Псалом 71

Псалтирь 71 псалом

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 71 псалом

Пс. 71 Этот псалом относится к так называемым царским псалмам. В нем псалмопевец просит Господа о ниспослании благословения праведному царю, от успехов и свершений которого зависит благосостояние его народа. Отдельные моменты псалма пророчески обращены к грядущему Мессии.

71:1 О Соломоне. См. Введение: Автор. Считается маловероятным, чтобы этот псалом был создан самим Соломоном, и поэтому вслед за Септуагинтой имя царя рассматривают как указывающее не на авторство псалма, а на то, кому он посвящен. Однако в древнееврейском тексте перед этим именем стоит тот же предлог, что и во всех прочих заглавиях. Таким образом, логичнее было бы полагать, что зачин данного псалма называет его автора, а не лицо, которому он посвящен.

Твой суд. Твою правду. Псалмопевец осознает, что источником истинной справедливости и праведности может быть только Бог, Царь Небесный. Если же этими качествами обладает и земной царь, это означает, что они дарованы ему Господом.

71:2 да судит праведно людей Твоих. Земной царь – отображение Царя Небесного и Его наместник. На него свыше возложена обязанность по справедливости править народом Божиим.

71:3 мир. Соответствующее древнееврейское слово может быть также переведено как “изобилие” или “полнота”.

71:4 нищих. сынов убогого. смирит притеснителя. Предметом особого попечения царя являются самые беззащитные из вверенного ему Богом народа, ибо Сам Бог опекает их.

71:5 доколе пребудут солнце и луна. Т.е. до конца времен.

71:6 сойдет, как дождь. Т.е. как благодатный, животворящий и ожидаемый с надеждой. Присутствие царя среди своего народа сравнивается в этом стихе с благодатным ливнем, дарующим полям плодородие.

71:7 процветет праведник. С воцарением в Израиле идеального монарха процветать будет праведный народ Божий. В других псалмах (напр., 70; 72) говорится о благоденствии нечестивых и страданиях праведных.

71:8 от моря до моря и от реки до концов земли. Эти слова напоминают обетование Господа Моисею о будущих владениях израильского народа (Исх. 23,31). Однако если Господь говорил Моисею о четко ограниченной области на Ближнем Востоке, в данном стихе речь идет фактически о всей земле, какой ее представляли себе древние евреи. Между тем ни один земной царь никогда не владел ею, т.е. сказанное в этом стихе пророчески обращено к грядущему Мессии.

71:9 падут пред ним жители пустынь. Царь Израиля покорит даже вольных и свободолюбивых кочевников.

71:10 Фарсиса. Аравии. Савы. Эти местности расположены на весьма большом удалении от Палестины: Фарсис обычно ассоциируют с городом на юго-западном побережье Испании, а Саву помещают на юге Аравийского полуострова.

71:17 будет имя его благословенно вовек. Этими словами на царя переносится обетование Господа Израилю (Быт. 12,2.3), которое полностью исполнилось в Иисусе Христе.

71:20 Кончились молитвы Давида. На ранних стадиях оформления состава Псалтири все Давидовы псалмы были сосредоточены в двух ее первых книгах (см. Введение: Характерные особенности и темы). Однако состав ее продолжал изменяться на всем протяжении ветхозаветной истории, и именно в связи с этими изменениями данный стих оказался в ненадлежащем месте – в конце псалма, создание которого приписывается Соломону.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Псалом 71

Сборник Псалтырь вобрал в себя особенные молитвы, к которым обращается истинный верующий в тяжелых ситуациях. Псалом 71 считается царским. Ведь там описано обращение царя Давида к Господу. Праведник обращается к Всевышнему о ниспослании успехов и благословения с помощью молитвенного текста.

Текст молитвы псалом 71

Как и все молитвы сборника, текст псалма 71 был написан на древнееврейском. Позже молитва была переведена на все языки мира. Верующий человек может читать псалом 71 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Бо́же, суд Твой царе́ви даждь, и пра́вду Твою сы́ну царе́ву:

2 суди́ти лю́дем Твои́м в пра́вде, и ни́щым Твои́м в суде́.

3 Да восприи́мут го́ры мир лю́дем, и хо́лми пра́вду.

4 Су́дит ни́щым людски́м, и спасе́т сы́ны убо́гих и смири́т клеветника́.

