Псалом 113

Псалом 113

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар,

1 По исходе Израиля из Египта, дома Иакова из народа чуждого,

2 бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Eго.

2 стала Иудея святыней Его, Израиль – владением Его.

3 Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять,

3 Море увидело – и побежало, Иордан обратился вспять,

4 горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии.

4 горы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец.

5 Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебe, Иордане, яко возвратился еси вспять?

5 Что тебе, море, что ты побежало, и тебе Иордан, что обратился ты вспять?

6 Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии?

6 Горы, что вы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец?

7 От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля,

7 От лица Господня потряслась земля, от лица Бога Иакова,

8 обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

8 обратившего скалу в озёра вод и утёс в источники вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей,

10 Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?

10 чтобы никогда не сказали язычники: “Где Бог их?”

11 Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори.

11 Бог же наш на небесах и на земле всё, что восхотел, сотворил.

12 Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.

12 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:

13 Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят,

13 уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят,

14 уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют,

14 уши имеют – и не услышат, ноздри имеют – и не обоняют,

15 руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут, не возгласят гортанем своим.

15 руки имеют – и не осязают, ноги имеют – и не пойдут, не издадут звука гортанью своей.

16 Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня.

16 Подобны им да будут делающие их, и все, надеющиеся на них.

17 Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть.

17 Дом Израилев уповал на Господа, Он – помощник и защитник их.

18 Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть.

18 Дом Ааронов уповал на Господа, Он – помощник и защитник их.

19 Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть.

19 Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник их.

20 Господь помянув ны благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь,

20 Господь, вспомнив о нас, благословил нас, благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов,

21 благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими.

21 благословил боящихся Господа, малых с великими.

22 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша.

22 Да прибавит Господь вам, вам и сынам вашим:

23 Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю.

23 благословенны вы у Господа, сотворившего небо и землю.

24 Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим.

24 Небо небес – Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

25 Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад,

25 Не мёртвые восхвалят Тебя, Господи, и не все нисходящие во ад,

26 но мы, живии, благословим Господа отныне и до века.

26 но мы, живые, благословим Господа, отныне и до века.

Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область его. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять, горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебe, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии? 0т лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля, обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей. Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут, не возгласят гортанем своим. Подобни им да 6удут творящии я, и вси надеющиися на ня. Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть. Господь помянув ны благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя. Благословени вы Господеви, Сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад, но мы, живии, благословим Господа отныне и до века.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Начиная с 22 ст. 9 псалма в еврейской Библии начинается новый псалом так что Пс.10 греческой Библии в еврейской занумеровывается цифрой 11, и счет на один псалом вперед сравнительно с греческим счетом LXX-ти идет до псалма 113. Этот псалом, по греческому счету 113, а по еврейскому 114, в еврейской Библии разделяется на два псалма, так что, начиная с 9 ст. там идет уже 115 псалом, а 114 псалом греческой Библии считается в еврейской Библии уже 116, т. е. опережает счет на два псалма.

Когда вышел Израиль из Египта, то сделался святынею Господа. Пред ним бежало море и, как агнцы, прыгали горы. Вся земля да трепещет пред Господом, превращающим камень в источник воды (1–8). Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их? (9–10). Бог наш велик и всемогущ: Он на небесах и на земле творит все, что хочет. Идолы же язычников – только безжизненные изделия человеческих рук. Они не видят, не слышат, не ходят, хотя и имеют сделанными все органы человеческого тела (11–15). Да сделаются подобно идолам бессильными и почитатели последних (16). Ты же, дом Ааронов, дом Израилев и все боящиеся Господа, уповайте на Него, благословляющего всех, боящихся Его (17–21). Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его (22–26).

Пс.113:1 . Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного,

«Народ. иноплеменн ый» – египтяне, происшедшие от Хама, сына Ноева, тогда как евреи своим родоначальником имеют Сима.

Пс.113:2 . Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его.

“Сдела ться святынею Господа”, «владением Его» – выражения синонимические, обозначающие, что Господь выделил евреев из ряда всех других народов для особенного руководства и покровительствования ему, что засвидетельствовано всей историей его жизни.

Пс.113:3 . Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.

Проявления чудесного Божественного благоволения к евреям – переход по сухому дну Чермного моря при Моисее и переход через Иордан при И. Навине.

