Псалом 24

Псалом 24

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,

1 К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,

2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:

3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

3 да постыдятся беззаконующие тщетно.

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.

7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

10 Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.

12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи.

12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.

13 Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю.

13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

14 Господь – твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

15 Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

19 Посмотри на врагов моих – ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи,

21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Псалом 24

Жизнь состоит не только из взлетов, но и падений, за грехами и преступлениями всегда следует наказание. В самые тяжелые испытания человек осознает свои грехи и их тяжесть, остается только молить Господа о помощи и прощении. Псалом 24 – раскаяние в грехах, мольба о милости и снисхождении.

Текст молитвы псалом 24

На церковнославянском языке

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,

2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи.

13 Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю.

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи,

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

На русском языке

1 К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,

2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:

3 да постыдятся беззаконующие тщетно.

4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.

5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.

6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.

8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.

9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.

10 Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.

12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.

13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.

14 Господь – твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.

15 Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.

17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.

18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих – ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.

21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!

История написания

Как и многие песни Псалтыря, псалом 24 был написан царем Давидом в один из важных этапов в его жизни. Царь был предан своим сыном Авессаломом, который переманил на свою сторону многих соратников отца и поднял восстание. Долгое время сын преследовал отца, посылал наемников убить его. Это были страшные дни в жизни Давида, когда Господь был его единственным спасением и надеждой.

Одиночество, отчаяние, бессилие, уныние и боль от предательства легли в основу текста псалма 24. Царь Давид взывает к Богу, молит о защите и помощи. Царь считает, что таким образом был наказан за свои грехи, и молит Бога о прощении и милости.

Удивительной особенностью псалма 24 является то, что каждый стих начинается с последовательно идущих букв в еврейском алфавите, поэтому песня использовалась, как помощь детям в изучении и запоминании алфавита.

Когда читать псалом 24?

Строгих правил и ограничений для чтения псалма 24 нет, но есть ряд общих советов и рекомендаций для всех молитв. Самое главное, текст молитвы должен соответствовать ситуации и мыслям читающего. Только искреннее раскаяние и просьба будут услышаны Господом, слова должны быть честными.

Дома допускается читать псалом 24 на русском языке, но во время служб используются старославянские тексты. Обращаться к Богу лучше перед иконами, чтобы сосредоточится на просьбе и словах молитвы.

Псалом 24 читают для покаяния перед исповедью. К песне обращаются в минуты слабости перед грехами и страстями, чтобы получить прощение и очистить душу.

Толкование

Для использования молитв нужно знать их точный смысл, чтобы просьба была услышана и исполнена. Толкование псалма 24 открывается при разборе стихов песни:

  • Стихи 1-3 – Давид осознает свою вину и искренне желает очиститься от грехов, избавиться от тяжелых испытаний, выпавших на его долю.
  • Стихи 4-5 – автор подчеркивает, что Господь единственный помощник и защитник для верующего, только Он может наставить оступившегося на путь истины. Царь Давид не был безгрешным, но он раскаивается во всех прегрешениях и видит спасение в соблюдении Божьих законов.
  • Стихи 6-7 – Давид просит о сострадании и прощении. Он совершил страшный грех, совершив прелюбодеяние с чужой женой Вирсавией, но принимает предательство сына, как наказание.
  • Стихи 8-11 – Господь милостив и справедлив, поэтому автор просит о прощении, хоть и преступил Божий закон. Давид просит вернуть его на верный путь и спасти от смертельной угрозы.
  • Стихи 12-15 – верующий всегда остается любим Богом, если он искреннее признает Его силу и мудрость. Оступившегося Господь направляет на верный путь, открывает свой завет.
  • Стихи 16-19 – Давид признает и кается в грехах, он молит Господа увидеть и услышать его, посмотреть на прегрешения врагов царя и честно рассудить их. Он не проклинает своих врагов, а передает их на суд Божий.
  • Стихи 20-21 – мольба о спасении, надежда в светлое будущее и вера в Господа. Не только себя, но и всех евреев Давид просит избавить от бед и скорби.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Каждый стих данного псалма начинается от буквы евр. алфавита, почему он и называется алфавитным. Такой способ письма был довольно употребителен не только у евреев, но и вообще у восточных народов, представляя один из видов художественного построения речи, облегчающего ее запоминание.

