Псалом 81

Псалтирь | псалом 81

Этот псалом был сочинен для кульминационного момента государственных судов и судов справедливости не только в Израиле, но и у других народов. Хотя, возможно, он был написан в основном для использования гражданскими властями Израиля – великим Санхедримом и другими старейшинами, которые были назначены по приказу Давида и обладали властью. Этот псалом предназначен для того, чтобы сделать царей умными и «научить судей земли» (как в Пс.2 и 9), чтобы рассказать им об их долге (как в 2Цар 23:3) и раскрыть их ошибки (как в Пс 57:2). Этот псалом говорит (I) о достоинстве гражданских властей и их зависимости от Бога (ст. 1).

(II) О долге гражданских властей (ст. 3,4).

(III) О моральном упадке властей и причиняемом ими зле (ст. 2,5).

(IV) Об их участи (ст. 6,7).

(V) О желании и молитве всех благочестивых людей о том, чтобы Царство Божье все больше и больше утверждалось (ст. 8). Хотя обладающие властью люди могут особым образом принять этот псалом близко к сердцу, в то же время каждый из нас может воспевать его с пониманием, воздавая славу Богу, как тому, кто контролирует гражданское судопроизводство, заботится о защите оскорбленной невиновности и готов подвергнуть наказанию самую могущественную несправедливость, если мы утешаем себя верой в Его нынешнее правление и надеждами на Его будущий суд.

Стихи 1-5. В этих стихах нам представлены:

I. Верховный контроль и власть Бога, которые действуют во всех утвержденных советах и судах, в существование которых должны верить и правители, и подчиненные (ст. 1): «Бог стал, как глава и руководитель, в сонме богов: Он, единственный и могущественный, in coetu fortis – на собрании князей, верховных судей; Он также судит среди богов – низших по званию судей». И законодательная, и исполнительная власть государственных мужей находится под Его оком и направляется Его рукой. Обратите внимание (1) на власть, которой обладают судьи, и на оказываемые им почести; они – судьи. Они обладают властью для общественного блага (им вверена великая власть), и они должны иметь мудрость и смелость. На еврейском диалекте их называют богами; для второстепенных правителей используется то же самое слово, что и для Верховного правителя мира. Они – elohim. Так же называются ангелы, так как они обладают силой и могуществом и Богу угодно использовать их служение для управления этим нижним миром. А судьи своими второстепенными возможностями подобным образом являются служителями Его провидения в общем, для поддержания порядка и мира в человеческих обществах, в особенности для поддержания справедливости и благости, проявляющейся в наказании злодеев и защите благочестивых. Хорошие судьи, соответствующие задачам государственных властей, подобны Богу. Некоторая часть Его почестей возложена на них: они являются Его наместниками и великим благословением для любого народа. В устах царя — слово вдохновенное (Прит 16:10). Но в то же время как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом (Прит 28:15).

(2) Здесь подразумеваются правильная структура и состав правительства, то есть смешанная монархия, подобная нашей: один верховный правитель, обладающий властью, его совет, тайный советник, парламент и палата судей, которые названы богами.

(3) Неоспоримое всемогущество Бога сохраняется над всеми собраниями тех, кто обладает властью. Бог стал… среди богов произнес суд. Они получили свою власть от Него и Ему должны давать отчет. Им цари царствуют. Он присутствует на всех их дискуссиях и проверяет все, что они говорят и делают. То, что сказано и сделано неправильно, вновь станет на повестке дня, и им придется ответить за свое несправедливое правление. Бог держит их сердца и языки в Своей руке и направляет их куда захочет (Прит 21:1), поэтому Он имеет отрицательный голос во всех их решениях, а Его советы устоят, чего бы ни замышляли человеческие сердца. Он использует их, как Ему угодно, и заставляет служить Своим личным целям и замыслам, хотя их сердца слабо догадываются об этом (Ис 10:7). Пусть судьи задумаются об этом и исполнятся благоговением. Бог присутствует с ними в суде (2Пар 19:6; Втор 1:17). Пусть их подчиненные задумаются об этом и утешатся, так как добрые правители и судьи, которые правильно судят, пребывают под божественным водительством, а плохие и подлые – под божественным ограничением.

II. Призыв ко всем судьям своей властью творить добро, так как они будут отвечать за ее использование перед Тем, кто ее вручил им (ст. 3,4).

