Псалом 36

Библия. Псалтирь

Псалом 36

1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:

13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.

14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:

15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.

16 Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;

20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.

21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.

23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:

24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.

27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.

32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;

33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.

34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.

35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;

36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.

39 От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби;

40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

Псалом 36 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 36

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется “вытекающим” из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте “не ревновать”) по поводу “процветания злодеев”, и тем более – не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс. 36 (написан в форме акроста, как и Пс. 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1-8)

Пс. 36:1-8. Как уже говорилось, русское “не ревнуй” в стихе 1 правильнее прочитать как “не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)” из-за того, что “злодеи” благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7-8, а также с Прит. 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3-4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его – подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 – повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов “лукавого человека”. Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, – допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9-22)

Пс. 36:9-11. “Делающим зло”, которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль – о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) – была повторена Иисусом Христом (Матф. 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу – в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Матф. 5:1-12.

Пс. 36:12-22. Утверждения, содержащиеся в стихах 9-11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12-22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12-13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14-15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, – потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16-17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18-20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли “благословенными” Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23-31)

Пс. 36:23-31. Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23-24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25-26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под “жизнью во век” в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс. 36 мысли о “наследовании земли праведными” сказанное в стихе 27-28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли – в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 – снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30-31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32-40)

Пс. 36:32-38. Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35-36 – образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир

Пс. 36:39-40. От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом Давида 36

Псалом 36 является песней-размышлением и наставлением. В ней Давид делиться с будущими поколениями своей мудростью, пытаясь показать молодым, что только в Господе человек может найти утешение и спасение.

История написания

Согласно надписанию в трех вариантах Священного Писания (иврит, греческий и латинский) авторство текста принадлежит Давиду. В 25 стихе автор говорит о своей старости, что позволило исследователям сделать вывод, что момент написания текста — старость царя Израиля и конец его правления.

Поскольку в песни Давид дает указания молодому поклонению, можно сделать вывод, что он писал этот текст для своего сына Соломона, пытаясь убедить его, что только в Господе он найдет мир и покой.

Другие псалмы царя Давида:

Под нечестивцем, который приводится в 35-36 стихах, можно рассмотреть Авессалома, чья гибель была много раньше из-за гордости и непокорности. На ошибках своего сына Давид пытается наставить будущее поколение и оградить их от падения и отступления от источника жизни — Бога Израилева.

Важно! Данный псалом является квинтэссенцией жизни Давида, всех уроков, которые он получил от Всевышнего. Все что пережил царь и видел в жизни — все это он собрал в данном тексте.

Толкование псалма

Псалом является отличным текстом для наставления молодёжи, каждый стих в нем — отдельная мудрость:

  1. Стихи 1-3: несколько советов, которые позволят молодому человеку избежать проблем и испытаний. Наставление «живи… и храни…» это совет всегда стараться сохранить истину Божию, несмотря на окружающие события и обстоятельства. Именно в этом корень благополучия.
  2. Стих 4 говорит, что утешение надо искать в Господе. Утешение должно быть не в мирской жизни, поиске наслаждения, но в жизни, согласно Божьим законам и наставлениям. Поведение праведника заслуживает награду от Бога;
  3. Стихи 5-6 призывают юношу отдать все его дела и пути во владение Творца. Тот, кто руководствуется Божьими установками и правилами, будет впоследствии награжден Творцом за послушание. Человек, который во главе своей жизни и поступков ставит предписания Божьего закона не будет постыжен или не будет страдать из-за нечестивцев — Господь будет на его стороне всегда.
  4. Стих 8 призывает читателя не гневаться на успехи нечестивых, поскольку это может привести к желанию причинить им зло. То есть автор призывает не завидовать грешникам, поскольку это может привести к собственному падению.
  5. Стихи 9-11 описывают поведение праведных людей и их характер. Главное качество, которое необходимо приобрести человеку — покорность воле Божьей. Если человек примет волю Бога за главное направление в своей жизни, то она будет благословенна. Выражение «наследуют землю» — повтор с небольшим изменением обетования евреям из Второзакония, когда Бог обещал дать им во владение Палестину — обетованную землю. Это награда тем, кто покоряются его воле.
  6. Стихи 16-17 объясняют, почему не стоит завидовать преуспевающим грешникам — потому что они будут сокрушены Господом. То малое, что имеют праведники, они не потеряют, а то великое, что собирают грешники будет ими утрачено.

Правила чтения

Псалом 36 можно читать вместе со всеми в храме во время богослужений на церковнославянском языке:

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Читайте также другие интересные статьи:

Можно читать его в особые моменты сомнений и страха дома на русском языке:

1 Псалом Давида. Не раздражайся, видя порочных, не завидуй делающим беззаконие.

