Псалом 20

Псалом 20

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело.

1 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоём весьма возрадуется.

2 Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго.

2 Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его.

3 Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна.

3 Ибо Ты встретил его во благоволениях благости, возложил на главу его венец из камней драгоценных.

4 Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века.

4 Жизни он просил у Тебя, и Ты дал ему долгоденствие во век века.

5 Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него.

5 Велика слава его во спасении Твоём; славу и великолепие Ты возложишь на него,

6 Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим.

6 ибо дашь ему благословение во век века, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим.

7 Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.

7 Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется.

8 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе.

8 Да настигнет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да найдёт всех ненавидящих Тебя.

9 Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь.

9 Ибо Ты сделаешь их, как печь огненную, во время явления Твоего: Господь во гневе Своём смутит их, и поглотит их огонь.

10 Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.

10 Плод их с земли истребишь и семя их – из среды сынов человеческих.

11 Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити.

11 Ибо они навели на Тебя злое; задумали замыслы, которых не смогут исполнить.

12 Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их.

12 Ибо Ты обратишь их вспять, остаток стрел Твоих направишь в лицо их.

13 Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

13 Будь превознесён, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё.

Слава:

Слава:

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Псалом 20

В трудные моменты человек обращается к вере, просит Господа о помощи, защите и милости. В счастливые минуты нужно также помнить о своём заступнике, благодарить Господа за поддержку и молить о том, чтобы он никогда не оставлял и впредь. Текст псалма Давида 20 выражает благодарность Господу, показывает силу веры в него.

Текст молитвы псалом 20

На церковнославянском языке

Псалом Давиду
1 Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело.
2 Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго.
3 Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна.
4 Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века.
5 Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него.
6 Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим.
7 Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.
8 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе.
9 Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь.
10 Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.
11 Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити.
12 Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их.
13 Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

На русском языке

Псалом Давида
1 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоём весьма возрадуется.
2 Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его.
3 Ибо Ты встретил его во благоволениях благости, возложил на главу его венец из камней драгоценных.
4 Жизни он просил у Тебя, и Ты дал ему долгоденствие во век века.
5 Велика слава его во спасении Твоём; славу и великолепие Ты возложишь на него,
6 ибо дашь ему благословение во век века, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим.
7 Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется.
8 Да настигнет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да найдёт всех ненавидящих Тебя.
9 Ибо Ты сделаешь их, как печь огненную, во время явления Твоего: Господь во гневе Своём смутит их, и поглотит их огонь.
10 Плод их с земли истребишь и семя их – из среды сынов человеческих.
11 Ибо они навели на Тебя злое; задумали замыслы, которых не смогут исполнить.
12 Ибо Ты обратишь их вспять, остаток стрел Твоих направишь в лицо их.
13 Будь превознесён, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё.

История написания

История создания и текст псалма 20 тесно переплетается с песней 19, в которой царь Давид просит у Господа помощи и поддержки в борьбе с врагами. Через слова псалма 20 Господа благодарят за помощь и заступничество. Только с Божьей помощью и провидением он смог одолеть своих врагов и врагов Господа – аммонитов, которые долгие столетия воевали с евреями. Царь Давид ликует и празднует победу, показывает свою любовь к Господу и выражает надежду, что Господь и далее будет помогать и оберегать его.

Для чего читают псалом 20?

Псалом 20 – это благодарственная песнь, в которой восхваляется Господь и его помощь людям. Однако в тексте также выражается надежда на то, что Господь защитит верующих от врагов, ведь они и его враги тоже.

Благодарственная песнь, псалом 20, входит в состав утрени. Этой песней восхваляют Господа, радуются его силе и могуществу. Однако читать псалом 20 можно и дома, желательно перед иконами.

Правила чтения

Для чтения молитв и псалмов нет строгих правил чтения. Молитву можно произносить не дословно, а немного иначе. Важно обращаться к Господу и святым искренне и сосредоточено. Псалом 20 можно распевать, но для этого следует выбрать текст на старославянском языке, как это принято на службах, и соблюдать постановку ударений.

