Псалом 54

Псалом 54

В конец, в песнех разума Асафу, псалом

К исполнению, по образу гимнов. Учение Давида.

1 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего.

1 Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего,

2 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся.

2 внемли мне и услышь меня. Опечалился я в горести моей и смутился

3 От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми.

3 от голоса врага и от притеснения грешника, ибо возвели на меня беззаконие и во гневе враждовали против меня.

4 Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя.

4 Встревожилось сердце моё во мне, и боязнь смерти напала на меня,

5 Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма.

5 страх и трепет нашли на меня, и покрыла меня тьма.

6 И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию?

6 И я сказал: “Кто даст мне крылья, как у голубя, и я полечу и упокоюсь?”

7 Се удалихся бегая и водворихся в пустыни.

7 Вот, я удалился в изгнание и водворился в пустыне.

8 Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.

8 Ожидал я Бога, спасающего меня от малодушия и от бури.

9 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде.

9 Потопи, Господи, и раздели их языки, ибо видел я беззаконие и пререкание во граде.

10 Днем и нощию обыдет и по стенам eго. Беззаконие и труд посреде eго и неправда.

10 Днём и ночью обходят они его по стенам его; беззаконие и горе посреди него и неправда,

11 И не оскуде от стогн eго лихва и лесть.

11 и не исчезли с улиц его лихоимство и обман.

12 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.

12 Ибо если бы враг поносил меня, я бы то перенёс; и если бы ненавистник мой величался надо мною, я бы укрылся от него.

13 Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой,

13 Но ты, человек со мной единодушный, наставник мой и ближний мой,

14 иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением.

14 чьё общение услаждало мои трапезы, в доме Божием мы ходили в единомыслии!

15 Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их.

15 Да придёт же смерть на них, и пусть сойдут они во ад живыми, ибо злодейство в жилищах их, посреди них.

16 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

16 Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня;

17 Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой.

17 вечером, и утром, и в полдень поведаю и возвещу – и Он услышит голос мой.

18 Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною.

18 Избавит мирно душу мою от приближающихся ко мне, ибо их много было рядом со мною.

19 Услышит Бог и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.

19 Услышит Бог и смирит их, Сущий прежде веков. Ведь нет для них выкупа, ибо они не убоялись Бога.

20 Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его.

20 Простёр Он руку Свою для воздаяния, – они осквернили завет Его.

21 Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.

21 Разделились от гнева лица Его, и сблизились сердца их; стали слова их нежнее елея, но они – стрелы.

22 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.

22 Возложи на Господа заботу твою, и Он тебя пропитает, не даст вовек поколебаться праведнику.

23 Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.

23 Ты же, Боже, низведешь их в колодец погибели: мужи кровожадные и коварные не достигнут половины дней своих. А я, Господи, уповаю на Тебя.

Слава:

Слава:

Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся. От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию? Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури. Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыде и по стенам его. Беззаконие и труд посреде его и неправда. И не оскуде от стогн его лихва и лесть. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра, и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог и смирит я, Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближася сердца их, умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.

Псалом 54

Пройдя через глубины отчаяния, Давид в завершение с надеждой обращается к Господу. Псалом 54 пророчески предвосхищает страдания Христа, преданного одним из приближенных своих учеников – Иудой.

Текст молитвы псалом 54

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, в песнех ра́зума Асафу, псалом

2 Внуши́, Бо́же, моли́тву мою и не пре́зри моле́ния моего́.

3 Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся.

4 От гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми.

5 Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя.

6 Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма.

7 И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю?

8 Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни.

9 Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри.

10 Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де.

11 Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его. Беззако́ние и труд посреде́ его и непра́вда.

12 И не оскуде́ от стогн его ли́хва и лесть.

13 Яко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя́ велере́чевал, укры́л бых ся от него́.

14 Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой,

15 и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием.

16 Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их.

17 Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя.

18 Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой.

19 Изба́вит ми́ром ду́шу мою от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю.

20 Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га.

21 Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́.

22 Раздели́шася от гне́ва лица́ Его, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы.

23 Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику.

24 Ты же, Бо́же, низведе́ши их во студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.

На русском языке

1 К исполнению, по образу гимнов. Учение Давида.

2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;

3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь

4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;

14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

История написания

Большинство исследователей полагают, что Давид написал псалом 54 в связи с восстанием его сына Авессалома. Вероломный враг, о котором он здесь говорит, это его близкий друг и соратник, Ахитофел. Некоторые толкователи выдвигают версию, что страдания Давида в этой ситуации были прообразом страданий Христа, а предательство Ахитофела – символом предательства Иуды, так как оба повесились. Все волнения в Иерусалиме, которые описываются в псалме 54, совпадают с известными по историческим книгам событиям из жизни Давида. В тот переломный момент Давид готовился к побегу из Иерусалима.

Для чего читают псалом 54?

Издавна принято читать псалом 54 на утреннем богослужении на старославянском языке, дома разрешено читать молитву на русском языке. Необходимо читать не «глазами», а «сердцем» в одиночестве, но обязательно вслух. Его причисляют к списку псалмов, исцеляющих болезнь и отчаяние.

Если вас постигло несчастье, и ваша семья была оклеветана, то обязательно читайте псалом 54. Но делать это необходимо в случае острой необходимости, не для развлечения. Перед прочтением выскажите Господу свою просьбу о восстановлении доброго имени семьи и возвращения ей уважения окружающих.

Толкование псалма 54

Когда Давид сочинял данный псалом, он находился в большой опасности. Об этом свидетельствует яркость изображения его душевного состояния.

Чтобы понять текст псалма 54, следует разобраться в толковании каждого отдельного стихотворения:

  • Стих 2-6: Давид обращается к Господу, находясь в сильнейшем смятении. Неприязненное отношение к нему врагов перерастает в клевету. Давида охватывает страх.
  • Стих 7-9: неприятие происходящего Давидом так велико, что он желал бы с быстротой голубя уйти в пустыню. Это свидетельствует об огромной опасности, угрожающей Давиду.
  • Стих 10-12: Давид молит Господа о раздоре между его врагами. Он подчеркивает их самоуправство, которое выражается в грубом нарушении закона Моисеева.
  • Стих 13-16: Давид обличает одного из заговорщиков, который был ему другом. Предательство близкого человека ранит его сердце больнее всего.
  • Стих 17-20: Давид продолжает взывать к Богу, будучи уверенным, что он не напрасно Его ищет. Он будет молиться три раза в день. Он убежден, что Бог в должное время ответит на его молитвы и освободит от страхов. Давид настолько уверен в своем избавлении, как будто оно уже свершилось.
  • Стих 21-24: Давид дает характеристику своим врагам и объясняет, почему он надеется, что Бог погубит их. Они подлые и лицемерные. Притворяясь друзьями, замышляют зло. Давид предрекает их гибель. Бог низведет их не только до праха, но и в ров погибели. Давид ободряет не только себя, но и всех благочестивых и богобоязненных людей уповать на Бога и полностью довериться Ему.

Читаем Псалтирь. Псалом 54

Аудио
Поделиться:
Нравится:

Персоны

  • Протоиерей Алексий Ладыгин

Предыдущие выпуски

  • 17 июля 2020 г. Читаем Псалтирь. Псалом 150-151
  • 10 июля 2020 г. Читаем Псалтирь. Псалом 149
  • 3 июля 2020 г. Читаем Псалтирь. Псалом 148
  • 26 июня 2020 г. Читаем Псалтирь. Псалом 147

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 5 ноября 2020 г. Православный словарь

Православный словарь. Тайные молитвы

5 ноября 2020 г. Прогноз погоды

Прогноз погоды. 6 ноября

5 ноября 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

5 ноября. Когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться

5 ноября 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

5 ноября. Апостол Иаков, брат Господень по плоти

5 ноября 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 5 ноября

Вопросы и ответы

Как реагировать, когда раздражаются на тебя?

— В основном ты свой ближний круг общения знаешь, как и его реакции. Надо, конечно, стараться не провоцировать тех, о ком ты знаешь, что они взовьются .

Как бороться с раздражением?

— Вот мы в своих этих воплях, визгах и раздражении очень смешны, комичны, не по-Божьему комичны. Бывает, человек настолько хороший, настолько какой-то такой, что улыбку добрую .

Если связь между питанием, образом жизни и раздражительностью?

— Еще владыка Никодим, учитель Святейшего Патриарха Кирилла, как известно, отвечал на вопрос о том, как бороться с блудной страстью, он говорил: «А ты работай очень .

Почему возникает токсичная информационная среда?

— Видите, глупыми людьми всегда легче управлять. Есть интересная английская пословица. Приезжает иностранный турист к Букингемскому дворцу, видит прекрасно подстриженную траву и спрашивает смотрителя: «Как вы .

© 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.

Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел (Пс.54_14–15) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (Пс.54_7–9).

Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24).

Пс.54:4 . от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

Стих знакомит с причиной «печали. и смят ения» ( Пс.54:3 ) Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме.

Враги Давида не только говорили против него ( «голос врага» ), но переходили и к неприязненным против него действиям ( «в гневе враждуют» – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие» , т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

Пс.54:5 . Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

Пс.54:6 . страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

Пс.54:7 . И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

Пс.54:8 . далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

Пс.54:9 . поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал “вихря” и “бури” , т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено.

Пс.54:10 . Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа “расстро ить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню ( «раздели языки их» ). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием “насили й и распр ей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь,

Пс.54:11 . днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

Пс.54:12 . посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие , . обман и коварство» посреди его города.

Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; “бедствие” – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. “Обман” – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

Пс.54:13 . ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;

Пс.54:14 . но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

Пс.54:15 . с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

Эти общественные настроения тяжело отзывались на Давиде, всю жизнь ратовавшем за возможное ее упорядочение и видевшем теперь разрушение своих преобразований. Но не в этом одном заключалась особенная туга, душевная тяжесть: если бы только Давид встречал обиды и заносчивые речи от своих врагов, то мог бы снести их или удалиться, но страдания Давида обширнее и глубже: он встретил измену в самом близком и доверенном лице, на которого, как и на всех врагов своих, он молит Бога наслать наказание (16). – «Но ты, который был для меня то же, что я» , т. е. доверенный, от которого Давид ничего не скрывал; «друг мой и близкий» – на которого Давид привык полагаться и от которого ничего не таил ( «разделяли искренние беседы» ); «ходили вместе в дом Божий» , т. е. единение и близость Давида с этим лицом выражались и в одинаковой религиозной настроенности их, почему они вместе ходили в храм Божий. Под таким человеком нельзя не разгадать Ахитофела, близкого друга Давида, но потом его предателя.

Пс.54:16 . Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад» – пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. 11, 12), но и в семейной жизни ( «в жилищах их» ) у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна.

Пс.54:17 . Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

Пс.54:18 . Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

Пс.54:19 . избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея.

Пс.54:20 . услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

Давид уверен, что его молитва к Богу о гибели врагов будет услышана, так как в них «нет перемены» как в их поведении, так и мыслях нет благоговения пред Богом, страха от сознания ответственности пред Ним за свои худые дела, а потому и не может быть им снисхождения.

Пс.54:21 . простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

Враги Давида изображаются по этому стиху насильниками над мирным населением Иерусалима. С еврейского же точнее нужно этот стих относить к Ахитофелу. Точный перевод был бы такой: «он налагает руку на тех, которые были с ним в мире», т. е. на Давида и преданных ему лиц.

Пс.54:22 . уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

Грозный суд Божий враги Давида заслужили своими поступками, своим злым настроением: они говорят льстиво, с ложным сочувствием ( «уста их мягче масла» ), а на душе – зло; слова их нежны, но говорятся для того, чтобы введением в обман доверившегося человека зло погубить его ( «они суть обнаженные мечи» ). Такое коварство испытал Давид на себе от своих ложных друзей и тоже он видел упрочивающимся и в общественной жизни. С евр. текста этот стих относится к Ахитофелу: «его уста мягче масла, но в сердце брань».

Пс.54:23 . Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

Пс.54:24 . Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

Давид ободряет себя самого и, вместе с тем, всякого невинно страдающего и преследуемого – надеждой на Бога, Который «никогда не даст. поколебаться праведнику» , не допустит, чтобы праведник сделался предметом посмеяния, позорных речей, которые бы переходили из поколения в поколение, но всегда защитит, не допустит до гибели. Врагов и гонителей праведников Господь низложит в «ров погибели» , т. е. в ров, который обыкновенно выкапывался глубоко в земле в виде кувшина, с сравнительно узким горлышком, куда низвергали преступников и выхода откуда уже не могло и быть, т. е. Господь безвозвратно погубит их. Все вообще «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» , – все восставшие на Давида, жаждавшие произвести государственный переворот даже и насилием, с пролитием крови (здесь разумеется Ахитофел, Авессалом и его друзья, не гнушавшиеся и не боявшиеся даже междоусобной распри) и действовавшие обманами, как и действительно действовал Авессалом, склоняя к себе народные симпатии распространением ложных сведений о Давиде, не переживут и половины назначенной им жизни. Последнее буквально исполнилось на Авессаломе, погибшем в цветущем возрасте.

Пс.53 и Пс.54 употребляются при богослужении в составе 6-го часа, воспоминающего распятие Христа, когда его враги в своей вражде ко Христу «не предложиша Бога пред собою» ( Пс. 53:5 ) и когда близкий к Нему человек (Иуда) оказался предателем ( Пс. 54:14–15 ). Напоминанием об этом церковь предостерегает верующих не уподобляться этим врагам, а с искренней верой и чистотой сердца приступить к слушанию и участию в совершении Великой Жертвы Христовой.

Псалом 54 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 54

Толкование Псалма 54

Псалом отражает душевное состояние Давида, преданного близким другом. Судя по некоторым подробностям о положении в Иерусалиме (стихи 10-12) и горестным словам псалмопевца о предательстве близкого ему человека (стихи 13-15), псалом мог быть написан в дни восстания Авессалома против отца, когда тому уже изменил Ахитофел (2-Цар. 15:31).

Вводная надпись соответствует в русском тексте стиху 1. Учение (т. е. размышления и советы) Давида.

А. Давид о мучительном состоянии своем (54:2-9)

Пс. 54:2-9. В горести и смятении (стих 3) Давид возносит свою молитву и просит не отвергнуть ее (стих 2).

В стихе 4 – речь о клеветах (“голосе врага”) и наговорах, которые возводят на царя нечестивые, обвиняя его в нарушениях закона (взводят на меня беззаконие), т. е. в несправедливом и неумелом правлении. От их “гневной вражды” сердце Давида трепещет, и картины ужасной расправы с ним преследуют его (стихи 4-5, 6). Он хотел бы стать голубем и улететь как можно дальше, скрыться от бури, поднимаемой врагами, в пустыне и оставаться гам (стих 8).

Б. Давид о горечи предательства (54:10-16)

Пс. 54:10-12. Давид молит Господа “расстроить” планы заговорщиков и не допустить их сплочения (раздели языки их), ибо, действуя обманом и коварством (стих 12), творя произвол, они и так уже привели к разгулу в городе насилия и распрей злодеяний и бедствий.

Пс. 54:13-16. Особую боль причиняет ему мысль о предательстве близкого человека – “поношения врага” ему было бы куда легче снести. Давид обращается к нему, вспоминая об их доверительных беседах и совместных посещениях скинии: и ты, который был частью меня самого (стих 14), друг мой и близкий мой, ты теперь “поносишь” меня!

Смерти врагам своим просит у Бога Давид (стих 16; сравните стих 24).

В. Я же воззову к Богу… (54:17-24)

Пс. 54:17-22. В отчаянных своих обстоятельствах Давид все же выражает уверенность в том, что Господь, к Которому он воззовет, спасет его.

Верующие евреи молились трижды в день; из стиха 18 следует, что Давид намерен был держаться этого правила и в изгнании. И Бог избавит… душу его от восстающих на него, несмотря на то, что их много (стих 19), уверен он. Смирит их Тот, Кто живет и правит миром от века, потому что видит Он, что они не склонны одуматься (нет в них перемены), что нет в них страха перед Богом (стих 20). Среди них и предавший его друг: при более точном переводе с еврейского стих 21 следует читать в единственном числе (как и стих 22). Это он, предатель, “простер руки” на Давида и тех, кто сохранил ему верность; он нарушил союз с ними. В стихе 22 – образ лицемерных уст и неискреннего жестокого сердца.

Пс. 54:23-24. Себе самому и всем несправедливо гонимым и страждущим советует Давид жить надеждой на Господа и на Него возлагать заботы свои (сравните 1-Пет. 5:7). Ибо никогда не даст Он поколебаться праведнику, уповающему на Него (сравните Втор. 31:6: Евр. 13:5). Но кровожадные и коварные будут низведены Им в ров погибели: по причине своего нечестия они не проживут и… половины назначенного им срока.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 54. Ветхий Завет

1. Начальнику хора. На струнных орудиях . Учение Давида.

2. Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;

3. внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь

4. от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

5. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;

6. страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.

7. И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;

8. далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;

9. поспешил бы укрыться от вихря, от бури».

10. Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

11. днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;

12. посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

13. ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;

14. но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,

15. с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

16. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

17. Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.

18. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,

19. избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

20. услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

21. простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

22. уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

23. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.

24. Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

Кафизма 7 Псалом 54

Псалом 54

Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалима и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.

Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел. (14-15 ст.) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (7-9).

Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2-4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5-9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10-12). Моим врагом сделался друг мой (13-15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16-18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19-22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23-24).

Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
1 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
2 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
3 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.

3 стих знакомит с причиной “печали и смятения” Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме.

Враги Давида не только говорили против него (“голос врага”), но переходили и к неприязненным против него действиям (“в гневе враждуют” – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они “возводят на Давида беззаконие”, т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

4 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
5 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
6 И я сказал: “кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
7 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
8 поспешил бы укрыться от вихря, от бури”.

5-8. Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал “вихря и бури”, т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено.

9 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;

9. Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа “расстроить врагов”. Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню (“раздели языки их”). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием “насилий и распрей” в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь,

10 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
11 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:

10-11. Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: “злодеяние и бедствие, обман и коварство” посреди его города.

Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление;“бедствие” – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет.“Обман” – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

12 ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,- от него я укрылся бы;
13 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
14 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.

13-14. Эти общественные настроения тяжело отзывались на Давиде, всю жизнь ратовавшем за возможное ее упорядочение и видевшем теперь разрушение своих преобразований. Но не в этом одном заключалась особенная туга, душевная тяжесть: если бы только Давид встречал обиды и заносчивые речи от своих врагов, то мог бы снести их или удалиться, но страдания Давида обширнее и глубже: он встретил измену в самом близком и доверенном лице, на которого, как и на всех врагов своих, он молит Бога наслать наказание (16 ст.). – “Но ты, который был для меня тоже, что я”, т. е. доверенный, от которого Давид ничего не скрывал;“друг мой и близкий” – на которого Давид привык полагаться и от которого ничего не таил (“разделил искренние беседы”); “ходили вместе в дом Божий”, т. е. единение и близость Давида с этим лицом выражались и в одинаковой религиозной настроенности их, почему они вместе ходили в храм Божий. Под таким человеком нельзя не разгадать Ахитофела, близкого друга Давида, но потом его предателя.

15 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.

15. “Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад” – пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. 11 и 12 ст. ), но и в семейной жизни (“в жилищах их”) у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна.

16 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
17 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
18 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;

17-18. Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея.

19 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,

19 Давид уверен, что его молитва к Богу о гибели врагов будет услышана, так как в них “нет перемены” как в их поведении, так и мыслях нет благоговения пред Богом, страха от сознания ответственности пред Ним за свои худые дела, а потому и не может быть им снисхождения.

20 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;

20. Враги Давида изображаются по этому стиху насильниками над мирным населением Иерусалима. С еврейского же точнее нужно этот стих относить к Ахитофелу. Точный перевод был бы такой: “он налагает руку на тех, которые были с ним в мире”, т. е. на Давида и преданных ему лиц.

21 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

21. Грозный суд Божий враги Давида заслужили своими поступками, своим злым настроением: они говорят льстиво, с ложным сочувствием (“уста их мягче масла”), а на душе – зло; слова их нежны, но говорятся для того, чтобы введением в обман доверившегося человека зло погубить его (“они суть обнаженные мечи”). Такое коварство испытал Давид на себе от своих ложных друзей и тоже он видел упрочивающимся и в общественной жизни. С евр. текста этот стих относится к Ахитофелу: “его уста мягче масла, но в сердце брань”.

22 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
23 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.

22-23. Давид ободряет себя самого и, вместе с тем, всякого невинно страдающего и преследуемого – надеждой на Бога, Который “никогда не даст поколебаться праведнику”, не допустит, чтобы праведник сделался предметом посмеяния, позорных речей, которые бы переходили из поколения в поколение, но всегда защитит, не допустит до гибели. Врагов и гонителей праведников Господь низложит в “ров погибели”, т. е. в ров, который обыкновенно выкапывался глубоко в земле в виде кувшина, с сравнительно узким горлышком, куда низвергали преступников и выхода откуда уже не могло и быть, т. е. Господь безвозвратно погубит их. Все вообще “кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих”, – все восставшие на Давида, жаждавшие произвести государственный переворот даже и насилием, с пролитием крови (здесь разумеется Ахитофел, Авессалом и его друзья, не гнушавшиеся и не боявшиеся даже междоусобной распри) и действовавшие обманами, как и действительно действовал Авессалом, склоняя к себе народные симпатии распространением ложных сведений о Давиде, не переживут и половины назначенной им жизни. Последнее буквально исполнилось на Авессаломе, погибшем в цветущем возрасте.

Псалмы 53 и 54 употребляются при богослужении в составе 6-го часа, воспоминающего распятие Христа, когда его враги в своей вражде ко Христу “не предложиша Бога пред собою” (LIII:5 ст.) и когда близкий к Нему человек (Иуда) оказался предателем (LIV, 14-15). Напоминанием об этом церковь предостерегает верующих не уподобляться этим врагам, а с искренней верой и чистотой сердца приступить к слушанию и участию в совершении Великой Жертвы Христовой.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-54/
http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-psaltir-psalom-54
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/54
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/54/
http://iamruss.ru/pravoslavie/psalom-54-vethij-zavet/
http://oz-gora.ru/ps54
http://ikona-i-molitva.info/psalom-56-dlya-udachi-vo-vsex-delax/

Ссылка на основную публикацию