Псалом написан во время гонений от Авессалома, на что указывает двойственность его содержания: с одной стороны, Давид называет своих врагов беззаконниками, незаслуженно преследующими его (Пс. 24_3, 19), с другой – просит Бога о прощении своего греха, который он считает очень великим (Пс. 24_7, 11–18). Другие части псалма, изображающие Давида одиноким, оставленным (Пс. 24_16), только с небольшим количеством преданных ему лиц (Пс. 24_19) и ввиду большой, угрожающей ему опасности (Пс. 24_1, 20), соответствуют его положению при Авессаломе, во время бегства из Иерусалима.

Спаси меня, Господи, от врагов и научи меня следовать правде (1–6). Ты милостив, прости мои грехи и наставь меня (7–10). Очисти и спаси меня от окружающих врагов и тяжелых страданий, так как я надеюсь только на Тебя (11–21).

Пс.24:3 . да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

«Беззаконнующие втуне» – нападающие на меня без оснований, поводов к тому с моей стороны.

Пс.24:4 . Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

Пс.24:5 . Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

“Пути” и “стез и» – это Божественные заповеди. Давид молит Бога о научении как этим заповедям, так и Его “истин е», т. е. правде, закону. Под этим научением разумеется не внешнее усвоение тех заповедей, не простое лишь изучение писанного Моисеева закона, что для Давида не трудно было сделать, но развитие в себе внутренней силы неуклонного следования предписаниям закона, от которого, как Давид говорит ниже, он отступал. – «На Тебя надеюсь всякий день» – всю жизнь провожу в надежде на Тебя, т. е. при всех страданиях я только от Тебя ищу и жду помощи.

Пс.24:6 . Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

Пс.24:7 . Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

“Щедроты” и “милости” , большею частью означают – первое слово – внешние выражения божественной любви к человеку в ниспослании ему материальных благ, а “милости” – духовных, напр., душевного спокойствия от сознания близости Бога, чистоты и возвышенности воззрений и т. п.

– «Грехи юности. и грехи преступлений» – грех с Вирсавией. Давид сознает виновность и незаконность этого поступка, но называет его не намеренным и не сознательным нарушением Божественной заповеди, а плодом увлечения ( “юности” ), бессознательным. Этот грех был следствием временного господства над Давидом чувственного влечения, тем порывом, каким отдается юный возраст, когда еще не выработалась способность строгой оценки своих поступков и помыслов, но когда человеком руководит больше область чувствований, направляющая волю, а потому и поступки человека часто не в ту сторону, куда они направлялись бы, если бы были освещены разумом. Смотря по тому, что лежит в основании последних – возвышенные ли побуждения, или низменные – соответственными являются и поступки, то как подвиги героизма, самопожертвования, или наоборот, грубого эгоизма и низменных страстей. Таким порывом, затемнившим в Давиде сознание и оценку делаемого, и был его поступок с Урией и Вирсавией. Выяснение Давидом внутренней, психологической стороны своего греха не было однако ж попыткой самооправдания и выражением желания остаться безнаказанным, но столь глубоким сознанием своего падения и своей виновности пред Богом, что он молит Его о своем помиловании лишь по великому снисхождению Бога к человеку, по Его необыкновенной щедрости и милости к недостойному, что Бог часто проявлял над евреями (6).

Пс.24:8 . Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

Пс.24:9 . направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

Пс.24:10 . Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

«Наставляет грешников на путь» . Закон представляет собою указания, с которыми должна согласоваться деятельность человека, если она имеет целью его духовное совершенствование и приближение к Богу. Но человек часто отступает от этой возвышенной задачи и направляет свои силы на удовлетворение дурных, низменных своих влечений. В данном случае Господь дает ему вразумления, которые указывают на ошибочность избранного им пути. Эти указания могут быть общими, свойственными и присущими каждому человеку, и частными, даваемыми не всем и не всегда. Под первыми разумеется то нравственное чувство человека, которое одобряет или осуждает его дела (голос совести), под вторыми – особенные указания, даваемые Богом человеку для его исправления, как, напр., по отношению к Давиду – обличение его пророком Нафаном. Все это Господь делает из любви к человеку, с целью облегчить ему выступление «на суд» пред «Богом», и тем избавить его от тяжелой ответственности пред Ним за свое поведение. – «Все пути Господни» – все действия Бога; “хранящи е завет Его и откровения» – жаждущие союза с Ним, и близости, т. е. Господь всегда помогает человеку в его стремлении к Нему особенными действиями и указаниями. Давид здесь разумеет обличение его пророком Нафаном, раскрывшее Давиду глаза на его поступок и побудившее его к покаянию и большей духовной бдительности над собою.

