Псалом 74

Псалом 74 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 74

Толкование Псалма 74

Этот псалом, тоже написанный, по всей вероятности, не Асафом – современником Давида, но одним из его потомков, возвещает близкую победу: поражение от руки высшего Судии нечестивых и торжество праведных.

Надпись в русском тексте соответствует стиху 1.

А. Время справедливого суда избирает Бог (74:2-9)

Пс. 74:2-9. Многое в содержании псалма говорит в пользу того, что он был написан в дни царя Езекии, когда ассирийский царь Сеннахирим готовился напасть на Иерусалим. В то время евреи, которым не от кого, кроме как от Бога, ждать было помощи, молили Его, чтобы не отдал их на погибель (“надпись”), и славили Его, возвещая чудеса, которые Он явил в прошлой их истории. На близость такого чуда (близко имя Твое) они надеялись и теперь.

В стихах 3-4 говорит Бог. Он говорит, что Сам изберет время, чтобы произвести Свой справедливый суд над врагами Своего народа. Теперь земля… колеблется под ногами евреев, но Он придет им на помощь. Под “утверждением столпов” их земли можно понимать утверждение в ней имени Самого Иеговы (стих 4). Показательны в этом отношении дерзкие насмешки ассирийских военачальников над верой евреев в Господа (4-Цар. 18:17,19,22,30-35).

Ассирийцы же могли пониматься под “безумствующими” и “нечестивыми” в стихах 5-6, которым Иегова или псалмопевец от имени Иеговы советует “не поднимать рога” (“рог” – символ могущества) своего, не поднимать его против неба (так в англ. переводах передано русское высоко; стих 6). Не говорить жестоковыйно – не упорствуйте в дерзости своей.

В стихах 7-8 та мысль, что падение или возвышение народа происходит не от людей (могущественных армий, идущих от востока… от запада или от пустыни), но от Бога, Который есть высший судия.

Образ чаши (стих 9), в которой кипит… вино, смешанное со специями (обычно добавлявшимися к нему на Востоке) – это образ чаши гнева Божиего, которую врагам евреев придется испить до дна, проглотив и осадок (дрожжи).

Б. Суд Божий достоин прославления (74:10-11)

Пс. 74:10-11. От имени Бога Иаковлева, Которого обещает воспевать… вечно, псалмопевец возвещает, что роги нечестивых будут сломлены, а роги праведника… вознесутся.

Если Пс. 73 действительно сложен был в связи с теми историческими событиями, о которых сказано выше, то ими “оправдан” и заключительный стих: после гибели ассирийского войска под Иерусалимом имя Иеговы, как и праведного царя Езекии, соседние языческие народы долгое время произносили со страхом и благоговением, израильтянам они платили дань (2-Пар. 32:23).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 74

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу

К исполнению. Не погуби. Псалом, песнь Асафа.

1 Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое; повем вся чудеса Твоя.

1 Мы прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовём имя Твоё. Я поведаю о всех чудесах Твоих.

2 Егда прииму время, Аз правоты возсужду.

2 “Когда улучу время, Я буду судить по правде;

3 Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея.

3 Растаяла земля и все живущие на ней, – Я утвердил столпы её”.

4 Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога,

4 Я сказал законопреступным: “Не преступайте закон” и согрешающим: “Не возвышайте рога,

5 не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду:

5 не поднимайте в высоту рога вашего, и не говорите на Бога неправду”.

6 яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор.

6 Ибо суд ни от востока, ни от запада, ни от пустынных гор,

7 Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.

7 потому что Бог – судия: этого смиряет и того – возносит.

8 Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли.

8 Ибо чаша в руке Господа, полная смешения из вина цельного, и Он склоняет её от этого к тому. Однако дрожжи в ней не истощились, – будут пить все грешники земли.

9 Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю:

9 Я же возрадуюсь вовек, воспою Богу Иакова,

10 и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

10 и все роги грешников сломлю, и возвысится рог праведника.

Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое; повем вся чудеса Твоя. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога, не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду: яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли. Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

Псалом 74

В тексте псалма 74 идет речь об окончании существования мира и пророчество о наступлении праведного суда Божьего, когда будут наказаны грешники и возвеличены праведники.

Текст молитвы псалом 74

На церковнославянском языке с ударениями

При проведении богослужений все молитвы звучат на старославянском (церковнославянском) языке, что позволяет донести мольбы верующих до Господа.

