Псалом 29

Псалом 29

Псалом песни, обновления дому Давидова,

Псалом-песнь, на обновление дома, Давида.

1 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.

1 Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поддержал меня и не возвеселил врагов моих о мне.

2 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.

2 Господи, Боже мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

3 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

3 Господи, Ты возвёл из ада душу мою, спас меня от участи сходящих в ров.

4 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.

4 Пойте Господу, святые Его, и поведайте память о Святыне Его.

5 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.

5 Ибо гнев – в ярости Его, и жизнь – в воле Его: вечером водворится плач, а наутро – радость.

6 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.

6 Я же сказал в изобилии моём: “Не поколеблюсь вовек!”

7 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.

7 Господи, по воле Твоей подай красоте моей силу; но Ты отвратил лицо Твоё, и был я смущён.

8 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.

8 К Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюсь:

9 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?

9 “Что пользы в крови моей при схождении моём в погибель? Неужели прославит Тебя прах, или возвестит истину Твою?”

10 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.

10 Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.

11 Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.

11 Ты обратил скорбь мою в радость мне, разорвал рубище моё и опоясал меня весельем,

12 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

12 чтобы воспевала Тебя слава моя и я не сокрушался. Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя!

Слава:

Слава:

Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его. Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен. К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою? Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

Псалом 29

В Библии упомянуто много великих людей, один из них – царь Давид, который был благословлен на царствование в Израиле самим Господом 3000 лет назад. Однако Давид, несмотря на множество заслуг и непоколебимую веру, отступал от законов Божьих и получал наказания за свои грехи. Псалом 29 относится к хвалебным песням Псалтири, которая была написана по окончанию трудных времен для еврейского народа.

Текст молитвы псалом 29

На церковнославянском языке

Псалом песни, обновления дому Давидова,

1 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.

2 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.

3 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.

4 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.

5 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.

6 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.

7 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.

8 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.

9 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?

10 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.

11 Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.

12 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

На русском языке

Псалом-песнь, на обновление дома, Давида.

1 Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поддержал меня и не возвеселил врагов моих о мне.

2 Господи, Боже мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

3 Господи, Ты возвёл из ада душу мою, спас меня от участи сходящих в ров.

4 Пойте Господу, святые Его, и поведайте память о Святыне Его.

5 Ибо гнев – в ярости Его, и жизнь – в воле Его: вечером водворится плач, а наутро – радость.

6 Я же сказал в изобилии моём: «Не поколеблюсь вовек!»

7 Господи, по воле Твоей подай красоте моей силу; но Ты отвратил лицо Твоё, и был я смущён.

8 К Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюсь:

9 «Что пользы в крови моей при схождении моём в погибель? Неужели прославит Тебя прах, или возвестит истину Твою?»

10 Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.

11 Ты обратил скорбь мою в радость мне, разорвал рубище моё и опоясал меня весельем,

12 чтобы воспевала Тебя слава моя и я не сокрушался. Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя!

История написания

Простой, никому не известный пастух Давид был венчан на царствование в Израиле самим Господом. На пути Давида к престолу было много испытаний, ему пришлось завоевывать не только власть, но и любовь народа. Постепенно люди проникались к новому царю, число его верных подданных быстро росло, что очень радовало Давида. В радости он забыл о помощи и покровительстве Бога, полагая, что только его личные заслуги привели к такому результату. Текст псалма 29 повествует о моровой язве, которая долгое время прореживала ряды мирного населения, и вразумила царя. Давид осознал свою ошибку и молил Господа о помиловании, считая эпидемию наказанием за грехи. Царь просил Бога избавить людей от страшной болезни, предлагал ему вершить суд только над его домом, однако язва отступила, а все члены семьи Давида остались в целости.

Псалом 29 – песнь восхваления Господа и благодарность за все блага, что он даровал людям, признание Его силы. Царь Давид не только написал молитву, но и освятил ей жертвенник, на месте которого затем построили храм.

Для чего читают псалом 29?

В моменты горести и радости нельзя забывать о Боге и пути, который он выбрал для людей. Псалом 29 относится к благодарственным песням, которые используются в обрядах освящения, обновления дома. Многие придают ему и другой смысл – обновление человека через крещение.

