Псалом 87

Псалом 87

Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о маелефе еже отвещати, разума Еману Израильтянину

Песнь-псалом, сынам Кореевым, к исполнению на маелефе, для ответа. В научение, Емана Израильтянина.

1 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою.

1 Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою,

2 Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему,

2 да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему.

3 яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.

3 Ибо исполнилась зол душа моя, и жизнь моя к аду приблизилась;

4 Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи,

4 сопричислен я был с нисходящими в ров, стал как человек беспомощный,

5 в мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.

5 среди мёртвых – свободный; как сражённые, спящие в могиле, о которых Ты уже не вспомнишь, и они от руки Твоей отринуты.

6 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней.

6 Положили меня во рве глубочайшем, во тьме и тени смертной,

7 На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя.

7 на мне утвердилась ярость Твоя и все волны Твои Ты навёл на меня.

8 Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах.

8 Удалил Ты знакомых моих от меня: они сочли меня мерзостью для себя; я был предан и выйти не мог.

9 Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои.

9 Очи мои изнемогли от нищеты: я взывал к Тебе, Господи, целый день, простёр к Тебе руки мои.

10 Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе?

10 Разве мёртвым Ты сотворишь чудеса? Или врачи их воскресят, и они прославят Тебя?

11 Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели?

11 Разве возвестит кто в могиле о милости Твоей, и об истине Твоей – в месте гибельном?

12 Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней?

12 Разве познают во тьме чудеса Твои, и правду Твою – в земле забвения?

13 И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя.

13 И я к Тебе, Господи, воззвал, и рано утром молитва моя достигнет Тебя.

14 Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене?

14 Для чего, Господи, отстраняешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня?

15 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох.

15 Нищ я, и в трудах от юности моей; и, вознесённый, – был унижен и изнемог.

16 На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя,

16 Надо мною гнев Твой прошёл, устрашения Твои смутили меня,

17 обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе.

17 окружают меня, как вода, весь день, охватили меня все вместе.

18 Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

18 Ты удалил от меня друга и ближнего и знакомых моих из-за страдания.

Слава:

Слава:

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помоши, в мертвых свободь, яко язвеннии спяшии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

Псалом 87

Псалом 87 исполняли «сыны Кореевы». Многие исследователи полагают, что он был написан одним из потомков Корея – Еманом, современником Давида. Время и повод его написания неизвестны.

Текст молитвы псалом 87

Весь текст псалма 87 наполнен величайшей скорбью, ощущением безысходности его собственной жизни. Относится к покаянным псалмам, когда страхи верующего через покаяние помогают вернуться в правильное жизненное русло.

На церковнославянском языке с ударениями

Любой псалом, даже такого «личного» содержания, предназначен для произношения в ходе проведения храмового богослужения. Он исполняется на церковнославянском (старославянском) языке, чтобы как можно скорее мольбы верующих дошли до Господа:

1 Песнь псалма сыном Кореовым, в коне́ц, о Маелефе е́же отвещати, ра́зума Еману Изра́ильтянину,

2 Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю.

3 Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́,

4 я́ко испо́лнися зол душа́ моя́, и живо́т мой аду прибли́жися.

5 Привмене́н бых с низходя́щими в ров, бых я́ко челове́к без по́мощи,

6 в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.

7 Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней.

8 На мне утверди́ся я́рость Твоя́, и вся во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя.

9 Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х.

10 Очи мои́ изнемого́сте от нище́ты, воззва́х к Тебе́, Го́споди, весь день, возде́х к Тебе́ ру́це мои́.

11 Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́? Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́?

12 Еда́ пове́сть кто во гро́бе ми́лость Твою, и и́стину Твою в поги́бели?

13 Еда́ позна́на бу́дут во тьме чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней?

14 И аз к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя

15 Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою, отвраща́еши лице́ Твое́ от мене́?

16 Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х.

17 На мне преидо́ша гне́ви Твои, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя,

18 обыдо́ша мя я́ко вода́, весь день одержа́ша мя вку́пе.

19 Уда́лил еси́ от мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й.

На русском языке

Чтение молитвы возможно не только в храме, но и келейно, в домашних условиях. Псалом 87 на русском языке позволяет глубоко прочувствовать его содержание, выразить свои мысли и чаяния:

1 Песнь-псалом, сынам Кореевым, к исполнению на маелефе, для ответа. В научение, Емана Израильтянина.

2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,

4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,

6 между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.

8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.

9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?

13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?

14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,

18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.

19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

Для чего читают псалом 87?

Читать псалом 87 на русском языке можно во время тяжелых испытаний, которые выпадают на долю человека. Обращаясь с молитвой к Господу, он облегчает свою душу, а Бог дает возможность пути решения возникших проблем.

