Псалом 89

Псалом 89 — молитва Моисея

Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца являются примером верности Богу.

В Псалтыре эта древнейшая песня отличается авторством, принадлежащим Моисею.

Значение псалма

Исследователи писания так и не нашли причины, которая легла в основу уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу песен Господних, написанная пророком на склоне жизни, после выхода из сложных жизненных ситуаций при поддержке Господа.

Человек Божий, не один раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-ходатайство перед Всевышним обо всех живущих на земле.

Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане вместе с великим пророком Моисеем могут размышлять и утверждаться в величии и совершенстве Бога, сопоставляя Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле.

В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей.

Толкование Псалма Моисея

В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.

1 Молитва Моисея, человека Божия

2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!

3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!

4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»

5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.

6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.

7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.

8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.

9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.

10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.

11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?

12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!

13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!

14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;

15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.

16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!

17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!

Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.

  • Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
  • Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.

Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.

Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.

Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.

  • 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.

Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.

Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.

  • Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.

Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.

Когда читается псалом 89 в православии

По православной традиции послание Моисея читается во время похорон христиан, ибо нет лучшего напоминания для людей, оставшихся жить, о скоротечности жизни и суете.

В отличие от завета Христа этому псалму не хватает веры в вечную жизнь, спокойного отношения к смерти, когда все мы возвращаемся в Отчий дом. Иисус Христос Воскрес, Духом Святым Он всегда рядом.

Читая песню-наставление, многие христиане находят ответы на свои неисполнившиеся воззвания к Всевышнему, проходя личный путь из плена обстоятельств, собственный Египет.

Священство советует читать Псалом 89 в период засухи, чтобы Господь послал дождь. Под засухой можно понимать все житейские проблемы, а дождь — изобилие Божьей благодати, изливающаяся помощь для их решения.

Псалом 89

Молитва Моисеа человека Божия

Молитва Моисея, человека Божия.

1 Господи, прибежище был еси нам в род и род.

1 Господи! Ты стал для нас прибежищем от рода в род.

2 Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси.

2 Прежде чем появились горы и были созданы земля и вселенная, и от века и до века Ты существуешь.

3 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии.

3 Не подвергай человека унижению! И сказал Ты: “Возвратитесь, сыны человеческие”.

4 Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная.

4 Ибо тысяча лет в очах Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошёл, и как стража в ночи.

5 Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет.

5 Ничтожны будут годы их, как трава ранним утром пройдут они! Ранним утром она зацветёт – и пройдёт: вечером – опадёт, станет жёсткой и засохнет.

6 Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся.

6 Ибо мы изнемогли во гневе Твоём и яростью Твоею потрясены.

7 Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего.

7 Ты положил беззакония наши пред Тобою, век наш – во свете лица Твоего.

8 Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом,

8 Ибо все дни наши пресеклись, и во гневе Твоём мы изнемогли.

9 лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.

9 Годы наши как бы ткали паутину, дни лет наших; а число их – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и большая часть их – труд и мука, ибо кротость пришла к нам, и будем научены.

10 Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего, ярость Твою исчести?

10 Кто знает силу гнева Твоего, и по страху пред Тобою – как исчислить ярость Твою?

11 Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости.

11 Так покажи мне десницу Твою и утверждённых сердцем в мудрости.

12 Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя.

12 Обратись, Господи! Доколе? И смилуйся над рабами Твоими.

13 Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся,

13 Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились.

14 во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая.

14 Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое.

15 И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их.

15 И воззри на рабов Твоих и на дела Твои, и укажи путь сынам их.

16 И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

16 И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь.

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. Уничижения их лета будут. Утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсхнет. Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего, ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, во вся дни нашя возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Псалом 89

Пророк Моисей — это самый известный вождь и законодатель еврейского народа. Именно он организовал исход евреев из Древнего Египта, а также сплотил израильский народ. Еще в глубокой древности, когда говорили о Моисее, присоединяли эпитет «человек Божий». После 40 лет скитания по пустыне и был написан им псалом 89.