Псалом 29 читают для просьбы защиты у Господа в опасных и трудных ситуациях. С текстом песни обращаются к Богу, чтобы попросить о здравии и помощи близким. Читать его рекомендуется каждый день до тех пор, пока просьба не будет исполнена. Молиться можно как в храме, так и дома перед иконами. Если во время служб используются старославянские тексты, то дома разрешается читать псалом 29 на русском языке.

Толкование

Благодарственная песнь была написана для восхваления Бога после того, как Он избавил людей от тяжелого испытания. Псалом 29 следует понимать признанием грешника и его искренним раскаянием.

Для толкования псалма 29 следует разобрать каждый его стих:

  • Стихи 1 – благодарность Давида за избавление от врагов и бед, обещание восхвалять и прославлять Господа, что и следует в дальнейших стихах.
  • Стихи 2-3 – псалмопевец благодарит за спасение и сохранение души и тела. Не только болезни, но и нападки соседей-язычников причиняли много бед израильтянам.
  • Стих 4 – Давид призывает восхвалять Господа и проповедовать веру в Него.
  • Стих 5-9 – царь раскаивается в своем преступлении, считает все беды наказанием за его ликование и присваивание заслуг Бога. Только милость Господа приносит настоящий покой, она стирает все невзгоды и стоит всех испытаний.
  • Стихи 10-12 – восхваление Господа, выражение радости от снизошедшей милости, которая избавила от напастей и принесла долгожданный мир. Обещание Давида вовек прославлять Бога.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Псалом принадлежит Давиду и надписан «при обновлении дома» . Под последним нужно разуметь поставление жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, по окончании моровой язвы ( 2Цар. 24 ; 1Пар. 21 ).

Такому пониманию надписания отвечает содержание псалма, где говорится, что Господь покарал Давида за его самоуверенность в непоколебимости своего величия и крепости (Пс. 29_7), но при его покаянии «обратил сетование его в ликование» (Пс. 29_12). Моровая же язва была ниспослана Богом после перечисления Давидом своих подданных, а в этом перечислении выразилось временное упоение Давида своей силой и величием, за что и покарал его Господь.

Превозношу Тебя, Господи, за то, что Ты не дал мне погибнуть (2–4). Пусть к моей хвале присоединятся и все святые (5–6). Я получил величие от Тебя, но стал самоуверен, за что Ты, Господи, и наказал (8). Я обратился к Тебе с молитвой и Ты услышал меня; за это я буду славить Тебя вечно (9–13).

Пс.29:2 . Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

«Превознесу Тебя, Господи» – объясняется 13 ст., где Давид обещает вечно восхвалять Господа. – «Не дал моим врагам восторжествовать надо мною» – может быть, что Давид здесь разумел соседей язычников, которые не воспользовались этим случаем народного бедствия евреев для нападения на них, и в этом Давид видит милость к нему Бога.

Пс.29:4 . Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

Кара, ниспосланная Богом на евреев, могла коснуться и его самого. Давид даже молил Господа об этом: так как моровая язва явилась следствием его греха, то пусть она разразится над ним самим и его домом. Такая смиренная молитва Давида смягчила гнев Господа и язва прекратилась. Давид преисполнился благодарным чувством к Богу.

Пс.29:6 . ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

«На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его» . Давид свой поступок пред Богом считал глубоким Его оскорблением, за которое должно бы последовать тяжелое и продолжительное наказание. Господь же снизошел к нему и та кара, которую Он наслал, по своей продолжительности и последствиям является ничтожной, мгновением пред теми милостями, которыми Господь всегда осыпал его.

Пс.29:7 . И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».

Пс.29:8 . По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

Грех Давида, за который Господь покарал Его, состоял в следующем. Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своим подданным. Акт, сам по себе безразличный, явился преступлением пред Богом за внутренние мотивы к нему: Давид дошел до самопоклонения, забыл того Господа, Которому он и обязан своими успехами в победах. За это-то Господь и «сокрыл лице» Свое, наслал кару.

Пс.29:10 . «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

Пс.29:11 . услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».