Пс.24:11 . Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

Очищение ради великого имени Бога указывает на высоту благоговения Давида пред Ним. Бог всесовершенен, в Нем нет и не может быть никакого недостатка; соответственно тому и Его чтители должны быть людьми высокой нравственной чистоты; недостойные же как бы умаляют величие Его имени. Это то же, что мы видим и в обыденной жизни: чем выше положение человека, тем достойнее должно быть его лицо; ничтожный человек как бы грязнит, унижает самое звание свое. Давид свой грех называет тяжким ( «велико оно» ) и себя великим грешником пред Богом, унижающим Его своим поклонением в том случае, если он не позаботится о своем очищении.

Пс.24:12 . Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

Пс.24:13 . Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

Пс.24:14 . Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» , т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

Пс.24:18 . призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

«Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями.

Пс.24:20 . Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

«Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя.

Пс.24:21 . Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня» , пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех.

Пс.24:22 . Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка.

В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ( Пс. 24:1, 7, 11 ) для достойного присутствия при совершении литургии.

Псалом 24

1 Псалом Давида.

К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,

2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:

3 да постыдятся беззаконующие тщетно.

4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.

5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.

6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.

8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.

9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.

10 Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.

12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.

13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.

14 Господь – твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.

15 Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.

17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.

18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих – ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.

21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!

Псалом 25

1 Псалом Давида.

Рассуди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.

2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.

3 Ибо милость Твоя – пред очами моими, и я благоугоден был Тебе в истине Твоей.

4 Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду,

5 возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду.

6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,

7 чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей.

9 Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою,

10 у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды.

11 Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня.

12 Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.

Псалом 26

1 Псалом Давида. Прежде помазания.

Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

2 Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали.

3 Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь.

4 Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его.

5 Ибо Он скрыл меня в обители Своей в день бедствий моих, сохранил меня тайно в скинии Своей, на скалу возвысил меня.

6 И ныне, вот, Он возвысил главу мою против врагов моих: обошёл я скинию Его и принёс в ней жертву хвалы и восклицания; буду петь и воспевать Господа!

7 Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня.

8 Тебе сказало сердце моё: “Господа взыщу”. Взыскало Тебя лицо моё; лица Твоего, Господи, взыщу.

9 Не отврати лица Твоего от меня, и не уклонись во гневе от раба Твоего. Будь мне помощником, не отринь меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой.

10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня.

11 Дай мне закон, Господи, на пути Твоём, и направь меня на стезю прямую ради врагов моих.

12 Не предай меня душам теснящих меня, ибо восстали на меня свидетели неправедные – но неправда обманула себя.

13 Я верю, что увижу блага Господни на земле живых.

14 Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!

1 Псалом Давида.

К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня, никогда не промолчи, презрев меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.

2 Услышь, Господи, глас моления моего, когда я молюсь к Тебе, когда поднимаю я руки мои ко храму святому Твоему.

3 Не привлеки меня вместе с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня, говорящими мирно с ближними своими, злое же – в сердцах своих.

4 Дай им, Господи, по делам их и по злым поступкам их, по делам рук их дай им, воздай им воздаяние их.

5 Ибо не вникли они в дела Господа и в дела рук Его; Ты разоришь их и не воздвигнешь их.

6 Благословен Господь, что услышал глас моления моего.

7 Господь – помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце моё, и получил я помощь; и расцвела плоть моя, и я усердно прославлю Его.

8 Господь – твердыня народа Своего и Защитник, спасающий помазанника Своего.

9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё, и паси и вознеси их до века.

Псалом 28

1 Псалом Давида. На исход скинии.

Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Принесите Господу славу и честь,

2 принесите Господу славу имени Его, поклонитесь Господу во дворе святом Его.

3 Голос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих.

4 Голос Господа – в силе, голос Господа – в великолепии,

5 голос Господа, сокрушающего кедры, – и сокрушит Господь кедры ливанские,

6 и сотрёт их в прах; как тельца – Ливан; а Возлюбленный – как молодой единорог.

7 Голос Господа высекает пламя огня,

8 голос Господа сотрясает пустыню, и сотрясёт Господь пустыню Кадис.

9 Голос Господа укрепляет оленей, и обнажит Он дубравы, и в храме Его всякий возглашает славу.

10 Господь потоп населит, и воссядет Господь царём вовек.

11 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром.

Псалом 29

1 Псалом-песнь, на обновление дома, Давида.

2 Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поддержал меня и не возвеселил врагов моих о мне.