Текст молитвы псалом 89

На церковнославянском языке с ударениями

1 Молитва Мои́сеа челове́ка Божия,

2 Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род.

3 Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́.

4 Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

5 Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

6 Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

7 Яко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся.

8 Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́.я.

9 Яко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом,

10 ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся.

11 Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою исчести́?

12 Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

13 Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

14 Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся,

15 во вся дни на́шя возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

16 И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

17 И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

На русском языке

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

История написания

Псалом 89 принадлежит Моисею. В псалме Моисей воспевает величие Господа, а затем изображает греховность и ничтожество человека перед Ним. Моисей молит Бога о том, чтобы Он смиловался над евреями. Псалом был написан к концу земной жизни Моисея, после его скитания в пустыне.

Для чего читают псалом 89?

По церковной традиции псалом 89 читают во время похорон христиан, потому что нет лучшего напоминания людям о скоротечности жизни. Также псалом читается о ниспослании дождя во время сильной засухи.

Во время церковной службы принято читать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 89 на русском языке. Перед чтением необходимо зажечь лампадку у икон, и отвлечься от всех мирских дел. Нужно, чтобы все посторонние мысли не мешали вашему общению с Богом.

Толкование псалма Моисея 89

Для того чтобы понять смысл данного псалма, нужно разобрать каждый его стих по отдельности:

  • Стих 1-3: псалмопевец говорит о неизмеримости существования Бога. Только он для всех людей защита и укрытие;
  • Стих 4: говорит о том, насколько же мимолетно человеческое бытие;
  • Стих 5-6: Моисей описывает, насколько коротка земная жизни, а для Господа тысяча лет, как один день. Человек же цветок, который может распуститься утром и завянуть вечером;
  • Стих 7-12: повествует о том, что все грехи человека не тайна для Бога. Они вызывают гнев и ярость у Всевышнего;
  • Стих 13-17: это мольба о возвращении милости Господа народу. В этих стихах Моисей просит Бога о том, чтобы Он не оставил его народ после его смерти.

ПСАЛТИРЬ. ПСАЛОМ 89-99

ПСАЛОМ 89

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 89 онлайн

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

ПСАЛОМ 90

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 90 онлайн

[Хвалебная песнь Давида.]

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

ПСАЛОМ 91

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 91 онлайн

1 Псалом. Песнь на день субботний.

2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,

3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.

5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.

6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.

8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, ‑

9 Ты, Господи, высок во веки!

10 Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;

11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;

12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.

13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,

16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

ПСАЛОМ 92

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 92 онлайн

[Хвалебная песнь Давида. В день предсубботний, когда населена земля.]

1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.

2 Престол Твой утвержден искони: Ты – от века.

3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.

4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.

5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.

ПСАЛОМ 93

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 93 онлайн

[Псалом Давида в четвертый день недели.]

1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?

4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;

5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;

6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют

7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».

8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?

9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

10 Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?

11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,

13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!

14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.

15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.

16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?

17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня.

19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?

21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.

22 Но Господь – защита моя, и Бог мой – твердыня убежища моего,

23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.

ПСАЛОМ 94

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 94 онлайн

[Хвалебная песнь Давида.]

1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;

2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,

3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.

4 В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же;

5 Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.

6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

7 ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:

8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,

9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.

10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,

11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».

ПСАЛОМ 95

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 95 онлайн

[Хвалебная песнь Давида. На построение дома.]

1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;

2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;

3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;

4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.

5 Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил.

6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;

8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;

9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!

10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;

12 да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные

13 пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей.

ПСАЛОМ 96

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 96 онлайн

[Псалом Давида, когда устроялась земля его.]

1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.

2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его.

3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.

5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.

7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.

8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,

9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.

10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.

12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

ПСАЛОМ 97

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 97 онлайн

1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.

2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.

3 Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.

4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;

5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;

6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.

7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;

8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы

9 пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно.

ПСАЛОМ 98

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 98 онлайн

1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!

2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.

3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!

4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.

5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!

6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.

8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.

