Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 77.
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, 6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,- 7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, 8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: 10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; 11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: 13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; 14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; 15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: 18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, 19 и говорили против Бога и сказали: “может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?”
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. “Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?”
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля 22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, 24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею 27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: 28 поверг их среди стана их, около жилищ их,- 29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, 31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, 35 и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их, 36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; 37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! 41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, 42 не помнили руки’ Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, 43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; 44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; 45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; 46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; 47 виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; 48 скот их предал граду и стада их – молниям; 49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; 50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; 51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; 52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; 53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; 54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; 55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; 57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; 58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; 61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, 62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; 64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, 66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; 67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, 68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, 70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих 71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Предыдущая книга
Следующая книга
Псалтирь, псалом 77 Псалтирь, пс 77
Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их, — и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их, и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! И снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче; виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. Юношей его поядал огонь, и девицам его не пели брачных песен; священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Псалом 77
В псалтыри некоторые песни основаны на исторических фактах. Одной из них является псалом 77. Он входит в состав третьей книги псалмов. Текст его очень длинный и включает в себя 72 стиха, имеющих исторический и поучительный характер. В них псалмопевец рассказывает о великих грехах, в которых погряз еврейский народ, о недовольстве Господа этими грехами, а также о великих милостях, оказанных израильтянам Богом.
Текст молитвы псалом 77
На церковнославянском языке с ударениями
1 Внемли́те, лю́дие мои́, зако́ну моему́, приклони́те у́хо ва́ше во глаго́лы уст мои́х.
2 Отве́рзу в при́тчах уста́ моя́, провеща́ю гана́ния испе́рва.
3 Ели́ка слы́шахом и позна́хом я́, и отцы́ на́ши пове́даша нам:
4 не утаи́шася от чад их в род ин, возвеша́юще хвалы́ Госпо́дни и си́лы Его, и чудеса́ Его, я́же сотвори́.
5 И воздви́же свиде́ние во Иа́кове, и зако́н положи́ во Изра́или: ели́ка запове́да отце́м на́шим, сказа́ти я́ сыново́м свои́м,
6 я́ко да позна́ет род ин, сы́нове родя́щиися, и воста́нут и пове́дят я́ сыново́м свои́м:
7 да положа́т на Бо́га упова́ние свое́, и не забу́дут дел Бо́жиих, и за́поведи Его взы́щут.
8 Да не бу́дут я́коже отцы́ их, род стропти́в и преогорчева́яй, род и́же не испра́ви се́рдца своего́, и не уве́ри с Бо́гом ду́ха своего́.
9 Сы́нове Ефре́мли наляца́юще и стреля́юше лу́ки, возврати́шася в день бра́ни:
10 не сохрани́ша заве́та Бо́жия, и в зако́не Его не восхоте́ша ходи́ти.
11 И забы́ша благодея́ния Его, и чудеса́ Его, я́же показа́ им
12 пред отцы́ их, я́же сотвори́ чудеса́ в земли́ Еги́петстей: на по́ли Танео́се.
13 Разве́рзе мо́ре, и проведе́ их, предста́ви во́ды я́ко мех.
14 И наста́ви я́ о́блаком во дни, и всю нощь просвеще́нием огня́.
15 Разве́рзе ка́мень в пусты́ни, и напои́ я́ я́ко в бе́здне мно́зе,
16 и изведе́ во́ду из ка́мене, и низведе́ я́ко ре́ки во́ды.
17 И приложи́ша еще́ согреша́ти Ему, преогорчи́ша Вы́шняго в безво́дней;
18 и искуси́ша Бо́га в сердца́х свои́х, воспроси́ти бра́шна душа́м свои́м.
19 И клевета́ша на Бо́га, и ре́ша: еда́ возмо́жет Бог угото́вати трапе́зу в пусты́ни?
20 Поне́же порази́ ка́мень, и потеко́ша во́ды, и пото́цы наводни́шася: еда́ и хлеб мо́жет да́ти, или́ угото́вати трапе́зу лю́дем Свои́м?
21 Сего́ ра́ди слы́ша Госпо́дь и презре́: и огнь возгоре́ся во Иа́кове, и гнев взы́де на Изра́иля,
22 я́ко не ве́роваша Бо́гови, ниже́ упова́ша на спасе́ние Его.
23 И запове́да облако́м свы́ше, и две́ри небесе́ отве́рзе,
24 и одожди́ им ма́нну я́сти, и хлеб небе́сный даде́ им.
25 Хлеб а́нгельский яде́ челове́к, бра́шно посла́ им до сы́тости.