Толкование

Благодарственная песнь псалма 20 существует в нескольких переводах, но смысл стихов остается неизменным. Толкование приводится для каждого стиха в отдельности:

  • Стих 1 – царь Давид радуется всемогущей силе Господа и своей победе над давним врагом;
  • Стих 2 – здесь говорится о том, что Господь услышал молитву Давида;
  • Стих 3 – Господь исполнил просьбу царя и даровал ему победу;
  • Стих 4-6 – милость и благословение Господа дали Давиду небывалую силу, долголетие и величие;
  • Стих 7-12 – Давид надеется, что Господь не оставит его и будет защищать от будущих врагов;
  • Стих 13 – восхваление Господа.

Читаем Псалтирь. Псалом 20

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

19-й и 20-й псалмы читаются в Церкви, когда народ Божий хочет поддержать своих правителей, царей, потому что здесь возвышается тот царь, который уповает на Господа. Сила царя не в экономической, политической и даже не в военной мощи, а именно в том, что с ним Господь.

Мы избираем наших правителей, поэтому несем ответственность перед Богом за них. Если мы чувствуем, что им тяжело, должны за них молиться, читая 19-й и 20-й псалмы. Кто хочет на себя взять такое правило, келейное, по соглашению или в приходах, должен читать именно эти псалмы, чтобы Господь силою Своею укрепил или возвысил царя или правителя. Если мы живем в тихое, мирное время, то это время для созидания, сугубой молитвы, для достижения как материальных вершин, так и духовных. Поэтому обязательно нужно молиться, и Господь будет давать тихое мирное время. 20-й псалом тоже называется «В конец», потому что возвещается милость Божия, победа.

Если читать разных толкователей, одни говорят, что это Давид пророчествует об Иезекииле. Другие – что Давид говорит сам о себе, он тоже пережил и нашествие, и победу, и упование на Бога. Третьи говорят, что здесь заложен мистический смысл – о Пришествии Христа Спасителя, Который явил победу над всяким злом, в первую очередь над врагом рода человеческого.

Никто из них не ошибается, каждый говорит правду. Иезекииль пережил трудное время, потому можно сказать, что царь Давид пророчествует и о нем. Можно говорить, что эти слова применимы и к служению царя Давида, и что вся Псалтирь христологична, то есть говорит о Пришествии Христа Спасителя, Его особой миссии – Воскресении, смерти, победе над врагом рода человеческого, в целом над смертью. И то, и другое, и третье заложено в Священном Писании. Лучше сказать, что псалом говорит и о Давиде, и о Иезекииле, и о Пришествии Христа Спасителя на землю. Мы будем называть то Иезекииля, то Давида, то Божественного Спасителя, указуя на глубочайший смысл этого псалма, который состоит в том, что всякий, уповающий на Бога, обязательно будет получать от Него надежду и подкрепление. И тот, кто уповает не на Господа, а на свои силы, будет посрамлен, в каком бы высоком положении он ни находился, потому что гордыня всегда низведет его до такого состояния, в котором неприлично находиться человеку, достигшему определенной высоты в этой жизни.

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Здесь Давид пророчествует о Иезекииле, которого Господь возвысил силою Своею. Почему «силою Божией возвеселится царь»? Потому что он уповает на Бога, и только этим можно радоваться и только на это можно уповать. Потому что если Господь не поможет, то всуе будет всякое противостояние злу и беззаконию, зло будет побеждать, ведь оно имеет огромнейшую силу, но того, кто уповает на Господа, надежда не посрамит.

В жизни мы часто уповаем на Бога, вся Псалтирь и все Священное Писание пронизаны этими словами: если Господь не благословит землю, то земля не даст плода. Если не будет Божией помощи, то всуе трудится зиждущий, потому что все, что созидается и строится в этой жизни, происходит по милосердию Божиему.

Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго. Какое желание было у Иезекииля? Он молится, сосчитаны дни его жизни, враг подошел к стенам Иерусалима и хочет разрушить город. При этом враг смеется над Богом, на Которого уповает народ Израильский, смеется над всесильною десницею Божею, и, естественно, посрамляя Бога, тем самым делает вызов не просто царю земному, но Самому Господу. И в этом глубочайшая ошибка всех тех, кто идет против Бога: Господь посрамлен никогда не бывает.