9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

ПСАЛОМ 99

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 99 онлайн

Псалом [Давида] хвалебный.

1 Воскликните Господу, вся земля!

2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!

3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его.

4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,

5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия» , преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1 ; Нав. 14:6 ; Дан. 9и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.

Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17).

Пс.89:2 . Господи! Ты нам прибежище в род и род.

«Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.

Пс.89:4 . Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь “возвращае т человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.

Пс.89:5 . Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

Пс.89:6 . Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

Пс.89:7 . ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

Пс.89:8 . Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Пс.89:9 . Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

Пс.89:10 . Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки ( «беззакония наши пред Тобою» ), так даже и мысли и чувства ( «тайное наше пред светом лица Твоего» – наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями ( «труд и болезнь» ).

Пс.89:11 . Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

Пс.89:12 . Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» – дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.

Пс.89:13 . Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

Пс.89:14 . Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

Пс.89:15 . Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.

В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.

Псалом 89

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

89:1 Молитва Моисея, человека Божия.
Молитва Моисея, скорее всего того самого, который выводил Израиль Божий из Египта. Интересно послушать, о чём же молился Богу человек сей, чтобы можно было узнать чаяния древних и сравнить с чаяниями современных, молящихся к Богу.

89:2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
Моисей описывает смысл существования Бога для человечества, начиная его с признания спасительной силы Его для народа Божьего во всей вечности из поколения в поколение.

89:3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог.
Далее Моисей признаёт абсолютное права Бога господствовать над человечеством на том простом основании, что Он – Творец его и всего, что было создано для жизни на земле. Он признаёт в Боге – Правителя вечности, от века да века, то есть понимает, что нет иного Владыки Вседержителя над мирозданием.

89:4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: “возвратитесь, сыны человеческие!”
По приговору Божьему все потомки Адама возвращаются в тление, в прах земной, из чего был сделан и прародитель их изначально. Их уход в небытие завершает круг бытия одинаковым началом и концом: старт и финиш замыкаются для каждого человека, живущего в веке этом – на состоянии небытия.

89:5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи.
И в этой суете человеческого прозябания для Бога проходят тысячелетия, как один прошедший день для человека; столь незначительны по времени они для вечного Бога, как один день – для взгляда жизни человеческой.
(не стоит этот текст использовать в качестве Библейского основания для попыток считать хронологию пророческих дат, здесь просто сравнивается несоизмеримость времени с точки зрения Бога и человека).

89:6 Ты [как] наводнением уносишь их; они – [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Человека «сносит» из жизни так легко, словно волной с палубы смывает.
Да и век человеческий ничего не весит: он подобен веку однодневной травы. Утром она успевает вырасти, зазеленеть и даже рассвести. Но коротко время радости её на земле: к вечеру трава засыхает и подсекается жизнь её.

89:7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
Почему такая печальная картина? Потому что беззакония человеческие препятствуют возможности жить вечно. Не может Бог допустить, чтобы человек согрешающий жил в Его мироздании вечно. Моисей понимает, что не Бог виновен в краткодневности человека, а сам человек живущий. Гнев Бога и Его желание «смыть» человека с земной палубы – это естественная реакция на поведение человека, который так и норовит разрушать то, что творит Бог.

89:8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
Бог имеет возможность разложить пред Собою беззакония человеческие, явные и тайные, и на основании их прийти к выводу о невозможности разрешить людям жить вечно до тех пор, пока Ему будет что раскладывать пред лицом Своим.

89:9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Моисей понимает, что Богу есть за что гневаться на человека, потому и проходит короткий век человеческий без пользы, Богу даже нечему порадоваться, одни огорчения Ему от картины бытия человека грешного на земле. Потому и человек теряет лета свои стремительно, и проходят они пред глазами его, как звук: практически мгновенно, даже если смотреть глазами человеческими, не то, что небесным времяисчислением.