1 В коне́ц, да не растлиши, псалом. песни Асафу,

2 Испове́мыся Тебе́, Бо́же, испове́мыся Тебе́, и призове́м и́мя Твое́; пове́м вся чудеса́ Твоя́.

3 Егда́ прииму́ вре́мя, Аз правоты́ возсужду́.

4 Раста́яся земля́ и вси живу́щии на ней, Аз утверди́х столпы́ ея́.

5 Рех беззако́ннующым, не беззако́ннуйте: и согреша́ющым, не возноси́те ро́га,

6 не воздвиза́йте на высоту́ ро́га ва́шего, и не глаго́лите на Бо́га непра́вду:

7 я́ко ниже́ от исхо́д, ниже́ от за́пад, ниже́ от пусты́х гор.

8 Яко Бог судия́ есть: сего́ смиря́ет, и сего́ возно́сит.

9 Яко ча́ша в руце́ Госпо́дни, вина́ нерастворе́на, испо́лнь растворе́ния, и уклони́ от сея́ в сию́: оба́че дро́ждие Его́ не истощи́ся, испию́т вси гре́шнии земли́.

10 Аз же возра́дуюся в век, воспою́ Бо́гу Иа́ковлю:

11 и вся ро́ги гре́шных сломлю́, и вознесе́тся рог пра́веднаго.

На русском языке

Если верующий не может прийти в храм и принять участие в службе, он может читать псалом 74 на русском языке в домашних условиях (келейно). Переведенная на русский язык молитва помогает понять смысл ее содержания, глубже прочувствовать слова молитвы и пропустить ее через свое сердце.

1 К исполнению. Не погуби. Псалом, песнь Асафа.

2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».

5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,

6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,

7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

История написания

Считается, что написание псалма 74 относится ко временам правления царя Езекии, готовившегося к отражению атак ассирийского правителя Сеннахирима. В этот период евреи чувствовали свою полную беззащитность и очень волновались по этому поводу. Помимо сильной армии, ассирийский царь отличался еще пренебрежительным отношением к Господу и заносчивостью.

Молитва обращена к Богу с просьбой о защите и спасении от врагов. Уже в надписании прочитывается мольба о защите.

Для чего читают псалом 74?

Псалом 74 призывает грешников покаяться перед судом Господним и не усугублять свое земное существование грехами.

Толкование

Чтобы содержание молитвы было более близким и понятным, необходимо толкование каждого стиха:

  • Стих 1-2: рассказывает о том, что приближение врагов евреи встретили не плачем и скорбью, а прославлением Господа, который не бросит свой народ в опасности.
  • Стихи 3: написан от лица самого Господа, который обещает провести праведный суд, когда придет назначенный час. Он не отдаст врагам на поругание святой Иерусалим.
  • Стихи 4-5: в них богохульники предупреждаются о том наказании, которое получат за свое мнение о великой силе и непобедимости.
  • Стихи 7-8: отмечается, что помощь и защиту нужно ждать не от народов, живущих в разных концах света, а от Бога, который одних может уничтожить, а других – возвысить.
  • Стих 9: чаша вина, которая фигурирует в молитве, подразумевает чашу гнева Господня, из которой будут пить враги Иерусалима.
  • Стихи 10-11: гнев Божий велик, и испивший из его чаши получит погибель, а языческие народы придут на поклон Езекии и принесут дары Господу.

Псалтирь | псалом 74

Хотя заглавие этого псалма приписывает его Асафу, тем не менее он абсолютно согласуется с обстоятельствами Давида, когда он вступил на престол после смерти Саула, и многие толкователи относят его к этому стечению обстоятельств и предполагают, что либо Асаф сочинил его от имени Давида, как его придворный поэт (возможно, его содержание было взято из речи, произнесенной Давидом перед государственным собранием при его восхождении на престол, и Асаф переложил ее на стихи и опубликовал в виде поэмы для распространения среди людей), либо Давид написал его и передал Асафу, как регенту храмового хора. В этом псалме (I) Давид благодарит Бога за то, что Он возвел его на трон (ст. 2,10).

(II) Он обещает посвятить свою жизнь на благо своего народа, используя данную ему власть от Бога (ст. 3,4,11).

(III) Он отражает нападки тех, которые противостояли его приходу к престолу (ст. 5,6).

