молитвы.

Одним летним днем 12-летний юноша отправился со своим отцом в поле. Внезапно небо затянули темные тучи, началась гроза с ливнем. Раздался сильный раскат грома, сверкнула молния. Мальчик замертво упал на землю. Местные жители посчитали случившееся наказанием и гневом Божиим. Безжизненное тело мальчика перенесли в лес, слегка присыпали землей и прикрыли ветками. Усопшего не предали земле, как того требуют православные каноны.

На протяжении 32 лет тело Артемия пролежало в лесу. В 1577 году священнослужитель по имени Агафоник заметил исходящий из леса яркий свет. Приблизившись к месту свечения, церковный служитель обнаружил останки погибшего от молнии юноши. Найденные мощи праведного отрока были перенесены в храм Божий. С того самого момента в поселке начали происходить чудеса и необъяснимые исцеления. По всему миру пошла слава о чудодейственных деяниях обретенных мощей.

В 1619 году Артемия Веркольского причислили к лику святых. Спустя 30 лет в родном поселке Верколе возвели монастырь в честь праведного отрока.

Видео «Молитвы к святому Артемию Веркольскому»

В этом видео вы можете прослушать молитвенные речи, обращенные к праведному отроку.

Описание и значение иконы Артемия Веркольского

Первые иконы с изображением праведного пророка были написаны на берестяных досках, которые покрывали гроб с мощами святого. Артемий изображен по пояс. Юноша облачен в скромную повседневную рубаху белого цвета. В его правой руке находится символ православного христианства – крест. В левой руке отрок держит развернутый манускрипт, на котором написаны слова акафиста.

На иконе праведный отрок изображен по пояс

В православной иконописи существуют образы праведного отрока с разнообразными задними планами. Часто Артемия Веркольского изображают на фоне монастыря. На других задних планах представлены сцены из жизни святого или чудесные деяния, произошедшие возле его мощей.

Возносить почести пред иконой Артемия Веркольского следует в день его памяти, который припадает на 6 июля. По словам священнослужителей, именно в этот день юношу забрал в небесные обители Господь Бог. Читать молитвы и благодарственные песнопения святому угоднику Божиему можно 5 августа. На этот день приходится праздник обретения мощей праведного отрока. А вот день памяти великомученика Артемия, который считается покровителем святого отрока, выпадает на 2 ноября.

В чем помогает чудотворный образ

Лик святого и его мощи обладают удивительной силой. Пред образом праведного Артемия молятся о крепком здравии и излечении от разных недугов, в том числе и опасных для жизни и здоровья человека.

Святой образ помогает в нижеперечисленных случаях:

  • при физическом и душевном недомоганиях;
  • при нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
  • при тяжелых и смертельно опасных патологиях;
  • при кожных заболеваниях;
  • при болезнях глаз, включая частичную или полную потерю зрения;
  • при сложности принятия решения;
  • при катаклизмах и безумствах природы, представляющих опасность для рода человеческого.

Мощи и образ святого угодника помогают исцелиться от разных недугов

Чудеса и исцеления святого лика

Мощам и образу Артемия Веркольского приписывают огромное количество чудотворных деяний и уникальных исцелений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Первое чудо произошло еще в 1584 году. Убогий человек по имени Павел страдал от тяжкого недуга: его лицо было обращено назад. Усугублялась ситуация тем, что калека был незрячим. Однажды Павел обратился с речами к святому Артемию, вопрошая его об исцелении. Божий угодник внял мольбам просящего и даровал ему полное исцеление.
  2. Верующая в Господа Бога и святых угодников женщина по имени Мария более 14 лет страдала от сильных болей в животе. Порой боль была настолько сильной, что она теряла сознание. После молитвенных обращений к Иисусу Христу и отроку Артемию больная выздоровела.
  3. Праведный христианин по имени Сергей страдал от дивной болезни, называемой «зеленой». Мужчина не мог есть хлеб, а его кожные покровы всегда были зеленоватого оттенка. Прослышав о чудесных делах иконы Артемия, он обратился с просьбой к святому угоднику. По завершении молитвы мужчина полностью исцелился от недуга.
  4. Некий Герасим Игнатьев из поселка Перемское рассказывал о собственном исцелении. Святой лик помог ему обрести подвижность и силу руки, которую он повредил возле моря.
  5. К образу святого Артемия приложилось одновременно трое: Калинник Иван с острой болью в животе, сестра его Матрона и подруга ее Иулитта, страдающие от заболеваний глаз. Удивительно, но образ святого даровал исцеление сразу всем троим.