3 Господи, Боже мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

4 Господи, Ты возвёл из ада душу мою, спас меня от участи сходящих в ров.

5 Пойте Господу, святые Его, и поведайте память о Святыне Его.

6 Ибо гнев – в ярости Его, и жизнь – в воле Его: вечером водворится плач, а наутро – радость.

7 Я же сказал в изобилии моём: “Не поколеблюсь вовек!”

8 Господи, по воле Твоей подай красоте моей силу; но Ты отвратил лицо Твоё, и был я смущён.

9 К Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюсь:

10 “Что пользы в крови моей при схождении моём в погибель? Неужели прославит Тебя прах, или возвестит истину Твою?”

11 Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.

12 Ты обратил скорбь мою в радость мне, разорвал рубище моё и опоясал меня весельем,

13 чтобы воспевала Тебя слава моя и я не сокрушался. Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя!

1 К исполнению. Псалом Давида, омрачения.

2 На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек: по правде Твоей избавь меня и освободи меня,

3 склони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня: стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня.

4 Ибо твердыня моя и убежище моё – Ты, и ради имени Твоего поведёшь меня и пропитаешь меня,

5 выведешь меня из этой сети, которую скрыли для меня, ибо Ты – защитник мой, Господи.

6 В руки Твои предам дух мой: Ты избавил меня, Господи, Боже истины.

7 Возненавидел Ты впустую соблюдающих суетное; но я на Тебя, Господи, уповал;

8 возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение моё, спас от бедствий душу мою

9 и не заключил меня в руках врага, поставил на просторе ноги мои.

10 Помилуй меня, Господи, ибо тяжко мне; смутилось от гнева око моё, душа моя и внутренность моя.

11 Ибо истощилась в страдании жизнь моя, и годы мои – в стенаниях; ослабела в нищете сила моя, и кости мои сотряслись.

12 Для всех врагов моих я стал поношением, и особенно – для соседей моих, и ужасом – для знакомых моих, видящие меня вне дома бежали от меня.

13 Я забыт был как мёртвый, от сердца, я стал как разбитый сосуд,

14 ибо услышал хуление многих, живущих вокруг, когда они вместе собрались на меня, овладеть душою моею решили.

15 А я на Тебя, Господи, уповал, я сказал: Ты – Бог мой.

16 В руках Твоих – жребии мои; избавь меня из руки врагов моих и от преследующих меня.

17 Яви лицо Твоё рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей.

18 Господи, да не постыжусь я, что призвал Тебя: да устыдятся нечестивые и да низведут их во ад.

19 Да будут безмолвны уста коварные, говорящие на праведного беззаконие с гордостью и презрением.

20 Как велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты скрыл для боящихся Тебя, соделал для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими!

21 Скроешь их в тайном месте пред лицом Твоим от мятежа человеческого, покроешь их в шатре от пререкания языков.

22 Благословен Господь, ибо Он дивно явил милость Свою в ограждённом городе.

23 Но я сказал в омрачении моём: “Отвергнут я от взора очей Твоих”, – потому Ты услышал глас моления моего, когда я воззвал к Тебе.

24 Возлюбите Господа, все святые Его, ибо истины ищет Господь и воздаёт проявляющим безмерную гордость.

25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

Псалом 31

1 Псалом Давида, в научение.

Блаженны те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи!

2 Блажен муж, кому Господь не зачтёт греха, и в устах его нет коварства.

3 Ибо я замолчал; состарились кости мои от того, что кричал я весь день,

4 ибо днём и ночью тяготела на мне рука Твоя; я превратился в страдальца, когда уязвил меня терн.

5 Беззаконие моё я сознал и греха моего не сокрыл; я сказал: “Исповедаюсь в беззаконии моём Господу”, – и Ты простил нечестие сердца моего.

6 Потому помолится Тебе всякий праведник в подходящее время, – и тогда при разливе многих вод они к нему не приблизятся.

7 Ты мне прибежище от скорби, охватившей меня; Радость моя! Избавь меня от окруживших меня.

8 “Вразумлю тебя и наставлю тебя на этом пути, по которому ты пойдёшь, устремлю на тебя очи Мои”.

9 Не будьте как конь и мул, у которых нет разума, уздой и удилами нужно челюсти их затягивать, не покоряющихся тебе.

10 Много ударов грешнику, а надеющегося на Господа окружит милость.

11 Веселитесь о Господе, и радуйтесь, праведные, и хвалитесь, все правые сердцем.

