Псалом 30

Библия. Псалтирь

Псалом 30

1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].

2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,

4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.

6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей

9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.

11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый,

14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог.

16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.

18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.

20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!

21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.

22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!

23 В смятении моем я думал: “отвержен я от очей Твоих”; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

Псалом 30

В конец, псалом Давиду, изступления

К исполнению. Псалом Давида, омрачения.

1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.

1 На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек: по правде Твоей избавь меня и освободи меня,

2 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.

2 склони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня: стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня.

3 Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя.

3 Ибо твердыня моя и убежище моё – Ты, и ради имени Твоего поведёшь меня и пропитаешь меня,

4 Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи.

4 выведешь меня из этой сети, которую скрыли для меня, ибо Ты – защитник мой, Господи.

5 В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины.

5 В руки Твои предам дух мой: Ты избавил меня, Господи, Боже истины.

6 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

6 Возненавидел Ты впустую соблюдающих суетное; но я на Тебя, Господи, уповал;

7 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою,

7 возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение моё, спас от бедствий душу мою

8 и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

8 и не заключил меня в руках врага, поставил на просторе ноги мои.

9 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

9 Помилуй меня, Господи, ибо тяжко мне; смутилось от гнева око моё, душа моя и внутренность моя.

10 Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася.

10 Ибо истощилась в страдании жизнь моя, и годы мои – в стенаниях; ослабела в нищете сила моя, и кости мои сотряслись.

11 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене.

11 Для всех врагов моих я стал поношением, и особенно – для соседей моих, и ужасом – для знакомых моих, видящие меня вне дома бежали от меня.

12 Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен.

12 Я забыт был как мёртвый, от сердца, я стал как разбитый сосуд,

13 Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

13 ибо услышал хуление многих, живущих вокруг, когда они вместе собрались на меня, овладеть душою моею решили.

14 Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой.

14 А я на Тебя, Господи, уповал, я сказал: Ты – Бог мой.

15 В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя.

15 В руках Твоих – жребии мои; избавь меня из руки врагов моих и от преследующих меня.

16 Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.

16 Яви лицо Твоё рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей.

17 Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад.

17 Господи, да не постыжусь я, что призвал Тебя: да устыдятся нечестивые и да низведут их во ад.

18 Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

18 Да будут безмолвны уста коварные, говорящие на праведного беззаконие с гордостью и презрением.

19 Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими.

19 Как велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты скрыл для боящихся Тебя, соделал для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими!

20 Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

20 Скроешь их в тайном месте пред лицом Твоим от мятежа человеческого, покроешь их в шатре от пререкания языков.

21 Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.

21 Благословен Господь, ибо Он дивно явил милость Свою в ограждённом городе.

22 Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.

22 Но я сказал в омрачении моём: “Отвергнут я от взора очей Твоих”, – потому Ты услышал глас моления моего, когда я воззвал к Тебе.

23 Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню.

23 Возлюбите Господа, все святые Его, ибо истины ищет Господь и воздаёт проявляющим безмерную гордость.

24 Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

24 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси Господи Боже истины. Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене. Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими. Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе. Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

Псалом 30

Жизненный путь царя Давида был полон предательств и клеветы со стороны его окружения, поэтому в большом количестве псалмов можно почувствовать его горечь и разочарование. Так и в псалме 30 он призывает всех верующих любить Бога и уповать на него, ведь только Господь способен защитить от злобы и предательства человеческих.

Текст молитвы псалом 30

На церковнославянском языке

В конец, псалом Давиду, изступления

1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.

2 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.

3 Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя.

4 Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи.

5 В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины.

6 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

7 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою,

8 и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.

9 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.

10 Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася.

11 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене.

12 Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен.

13 Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.

14 Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой.

15 В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя.

16 Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.

17 Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад.

18 Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

19 Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими.

20 Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.

21 Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.

22 Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.

23 Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню.

24 Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида, омрачения.

1 На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек: по правде Твоей избавь меня и освободи меня,

2 склони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня: стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня.

3 Ибо твердыня моя и убежище моё – Ты, и ради имени Твоего поведёшь меня и пропитаешь меня,

4 выведешь меня из этой сети, которую скрыли для меня, ибо Ты – защитник мой, Господи.

