Что такое иконы с клеймами?

Что такое иконы с клеймами?

На некоторых иконах центральный поклонный образ, расположенный в среднике, обрамляется вокруг дополнительными сюжетными сценами – клеймами. Распространяется новая композиционная форма с IX века в Византии, условно такие иконные образы можно разделить два вида: житийные и акафистные.

Житийные иконы, это те, которые в среднике хранят образ Святого, чин святости которого может быть различным (святитель, мученик, преподобный), а на полях, как правило, расположены клейма жития, повествующие о многих чудесных обстоятельствах Божественного Промысла и раскрывающие внутренний духовный облик святого и его добродетели. К данному типу можно также отнести Образ Пресвятой Богородицы (поясной) со сказаниями о чудесах, совершаемых от Ее иконы, которые затем изображаются в клеймах. (Тихвинская икона Богородицы сер. XVI в. из Успенского собора Московского Кремля); а также иконы Христа – Спас Смоленский, окруженный сценами из Евангельских притч (середина XVI в. Успенский собор Московского Кремля); в среднике иконы может находиться Праздник (Рождество Пресвятой Богородицы или Благовещение с Протоевангельским циклом Ее жития* или Распятие со страстями)

[ Сноска: *Протоевангелия – это апокрифические книги, описывающие события, которые произошли до основных событий в жизни Иисуса Христа, описанных в четырёх канонических Евангелиях Нового Завета. Протоевангелие Иакова относится к апокрифическим текстам, возможно, является самым ранним из них. Оно повествует о детстве и юности Девы Марии и о событиях во времярождения иисуса Христа, свидетельствует о почитанииДевы Марии, утверждая о Её Приснодевстве и представляя Её как новую Еву. Авторство приписывается Иакову, сыну Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. В книге прослеживается незнание автором подробностей жизни евреев и их несоответствие деталям, описываемым в книгах, вошедших в Библию. Несмотря на свою привлекательность, Протоевангелие Иакова в канон Новозаветных книг не вошло, а осталось благочестивым сказанием.]

Акафистные иконы написаны для прославления Божией Матери и Приснодевы Марии, в клеймах иллюстрируются поэтические эпитеты и аллегории, взятые из торжественного гимна, Ей посвященного, или Акафиста. Впоследствии в память троекратного спасения Константинополя от иноплеменных войск был установлен Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается в субботу пятой недели Великого Поста, вероятно, потом была написана соответствующая празднику икона. В центре – восседающая на троне Богородица в окружении ветхозаветных пророков, держащих в руках символы, обозначающие их духовные видения, которые в свою очередь являются прообразами Богородицы (Иаков держит лествицу, Иезекииль – врата, Моисей – неопалимую купину, Даниил – несекомую гору), а вокруг на полях могли быть расположены клейма Акафиста. Однако встречаются такие иконы, у которых в среднике изображен Праздник, например, Благовещение Пресвятой Богородицы (Акафист был посвящен Благовещению) или Её Рождество.

Новости

    06 Январь 2017

Мозаичные иконы

Иконописная мастерская выполняет иконы в технике мозаики. В христианской Византии такие иконы были широко распространены. Используются такие материалы как смальта и др. Мозаичные иконы могут быть выполнены и небольшого размера, в чем будет проявляться их особенная красота и уникальность.

Что такое иконы с клеймами?

Клеймо — (знак) Клеймо (инструмент) Клеймо (иконопись) в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающее или поясняющие сюжет центральной композиции. Чаще всего клейма… … Википедия

Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород … Википедия

Портал:Живопись — Портал:Живопись … Википедия

ИОАНН БОГОСЛОВ — [Иоанн Зеведеев; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Θεολόγος], один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем к рого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов НЗ, в т. ч. Евангелия от Иоанна,… … Православная энциклопедия

ГЕОРГИЙ УГРИН — († 1015, после 15 июля), св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского кн. мч. Бориса Владимировича (см. Борис и Глеб). Сведения о мученической кончине и почитании … Православная энциклопедия

ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… … Православная энциклопедия

История Ярославля — Алексей Боголюбов. «Крестный ход на Волге в Ярославле» (1863) Ярославль первый из русских городов на Волге, упоминаем … Википедия

ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… … Православная энциклопедия

ЗОСИМА И САВВАТИЙ — Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ — (кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? 2.08.1557?, Москва), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг. в Соборе Московских святых). Источники Наиболее ранним источником, сообщающим о В. Б., является «Книга… … Православная энциклопедия

Что такое иконы с клеймами?