Со слов священнослужителей Веркольского монастыря, икона и мощи праведного отрока Артемия помогают не только при болезнях физических, но и душевных.

Где находятся икона и мощи Артемия Веркольского

В далеком 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором распорядился построить монастырь на том самом месте, где были найдены останки праведного отрока. До 1918 года мощи и икона с ликом святого не покидали стены храма Божьего. Позже служители монастырской обители спрятали мощи и лик святого от большевиков. Монастырь был закрыт.

Спустя десятилетия возведенный в честь Артемия Веркольского монастырь возродили. В 1991 году на звонницу были подняты и восстановлены колокола. Долгие годы велись поиски святынь, но, к сожалению, закончились они безрезультатно. Сегодня в стенах Артемиево-Веркольского монастыря, который расположен в Архангельской области, находится святой лик праведного отрока и лишь небольшая часть его мощей.

Молитвы перед иконой Артемия Веркольского

Краткая молитва святому угоднику Божиему:

Молитвенная речь к чудотворцу Артемию об исцелении от недугов:

Молитвенное обращение к святому при кожных заболеваниях:

Молитва святому отроку Артемию от прыщей:

У праведного отрока Артемия Веркольского можно просить здравия и исцеления от болезней не только для себя, но также для родных и близких. Не забудьте по окончании молитвенной речи поблагодарить святого угодника Божиего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ

А. В. родился в крестьянской семье. Родители – Косма по прозвищу Малый и Аполлинария – воспитали сына в страхе Божием и благочестии. По преданию, у А. В. была сестра – прав. отроковица Параскева Пириминская, прославившаяся посмертными чудотворениями. Однажды отрок вместе с отцом боронил поле. Разразилась сильная гроза, ударила молния, и А. В. упал замертво. Односельчане посчитали внезапную кончину отрока наказанием за его тайные грехи и оставили тело непогребенным в лесу, называвшемся Сосония. В 1577 г. диакон местной ц. во имя свт. Николая Чудотворца Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки А. В., и обрел нетленное тело праведного отрока. Крестьяне перенесли св. мощи на паперть Никольской ц. в Верколе.

В 1583 г., во время распространившейся в окрестностях Верколы эпидемии, у некоего человека по имени Каллиник тяжело заболел сын. Каллиник молился о его исцелении, потом приложил мальчика ко гробу А. В. и, взяв бересту, в к-рую было завернуто тело святого, положил ее на плечи и на «гайтан» (нательный крест) ребенка, к-рый тотчас выздоровел. О свершившемся чуде Каллиник рассказал жителям Верколы, собравшимся в церкви; был отслужен молебен, и мор прекратился. Житие сообщает, что с этого времени стала праздноваться память А. В. (РГБ. Унд. № 378. Л. 100-101). В 1584 г. у гроба А. В. исцелился др. житель Верколы – Павел, голова к-рого была обращена назад. После этого чуда к Никольской ц. был пристроен придел во имя вмч. Артемия, мощи св. отрока переложили в новый гроб и торжественно перенесли в придел. На досках от прежнего гроба священники Иоанн и Фома повелели написать образы А. В., к-рые почитались чудотворными. В 1601 г. некий Панкратий привез один из образов в Вел. Устюг, и неск. жителей Устюга получили от него исцеления. Почитались чудотворными также стружки от гроба А. В., к-рые благочестивые паломники прикрепляли к своим нательным крестам. У мощей А. В. продолжали совершаться исцеления: прп. Трифон Вятский († 1612), шедший в родное с. Малнемнюжское (близ Верколы), исцелился от «расслабления руки»; вновь обрел зрение веркольский житель Иоанн по прозвищу Растегай, страдавший слепотой более 2 лет.