5 В руки Твои предам дух мой: Ты избавил меня, Господи, Боже истины.

6 Возненавидел Ты впустую соблюдающих суетное; но я на Тебя, Господи, уповал;

7 возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение моё, спас от бедствий душу мою

8 и не заключил меня в руках врага, поставил на просторе ноги мои.

9 Помилуй меня, Господи, ибо тяжко мне; смутилось от гнева око моё, душа моя и внутренность моя.

10 Ибо истощилась в страдании жизнь моя, и годы мои – в стенаниях; ослабела в нищете сила моя, и кости мои сотряслись.

11 Для всех врагов моих я стал поношением, и особенно – для соседей моих, и ужасом – для знакомых моих, видящие меня вне дома бежали от меня.

12 Я забыт был как мёртвый, от сердца, я стал как разбитый сосуд,

13 ибо услышал хуление многих, живущих вокруг, когда они вместе собрались на меня, овладеть душою моею решили.

14 А я на Тебя, Господи, уповал, я сказал: Ты – Бог мой.

15 В руках Твоих – жребии мои; избавь меня из руки врагов моих и от преследующих меня.

16 Яви лицо Твоё рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей.

17 Господи, да не постыжусь я, что призвал Тебя: да устыдятся нечестивые и да низведут их во ад.

18 Да будут безмолвны уста коварные, говорящие на праведного беззаконие с гордостью и презрением.

19 Как велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты скрыл для боящихся Тебя, соделал для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими!

20 Скроешь их в тайном месте пред лицом Твоим от мятежа человеческого, покроешь их в шатре от пререкания языков.

21 Благословен Господь, ибо Он дивно явил милость Свою в ограждённом городе.

22 Но я сказал в омрачении моём: «Отвергнут я от взора очей Твоих», – потому Ты услышал глас моления моего, когда я воззвал к Тебе.

23 Возлюбите Господа, все святые Его, ибо истины ищет Господь и воздаёт проявляющим безмерную гордость.

24 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

История написания

По данным исследователей, текст псалма 30 был написан праведником во времена его конфликта с царем Саулом, в ходе которого Давид был изгнан. Этот период жизни был достаточно тяжелым для пророка, а потому множество псалмов посвящено именно этим гонениям.

Давид в результате клеветы на него был вынужден бежать из Кеиля и пережидать долгое время в капищах с язычниками. Обозначая этот эпизод жизни как основу для написания текста, историки не могут говорить об этом точно, но связывают эти факты. Псалом 30 – настоящая поддержка всем страждущим, наполненная верой.

Толкование псалма 30

В псалме 30 царь Давид вновь возвращается к теме своего изгнания и пытается рассказать о своей невиновности и преследовании со стороны врагов. Тяжелое положение царя Давида вовсе не сломило его, он по-прежнему верит и возвеличивает Бога, это настроение четко прослеживается в тексте псалма, который сотни столетий помогает и поддерживает людей в сложных жизненных ситуациях.