Икона часто называется застывшим Евангелием и в этом есть канонический элемент. С самого начала изображения в православной традиции создавались для того, чтобы запечатлевать основные постулаты веры и описания жития самых значимых представителей веры. Для этого часто используются иконы с клеймами — это иконы, которые имеют нечто наподобие рамки около основного изображения. В этой рамке в свою очередь изображаются небольшие сюжеты в определенной последовательности. Таким образом рассказывается некая история.

Основное про иконы с клеймами

По сути, икона с клеймами представляет собой изображение с комментариями. Характерным примером является святой и его житие, то есть в центре изображения располагается сам святой, а по периметру последовательные сюжеты его жития, различные подвиги и подобное.

Таким образом, на одном изображении передается существенное количество сведений, запечатлеваются самые основные факты.

Иногда клеймо на иконе может иметь пояснительную надпись, но такие детали встречаются не часто. По большей части речь идет просто о каноническом иконописном изображении.

Символически подобная икона со святым прославляет подвижника, указывает верующим на его самые высокие духовные достижения и подвиги. Клеймо представляет собой своеобразный венок славы, который как бы венчает самого подвижника. Молитва и созерцания такого образа может приносить существенную духовную пользу.

Такое описание дает понять в целом, что из себя представляют иконы с клеймами. Есть различные варианты таких икон.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа. Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа. Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:

  • сотворение мира;
  • падшие ангелы;
  • сотворение человека;
  • изгнание из рая;
  • всемирный потоп;
  • Вавилонская башня;
  • получение Моисеем заповедей.

Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

Чтение иконы с клеймами

Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

Начало отсчитывается, как правило, от левой верхней части и далее следуют направо, далее по краю изображения и снова оказываются там, где начинали.

Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.

«Всем полезная даруй»

Казанские иконы Богоматери с клеймами Повести митрополита Ермогена.

Явленная икона Богоматери в Казанском девичьем монастыре. Фото конца XIX века

О явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 году, ставшей «скорой помощницей» христианам в новообращенной Казанской стране, известно из Повести «самовидца» обретения этой святыни – первого митрополита Казанского Ермогена, впоследствии Патриарха-мученика. Повесть была завершена в 1594 году к освящению каменного собора Девичьего монастыря в Казани, основанного на месте явления чудотворного образа. Это творение митрополита Ермогена, дошедшее до нас в авторской рукописи (ныне хранится в Государственном историческом музее), распространилось в России во множестве списков и явилось главным литературным источником иконографии сюжетов, связанных с историей Казанского образа.

Из истории Явленного образа

Согласно тексту Повести, 23 июня 1579 года Казань пострадала от страшного пожара. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Богоматери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне десятилетней девице Матроне, дочери стрельца, повелевая поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули образ в указанном месте из земных недр. Девица неоднократно рассказывала об этом матери, но та не верила ей. В один из дней, в полдень, икона явилась Матроне страшным огненным образом, «лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От этого видения девица упала на землю и лежала, как мертвая, несколько часов, а потом громко возопила к матери. Тогда мать тотчас пошла с девицей к воеводам, но те ни во что вменили их рассказ. Мать повела дочь к архиепископу, но он не внял их речам. Поведав людям о чудной иконе, мать, взяв заступ, сама стала копать в указанном месте. Но ни она, ни другие ничего не находили. Когда же начала копать девица, на пепелище дома, на глубине чуть более двух локтей она обрела небольшую икону Богородицы, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная. Со страхом и трепетом Матрона взяла ее и поставила рядом.