89:10 Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
Моисей знает, о чём говорит: максимум, что можно «выжать» человеку из жизни – это в среднем 80 лет, однако за эти 80 лет человеку часто и вспомнить нечего: жизнь пробегает мимо и так стремительно, что кроме болезней и труда – ничего не успевает отложиться в памяти человеческой, настолько яркие впечатления у него от болезней с необходимостью всю жизнь трудиться, что всё остальное, если и выпадает минутами радости, то на фоне пожизненного изнурения – меркнет и забывается. Такова проза этой счастливой жизни.

Мы летим – это метафора понимания скоротечности жизни: мы не идём по ней, а летим так быстро, что ничего заметить не успеваем, как наступает старость

89:11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Никто не может знать силу гнева Божьего, на чём он останавливается и останавливается ли вообще; никто не знает, когда именно оборвётся наша жизнь, уступая место гневу Божьему на нас. (так образно Моисей описывает суть ухода человека из мира сего, ибо если бы Бог не прогневался на человека за беззакония его, то не было бы для него и ухода вовеки).

89:12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Потому Моисей просит Бога научить человека так использовать это малое время для жизни, чтобы не растранжирить её бесполезно, а посвятить её приобретению мудрого сердца, послушного Богу. Ибо на мудрого сердцем Бог гневаться не станет, а потому и лет жизни мудрому прибавится. И Моисей знает об этом.

89:13,14 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Моисей просит Бога рано насытить милостью Своею – не дожидаться времени, когда человек в абсолюте грешить перестанет, а как бы авансом пожалеть просит, смилостивиться над немощью человеческой, из жалости, а не по заслугам. Ибо если по справедливости дела человеческие решать и по заслугам, а не по милости и не из жалости, то нет смысла тогда вообще жить, настолько человек не заслуживает благоволения Божьего. Но если Бог пожалеет немощь бренных и ослабит гнев Свой, то тогда ещё есть шанс у человека пожить и успеть хотя бы немного порадоваться в немногие дни жизни своей пред Богом.

89:15 Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас, за лета, [в которые] мы видели бедствие.
Моисей просит дать хоть какое-то облегчение в жизни, чтобы не все 80 лет в состоянии согбенности пред тяготами жизни пробыть, но и успеть ощутить веселие сердца от того, что Бог благоволит к народу Своему.

89:16,17 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Моисей просит проявить на сынах Его и рабах Его дело Своё, чтобы можно было хотя бы им самим понять, что они – рабы Его и сыновья Его.
В чём дело Божье может проявиться на сыновьях и рабах Бога? В том, что горести их сменятся на успех во всех делах человеческих, прославляющих Бога.

Как видим, молитва Моисея к Богу не была просьбой о решении личных проблем, но была размышлением о великих делах Божьих, поиском причин бедственного положения на земле для человека, поиском возможных решений хотя бы в ослаблении сильного давления обстоятельств на более или менее терпимое ( он не вёл речь об избавлении от проблем, ибо понимал, что все они – заслуженные), он просил о помощи для всего Божьего народа, а о себе лично – ни слова в этой молитве Моисея.

Этот разговор с Богом Моисей не превратил в потребительско-хозяйственный монолог о личных нуждах. Но размышлял о том, что можно сделать в этой жизни для прославления Бога, чтобы уложиться в 80 лет, отведённых Богом для живущих на земле в веке этом нечестивом.

Псалом 89 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 89

Толкование Псалма 89

IV. Книга IV (Пс. 89-105)

В этом разделе 17 псалмов, и все они, за исключением трех, – анонимны. Псалом 89 был написан Моисеем, а Псалмы 100 и 102 – Давидом.

Вечное бытие Бога псалмопевец противопоставляет скоропреходящему бытию человека; сетуя, что дни человеческие проходят под знаком Божиего гнева, он молит Всевышнего, чтобы в сострадании Своем Он даровал народу Своему успех в его трудах и радость среди его печалей.

Согласно имеющейся надписи, которая в русском тексте соответствует стиху 1, Пс. 89 является Молитвой Моисея, человека Божия (сравните Втор. 33:1). И хотя многие толкователи Библии не соглашаются с этим, серьезных оснований отвергать авторство Моисея нет. Будучи принятой, она, однако, не помогает установить повода написания псалма.