  • Стих 1-3: Давид начинает псалом со своей исповеди Богу, говоря о своей невиновности, а значит праве на защиту и милость. Безусловная вера в Бога и в его справедливый суд не единожды спасали Давида, а потому он справедливо уповает вновь на поддержку Господа.
  • Стих 4-5: праведник надеется на помощь Бога, который должен вывести его из беды, ведь Давид чист перед ним. Гибель же искренне преданного Богу праведника может быть истолкована неверными как слабость и бессилие перед врагами. Автор вверяет свою жизнь Богу.
  • Стих 6-7: судьба распорядилась таким образом, что Давид в своем изгнании спасался во владениях царя Анхуса среди язычников. Это было сложное для автора время, ведь вера идолопоклонников была для него чужда и ненавистна. Он считал, что они оскорбляют истинного Бога, а потому не могут вызывать у него какие-либо положительные чувства, кроме чувства благодарности за спасение.
  • Стих 8-9: Давид говорит, что Бог не оставил его и помог найти безопасное место для него в Сакелаг.
  • Стих 10: время гонений тяжело сказалось на праведнике, он устал и был истощен духовно своими испытаниями, вновь и вновь он молит Бога спасти его от бедствий, от врагов, которые по-прежнему его преследуют.
  • Стих 11: из-за преследования Саула, которого боялись и не смели противоречить, праведник стал нежеланным гостем и знакомым для людей. Он пишет, что всякий, кто его знает, избегает при встрече, потому что боится гнева царя.
  • Стих 12-13: Давид даже сравнивает себя с мертвым, но с таким мертвым, о котором никто и не вспомнит, никто не посочувствует. Он подозревает, что многие из тех, кто окружает его, и вовсе хотели бы лишить его жизни.
  • Стих 14-17: вновь начинает взывать праведник к милости Божьей, говоря о вере своей и любви, полагаясь на суд его праведный, и здесь стихи перекликаются со стихами 4-5.
  • Стих 18-22: Бог способен помочь только истинно верующим, сокрыть их от бедствий и защитить. Те, кто не почитает Господа и предпочитает других идолов, никогда не узнают насколько он милостив может быть и справедлив.
  • Стих 23: никто из людей не был способен помочь Давиду и защитить его. Праведник приходит в смятение и даже на мгновение сомневается в том, что Бог слышит его молитвы.
  • Стих 24: Господь услышал молитвы Давида. Наполненный благодарностью и любовью, праведник благодарит его. Он делает вывод, что праведных людей Бог хранит своей милостью, а тех, кто поступает надменно, накажет за неповиновение его воле и наказание это будет суровым.

Правила чтения

В случае, если верующий человек не был обучен церковнославянскому языку, разрешается читать псалом 30 на русском языке, чтобы прочитанное было понято и осмысленно. Одно из применений, для чего читают псалом 30 – неблагополучная погода, которая грозит плохим урожаем.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (Пс.30_2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (Пс.30_5–11), об унижении со стороны народа (Пс.30_12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (Пс.30_22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» (Пс.30_7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. Пс. 15 ).

Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30_23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX-ти и в слав. Библии.

Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)!

Пс.30:2 . На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

«По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите.

Пс.30:4 . ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

Пс.30:6 . В Твою руку пред­аю дух мой; Ты избавлял меня, Го­с­по­ди, Боже истины.

«Ради имени Твоего води меня и управляй мною» . Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит “води ть его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.

Пс.30:7 . Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога – Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.

Пс.30:9 . и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

«Поставил ноги мои на пространном месте» – вывел меня из стесненного положения на относительно свободное и безопасное место, именно в Секелаг.

Пс.30:11 . Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

Давид молит Бога и в последующее время гонений, по оставлении им Секелага, спасти его от врагов. – «Изнемогла от грехов моих сила моя» – неточный перевод с еврейского, нужно бы сказать от «бедствий», или как в Вульгате «in paupertate», и у LXX-ти – ἐν πτωχεία .

Пс.30:12 . От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.

Пс.30:13 . Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый,

«Я забыт в сердцах, как мертвый» – обо мне, как о мертвом, никто не вспоминает с сердечным, деятельным сочувствием.

Пс.30:14 . ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

«Исторгнуть душу» – лишить жизни.

Пс.30:18 . Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

«Да не постыжусь, что я к Тебе взываю» – синонимично ст. 4.

Пс.30:23 . В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

«В смятении моем» – в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей.

Пс.30:24 . Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

Помощь, полученная Давидом от Господа, наполняет его чувством благодарения к Нему. В этом факте он видит и утешительное указание для всех праведных, что Господь сохранит их, а поступающих “надменно” , руководящихся в своих действиях не указаниями Бога, но своими личными соображениями, карает «с избытком» , обильно, т. е. тяжко, как тяжек самый проступок неповиновения и отвержения руководства Бога.

Псалом 30 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 30

Толкование Псалма 30

Это еще один псалом Давида, написанный им в бедственные для него дни; еще одна молитва презираемого, оклеветанного, преследуемого. Не удивительно, что в Псалтири много подобных молитв – ведь на протяжении своей жизни Давид не раз оказывался в подобном положении, Пс. 30 служит призывом ко всем страждущим – любить Господа и черпать силу в уповании на то, что Он защитит их от злобы человеческой. Они не будут постыжены в своем уповании: Давид знает это по собственному опыту, ибо не раз предавал свою жизнь в руки Господа, когда враги покушались на нее, и Господь спасал его.