(IV) Он черпает благоразумие, глядя на неограниченное владычество Бога в делах сынов человеческих (ст. 7-9). Воспевая этот псалом, мы должны воздать Богу славу за все радикальные изменения в государствах и царствах, веруя, что все они совершаются в соответствии с Его планами и Он сделает так, что все они будут содействовать для блага Его Церкви.

Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.

Стихи 2-6. В этих стихах:

I. Псалмопевец возносит Богу хвалу за то, что Тот возвысил его в чести и силе, за прочие великие дела, которые Он совершил для него и Своего народа Израиля (ст. 2): «Славим Тебя, Боже, за благоволение, которое Ты даровал нам, и еще раз славим, ибо мы должны часто благодарить». Разве мы не часто молимся о милости, когда стремимся к ней? Так неужели достаточно один раз или дважды поблагодарить Бога, когда уже получили ее? Не только Я славлю Тебя, но и все мы – я и мои друзья. Если мы вместе с другими разделяем их милости, то должны присоединиться к ним, вознося хвалу. «Славим Тебя, Боже! Ты даешь нам эти милости, и поэтому мы не будем отдавать инструментам ту славу, которая принадлежит лишь Тебе. Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое и полное исполнение обетования, данного Давиду, уже недалеко. Возвещают чудеса Твои, которые Ты уже совершил для них». Обратите внимание:

(1) многие дела, совершенные Богом для Своего народа, вполне могут быть названы чудесами, так как они выделяются из общего течения провидения и превосходят наши ожидания.

(2) Эти чудесные дела возвещают о близости Его имени; они показывают, что Он рядом, что Он близок к нам, когда мы Его призываем, что Он собирается совершить великие дела для своего народа, соответствующие Его целям и обетованиям.

(3) Когда чудесные дела Божьи возвещают о близости Его имени, то наш долг – вновь и вновь благодарить Его.

II. Он обязуется использовать свою власть правильно, соответственно возложенному на него великому доверию (ст. 3): «Когда я получу народ (англ.пер. KJV), я произведу суд по правде». Здесь псалмопевец с уверенностью говорит о том, что Бог в должное время исполнит планы относительно него и что хотя народ очень медленно собирается вокруг него и его царству противостоит оппозиция, но в то же время в конце концов он примет его, ибо то, что Бог проговорил в благолепии святыни, Он совершит Своей мудростью и силой. Таким образом, ожидая милости, он обещает добросовестно исполнять свой долг: «Когда я буду судьей, то произведу суд по правде, а не как те, которые судили до меня, и либо пренебрегали этой обязанностью, либо, что было еще хуже, извращали ее, то есть либо своей властью не делали добра, либо наносили вред». Обратите внимание:

(1) тот, кто продвинулся до обладания властью и почетного положения, должен помнить, что его должность подразумевает служение, что он обязан запастись усердием и прилежанием разума для совершения того дела, к которому призван. Он не говорит: «Когда я получу народ, то буду наслаждаться своим положением, отдыхать, а свое государственное дело предоставлю другим». Нет, он решает: «Я буду управлять им сам».

(2) С доверием народа нужно обращаться очень честно; тот, кто судит, должен судить по правде, в соответствии с законами справедливости, невзирая на лица.

III. Он обещает, что его правление будет государственным благословением для Израиля (ст. 4). Государственное состояние царства в то время было очень плохим: «Колеблется земля и все живущие на ней», и это неудивительно: раз предыдущее правление было таким беспутным, то все пришло в полное разорение. Из-за того, что закон бездействовал и не применялся к безнравственным людям и нечестивцам, наблюдалась общая порочность в поведении. Государство было разделено, так как между людьми не было такого единения, какое должно быть в том случае, если Бог повелевает управлением. Народ был разделен на племена (два племени сражалось против трех, а три против двух);

он был раздроблен на группировки и партии, и все это, скорее всего, закончилось бы полным крахом, но «Я утвержу стопы ее», – говорит псалмопевец. Даже во времена Саула Давид делал все возможное для общественного благополучия, но, получив весь народ, он надеялся сделать намного больше: не только предотвратить крах государства, но и восстановить его силу и красоту. Обратите внимание (1) на зло, причиненное различными партиями, – они раздробили и измельчили страну.