Казанская икона Богоматери в раме с 20 клеймами. Икона — XVII век. Рама — вторая четверть XVII века. Сольвычегодский историко-художественный музей

Вскоре к обретенному образу стали стекаться люди, послали весть к архиепископу, он велел звонить в колокол и с крестным ходом пришел на место явления. Увидев икону, он дивился ее необычному виду и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Богу и Богородице. Священник церкви святителя Николая Гостиного, располагавшейся в центре Казани у Гостиного двора, будущий митрополит Казанский и Астраханский Ермоген, по благословению архиепископа благоговейно взял икону. С крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь Николы Тульского, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход медленно направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда образ внесли в собор, исцелился слепец Никита.

Явление иконы девиче Матроне. Клеймо рамы вторая четверть XVII века. Сольвычегодский историко-художественный музей

С обретенной иконы вскоре сделали список, описание явления, чудес и отправили в Москву царю Иоанну Грозному. Он повелел поставить на месте явления иконы церковь, кельи и ограду и устроить девичий монастырь для сорока сестер, дав средства из царской казны. Икону торжественно перенесли из Благовещенского собора в монастырскую деревянную церковь. Девицу Матрону постригли в монастыре с именем Мавра.

От иконы продолжали совершаться чудотворения. В Повести митрополита Ермогена приведено описание еще четырнадцати чудес исцелений. Все они вместе с событиями обретения образа стали изображаться в клеймах Казанских икон.

Казанская икона Богоматери с 12 клеймами. 1727 год. Поочье. Икона в среднике — вторая половина XVIII века. Частное собрание

Явленная чудотворная икона в драгоценном окладе, стоявшая в новом каменном Казанском соборе Девичьего монастыря, была окружена двумя рамами с клеймами. На сохранившейся фотографии конца XIX века видны эти рамы: внутренняя и внешняя, имевшая овальные и круглые клейма чудес (иллюстрация 1). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела ручки для выноса иконы во время крестных ходов.

Сохранилась рама первой трети XVII века, повторяющая состав клейм внутренней рамы Явленного образа, с изображениями праздников и обретения образа Богородицы. Ныне она хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Иконы XVII–XIX веков

С воцарением династии Романовых Казанская икона стала почитаться особо. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил общерусское празднование Казанскому образу, множество списков с него распространилось по всей территории русского государства. Иконы Богородицы Казанской «с чудесы» в XVII столетии были широко распространены. Самая ранняя рама с 20 клеймами, в которую вставлялась Казанская икона, была исполнена во второй четверти XVII века строгановскими мастерами (Сольвычегодский историко-художественный музей) (иллюстрация 2). Клейма «читаются» слева направо в соответствии с текстом Повести. В первом клейме совмещено несколько явлений иконы Матроне, которая изображена трижды. От иконы исходят яркие «пресветлые» лучи (иллюстрация 3). Другие клейма помимо событий явления и обретения иконы подробно изображают чудеса – четырнадцать из шестнадцати, описанных в Повести.

Обретение иконы в земле девицей Матроной. Клеймо иконы. 1727 год. Поочье. Частное собрание

Поставление иконы на месте явления и моление перед ней. Клеймо иконы. 1727 год. Поочье. Частное собрание

Основание Девичьего монастыря в Казани и пострижение девицы Матроны. Клеймо иконы. 1727 год. Поочье. Частное собрание

К 1727 году относится большая икона с 12-ю крупными клеймами (позднее в ее средник была врезана более поздняя Казанская икона) (иллюстрация 4). Большинство клейм посвящено здесь истории Явленного образа и лишь последнее «собирательным» чудесам от него – в надписи к этому клейму говорится, что от иконы подаются различные исцеления: слепым прозрение, глухим слышание, хромым хождение. Среди главных событий – обретение образа, под ним мы видим ткань – это рукав одежды, в котором была найдена икона (иллюстрация 5). В следующем клейме образ Богородицы, в соответствии с текстом Повести, поставлен рядом на «древце», имеющем вид древка для выносных икон (иллюстрация 6). В предпоследнем клейме изображено пострижение Матроны в Девичьем монастыре (иллюстрация 7).