Надпись, предваряющая псалом, соответствует стих 1.

А. Вопль об избавлении (30:2-3)

Пс. 30:2-3. С мольбой об избавлении Давид взывает к Господу, любящему правду, потому что себя сознает жертвой невинной. В стихе 3 – образы защиты и спасения от зла.

Б. Упование на Божию милость (30:4-9)

В руку Господа предает Давид жизнь свою (стих 6), уповая на милость Его (стихи 17,22).

Пс. 30:4-5. Образы силы Божией и надежности защиты, исходящей от Него. Давид просит вызволить его из сети опасности, которой угрожают ему враги, он хочет, чтобы Господь водил его и управлял им.

Пс. 30:6. С доверием к Господу предает псалмопевец дух свой (т. е. жизнь свою) в Его руку; по опыту прежних дней своих, зная, что избавление страждущему приходит от Бога истины (сравните Ис. 65:16), Бога, любящего правду, он и теперь обращается к Нему. Сравните со схожим выражением в устах Христа в последнее мгновение Его земной жизни (Лук. 23:46). Мысль о том, что страждущим следует с верой и молитвой предавать себя в волю Создателя, продолжая до последней минуты творить добро, была выражена апостолом Петром (1-Пет. 4:19).

Пс. 30:7-9. В том, что Давид говорит здесь о своей ненависти к идолопоклонникам, некоторые богословы видят указание на то, что этот псалом был написан в дни преследования Давида Саулом, когда будущий царь вынужден был спасаться от своего преследователя у филистимлян. Грамматическая категория прошедшего времени во второй части стих 8 и в стихе 9 свидетельствует об уверенности псалмопевца в избавлении свыше: он видит его как бы уже совершившимся и предвкушает радость о нем.

В. Излияние душевной боли (30:10-14)

Пс. 30:10-14. Тесно ему, жалуется псалмопевец, от обступивших его горестей, из-за которых он и глаза выплакал, и которыми “иссушена” душа его (стих 10). (Евр. слово в стихе 11, переведенное как от грехов, переводят и как “от несчастий”.) Все это по причине происков врагов Давида и клевет их, которые отпугивают от него даже друзей его (соседей… знакомых); стих 12. Друзья забыли его, он умер в их сердцах, а враги постоянно злоумышляют против него – с целью лишить его жизни (стихи 13-14).

Г. Молитва об избавлении (30:15-19)

Пс. 30:15-19. Да не придется Давиду разочароваться (“постыдиться”) в уповании его на Господа, Которого он молит об избавлении от… врагов… и… гонителей своих. Да постыдит Господь нечестивцев, клевещущих на него, праведника. Злое, которое сеют, да навлечет на них погибель, чтобы в шеоле онемели, наконец, лживые их уста.

Д. Восхваление Господа и призыв к верующим (30:20-25)

Пс. 30:20-25. В первой части стих 21 выражена мысль, близкая той, что находим в Пс. 90, стих 1: верующие в Господа хранимы Им от нечестивых намерений и жестоких дел людских, от человеческой клеветы.

Давид признается, что, охваченный смятением, думал, что Господь отвернулся от него (стих 23), но сразу же благословляет (восхваляет) Его за явление ему дивной милости – возможно, подразумевается ответ на какую-то из недавних молитв (стихи 22-23). На основании своего духовного опыта он призывает всех верных Господу любить Его и всех надеющихся на Него – мужаться (стих 24:25).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалтирь 30 псалом

Молитва упования на Бога

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 30 псалом

Пс. 30 В этом псалме Давид снова взывает к Господу с просьбой оградить его от ложных обвинений, выдвигаемых против него врагами (см. вводные замечания к Пс. 7). О каких именно обвинениях в адрес псалмопевца идет речь – не вполне ясно.