В марте 1635 г. кеврольским и мезенским воеводой был назначен А. Ф. Пашков (позднее сопровождавший в ссылку Аввакума Петрова). Будучи проездом в Верколе, Пашков не захотел почтить мощи А. В. и уехал в Кевролу, где тяжело заболел его сын Иеремия. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков отправился в Верколу, чтобы поклониться мощам А. В. В Никольской ц. в Верколе был отслужен молебен, потом Иеремию приложили к образу и мощам А. В., а грудь обернули берестой, в к-рую было завернуто тело святого. Мальчик выздоровел, и Пашков дал обет создать ц. во имя вмч. Артемия. В 1645 г. на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, на средства Пашкова построили ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского с приделом во имя А. В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон, имевший в своей б-ке житие А. В.

21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне – часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв. Богородицы. Св. Иоанн является автором акафиста А. В.

В 1919 г. Веркольский мон-рь был закрыт, в 1920 г. мощи А. В. были спрятаны братией; по нек-рым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории мон-ря. Богослужения в ц. во имя А. В. возобновились в 1990 г., в этом же году в церковь была перенесена рака, где ранее почивали мощи святого (в 20-80-х гг. XX в. рака находилась в часовне, построенной на месте гибели А. В.), в 1991 г. в стенах обители была возобновлена монашеская жизнь.

История канонизации А. В. излагается в источниках противоречиво. В одном из поздних списков жития сказано, что веркольцы, видя множество чудес, совершавшихся по молитвам к праведному отроку, собрались на совет и написали письмо Новгородскому митр. Макарию, к-рый повелел боярскому сыну Дружине Малгину, игум. Красногорского мон-ря Макарию и кеврольским священникам освидетельствовать мощи А. В.; после чего митр. Макарий повелел написать житие и службу святого, создать в честь него храм и там положить его мощи. 6 дек. 1610 г. мощи А. В. по указу митрополита были перенесены из придела в Никольскую ц. (РНБ. Q. I. 990, кон. XVIII – нач. XIX в.). Однако в 1610 г. Новгородскую кафедру занимал митр. Исидор, красногорский же игум. Макарий действительно подвизался при митр. Макарии. Источник, известный Н. П. Барсукову, сообщает, что в 1639 г. Новгородский митр. Киприан († 17 дек. 1634) послал в Верколу повеление освидетельствовать мощи «тутошними и окольными игумены, и попы, и диаконы». Получив роспись исцелений, митрополит в 1640 г. установил местное празднование памяти А. В., тогда же составили службу – «полный праздник: стихиры, и славники, и литею, и стиховны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен, и хвалитны, и розпев под знаменем». Поскольку и это сообщение содержит хронологическое противоречие, можно предположить, что канонизация святого совершилась тогда же, когда было составлено житие,- ок. 1619 г. Память «святаго и преподобного Артемия Веркополского, иж в Кевроле» (без указания дня) внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 335об., сер. 50-х гг. XVII в.). В 1685 г. краткое житие святого опубликовано под 20 окт. в Прологе, что говорит об общерус. почитании А. В., память А. В. отмечена также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1701 г. в Москве в храме во имя вмч. Параскевы на Пятницкой у. был освящен придел во имя А. В., здесь хранился его чудотворный образ с частицей мощей, написанный на доске от гроба святого.

В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому.