Толкование

Глубокий смысл, скорбь и страдание певца наиболее четко понимаются, если понятно толкование 87 псалма:

  • Стихи 2-3: певец повествует о тяжелых страданиях, которые постигли составителя Псалма, поэтому обращается с молитвой к Господу, как к единственному возможному помощнику и защитнику. Он молит Бога услышать его слабый голос, обращенный к Спасителю, и обратить на него свою милость.
  • Стихи 4-5: свое тяжелое положение певец сравнивает с человеком при смерти, абсолютно беспомощного и всеми покинутого.
  • Стих 6: продолжая свою жалобу, псалмопевец сообщает, что хотя он жив, но состояние его подобно смерти, когда он лишен земных радостей.
  • Стихи 7-8: в этих стихах обращающийся к Богу осознает, что все его беды посланы Господом за грехи, им совершенные. Без помощи Божьей он чувствует себя духовно мертвым среди живых.
  • Стихи 9-10: продолжение жалобы на то, что родные и близкие покинули грешника и презирают его. Страдалец не находит поддержки и понимания, всеми гоним и отторгаем. Никто не дает ему помощи и утешения. И только на милость Бога он может рассчитывать.
  • Стихи 11-13: псалмопевец взывает к Господу в надежде, что он не лишит молящегося своей милости и поддержки. Только он может сотворить чудо и возродить духовно раскаявшегося грешника.
  • Стихи 14-15: в них сообщается, что грешник неустанно молится Богу, даже если тот не обращает внимания на его мольбы. Грешник вопрошает, неужели Господь лишит его своей помощи.
  • Стихи 16-19: обращающийся с мольбой к Господу считает себя нищим, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах и понимает, что над ним тяготеет гнев Божий, а родственники и друзья отдалились от страждущего, увеличив его страдания.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

«Песнь. Псалом» – указывает на музыкально-вокальное исполнение «сынов Кореевых» , «учение Емана Езрахита» указывает на писателя Емана, левита из фамилии Кореев, современника Давида и начальника над хором. Называется он езрахитянином потому, что долгое время жил среди потомков Зары из колена Иудова. – “Учение” – это произведение представляет размышление по поводу переживаемых событий. «На Махалаф» – слово, за утратой его первоначального значения, оставлено без перевода. Предполагают, что этим словом начиналась какая-то народная песнь, а потому надписание указывает характер напева – по образцу песни, начинающейся этим словом.

Данный псалом – самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь писателем. Трудно указать время и повод его написания. Так как писателем был Еман, современник Давида, преданный ему и разделявший с ним его жизненные злоключения, то можно думать, что он написан по поводу какого-то тяжелого бедствия, переживаемого Давидом, может быть – гонения от Авессалома, что и подтверждается содержанием псалма, где Давид изображается оставленным друзьями, им гнушались, он в бедствиях, из которых не видит выхода; все это согласно с положением Давида во времена восстания Авессалома. Псалом полон жалобы на безвыходность положения писателя, на близость гибели от врагов и на сознание своей полной беззащитности.

Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью (1–7). Ты изливаешь на меня свой гнев: удалил от меня моих друзей; истомил от ожидания Твоей помощи (8–10). Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле? (11–13). Я постоянно взываю к Тебе, так как Твои бедствия сокрушили меня, я оставлен даже самыми близкими друзьями (14–19).

Пс.87:2 . Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

«Днем вопию и ночью пред Тобою» – постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.

Пс.87:4 . ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

«Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под «душевными» страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под «телесными» – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь.

Пс.87:5 . Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,

Пс.87:6 . между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу» – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе» , которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

Пс.87:7 . Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.

Пс.87:8 . Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].

Пс.87:9 . Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

Пс.87:10 . Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев ( «ярость. и. волн ы») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями ( «удалил. знакомых» ). Сношения со мною они считают осквернением ( «сделал меня отвратительным для них» ), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме ( Пс. 37:6–9 ), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – «Око мое истомилось от горести» – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

Пс.87:11 . Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?

Пс.87:12 . или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?

Пс.87:13 . разве во мраке позна́ют чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле ( «во мраке. в земле забвения» – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

Пс.87:14 . Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.

Пс.87:15 . Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи, «отреваешь душу мою» – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи?

Пс.87:16 . Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

«Я несчастен и истаеваю с юности» – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Кафизма 12 Псалом 87

Псалом 87

“Песнь. Псалом” – указывает на музыкально-вокальное исполнение “сынов Кореевых”, “учение Емана Езрахита” указывает на писателя Емана, левита из фамилии Кореев, современника Давида и начальника над хором. Называется он езрахитянином потому, что долгое время жил среди потомков Зары из колена Иудова. – “Учение” – это произведение представляет размышление по поводу переживаемых событий. “На Махалаф” – слово, за утратой его первоначального значения, оставлено без перевода. Предполагают, что этим словом начиналась какая-то народная песнь, а потому надписание указывает характер напева – по образцу песни, начинающейся этим словом.