5 И пребу́дет с со́лнцем, и пре́жде луны́ ро́да родо́в.

6 Сни́дет я́ко дождь на руно́, и я́ко ка́пля, ка́плющая на зе́млю.

7 Возсия́ет во днех его пра́вда и мно́жество ми́ра, до́ндеже отъи́мется луна́.

8 И облада́ет от мо́ря до мо́ря, и от рек до коне́ц вселе́нныя.

9 Пред ним припаду́т Ефио́пляне, и врази́ его персть поли́жут.

10 Ца́рие Фарси́йстии и о́строви да́ры принесу́т, ца́рие Ара́встии и Сава́ да́ры приведу́т:

11 и покло́нятся ему вси ца́рие зе́мстии, вси язы́цы порабо́тают ему.

12 Яко изба́ви ни́ща от си́льна, и убо́га, ему́же не бе помо́щника.

13 Пощади́т ни́ща и убо́га, и ду́шы убо́гих спасе́т:

14 от ли́хвы и от непра́вды изба́вит ду́шы их, и че́стно и́мя его пред ни́ми.

15 И жив бу́дет, и да́стся ему от зла́та Арави́йска, и помо́лятся о нем вы́ну, весь день благословя́т его.

16 Бу́дет утвержде́ние на земли́ на версе́х гор, превознесе́тся па́че Лива́на плод его́: и процвету́т от гра́да я́ко трава́ земна́я.

17 Будет и́мя его благослове́но во ве́ки, пре́жде со́лнца пребыва́ет и́мя его, и благословя́тся в нем вся коле́на земна́я, вси язы́цы ублажа́т его.

18 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев, творя́й чудеса́ Еди́н.

19 И благослове́но и́мя сла́вы Его во век и в век ве́ка, и испо́лнится сла́вы Его вся зе́мля: бу́ди, бу́ди.

На русском языке

1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

3 да принесут горы мир людям и холмы правду;

4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя,

5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;

9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;

12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

17 будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его.

18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

История написания

Существует два варианта написания псалма 71. Первый вариант гласит о том, что текст был написан царю Давиду о будущем его сына Соломона. На закате лет и своего правления царь хотел видеть во главе страны своего лучшего сына и наследника, коим и являлся Соломон. Давид просит у Господа ума и мудрости, чтобы правление его было легким. Псалом описывает великое его правление, справедливые суды, как верой и правдой служили Соломону многие народы.

Но если верить другой версии, еврейской, это письмо Соломона. Говорят, что именно в царствование Соломона появился текст и отображает его идеальное царствование.

Для чего читают псалом 71?

Некоторые верующие, которые только начинают чтение псалмов, могут не знать для чего же читают псалом 71. Молитва зачитывается чаще всего во время сбора урожая с полей и садов. Как только в дом заносят плоды, текст псалма читают всей семьей. Господь обязательно благословляет принесенные дары земли. Обратиться к Богу с молитвенным словом можно:

  • С благодарностью к Господу;
  • С прошением благословения;
  • Для успехов в начинаниях и делах;
  • При материальных трудностях.

Толкование псалма 71

Рассмотрим толкование псалма, обратившись к его отдельным стихам:

  • Стих 1: Начинается псалом с самого царя Соломона, его веры в то, что только Бог сможет помочь ему быть великим правителем. Ведь если Соломон будет справедливым и мирным правителем, значит его этим наградил Господь.
  • Стих 2: Царь Соломон отображается как наместник Господа. И именно с помощью него он может править Божьим народом.
  • Стих 3: Пусть мир будет в изобилии.
  • Стих 4: Господь всегда оберегал нищих и верующих. Конечно, и царь Соломон должен придерживаться Божьих канонов.
  • Стихи 5-7: Солнце и Луна неизменны для народа, из поколения в поколение. Они являются символом вечности. Пусть справедливый царь будет вечно править своим народом. Пусть его правление будет мирным, честным, благотворным.
  • Стихи 8-10: Если царь является наместником Господа, так пусть его владения разрастутся на весь мир. Падут все дикие народы, и все враги будут оказывать знаки почтения перед великим царем. Восток и запад соединятся в единой вере своему царю.
  • Стихи 11-15: Царь сможет править всем миром, но завоевать его нужно не насильственным путем, а мирным. Чтобы все народы подчинились добровольно. Великий царь будет защищать верующих, помогать нищим, нести добро, справедливость и веру. Царь дорожит каждым жителем своей необъятной страны.
  • Стихи 16-17: Если царь будет владеть всеми землями, то и вражда между народами прекратится. Наступит новая эра, в которой не будет места страданиям и злу. Каждый житель будет созидать прекрасное, его усилия направлены на создание новой культуры. Объединив усилия, народ сможет обрабатывать даже неплодородную почву и получать богатый урожай. Во многих городах население увеличится в несколько раз. Благополучие придет в каждый дом во время царствования правителя.
  • Стихи 18-19: Не слова самого автора молитв. Они были добавлены составителями, дабы почтить Господа и деяния великого царя.