26 Воздви́же юг с небесе́, и наведе́ си́лою Свое́ю ли́ва,
27 и одожди́ на ня я́ко прах пло́ти, и я́ко песо́к морски́й пти́цы перна́ты.
28 И нападо́ша посреде́ ста́на их, о́крест жили́щ их.
29 И ядо́ша и насы́тишася зело́, и жела́ние их принесе́ им.
30 Не лиши́шася от жела́ния своего́: еще́ бра́шну су́щу во усте́х их:
31 и гнев Бо́жий взы́де на ня, и уби́ мно́жайшая их, и избра́нным Изра́илевым запя́т.
32 Во всех сих согреши́ша еще́, и не ве́роваша чудесе́м Его.
33 И исчезо́ша в суете́ дни́е их, и ле́та их со тща́нием.
34 Егда́ убива́ше я́, тогда́ взыска́ху Его, и обраща́хуся, и у́треневаху к Бо́гу:
35 и помяну́ша, я́ко Бог Помо́щник им есть, и Бог Вы́шний Изба́витель им есть.
36 И возлюби́ша Его усты́ свои́ми, и язы́ком свои́м солга́ша Ему:
37 се́рдце же их не бе пра́во с Ним, ниже́ уве́ришася в заве́те Его.
38 То́йже есть щедр, и очи́стит грехи́ их, и не растли́т, и умно́жит отврати́ти я́рость Свою́, и не разжже́т всего́ гне́ва Своего.
39 И помяну́, я́ко плоть суть, дух ходя́й и не обраща́яйся.
40 Колькра́ты преогорчи́ша Его в пусты́ни, прогне́ваша Его в земли́ безво́дней?
41 И обрати́шася, и искуси́ша Бо́га, и Свята́го Изра́илева раздражи́ша,
42 и не помяну́ша руки́ Его в день, во́ньже изба́ви я́ из руки́ оскорбля́юшаго,
43 я́коже положи́ во Еги́пте зна́мения Своя́, и чудеса́ Своя́ на по́ли Танео́се,
44 и преложи́ в кровь ре́ки их, и исто́чники их, я́ко да не пию́т.
45 Посла́ на ня пе́сия му́хи и поядо́ша я́: и жа́бы, и растли́ я́.
46 И даде́ рже плоды́ их, и труды́ их пруго́м.
47 Уби́ гра́дом виногра́ды их, и черни́чие их сла́ною,
48 и предаде́ гра́ду скоты́ их, и име́ние их огню́.
49 Посла́ на ня гнев я́рости Своея́, я́рость и гнев и скорбь, посла́ние а́нгелы лю́тыми.
50 Путесотвори́ стезю́ гне́ву Своему́, и не пощаде́ от сме́рти душ их: и скоты́ их в сме́рти заключи́,
51 и порази́ вся́кое перворо́дное в земли́ Еги́петстей, нача́ток вся́каго труда́ их в селе́ниих Ха́мовых.
52 И воздви́же я́ко о́вцы лю́ди Своя́, и возведе́ я́ я́ко ста́до в пусты́ни,
53 и наста́ви я́ на упова́ние, и не убоя́шася, и враги́ их покры́ мо́ре.
54 И введе́ я́ в го́ру святы́ни Своея́, го́ру сию́, ю́же стяжа́ десни́ца Его.
55 И изгна́ от лица́ их язы́ки, и по жре́бию даде́ им [зе́млю] у́жем жребодая́ния, и всели́ в селе́ниих их коле́на Изра́илева.
56 И искуси́ша и преогорчи́ша Бо́га Вы́шняго, и свиде́ний Его не сохрани́ша,
57 и отврати́шася, и отверго́шася, я́коже и отцы́ их, преврати́шася в лук развраще́н,
58 и прогне́ваша Его в хо́лмех свои́х и во истука́нных свои́х раздражи́ша Его.
59 Слы́ша Бог и презре́, и уничижи́ зело́ Изра́иля,
60 и отри́ну ски́нию Сило́мскую, селе́ние, е́же всели́ся в челове́цех.
61 И предаде́ в плен кре́пость их, и добро́ту их в ру́ки враго́в,
62 и затвори́ во ору́жии лю́ди Своя, и достоя́ние Свое презре́.
63 Ю́ношы их пояде́ огнь, и де́вы их не осе́тованы бы́ша;
64 свяще́нницы их мече́м падо́ша, и вдови́цы их не опла́каны бу́дут.