Давид молил Бога о помиловании потому, что его гибель, преждевременная смерть, лишила бы его возможности исполнить свое назначение на земле – славить и восхвалять Господа, что в шеоле невозможно.

Пс.29:12 . И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,

«Снял с меня вретище» – волосяную, грубую и жесткую одежду, надеваемую для выражении печали. – «Препоясал меня веселием» – своим помилованием и прекращением моровой язвы Он наполнил Давида чувством радости.

Псалтирь | псалом 29

Этот благодарственный псалом за великие избавления, которые Бог совершил для Давида, был написан по случаю посвящения Его дома и воспевался с благочестивой торжественностью, хотя нигде мы не находим ссылки на этот случай. Некоторые, исходя из различных отрывков псалма, считают, что он был написан по случаю исцеления после опасного приступа болезни, имевшего место приблизительно в то же время, что и посвящение его дома.

(I) В этом псалме Давид прославляет Бога за совершенные для него избавления (ст. 2-4).

(II) Он также призывает других прославить Бога и ободряет их уповать на Него (ст. 5,6).

(III) Он укоряет себя в прежней беспечности (ст. 7,8). (IV) Он вспоминает свои молитвы и жалобы, вознесенные к Богу во время бедствий (ст. 9-11). С их помощью он побуждает себя быть очень благодарным Богу за настоящие приятные перемены (ст. 12,13). Воспевая этот псалом, мы должны с благодарностью вспоминать любые избавления, совершенные Богом для нас, побуждать себя славить Его и, размышляя над ними, уповать на Него.

Псалом Давида; песнь при посвящении дома Давида.

Стихи 2-6. Среди благочестивых евреев наблюдалась похвальная, хотя и не обязательная практика, которая в то же время признавалась и допускалась: когда они строили новый дом, то посвящали его Богу (Втор 20:5). Так же поступил Давид, когда его дом был построен и он вступил во владение им (2Цар 5:11), ибо царские дворцы в такой же степени нуждаются в Божьей защите и обязаны служить Господу, как и обычные дома. Обратите внимание, дома, в которых мы проживаем, при нашем первом вхождении в них должны посвящаться Богу, как маленькие святилища. Мы должны торжественно вручить себя, наши семьи, наши дела Божьей заботе и Божьему водительству; должны молиться о Его присутствии и благословении; должны посвящать себя и все, что нам принадлежит, Его славе; принять твердое решение убирать беззаконие подальше от наших скиний, а себя и свои дома посвятить служению Господу, участвуя и в семейном поклонении, и во всех сферах евангельского послушания. Некоторые предполагают, что этот псалом исполнялся при вторичном посвящении дома Давида, после того, как он был изгнан из него Авессаломом, осквернившим его своим грехом кровосмешения, и что в нем звучит благодарение за подавление этого опасного восстания. В этих стихах:

I. Давид воздает Богу благодарение за великие избавления, совершенные для него (ст. 2): «Превознесу Тебя, Господи; я буду превозносить Твое имя, буду славить Тебя, как самого превознесенного; я буду делать все возможное, чтобы продвинуть интересы Твоего царства среди людей. Я буду восхвалять Тебя, ибо Ты возвысил меня, не только избавив от рва, в котором я тонул, но и посадив на трон Израиля». Он из праха поднимает бедного. Размышляя о великих делах, совершенных Богом, для того чтобы превознести нас посредством своего провидения и Своей благодати, мы должны с благодарностью превозносить Его имя, хотя можем сделать очень мало. Три вещи возвеличили избавление Давида:

(1) поражение его врагов. Им не было позволено одержать над ним победу, что имело бы место в том случае, если бы он умер от этой болезни или погиб от отчаяния (Пс 40:11).

(2) Это был ответ на его молитвы (ст. 3): «Я воззвал к Тебе». Все наши чувства, вызываемые проблемами, мы должны направлять к Богу. Каждый наш вопль должен был направлен к Нему. Подобным образом давая выход своей скорби, мы облегчаем свой огорченный дух. «Я воззвал к Тебе, и Ты не только услышал, но и Ты исцелил меня; исцелил мое расстроенное тело, обеспокоенный разум, устроил находящиеся в беспорядке дела моего царства». Так прославляется Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх 15:26), и Ему мы должны отдавать всю славу за это.