(2) Что одна голова часто поддерживает большие тяжести. Государство рухнуло бы, если бы Давид не поддержал его стопы. То же самое можно сказать о Христе и Его правлении. В то время колебалась вся земля и живущие на ней растворились во грехе; отступничество человека грозило уничтожением всего сотворенного. Но Христос утвердил стопы ее; Он спас весь мир от полной гибели, спасая людей от их грехов, и в Его руки было передано управление царством провидения, так как Он держал все словом силы Своей (Евр 1:3).

IV. Он обуздывает тех, кто противостоял его правлению, противился его восхождению на престол и препятствовал его назначению, сражаясь ради того, чтобы поддержать порочность и богохульство, подавить которое Давид поставил своей целью (ст. 5,6): «Говорю безумствующим: «не безумствуйте»». Он говорил им эти слова во времена Саула. Когда у него не было силы обуздать их, у него была мудрость и благодать, чтобы обличить их и дать добрый совет. Хотя они гордо несли свою голову, благодаря благоволению того несчастного правителя, Давид предупреждал их не быть слишком самоуверенными. Или, скорее, сейчас он говорит им эти слова. Придя к венцу, он обнародовал воззвание против безнравственности и богохульства, и далее излагается его содержание.

1. Простым низким грешникам, безумцам в Израиле, которые растлили себя, он говорит: «Не безумствуйте; не поступайте вопреки вашему разуму и интересам, как вы делали это до сих пор, противостоя законам Божьим, данным Израилю, и обетованиям, данным Давиду». Христос, Сын Давида, дает нам совет, вытекающий из указа: «Не безумствуйте». Тот, кто поставлен Богом для нас и говорит мудрость, умоляет нас быть мудрыми по отношению к себе и не делать из себя глупцов.

2. Гордым и дерзким грешникам, нечестивцам, бросившим вызов Богу, он говорит: «Не поднимайте рога; не хвалитесь своей силой и привилегиями; не упорствуйте в своем неповиновении и презрении к правительству, поставленному над вами. Не поднимайте высоко рога вашего, словно вы можете иметь все, что хотите, и делать то, что хотите. Не говорите жестоковыйно, словно ваша шея имеет железный стержень, который никогда не склонится к воле Божьей и Его господству, ибо тот, кто не склонится, будет истреблен; тот, чья шея ожесточилась, идет в погибель». Это повелевающее слово Христа, прозвучавшее в Евангелии, гласит: «…всякая гора и холм да понизятся» (Ис 40:4). Пусть никакая антихристианская сила не поднимается против Него со своими головами и рогами, ибо она несомненно будет сокрушена; но то, что сказано жестоковыйными, не должно произноситься теми, у кого сокрушенное сердце, – иначе мы погибли. Ожесточившись, фараон спросил: «Кто такой Господь?» – и очень скоро Бог дал ему узнать Свою цену.

Стихи 7-11. В этих стихах изложены две великие доктрины, из которых следуют два вывода в подтверждение того, что он говорил ранее.

I. Эти две великие истины касаются Божьего управления этим миром, к которым мы должны добавить веру, соответствующую данному случаю.

1. Свою власть цари получают лишь от Бога (ст. 7,8), и поэтому Давид будет славить за свое продвижение лишь Бога. Он получил свою власть от Него и будет использовать ее для Него, а поэтому безумцами являются те, которые поднимают свой рог против него. Мы становимся свидетелями странных перемен в государствах и странах и удивляемся внезапному падению одних и возвышению других. Мы довольны этими переменами, когда они случаются, но эти стихи направляют нас смотреть дальше, на Творца этих перемен, они указывают нам, где находится первоначальная сила и откуда исходит движение. Откуда приходит продвижение для царств и их суверенитет? От чего зависят продвижения в царстве до должностей, обладающих силой и доверием других? Первое не зависит от воли людей, как и последнее от воли владыки, а оба эти продвижения зависят от воли Бога, который держит все сердца в Своих руках. Поэтому тот, кто ищет продвижения, должен взирать на Бога, – и тогда он будет двигаться правильно. Эти стихи также говорят о том, (1) куда мы не должны смотреть в поисках источника силы: «Не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, то есть не от пустыни, расположенной к северу от Иерусалима, ни с юга». Не компас укажет, откуда задует приятный ветерок продвижения – он может прийти лишь свыше, прямо оттуда. Люди не смогут добиться продвижения ни с помощью мудрости или богатства сынов востока, ни благодаря многочисленным армиям с островов языческих, расположенных на западе, ни от Египта или Аравии, расположенных на юге. Никакое совпадающее благополучие вторичной причины не продвинет человека без первопричины. Образованный епископ Ллойд (serm. in loc.) так толкует это место: «Все люди полагали, что первоначальная сила исходит с небес, но откуда именно – не знали. Восточные народы, которые в основном верили в астрологию, считали, что она исходит от их звезд, особенно от солнца – их бога. Нет, говорит Давид, она приходит не с востока, не с запада, не зависит ни от восхода или захода какой-либо планеты или созвездия, ни от восхода солнца или какой-либо звезды на небе». Он не упоминает север, так как оттуда ничего не ожидали, а само слово «север» означало священное место, и сила исходит от тайны Божьего совета или пророчества на Сионе, которые расположены в северной части Иерусалима. Отметьте, что нет ветра продвижения лучше, чем тот, который направлен Богом, держащим ветры в Своих кулаках.