1. Они должны защищать тех, кто беззащитен перед злом, и покровительствовать тем, кто нуждается в совете и помощи: «Давайте суд бедному, который не имеет денег, чтобы завоевать друзей или заплатить за совет, и сироте, который по молодости не может помочь себе, потеряв тех, которые могли бы направлять его от юности». Городские власти должны быть отцами своей страны в общем, но в особенности сиротам. А раз их называют богами, то они должны быть последователями Бога, который является Отцом сирот. Таким был Иов (Иов 29:12).

2. Они должны творить справедливый суд нелицеприятно: угнетенному и нищему, по отношению к которому часто поступают несправедливо, так как он слаб и беспомощен, оказывать справедливость, ибо он подвергается опасности потерять все, если судьи ex officio – официально не вмешаются и не помогут ему. Если бедняк поступил честно, то его бедность не должна служить предубеждением, как бы богаты и могущественны ни были судящиеся с ним.

3. Они должны спасать тех, которые уже попали в руки угнетателей, и избавлять их (ст. 4): «…исторгайте его из руки нечестивых». Защити их от соперника их (Лук 18:3). Это клиенты, от которых ничего нельзя получить и за служение которым судьи не получат никакой выгоды, но именно о них должны беспокоиться судьи и городские власти, их утешение принимать во внимание и их интересы отстаивать.

III. Обвинение, предъявленное нечестивым судьям, которые пренебрегают своим долгом и злоупотребляют властью, забывая, что Бог стоит среди них (ст. 2,5). Обратите внимание:

(1) в каком грехе они обвиняются. Они судят неправедно, вопреки принципам справедливости и указам совести, выступая против тех, на чьей стороне правда, из злобности или недоброжелательности, и вступаясь за тех, кто поступает нечестиво, из расположения к ним или лицеприятных чувств. Поступать неправедно плохо, а судить неправедно – намного хуже, так как в таком случае зло совершается под видом правосудия. От подобных проявлений несправедливости существует слабая защита для обиженных, и через них дается ободрение нечестивым. Это было самым великим злом, которое Соломон видел под солнцем, когда обозревал место суда, а там беззаконие (Еккл 3:16; Ис 5:7). Они не только приняли сторону богатых из-за их богатства (хотя уже это было достаточно плохо), они оказывали лицеприятие нечестивым на том основании, что они нечестивы. Они не только поощряли их нечестие, но еще больше любили их за это и разделяли их интересы. Горе тебе, земля, если твои судьи являются таковыми!

(2) В чем заключалась причина этого греха. Им достаточно четко было сказано, что их долг и обязанность – защищать и избавлять бедных; много раз им говорилось об этой ответственности, но они продолжали судить несправедливо – они не знают, не разумеют. Они не стараются узнать о своих обязанностях и не прилагают усилий к этому; у них нет желания поступать правильно, они поступают согласно своим интересам, а не по разуму или справедливости. Подарок тайный ослепляет их глаза. Они не знают, так как не разумеют. Нет человека более слепого, чем тот, кто не видит. Они сбили с толку свою совесть и во тьме ходят, не зная и не беспокоясь о том, что делают и куда идут. Те, которые ходят во тьме, приближаются к вечной тьме.

(3) Какими были последствия этого греха: «…все основания земли колеблются». Когда справедливость искажается, то что хорошего может выйти из этого? Колеблется земля и все живущие на ней, как говорит псалмопевец в подобном случае (Пс 74:4). Ошибки государственных лиц являются гражданской бедой.

Стихи 6-8. В этих стихах нам представлены:

I. Земные боги, униженные и поверженные (ст. 6,7). Все признают достоинство их должности (ст. 6): «Я сказал: вы — боги». Они были почтены именем и правами богов. Сам Бог назвал их таковыми, когда изрек закон против предательских слов (Исх 22:28): «Судей (богов, англ. пер. KJV) не злословь…» И если они названы таковыми от основания почестей, то кто может сомневаться в этом? Но каким должен быть человек, чтобы так прославиться? Он называет их богами, так как к ним было слово Божие, как поясняет наш Спаситель (Иоан 10:35). У них было поручение от Бога, они были Его посланниками и Им назначены, чтобы быть щитами земли, хранителями гражданского мира и мстителями, изливающими гнев на тех, кто тревожит его (Рим 13:4). В данном смысле все они – сыны Всевышнего. Некоторых из них Бог облачил Своими почестями и занял управлением этим миром через Свое провидение, как Давид сделал своих сыновей главными правителями. «Так как Я сказал: вы — боги, то вы понесли эту честь дальше, чем было предназначено, и представили себя сынами Всевышнего», как царь Вавилона (Ис 14:14): «Я буду подобен Всевышнему» и начальствующему в Тире (Иез 28:2): «Ты ставишь ум твой наравне с умом Божиим». Трудно, получив такие почести из руки Бога, когда сыны человеческие воздают всевозможную славу, не возгордиться, не кичиться своим положением и не превозносить себя. Но далее следует убийственное суждение: «Но вы умрете, как человеки». Эти слова можно воспринять (1) либо как наказание плохих судей, судивших несправедливо, в результате чего все основания земли колеблются. Бог воздаст им за дела их и отсечет в разгар процветания и великолепия. Они умрут, как другие нечестивцы, и падут, как всякий из языческих князей. Принадлежность к израильскому народу не спасет никого, как и должность судьи. Они умрут либо как согрешившие ангелы, либо как один из великанов ветхого мира. Сравните это с тем великим угнетением, которое наблюдал Ели-уй в свое время (Иов 34:26): «Он поражает их, как беззаконных людей, пред глазами других». Пусть же злоупотребляющие своей властью знают, что Бог отнимет и ее, и их жизнь, ибо раз они поступают гордо, то Он покажет Себя выше их. Либо (2) как период славы для всех судей в этом мире. Пусть не раздуваются от почестей и не пренебрегают своей работой, а задумаются о своей смертности, чтобы умертвить свою гордость и побудить себя к долгу. «Вас называют богами, но у вас нет права на бессмертие. Вы умрете, как человеки, как обычные люди, и падете, как всякий из князей». Обратите внимание: хотя для нас цари и князья, все судьи земные являются богами, но для Бога они люди, и они умрут, как люди, а их честь будет лежать во прахе. Mors sceptra ligonibus aequant – смерть смешивает скипетры и лопаты.

II. Бог небес высоко превозносится (ст. 8). Псалмопевец не видит никакого смысла урезонивать этих гордых угнетателей. Они повернули глухое ухо ко всему, что Он говорил, и ходили во тьме, и поэтому он смотрит на Бога, призывая Его и умоляя принять силу Свою великую: «Восстань, Боже, суди землю»; и затем он молится, чтобы Господь сделал это, и верит, что так и будет: «Ты наследуешь все народы». Это касается (1) царства провидения. Бог управляет миром; Он воздвигает и свергает, кого Ему угодно; Он наследует все народы и полновластно владычествует над ними, распоряжается ими, как человек своим наследством. Мы должны верить и утешать себя тем, что земля не отдана в руки нечестивых правителей, как нам кажется (Иов 9:24). Бог сохранил власть себе и царствует над ними. Поэтому мы с верой можем молиться: «Восстань, Боже, суди землю, восстань против тех, которые судили несправедливо и поставь над Своим народом пастыря по Твоему сердцу». У нас есть праведный Бог, к которому мы можем обратиться с просьбой о помощи, которому могут довериться и от Него могут ожидать эффективной помощи все обиженные несправедливыми судьями.

(2) Царства Мессии. Это молитва о том, чтобы оно поскорее настало и пришел Христос, который будет судить землю, чтобы исполнилось обетование и Бог дал Ему народы в наследие. Ты, Христос, наследуешь все народы и будешь царствовать над ними (Пс 2:8; 21:29). Пусть второе пришествие Христа утвердит порядок. Есть два места из Писания, которыми мы можем утешать себя и друг друга относительно плохого управления властью среди людей: первое – «…аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк 19:6);

и второе – «…ей, гряду скоро!» (Отк 22:20).

Псалом 81

В 81-м псалме Асаф выражает возмущение действиями судейских и призывает Господа как высшего судию творить справедливый суд на земле.

Текст молитвы псалом 81

На церковнославянском языке с ударениями

1 Бог ста в со́нме бого́в, посреде́ же бо́ги разсу́дит.

2 Доко́ле су́дите непра́вду, и ли́ца гре́шников прие́млете?

3 Суди́те си́ру и убо́гу, смире́на и ни́ща оправда́йте.

4 Изми́те ни́ща и убо́га, из руки́ гре́шничи изба́вите его.

5 Не позна́ша, ниже́ уразуме́ша, во тьме хо́дят: да подви́жатся вся основа́ния земли́.

6 Аз рех: бо́зи есте́, и сы́нове Вы́шняго вси.

7 Вы же я́ко челове́цы умира́ете, и я́ко еди́н от князе́й па́даете.

8 Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́: я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех.

На русском языке

1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Для чего читают псалом 81?