(3) Бог спас его жизнь. Давид был доведен до крайности, погружался в глубокий ров и был готов сойти в могилу. В то же время он был спасен и его жизнь была сохранена (ст. 4). Чем более неотвратимой является опасность, которой мы подвергаемся, тем более выдающимся становится избавление, тем более оно приятно для нас и являет более сияющее доказательство силы и милости Божьей. Жизнь после смерти должна быть посвящена превозношению Бога нашей жизни.

II. Давид призывает других присоединиться к его хвале не только ради особого благоволения, которым Бог наградил его, но и для того, чтобы Его святые могли получить общие доказательства Его доброй воли к ним (ст. 5). «Пойте Господу, святые Его!» Истинно святых Бог считает Своими. В этом мире находится остаток таковых, и Господь ожидает, что они воспоют Ему, ибо они сотворены и освящены, сделаны святыми, чтобы носить Его имя и славить Его. Его святые на небесах поют Ему, почему же святые на земле не совершают то же все вместе, насколько это в их силах?

1. Они верят, что Он – Бог незапятнанной чистоты; поэтому славьте память святыни Его; прославьте Его святое имя, ибо святость – Его памятник на протяжении всех веков. Бог – святой Бог; Его святость – это Его слава, Его отличительная особенность, которую святые ангелы в своей хвале превозносят более всего (Ис 6:3; Отк 4:8). Мы должны чаще говорить и вспоминать святость Бога. Сущность радости святых заключается в том, что Бог – святой Бог; ибо тогда они имеют надежду, что Он сделает их более святыми. Ни одно из совершенств Бога не устрашает больше нечестивцев и не утешает больше благочестивых, чем Его святость. И если мы можем искренне радоваться и благодарить при воспоминании о Его святости, то это является добрым признаком того, что мы в какой-то степени – соучастники Его святости.

2. Они ощутили, что Он – Бог добрый и милостивый, поэтому пусть воспевают Ему.

(1) Мы увидели, что Его недовольство очень коротко. Хотя мы заслуживаем того, чтобы оно длилось вечно, чтобы Он гневался на нас, пока не истребит, и нам кажется, что Он никогда не сможет примириться с нами, в то же время на мгновение гнев Его (ст. 6). Когда мы обижаем Господа, Он гневается; но так как Он медлителен на гнев и Его нелегко спровоцировать, то, когда Он гневается, но видит наше раскаяние и смирение, Его гнев уходит, и Он желает быть в мире с нами. Если Бог прячет Свое лицо от собственных детей и временно исключает желаемые ими доказательства Своего благоволения, то Его гнев невелик и на малое время; в то же время Он вечною милостью помилует их (Ис 54:7,8). Если вечером водворяется плач и это будет изнуряющая ночь, то так же, как после ночной тьмы наступает утренний свет, так и через малое время народу Божьему возвращается утешение и радость, ибо завет благодати так же тверд, как и завет дня. Это слово часто исполнялось для нас в букве. Плач длился ночь, но вскоре скорбь прошла. Обратите внимание, до тех пор, пока Бог продолжает гневаться, продолжается плач святых. Если же гнев длится лишь мгновение, то и страдание – лишь на мгновение; и когда свет лица Божьего восстановлен, тогда страдание с легкостью провозглашается легким и мгновенным.

(2) Мы увидели, что Его улыбки приятны; в Его благоволении жизнь19 , то есть все блага. Возвращение Его благоволения страдающей душе можно сравнить с жизнью после смерти – ничто не может оживлять с большей силой. Наше счастье зависит от Божьего благоволения: если мы имеем его, то имеем достаточно, в чем бы мы ни нуждались. Это – жизнь души, духовная жизнь, залог вечной жизни.

Стихи 7-13. В этих стихах приводятся три различных состояния, в которых последовательно пребывал Давид, а также расположение его сердца по отношению к Богу в каждом из них: что он говорил и делал, каким воздействиям подвергалось его сердце. Первое состояние – какими мы бываем, два других – какими должны быть.