Правила чтения

Текст можно зачитывать в храмах и в домашней обстановке, на любом понятном для вас языке. Строгих правил чтения данного псалма нет.

Псалом 71

О Соломоне, псалом Давиду

О Соломоне. Псалом Давида.

1 Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву:

1 Боже, дай суд Твой Царю, и правду Твою – Сыну Царя,

2 судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде.

2 чтобы судить народ Твой по правде и нищих Твоих – в суде.

3 Да восприимут горы мир людем, и холми правду.

3 Да примут горы мир для народа, и холмы – правду.

4 Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника.

4 Он судить будет нищих из народа, и спасёт сынов убогих, и смирит клеветника,

5 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов.

5 и пребудет с солнцем, и прежде луны, в роды родов.

6 Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю.

6 Он сойдёт, как дождь на руно, и как капля, падающая на землю.

7 Возсияет во днех eго правда и множество мира, дондеже отъимется луна.

7 Воссияет во дни Его правда и множество мира, доколе не упразднится луна.

8 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя.

8 И будет Он господствовать от моря до моря и от рек до концов вселенной.

9 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази eго персть полижут.

9 Пред Ним припадут Эфиопы, и враги Его лизать будут прах;

10 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:

10 цари Фарсиса и острова дары принесут, цари Арабов и Сава дары приведут,

11 и поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму.

11 и поклонятся Ему все цари земли, все народы рабски послужат Ему.

12 Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника.

12 Ибо Он избавил нищего из рук властителя, и бедного, у которого не было помощника.

13 Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет:

13 Пощадит Он нищего и бедного, и души бедных спасёт,

14 от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними.

14 от лихоимства и от неправды избавит души их, и почтенно имя Его пред ними.

15 И жив будет, и дастся eму от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят eго.

15 И будет жить, и дадут Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нём непрестанно, весь день благословлять Его.

16 Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод eго: и процветут от града яко трава земная.

16 Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор; превознесётся выше Ливана плод Его, и процветут из города люди, как трава земная.

17 Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго.

17 Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нём все племена земные, все народы назовут блаженным Его.

18 Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един.

18 Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса,

19 И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

19 и благословенно имя славы Его вовек и во век века, и будет наполнена славою Его вся земля. Да будет, да будет!

Слава:

Слава:

Оскудеша песни Давида, сына Иессеова.

Окончились песни Давида, сына Иессеева.

Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод его: и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. Благословен Господь Бог Израилев, Творяй чудеса Един. И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

По надписанию славянской Библии этот псалом представляется принадлежащим Давиду и писан им о Соломоне, являясь, таким образом, молитвой царя за своего сына, наследника престола. В еврейской же Библии он носит надписание псалма Соломона (русский перевод неправилен). Из того, что исторические книги ничего не говорят о предсмертной молитве Давида за Соломона, молчание о каковом случае, важном по существу своего содержания, как завещание еврейского любимого царя, невероятно, если бы только подобный факт существовал в действительности, затем из того, что здесь упоминаются местности Фарсис и Сава, неизвестные во время Давида, а сделавшиеся известными только при Соломоне, когда с первым он завел оживленные торговые сношения ( 3Цар. 10:22 ; 2Пар. 9:21 ), а из второй приходила к нему царица ( 3Цар. 10:1–10 ) и Давид, потому, не мог знать о них и говорить вне условий и обстановки своего времени, наконец, из того, что отличаясь характером рассуждения, чем не обладают псалмы Давида, он представляет большое сходство с молитвой Соломона при Гаваоне ( 3Цар. 3:5–10 ), должно заключить, что писателем псалма был Соломон. Самый же псалом представляет в своем содержании изображение того идеала царя и царствования, какой себе нарисовал Соломон и какой он желал бы осуществить.