Псалом 81 положено читать во время ночных часов, на службе чина 12-ти псалмов. В ранние православные времена ночное бдение было принято монастырскими Уставами. Впоследствии количество часов сократилось, и 81 псалом читают в составе молебнов.

Псалом 81 рекомендуется читать перед судейским разбирательством и после него. Человеку важно знать, что существует Высший судья, который обязательно рассудит всех: старых и малых, богатых и нищих. И справедливее Высшего суда ничего нет и не будет.

Толкование

Стихи 81 псалма эмоциональны, обличающие судей. Каждый стих автора включает обращение к судьям и прочим власть имущим людям Израиля.

  • Стих 1: Автор напоминает, что Бог – высший судья, который судит «сонм богов», которым называют себя власть имущие. Асаф напоминает, что судей земных поставил Бог, а не кто-либо иной.
  • Стих 2-5: Асаф повторяет, что судей называют «богами» для того, чтобы от них исходила воля Божия, и судили они по закону, который дал Бог. Чтобы рассуждали, по справедливости, а не по собственному разумению, миловали невиновных бедных, но наказывали грешников. В 5 стихе автор указывает, что судьи всё хорошо знают и разумеют, но подвержены соблазну греха. Именно поэтому сотрясают основы гражданского общества и благотворят самоуправству и насилию.
  • Стих 6-7: Автор говорит о предупреждении Богом неправедных судей. Несмотря на избранность, за грехи свои будут низложены, как всякие правители, не справившиеся с возложенными на них обязанностями.
  • Стих 8: Заключительный стих содержит воззвание к Высшему судье и мольба о восстановлении справедливости не только для израильтян, но и для всех чад Его.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

При общности содержания псалма в нем нет препятствий считать его писанным во время Давида его современником и певцом Асафом. В псалме осуждается несправедливость судей. При начале царствования Давида факты последнего рода не могли быть редкостью, так как эпоха царствования Саула, особенно в последние его годы, когда и сам царь в своих отношениях к Давиду грубо попирал элементарные требования справедливости, могла только развращать судей, давая свободу проявляться их произволу, почему их решения не могли стоять на должной и требуемой законом высоте и беспристрастии.

Подобные явления могли совершаться и в последующе годы царствования Давида, на что указывает факт распространения в народе Авессаломом жалобы на несправедливость судей. Очевидно Авессалом имел под руками несколько подобных фактов, которыми воспользовался неумеренно, обобщив случайные явления до размеров господствующего и санкционированного царем направления судейской деятельности, т. е., создал клевету. К какому времени – началу ли царствования Давида или ко времени восстания Авессалома нужно относить написание псалма, точно установить нельзя.

Бог стал среди богов и грозно обличал последних в лицеприятии на суд, так как от этого колеблются основы внутренней жизни народа. За это судьи, не смотря на высоту своего служения, погибнут, как и всякий простой человек (1–7). Писатель молит Господа восстать для этого суда не только над евреями, но и над всею землею (8).

Пс.81:1 . Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

«Бог стал в сонме богов» . Под богами, как видно из контекста, разумеются люди, занимающиеся судебными делами, т. е. судьи: они допускают лицеприятие, как обыкновенные люди (2–4); не понимают и не знают возложенной на них ответственности; также подлежат смерти, как и всякий человек (5–7). Если же они называются богами, то по тому назначению, которое им дано Господом (6). Имя богов прилагается к судьям, как видно из ( Исх. 21:6 ), потому, что в их решениях должна слышаться воля Божия, приговоры их должны отличаться беспристрастием, согласованностью с Законом Бога, так что они являются как бы наместниками Бога на земле и через них говорит Сам Бог ( Втор. 1:17 ). Бог представляется по псалму выступившим среди земных судей для оценки их деятельности и нашедшим, что последняя подлежит осуждению ( «произнес суд» ).

Пс.81:3 . Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;

Пс.81:4 . избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы – богач и бедняк, знатный и незнатный.

Пс.81:5 . Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят» – не в смысле непонимания закона или трудности расследуемого дела, а в смысле намеренного уклонения от закона, сознательного лицеприятия, которое приводит к колебаниям земли, к потрясению основ внутренней жизни, к уничтожению законности, а через то – к самоуправству и насилиям в отношениях людей между собою. Если бы такие проступки судей являлись бессознательными и случайными, то Господь не осудил бы их.

Пс.81:6 . Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;

«Вы боги, и сыны Всевышнего» в смысле – представители и ближайшие исполнители на земле воли Бога в судейских решениях.