I. Давид довольно долго наслаждался процветанием и поэтому стал беспечным и уверенным в том, что так будет всегда (ст. 7,8): «В благоденствии моем, когда я был здоров телесно и Бог успокоил меня от всех врагов моих, я говорил: «Не поколеблюсь вовек». Я никогда не думал, что буду страдать телесно или что мое царствование будет поколеблено; у меня не было предчувствий каких-либо надвигающихся опасностей». Он одерживал такие сокрушительные победы над оппозицией, сердца его народа были так преданны ему, его разум был так трезв, а тело – крепко, что он считал свое процветание устойчивым, как скала. В то же время он приписывает свое благополучие не собственной мудрости или стойкости, а божественной благости. «По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою» (ст. 8). Псалмопевец не смотрит на нее, как на свои небеса (как делают это мирские люди, сделавшие собственное процветание своим счастьем), а лишь как на гору. Она так и осталась землей, лишь поднялась немного выше общего уровня. Давид считал, что по благоволению Бога так будет продолжаться всегда, возможно, представляя, что раз в начале жизни он имел так много бедствий, то уже получил свою долю, и до самого конца ничего не приключится с ним; или полагал, что Бог, предоставивший ему так много доказательств Своего благоволения, никогда не будет недоволен им. Отметьте, (1) мы склонны мечтать, что когда у нас все благополучно, то так будет всегда. «Завтра будет такой же день». Словно, имея хорошую погоду, мы можем полагать, что она всегда будет такой; хотя с полной уверенностью можно сказать, что она изменится.

(2) Когда мы обманываемся в своих ожиданиях, то очень полезно задуматься со стыдом о собственной самоуверенности, как о безрассудстве (как здесь делает Давид), чтобы в следующий раз быть мудрее и радоваться собственному процветанию, словно не радуясь, потому что оно не вечно.

II. Внезапно Давид попадает в беду и молится Богу, искренне умоляя о помощи и сострадании.

1. Его гора пошатнулась, и он вместе с ней. Это показало, что, став самоуверенным, он оказался уязвимым: «Ты сокрыл лице Твое, и я смутился; и разум, и тело, и богатство оказались в беде». Но в каждом из этих состояний Давид продолжает взирать на Бога и так же, как свое процветание он приписывал Божьему благоволению, так и причину своего бедствия он видел в том, что Господь сокрыл от него Свое лицо. Если Бог прячет Свое лицо, то благочестивый человек оказывается в беде, даже если никакие другие бедствия не обрушиваются на него. Когда солнце уходит и наступает ночь, то ни луна, ни звезды не могут сделать день.

2. Когда гора пошатнулась, тогда он возвел свои глаза выше гор. Молитва – это целебная мазь для любой раны, и Давид должным образом использовал ее. Злостраж-дает ли кто? Оказался ли кто в беде? Пусть молится. Хотя Бог сокрыл от него Свое лицо, псалмопевец продолжал молиться. Если Бог в Своей мудрости и справедливости отвернулся от нас, то величайшей глупостью и несправедливостью было бы нам отвернуться от Него. Нет; давайте научимся молиться во тьме (ст. 9): «Тогда к Тебе, Господи, взывал я!» Кажется, что уход Бога сделал его молитвы более страстными. В этих стихах говорится, (1) На что ссылается Давид (ст. 10).

[1] Что Бог не получит никакой выгоды от его смерти: «Что пользы в крови моей?» Эти слова подразумевают, что он добровольно бы умер, если бы тем самым смог принести какую-то действенную пользу Богу или своей стране (Фил 2:17);

но он не видел, какая польза может быть получена благодаря тому, что он умрет на смертном одре из-за болезни, если он может умереть с почестями. «Господь, – говорит он, – неужели без выгоды Ты продашь хоть одного из народа Твоего и не возвысишь цены его?» (Пс 43:13). Более того,

[2] Бог, похоже, только проиграет из-за его смерти: «Будет ли прах славить Тебя?» Освященный дух, который вернется к Богу, будет продолжать славить Его, но прах, который вернется в землю, не прославит Господа и не возвестит Его истину. Прах не сможет совершать служение в доме Божьем; он не может славить Его; никто не может быть средством и служить, находясь в могиле, ибо это земля тишины. Обетования завета Божьего не касаются праха. «Господь, – говорит Давид, – если я умру сейчас, то что будет с обетованием, данным мне? Кто возвестит его истину?» Наилучшие прошения в молитве – это те, которые взывают к чести Бога; и мы правильно просим сохранить нам жизнь, если желаем жить, чтобы славить Его.