(2) Куда мы должны смотреть. Бог есть судия, правитель или посредник. Когда партии договорились о призе, Он одного унижает, а другого возносит, в зависимости от того, что, как Он считает, лучше послужит Его целям и исполнит Его намерения. В этом Он действует, обладая полным правом, и не обязан отчитываться перед нами. И Он, обладающий безграничной мудростью, святостью и милостью, имеет абсолютную и деспотичную власть возвышать и свергать, наносить ущерб, посылать опасность и бесчестье кому, когда и как Ему угодно. Так как цари Им царствуют, это значит, что правительства и власти должны править в интересах Бога как Его подчиненные, которые будут вынуждены дать Ему отчет.

2. Все мы будем вынуждены принять свою участь из рук Бога (ст. 9): «Ибо чаша в руке Господа», и Он передает ее в руки сынов человеческих – чашу провидения, которая составлена из многих ингредиентов (по Его усмотрению), чашу страданий. Страдания Христа названы чашей (Мат 20:22; Иоан 18:11). Суды Божьи над грешниками являются чашей десницы Господней (Авв 2:16). Вино кипит в ней, что подразумевает гнев Божий, который сопутствует судам, производимым над грешниками, и является полынью и желчью в страдании и бедствии. Оно красное, как огонь, как кровь, ибо оно горит и убивает. Это вино полное смешения, приготовленное с мудростью, чтобы соответствовать своей цели. В чаше страданий присутствует милость и благодать, если она подана в руки народа Божьего, и в ней присутствует проклятие, если она вложена в руки нечестивцев, – это вино, смешанное с желчью. Эти чаши (1) изливаются на всех (см. Отк 15:7; 16:1), и мы читаем, что ангелы проливают чаши гнева Божьего на землю. Некоторые капли этого гнева могут случайно попасть на благочестивых людей; когда суды Божьи обрушиваются повсюду, то они также вынуждены разделять общие бедствия, но (2) осадок в чаше хранится для нечестивых. Само по себе бедствие – это лишь средство, с помощью которого изливается гнев и проклятие, и на поверхности этой чаши имеется мало примеси, в то время как осадок представляет собой чистый гнев, и он обрушится на грешников. Уже сейчас они вкушают муть из этой чаши, что выражается в ужасах, терзающих совесть, а впоследствии к ним добавятся адские мучения. Они будут выжимать ее, чтобы даже капли гнева не осталось на донышке, и будут пить все нечестивые земли, ибо проклятие войдет, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его. Чаша Божьего негодования станет для них чашей трепета – вечной чашей трепета (Отк 14:10). Чаша нечестивца, пока он процветает, наполнена смесью, наихудшая часть которой находится на дне. Нечестивцы хранятся для дня суда.

II. Из этих двух истин вытекают хорошие практические выводы, которые говорят о его цели исполнить свой долг, о чем псалмопевец говорил в начале псалма. 1. Он прославит Бога и воздаст Ему славу за власть, которой Он продвинул его (ст. 10): «А я буду возвещать вечно – возвещать чудеса Твои (ст. 2)». Он будет прославлять Бога за свое возвышение, но не только за нынешнее, пока эта милость свежа, а и за вечное, пока он жив. Возвеличение Сына Давидова будет темой постоянной хвалы святых. Он воздаст славу Богу не только как своему Господу, но и как Богу Иакова, так как знает, что ради Своего слуги Иакова и из любви к народу Израиля Он сделал его царем над ними.