В то же время здесь заложен глубочайший смысл: кто идет против царя как помазанника Божия – тот идет против Бога, и такой человек будет обязательно наказан. «Желание сердца eго дал еси eму». Желанием Иезекииля было победить врага. Мы знаем, что Господь изгоняет врага силою Божиею и силою ангелов, но знаем и то, что Он продлевает жизнь самого Иезекииля на 15 лет, в чем все увидели руку и особый Промысл Божий.

Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна. Благословение – это всегда помощь, возвышение. Благословение – это хвала, приобщение к святости. Как человек приобщается к святости? Через то, что было явлено миру. Господь показывает, что Иезекииль – Его помазанник и слуга, а быть слугой – это уже быть святым, быть при дворех Божиих и в обителях Божиих.

Мы знаем, что венец – это некая внешняя атрибутика, которая свидетельствует, что сему человеку вручено целое царство. Иезекииль был увенчан царским венцом. В то же время мы знаем, что царь, попирающий другого царя, водружает на себя его корону в знак того, что он стал победителем и покорителем всего народа. Здесь глубочайший смысл: Иезекииль, как и Давид, неоднократно оказывался победителем – он царь и помазанник Божий, поэтому Господь украсил его царскою короною, и в знак этой победы Иезекииль и Давид становятся коронованными царями и другого народа.

Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века. Иезекииль просил жизни, и Господь дал ему еще 15 лет. Но это была не просто жизнь: «и дал еси eму долготу дний во век века» – здесь говорится о будущей жизни, которую он через Христа имеет в вечности, как тот, кто удостоился милостыни Божией и был верен Богу, принес Ему покаяние. И Господь наградил его жизнью через то уважение, которое было явлено Ему.

Какое уважение? Когда увидели великое милосердие Божие к Иезекиилю, поняли, насколько велика сила в израильском народе – не политическая или экономическая, а Божественная. Иезекииля стали почитать еще при жизни – многие цари приходили с дарами поклониться этому великому человеку, который силою Божьей победил врага.

Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Слава сия в том, что Господь с ним, и победа была явлена совершенно чудным образом. Ангелы Божии изгнали и победили врага, и поэтому «слава его спасением Твоим и велелепие возложиши на него»: великое звание, почести по отношению к Иезекиилю как к великому царю, к тому, кого слышит Бог и кому Он помогает, распространились по всей земле. И приходили другие цари и великие, знатные люди поклониться Иезекиилю и прославить Господа и Его раба, царя Иезекииля.

Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. .. «Возвеселиши eго радостию с лицем Твоим» – то есть лицо Божие обращено на праведника, который сам молится Богу, ищет у Него заступления и через это свидетельствует о своей вере в Господа. А если Господне лицо с человеком, что это значит? Даже по аналогии с нашей земной жизнью – тот, к кому обращено наше лицо, видит нас. Мы находимся под неотступным Божиим взором, ходим перед Ним, и значит, никто не может причинить нам вреда.

Здесь очень важно, что благословение это «во век века», потому что Господь радостью Своею взирает на этого человека. Если Господь взирает на него, значит, сохраняет и любого врага, который хочет причинить ему вред, будет отгонять и побеждать.

В нашей жизни, особенно в советское время, мы взирали на стариц, которые были почти в каждом храме. Когда приходили молодые девушки, женщины – косматые, раскрашенные, неприлично одетые, прокуренные и пытались молиться, ставить свечи, эти искренне верующие дщери Божии очень мягко говорили: «Вы вот свечку ставите, Матери Божией молитесь, а Она Свое лицо отворачивает от вас». – «Почему отворачивает?» – «Да потому, что вы не с того начинаете. Не со свечи вам надо начинать, а с покаяния и с примирения с Богом, тогда Матерь Божия будет и видеть, и слышать вас, а те дела, которые вы сейчас творите, непотребные». Откуда они брали эти слова, люди не понимали. А взяты они из Святой Псалтири: Господне лицо на праведных и на тех, кто ищет исполнение воли Божией.

– Я застала такую старицу, мать Зинаиду, в храме святителя Николая Чудотворца в Северном Бирюлеве. Она была в очень преклонных летах, у нее был свой стульчик. К ней практически все подходили, приносили ей то яблочко, то конфетку. Она была невероятно доброй и ласковой, глубоко верующей женщиной. Я тоже сделала ей подарочек, и она сказала, что припрячет его на жизнь вечную. Помню, насколько она всех обнимала своей любовью, для меня это было так удивительно!