Артемий Веркольский

Реставрация: нет данных

Размер: 30,3 х 26,4

Автор: Нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера; рамка -медь, басма

Персоналии: Артемий Веркольский

Уточняющая датировка: 18 в. Начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое и сюжетная композиция

Иконографическая справка

Согласно житию, Артемий (1532—1545) родился в селе Веркола на реке Пинеге Архангель­ской губернии. Родители Артемия, благочестивые крестьяне Косма и Аполлинария, вос­питали сына в страхе Божием. Однажды во время работы отрока в поле внезапно разразилась страшная гроза, Артемий упал замертво. Односельчане по своему суеверию отказались его хо­ронить и оставили тело в лесу непогребенным, только прикрыли берестой и хворостом, обнесли место оградой1.

В 1577 г. диакон Агафоник увидел в лесу необычный свет над местом, где покоились останки отрока, и обрел там его нетленное тело. Крестьяне принесли останки в Никольскую церковь в Вер-коле и положили на паперти, прикрыв берестой. Вскоре после этого от мощей Артемия начались чудеса. В 1584 г. в церкви был устроен специальный придел, куда перенесли мощи отрока и по­ложили их в новый гроб, а на досках старого гроба написали иконы отрока, которые стали по­читаться чудотворными. К этому времени, по предположению исследователей, были записаны и многочисленные чудеса святого. Среди множества исцеленных оказался и преподобный Трифон Вятский (ум. 1612), посетивший Никольский храм, где почивали мощи угодника Божьего.

В 1610 г. мощи переложили в специальную раку. В храме Николы Чудотворца со временем был устроен придел в честь святого. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строительство мона­стыря в честь Артемия Веркольского на месте обретения тела святого, куда по завершении работ были перенесены мощи. Государь пожаловал новый монастырь утварью, иконами, книгами и др.

Артемий пользовался огромным народным почитанием, особенно на Русском Севере. Автор акафиста святому, праведный Иоанн Кронштадтский (ум. 1908) неоднократно посещал Верколь-ский монастырь и был его щедрым благотворителем. В 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей праведника.

В истории канонизации Артемия многое неясно, источники не дают точных дат, а также со­держат анахронизмы2. Наиболее убедительной является точка зрения, согласно которой канони­зация совершилась тогда же, когда было написано житие, т. е. около 1619 г.3 Позднее появились новые редакции. В 1685 г. краткое житие Артемия включено в печатный Пролог, что убедительно подтверждает его общерусскую канонизацию.

На иконе образ праведника вполне традиционный: отрок представлен в рост, облаченным в короткую охристую рубаху, в молении к Спасителю. Огромный небесный сегмент, соединяющий небо и землю, напоминает воронку смерча и рисует образ разверстых небес, в которых ангел принимает душу умершего на земле отрока и передает ее Спасителю, представленному в небе­сах. Созерцающим икону открывается, как близки праведники к Отцу Небесному. На поземе по­мещены сцены из жития отрока: родители посылают отрока боронить поле; Артемий проходит с бороной на первом плане; вдали на земле лежит умерший отрок, рядом с ним идет лошадь с бо­роной; на заднем плане слева — село. Этот вариант иконографии праведного отрока был весьма распространен.

Живопись иконы, с упрощенным письмом лика, со светлым колоритом, построенным на со­четании зеленых и охристых тонов, с холмистым стилизованным пейзажем, близка к произведе­ниям иконописцев Русского Севера начала XVIII в. Серебряная басменная рамка, украшающая икону, орнаментирована изображениями виноградных лоз, гранатов, цветов, характерными для декора произведений XVIII в.

Происхождение

Поступила в 1923 г из Румянцевского музея в составе собрания Е.Е.Егорова

Источники:
http://dailyhoro.ru/article/ikona-artemiya-verkolskogo/
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-artemiya-verkolskogo/
http://hram-anevskogo.prihod.ru/main-page/svyatoj-pravednyj-otrok-artemij-verkolskij/
http://moimolitvy.ru/ikony/artemiya-verkolskogo-2053/
http://www.pravenc.ru/text/76384.html
http://icons.pstgu.ru/icon/3741
http://azbyka.ru/days/ikona-blagodatnoe-nebo

Ссылка на основную публикацию