Пс.113:4 . Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.

Пс.113:5 . Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?

Пс.113:6 . Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?

Пс.113:7 . Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,

Пс.113:8 . превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

“Скакание гор” – землетрясение, сопровождавшее синайское законодательство: превращение камня в источник – чудесное изведение в пустыне воды из камня.

Пс.113:9 . Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

Пс.113:10 . Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?

Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову.

Пс.113:12 . А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.

Пс.113:13 . Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;

Пс.113:14 . есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;

Пс.113:15 . есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

Описание бессилия языческих идолов очень напоминает такое же описание в послании пророка Иеремии, написанном вскоре после наступления плена вавилонского. Можно думать, что оно заимствовано из означенного источника.

Пс.113:16 . Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

Как беспомощны и бессильны идолы, так да будут бессильны их почитатели, т. е. язычники, сейчас, при писателе, главенствующие над евреями.

Пс.113:18 . Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

Дом Ааронов, т. е. священники, происходящие из племени и рода Аарона, брата Моисея.

Пс.113:21 . благословляет боящихся Господа, малых с великими.

Пс.113:22 . Да при­ложит вам Го­с­по­дь более и более, вам и детям вашим.

Господь «благословляет. малых с великими» , изливает свои милости на весь народ, на знатных и богатых в нем, как и на незнатных и бедных. Означенное указание, как и слова 22 ст., есть призыв всех евреев объединиться на основе веры в милость Иеговы для устроения жизни и благополучия всего народа.

Пс.113:25 . Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

Пс.113:26 . но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.

Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они “живые буд ут благословлять Его», т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа.

Псалом 113

Сборник Псалтырь написан царем Давидом, но его авторство псалма 113 не подтверждено. Это удивительная хвалебная песнь о еврейском народе, о его стенаниях и гонениях. Неверующие же глухи и слепы. Все муки людей описаны в одной молитве.

Текст молитвы псалом 113

В православных храмах следует читать молитву на церковнославянском языке. Дома можно читать псалом 113 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта, до́му Иа́ковля из люде́й ва́рвар,

2 бысть Иуде́а святы́ня Его́, Изра́иль о́бласть его́.

3 Мо́ре ви́де и побе́же, Иорда́н возврати́ся вспять,

4 го́ры взыгра́шася, я́ко о́вни, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии.

5 Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́? И тебé, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?

6 Го́ры, я́ко взыгра́стеся, я́ко овни́, и хо́лми, я́ко а́гнцы о́вчии?

7 От лица́ Госпо́дня подви́жеся земля́, от лица́ Бо́га Иа́ковля,

8 обра́щшаго ка́мень во езе́ра водна́я и несе́комый во исто́чники водны́я.

9 Не нам, Го́споди, не нам, но и́мени Твоему́ даждь сла́ву, о ми́лости Твое́й и и́стине Твое́й.

10 Да не когда́ реку́т язы́цы: где есть Бог их?

11 Бог же наш на небеси́ и на земли́, вся ели́ка восхоте́, сотвори́.

12 И́доли язы́к сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.

13 Уста́ и́мут, и не возглаго́лют, о́чи и́мут и не у́зрят.

14 у́ши и́мут, и не услы́шат, но́здри и́мут, и не обоня́ют,

15 ру́це и́мут, и не ося́жут, но́зе и́мут, и не по́йдут, не возглася́т горта́нем свои́м.

16 Подо́бни им да 6у́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.

17 Дом Изра́илев упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.

18 Дом Ааро́нь упова́ на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.

19 Боя́щиися Го́спода упова́ша на Го́спода: Помо́щник и Защи́титель им есть.

20 Госпо́дь помяну́в ны благослови́л есть нас, благослови́л есть дом Изра́илев, благослови́л есть дом Ааро́нь,

21 благослови́л есть боя́щыяся Го́спода, ма́лыя с вели́кими.

22 Да приложи́т Госпо́дь на вы, на вы и на сы́ны ва́шя.

23 Благослове́ни вы Го́сподеви, сотво́ршему не́бо и зе́млю.

24 Не́бо небесе́ Го́сподеви, зе́млю же даде́ сыново́м челове́ческим.