Если же он молится о себе в третьем лице, то это не необычно в Псалтири. Напр., Давид в Пс. 17молится о себе в третьем лице; псалмы 19, 20 написаны им о себе от лица народа. Надписание LXX-ти, приписывающее этот псалом Давиду, вероятно, объясняется тем, что после этого псалма есть приписка, «кончились молитвы Давида» , т. е., этим псалмом заканчивается собрание песней Давида, почему они и заменили надписание в смысле «псалом о Соломоне» . Но данную приписку понимать буквально точно нельзя. В предшествующих до LXX-го псалма собраниях есть псалмы, принадлежащие сыновьям Кореевым (43–48), Асафу (49) и это надписание указывает лишь на преимущественное, главенствующее обилие псалмов Давида в этом сборнике, на последнего, как писателя a potiori, а не единственного только.

Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилий (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ и все племена ублажат его (15–17). Благословен Господь во веки! (18–19).

Пс.71:1 . Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

Пс.71:2 . да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

“Суд” , “правд а» – выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. 3Цар. 3:16–28 ). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных ( “нищих” ).

Пс.71:3 . да принесут горы мир людям и холмы правду;

Пс.71:4 . да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, –

«Да принесут горы мир людям и холмы правду» – пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснител ь», живущий обманом, неправдой – получит кару. “Горы” и “холмы” – местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1–2 ст. кн. пророка Михея ( Мих. 6:1–2 ) под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить – пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

Пс.71:5 . и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

Пс.71:6 . Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

Пс.71:7 . во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

«Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов» . Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. – «Процветет праведник, и будет обилие мира» – пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира ( «обилие мира» ).

Пс.71:8 . он будет обладать от моря до моря и от реки 3 до концов земли;

Пс.71:9 . падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

Пс.71:10 . цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

«От моря до моря» – от Средиземного моря, западной границы Палестины, до “моря” , вероятно, Индийского на востоке, “от реки” , так называется обыкновенно Евфрат – северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» – до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот – пусть владения этого царя обнимут весь мир. – «Падут пред Ним жители пустынь» , – т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. – «Лизать прах» . У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. – «Цари Фарсиса» – Фарсис – город в Испании, “островов” – острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. “Сав а» – с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие – в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Пс.71:12 . ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

Пс.71:13 . Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

Пс.71:14 . от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

Пс.71:15 . и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными – добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости. – «Драгоценна будет кровь их пред очами его» – он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью ( “кровь” – носительница жизни), т. е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении.

Пс.71:16 . будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

Пс.71:17 . будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его.

Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба. наверху гор» . Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. – «В городах размножатся люди, как трава» . Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. – «И благословятся в нем» – через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие ( «благословятся» ) перейдет ко всем жителям и народам земли.

Пс.71:18 . Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

Пс.71:19 . и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

18–19 стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири, какую мы встречаем в конце каждого сборника псалмов.

Псалом 71, как мы говорили, представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон и к возможному приближению к которому он прилагал усилия. Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством – у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще. Царь рисуется вечным (5 ст.), его владения – вся земля и народы (8–11), его царство – полное воплощение, осуществление мира (12 и 16). Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого – учение любви и всепрощения, царство Его – царство мира и правды и его назначение – распространиться по всей земле и навечно.

Исторический Соломон только частично, в начале своей деятельности осуществлял свой идеал, который вполне будет достигнут и только может быть достигнут в царстве Христа. Поэтому то все содержание псалма имеет прообразовательно-мессианский смысл. Тогда 16 стих, помимо уже указанного нами прямого смысла, может иметь следующий. Голые вершины могут обозначать вообще языческих народов, которые не имели за ложностью своих религий, ни правильного учения о Боге, ни возвышенной нравственности, почти не имели и праведников.

С принятием и усвоением ими христианства, последних у них появится более, чем на Ливане, т. е. среди евреев, что действительно уже осуществилось, так как евреи учения Христа не приняли, а язычники с готовностью последовали и следуют за Ним.