Данный псалом – самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь писателем. Трудно указать время и повод его написания. Так как писателем был Еман, современник Давида, преданный ему и разделявший с ним его жизненные злоключения, то можно думать, что он написан по поводу какого-то тяжелого бедствия, переживаемого Давидом, может быть – гонения от Авессалома, что и подтверждается содержанием псалма, где Давид изображается оставленным друзьями, им гнушались, он в бедствиях, из которых не видит выхода; все это согласно с положением Давида во времена восстания Авессалома. Псалом полон жалобы на безвыходность положения писателя, на близость гибели от врагов и на сознание своей полной беззащитности.

Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью (1-7). Ты изливаешь на меня свой гнев: удалил от меня моих друзей; истомил от ожидания Твоей помощи (8-10). Если я умру, то могу ли славить Тебя в шеоле? (11-13). Я постоянно взываю к Тебе, так как Твои бедствия сокрушили меня, я оставлен даже самыми близкими друзьями (14-19).

1 Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:

2. “Днем вопию и ночью пред Тобою” – постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.

3 да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

4. “Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней” – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под “душевными” страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под “телесными” – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь.

5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мертвыми брошенный,- как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

5-6. “Я сравнялся с нисходящими в могилу” – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен “между мертвыми брошенный” – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен “как убитые, лежащие во гробе”, которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня].
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.
10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.

7-10. Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев (“ярость и волны”) в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями (“удалил знакомых”). Сношения со мною они считают осквернением (“сделал меня отвратительным для них”), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (6-9), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – “Око мое истомилось от горести” – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?
12 или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?
13 разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

11-13. Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле (“во мраке, в земле забвения” – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя.

14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?

14-15. Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи,“отреваешь душу мою” – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи?

16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

16. “Я несчастен и истаеваю с юности” – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

Псалом 87 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 87

Толкование Псалма 87

Указание в стихе 1 (соответствующее вводной надписи), на то, что этот псалом предназначался для пения, говорит о том, что он был написан для музыкально-вокального исполнения сынами Кореевыми. Автором псалма был Еман (о нем в 1-Пар. 15:19; 16:41-42; 25:1). Современник царя Давида, он был одним из мудрецов тех дней (3-Цар. 4:31). “Езрахитом” назван здесь, очевидно, потому, что, будучи левитом, жил какое-то время среди потомков Зары из колена Иудина. Значение слова махалаф забыто, но полагают, что оно указывает на характер мелодии. Учение – слово это в надписях, предваряющих некоторые псалмы, означает “глубокое размышление” (над событиями или душевными состояниями).

Псалом 87 считается одним из самых печальных в Псалтири. В нем говорится о непрестанной молитве того, кто безысходно страдает и уже видит себя на краю могилы. Однако он продолжает обращаться к Господу – не в последнюю очередь потому, что хотел бы и впредь славить своего Создателя, а мертвым этого не дано.

А. Псалмопевец о своих неимоверных страданиях (87:2-10)

Пс. 87:2-10. Молитва страдальца непрестанна: она не прекращается ни днем, ни ночью. В первой части стиха 4 речь о душевных муках, а во второй – о приближении физической смерти. в стихе 5-7 псалмопевец сравнивает себя с мертвыми, брошенными в могилу, о которых Господь уже не вспоминает и не заботится (они отринуты… от руки Его). Однако словно тяжелую давящую плиту ощущает он на себе ярость Господню, которая как бы волнами накатывает на него (очевидно, образ страданий, сменяющих друг друга; напомним еще, что “волны”, воды нередко служат в Библии символом бедствий). В стихе 9 речь может идти о какой-то тяжелой болезни, сделавшей страдающего ею отвратительным в глазах знакомых ему людей; она же связала его в движениях (я заключен, и не могу выйти). От непрестанных слез несчастный стал слабеть зрением, но не ослабела сила его молитвы (весь день… простирал к Тебе руки мои; стих 10).

Б. Размышления о посмертной участи (87:11-19)

Пс. 87:11-19. Молитва об избавлении от бедствий продолжается здесь в свете размышлений автора псалма о посмертной участи людей: заключенные во гробе, пребывая во мраке (там, где нет привычного им света дня), они словно бы позабыты Господом (свое посмертное существование они проводят в земле забвения). Милость Господа уже не простирается на них, и истина Его для них не звучит, не для них совершаются чудеса Его. Назначение человека – славить Создателя, но мертвые этой возможности лишены. Да не окажется безвременно и он, Еман, там, где не сможет славить Господа!