25 Не ме́ртвии восхва́лят Тя, Го́споди, ниже́ вси низходя́щии во ад,

26 но мы, живи́и, благослови́м Го́спода отны́не и до ве́ка.

На русском языке

1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,

2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.

3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.

4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.

5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?

6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?

7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,

8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?

11 Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет.

12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.

13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;

14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;

15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.

20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;

21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.

22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.

23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.

24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

26 но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.

История написания

Если верить историческим сведениям, дошедшим до нас, то текст псалма 113 был написан во время исхода из рабства египетского. Именно этот момент был знаковым для создания еврейской церкви и объединения народа. Авторство не подтверждено.

Для чего читают псалом 113?

Многие верующие читают псалом 113 на русском языке для того, чтобы очиститься душой, чтобы вера спасла от настигающего зла. Рекомендуется также читать текст в следующих случаях:

  • при надвигающейся опасности;
  • ради спасения и здоровья;
  • о здравии детей;
  • за страдающих серьезными заболеваниями.

Толкование псалма 113

  • Стихи 1-5: Рассказывается, как египтяне вторглись в священные земли еврейского народа. Евреи ведь не простой народ, они служители Божьи, его дети. Описывается переход святого Моисея через море. Перед чудесами Господними все безвластны. Поклоняются ему моря, горы, океаны.
  • Стихи 6-10: Никто не может свергнуть гору, так не следует на нее и прыгать. Перед лицом Господним все трепещут, каются и боятся. Если Бог разгневается, то сотрясется земля. Да пошлет еврейскому народу Творец свою милость.
  • Стихи 11-15: Для человека нечестивого важны золото да серебро. Они глухи и слепы, даже если видят и слышат. Языческие идолы полностью бессильны перед Всевышним. Так и пусть и весь народ египетский будет также беспомощен.
  • Стихи 16-20: Боящиеся благословляют Господа, а верующему человеку Господь изливает все свои блага и милости. Чтобы вера крепла, нужно объединить весь еврейский народ.
  • Стихи 21-26: Все живые, ни мертвые, должны восхвалять Творца. И тогда Господь услышит молитвы.

Правила чтения

Читать псалом 113 на русском языке нужно в тишине и спокойствии, чтобы все мысли были чисты. Можно заучивать текст наизусть или читать со сборника Псалтырь.

Псалом 113 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 113

Толкование Псалма 113

Этот псалом, идущий в еврейской (и английской!) Библиях под номером 114, в обеих (точнее, в английских переводах – соответственно еврейскому тексту) разделается на два псалма (114 и 115 – начиная с 9-го стиха Псалма 114). Следующий, согласно греческому (и русскому!) счету, псалом, а именно тот, который известен как 114-ый в синодальной Библии, в еврейской и английской Библиях является Псалмом 116.

Пс. 113:1-8 представляет собой праздничное, пасхальное, песнопение на тему исхода Божиего народа из Египта (Исх. 12).

А. Поэтическое размышление по поводу исхода (113:1-8)

Пс. 113:1-8. Относительно народа иноплеменного в стихе 1 напомним, что тогда как евреи происходили от Сима, родоначальником египтян был Хам.

Две фразы стиха 2 по сути синонимичны: в обеих утверждается одна и та же мысль, что Бог отделил еврейский народ от других народов, сделав его своей святынею: последнее слово может быть понято и в более узком смысле: именно “среди иудейского племени” было воздвигнуто святилище Господне. В стихах 3-4 – поэтическое описание “разделения” Чермного моря, а также землетрясения в районе Синайской горы (горы прыгали, как овны), которое сопутствовало получению евреями Моисеева закона. В стихе 8 ссылка на истечение воды из скалы как на свидетельство чудесного проявления воли Божией.

Начиная со стихом 9, вводится тема противопоставления всесильного Бога евреев немощным языческим идолам. Она переходит в призыв к упованию на Господа и в обоснование этого призыва (стихи 17-26).

Б. Не нам, Господи… дай славу (113:9-16)

Пс. 113:9-16. Псалмопевец просит, чтобы Господь – ради милости, которую только Он в состоянии оказывать людям, и ради истины, которая только в Нем, – Сам прославил имя Свое, или утвердил все значение Своей Личности, среди языческих народов, чтобы у них и сомнения не возникало во всесилии Его (стихи 9-10).