2. Он использует вверенную ему власть для достижения великих целей, ради которых она была отдана ему (ст. 11, как и ранее ст.3,5). В соответствии с обязанностями высших властей (1) он принимает решение быть ужасом для злодеев, чтобы смирить их гордость и сокрушить их силу: «Хотя не все головы, но все роги нечестивых, которыми они бодали своих бедных соседей, Я сломлю. Я не дам им возможности творить зло». Так Бог обещает восставить рабочих, которые бы сбили роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды и Израиля (Зах 1:18-21).

(2) Он решает защищать и прославлять тех, которые поступают хорошо: «…и вознесутся роги праведника; им окажут предпочтение, и они займут положение, обладающее властью». Благочестивые, чьи сердца расположены совершать добро, будут иметь в изобилии возможности и случаи для его совершения. Это согласуется с решениями Давида (Пс 100:3 и т.д.). В этом Давид был прообразом Христа, который дыханием Своих уст убьет нечестивцев, но в то же время рог праведника вознесется во славе (Пс 111:9).

74-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

74-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

Н. Басовский. 74-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

Для чего Ты оставил нас, Бог, словно пахарь, оставивший сев?

На овец из отары Твоей почему возгорелся Твой гнев?

Посмотри на общину Твою у Сиона, священной горы:

всё разрушили наши враги, над собою воздев топоры,

и не стало на древе ветвей — обрубили все ветви подряд;

где стоял замечательный Храм — видишь, их истуканы стоят.

Осквернили жилище Твоё, надругались над ним и сожгли,

и не стало собраний Твоих в поселениях нашей земли.

Нет пророков меж нами теперь, чтоб знаменья в слова перелить,

и неведомо, долго ль враги будут нашего Бога хулить.

Для чего Ты Свой праведный гнев милосердно отводишь от них?

Порази их десницей Своей и оставь без надежды одних!

Ты источник иссёк и поток, реки сильные Ты иссушил,

уничтожил в пустыне зверей, крокодилов в воде сокрушил,

создал солнце, светила небес, дни и ночи и лето с зимой,

и поставил пределы земли, Царь всесильный, единственный мой!

Но смотри: враг поносит Тебя, имя Бога безумцы хулят,

и во мрачных местах на земле всё жилища насилья стоят.

Вспомни, Господи, с нами Завет, наши души зверям не предай,

и собрания бедных Твоих на свободной земле воссоздай.

Пусть же тот, кто врагом угнетён, посрамлённым назад не придёт,

пусть же всякий, кто нищ и убог, в Божьем имени силу найдёт.

Восстающие против Тебя пусть свирепствуют ночи и дни —

встань, Господь, и десницей Своей покажи, что безумны они!

Канонический русский перевод

1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.

2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои. 3 “Когда изберу время, Я произведу суд по правде. 4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее”. 5 Говорю безумствующим: “не безумствуйте”, и нечестивым: “не поднимайте рога, 6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно”, 7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, 8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; 9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. 10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, 11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 74

Тебя мы славим, Господи, повсюду

За то, что имя Божье равно чуду

И нам оно всё ближе и слышней.

Ты нам речешь: «Определю Я время

По правде Суд свершить над вами всеми;

Колеблется земля и всё на ней.

Я утвержу столпы, чтобы прочней

Стоять ей и питать людское племя!»

«Утишься! — говорит Он, чтоб от многих

Нечестии безрассудного сберечь. —

Вы ж, нечестивцы, не вздымайте рога,

Пусть ваша с кем-то слабым и убогим

Жестоковыйною не будет речь!»

Вестимо: не от света, не от тени,

Не от пустынь, не от иных сторон,

Но лишь от Господа и возвышенье,

И принижение, и посрамленье,

И быть чему — определяет Он.

Полна вином в руке Господней чаша,

И никому Его не обмануть,

И взвешена по правде участь наша,

Иным вкушать вино, а многим — муть.

Я ж буду об Иаковлевом Боге

Петь до скончанья дней, из рода в род.

Господь преломит нечестивцев роги,

А роги праведников вознесет.