65 И воста́ я́ко спя́ Госпо́дь, я́ко си́лен и шу́мен от вина́,
66 и порази́ враги́ Своя вспять, поноше́ние ве́чное даде́ им.
67 И отри́ну селе́ние Ио́сифово, и коле́но Ефре́мово не избра́,
68 и избра́ коле́но Иу́дово, го́ру Сио́ню, ю́же возлюби́,
69 и созда́ я́ко единоро́га святи́лище Свое, на земли́ основа́ и́ в век.
70 И избра́ Дави́да раба́ Своего́, и восприя́т его от стад о́вчих.
71 От дои́лиц поя́т его пасти́ Иа́кова раба́ Своего́ и Изра́иля достоя́ние Свое.
72 И упасе́ я́ в незло́бии се́рдца своего́, и в ра́зумех руку́ свое́ю наста́вил я́ есть
На русском языке
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, —
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его.
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их, —
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в страненеобитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;
48 скот их предал граду и стада их — молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;
53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Когда и для чего читают псалом 77?
Псалом 77 входит в состав XI кафизмы. В православных храмах его читают на церковнославянском языке по средам. Во время Великого поста к тексту псалма 77 прибегают два раза в неделю (по вторникам и четвергам). На Светлой неделе кафизмы во время богослужения не читают.
Читать псалом 77 на русском языке можно во время домашней молитвы. Это позволяет лучше понять и осознать его смысл, проникнуться им всей душой.
В соответствии с указаниями Преподобного Арсения Каппадокийского псалом 77 следует читать для просвещения кредиторов (заимодавцев), чтобы они были милосердными и не обижали своих ближних за долги.
Толкование
В тексте псалма 77 не только показаны милости Божьи к своему народу, но и низкие поступки людей по отношению к Господу. Эти поступки оправдывают наказания и лишения, не дают возможности роптать и жаловаться. Для подробного толкования псалма 77 нужно рассмотреть его стихи по отдельности:
- Стихи 1-8 – являются вступлением к изложению истории еврейского народа.
- Стихи 9-39 – псалмопевец рассказывает об обрушившихся на народ Израиля наказаниях, обусловленных предательским отношением людей по отношению к Господу.
- Стихи 40-72 – являются продолжением предыдущего раздела. В них автор показывает, какие милости даровал Бог еврейскому народу, как люди нарушали его заповеди и какие наказания были посланы за грехи. Псалмопевец подчеркивает, что человек, пребывающий под божественным порицанием не должен отказываться от покаяния, так как наказание – это средство, позволяющее понять неправильность своих поступков.
Текст псалма 77 представляет собой одну из лучших притч об истории еврейского народа. Автор показал в ней ошибки предков, чтобы люди осознали их и никогда больше не повторяли.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (Пс.77_67–72) и руководство для будущего (Пс.77_4–8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (Пс.77_9–12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (Пс.77_67–71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма – оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как «прозорливец» и который был одним из начальников хоров Давидовых.
Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов (1–8). Сыны Ефремовы не сохранили Завета Божия, забыли его многочисленные чудеса при выходе и после выхода из Египта (9–16). Они продолжали раздражать Господа и в пустыне, требуя себе пищи, какой им хотелось. Господь чудесно питал их и они гибли от пресыщения (17–31). Они все-таки продолжали грешить. Когда же Господь посылал на них бедствия, и они взывали к Нему, Он спасал их (32–40). По избавлении они снова оскорбляли Господа и не помнили тех великих милостей, которыми Он осыпал их с изведения из Египта и после поселения в Палестине (41–55). И на этой земле они оскорбляли Его своими высотами, почему Он и отверг жилище в Силоме и отдал в плен Кивот Завета (56–66). Тогда-то Господь отверг колено Ефремово, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида, чистого сердцем и кроткого (67–72).
Пс.77:1 . Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
«Внимай, народ» , «приклоните ухо» – внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.
Пс.77:2 . Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
“Притч а» – краткое изречение; “гадани е» – тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого.
Пс.77:5 . Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
«Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» – Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения.
Пс.77:8 . и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать.
Пс.77:9 . Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
Пс.77:10 . они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
Пс.77:11 . забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было – практическим неверием.
Пс.77:12 . Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
“Поле Цоан” – главный город Нижнего Египта, где Моисей совершал пред фараоном свои многочисленные чудеса.
Пс.77:18 . искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
Несмотря на чудесное освобождение из Египта, ефремляне и в пустыне «искушали Бога в сердце» – обнаруживали глубокое неверие в Иегову, когда сомневались в Его силе накормить их.