(2) О чем Давид молится (ст. 11). Он молится о милости и прощении: «Помилуй меня, Господи!»; о благодати, которая помогла бы ему в трудные времена: «Будь мне помощником». С этими двумя прошениями мы можем смело приступать к престолу благодати (Евр 4:16).

III. В должное время Бог избавил Давида от бедствий и восстановил его прежнее процветание. Он ответил на его молитвы и обратил сетование его в ликование (ст. 12). Гнев Божий пребывал лишь мгновение, и плач Давида длился лишь ночь. Власяница, в которую он облекся со смирением перед божественным провидением, была снята. Его скорби были уравновешены; его страхи умолкли; утешения вернулись, и он препоясался весельем. Радость стала его украшением, его силой и, похоже, прилепилась к нему так же, как ремень плотно охватывает поясницу мужчины. То, как Давид погрузился в беду с вершины процветания, когда меньше всего ожидал этого, учит нас радоваться, словно мы не радуемся, потому что мы не знаем, как близко беда может подкрасться к нам. В той же мере его внезапное возвращение к процветанию учит нас скорбеть, словно мы не скорбим, потому что не знаем, как скоро буря успокоится и чудовищный ураган превратится в приятный ветерок. Каким же было настроение его разума в связи со счастливой переменой в его делах? Что Давид говорит теперь? Он говорит, (1) что его жалобы превратились в хвалу (ст. 13). Он полагает, что Бог препоясал его весельем, чтобы он мог стать сладким певцом Израиля (2Цар 23:1), чтобы его слава могла воспеть хвалу Богу, то есть его язык (который является нашей славой, когда мы прославляем Бога) и его дух (наша слава, так как возносит нас выше всех тварей) благословляли Господа и тем самым издавали для Него приятную мелодию, воспевая псалмы. Тот, кто не молчит, оказавшись в глубоком рву, не должен молчать, находясь на земле живой, а постоянно и ревностно славить Бога публично.

(2) Что эта хвала будет вечной: «Буду славить Тебя вечно!» Это свидетельствует о твердом решении Давида быть постоянным и славить Бога до конца своих дней, а также о его надежде на то, что ему никогда не будет нужен новый повод для хвалы и скоро он окажется там, где это будет его вечным служением. «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя». Таким образом, мы должны научиться приспосабливаться к различным провидениям Бога, касающимся нас, к нужде и процветанию, а также научиться воспевать Богу о милости и о суде.

Псалом 29 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 29

Толкование Псалма 29

В надписи, предваряющей псалом (которая соответствует стих 1), помимо указания на то, что он принадлежит Давиду, сказано, что это песнь при обновлении дома (подразумевалась скиния). Полагают, что Пс. 29 был написан Давидом по случаю освящения места для будущего храма (скорее всего, при установлении царем жертвенника на гумне Орны – 1-Пар. 21:26; 22:1; произошло это после поражения народа массовой эпидемией, в наказание за произведение Давидом самовольного “исчисления” его).

В 29:8 Давид говорит о том, что Бог “сокрыл лице” Свое от него, подразумевая ниспослание ему наказания за честолюбие его и самонадеянность; именно мотив наказанной гордыни звучит в стихе 7 (в англ. тексте – не “в благоденствии”, а “в процветании”; “процветая” и “благоденствуя”, царь преисполнился самонадеянности).

Из стиха 4 может возникнуть впечатление о физическом заболевании самого Давида, но речь тут, по всей вероятности, о его мучительном душевном состоянии и об искреннем раскаянии в соделанном (1-Пар. 21:13). Ведь из-за его своевольного, гордостью продиктованного поступка погибло 70 тысяч израильтян (1-Пар. 21:2,8,14).

Некоторые богословы видят в предваряющей псалом надписи указание на литургическое назначение его (исполнение его при освящении будущих храмовых построек; к примеру, Езд. 6:16; Неем. 12:27).