Мысль о всесилии Бога небесного формулируется в стихе 11: Он творит все, что хочет. Следует (стихи 12-15) противопоставление Ему языческих идолов, сотворенных руками человеческими, пусть из драгоценных, но металлов, а потому неспособных ни к какому действию. Да станут такие же бессилие и беспомощность участью тех, кто надеются на идолов (стих 16).

В. Призыв к упованию на Господа (113:17-19)

Пс. 113:17-19. Он обращен ко всему дому Израилеву, включая священников (Дом Ааронов). Всем боящимся Господа следует уповать только на Него (вспомним о многочисленных, на протяжении истории Израиля, обращениях его к языческим богам), ибо лишь Он подает истинную помощь Своему народу, лишь Он – щит его.

Г. Обещание благословения (113:20-26)

Пс. 113:20-26. В стихе 21 утверждается, что благословения Господни простираются на всех боящихся Его – как на знатных людей, так и на простых. Обещание все новых благословений (включая материальные) тем, кто боятся Господа, и детям их (стих 22). Благословенны евреи, избранные Господом, Который сотворил небо и землю и дал ее сынам человеческим (стихи 23-24).

В стихах 25-26 мысль о том, что только живым дано славить Господа, и обещание благословлять (славить) Его отныне и вовек. Хвалебным возгласом Аллилуйя псалом завершается.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 113

О славословии Господа Бога за всё.

Во исходе Израилеве от Египта,
Дому Иаковля из людий варвар,
Бысть Иудеа святыня Его,
Израиль область его.

Море виде и побеже,
Иордан возвратися вспять:
Горы взыграшася яко овни,
И холми яко агнцы овчии.

Что ти есть, море, яко побегло еси;
и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять;
Горы, яко взыграстеся яко овни
И холми яко агнцы овчии,
От лица Господня подвижеся земля,
От лица Бога Иаковля:
Обращшаго камень во езера водная,
И несекомый во источники водныя.

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему
Даждь славу о милости Твоей и истине Твоей:
Да не когда рекут языцы:
Где есть Бог их,
Бог же наш на небеси и на земли,
Вся елика восхоте, сотвори.

Идоли язык сребро и злато,
Дела рук человеческих:
Уста имут, и не возглаголют:
Очи имут, и не узрят:
Уши имут, и не услышат:
Ноздри имут, и не обоняют:
Руце имут, и не осяжут:
Нозе имут, и не пойдут:
Не возгласят гортанем своим.

Подобни им да будут творящии я,
И вси надеющиися на ня.

Дом Израилев упова на Господа:
Помощник и защититель им есть.

Дом Ааронь упова на Господа:
Помощник и защититель им есть.

Боящиися Господа, уповаша на Господа:
Помощник и защититель им есть.

Господь помянув ны благословил есть нас:
Благословил есть дом Израилев,
Благословил есть дом Ааронь:
Благословил есть боящияся Господа;
Малыя с великими.

Да приложит Господь на вы,
На вы и на сыны ваша.

Благословени вы Господеви,
Сотворшему небо и землю.

Небо небесе Господеви,
Землю же даде сыновом человеческим.

Не мертвии восхвалят Тя, Господи,
Ниже вси низходящии во ад:
Но мы живии благословим Господа,
Отныне и до века.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О славословии Господа Бога за всё.

Когда вышел Израиль из Египта,
Дом Иакова — из народа иноплеменного,
Иуда сделался святыней Его,
Израиль — владением Его.

Море увидело и побежало;
Иордан обратился назад.
Горы прыгали, как овны,
И холмы, как агнцы.

Что с тобою, море, что ты побежало,
И с тобою, Иордан, что ты обратился назад?
Что вы прыгаете, горы, как овны,
И вы, холмы, как агнцы?
Пред лицом Господа трепещи, земля,
Пред лицом Бога Иаковлева,
Превращающего скалу в озеро воды
И камень в источник вод.

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему
Дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
Для чего язычникам говорить:
“Где же Бог их”?
Бог наш на небесах;
Творит всё, что хочет.

А их идолы — серебро и золото,
Дело рук человеческих.
Есть у них уста, но не говорят;
Есть у них глаза, но не видят;
Есть у них уши, но не слышат;
Есть у них ноздри, но не обоняют;
Есть у них руки, но не осязают;
Есть у них ноги, но не ходят;
И они не издают голоса гортанью своей.