Пс.77:24 . и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
Пс.77:25 . Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
Манна называется “хлеб ом небесны м», так как была послана с неба. – «Хлеб ангельский ел человек» , т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаженный Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.
Пс.77:27 . и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
«Как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых» – обилие крастелей, посланных Богом евреям в пустыне.
Пс.77:34 . Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
Как только евреев постигали бедствия, они «с раннего утра» , тотчас же обращались к Богу. Их преданность Господу была нетвердой и непостоянной.
Пс.77:36 . и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
«Льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним» , означает не то, что молитва евреев пред Господом в моменты опасностей и бедствий была сознательно лицемерной, так как Господь, как Всеведущий, знал бы это и не принял бы ее, как оскорбление, а то, что моменты покаяния были непродолжительны, являлись кратковременной вспышкой, за которой, по миновании опасности, наступал снова период своеволия и забвения Бога.
Пс.77:49 . послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
«Посольство злых ангелов» – не по природе злых, а исполнителей грозной воли Бога над греховными людьми.
Пс.77:60 . отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
Пс.77:61 . и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
«Отринул жилище в Силоме. и отдал в плен крепость Свою» , т. е. Ковчег Завета, который для евреев служил знаком присутствия среди них Господа и с которым они выходили на войну. Здесь разумеется факт взятия филистимлянами Ковчега Завета в Азот ( 1Цар. 4:21, 5:1 ).
Пс.77:63 . Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
«Девицам его не пели брачных песен» – в этой несчастной войне с филистимлянами так много погибло юношей, что не за кого было выходить замуж.
Пс.77:64 . священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
«Священники его падали от меча» – разумеется смерть Офни и Финееса.
Пс.77:67 . и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
Пс.77:68 . а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
Такое поведение Ефремова колена было причиной отвержения его Господом, избравшим для Своего обитания гору Сион и колено Иудино.
Пс.77:69 . И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
«Устроил, как небо, святилище Свое» . Скиния, построенная Давидом на Сионе, своей красотой, размерами и богатством превосходила скинию в Силоме, почему она и называется писателем сравнительно с первой – небесной. Пребывание Господа на Сионе – вечно, поэтому ни одно колено не должно мечтать о перенесении Кивота Завета когда-либо в другое место.
Пс.77:70 . и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
Пс.77:71 . и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
Пс.77:72 . И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
В личности Давида отмечается простота его прежней жизни ( «взял от дворов овчих» ), чистота нравственная ( “чистот а сердца” ) и мудрость ( «руками мудрыми водил евреев»). Эти свойства противоположны тому, что обнаруживал Ефрем своим поведением – гордостью, непослушанием Господу и заботой о своем внешнем преобладании и властвовании над всем народом, почему избран и предпочтен ему Давид, умевший служить народу и понимавший, в чем его истинное благо.
Псалом 77
ПСАЛОМ 77
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности.
3 Что́ слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4 Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям,
7 Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани.
10 Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его;
11 Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан.
13 Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною.
14 И днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 Рассек камень в пустыне, и напоил их как из великой бездны.
16 Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне.
18 Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
19 И говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
21 Господь услышал, и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля,
22 За то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше, и отверз двери неба,
24 И одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек, послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер, и навел южный силою Своею.
27 И, как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морскии, птиц пернатых;
28 Поверг их среди стана их около жилищ их.
29 И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
31 Гнев Божий пришел на них, убил тучных их, юношей Израилевых низложил.
32 При всем этом они продолжали грешить, и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу.
35 И вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их.
36 И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали пред им;
37 Сердце же их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, милостивый, прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой, не возбуждал всей ярости Своей.
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне, и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 И снова искушали Бога, и оскорбляли Святого Израилева.
42 Не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 Когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан.
44 И превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить.
45 Послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их.
46 Земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче.
47 Виноград их побил градом и сикоморы их – льдом.
48 Скот их предал граду и стада их – молниям.
49 Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов.
50 Уровнял стезю гневу Своему, не охранял ду́ши их от смерти, и скот их предал моровой язве.
51 Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею.
53 Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море.
54 И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его.
55 Прогнал от лица их народы, и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Ето не сохраняли;
57 Отступали и изменили, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля;
60 Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 И предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
63 Юношей его поядал огонь, и девицам его не пели брачных песен.
64 Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
66 И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 И отверг шатер Иосифов, и колена Ефремова не избрал,
68 А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек.
70 И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих,
71 И от доящих привел его пасти́ народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их.
ТЕМА: Псалом 77
Псалом 77 3 года 5 дн. назад #99300
|
|