На опыте познав благость освобождения от Божьего наказания за грех, Давид восхваляет Господа, гнев Которого – “на мгновение” (стих 6), а милость – вечна.

А. Освобождение от наказания (29:2-6)

Давид воспевает посланное Господом избавление и призывает народ к восхвалению Его.

Пс. 29:2. Для Давида важен не только самый факт избавления от массовой эпидемии, поражавшей народ три дня (1-Пар. 21:12), но и то, что Господь не дал… врагам Давида восторжествовать над ним. Речь может идти как о противниках царя внутри страны, так и о язычниках – соседях Израиля, которым Иегова не позволил воспользоваться бедствием, обрушившимся на народ, чтобы сокрушить Давида.

Пс. 29:3-4. Царь воззвал к Господу, и Он ответил, за что Давид исполнен благодарности Ему. Смысл стих 4 проясняется при сопоставлении его с 1-Пар. 21:17. Моровая язва косила евреев по причине согрешения Давида, и царь просил Господа, чтобы она поразила его и дом его – за зло, которое он, Давид, соделал. Вероятно, глубина раскаяния и смирения Давида привели к прекращению “поражения” (1-Пар. 21:18 и далее). Таким образом, Господь не дал Давиду “сойти в могилу” (буквально) и вывел из ада душу его (в переносном смысле).

Пс. 29:5-6. Призыв к восхвалению Господа по причине “краткости” гнева Его и вечного Его благоволения к людям.

Б. Наказание за самоуверенность (29:7-11)

Пс. 29:7-8. Самоуверенность Давида выразилась в возникшем у него ложном чувстве независимости от Иеговы. “Благоденствием” своим царь обязан был Ему, Который, по благоволению Своему, укрепил гору (образ силы) Давида. И тогда Давид, в гордыне своей, решил, что “не поколеблется вовек”. (Упоенный своей силой, почувствовав себя в безопасности от врагов, царь залог всего этого стал видеть в себе самом, а не в Господе. Об этом и свидетельствовала произведенная им – с целью еще больше утвердиться в сознании своего могущества – перепись населения Израиля.) И тогда-то Господь наказал Давида, “сокрыв от него лице Свое” (т. е. лишив его благословений Своих и защиты).

Пс. 29:9-11. В покаянной своей молитве Давид вспоминает, как потрясенный бедствием, разразившимся в стране, он стал взывать к Господу, как он умолял Его. Да, он просил о гибели для себя и дома своего (выше) и в то же время молил об избавлении от нее – на том основании, что, сойдя в могилу, не мог бы продолжать славить Господа и возвещать истину Его (стих 10 сравните с Ис. 38:18). Он просил о помиловании, о помощи (стих 11).

В. И был услышан… (29:12-13)

Пс. 29:12-13. Господь обратил сетование царя в ликование, прекратив поражение Израиля. Вретище – образ печали (сравните 34:13; ком на Быт. 37:34). Образно же говорится о веселии, сменившем печаль. Псалом заканчивается славословием и обещанием непрестанной хвалы в адрес Господа.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 29

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

29 : 1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
Даже ремонт в доме закончить, как, впрочем, и начать – и это от руки Божьей.

29 : 2-4 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
Для Давида обновление своего дома (не сказано, что храма, ибо дом – с маленькой буквы) видимо, было очень хорошим признаком тому, что он снова воспрянул духом, ожил, поднялся из руин тоски с разочарованием, если решил взяться за обновление дома. Потому что мёртвому – хоть по плоти, хоть по духу – уже ни до чего нет дела.
А если дом обновить захотелось Давиду – значит, снова жив и энергичен Давид и дела вершить Божьи – снова готов.

29 : 5,6 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
Давид понимает, что мёртвое состояние духа – на пустом месте не возникает: что-то натворил, царь, видимо. Ибо благодарит Бога за то, что Он гневался на него недолго, и что не даёт духу уныния поглотить навеки: ночью можно и пострадать, немного посидеть в лужице слёз со вздохами, пожалеть себя несчастного – пренесчастного и жизнь свою неудавшуюся. А на утро – извините, извольте быть в полной форме и в «боеготовности», враг-дьявол не дремлет и ищет, как доломать упавшего духом – до самой могилы. Так что, это большая роскошь – воину Господа страдать сутками напролёт.