2 Ибо они, как трава; скоро подсекаются, и как травная зелень увядают.

3 Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит тебе желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой, и надейся на Него, и Он совершит.

6 И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.

7 Положись на Господа и ожидай Его. Не раздражайся, видя успевающего в пути своем, человека, совершающего свои замыслы.

8 Утиши гнев, и оставь ярость, не раздражайся до того, чтобы делать зло;

9 Ибо делающие зло истребятся, а ожидающие Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не будет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11 А смиренные наследуют землю, и насладятся множеством мира.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника, и скрежещет на него зубами своими.

13 Но Господь смеется ему; ибо видит, что приближается день его.

14 Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем.

15 Меч их пойдет в их сердце, и луки их сломятся.

16 Лучше немногое у праведника, нежели богатство многих нечестивых;

17 Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и удел их вечно пребывает.

19 Не посрамятся они во время лютое, и во дни глада будут насыщены.

20 А нечестивые гибнут, и враги Господни, как краса лугов, исчезают, как дым исчезают.

21 Нечестивый берет взаймы и не платит, а праведник дарит и дает.

22 Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклинаемые Им истребляются.

23 Господом тверды шаги его мужа, и путь его угоден Ему.

24 Когда будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку.

25 Я был молод и состарелся, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба.

26 Он всякий день дарит и взаймы дает, и над потомством его благословение.

27 Уклоняйся зла, и делай добро, и живи вовек.

28 Ибо Господь любит правосудие, и не оставляет святых Своих; вечно хранятся они: [а беззаконные будут низвержены], и племя нечестивых истребится.

29 Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит истину.

31 Закон Бога его в сердце у него, стопы его не колеблются.

32 Нечестивый присматривает за праведником и ищет умертвить его:

33 Но Господь не предает его в руки ему, и не допустит обвинить его, когда будут судиться.

34 Ожидай Господа, и держись пути Его: и Он поставит тебя владеть землею, увидишь истребление нечестивых.

35 Видел я нечестивого, грозного, расширявшегося, как укоренившееся ветвистое дерево:

36 Но он исчез, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Храни чистоту и наблюдай правду: ибо у человека мирного останется потомство.

38 А беззаконники исчезнут вовсе, потомство нечестивых истребится.

39 От Господа спасение праведникам, Он крепость их во время скорби.

40 Господь поможет им и избавит их, избавит их от нечестивых, и спасет их; ибо они на Него уповают.

Псалом 36

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.

1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,

2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.

2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.

3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.

3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;

4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.

4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.

5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:

5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,

6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.

6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.

7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.

7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!

8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.

8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,

9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.

9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.

10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.

10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.

11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.

11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.

12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.

12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,

13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.

13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.

14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.

14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.

15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.

15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.

16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.

16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,

17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.

17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.

18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.

18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,

19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.

19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,

20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.

20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.

21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.

21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,

22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.

22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.

23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.

23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,

24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.

24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.

25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.

25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –

26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.

26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.

27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.

27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,

28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.

28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.

29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.

29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.

30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.

30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –

31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.

31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.

32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.

32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,

33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.

33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.

34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.

34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.

35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.

35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;

36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.

36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.

37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.

37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,

38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.

38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.

39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.

39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;

40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.

Слава:

Слава:

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Псалом 35 царя Давида: текст молитвы на русском языке

Я стараюсь каждый день читать псалмы и молитвы, чтобы быть ближе к Господу. Сегодня я хотел бы подробнее рассказать о псалме 36, о его значении и о правилах чтения.

Отличия псалмов от молитв

Некоторые люди до сих пор склонны путать псалмы с молитвами. Это нередко становится причиной возникновения определенного недопонимания. Поскольку между этими двумя священными текстами имеется существенное различие.

Необходимо понимать, что молитва представляет текст, который открылся перед человеком благодаря милости небес. Большинство из них действительно являются дарованием свыше. Например, ангельская молитва, которая многим хорошо известна. Ее услышал мальчик, которого ангелы подняли до небес. После этого он рассказал об услышанном тексте духовнику, а тот его записал и порекомендовал людям вознести молитву небесам, прося помилования.

Молитву обычно читают в моменты, когда на душе неспокойно или если человеку требуется помощь в делах. При этом человека не должны посещать дурные мысли. Негативные эмоции тут тоже крайне неуместны.