Пс.81:7 . но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.

Высота положения судьи среди народа и священная важность его служения не могут предотвратить тяжелой ответственности за дурное ведение дела: несправедливый судья умрет и падет (будет низложен), как простой князь или простой человек.

Пс.81:8 . Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

О восстановлении правосудия писатель молит Бога не только для земли Иудейской, но и по всему миру, так как «все народы» – наследие Божие, в Его власти.

Псалом 81 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 81

Толкование Псалма 81

Пс. 81:1. Начиная этот псалом, Асаф представляет Бога, Судью небесного, вершащим суд над судьями земными. Именно они, люди, наделенные властью в Израиле, понимаются под “сонмом богов” в стихе 1 (Исх. 21:6). Высказывалось предположение, что слово “боги” в этом псалме относилось к ангелам (и это нашло отражение в сирийском переводе Библии), и что вся описываемая здесь сцена происходит в небесном Суде. Однако из последующего текста псалма ясно, что речь в нем идет о судьях как представителях Бога на земле, поставленных Им управлять земными делами.

Пс. 81:2-5. В стихе 2 псалмопевец предостерегает их от имени Бога, упрекая в суде лицеприятном и неправедном. Между тем, они и “богами” названы потому, что в решениях своих должны исходить из воли Божией и опираться на закон, данный Богом. Если бы они поступали так, то судили бы по существу дела, справедливо, не только богатых и знатных, но и “нищих” и “сирот”, не имеющих заступников (стих 3), “исторгали” бы их из рук людей нечестных и жестоких (нечестивых).

В стихе 5 речь не о том, что “судьи” не знают закона и не разумеют юридической практики своего времени, а о том, что они не хотят их “знать и разуметь”, и сознательно ходят… во тьме нравственной и духовной, отчего и колеблются… все основания земли, т. е. потрясаются основы гражданской жизни общества, в котором верх берут самоуправство и насилие (сравните Пс. 10:3).

Пс. 81:6-8. Бог предупреждает неправедных судей, что, несмотря на свое высокое положение (“сынами Всевышнего” они названы здесь, как поставленные проводить Его волю на земле), они, пренебрегшие возложенной на них ответственностью, погибнут, как простые люди, и “падут” (будут низложены), как всякий из правителей, не оправдавших своего назначения.

Иисус Христос, будучи обвинен Своими врагами в богохульстве, обращается к стиху 6 этого псалма (Иоан. 10:34-36). Коль скоро и “судьи” были, в известном смысле, “сынами” Божьими сказал Он, то тем более Он, Которого “Отец освятил и послал в мир”, отнюдь не богохульствует, называя Себя Сыном Бога.

В стихе 8 Асаф молит Господа “судить землю”, т. е. восстановить праведный суд среди всех ее обитателей (а не только израильтян), ибо все народы есть наследие Его.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 81

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

Этот псалом интересен тем, что повествует о суде Бога среди богов.
81:1 Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
О каких, однако, «богах» идёт речь?

81:2-4 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых.

Ясно, что речь идёт о руководителях и судьях народа Божьего, которым Бог доверил организовывать жизнь Своего народа и решать проблемы его на основании принципов Божьих (суда Божьего). Иисус процитировал это место, говоря:
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание , Иоан.10:35
То есть те, кого Бог наделил полномочиями представлять Себя на земле – названы здесь «богами» для народа Божьего.

Собственно, представления о том, что руководители и правители даже языческих народов являлись как бы «богами» для народа – были не новостью, Египетский фараон считался богом Египта. Единственное, что отличало «богов» Израиля – это то, что им не поклонялись, а поклонялись Богу Израиля, который всего лишь через священнослужителей (богов) наставлял свой народ и передавал слово своё. Таким образом «боги» этого псалма – это все вестники Иеговы –Мал.2:7

81:5,6 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
Однако, Бог увидел, что Его помощники не справляются со своими прямыми обязанностями в заботе о народе Его. Стало быть, он признаёт их непригодными для того, чтобы считать их Своими представителями на земле

81:7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
И поскольку они оказались не пригодными для Бога – их участь сравняется с участью простого народа, Бог их не станет ни оберегать, сохраняя в качестве светильников своих во дни бедственные, ни защищать. Что будет всему народу, того нахлебаются и они от наказания Божьего.

Как видим, категория «богов» в Израиле – не то же самое, что и категория «князей»: князь – это просто глава рода в Израиле, начальствующий в племени своём. Бог же – это вестник слова Иеговы, святой Его служитель, священник либо пророк, призванный Богом для передачи слова его в определённые времена.