С мыслью об этом псалмопевец, едва забрезжит утренний свет, устремляется к Богу с молитвой (стих 14). Не отвергай души моей, не скрывай лица Твоего от меня! – молит он (стих 15). И снова сетует на то, что несчастен… с юности и изнемогает от ужасных своих обстоятельств (стих 16). Они, подобно воде (символ бедствий), окружают его, и близкие его оставили его…

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалтирь 87 псалом

1 Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора. На махалаф. Для пения. Учение Емана Езрахита.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 87 псалом

Пс. 87 Этот псалом является, пожалуй, самым трагичным из всех плачей Псалтири. Однако он лишен ощущения пессимизма и обреченности, поскольку начинается словами: “Боже спасения моего!” (ст. 2).

87:2 Боже спасения моего! Даже пребывая в глубочайшем отчаянии, псалмопевец не перестает сознавать, что Бог – его надежда и спасение.

днем. и ночью. Иными словами, непрестанно.

87:4 жизнь моя приблизилась к преисподней. В данном случае неясно, какие именно бедствия преследуют псалмопевца. Однако очевидно, что слова эти были бы наиболее уместны в устах человека, стоящего перед лицом близкой смерти.

87:6 между мертвыми брошенный. Псалмопевец пребывает в состоянии крайнего одиночества, возможно, вызванного ощущением оставленности Богом.

которые от руки Твоей отринуты. Т.е. оставлены Богом. Следует помнить, что первоначально Господь не открыл людям всей полноты истины, особенно в отношении того, что касается посмертной судьбы человека. Тогда как в некоторых псалмах находит отражение упование на вечную жизнь, создатели других, в том числе и Пс. 87, явно лишены этого понимания.

87:8 ярость Твоя. Псалмопевец уверен, что его состояние – следствие Божиего гнева, который он сам на себя навлек, и его в первую очередь заботят причины Божией немилости.

87:9 сделал меня отвратительным. Страдания псалмопевца сходны с испытаниями, выпавшими на долю Иова.

87:10 простирал к Тебе руки мои. Простертые к небу руки – обычная для ветхозаветных времен молитвенная поза.

87:11 Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? См. ком. к Пс. 29,10.

87:15 отреваешь душу мою. Т.е. “отнимаешь душу”.

87:18 как вода. См. ком. к Пс. 17,5; 68,2.

87:19 Ты удалил от меня друга и искреннего. Ближайшие друзья псалмопевца оставили его, как бы следуя Самому Богу (ст. 9). Данный псалом, один из немногих, завершается на скорбной ноте (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Толкование значения песни псалом 87

Тексту 87 псалма в православной Псалтири предшествует длинное надписание, поясняющее его происхождение и время написания: «Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита» (Пс. 87, 1).

Толкование 87 псалма говорит о том, что его автор – Еман из колена Корея, названный Езрахитом за то, что длительный период своей жизни он провел среди потомков Зары. Псалом 87 – один из самых тяжелых и печальных в Псалтири, и, хотя точный повод его написания неизвестен, историографы предполагают, что он описывает скорбь царя Давида в одном из переживаемых им бедствий.

В каких случаях принято читать текст православного псалма 87?

В христианском тексте 87 псалма автор описывает страдания человека, оставленного Богом, и сравнивающего себя с мертвыми людьми, поскольку только мертвые, согласно его представлениям, до такой степени отвержены от радости созерцания милостей Божиих.

Герой 87 псалма просит Бога сохранить ему жизнь, ибо, несмотря на многочисленные скорби, все еще не оставляет надежды на то, что Господь вернет ему Свое расположение и сокрушит его врагов. По учению преподобного Арсения Каппадокийского, читать и слушать христианский псалом 87 следует тем, кто страдает от злобы и жестокости окружающих.

Слушать на видео православную молитву псалом 87 на русском языке

Читать текст православной молитвы псалом 87 на русском языке

Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.

Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе. Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

Православный Псалтырь, текст псалма 87 на церковнославянском языке

Господи Боже спасенiя моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою; да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к моленiю моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров; бых яко человек без помощи, в мертвых свободь; яко язвеннiи спящiи во гробе, ихже не помянул eси ктому, и тiи от руки твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел eси на мя. Удалил eси знаемых моих от менe; положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Oчи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней? И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от менe? Нищ eсмь аз, и в трудех от юности моея; вознесжеся смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи твои, устрашeнiя твоя возмутиша мя; обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил eси от менe друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-87/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/87
http://oz-gora.ru/ps87
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/87/
http://geneva-bible.ru/19/87/
http://filosofia.ru/tolkovanie-znacheniya-pesni-psalom-87/
http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-89-molitva-moiseya.html

Ссылка на основную публикацию