Псалом 71

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

71:1-4 О Соломоне. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, –
Последняя молитва Давида о правлении Соломона в Израиле. Главное, в чём нуждается народ любой страны – в умелом руководстве и умении решать все проблемы с пользой для народа страны и государства в целом. Народ всегда имеет междоусобные проблемы и без умения справедливо судить каждого без лицеприятия – правителю страны не обойтись. И хорошо, что суд в Израиле и управление государством были сосредоточены на одном правителе: будучи в курсе ВСЕХ проблем, всегда возможно решать дела государственные с учётом всей картины общества.

71:5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
Умелое правление царя, избранного Богом и при Его поддержке – прославит Бога по всей земле тем, что глядя на благоденствие Божьего государства в сравнении с кризисами человеческих – все будут иметь возможность оценить Божье правление и пожелать жить при ТАКОМ Правителе. Собственно, цель управления страной под руководством небесного Правителя именно к этому в Израиле и должна была бы свестись – Второз.4:6-8.
Прославление Иеговы таким способом – на деле и по факту процветания Божьего государства – изначально входило в намерение Бога, а в новом миропорядке – исполнится.

71:6,7 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
Если бы не слова доколе не престанет луна (луна не прекратит своего существования) – можно было бы эти слова отнести к предсказанию на правление Соломона, ибо при нём Израиль процветал и славился обилием мира. Однако он – не вечен, значит, такое благополучие предсказано дальше Соломона и для правления вечного «Соломона» – Иисуса Христа.

71:8-11 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
Его владычество будет распространяться на всю землю и не останется на ней царя, который не подчинился бы Христу, и не останется ни одного нечестивого, который бы мог возвеличиться при нём. Не только цари земли, но и все народы будут покорны Христу.

Здесь мысль: в новом миропорядке Бога на земле не будет хаотичного мыследвижения в действиях по управлению делами земли, она будет устроена так же, как и сейчас с руководителями-организаторами жизнедеятельности общества и с народом в этом обществе. С той только разницей, что цари земли будут покорены Христу в абсолюте, а это означает, что и на ней будет исполняться воля Божья так же, как и на небесах. Именно поэтому общество земли сможет стать счастливым.

71:12-14 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; 14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
При правлении Христа изменится жизнь всех, кто не имел силы в веке этом за себя постоять: у нищих и убогих. Иисус положит конец системе выгрызания места под солнцем проталкиванием локтями и шествием по головам малосильных и малоимущих. Больше никто не будет пользоваться дьявольскими методами для самовыдвижения за чужой счёт: каждый будет иметь возможность своими руками обеспечивать себе благополучие настолько, насколько трудолюбивыми будут руки подвизающегося к благополучию.

71: 1 5,16 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
В период правления Христа – Христос будет превознесён в умах и сердцах живущих на земле, его праведность и способность руководить – будет оценена по достоинству, вся земля будет благодарить его (не сравнить с тем отношением, которое ему подарили в первом пришествии). Благодаря умению Христа всё организовывать во благо народа – вся земля будет задействована для того, чтобы давать человеку добрые плоды, даже недоступные горы покорятся человеку и принесут ему пользу.

71:17 будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [племена], все народы ублажат его.
Имя Божьего царя Иисуса Христа будет благословенным в устах и сердцах благодарного счастливого общества земли – вовеки. Ещё бы: только при нём они смогут познать, что есть истинная жизнь, которую Бог запланировал дать человеку изначально без страданий, усталости и смерти, ибо после того, как Адам растранжирил такое наследство для человека – никто с тех пор не может даже краешком познать радости от Божьего замысла жизни: тернии и волчцы, болезни, изнурение и старость катастрофически портят всё впечатление о процессе жизни человеческой.

71:18–20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
И за всё это будущее благополучие с процветанием в вечности – ясно, КОГО следует благодарить: Бог Израиля Иегова – это Он главный Архитектор такого миропорядка, в котором каждый сможет стать счастливым и в котором предложение жить вечно – не покажется предложением вечно гореть в муках скорби и проблем. Потому что сегодня люди с ужасом отстраняются от предложения жить вечно: дьявол и в этом добился успеха, создавая на земле такие условия жизни, что всякое желание жить – уничтожается, а при упоминании о вечности – восклицают «О, нет. Только не это. За что меня ТАК наказывать?!»