30:2 по правде Твоей. Псалмопевец взывает к Божией справедливости, поскольку его несчастья вызваны неправедностью его врагов. Божия справедливость предполагает, что все, кто связан с Ним узами завета, будут удостоены Его заступничества.

30:6 В Твою руку предаю дух мой. Веря, что Господь непременно спасет его, псалмопевец уже не боится своих врагов. Эти слова повторил на кресте Спаситель (Лк. 23,46), поскольку они в полной мере отвечают переживаниям гонимого на этой земле Христа (Пс. 21; 68).

30:7 суетных идолов. Псалмопевец считает языческих идолов не более чем плодом воображения их почитателей. Сам он верует только в Господа, “Бога истины” (ст. 6).

30:11 изнемогла от грехов моих сила моя. Вариант, предлагаемый Септуагинтой, – “от несчастий” – больше соответствует контексту данной фразы, ибо переживаемые Давидом несчастья в псалме объясняются не его грехами, а действием посторонних сил.

30:16 В Твоей руке дни мои. Псалмопевец знает, что история в целом и его жизнь в частности находятся во власти Господа; это знание утешает его в несчастье.

30:17 Яви светлое лице Твое. Ср. благословение священникам в Чис. 6,25. Лицезрение Бога – метафора Его милосердного присутствия, обещающего псалмопевцу спасение.

спаси меня милостью Твоею. Т.е. не по делам просящего, а исключительно по милосердию Самого Господа.

30:20 для боящихся Тебя. Т.е. для тех, кто, чтя завет, испытывает благоговейный страх перед Богом.

30:22 в укрепленном городе. Это – непростое для понимания место. Существует предположение, что его древнееврейский текст несколько искажен и что первоначально оно читалось как “в трудное время”, что, несомненно, больше соответствует контексту. Однако не исключено, что псалмопевец вспоминает здесь о каком-то более раннем случае Божественного избавления.

30:24 праведные Его. По-древнееврейски здесь употреблено слово, восходящее к тому же корню, что и термин “заветная милосердная любовь”.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Кафизма 4 Псалом 30

Псалом 30

Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (5-11), об унижении со стороны народа (12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит “почитателей суетных идолов” (7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. XV Пс).

Дополнение в русской Библии “во время смятения” – взято на основании 23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у 70-ти и в слав. Библии.

Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2-5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6-9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10-14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15-19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20-25)!

1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

2. “По правде Твоей избавь меня” – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите.

3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

4. “Ради имени Твоего води меня и управляй мною”. Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит “водить его”, т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6 ст.). – “В Твою руку предаю дух мой” – Тебе вверяю свою жизнь.

5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

7. Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога – Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.

8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

9. “Поставил ноги мои на пространном месте” – вывел меня из стесненного положения на относительно свободное и безопасное место, именно в Секелаг.

10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

11. Давид молит Бога и в последующее время гонений, по оставлении им Секелага, спасти его от врагов. – “Изнемогла от грехов моих сила моя” – неточный перевод с еврейского, нужно бы сказать от “бедствий”, или как в Вульгате “in paupertate”, и у 70-ти – en ptwceia.

12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

12. Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.

13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый,

13. “Я забыт в сердцах, как мертвый” – обо мне, как о мертвом, никто не вспоминает с сердечным, деятельным сочувствием.

14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

14. “Исторгнуть душу” – лишить жизни.

15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

18. “Да не постыжусь, что я к Тебе взываю” – синонимично ст. 4.

19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
23 В смятении моем я думал: “отвержен я от очей Твоих”; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

23. “В смятении моем” – в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей.

24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

24. Помощь, полученная Давидом от Господа, наполняет его чувством благодарения к Нему. В этом факте он видит и утешительное указание для всех праведных, что Господь сохранит их, а поступающих “надменно”, руководящихся в своих действиях не указаниями Бога, но своими личными соображениями, карает “с избытком”, обильно, т. е. тяжко, как тяжек самый проступок неповиновения и отвержения руководства Бога.

25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

Источники:
http://www.molitvoslov.com/text338.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-30/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/30
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/30/
http://geneva-bible.ru/19/30/
http://oz-gora.ru/ps30
http://www.molitvoslov.com/text342.htm

Ссылка на основную публикацию