Принесение иконы в церковь Николы Тульского и исцеление от слепоты Иосифа. Клеймо иконы «Богоматерь Казанская, с 8 клеймами повести митрополита Ермогена и изображениями Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Первая треть XVIII века. Калуга. Частное собрание

В центре склоненная фигура девицы, над ней – обретенная ею икона, под которой висит яркая красная пелена с Голгофским Крестом.

Казанская икона Богоматери в окладе с 7 рельефными клеймами. Икона -середина XIX века.
Оклад — 1863 год. Мастерская М.Д. Шеина, Москва. Музей имени Андрея Рублева

Уникально рельефное воспроизведение клейм на полях позолоченного чеканного оклада Казанской иконы-пядницы (Музей имени Андрея Рублева) (иллюстрация 9). Оклад исполнен в Москве в 1863 году в мастерской М.Д. Шеина. Сюжеты рельефов: 1. Явление иконы девице в огненных лучах, 2. Мать и девица у архиепископа, 3. Девица обретает икону, 4. Исцеление слепого, 5. Исцеление человека от болезни ног, 6. Исцеление слепого младенца (иллюстрация 10), 7. Исцеление бесноватого.

Явленная Казанская икона Богородицы была похищена из Казанского девичьего монастыря в 1904 году, это святотатство потрясло всю Россию.

Казанские иконы с клеймами зримо сохранили в памяти поколений события обретения святыни и ее чудеса и поныне дороги для всех, кто с верой и упованием притекает к «Заступнице усердной».

Исцеление слепого младенца. Фрагмент оклада. 1863 год. Мастерская М.Д. Шеина, Москва.
Музей имени Андрея Рублева

Н.Н. Чугреева, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Автор: Наталия Кулышева

  • Фото: Наталия Кулышева

    –>

    Популярные туры:

    Продолжайте путешествие!
    • Прогулки по Царьграду

    Рука не поднимается написать «Стамбул». Даже сегодня, когда над городом царят минареты, .

    Крым. Осколки великой Византии

    В 1299 году войска монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая разрушили столицу .

    Здесь воскрес Христос

    Храм Гроба Господня в Иерусалиме связан не только со страданиями и упокоением .

    Вы ищете работу?

    А как вы это делаете? Рассылаете свое резюме, изучаете объявления в газетах, .

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    клеймо на иконе

    #1 skil

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал skil: 08 Ноябрь 2013 – 03:54

    #2 skil

    #3 nobody

    #4 skil

    Прикрепленные изображения

    #5 skil

    Поправьте меня если я не прав
    Железный крест– Кузнецов Емельян Алексеевич

    А-А –Арцебашев Анатолий Аполлович ( мастер проб)
    1888– год пробы

    84– проба серебра (zolotniki)

    Георгий Победоносец колющий змея — возможно принадлежность к московскому двору

    #6 dad

    QUOTE (skil @ Nov 8 2013, 05:19 AM)
    Извините за качество снимка – пришлось урезать т.к. не вписывался в положенный размер . На первом оттиска (Железный крест) потом ( сверху А-А снизу 1888) затем ( 84 ) и в конце ( Георгий Победоносец колит змея) как на гербе Москвы

    Утро доброе.
    Ваш снимок весит 80 к. Загружать можно до 250. Что у Вас не влезло??
    На этом снимке ничего не видно (клейма)

    Возьмите оригинал, вырежте в любом редакторе область клейм и весом 200 к выложите здесь. Тогда и говорить можно будет.