Толкование церковного значения текста псалма 71

В православной Библии текст 71 псалма предваряет надпись «псалом Давида о Соломоне», что сразу дает нам представление о его содержании. Этот псалом – молитва царя Давида о своем сыне и наследнике престола, в котором он молит Бога даровать Соломону мудрость для управления государством и совершения справедливого суда над людьми. Толкование 71 псалма повествует, что у пророка Давида было девятнадцать сыновей только от законных жен, не считая наложниц, но к Соломону у него было особенное отношение, поскольку он был сыном его любимой жены, Вирсавии. Именно его он назначил престолонаследником, несмотря на то, что Соломон был одним из самых младших его сыновей.

Молитва псалом 71 в помощь садоводам и огородникам

Очень часто толкователи пишут о том, что христианский псалом 71 является пророческим псалмом. И действительно, в его тексте Давид описывает все черты Соломона, которые прославили его, как выдающегося правителя: мудрость и терпеливость. В 71 псалме царь предсказывает, что его преемнику будут служить все народы: так оно и было, при жизни Соломона Израильское царство сохраняло свое единство, но практически сразу после его смерти начались бунты, и государство распалось на Израиль и иудею. Читать и слушать текст православного 71 псалма издавна советуют над принесенным домой урожаем, чтобы Бог благословил его.

Слушать на видео православную молитву псалом 71 на русском языке

Читать текст христианского псалма 71 на русском языке

О Соломоне. Псалом Давида.

Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, — и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

Православный Псалтырь, текст псалом 71 на церковно славянском языке

Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву; судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да воспрiимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсiяет во днех eго правда и множество мира, дондеже отимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конeц вселенныя. Пред ним припадут eфiопляне, и врази eго персть полижут. Царiе фарсiйстiи и oстрови дары принесут, царiе аравстiи и сава дары приведут; и поклонятся eму вси царiе земстiи, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет; от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними. И жив будет, и дастся eму от злата аравiйска; и помолятся о нем выну, весь день благословят eго. Будет утвержденiе на земли на версех гор; превознесется паче лiвана плод eго, и процветут от града яко трава земная. Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго; и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса eдин, и благословено имя славы eго во век и в век века; и исполнится славы eго вся земля; буди, буди.

71 псалом

По надписанию славянской Библии этот псалом представляется принадлежащим Давиду и писан им о Соломоне, являясь, таким образом, молитвой царя за своего сына, наследника престола. В еврейской же Библии он носит надписание псалма Соломона (русский перевод неправилен). Из того, что исторические книги ничего не говорят о предсмертной молитве Давида за Соломона, молчание о каковом случае, важном по существу своего содержания, как завещание еврейского любимого царя, невероятно, если бы только подобный факт существовал в действительности, затем из того, что здесь упоминаются местности Фарсис и Сава, неизвестные во время Давида, а сделавшиеся известными только при Соломоне, когда с первым он завел оживленные торговые сношения (3Цар. 10:22; 2Пар. 9:21), а из второй приходила к нему царица (3Цар. 10:1-10) и Давид, потому, не мог знать о них и говорить вне условий и обстановки своего времени, наконец, из того, что отличаясь характером рассуждения, чем не обладают псалмы Давида, он представляет большое сходство с молитвой Соломона при Гаваоне (3Цар. 3:5-10), должно заключить, что писателем псалма был Соломон. Самый же псалом представляет в своем содержании изображение того идеала царя и царствования, какой себе нарисовал Соломон и какой он желал бы осуществить.

Если же он молится о себе в третьем лице, то это не необычно в Псалтири. Напр., Давид в Пс. 17молится о себе в третьем лице; псалмы 19, 20 написаны им о себе от лица народа. Надписание LXX-ти, приписывающее этот псалом Давиду, вероятно, объясняется тем, что после этого псалма есть приписка, «кончились молитвы Давида», т. е., этим псалмом заканчивается собрание песней Давида, почему они и заменили надписание в смысле «псалом о Соломоне». Но данную приписку понимать буквально точно нельзя. В предшествующих до LXX-го псалма собраниях есть псалмы, принадлежащие сыновьям Кореевым (43–48), Асафу (49) и это надписание указывает лишь на преимущественное, главенствующее обилие псалмов Давида в этом сборнике, на последнего, как писателя a potiori, а не единственного только.

Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилий (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ и все племена ублажат его (15–17). Благословен Господь во веки! (18–19).

Пс.71:1. Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,

Пс.71:2. да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;

«Суд», «правда» – выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. 3Цар. 3:16-28). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных («нищих»).

Пс.71:3. да принесут горы мир людям и холмы правду;

Пс.71:4. да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, –

«Да принесут горы мир людям и холмы правду» – пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой – получит кару. «Горы» и «холмы» – местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1–2 ст. кн. пророка Михея (Мих. 6:1-2) под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить – пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

Пс.71:5. и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.

Пс.71:6. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

Пс.71:7. во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;

«Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Пусть его царствование будет таким же знаком Божественного благоволения к царю и народу, каким было руно для Гедеона; пусть его царствование будет так же благотворно, как полезен дождь для растительного и животного мира. – «Процветет праведник, и будет обилие мира» – пусть его царствование своей преобладающей, господствующей чертою будет иметь правосудие и полноту мира («обилие мира»).

Пс.71:8. он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;

Пс.71:9. падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;

Пс.71:10. цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;

«От моря до моря» – от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат – северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» – до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот – пусть владения этого царя обнимут весь мир. – «Падут пред Ним жители пустынь», – т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. – «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. – «Цари Фарсиса» – Фарсис – город в Испании, «островов» – острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» – с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие – в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Пс.71:12. ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника.

Пс.71:13. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет;

Пс.71:14. от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;

Пс.71:15. и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его;

Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными – добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости. – «Драгоценна будет кровь их пред очами его» – он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью («кровь» – носительница жизни), т. е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении.

Пс.71:16. будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;

Пс.71:17. будет имя его [благословенно] вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем [все племена земные], все народы ублажат его.

Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба. наверху гор». Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. – «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. – «И благословятся в нем» – через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

Пс.71:18. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,

Пс.71:19. и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.

18–19 стихи не принадлежат писателю псалма, они представляют прибавку составителя сборников песней Псалтири, какую мы встречаем в конце каждого сборника псалмов.

Псалом 71, как мы говорили, представляет изображение того идеала царя и царствования, который нарисовал себе Соломон и к возможному приближению к которому он прилагал усилия. Но известный, исторический Соломон только начал свое царствование в указанном псалмом духе. Войн при нем не было, евреи пользовались внешним довольством – у каждого был свой виноградник и своя палатка, а также уважением среди иноплеменников; судебными своими решениями он поражал своих современников и имя его стало известным по всему миру. Во второй же половине своей жизни он, как известно, заслужил даже осуждение от Бога. Да и по существу нарисованного здесь идеала последний непосилен для человека вообще. Царь рисуется вечным (5 ст.), его владения – вся земля и народы (8–11), его царство – полное воплощение, осуществление мира (12 и 16). Такое царствование может принадлежать только Богу. Нарисованный Соломоном идеал царства нашел осуществление в Иисусе Христе, учение Которого – учение любви и всепрощения, царство Его – царство мира и правды и его назначение – распространиться по всей земле и навечно.

Исторический Соломон только частично, в начале своей деятельности осуществлял свой идеал, который вполне будет достигнут и только может быть достигнут в царстве Христа. Поэтому то все содержание псалма имеет прообразовательно-мессианский смысл. Тогда 16 стих, помимо уже указанного нами прямого смысла, может иметь следующий. Голые вершины могут обозначать вообще языческих народов, которые не имели за ложностью своих религий, ни правильного учения о Боге, ни возвышенной нравственности, почти не имели и праведников.

С принятием и усвоением ими христианства, последних у них появится более, чем на Ливане, т. е. среди евреев, что действительно уже осуществилось, так как евреи учения Христа не приняли, а язычники с готовностью последовали и следуют за Ним.

Комментарии Лопухина на Псалтирь, 71 псалом

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-71/
http://www.molitvoslov.com/text394.htm
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/71
http://jwquestion.net/bvps_71_Psalms.htm
http://filosofia.ru/tolkovanie-cerkovnogo-znacheniya-teksta-psalma-71/
http://studybible.ru/lopuhin-bible/19/71/
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/74/

Ссылка на основную публикацию