Что говорится в тексте молитвы псалом 81

В славянской, греческой и латинской Библиях текст 81 псалма приписывается авторству Асафа, современника пророка Давида. Написан он очень компактно, и причиной его написания однозначно являются действия неправедных судей.

Как утверждают различные толкования 81 псалма, судейский беспредел во времена правления Саула, предшественника Давида, стал причиной народных возмущений, и во времена царствования самого царя Давида ситуация не сильно изменилась. Смелым текстом 81 псалма Асаф обличает неправедных судей, притесняющих бедняков и оправдывающих знатных людей.

Помощь от чтения православного псалма 81

Читать и слушать онлайн 81 псалом, безусловно, будет полезно и нашим современникам, пострадавшим от несправедливого суда. В псалме автор напоминает судьям о том, что, как бы высоко ни было их положение при жизни, в конце ее они станут такими же дряхлыми и больными стариками, как и простые смертные, поскольку перед Богом и перед лицом смерти все равны. В последнем стихе христианского псалма 81 Асаф призывает Господа судить землю, так как Он – самый справедливый судья. По древней традиции читать 81 псалом принято крестьянам и фермерам, чтобы продавались плоды их трудов.

Слушать на видео православную молитву псалом 81 на русском языке

Читать православный текст молитвы псалом 81 на русском языке

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Православный Псалтырь, текст псалом 81 на церковно славянском языке

Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Доколе судите неправду, и лица грешников прiемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте; измите нища и убога, из руки грешничи избавите eго. Не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят; да подвижатся вся основанiя земли. Аз рех; бози eсте, и сынове вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко eдин от князей падаете. Воскрсни, Боже, суди земли; яко ты наследиши во всех языцех.

Псалом 81

В некоторых списках находится надпись: псалом Асафу, а в других: разумения Асафу, так как сей псалом вразумляет судей. Или это говорится и потому, что мы должны понимать содержащееся в нем пророчество с разумением, поелику он пророчествует о том обличении, которое делал Владыка Христос книжникам и фарисеям.

Ст. 1. Бог ста в сонме, богов. Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх. 22, 28) и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов 1го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А Григорй Богослов разумел сии слова иначе в слове на крещение *).

*) По словам Григория Богослова, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова Феодорита: Поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. Евсевия: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком.

Посреде же (народа) боги разсудит. Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов—начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи—лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно *).

*) Слова Оригена: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым— не суд, а нечто большее—различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд.

2. Доколе судите неправду и лица грешников приемлете. Здесь должно отвне подразумевать: говоря, и читать так: Бог стал в сонме Богов и среди (народа) рассудит богов, говоря: доколе судить вам неправду, то есть судить неправедно. Или, если выражение “доколе судить вам” принимать за выражение: оправдывать вам; то он говорит: доколе неправедно оправдывать вам неправедных. Глагол за сим: принимать вам, значит: уважать, и полная мысль будет такая: доколе уважать вам и стыдиться лиц неправедных и посему оправдывать их. И Моисей говорит в законе: не смотрите на лица на суде, (но) малому и великому суди, не стыдись лица человеческого, ибо суд Божий есть (Втор. 1, 17). А лицеприятным называется тот, кто боится неправедных людей, по причине преимущества и достоинства их, как говорит Ориген: принимающий лица есть тот, кто уважает преимущество неправедных.

3. Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте. Производите, говорит, праведный суд сиротам и нищим, которые бывают обижаемы, и не презирайте их, а равно и смиренных и бедных, – где бедным и нищим называет или одного и того же, или нищим того, кто прежде был богат, а потом лишился богатства; а бедным того, кто трудами своих рук приобретает нужное, как мы сказали в 11м псалме, при изъяснении слов: ради страдания нищих *).