    Сообщение отредактировал dad: 08 Ноябрь 2013 – 05:37

    #7 AGn

  • SAMMLER.ru
  • 13 244 сообщений
    • Gender: Male
    • Location: Москва

    User’s Awards

    Если долго всматриваться в бездну – бездна начинает всматриваться в тебя.
    ©Ф. Ницше

    Never, never, never, never give up.
    ©Winston Churchill

    Редкие.ру

    Икона «Спас Нерукотворный» в окладе. Дерево, масло. Оклад – серебро 84 пробы, чеканка, гравировка, золочение. 29х24. Клейма: 84 пробы, городское клеймо Санкт-Петербурга, мастера «А.Я», 1830г. Россия, начало XIX в.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 90000- 95000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Св. Николай». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 31,5Х26,5. Россия, 30 – е годы XIX в. Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение. Клейма: мастера «Г.У»; пробирного мастера «Н.Д» над годом 1836. 84 пробы, герб города Москвы с годом 1836.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 70000- 80000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Господь Вседержитель». Дерево, масло; оклад – серебро 84*, чеканка, золочение, мастер «СА», 1863г. Венец – подбор (84*, 1871г.) 31Х26,5см. Россия, вторая треть XIXв. В хорошем состоянии.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 150000-17000 руб., не продана.

    Икона «Св. Пантелеймон» в окладе и киоте. Дерево, масло. Оклад – серебро 84 пр., штамп, гравировка, золочение. 17,5х14,5 Клейма: 84 пробы, клеймо г. Москвы, пробирного мастера «В.С» с датой 1877, мастера «АС».

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 65000- 70000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Спас Нерукотворный». Дерево, масло. 36Х31. Россия, конец XIX в. Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение. Клейма: мастера «В.С»; пробирного мастера «В.С на датой 1870″; 84 пробы и герб города Москвы

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 110000-120000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Господь Вседержитель». Дерево, левкас, темпера. 32Х27,5. Россия, конец XIX в. Оклад – серебро, чеканка гравировка, золочение. Клейма: мастера «Н.И»; порбирного мастера «В.С» на датой 1875 г.; 84 пробы и герб города Москвы.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 55000-60000 руб., не продана.

    Икона «Богоматерь Казанская» в окладе и киоте. Дерево, масло. Оклад – серебро 84 пр., штамп, гравировка, золочение. 22х18 Клейма: 84 пробы в овальном щитке с головкой девушки, повернутой вправо, мастера «СДК». Россия, 1908-1917.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 130000-150000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Святое семейство». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Россия, Школа или худ. центр: Палех, конец XIX – начало ХХ в. Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение, скань. Клейма: мастера «И.Т» – Тарабров Иван Филиппович – владелец мастерских золотых и серебряных изделеий, 1893-1913 гг.; «женская головка в кокошнике, обращённая влево» с 84 пробой и инициалами «ИЛ» – Клеймо Московского окр. Пробирного управления с инициалами управляющего округом И.С. Лебедкина

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 300000 руб., продана за 1350000 руб.

    Икона в окладе «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому». Дерево, масло. 28,5Х24. Россия, конец XVIII в. Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение. Клейма: мастера «М.А»; пробирного мастера»А.Р» под датой 1797; альдерман «АОП»; герб города Москвы.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 50000-60000 руб., не продана.

    Икона «Богоматерь Старорусская» в окладе. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. 18х14 Оклад – серебро 84 пробы, чеканка, гравировка, золочение. В отличной сохранности, незначительные сколы. Клейма: 84 пробы с клеймом города Санкт-Петербурга, пробирного мастера А.С над датой 1892, мастера «А.Рябковъ». Россия, мастерская А. Рябкова, 1892 г.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в марте 2010 года с оценочной стоимостью 20000-25000 руб., продана за 55000 руб.

    Икона в окладе «Николай Чудотворец». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Оклад: серебро, литье, штамп, гравировка, золочение. 22,5х19,5 см. Клейма: серебра 84 пробы, клеймо города Н.Новгорода «олень, идущий влево» с датой «1867″, пробирного мастера Дорошина Петра Михайлова (?) «ПД» с датой «1863″, мастера «МС»

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в мае 2010 года с оценочной стоимостью 50000-60000 руб., не продана.