Подобны им да будут делающие их и все,
Надеющиеся на них.

Дом Израилев! Уповай на Господа:
Он наша помощь и щит.

Дом Ааронов! Уповай на Господа:
Он наша помощь и щит.

Боящиеся Господа! Уповайте на Господа:
Он наша помощь и щит.

Господь помнит нас, благословляет нас,
Благословляет дом Израилев,
Благословляет дом Ааронов;
Благословляет боящихся Господа,
Малых с великими.

Да приложит вам Господь более и более,
Вам и детям вашим.

Благословенны вы Господом,
Сотворившим небо и землю.

Небо — небо Господу,
А землю Он дал сынам человеческим.

Ни мёртвые восхвалят Господа,
Ни все нисходящие в могилу;
Но мы будем благословлять Господа
Отныне и вовек. Аллилуия.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):

Понедельник ( по светскому стилю – в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Псалтирь 113 псалом

О живом Боге и идолах

1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного,

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 113 псалом

Пс. 113 Продолжает “Египетский халлел”, начатый Пс. 112 (см. Введение: Характерные особенности и темы). Позднейшая еврейская традиция предписывает исполнять этот псалом в восьмой день празднования Пасхи. Тематически Пс. 113 вполне созвучен пафосу этого праздника, установленного в воспоминание об исходе из Египта: в первых восьми его строках с редкой поэтической силой дана картина богоявления в эпоху избавления Израиля из египетского рабства и его входа в Ханаан. Другая тема Пс. 113 (в еврейском оригинале Пс. 113,9-26 является отдельным псалмом) – идолопоклонничество, к которому часто склоняется народ Божий. Псалом утверждал веру Израиля в Господа и его презрение к языческим божествам.

113:1 Когда вышел Израиль из Египта. См. Исх. 13,3. Исход евреев из Египта явился величайшей за всю ветхозаветную историю демонстрацией искупительной силы Господа. Израиль постоянно помнил об этом событии и видел в нем залог того, что и в дальнейшем Бог не оставит его.

113:2 Иуда сделался святынею Его. Т.е. Его святилищем – местом, избираемым Богом для Своего пребывания среди людей. Когда Ханаан при Иисусе Иавине был завоеван Израилем, Бог являл Свое присутствие сначала в скинии, а затем в храме. Именно поэтому Иуда (Израиль) назван здесь святилищем Бога.

113:3 Море увидело и побежало. Воспоминание о чудесном переходе евреев через Чермное море (Исх., гл. 14; 15).

Иордан обратился назад. Имеется в виду переход евреев во главе с Иисусом Иавином посуху через Иордан.

113:4 Горы прыгали. Художественный образ, передающий трепет творения перед Творцом. См. ст. 7.

113:8 превращающего скалу в озеро воды. Псалмопевец вспоминает чудо, которое Господь сотворил в Кадесе (Чис. 20,1-13), в очередной раз показав Израилю Свою силу и Свою отеческую любовь к нему.

113:9-26 Отдельный псалом в еврейской книге Псалмов.

113:9 имени Твоему. См. Пс. 8,2 и ком.

ради милости Твоей. Т.е. ради заветных уз, связывающих Господа с Его народом.

113:10 язычникам. Здесь, очевидно, имеются в виду хананеи, вавилоняне, ассирийцы, персы и египтяне.

где же Бог их? Подобный вопрос соседи Израиля могли задавать, видя бедствия, которые терпел народ Божий, когда на него обрушивались кары за нечестие. Но, скорее, речь идет о том, что Бог Израиля, в отличие от языческих идолов, невидим.

113:11 Бог наш на небесах. Не отрицая имманентности Бога, псалмопевец подчеркивает то Его свойство, которого, естественно, были лишены языческие “боги” -трансцендентности.

творит все, что хочет. Здесь имеется в виду не Божия непредсказуемость, но Его суверенность и всемогущество.

113:12 их идолы. См. Пс. 113 и ком. Псалмопевец резко противопоставляет живого Бога Израиля изваяниям, почитаемым язычниками своими богами. См. Рим. 1,21-23.

