Псалом 97
Очень часто псалом 97 путают с похожим на него текстом молитвы псалом 95. Некоторые фразы одинаковы, но это совершенно разные благодарственные молитвы. Обе молитвы имеют хвалебное содержание, направленное к Господу. Здесь же описываются и перенесенные беды евреев.
Текст молитвы псалом 97
Песнь псалом 97 читают на русском языке и церковнославянском. Переведена молитва и на многие другие языки мира.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, я́ко ди́вна сотвори́ Госпо́дь. Спасе́ Его десни́ца Его, и мы́шца свята́я Его.
2 Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́.
3 Помяну́ ми́лость Свою Иа́кову, и и́стину Свою до́му Изра́илеву, ви́деша вси концы́ земли́ спасе́ние Бо́га на́шего.
4 Воскли́кните Бо́гови вся земля́, воспо́йте, и ра́дуйтеся, и по́йте.
5 По́йте Го́сподеви в гу́слех, в гу́слех и гла́се псало́мсте.
6 В труба́х ко́ваных и гла́сом трубы́ ро́жаны воструби́те пред Царе́м Го́сподем.
7 Да подви́жится мо́ре и исполне́ние его, вселе́нная и вси живу́шии на ней.
8 Ре́ки воспле́щут руко́ю вку́пе, го́ры возра́дуются.
9 От лица́ Госпо́дня, я́ко гряде́т, я́ко и́дет суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем пра́востиюя́.
На русском языке
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
История написания
Считается, что автором текста псалма 97 является царь Давид. Он рассказывает о пророчестве царства Мессии. Это пророческий псалом. К сожалению, конкретной истории написания не сохранилось.
Для чего читают псалом 97?
Молитва псалом 97 читается:
- Во время скорби;
- Как просьба к Господу даровать утешение;
- Хвала и благодарность Богу.
Толкование
Разберем теперь толкование псалма 97:
- Стихи 1-3: Псалмопевец воспевает к Господу свои молитвы. Сама новая песня очень схожа на молитву Соломона. Новой песней называют то, что еще не было спето, в таких текстах воспылает любовь к Господу. Меняется мелодия и сам текст хвалебных мотивов. Новый Иерусалим поет эту песню. Господь творит чудеса, и это то, чем стоит восхищаться. Он подчинил всех врагов себе, они были наказаны за разгром иудейского народа. Победа была полная и уверенная. Демонстрируется вера и сила искупления. Здесь искупление значится как спасение всего народа.
- Стихи 4-8: Автор сравнивает царствование Христа с радостью. Хвала Господу обернется во благо. Песни священные будут донесены до нового царя. Все народы и природа ликуют во славу Всевышнего.
- Стих 9: Земля была создана Господом. Вся она будет восхвалять Бога, петь ему песни, играть музыку.
Правила чтения
Строгих правил чтения молитвы нет. Читают псалом 97 на русском языке, заучивают наизусть, зачитывают из сборника Псалтырь.
Псалом 97
Псалом Давиду
Псалом Давида.
1 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его.
1 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь: спасение Его совершила десница Его и мышца святая Его.
2 Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.
2 Явил Господь спасение Своё, пред народами открыл правду Свою,
3 Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
3 вспомнил о милости Своей к Иакову и об истине Своей для дома Израиля: увидели все концы земли спасение Бога нашего.
4 Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте.
4 Воскликнете Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и играйте,
5 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте.
5 заиграйте Господу на гуслях, на гуслях и гласом псалма,
6 В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем.
6 на трубах кованых и звуком трубы из рога возгласите пред Царем – Господом.
7 Да подвижится море и исполнение eго, вселенная и вси живущии на ней.
7 Да взволнуется море, и что наполняет его, вселенная и все, живущие в ней;
8 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются.
8 реки будут рукоплескать вместе, горы возрадуются
9 От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию.
9 от лица Господа, ибо Он идёт, ибо Он пришёл судить землю, Он будет судить вселенную по правде и народы – в правоте.
Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте. В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живушии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются. От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию.
Псалтирь | псалом 97
Этот псалом имеет ту же цель, что и два предыдущих, и представляет собой пророчество о царстве Мессии, его утверждении в этом мире и вступлении в него язычников. Халдеи озаглавили его пророческим псалмом. Он демонстрирует (I) славу Искупителя (ст. 1-3).
(II) Радость искупленных (ст. 4-9). Если, воспевая этот псалом, мы правильным образом воздаем Христу славу и на правильных основаниях радуемся, то поем его с разумением. Если видевшие победу Христа так ликуют, то тем большее основание радоваться есть у нас – тех, кто видит эти события исполненными и разделяет их в лучшем, предусмотренном для нас (Евр 11:40).
Стихи 1-3. Как и в предыдущем псалме (Пс 95:1), псалмопевец призывает нас воспеть Господу новую песнь: «Воспойте самую чудесную песнь, самую лучшую, которая у вас есть». Пусть песнь о любви Христа будет похожа на песнь Соломона, посвященную этой теме, – песнь песней. Песнь, прославляющая искупительную любовь, является новой песней – такой, которой не пели раньше, так как это тайна, сокрытая от века для поколений. Обращенные поют новую песню, которая очень отличается от той, что пели раньше: они сменили свое удивление и свою радость, а поэтому и мелодию. Если благодать Божья вложила в нашу грудь новое сердце, то вместе с ним она вложит новую песнь в наши уста. В новом Иерусалиме воспоют новую песнь, которая будет новой на протяжении вечности и никогда не состарится. Давайте воспоем эту новую песнь, прославляющую Бога, принимая во внимание следующее:
I. Совершенные Им чудеса: «…ибо Он сотворил чудеса» (ст. 1). Отметьте, что наше спасение через Христа – чудо. Если мы проследим за всеми его этапами, начиная от его замысла и помышлений Бога о нем и заканчивая его осуществлением, если проследим за его вечными последствиями в тот период, когда времени уже не будет, то сможем сказать: «Он сотворил чудеса. Это все Он совершил, и это есть дивно в очах наших». Чем больше мы знаем о Его делах, тем больше восхищаемся.
II. Выигранные Им битвы: «…Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу». Наш Искупитель преодолел все трудности на пути к нашему искуплению, все их разрушил и не был огорчен служением и страданиями, выпавшими Ему. Он подчинил всех противостоявших Ему врагов, одержал победу над сатаной, обезоружил его и изгнал из его твердыни, отняв силы у на-чальств и властей (Кол 2:15), отняв у сильного добычу (Ис 49:24) и нанеся смерти сокрушительный удар. Он одержал уверенную и полную победу не только для себя, но и для нас, ибо через Него мы стали больше, чем победители. Он одержал эту победу благодаря собственной силе, так как не было помощника, не было поддерживающего – никого, кто отважился бы на это служение. Лишь Его десница и святая мышца Его, которые всегда простирались успешно для блага, доставили Ему победу, или избавление. Божья сила и верность, названные здесь Его десницей и Его мышцей, принесли избавление Господу Иисусу, воскресив Его из мертвых и вознеся к деснице Божьей (как трактует это место д-р Хаммонд).
III. Демонстрацию миру дела искупления. Через Своего сына Бог явил нам то, что Он совершил через Него же. Царство Евангелия основано на откровении Евангелия – посланном слове (Деян 10:36). Открытие запечатанной книги должно праздноваться с песнями хвалы (Отк 5:8), так как благодаря этому был пролит свет на тайну, которая долго была сокрыта в Боге. Отметьте (1) сущность этого открытия – Его спасение и Его правду (ст. 3). Правда и спасение часто оказываются рядом (см. Ис 61:10; 46:13; 51:5,6,8). Спасение означает само искупление, а правда – способ, благодаря которому оно совершалось, т.е. праведность Христа. Или же спасение включает все евангельские привилегии и праведность всех евангельских обязанностей. И то, и другое было явлено, так как Бог соединил их вместе, и мы не можем разделить их. Или же правда здесь упоминается, чтобы показать путь нашего оправдания через Христа, который открывается в Евангелии через веру (Рим 1:17).