После кафизмы 4
Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 7: Смиренную мою душу посети, Господи, во грехах всю жизнь растратившую; так же как блудницу, и меня прими, и спаси меня.

Переплывая пучину нынешней жизни, помышляю я о бездне многих моих зол, и, не имея кормчего помышлений, обращаюсь к Тебе словами Петра: “Спаси меня, Христе, спаси меня, Боже, как Человеколюбец!”

Слава: Скоро вместе войдём в Христов брачный чертог, возжегши светильники наши верой; да услышим все блаженный глас Христа, Бога нашего: “Придите, любящие небесную славу, ставшие сопричастниками мудрых дев!”.

И ныне: Душа, покайся прежде исхода твоего, суд неподкупный для грешников и нестерпимый. Воззови ко Господу в сокрушении сердца: “Согрешил я пред Тобою, Милосердный, в ведении и неведении; по молитвам Богородицы сжалься и спаси меня!”

Господи, помилуй (40) и молитва:

Тебе, Господи, Единому Благому и не помнящему зла, исповедаю грехи мои. К Тебе припадаю я, недостойный, взывая: “Согрешил я, Господи, согрешил и недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих”. Но, Господи мой, Господи, даруй мне слёзы умиления, один Благой и Милостивый, чтобы ими мне Тебя умолить и очиститься прежде конца от всякого греха. Ибо страшное и грозное место предстоит мне пройти по разлучении с телом, и множество мрачных и бесчеловечных демонов встретит меня, и никого не будет в помощь: ни спутника, ни избавителя. Поэтому припадаю к Твоей благости: не предай меня обидчикам моим, и пусть не похвалятся обо мне враги мои, Благой Господи, и да не скажут: “В руки наши ты попался и предан нам”. Нет, Господи, не забудь милостей Твоих и не воздавай мне по беззакониям моим, и не отврати лица Твоего от меня. Но Ты Сам вразуми меня, Господи, только с милостью и состраданием. Враг же мой пусть не возрадуется обо мне, но погаси его угрозы на меня и упраздни все его действия. Даруй мне безупречный путь к Тебе, Благой Господи, потому что и согрешив, я не прибег к иному врачу и не простёр руки моей к богу чужому. Не отринь же моления моего, но услышь меня по Твоей благости и утверди моё сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, как огонь сжигающий во мне нечистые помыслы. Ибо Ты, Господи, Свет, высший всякого света; Радость выше всякой радости; Упокоение выше всякого упокоения; Жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков. Аминь.

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 24

Аудио

– Продолжаем разговор о Псалтири. Сегодня мы разберем 24 псалом.

– 24 псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают какие-либо жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе. Молитва должна расширяться и уходить за пределы своего «я», будучи наполненной прошением о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит, что «я воздвигаю к Тебе душу свою», то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.

Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда сможем оторваться от своей повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно – без Бога он может быть посрамлен, потому что в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов.

«Ниже да посмеются ми ся врази мои». Можно даже не пояснять эти слова, потому что, действительно, будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Потому что Давид всегда возлагал свое упование в любом деле, в любой битве – на Господа. И это упование никогда его не подводило.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся». Что значит «терпящии»? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпение. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.

«Да постыдятся беззаконнующии вотще». Что значит «беззаконнующии вотще»? Всякий человек грешен, нет безгрешных людей. Но бывают грехи – ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя». Псалмопевец Давид очень часто употребляет увеличительное, подчеркивающее значение произносимых слов, усиливая их повторами, заменяя синонимами, подобными словами. «Пути», «стези» – стежки, дорожки – казалось бы это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии являются святыми. Если говорится о путях Божиих, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».

«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день», то есть на тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя» – научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой». Почему Давид называет Бога – «Спас мой»? Потому что только Господь избавляет человека от тех трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, потому что без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.

«И Тебе терпех весь день». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь, это временное упокоение человека, временная смерть, потому что ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится о том, что «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть». Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это является сутью жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал ко всем, помня о том, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил эту милость в своей жизни. Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи». Давид просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с такой легкостью он совершает грехи, неосознанно. Эти грехи, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела. Такие тяжкие грехи прощаются только через несение каких-то серьезных тягот, скорбей.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк, 10:18). Действительно, благость, как высшее добро, благодать – только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу. Правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, потому что Он совершает праведный суд, без всякого лицеприятия.