*) Посему и Великий Василий говорит: Поелику человеческий род презирает бедных; то посему Писание иногда говорит нам: судите сироте, как неимущему попечителя и отца, и оправдите вдовицу—лице, презираемое в жизни многими по причине бессилия, ибо вдовство удобопопираемо для склонных к их обидам, а теперь: судите сироте и нищему, из которых и тот и другой требует помощи, первый как не могущий по причини незначительного возраста, как не могущий предать обижающих суду, а второй по бедности, как не имеющий сил защищать свои права. Итак вы, которым вверен суд, вступитесь в дело сих обижаемых и лишенных защитников, и восполните от себя то, чего недостает у них по возрасту, чтоб иметь похвалу Иова: я был отцом бессильным. В духовном значении, поелику делающий грех рожден от диавола, то кто устранил себя добровольно от родства с ним, осиротев, к величайшему своему блаженству, без злого сего отца, тот должен получить от нас надлежащее попечение. Слова Исихия: не говорит: судите праведному, или пророку, или священнику, к которым столь много возбуждает внимания в других, и заповедуя не делать им вреда, а говорит: не прикасайтесь к помазанникам моим и с пророками моими не поступайте худо, но (судите) сироте и нищему, смиренному и бедному; почему? Потому что первым прилично терпеть обиды, а для последних подвергаться обиде по причине бессилия их, зависящего от возраста и нищеты не легко; почему законодатель и оказывает им больше снисхождения (в изд. своде).

4. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его. Здесь смотри читатель, какое попечение и промышление Бог имеет о нищих и бедных, когда столь часто упоминает здесь о них чрез Божественного Давида. Измите, говорит, нищего и бедного, и избавьте того, которого притесняют руки грешника, т. е. обидчика, которого называют и здесь, как прежде, преимущественно грешником по причине великости греха обиды, причиняемой им братьям его *).

*) Замечай, говорит Исихий, что сказав: измите бедного, говорит об обидчиках и любостяжателях, как о диких зверях. Ибо их то здесь означает именем грешника. Из сего мы заключаем, что изъемлющий нищего из руки любостяжателя получит достоинство и награду Пастыря, т. е. того, Который самого Себя предав за нас, избавил нас от мысленных зверей (т. е. Христа); а кто похищает и причиняет вред, того можно поставить в числе зверей. Слова великого Василия (вместе с Оригеном): и ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим делом то, за что он терпит обиду; защити его, дабы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим пред Богом, которому, молясь, премудрая Иудифь говорит: Ты, Бог смиренных, Ты, помощник меньших, слабых и защитник, презренных Спаситель, безнадежных подлинно, подлинно Бог отца моего (Иуд. 9, 11).

5. Не познаша, ниже уразумеша, во тме, ходят. Неправедные, говорит, судии и начальники, сделавшись, по словам Дидима, произвольно глухими, не познали, и не поняли моих Божественных слов и законов. Ибо глаголом: не уразумели, изъясняется глагол: не познали. Неправедные судии и начальники во тьме ходят, т. е. живут в заблуждении. Или можно понимать сии слова иначе, т. е. что не познали и не поняли неправедные начальники и судии добра; почему и ходят в заблуждении и незнании правды, иначе, не понимают, что такое правда *).

*) Другой говорить яснее: Сего, говорит, судьи не хотят знать, т. е. что они поставлены судьями в пользу бедных, но исполняют свое общественное дело, как провождающие время ночью и во тьме, не видя своей обязанности, как омраченные и лишенные света; ибо безумие мрачно покрывается западом (вечернее) и наводит ночь; а разумение напротив того весьма светло, весьма лучезарно и истинно востокообразно. Слова безыменного истолкователя: Чего не познали? Гнилости сей жизни и непостоянства человеческого счастья, ибо соединяя поля с полями и домы с домами, они часто приобретают сии богатства для врагов. Чего не уразумели? Того, что, занимаясь малым, они теряют большее.

Да подвижатся вся основания земли. Сии слова так выразил Симмах: потрясу землею по причине живущих на ней. По выражению семидесяти толковников глагол: да подвинутся, дает такую мысль, что Бог повелевает земле колебаться, чтоб устрашились неправедные начальники и беззаконные судии. Или говорит: да потрясутся основания земли, не перенося более беззакония сих неправедных людей. Основаниями земли называет глубину ее. Поистине поразительно и страшно слово сие, как представляющее негодование Бога на неправедных начальников и беззаконных судей *).

*) Слова Дидима (Диодора): Потрясу, говорит, и поколебаю все; потому что Я поставил судей в чине богов и сынов Всевышнего; а они обесчестили мое достоинство, повреждая суд взятками, подобно языческим начальникам, которые по причине бесчувствия своих богов употребляют право судить произвольно, потому что нет наблюдающего за ними и взыскивающего с них. Афанасий основаниями называет начальствующих века сего (т. е. демонов), которые еще до народа Иудейского подверглись суду и извержены из владычества над нами сими словами: ныне князь миpa сего изгнан будет вон; ибо потряслось стояние их, которое имели прежде, так как первые они обессилены Крестом.

6. Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вcи. Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26), показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божии. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22, 28). Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4, 22) *).