(2) Простоту этого открытия. Он открыто продемонстрировал его, не прибегая к образам и персонажам, как было во времена закона; оно описано словно солнечными лучами, чтобы даже бегущий мог читать о нем. Служителям было велено проповедовать о нем в простоте речи.
(3) Пространство, на которое распространялось это открытие. Оно предстало перед взором язычников, а не только евреев. Все концы земли увидели спасение Бога нашего, ибо слово спасения было послано язычникам.
IV. Исполнение пророчеств и обетования Ветхого Завета (ст. 3): «Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву». Бог хранил милость для семени Авраама; Он дал им много великих доказательств милости, предназначенной для них в последние дни; и для выполнения всех их Он воздвиг Сына Иисуса, который должен был быть не только светом к просвещению язычников, но и славой Его народа Израиля, так как послал Его прежде всего, чтобы благословить их. Писание говорит, что Бог послал Иисуса, чтобы сотворить милость, обещанную отцам нашим и помянуть святой завет Свой (Лук 1:72). Только исходя из этих соображений, Он совершил это, а не за их заслуги.
Стихи 4-9. В этих стихах утверждение царства Христа представлено как суть радости и хвалы.
I. Пусть все чада Божьи возрадуются, так как благодаря этому они имеют или могут иметь блага. Вновь и вновь псалмопевец призывает нас всеми возможными средствами и способами выразить радость и воздать Богу хвалу за это: «Восклицайте Господу (как и ранее в Псалме 94:1,2);
торжествуйте, как люди, восхищенные этими добрыми новостями и желающие, чтобы другие также порадовались с ними; веселитесь и пойте. Воскликните: «Осанна!» (Мат 21:9), воспойте: «Аллилуйя!» (Отк 19:6)». Давайте поприветствуем Его на престоле, как приветствуют новых царей, с восклицаниями радости и восторга, пока вся земля вновь не зазвенит, как при провозглашении царем Соломона (3Цар 1:40). И пусть восклицания толпы сопровождаются поющими и играющими (Пс 86:7; 67:26), что вполне обычно для подобных торжественных событий.
1. Пусть священные песни донесутся до нового Царя: «Пойте Господу с гласом псалмопения. Выражайте свою радость; именно так возвещайте ее, побуждайте себя к ней больше и больше и таким образом распространяйте ее среди других».
2. Пусть восклицания сопровождаются священной музыкой, но не только нежной и плавной мелодией на гуслях; давайте возвещать о Нем воинствующим звуком трубы и рога (ст. 6), так как мы встречаем победоносного Царя и празднуем славу того, кто выступает Завоевателем и пришел, чтобы завоевывать. Пусть эта радость направляется к Богу и выражается торжественным и религиозным образом: «Восклицайте Господу (ст. 4), пойте Господу (ст. 5), торжествуйте пред Царем Господом» (ст. 6). Плотское веселье – враг этой святой радости. Когда Давид танцевал перед ковчегом, то посвящал танец Господу. А благочестие и посвященность желания не только указывают, что так оно и было, но и передают его. Мы должны радоваться пред Господом, когда приближаемся к Нему (Втор 12:12), пред Господом Иисусом, но не только как перед Спасителем, но и перед Царем, Царем царей, Царем Церкви и нашим Царем.