– Все стремились прикоснуться к этой чистоте и святости, а их слова не были выдуманными, приукрашенными или прочитанными в Интернете. Свои слова они всегда брали из Псалтири, потому что не только глубоко знали ее, но и понимали каждое слово, поэтому и говорили человеку, чтобы и тот знал ее.

Ты становишься Божиим, когда, как сказал псалмопевец Давид, «яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим», – лицо Божие будет обращено к тебе с радостью великою, тогда ты становишься настоящим, подлинным человеком. «Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится» – царь, уповающий на Господа, всегда получает неизреченное милосердие от Господа, и оно будет непреложным, постоянным, основательным, то есть этот царь будет основательным в царствии своем, в правлении, в делах.

Так что каждый, кто «стоит у руля», большого или маленького, должен помнить, что всегда нужно уповать на Господа и помнить, что у него есть огромнейшая сила, которой он может добиваться многого, – без Бога не до порога! Каким бы великим ни был человек, но величие его и победа – даже когда все будут его притеснять – всегда будет явлена от Бога. И в сегодняшнее время это особенно важно помнить всем стоящим у руля государственного: когда нас обижают неправедно, всегда нужно взывать к Богу – и Господь, конечно же, явит Свою помощь и Свое заступление.

Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Десницей Божией побеждаются враги, и уже побеждены восставшие против Иерусалима, Иезекииля, против истинного богопочитания. В то же время говорится: «десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе». Кто может ненавидеть? Кто-то и в битве может остаться в живых, но, если у него нет любви к Богу, Иерусалиму, если он презирает Иерусалим, такого человека достигнет десница Божия.

Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Не только в день Суда, но и при жизни эти люди будут уготованы огню. Как в пещи, в их жизни не будет ничего хорошего, потому что «плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих»…

Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Здесь приводится очень хорошее сравнение. Все богатство, все благосостояние древнего человека измерялось не банковскими счетами – оно состояло в хлебе насущном. Сколько зерна у человека, настолько он и богат. Нет зерна – этот человек самый бедный. Если поля не дают плода, человек становится нищим, он никому не нужен. Даже если будет золото, оно быстро закончится, а человек будет нести непомерные страдания во время голода. Поэтому «плод их от земли погубиши» означает, что они уже нищие и никогда не будут состоятельными людьми. «Семя их от сынов человеческих» – дети их погибнут, не будет в народе земном продолжения их рода. Ты становишься нищим, а без продолжения рода человеческого в тебе заканчивается всякая жизнь, как физическая, так и духовная. Ведь духовная жизнь всегда была связана с продолжением своего рода: кто-то из чад войдет в то удивительное время, когда Сын Божий откроет двери Царствия Небесного для израильского народа. Конечно, это большое потрясение – «и семя их от сынов человеческих». Это самое страшное: человек обнищал и уже ничего не может сделать для своего будущего.

Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Здесь говорится, что не будет на этих людях благословения, ведь они «уклониша на Тя злая», то есть уклонились ко злу, оставили все благая – и в советах их, и в делах их видится только неправда. Но Господь оставил их зло с ними, и это явилось для них поражением. Всякий человек, творящий неправду, действительно обречен на великую трагедию, на поражение. Дальше псалмопевец Давид говорит, что будет с таким человеком: «Яко положиши я хребет», то есть увидеть у такого человека можно только хребет, это, как говорится, «ходить пятками вперед» – такой человек уже побежит от тех, против кого шел с гордостью, тщеславием, они увидят его хребет, спину: человека, не уходящего, а именно бегущего.

«Во избытцех Твоих уготовиши лице их». Избытки – это остатки. И остатки поразишь гневом, и оставшиеся в живых тоже будут поражены гневом Божиим.

Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Каждый человек уповает только на силу и славу Божию. Надо воспевать и благодарить Господа: Он являет силу Свою через то, что утверждает избранных Своих. В данном случае мы говорим о помазанных – царе, избранных правителях народа Божия. Кто такие правители народа Божия? Не все те, кто избраны им, так как не каждый благословляется Богом. Благословенного правителя всегда видно. Через что? Через его покровительство Церкви Божией, правде Божией, Закону Божию. Сегодня мы можем сказать так и о наших правителях, поскольку они не гонители Церкви, но всячески устраивают в том числе и церковную жизнь, участвуя в созидании храмов, благотворительных делах, богослужениях, таинстве Причастия. Если говорить о Президенте России, то он является покровителем православия во всем мире.

И если кто хочет помолиться за президента как благословенного, того, кто является покровителем не только народа, но и святого православия, могут читать 19-й и 20-й псалмы.

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Как предыдущий псалом был молитвой о царе, чтобы Бог защитил его и даровал ему процветание, так данный псалом является благодарением за успех, которым Господь благословил его. Мы должны благодарить за тех, о ком молимся, особенно за царей, так как от их успешности зависит наше процветание. Здесь нас учат

(I) благодарить Господа за одержанные царями победы и почести (ст.2-7).

(II) Положиться на силу Бога в том, что Он свергнет врагов Своего царства (ст.8-14). В данном месте имеется в виду Мессия, Царь, и слава Его царства, ибо различные места этого псалма более применимы к Нему, чем к Давиду.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Здесь Давид говорит прежде всего о себе, исповедуя, что он радовался силе Божьей и Его спасению, а не могуществу или успешности своих армий. Он побуждает своих подчиненных радоваться вместе с ним и воздать Богу всю славу за одержанные победы. Все это подразумевает Христа и Его победы над силами тьмы, чьим слабым отражением были победы Давида.

1. В этих стихах друзья поздравляют царя с его радостью и веселятся вместе с ним (ст.2): “Господи! силою Твоею веселится царь и мы вместе с ним; то, что приятно царю, нравится и нам” (2 Цар.3:36). Счастлив народ, чей царь уповает на силу Божью и веселится о спасении Божьем, которому нравится видеть успешность царства Божьего и который верит, что Господь поддержит его во всех служениях для блага этого царства. Наш Господь Иисус, исполняя свое великое поручение, полагался на помощь с небес и утешал себя видением великого спасения, которое Он мог совершить благодаря ей.

2. Они возносят Богу хвалу за дела, которые явились причиной веселья их царя.

(1) За то, что Бог услышал их молитвы (ст.3): “Ты дал ему, чего желало сердце его (а ни одна молитва не будет принята, кроме той, которая выражает желание сердца)”, дал именно то, что они просили у Бога для царя (Пс.19:5). Обратите внимание, что милостивые ответы Бога на молитву в какой-то степени требуют нашего смиренного ответа в виде хвалы. Когда Бог дает Христу в наследство язычников, то дает Ему возможность увидеть Его потомков, принимает Его ходатайства за всех верующих и дает Ему желание сердца.

(2) За то, что Он удивил царя Своим благоволением и дал намного больше того, что тот ожидал (ст.4): “Ты встретил его благословениями благости”. Все наши благословения – это благословения благости; они ни в коей мере не зависят от наших заслуг, а мы получаем их лишь благодаря Божьей благости. Но здесь псалмопевец излагает эту мысль в особой манере, подчеркивая, что эти благословения были даны определенным предупредительным образом: это направляло глаз, обогащало душу и делало Бога более желанным, как сказал один человек. Когда Божьи благословения приходят быстрее и оказываются богаче, чем мы ожидали, когда они даются до того, как мы помолились о них, и до того, как мы готовы принять их; более того, когда мы еще опасаемся противоположного исхода событий, тогда можно сказать, что Бог предупредил нас этими благословениями. Ничто не могло быть предупреждающим для Христа, но человечеству не было даровано более предупредительного благословения, чем искупление Христом и все благословенные плоды Его посредничества.

(3) За то, что Бог возвысил его до величайших почестей и ощутимой власти: “Ты возложил на голову его венец из чистого золота и удерживал его там, когда враги пытались сбросить ее”. Обратите внимание, венцы находятся в распоряжении Бога. Ни одна голова не сможет носить его, если Господь не положил его туда; и события покажут, то ли это наказание для этой земли, то ли милость. На голову Христа Бог никогда не надевал венец из золота, а вначале – венец из терний, а потом – венец славы.