113:16 Подобны им да будут делающие их. Изваяния своих богов язычники стремятся уподобить себе, но сами уподобляются мертвым идолам, когда служат им (см. 4 Цар. 17,15).

113:17 Дом Израилев! Эти слова обращены ко всему народу Божиему.

уповай на Господа. Псалмопевец призывает соотечественников уповать на Господа, единственного, Кто способен избавить их от несчастий.

113:18 Дом Ааронов! Священники Израиля.

113:19 Боящиеся Господа! Испытывающие священный трепет перед Господом (см. ком. к Пс. 110,10) – либо верные из среды Израиля, либо, в соответствии с возникшим позднее значением этого слова, обращенные из числа язычников.

113:20 Господь помнит нас. См. Пс. 43,2.

благословляет нас. См. Пс. 1,1.

дом Израилев. См. ст. 17.

дом Ааронов. См. ст. 18.

113:21 благословляет боящихся Господа. См. ст. 19.

113:24 землю Он дал сынам человеческим. Бог сотворил землю, и поэтому она всецело принадлежит Ему. По милостивой щедрости Своей Он отдал человеку ее для жизни.

113:25 Ни мертвые восхвалят Господа. См. ком. к Пс. 87,6.

113:26 Аллилуйя. См. Пс. 110, заглавие.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Псалом 113

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар,

1 По исходе Израиля из Египта, дома Иакова из народа чуждого,

2 бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Eго.

2 стала Иудея святыней Его, Израиль – владением Его.

3 Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять,

3 Море увидело – и побежало, Иордан обратился вспять,

4 горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии.

4 горы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец.

5 Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебe, Иордане, яко возвратился еси вспять?

5 Что тебе, море, что ты побежало, и тебе Иордан, что обратился ты вспять?

6 Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии?

6 Горы, что вы стали скакать, как овны, и холмы, как ягнята у овец?

7 От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля,

7 От лица Господня потряслась земля, от лица Бога Иакова,

8 обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя.

8 обратившего скалу в озёра вод и утёс в источники вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей,

10 Да не когда рекут языцы: где есть Бог их?

10 чтобы никогда не сказали язычники: “Где Бог их?”

11 Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори.

11 Бог же наш на небесах и на земле всё, что восхотел, сотворил.

12 Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.

12 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:

13 Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят,

13 уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят,

14 уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют,

14 уши имеют – и не услышат, ноздри имеют – и не обоняют,

15 руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут, не возгласят гортанем своим.

15 руки имеют – и не осязают, ноги имеют – и не пойдут, не издадут звука гортанью своей.

16 Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня.

16 Подобны им да будут делающие их, и все, надеющиеся на них.

17 Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть.

17 Дом Израилев уповал на Господа, Он – помощник и защитник их.

18 Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть.

18 Дом Ааронов уповал на Господа, Он – помощник и защитник их.

19 Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть.

19 Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник их.

20 Господь помянув ны благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь,

20 Господь, вспомнив о нас, благословил нас, благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов,

21 благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими.

21 благословил боящихся Господа, малых с великими.

22 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша.

22 Да прибавит Господь вам, вам и сынам вашим:

23 Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю.

23 благословенны вы у Господа, сотворившего небо и землю.

24 Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим.

24 Небо небес – Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

25 Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад,

25 Не мёртвые восхвалят Тебя, Господи, и не все нисходящие во ад,

26 но мы, живии, благословим Господа отныне и до века.

26 но мы, живые, благословим Господа, отныне и до века.

Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его, Израиль область его. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять, горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии. Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебe, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся, яко овни, и холми, яко агнцы овчии? 0т лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля, обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей. Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят, уши имут, и не услышат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осяжут, нозе имут, и не пойдут, не возгласят гортанем своим. Подобни им да 6удут творящии я, и вси надеющиися на ня. Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть. Господь помянув ны благословил есть нас, благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя. Благословени вы Господеви, Сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад, но мы, живии, благословим Господа отныне и до века.

Источники:
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/113
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-113/
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/113/
http://palomnik.org/Bogoslavoslovie/Psaltir/113.html
http://geneva-bible.ru/19/113/
http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/molitva/psaltir/kaficma_16/psalom_113/138-1-0-728
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/115

Ссылка на основную публикацию