Похожие главы из других книг

73-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

73-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 73-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Благ к Израилю Бог — этим быть бы счастливым! — я ж едва на ногах удержался своих, ибо вот — позавидовал я нечестивым, увидав и узнав благоденствие их: от рожденья до смерти не знают страданья, и прочны, как

74-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

74-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 74-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Для чего Ты оставил нас, Бог, словно пахарь, оставивший сев? На овец из отары Твоей почему возгорелся Твой гнев? Посмотри на общину Твою у Сиона, священной горы: всё разрушили наши враги, над собою воздев топоры, и

75-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

75-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 75-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Славим Господа Бога: с Ним и радость, и плачи; жизнь дарует Он людям, поселеньям и нивам. Нам Господь возвещает: «Вот Я время назначу и тогда испытаю всех судом справедливым. У людей под ногами чтоб земля не

76-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

76-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 76-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Знает Бога лишь одного Израиль с давних времён; в Иерусалиме жилище Его, на светлой горе Сион. Там сокрушил Он стрелы и лук, щит, и меч, и войну, могущественней всех гор вокруг и славный на всю страну. Войско

77-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

77-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 77-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Глас мой к Богу: о внемли мне! У Тебя в день скорби ищу спасенья. Днём и ночью душа, как рана, в огне — Она отказалась от утешенья. Вспоминаю о Боге: трепещет грудь, в изнеможении гаснет дыханье… По ночам не могу я

79-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

79-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 79-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Боже! Вошли язычники к нам, они святой осквернили Храм, Иерусалим превратили в развалины. А те, кто собой закрывали Храм, хищным птицам и диким зверям, мёртвые, на растерзанье оставлены. Что претерпели они тогда!

80-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

80-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 80-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Бог Израиля! Внемли, услышь и яви Себя людям, ради нас пробуди Свою мощь во спасение нам! Снова нас воссоздай, возврати вопреки временам; мы спасёмся Тобой и спасенья вовек не забудем. Твой народ заклинает: не

81-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

81-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 81-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Пойте Богу, единому в мире, в песнопенье вложите весь жар, на тимпане играйте и лире, в новолунье трубите в шофар! Восхвалите псалмом стоголосым установленный Богом закон — проходил по Египту Иосиф и услышал

82-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

82-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 82-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Господь приходит в Дом суда и судей судит гневным словом: «Зачем вы нищего всегда караете мечом суровым? Зачем, величия полны, но честной мерой не владея, не замечаете вины и нечестивца, и злодея? Пусть будет

83-Й ПСАЛОМ (АСАФА)

83-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский. 83-Й ПСАЛОМ (АСАФА) Н. Басовский Боже наш, не безмолвствуй и не оставайся в покое, ибо наши враги собрались и замыслили злое. Вот, составили заговор против Тобою хранимых — Твой народ извести или сделать толпою гонимых. Сговорились на нас,

49. Псалом Асафа

49. Псалом Асафа Бог богов, Господь изрек, и призвал землю от востока солнца и до запада. От Сиона благолепие красоты Его. Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен: огонь пред Ним возгорится и вокруг Его сильная буря. Он призовет небо свыше и землю рассудить народ Свой.

72. Псалом Асафа

72. Псалом Асафа Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои. Ибо я возревновал на беззаконников, видя мир грешников. Ибо нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. В трудах людей не участвуют и

78. Псалом Асафа

78. Псалом Асафа Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой, Превратили Иерусалим в овощное хранилище, повергли трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела преподобных Твоих — зверям земным. Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому

80. В конец. О точилах. Псалом Асафа

80. В конец. О точилах. Псалом Асафа Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова! Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслями. Вострубите в новомесячие трубою: в торжественный день праздника вашего. Ибо таково повеление Израилю и

81. Псалом Асафа

81. Псалом Асафа Бог стал в сонме богов, дабы среди богов произвести суд: Доколе будете судить неправедно и лицеприятствовать грешникам? Давайте (правый) суд сироте и убогому, смиренного и нищего оправдайте. Отнимите бедного и убогого из руки грешника и избавьте его. Не

82. Песнь — псалом. Асафа

82. Песнь — псалом. Асафа Боже! Кто уподобится Тебе? Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже! Ибо вот, враги Твои восшумели и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили охотно коварный умысел и совещались на святых Твоих. Сказали: «придите и истребим их из (среды)

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Псалом написан Асафом, точнее одним из его потомков, живших в позднейшее от Давида время. Содержание псалма отвечает времени царя Езекии, когда нападение Сеннахирима Ассирийского на Иерусалим уже было близко, но когда царь не терял надежды на защиту со стороны Бога. На это именно время указывает то беспокойное волнение, которое, по псалму, переживала Иудея (Пс.74_4), полная беззащитность евреев, нападение врагов направлялось на Иудею с севера (Пс.74_7), они отличались заносчивостью и пренебрежением к Иегове (Пс.74_5). Такие черты совпадают с положением Иудеи при нападении Сеннахирима на Иерусалим.