    Икона в окладе «Николай Чудотворец». Дерево, левкас, масло, темпера. Оклад: серебро, литье, гравировка, чеканка, золочение, монтировка. Вес оклада – 426 гр. 25,5х21,5 см. Клейма: неизвестного альдермана (1775-1802 гг.) «АОП», пробирного мастера с датой «IB 1797″, города Москва «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», именник мастера «ПТ(?)» (плохочитаем). Россия, Москва, 1797 г.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в мае 2010 года с оценочной стоимостью 120000-160000 руб., не продана.

    Икона в окладе и киоте «Богоматерь Казанская». Дерево, левкас, темпера. 31,5Х27. Россия, конец XIX в. Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение, скань. Клейма: мастера: «И.Ж»; пробирного мастера «В.П» над 1884 годом – неизвестный пробирный мастер, 1883-1886; 84 пробы и герб г. Москвы. Клейма на сканной рубашке: мастера «ИФ» – Футкин Иван Иванович, 1863-1897 гг.; остальные совпадают с клеймаи на окладе.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в июне 2010 года с оценочной стоимостью 240000-280000 руб., не продана.

    Икона «Богоматерь Тихвинская» с приписными св. Ангелом Хранителем и св. Иоанном Лествиничником в окладе. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Оклад – серебро 84 пр., чеканка, гравировка, золочение. 23,5х18,5 Клейма: мастера «ГЛ», пробирного мастера «В.А», герб Москвы.

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в июне 2010 года с оценочной стоимостью 80000-90000 руб., не продана.

    Икона «Господь Вседержитель» в окладе. Дерево, масло. Оклад – серебро 84 пр., штамп, гравировка, золочение, накладки – выемчатая кобальтовая эмаль. 26х22 Клейма: 85 пробы в овальном щитке с головкой девушки, повернутой вправо, мастера «ФС». Россия, 1908-1917 гг..

    Выставлялась на продажу на аукционе Гелос в июне 2010 года с оценочной стоимостью 90000-100000 руб., не продана.

    Житийная икона

    Житийной принято называть икону, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты. В центре иконного пространства располагают изображение святого, а вокруг средника размещают композиции, иллюстрирующие события жизни святого, т.е. его житие, деяния, чудеса. Точно нет сведений, когда появились первые житийные иконы. Предшествовали их появлению изображения житийных композиций на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. Святые отцы христианства оставили в своих трудах упоминания об иконах с событиями Житий святых. Так в «Похвальном слове» св. вмч. Феодору святителя Григория Нисского говорится, что на иконе изображены «…доблестные подвиги мученика, искусством красок излагается рассказ о подвиге».

    В иконописи известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно в византийской школе на житийных иконах расположение и чтение сюжетов в клеймах, размещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, далее изображается попеременно слева направо на полях и заканчивается клеймом в правом нижнем углу. Иногда последовательность изображения нарушалась. В таком случае «прочитать изображение» и понять причины отступления от канона помогают тексты. Главным литературным источником для сюжетов житийной иконы были различные версии житий святых, зачастую, помимо канонических текстов прибегали к апокрифическим источникам. Обязательным элементом иконы было написание имени святого и надписи с поясняющим текстом на каждом сюжетном клейме.

    Одной из самых древнейших житийных икон является Кипрская икона, довольно больших размеров (106см на 62 см), св.вмч. Марины в Никоссии.

    Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

    Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.

    Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

    Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

    По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

    Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.

    Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

    Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

    Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на заказ или выставляют на продажу. Мастерские, имея свой штат иконописцев, осуществляют свои просветительские программы, организуют выставки икон, в том числе, выставки-продажи икон.

    Иконописная мастерская «Мерная икона» принимает заказы на написание как обычных икон, так и житийных. В продаже имеются готовые иконы – прекрасный подарок к церковным и семейным праздникам.

    Поделиться ссылкой:

    Источники:
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1522544
    http://omolitvah.ru/ikony/chto-takoe-ikony-s-kleymami/
    http://journalpp.ru/%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B9/
    http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=135296
    http://redkie.ru/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%85-18-19-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2/
    http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/zhitijnaja-ikona.php
    http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/chto-takoe-mernaya-ikona/

    Ссылка на основную публикацию