29 : 7 И я говорил в благоденствии моем: “не поколеблюсь вовек”.
Во время благоприятное – унынию и обескураженности нет места, и это нормально – быть оптимистом во время благоприятное и думать, что не будет износа ни силам, ни здоровью, ни молодости, ни желанию горы передвигать. Для того и чередуется жизнь наша полётами и падениями, чтобы хотя бы во время полёта – о падении не думать. Оптимизм – сил всегда прибавляет и помогает сопротивляться приземлениям.

29 : 8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, [и] я смутился.
Но как только время неблагоприятное наступает и полёт переходит в торможение по земле – тут и смущению появиться – в самый раз, и сразу мысли о том, что Богу я уже не нужен, и никому не нужен, и жизнь моя конченая – и прочие лужицы слёз вперемешку со всем остальным нашим водянистым. Так мы устроены в этом веке, ничего не поделаешь: любим пострадать. Надо просто учиться каждый раз брать себя в руки и просить Бога поднимать нас, как это делал Давид.

29:9,10 [Тогда] к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял:
10 “что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
В молитве Давид очень разумно беспокоился не о том, что плохо ему самому от его упадка сил и духа жизни. Но плохо ведь и Создателю и делу Его на земле: кто же, будучи мёртвым, сможет славить Творца? И рассказывать правду о Нём? Ясно, что некому будет.

29:11-13 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником”.
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
И Бог ценил плач и печаль Давида по делу Божьему, а не по своей разнесчастной жизни. Как же не любить такого царя?

И Бог любил его. И помогал ему. И возвращал ему желание жить и силы – находить радость в жизни.
Если Бог всё это не даст – человеку и обнаружить всё это в себе будет невозможно: жизнь в веке этом ничуть не способствует обилию радости в нас вырабатываться. А потому, если сердце – тиски отпустили и стало ему хоть чуточку легче – значит, помог Бог. Сам себе не поможешь, если в полном изнеможении находишься. И Давид это с благодарностью понимал:

Псалом 29

1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.

2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,

6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

7 И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».

8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:

10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».

12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,

13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

Похожие главы из других книг

Псалом 144. Алфавитный псалом: великое славословие

Псалом 144. Алфавитный псалом: великое славословие Этот псалом алфавитный, в еврейском тексте отсутствует лишь одно двустишие, начинающееся с буквы «нун». Высказывается предположение, что оно было утеряно, и большинство комментаторов приветствуют дополнительное

Псалом 77

Псалом 77 Учение Асафа.1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и

Псалом 98

Псалом 98 [Псалом Давида.]1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость;

Псалом 99

Псалом 99 Псалом [Давида] хвалебный.1 Воскликните Господу, вся земля!2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.4 Входите во врата Его со славословием, во дворы

Псалом 100

Псалом 100 Псалом Давида.1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не

Псалом 101

Псалом 101 1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь

Псалом 102

Псалом 102 Псалом Давида.1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя

Псалом 103

Псалом 103 [Псалом Давида о сотворении мира.]1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею

Псалом 104

Псалом 104 1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.5 Воспоминайте чудеса

Псалом 105

Псалом 105 Аллилуия.1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением

Псалом 106

Псалом 106 [Аллилуия.]1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного

Псалом 107

Псалом 107 1 Песнь. Псалом Давида.2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,5 ибо превыше небес милость Твоя и до

Псалом 108

Псалом 108 Псалом Давида.1 Боже хвалы моей! не премолчи,2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;4 за любовь мою они враждуют на меня, а я

Псалом 109

Псалом 109 Псалом Давида.1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде

Псалом 110

Псалом 110 Аллилуия.1 Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр

Псалом 111

Псалом 111 Аллилуия.1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.5 Добрый

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-29/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/29
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/29/
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/29/
http://jwquestion.net/bvps_29_Psalms.htm
http://religion.wikireading.ru/141866
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/psaltir/txt30.html

Ссылка на основную публикацию