Разумеется, такие же рекомендации можно дать и тем, кто планирует прочесть псалом. Но важно сделать одно уточнение. Поскольку псалмы всегда должны читать в приподнятом настроении. Ведь они, по сути, представляют собой песнь, с которой человек обращается к небесам. Это касается далеко не всех текстов. Однако если речь идет о песнях, написанных, чтобы восхвалить Всевышнего, то нужно постараться пропеть их максимально торжественно.

Менее торжественный тон позволителен во время пения псалмов, являющихся наставлением или размышлением. К таким относится и псалом 36. Поскольку весь его текст буквально пронизан желанием автора поделиться своими размышлениями с другими. Кроме того, нельзя отрицать и тот факт, что в тексте безошибочно угадывается и желание царя помочь будущим поколениям и поделиться собственной мудростью.

История написания псалма

Как известно, все псалмы были написаны обычными людьми. Конечно, их социальный статус мог отличаться. Если говорить о таком известном и почитаемом авторе, как Давид, то он был совсем не простым человеком, а царем. Более того, в священном писании имеется уточнение относительно того, что на правление он был выбран самим Господом.

Стоит отметить, что относительно установления авторства данного псалма было немало споров. Поскольку исследователи настаивали на том, что автором может являться и другой человек. Однако, детально изучив три варианта подписей, стало понятно, что песнь вышла из-под пера царя Давида. Обратите внимание, что подобные подписи имеются перед каждым псалмов. Написаны они сразу на трех языках:

Если священнослужители сомневаются в том, кому именно принадлежит авторство, они внимательно исследуют абсолютно все варианты подписи. И, переведя ее на русский язык, безошибочно устанавливают автора. Именно так и произошло в данном случае. Поэтому не нужно принимать за чистую монету утверждения некоторых «знатоков» относительно того, что авторство может принадлежать и другому человеку.

Время написания текста

Наибольшей проблемой, с которой сталкиваются церковнослужители, изучая псалмы, является правильное определение временного интервала их написания. Поскольку в самом тексте подсказки встречаются довольно редко.

По этой причине достоверно определить точную дату написания практически невозможно. Но в случае с псалмом 36 такие нужные подсказки в тексты все же имелись — в одной из строк автор размышляет о своей старости. Подобное позволило исследователям сделать простой вывод: псалом 36 был написан Давидом в глубокой старости. Иными словами, он был написан практически в конце правления царя.

По мнению некоторых священнослужителей, данная песнь была написана им для собственного сына. У царя имелось несколько детей. Однако, согласно предположениям, конкретно в этом случае он обращается к Соломону. В строках песни сокрыт очень простой смысл: Давид пытается убедить своего отрока Соломона в том, что только Господь сможет даровать ему покой и душевное спокойствие, поэтому ему необходимо посвятить жизнь служению высшим силам.

Так же в псалме содержится несколько строк, в которых Давид повествует о жизни нечестивца. Некоторые исследователи выдвигали предположение, что речь идет о самом царе. Ведь всем хорошо известно о том, что он молодости совершил страшное прегрешение, за которое понесли наказание и его дети. Наказание, посланное небесами, помогло ему осознать, насколько тяжкий грех был совершен.

Вторая версия трактовки

Однако вторая версия является более правдоподобной. Согласно этой теории, под нечестивцем автор подразумевает своего сына по имени Авессалом. Юноша был красив и добр.

Однако гордость и непокорность сыграли с ним злую шутку. Вознамерившись отобрать трон у своего собственного отца, он прогневал небеса. Именно по этой причине его постигла ранняя смерть. Известие о гибели сына настолько шокировало царя, что он впал в уныние и даже просил небеса отнять его жизнь, но вернуть сына.

Разумеется, данная просьба не была услышана. И некоторые подумали, что подобное послужит причиной того, что Давид начнет сомневаться во Всевышнем. Но и этого не произошло. Правитель Израиля осознал, насколько страшное прегрешение совершил сын. И поэтому он смирился с тем наказанием, которое ему послали небеса.

Хотя царь смог найти душевные силы примириться с утратой сына, он вынес из этого события урок. Опасаясь, что кто-то может повторить судьбу его сына, он написал псалом 36.

Именно из-за этого каждая строка написанного текста буквально пронизана его желанием уберечь будущее поколение от ошибок. Более того, обращаясь к людям в этом тексте, царь пытается убедить их в том, что единственным правителем этого мира является истинный Господь, которому необходимо поклоняться.

Давид настаивает на том, что христианин сможет обрести долгожданное счастье лишь в том случае, если будет контролировать свои низменные желания и научится жить согласно заповедям. В своей песни источником жизни Давид называет Всевышнего. И просит каждого человека помнить об этом.