*) Слова Божественного Кирилла. Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славя. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,—Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Иоан. 10, 34). Слова Феодорита: И так Я вас почтил и сообщил вам мое имя, и нарек моими сынами. Евсевий, приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божии получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7, 1). Итак как Моисей человек Божий, получив от него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.

7. Вы же, яко человецы умираете. Вы, говорит, однакож, судии, не смотря на то, что вы почтены образом Божиим и удостоились именоваться богами, как имеющие преимущество пред другими по своему начальственному и судебному достоинству, несмотря на все сие, вы умираете как простые из народа и обыкновенные люди, которые ни закона Божия не знают, ни разумения не имеют. Глаголом: умираете, Давид выразил злую и неисправимую жизнь таковых неправедных людей до самой смерти их, или открывает, что они так неправедно живут без исправления, доколе не умрут.

И яко един от князей падаете. Что сказал выше, то говорит и теперь: вы, говорит, неправедные судьи и начальники падаете, т. е. умираете, как начальствующие над народами. Афанаcий, Дидим и Исихий говорят, что один из начальствующих есть диавол; так как он был никогда начальствующим над чином ангельским. Ему то, говорит, подражая и вы—судии падаете, т. е. извергаетесь из достоинства вашего за мечтательность и гордость вашу, подобно тому как и диавол чрез гордость свою и не хорошее употребление достоинства своего отпал от божественной чести и из светлого ангела, каковым был прежде, сделался мрачным диаволом *).

*) По изъяснению Василия и Кирилла: Человеками здесь называются обладаемые человеческими страстями, живущие по плоти, имеющие мудрование земное; как напротив того жизнь святых есть не человеческая уже, но больше божественная и духовная; потому что они хотя действуют во плоти, но не живут по плоти, как написано. А тот, кто стал уже выше плотских страстей и чрез совершенствование ума достиг состояния Ангелов, тот уже не человек, но сын Всевышнего, усвоившийся Богу чрез добродетель, и не умирает как человек, но как имеющий в себе живущим Бога. Симмах: Вы же как человеки умрете, и, как один из князей, падете. Ибо не познав своей чести (толкует Феодорит), вы подвергнетесь одной участи с диаволом, который, получив от Меня начальство и не восхотев употреблять то, что дано ему, как должно, отпал от своей чести. Вы потерпите наказание смертью наравне с прочими людьми и не будете иметь по смерти никакой славы. Дидим еще яснее изъяснил сии слова так: Вы умираете не только общею и естественною смертью, но и последующею за грехом (т. е. будете наказаны), падая подобно кому либо из князей, а этот князь есть диавол. Так о нем сказано: как пал с неба денница, сиявший утром? (Ис. 14, 12), Слова Исихия: Диавол получил власть начальствующего среди ангелов, почему и Павел говорит: наша брань не с кровию и плотию, но с начальствами. Но вознесшись и пожелав большего, он пал.

8. Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Сии слова беспрекословно пророчествуют о воскресении Христа из мертвых. По словам Диодора пророк Давид здесь просит Христа, чтоб Он воскрес из гроба и судил праведно чрез Апостолов всю землю, над которою Он поставил их начальствующими, то есть, чтобы сделал защиту всей земле, осудив и изгнав из нее начальника миpa— диавола, который имел ее в порабощении заблуждении идолопоклонства и всякому роду зла. Он сказывает и о причине сей защиты: Ты, говорит, Господи, получишь наследство у всех народов, согласно с сказанным: дам Тебе народы в достояние Твое (Пс. 2, 8). А наследство Христово суть те, которые уверовали в Него из всех народов *).

*) Другой говорит, что Давид сказал выше изложенные слова к судиям от лица своего. Слова Феодорита: За сим, сильно обличив неправедных судей, пророк молит истинного и праведного Судию произвесть суд над вселенною. Слова Исихия: Пророк говорит не о настоящем наследстве, а о будущем; почему просит Бога восстать и судить землю, т. е. человека, который воставши наследствует у всех народов. Ибо Он даст приличный жребий всем, один смиренным, другой целомудренным, иной милостивым, другой гордым, и иной любостяжательным. Ибо народами в настоящем месте назвал не по различиям языков, но жизней.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-81/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/81
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/81/
http://jwquestion.net/bvps_81_Psalms.htm
http://filosofia.ru/chto-govoritsya-v-tekste-molitvy-psalom-81/
http://religion.wikireading.ru/150955
http://www.molitvoslov.com/text409.htm

Ссылка на основную публикацию