Близка Твоя помощь, Господи (2). Ты сам обещаешь назначить время для суда над врагами (3–4). Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не оскорбляли Бога, так как Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет тогда восхвалять Господа (5–11).

Пс.74:2 . Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.

Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями торжественными гимнами в честь Бога, где они “возвеща ли» Его чудеса в прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в настоящей близкой опасности, почему говорили, «что имя Господне близко” , что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом.

Пс.74:3 . «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

Пс.74:4 . Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».

В 3–4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих слов, «Земля колеблется» , т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь “утвер дит столпы ее” , не даст врагам расшатать могущество и силу Идеи. Так как “столп ами» Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение, было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит – не дать в посмеяние этого великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.

Пс.74:5 . Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте ро́га,

«Безумствующи е» – ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. – «Не поднимайте рога» – не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог символ силы.

Пс.74:7 . ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,

Пс.74:8 . но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

Вера евреев в получение защиты ( «возвышение» ) покоится не на ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток, запад или на пустыню (точнее можно бы перевести «не от скал пустыни», т. е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит “униж ение” или «возвышение» . При перечислении стран света не упоминается север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с нападением ассириян.

Пс.74:9 . ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

Под “чаш ей. смешения” – чашей вина с подмесями разных пряностей, которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже “дрожжи” , отстой в чаше, самый крепкий и одуряющий.

Пс.74:10 . А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

Пс.74:11 . все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

От этой чаши сломится их сила ( «роги нечестивых» ), а праведник вознесется.

Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда дары Езекии ( 2Пар. 32:23 ).

Псалом 74

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

74:1,2 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
Песнь Асафа о прославлении Бога Израилем. Несмотря на тяжёлые обстоятельства в Израиле был повод петь Богу своему для того, чтобы мог Он услышать зов непутёвых и слабых детей Своих с земли, возвещающих чудеса Его повсюду.

74:3,4 Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее”.
Асаф знает точку зрения Бога на этот счёт: когда придёт положенное Им время, тогда Он и вмешается в дела народа своего – и не раньше. Но время восстановления благоволения к народу Своему – обязательно настанет, Асаф в этом уверен, и основания, на которых народ Иеговы созидается – однажды укрепятся и утвердятся, хотя, конечно, во время полного разрушения – в это трудно поверить. Но Израиль надежду на это не теряет, потому и поёт Богу своему песни хвалы.

74:5,6 Говорю безумствующим: “не безумствуйте”, и нечестивым: “не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите жестоковыйно”,
А язычникам, одержавшим временную победу в уделе Господнем, Бог говорит «не безумствуйте» и не хвалитесь победами своими, не поднимайте «рог свой» – не спешите возвеличиваться, гордиться и говорить жестоковыйно (против Бога и народа Его).

74:7,8 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
Почему это победителям не нужно бахвалиться и нечем гордиться на самом деле? Потому, что их возвышение – не от них самих, не от народов востока или запада, а лишь от Бога. В данный момент Он допустил одержать победу над народом Своим – возвысил рог врагов его. Но всяко может быть: сегодня возвысит, а завтра сбросит этот рог ниже плинтуса. Так что всё – от воли Его и справедливых действий в замыслах Своих.

74:9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
Чаша правосудия – в руке Иеговы, вино в ней кипит и готово выплеснуться на того, кто не обратится от гордыни своей. И правосудие это до самого конца будет распространяться на всех абсолютно нечестивых земли, ни один не укроется от возмездия Бога (даже дрожжи от вина, непригодные к употреблению – и те из чаши правосудия Бога не пропадут, будут для нечестивых использованы).

74:10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
Асаф знает, что у нечестивых – будущего нет, а у него есть. Он в этом уверен не без основания: на Бога упование его и на Божью справедливость, потому и воспевать Богу своему Асаф готов во всей вечности.

Источники:
http://www.molitvoslov.com/text398.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-74/
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/74/
http://religion.wikireading.ru/216851
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/74
http://jwquestion.net/bvps_74_Psalms.htm
http://www.molitvoslov.com/text400.htm

Ссылка на основную публикацию