Восхваление Господа в псалмах

Примечательно, в некоторых других текстах, автором которых является Давид, содержится множество сравнений, указывающих на могущество Господа и на беспомощность самого человека. Подобными сравнениями царь хотел указать на то, что человек должен всегда помнить о всесильном Боге, который волен посылать людям испытания.

И каждое из этих испытаний необходимо выдержать с честью. Ведь в конечном итоге это поможет обрести вечную жизнь. Только от человека зависит то, куда он попадет: в ад или рай. На судном дне каждый получит по заслугам. А в некоторых случаях расплата может настигнуть грешника и в земной жизни.

Изучив детально каждую строку псалма, священнослужители сделали вывод, что он представляет собой квинтэссенцию жизни автора. Ведь в нем он рассказывает обо всех уроках, которые он получил от Бога. В этом тексте собраны истории из жизни Давида. Все, что он пережил, описано в псалме. И в этом заключается его основная ценность.

С какой целью читают псалом?

Обращаясь к небесам с тем или иным текстом, каждый человек преследует собственную цель. Однако церковнослужители настаивают на том, что необходимо помнить об одной важной детали. Каждый из существующих религиозных текстов служит для того, чтобы человек получил возможность обратиться к небесам.

Есть молитвы, которые следует использовать, попав в сложную жизненную ситуацию. Более того, встречаются и такие, используя которые, человек может о чем-то попросить Всевышнего или вымолить у Него милость.

То же самое касается и псалмов. Если правильно рассудить, псалом 36 рекомендуется читать в таких ситуациях:

  • когда верующий человек испытывает душевные муки – люди, которые когда-либо испытывали подобные страдания, знают, что вынести их порой бывает совершенно невозможно. Их даже нельзя сравнить с самой сильной физической болью. Лекарство для такого человека одно – молитва или псалом. Прочитав псалом 36, христианин сразу почувствует себя лучше;
  • если христианин начал сомневаться в правильности избранного пути – сомнения представляю собой реальную угрозу для каждого человека. Поскольку они постепенно могут даже загубить жизнь. Поэтому, если праведник внезапно начал испытывать сомнения, ему необходимо обязательно поведать об этом Всевышнему, прочитав псалом.

Кроме того, есть еще одна ситуация, в которой верующий волен прочесть псалом. А именно, когда человек нуждается в божественном участии. Ведь иногда случается так, что верующий начинает чувствовать необходимость в беседе со Всевышним. И лучший способ осуществить это желание – прочесть текст псалма.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

Пс.36:1 . Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

Пс.36:2 . ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

“Не ревнуй” – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Пс.36:3 . Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

Пс.36:4 . Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего» .

Пс.36:5 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

Пс.36:6 . и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Пс.36:8 . Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

Пс.36:9 . ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Пс.36:10 . Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

Пс.36:11 . А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и “кроткие” (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

Пс.36:16 . Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

Пс.36:17 . ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ( “мышцы” ) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет» .

Пс.36:18 . Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под “достояние м . непорочных» , как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

Пс.36:21 . Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает» , старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ( “милует” ) и дает нуждающимся из своего достатка.

Пс.36:25 . Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным» , т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Пс.36:27 . Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

Пс.36:28 . ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

“Жи знь вовек” зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они» . Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения “жи знь вовек” , в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

Пс.36:29 . Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

Пс.36:37 . Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир” – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

Псалом 36 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 36

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется “вытекающим” из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте “не ревновать”) по поводу “процветания злодеев”, и тем более – не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс. 36 (написан в форме акроста, как и Пс. 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1-8)

Пс. 36:1-8. Как уже говорилось, русское “не ревнуй” в стихе 1 правильнее прочитать как “не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)” из-за того, что “злодеи” благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7-8, а также с Прит. 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3-4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его – подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 – повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов “лукавого человека”. Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, – допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9-22)

Пс. 36:9-11. “Делающим зло”, которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль – о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) – была повторена Иисусом Христом (Матф. 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу – в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Матф. 5:1-12.

Пс. 36:12-22. Утверждения, содержащиеся в стихах 9-11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12-22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12-13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14-15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, – потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16-17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18-20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли “благословенными” Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23-31)

Пс. 36:23-31. Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23-24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25-26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под “жизнью во век” в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс. 36 мысли о “наследовании земли праведными” сказанное в стихе 27-28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли – в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 – снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30-31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32-40)

Пс. 36:32-38. Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35-36 – образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир

Пс. 36:39-40. От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источники:
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/36/
http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-36.html
http://www.molitvoslov.com/text346.htm
http://tayniymir.com/molitvyi/psalom-36.html
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/36
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/36/
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/38/

Ссылка на основную публикацию