II. Пусть низшие творения радуются этому событию (ст. 7-9). Эти стихи имеют тот же смысл, что и стихи, рассмотренные ранее (Пс 95:11-13): «Да шумит море»; и пусть этот шум не называют, как раньше, страшным, а радостным, так как пришествие Христа и приобретенное Им спасение значительно изменили особенности бед и ужасов этого мира. Поэтому теперь, когда возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои, мы не должны бояться, что это море шумит против нас, а надеяться, что оно, скорее, радуется с нами. Пусть реки выражают свою радость, как люди, когда они аплодируют; и пусть горы, трепетавшие из страха перед Богом, когда Он сошел, чтобы дать закон на горе Синай, танцуют пред Ним от радости, когда Евангелие проповедуется и слово Господа раздается с Сиона тихим голосом: «Да ликуют вместе горы пред лицем Господа». Эти слова подразумевают, что царство Христа будет благословением для всего творения; и как низшие создания возвещали славу Творца (Пс 18:2), так они будут возвещать и славу Искупителя, ибо Он не только поддерживает существование всех творений, но и их порядок. Подобным образом эти слова также подразумевают, что сыны человеческие будут оказывать недостаточное уважение Искупителю, и поэтому Он будет ожидать почестей от моря и рек, что должно постыдить человечество за неблагодарность и глупость. Возможно, здесь псалмопевец также подразумевает новые небеса и новую землю, которых мы, в соответствии с Его обетованием, ожидаем (2Пет 3:13), а вторичное упоминание о Его пришествии (после похожего в Пс.95) может определенно подразумевать Его второе пришествие, когда все растает и очистится. Тогда Христос придет, чтобы судить вселенную праведно. В предвидении этого дня все освященные возрадуются; даже моря, реки и горы возрадуются, если смогут. Некоторые считают, что Вирджил (Virgil) имел в виду эти псалмы, как и пророчества Кумен Сибил (Cumean Sibyl), в своем четвертом эклоге, где он то ли по незнанию, то ли преднамеренно применяет к Ассинию Поллио (Asinius Pollio) древние пророчества, которые к тому времени еще не исполнились, так как он жил во времена Августа Цезаря, незадолго до рождения Спасителя. Он признает, что ожидалось рождение чада с небес, которое стало бы великим благословением для мира и восстановило бы золотой век:
Jam nova progenies coelo demittitur alto – Новый народ спускается с величественных небес. Это событие должно было удалить грех: Te duce, si qua manent sceleris vestigia nostri. Irrita perpetua solvent formidine terras – Твое влияние сотрет пятно порока, Освободив весь мир от тревоги. Много других слов было сказано об этом долгожданном чаде, которые Людовик Виве (Ludovicus Vives) в своих заметках по поводу этого эклога применяет ко Христу. И он заканчивает свое произведение, как и псалмопевец данный псалом, предвидением великой радости всего творения в связи с этим событием:
Aspice, venturo laetentur ut omnia saeclo – Смотри, как все ликует от этого обетования. А если все ликует, то почему бы нам не присоединиться к ним?
Псалом 97 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 97
Толкование Псалма 97
Бросается в глаза сходство этого псалма с Пс. 95; в том и в другом встречаются одни и те же образы и даже целые фразы. Перед нами еще одна торжественно-хвалебная песнь Господу. Поводом к написанию Псалма 97, очевидно, послужило какое-то благодеяние свыше, которое псалмопевец называет здесь “спасением”.
Пс. 97:1-3. Его десница и сватая мышца Его (стих 1) – образы силы Господней, которая и “доставила” Ему победу в пользу израильтян. Восхваляются масштабы этой победы, которая дарована по верности и милости Господа дому Израилеву: результаты ее увидели… все концы земли.
Пс. 97:4-8. Призыв ко всем народам земли славить и величать Господа (“восклицать” Ему), петь Ему под аккомпанемент разнообразных музыкальных инструментов. Первая фраза в стихе 7 идентична второй фразе в Пс. 95:11. Реки и горы уподобляются людям, которые рукоплещут и ликуют.
Пс. 97:9. В этом заключительном стихе псалма автор переключается от славословий Господу за явление Им особой милости евреям в настоящем к провидению явления Его на землю в грядущем, чтобы судить ее и населяющие ее народы на основании праведности и справедливости, присущих Богу.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом 97
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |