Псалом 32

Псалом 32

Псалом Давиду, не надписан у еврей

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

1 Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала!

2 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему.

2 Прославляйте Господа на гуслях, на псалтири десятиструнной играйте Ему.

3 Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием:

3 Воспойте Ему песнь новую, пойте Ему стройно, с восклицанием.

4 яко право слово Господне, и вся дела Его в вере.

4 Ибо право слово Господне, и все дела Его – в вере.

5 Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля.

5 Любит милосердие и суд Господь, милости Господней полна земля.

6 Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их.

6 Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его – всё воинство их.

7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.

7 Собирает Он, как в мех, воды морские, полагает бездны в хранилищах.

8 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней.

8 Да убоится Господа вся земля, да содрогнутся пред Ним все живущие по вселенной –

9 Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася.

9 ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы.

10 Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей.

10 Господь разрушает советы племен, упраздняет расчёты народов и упраздняет советы князей,

11 Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род.

11 совет же Господень вовек пребывает, помышления сердца Его – в род и род.

12 Блажен язык, eмуже есть Господь Бог eго, люди, яже избра в наследие Себе.

12 Блажен народ, у которого Господь – Бог его, племя, которое Он избрал в наследие Себе.

13 С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия.

13 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих,

14 От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли.

14 из устроенного жилища Своего посмотрел на всех обитателей земли.

15 Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.

15 Создал Он сердце каждого из них, вникает во все дела их.

16 Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея.

16 Не спасается царь множеством воинства, и исполин не спасётся при множестве силы своей;

17 Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.

17 неверен конь для спасения, и при множестве силы своей не спасётся.

18 Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его.

18 Вот, очи Господни – к боящимся Его, уповающим на милость Его,

19 Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад.

19 чтобы избавить от смерти души их и во время голода пропитать их.

20 Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть.

20 А душа наша ожидает Господа, ибо Он помощник и защитник наш.

21 Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом.

21 Ибо о Нём возвеселится сердце наше и мы на имя святое Его уповали.

22 Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

22 Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя.

Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней. Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Блажен язык емуже есть Господь Бог его, люди, ихже избра в наследие Себе. С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их. Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Псалом 32

В псалтыри некоторые песни связаны между собой. Так псалом 32 является продолжением темы, затронутой в предыдущей песне. В нем псалмопевец призывает уже уверовавших во Христа радоваться и уповать на Него, объясняет, почему необходимо воздавать хвалу Господу.

В тексте псалма 32 нет упоминаний о гонениях или испытаниях, борьбе с врагами. Наоборот, автор описывает благоденствующий мирный Израиль, рассказывает о том, что Господь признан Владыкою во всех странах.

Текст молитвы псалом 32

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

2 Испове́дайтеся Го́сподеви в гу́слех, во псалти́ри десятостру́ннем по́йте Ему.

3 Воспо́йте Ему песнь но́ву, до́бре по́йте Ему со восклица́нием:

4 я́ко пра́во сло́во Госпо́дне, и вся дела́ Его в ве́ре.

5 Лю́бит ми́лостыню и суд Госпо́дь, ми́лости Госпо́дни испо́лнь земля́.

6 Сло́вом Госпо́дним небеса́ утверди́шася, и ду́хом уст Его вся си́ла их.

7 Собира́яй я́ко мех во́ды морски́я, полага́яй в сокро́вищах бе́здны.

8 Да убои́тся Го́спода вся земля́, от Него́же да подви́жутся вси живу́щии по вселе́нней.

9 Яко Той рече́, и бы́ша, Той повеле́, и созда́шася.

10 Госпо́дь разоря́ет сове́ты язы́ков, отмета́ет же мы́сли люде́й, и отмета́ет сове́ты князе́й.

11 Сове́т же Госпо́день во век пребыва́ет, помышле́ния се́рдца Его в род и род.

12 Блаже́н язы́к, ему́же есть Госпо́дь Бог его, лю́ди, я́же избра́ в насле́дие Себе́.

13 С Небесе́ призре́ Госпо́дь, ви́де вся сы́ны челове́ческия.

14 От гото́ваго жили́ща Своего́ призре́ на вся живу́щыя на земли́.

15 Созда́вый на еди́не сердца́ их, разумева́яй на вся дела́ их.

16 Не спасе́тся царь мно́гою си́лою, и исполи́н не спасе́тся мно́жеством кре́пости своея́.

17 Лож конь во спасе́ние, во мно́жестве же си́лы своея́ не спасе́тся.

18 Се о́чи Госпо́дни на боя́щыяся Его́, упова́ющыя на ми́лость Его́.

19 Изба́вити от сме́рти ду́шы их, и препита́ти я́ в глад.

20 Душа́ же на́ша ча́ет Го́спода, я́ко Помо́щник и Защи́титель наш есть.

21 Яко о Нем возвесели́тся се́рдце на́ше, и во и́мя свято́е Его упова́хом.

22 Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.

2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;

3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,

4 ибо слово Господне право и все дела Его верны.

5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:

7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной,

9 ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.

10 Господь разрушает советы племен, упраздняет мысли людей, уничтожает советы князей.

11 Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род.

12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе.

13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;

14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:

15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.

16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.

17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,

19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

20 Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша;

21 о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали.

22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.

История написания

В еврейской Библии псалом 32 надписания не имеет. Но в нем прослеживается тесная взаимосвязь с текстом предыдущей песни, в которой Давид призывает верных радоваться о Господе, но при этом не дает оснований для следования этому совету. В псалме 32 указываются эти недосказанные ранее основания. Поэтому богословы считают его продолжением псалма 31 и приписывают его авторство Давиду.

Когда и для чего читают псалом 32?

Псалом 32 входит в состав пятой кафизмы. В соответствии с этим он читается на церковнославянском языке по понедельникам. Во время Великого поста к тексту псалма 32 обращаются два раза в неделю: по понедельникам и средам. На Светлой седмице кафизмы не положены и поэтому во время богослужения псалмы не читаются.

При домашней и келейной молитве допускается читать псалом 32 на русском языке. Это позволяет лучше понять и проникнуться его смыслом.

Преподобный Арсений Каппадокийский советовал читать псалом 32 в защиту от вражды людской, а также для того чтобы Господь открыл истину и несправедливо осужденные вышли на свободу.

Толкование

В псалме 32 автор говорит, что Господь спасет уповающих на него и славящих его. Для более подробного толкования следует рассмотреть стихи по отдельности:

  • Стихи 1-3 – псалмопевец высказывает мысль о том, что нравственные люди, славящие Господа, стоят к нему ближе, нежели остальные. При этом хвала их должна быть искренней и идти от сердца в ответ на любые божьи милости.
  • Стихи 4-5 – автор объясняет необходимость возносить хвалу Господу. Ведь все совершаемые им дела справедливы и праведны, на его слова всегда можно положиться.
  • Стихи 6-11 – в них развивается мысль, выраженная в предыдущих стихах. Псалмопевец подчеркивает, что намерения, планы и цели Господа никем не могут быть подорваны и все задуманное им будет осуществляться от поколения к поколению.
  • Стихи 12-19 – в этих строках возносится хвала Богу, который не только сотворил людей, но и вникает в их дела, намерения. Автор выражает радость от того, что относится к народу, избранному Богом. Он подчеркивает, что к гордым и самонадеянным Господь никогда не приходит на помощь и потому не спасут их ни могучие армии, ни многочисленные конницы. Только к тем, кто уповает на него придет он на помощь в час бедствия и нужды.
  • Стихи 20-22 – в последних стихах псалма 32 псалмопевец заверяет Господа в том, что еврейский народ уповает на него, надеется на его милости и славит его.

Главная мысль псалма 32 заключается в том, что Господь любит боящихся и почитающих его. Именно им он будет оказывать покровительство и защиту в тяжелых ситуациях, накормит во время голода и «душу их спасет от смерти».

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его продолжением Пс.31 и приписать его Давиду. Таким он считается у LXX-ти и в Вульгате.

Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами (1–3) так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он творец всего мира, земли и вод (4–8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны (9–11). Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним (12–17). Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами (18–22).

Пс.32:1 . Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.

«Правым прилично славословить» . Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог – существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его ( Сир. 15:9 ).

Пс.32:2 . Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;

Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири.

Пс.32:3 . пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,

«Пойте Ему новую песнь» . Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть “нов ой», торжественно-благодарной.

Пс.32:4 . ибо слово Господне право и все дела Его верны.

Пс.32:5 . Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.

«Слово Господне право» – искренно, чисто; «дела Его верны» – вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле «Он любит правду и суд» , справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.

Пс.32:6 . Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их:

Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и «воинство их» , т. е. светила. В святоотеческой литературе под “Словом” разумеют Второе Лицо Св. Троицы, под Господом – Первое, а под «Духом уст Его» – Третье Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что означенные термины в новозаветном откровении получили строго определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием, указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как «псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы, колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев является учение о духе Божием» (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).

Пс.32:7 . Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.

Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место «будто груды» . Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах.

Пс.32:9 . ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось.

Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. – «Он повелел, – и явилось» , – разумеется творение Им мира.

Пс.32:11 . Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род.

Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы ( «помышления» ) неизменны и непреложны.

Пс.32:16 . Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.

Пс.32:17 . Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, «ненадежен конь для спасения» , не может и не должен человек думать, что обилием военной силы ( “конь” , обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога.

Пс.32:18 . Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,

Пс.32:19 . что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

Бог же любит ( «око Господне» ) только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; «душу их спасет от смерти» и накормит во время голода.

Псалом 32 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 32

Толкование Псалма 32

Псалмопевец призывает праведных славить Господа и радоваться в Нем, ибо на слово Его можно положиться, и дела Его – справедливы. Перед нами – гимн хвалы. Он мог быть написан по случаю какой-то военной победы, однако, конкретных указаний на повод его написания не имеется. (Некоторые богословы склонны считать Пс. 32 продолжением предыдущего псалма.) В еврейском тексте нет и указания на автора его, но Септуагинта приписывает Пс. 32-Царю Давиду.

А. Славить Господа “прилично” праведным (32:1-3)

Пс. 32:1-3. Правым прилично славословить (Господа). Для псалмопевца “славословие” – естественная реакция праведных на Божии благодеяния; здесь, очевидно, и та мысль, что люди нравственные и уповающие на Господа, которые, следовательно, стоят к Нему ближе других, достойны славить Его. Хвала их должна литься из их сердец непроизвольно и каждый раз – быть новой, в ответ на новые милости Его (стих 3 сравните с 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; 149:1).

Петь Ему следует со всем искусством, которое Он дает (по-русски: стройно), сопровождая песнь восклицаниями радости.

Б. Слово Господа надежно, и дела Его – праведны (32:4-19)

Пс. 32:4-5. Здесь псалмопевец “обосновывает” необходимость хвалить и славить Господа: на слово Его можно положиться, и все дела, которые Он совершает, – праведны, справедливы.

Пс. 32:6-11. В стихе 5 продолжается мысль, выраженная в стихе 4 (“суд” подразумевает здесь “справедливость”).

Если в стихе 4 “слово Его” характеризуется как надежное и соответствующее делам Его, то в стихе 6 и 9 оно выступает как творящая сила Его: им сотворены небеса и звезды (все воинство небесное); Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. Под “боится” и “трепещут” в стихе 8 подразумевается благоговейное поклонение Господу. Под хранилищами в стихе 7 надо понимать ограниченные своими берегами моря и океаны, в которые, будто груды, собраны морские воды – все тем же словом Господа, олицетворяющим силу Его и всемогущество.

Никакие замыслы и советы (согласованные планы) язычников (подразумеваются народы враждебные Израилю) не могут осуществиться, вопреки воле Господа (стих 10). Совет… Господень (т. е. Его цели, планы и намерения) не может быть подорван никем: задуманное Господом осуществляется в веках, от поколения к поколению (стих 11).

Пс. 32:12-19. Псалмопевец радуется, что является частицей народа, у которого Господь есть Бог, избравший его в наследие Себе. Он славит Господа всевидящего, Который сотворил людей и с высоты Своего величия не только снисходит до них, но и вникает в намерения их сердец и в дела их (стихи 13-15).

Самонадеянным и гордым Бог на помощь не приходит, а потому не спасут их ни конница, ни могучие армии их (стихи 16-17). Любовь и милость Его – с теми, кто на Него уповают: над ними око Господне. К ним Он приходит, в час нужды и бедствия, на помощь: спасает душу их… от смерти и питает их… во время голода (стихи 18-19).

В. Народ Божий надеется на Господа (32:20-22)

Пс. 32:20-22. Псалом завершается заверениями Господа в том, что Израиль уповает на Него, видя в Нем источник помощи себе и свою защиту: он радуется о Нем и надеется на милость Его.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Религия России

Вот тут-то власти ее и достали: после безрезультатных переговоров с работниками школы и членами родительского комитета на тему сдачи денег на ремонт и подарки учителям в дело включились органы опеки, которые «выяснили», что у погорельцев «условия проживания, не соответствующие нормам». То есть те условия, которые по программе расселения аварийного .

Языческие статуи были подарены одной из прихожанок лично папе Франциску. Как утверждает женщина, это были статуи Девы Марии, однако, как вы видите сами, то, что изображено на фотографии и отдаленно не напоминает Богородицу, а является одним из главных женских .

В штате Техас чуть не разыгралась очередная трагедия, когда некая невменяемая мамаша решила сделать из своего сына девочку. После развода с мужем женщина решила воспитывать семилетнего Джеймса как девочку: одевала в платья и уже планировала применить к ребенку гормональную терапию для подавления половой зрелости. Отец ребенка Джефф Янгер был категорически против издевательств со стороны бывшей жены над сыном. Однако Анна Джорджулес не пожелала прекратить свои эксперименты над ребенком и обратилась в суд с требованием лишить отца Джеймса родительских прав, чтобы тот не мешал ей сделать из сына девочку. Судебное заседание проходило при участии присяжных заседателей, подавляющее большинство из .

Законодатели внесли в закон «О персональных данных» понятие «биоматериал». Теперь генетические данные человека могут быть использованы только с письменного согласия их обладателя. (Все мы прекрасно знаем, как это «согласие» берется!) Однако увеличение санкций или ответственности за нарушение правил обращения с персональными данными, которые отныне включают в себя и биоматериал, поправки не предусматривают. В нынешнем виде Федеральный закон «О персональных данных» позволяет безконтрольно осуществлять сбор и передачу генетических данных о человеке без ведома и учёта, выяснилось в ходе заседания (!)

  • 30 октября

Письмо было отправлено после совместной службы Иеронима со Вселенским патриархом Варфоломеем в Салониках. В нем говорится, что архиепископ Иероним признает Думенко в качестве «митрополита Киевского и всея Украины». Из этого следует, что Элладская Православная Церковь вторая, после Фанара, официально признала украинских раскольников как еще одну Поместную Православную Церковь. Письмо «на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания 28 октября 2020 года .

Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто по­вторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего.

  • 13 июня

  • 31 марта

  • 7 декабря

Авторизация
« Ноябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
  • 3 октября

17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.

Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши – се­ле Ис­кров­ка – вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.

Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.

В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 32

Аудио

– Сегодня мы поговорим о 32-м псалме, который сам по себе является замечательным псалмом. Он не имеет надписания. Дело в том, псалмы, где говорилось о вочеловечивании нашего Божественного Спасителя или очень широко поднималась христологическая тематика, не имели надписания. Одни толкователи считают, что евреи не хотели подписывать их потому, что здесь говорится о желании Господа прийти в этот мир, явившись от рода Давидова. Другие же исследователи полагают, что эти псалмы не подписаны боговдохновенными писателями, возможно, потому, что они закрывали этим таинственный смысл и тем самым не только не произносили имени Господа всуе, а даже громко без необходимости не употребляли его. Так что 32-й псалом, повторюсь, не имеет надписания.

Этот очень глубокий и красивый псалом начинается со слов: «Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала». Конечно, радоваться и веселиться о Господе может только тот человек, который живет по заповедям Божиим, исполняет их. Он имеет веселие, потому что радость – это внутреннее свойство, присущее верующему человеку, живущему духовно, богатому в духовном смысле. Недавно мы отмечали Рождество Пресвятой Богородицы, а кондак этого праздника начинается со слов радости. Радость дается всякому человеку, который общается с небом. «Правым подобает похвала». Эта радость и хвалебная песнь воспринимаются Господом только от того человека, который живет праведной жизнью. А из уст неправедного человека вместо похвалы звучит хула: Господу неприятно слышать слова хваления от тех людей, которые живут неправедно, отходят от Него и Его заповедей.

«Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему». Если мы до этого говорили о радости, которая дается верующим через славословие Бога, то здесь уже раскрывается то, как должен человек радоваться, исповедовать Бога, служить Ему. Он должен служить Господу так же, как служат гусли и Псалтирь. Мы знаем, что под музыкальные инструменты и пелись псалмы. Святые отцы сравнивают гусли с человеческим телом: как телом человек должен служить Богу, так и гуслями воспевается Господь. Естественно, что через тело происходит служение. Сегодня многие люди очень часто говорят: «Мы верим в Бога в душе!» И забывают о том, что тело тоже должно служить Богу. Этот древний псалом, как объясняют святые отцы, как раз и показывает нам, как человек должен служить Господу: через поклоны, пост, что является не свойством души, а способом укрощения нашей плоти, то есть через те действия, благодаря которым в духовном отношении совершается общение с Богом. «Во псалтири десятиструннем пойте ему». Святые отцы говорят, что такое созерцательное служение Богу через ум является образом самой псалтири. Не случайно этот инструмент имеет десять струн: естественно, ум восполняется до состояния созерцания только через исполнение десяти заповедей Закона Божия, и в нашем псалме это подчеркивается особо.

«Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием». Мы встречаемся с новым советом, с пророчеством того, что Бога нужно воспевать совершенно новой песней, а не ветхозаветной, которая была раньше. Эта новая добрая песнь с восклицанием заложена в Новом Завете, и мы видим, что те песнопения, само богослужение и по форме, и по внутреннему содержанию совсем иные: они присущи Церкви новозаветной.

«Яко право слово Господне, и вся дела его в вере». Здесь говорится о том огромном значении, которое имеет вера. Господа надо прославлять с верой, которая укрепляется правым словом Господним. Оно соблюдается у Бога, и нет у Него такого непреложного слова, которое не исполнилось бы – всяк глагол Божий исполняется. Если что-то человеческое изменяется, то слово Божие всегда неизменно.

«Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля». Псалмопевец Давид говорит здесь о том, что над каждым человеком обязательно будет совершен суд, но он Божий, милостивый: Господь не творит Своего суда без милости, которой пропитал всю землю. Господь милует не только праведников, но и грешников. Да, Господь любит праведников, но милость Его распространяется на всех. Если бы этого не было, то не стало бы тех людей, которые творят неправду на земле, их бы всех поразил Господь. Он ко всем являет Свою милость, и в то же время Он будет судить человека согласно Своему милосердному подходу к нему. Потому псалмопевец говорит (хотя мы об этом будем рассуждать немного позже), что лучше попасть в руки Божии, нежели человеческие. Если человек может поступать по отношению к другому без милости, с пристрастием, скажем так, согласно своей неправде, своей продажности или внутренней озлобленности, то Господь всегда поступает милостиво, и потому суд Божий намного милосерднее, чем суд человеческий.

«Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их». Здесь заключается новозаветное пророчество о Святой Троице. Почему Господь судит мир? Почему Он имеет такое право? Псалмопевец отвечает нам: потому что Господь словом Своим создал мир и вся Святая Троица участвовала в его создании. Словом называют вторую Ипостась Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа, Господним Словом – Господа Бога Отца, а словами «духом уст Его вся сила их», конечно же, сказано о Духе Святом, который также участвовал в сотворении мира.

«Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны». Есть разные толкования этого выражения из псалма царя Давида. Как в меха собирается вода, держится и не проливается, так и Господь содержит всю открытую воду, как в мехах Своих, полагая ее в сокровищах бездны. Сокровищами здесь называются недра Земли. По мнению святых отцов, здесь псалмопевец говорит о величии Божием и Его милости. Творец так премудро создал землю, и сила Его неизреченна: смотрите, как Господь держит воду – круглая земля вращается, но ничего не проливается, все сохраняется, а что утрачивается – восполняется.

«Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней». Слово «подвижутся» значит, что благословятся все живущие во вселенной. Те, кто боится потерять любовь, Божие расположение, всегда стремятся исполнить заповеди Божии. Когда человек исполнит их, тогда вся вселенная, все народы, живущие на земле, получат благословение от Господа.

«Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася». Весь видимый и невидимый мир, вся вселенная создана и подчиняется Господу, и человечество должно иметь свое отношение к тому, что создал Бог. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл мир сей «малым миром».

«Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей». В этом выражении содержится очень глубокий смысл, который говорит нам о силе Господа: кто бы ни противодействовал в распространении благого христианства по всей вселенной, Господь сокрушит его. Мы знаем, какое противодействие было оказано христианству по всей земле, как восставали против него, но Бог отметает совет языческих властей, иудейского народа, которые ненавидели христиан и мучили их.

«Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род». Святые отцы говорят, что здесь содержится пророчество царя Давида о Предвечном Совете Святой Троицы. Советом Святой Троицы создается земля, Советом же Святой Троицы Единородный Сын приходит и, приняв на Себя крестные страдания, спасает весь человеческий род от проклятия греха и смерти. Помышление, воля Божия пребывают из поколения в поколение, из рода в род – от Ветхого Завета к Новому, от иудаизма к христианству, от еврейского народа к христианскому, который уже является исполнителем этого Совета Святой Троицы.

«Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие Себе». Здесь говорится о христианах. Блаженны те люди, которые приняли христианство, поскольку они являются народом Божиим – избранным народом, который исполняет тот Божественный подвиг, что принесен Самим Господом на землю.

«С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия». Если мы говорим, что Господь видит всех, то надо сказать, что особо Он открывает Свое лицо тем, кто совершает праведные дела, исполняет заповеди Божии. Мы уже как-то говорили, что Господь отвращает Свое лицо от тех людей, которые совершают беззакония, но это не значит, что Он не видит их: Бог знает дела и праведников, и грешников.

«От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли». Тут еще раз подтверждается мысль о том, что Господь видит все человечество и знает о каждом человеке. И дальше псалмопевец Давид говорит: «Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их». Господь знает и видит не только все наши дела, но и сердечные помышления, размышления, мысли, которые затем воплощаются в делах. Поэтому мы и говорим, что перед Господом мы будем отвечать не только за свои поступки, но и за мысли, которые бывают как мимопроходящими, так и такими, что задерживаются в нас и рождают дела злые, как говорит Священное Писание. А если мы заглянем чуть глубже, то увидим, что Господь будет судить человека. И хотя Его суд и будет милостивым, но это все равно будет суд. Почему Он будет судить? Потому что Господь с неба видит всех сынов человеческих, знает все сердечные помышления, которые рождаются у каждого человека в душе.

«Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея». Нужно понимать, что не спасется любой человек, который уповает на войско, на свое политическое или экономическое могущество. Это очень важно для сегодняшнего времени, когда человек возлагает все надежды на свои средства, на имущество и связи. Кто же может спастись в этой жизни? Только тот, кто уповает на Бога. Мы знаем и уже не один раз говорили о благоверном князе Димитрии Донском, который побеждал не количеством, не силою (его войско было намного меньше), а тем, что Господь был на его стороне. Святой благоверный князь Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде!» Господь помогал князьям, и Сила Небесная, Войско Небесное были в помощь нашим воинам, которые уповали на Бога. Упование на Господа никогда не посрамит человека.

– Продолжая Вашу мысль, хочу сказать, что Александр Суворов никогда не начинал сражения, не отслужив Божественной литургии. Остались воспоминания о том, как часто его современники торопили, подталкивая Александра Васильевича скорее начать битву, а он стоял и молился, говоря, что литургия на небесах еще не закончилась. А Ушаков?

– И Ушаков поступал подобным образом, и не было ни одного поражения, потому что все упование было возложено на Господа.

– Удивительно!

– Дай Бог, чтобы наши современные политики и те, кто стоит у руля власти, понимали это.

«Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». И опять-таки здесь говорится: уповающий на то, что у него есть конь, конница, колесницы, не должен думать, что он самый сильный. Бывает, что конь поднимается на задние ноги, скидывает с себя седока, и тот погибает. Это ложное упование на коня, которое тебя подведет. Даже если у тебя будет конница в большом количестве, это тебя все равно не спасет. Мы помним из Священной истории: фараон, имея многочисленное войско, был поражен, когда гнался за Моисеем, проходящим через Чермное море, которое потопило и его самого, и его коня, и колесницы, и все его войско. Поэтому никто не должен уповать на то, что он имеет коня, танки, самолеты, преимущество в военной силе: если не будет упования на Господа, то все это не принесет никакой пользы.

«Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его». На кого призрит Господь? Кому Он помогает? К кому располагает Свое сердце? К тому, кто боится потерять Его любовь, кто боится нарушить заповеди Его и стремится всей своей жизнью исполнить Закон Божий. Тот, кто уповает на милость Божию, тот и получает ее. Но нужно понимать, что милость не дается просто так, а лишь тогда, когда человек, уповая на Господа, сам оказывает ее другим. Если Господь милостив, то и мы должны быть милосердны в своей жизни и являть милость к ближним. Никто не должен думать, что если он будет жить праздно, то получит милостивый Суд. Милость будет оказана только тому человеку, который совершает дела милосердия в своей жизни. Потому что милосердие – это уподобление Самому Господу. Он Благ, Он милосерд, и если мы отчасти оказываем милость другим, то уподобляемся, приобщаемся к небу, к Самому Господу.

«Избавити от смерти души их, и препитати я в глад». Очень утешительные слова! Если очи Господни на боящихся и уповающих на Него, то Господь пощадит их, избавит от вечной смерти, и тогда, когда даже нечем будет питаться, когда наступит голод, Бог напитает. В истории этому есть очень много примеров: от воинов-простолюдинов до монахов; наши святые, преподобный Сергий Радонежский.

– Да, и Сергий Радонежский, и Евфросиния Московская.

– Обозы приходили с продовольствием и в трудные времена, и монахи питались. Господь никогда не оставляет своих верных: Он и препитает их, и избавит их души от вечной смерти.

«Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть». Сложно комментировать эти слова, настолько они понятны и близки для каждого человека! Господь и Помощник, и Защитник наш не только в этой земной жизни, но и в вечной, небесной, к которой каждый из нас стремится. Господь поможет, защитит, проведет и дарует человеку вечные обители.

«Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом». Праведник веселится об имени Божием потому, что оно спасает человека. «Именем Моим, – говорит Господь, – бесы ижденут». Поэтому такую великую силу имеет Иисусова молитва. Апостол Павел говорит, что нет больше того имени ни на земле, ни на небе, ни в преисподней. Есть только одно имя, которым нам надлежит спастись, – имя нашего Сладчайшего Господа Иисуса Христа. И на имя Его святое мы уповаем, и именем Его наше сердце веселится.

И заканчивается псалом удивительными словами: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Господь являет нам Свою милость не потому, что мы ее какими-то делами заслужили, а потому, что наше сердце, наше упование полностью возлагается на Господа. Мы любим Бога и потому ожидаем от Него только милость, которую Господь обильно дает всем любящим Его.

– Благодарю сердечно Вас за беседу, за такое глубокое и доступное изложение псалма. И от Вашего имени приглашаю всех в храм Евфросинии Полоцкой полюбоваться его небесной красотой.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Расшифровка: Евгения Осипцова

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-32/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/32
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/32/
http://www.religruss.info/5933-tolkovanie-na-psalom-32.html
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi66
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-33/

Ссылка на основную публикацию