«Сего ради законоположит согрешающим на пути». Здесь говорится о том, что закон Господь дает для согрешающего и по закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут – «научит кроткия путем своим». Господь всегда научает кротких заповедям Своим.

Мы говорили о том, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до пришествия Христова, потому что в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем»(См.: Мф, 11: 28-29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа – святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом» называются заповеди Божии. Тот, кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.

«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть». Конечно, у человека множество грехов, неправд, но ради прославления имени Божия, Господь очищает человека.

«Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях. Двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно тот, кто живет по заповедям Божиим, у того душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача – иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. В то же время человек, который не имел детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни. Родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети. В этом заключается великая радость.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» – значит «крепость». Господь является для нас крепостью, защитой всех тех, кто боится Бога.

«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе» – сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.

«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Скорби сердца моего» – это очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются не каких-то физических немощей, а состояния богооставленности, уныния. Человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание, когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, тогда ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».

«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».

«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя». Очень много врагов у человека. Бывает, он чувствует одиночество и страшится того, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит о том, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, за что он возненавидел меня, значит, по правде ненавидит он меня. А если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда почему и как возненавидел он меня суть неправедно.

«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя». Когда каждый человек испытывает такие трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, о том, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».

Этот псалом как некий плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя». Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет – он всегда об этом говорил – все это только благодаря тому, что он уповает на Бога, верит в Него и считает Его своим помощником, защитником и избавителем от всего злого.

«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи» – постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии»? Это те, которые видели, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу. И тогда они обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида в его Боге.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его». Это замечательные слова псалмопевца Давида, в которых он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, о своих нуждах и скорбях, но и за тот народ, который дорог тебе и близок. Многие по этому поводу утверждают, что молиться надо за самого себя, нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря о том, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ. Поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль, так как является частью израильского народа.

Псалтирь 24 псалом

Молитва о водительстве и защите

1 Псалом Давида.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 24 псалом

Пс. 24 Псалом, главным образом, выражает личную мольбу и упование (ст. 16-21), но в последнем его стихе содержится молитва за весь Израиль. Псалмопевец обращается к Господу с просьбой уберечь его от греха и охранить от врагов. В сравнении со многими другими псалмами-плачами (напр., Пс. 21) он исполнен спокойной и твердой уверенности в Божественном заступничестве, мудрости (ст. 4,5) и веры в незыблемость завета (ст. 10). Псалом представляет собой акростих (ср. Пс. 9).

24:1 возношу душу мою. Душа псалмопевца возносится к Богу в молитве.

24:3 да не постыдятся. Обратившись к Господу, псалмопевец проникается уверенностью в Божественном заступничестве за праведников, и тотчас его страхи отступают.

24:6 Вспомни щедроты Твои. и милости Твои. На милости и щедрости Господа зиждется завет, упование на который поддерживает псалмопевца в его несчастье.

Грехов юности моей. Давид сознается в чем-то таком, что не нашло отражения в библейских текстах, – если только он не имеет в виду события своей юности, описанные во Второй книге Царств.

24:9 направляет кротких. Ср. Мф. 5,3-10. Псалмопевец знает, что путь к истине лежит через кротость и смирение.

24:10 к хранящим завет Его. Священное Писание учит, что спасение даруется Господом исключительно по Его милости. Однако псалмопевец, следуя Втор., гл. 27; 28 и Книге Притчей Соломоновых, предостерегает от самонадеянной, мертвой веры.

24:12 боящийся Господа. Ср. Притч. 1,7 и Еккл. 12,13. Бояться Господа – значит испытывать священный трепет перед Ним. Страх Божий не имеет ничего общего с обычными нашими страхами.

24:13 наследует землю. Благословения и проклятия Втор., гл. 27; 28 говорят о том, что израильтяне будут владеть землей, дарованной им Господом, если сохранят верность завету (ср. ст. 10).

24:14 завет Свой Он открывает им. Иллюстрацией к этому стиху может служить история Авраама: всякий раз, когда Авраам сомневался в способности Господа исполнить обещания, данные Им ранее (Быт. 12,1-3), Господь являлся ему и возобновлял завет (Быт., гл. 15; 17).

24:18-19 призри на страдание мое. прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих. Псалмопевец сознает, что его страдания являются результатом как собственных грехов, так и нападений извне.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-24/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/24
http://www.per-aspera.ru/sviatcalendar/biblia/psalm/ps_tmr/psalm04.html
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi42
http://geneva-bible.ru/19/24/
http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-25.html

Ссылка на основную публикацию