В процессе 40-летнего скитания евреев по пустыне и гибели за это время целого поколения их, вышедшего из Египта, поводов могло представиться немало. Существует предположение, что Пс. 89 был написан Моисеем к концу его жизни, перед вступлением еврейского народа в землю обетованную. Очевидно, перед нами самый древний из 150 псалмов, составляющих Псалтирь.

А. О мимолетности человеческого бытия (89:2-12)

Пс. 89:2-6. Псалмопевец говорит о несоизмеримости существования вечного Бога и смертных людей, для которых (здесь подразумеваются евреи, познавшие этого Бога) Он из поколения в поколение является защитой и укрытием (стих 2). “Земля и вселенная” (стих 3) в еврейском тексте переданы двумя синонимами; поэтическое слово тебел, переведенное как “вселенная”, означает плодоносную, производящую жизнь, часть земли. Слово это часто встречается в Псалтири.

Мысль о мимолетности человеческого бытия выражена в стихе 4: Господь, “живущий” над границами времени, “возвращает” человека в тление, или в “прах”, из которого он был создан (стих 4).

Для вечного Бога, существующего вне времени, и тысячелетие исчезает мгновенно и бесследно, словно один день, который прошел. Стража в ночи (сравните Пс. 62:7) составляла примерно четыре ночных часа, т. е. “стражами” измерялись три, очевидно, ночных периода (Суд. 7:19, где речь идет о среднем из таких периодов); для спящего человека одна стража пролетала мгновенно.

Человека, чья жизнь мимолетна, Моисей уподобляет траве, которая, едва зазеленеет, как уже и засыхает (стих 6 сравните с Пс. 36:2; 101:5,12; 102:15-16; Ис. 40:6-8).

Пс. 89:7-12. Грехи явные, как и тайные беззакония людские, которые вовсе не тайна для Бога, вызывают гнев и ярость Всевышнего, от которых люди мечутся в растерянности (мы в смятении; стих 7) и “исчезают” с лица земли. Все дни наши прошли под знаком гнева Твоего (стих 9), сетует Моисей, возможно, имея в виду годы, проведенные евреями в пустыне, где Бог нередко карал Свой народ за согрешения его и отступления от заповедей закона.

По сравнению с годами патриархов, сократилась жизнь их, и теперь они живут семьдесят, а при крепком здоровье восемьдесят лет, грустно замечает автор псалма, и лучшая их часть проходит в тяжелом труде, либо в болезнях. Быстро… проходят они, и мы летим (в значении “бесследно улетают наши дни”). Кто знает до конца силу гнева и ярости Твоих, и в чем еще проявятся они! – восклицает Моисей.

Кто может по мере посылаемых Тобою бедствий (страха Твоего) предсказать те, которые ожидают впереди (очевидно, так следует понимать окончание стих 11). Но Ты знаешь, сколь быстротечны дни наши, подразумевает он, прося Бога, во избежание новых бедствий, научить людей так счислять дни (стих 12) их жизни, чтобы по ходу их обретать мудрость и благочестие.

Б. Мольба к Богу (89:13-17)

Пс. 89:13-17. Это мольба о возвращении народу милости Господней: Обратись, Господи! Умилосердись над рабами

Твоими. После всего пережитого нами (стих 15) дай нам радоваться и веселиться во все дни наши.

В стихе 16 Моисей молит Бога, чтобы дело Его, ради которого Он отделил для Себя народ, который вывел из Египта, продолжалось и в нынешнем и в последующих поколениях евреев-да знают и “сыны рабов Твоих” славу Твою. И благоволение, и помощь Его во всем (в деле рук наших споспешествуй нам) да пребудут со всеми ними (стих 17), просит псалмопевец.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источники:
http://www.molitvoslov.com/text419.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-89/
http://bibliya-online.ru/psaltir-psalom-89-99/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/89
http://jwquestion.net/bvps_89_Psalms.htm
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/89/
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-90/

Ссылка на основную публикацию