(4) За то, что Бог утвердил царя в вечности его царства и тем самым дал ему больше, чем тот мог просить или желать (ст.5): “Когда царь отправлялся в опасные походы, он просил у Тебя жизни, которую отдавал в Твои руки; но Ты дал ему не только просимое, но и долгоденствие на век и век; Ты не только продлил его жизнь более, чем он надеялся, но и убедил в благословенном бессмертии в будущем состоянии и продолжении его царства в Мессии, который должен произойти из его чресл”. Обратите внимание, как часто даяния Бога превосходят наши прошения и надежды, и отсюда сделайте вывод о том, как богат Он в милости к тем, кто призывает Его. Отметьте и обрадуйтесь долготе дней царства Христа. Несомненно, Он умер для того, чтобы мы могли жить через Него, но Он ожил и будет жить вечно; умножению владычества Его и мира нет предела; и благодаря тому, что Он живет, мы будем жить.

(5) За то, что Бог возвысил его к наивысшим почестям и достоинствам (ст.6): “Велика слава его (она намного превосходит славу всех соседствующих владык) в спасении Твоем, которое Ты совершил для него и через него”. Слава, к которой должен стремиться каждый благочестивый человек, – это слава в спасении Господа. Ты возложил на него честь и величие, как ношу, которую он должен нести, как обязанность, о которой он должен отчитаться. Иисус Христос принял от Бога Отца честь и славу (2 Пет.1:17), славу, которую Он имел прежде бытия мира (Иоан.17:5). На Него была возложена обязанность всеобщего правления, и Ему вручена вся власть на небе и на земле.

(6) За то, что Бог даровал ему удовлетворение от того, что Он является каналом для всех благословений человечеству (ст.7): “Ты положил на него благословения на веки; Ты сделал Его универсальным благословением для мира, в котором пребывают и будут благословлены семьи мира; и таким образом Ты возвеселил его радостию лица Твоего, когда созерцал Его труд”. Обратите внимание на дух пророчества, который постепенно возрастает до такой степени, которая характерна для Христа, ибо никто другой не благословлен на веки и тем более в том значении, в котором данное выражение здесь употребляется. И именно о Нем здесь говорится, что Бог возвеселил его радостью лица Своего.

Воспевая эти стихи, мы должны радоваться, видя Его радость, и ликовать, видя Его превознесение.

В этих стихах псалмопевец, научив свой народ с радостью и хвалой взирать на то, что Бог совершил для него и их, учит его с верой, надеждой и молитвой смотреть вперед – на то, что Бог еще совершит. Силою Твоею веселится царь (ст.2), и поэтому мы будем благодарны; царь уповает на Господа (ст.8), и поэтому мы получаем ободрение. Радость и уверенность Христа, нашего Царя, является основанием для нашей радости и уверенности.

I. Они уверены в стабильности царства Давида. По благости Всевышнего, а не благодаря собственным заслугам или силе, оно не поколеблется. Процветание этого царства не будет нарушено; его вера и упование на Бога, которые являются прибежищем его духа, не будут поколеблены. Милости Всевышнего (Его божественного милосердия, силы и владычества) достаточно, чтобы сохранить наше счастье, и поэтому нашего упования на эту милость должно быть достаточно, чтобы заглушить наши слезы. Бог был одесную Христа, когда Тот находился в страданиях (Пс.15:8), и Христос был одесную Бога, находясь в славе, поэтому мы можем быть уверены, что Его царство не поколеблется, а будет вечным.

II. Они уверены в гибели всех нераскаявшихся, непримиримых врагов царства Давида. Таким образом, успех, которым Бог благословил руки Давида, был залогом победы, которую Господь дарует ему над всеми окружившими его врагами, и прообразом повсеместной победы над врагами Христа, которые не хотят, чтобы Он управлял ими. Обратите внимание

(1) на описание его врагов. Они ненавидят Его (ст.9). Они ненавидят Давида, потому что Бог отделил его для себя; ненавидят Христа, потому что ненавидят свет; но они ненавидели, не имея справедливого повода, и во всем этом ненавидели Бога (Иоан.15:23,25).

(2) На замыслы его врагов (ст.12): они предприняли против Тебя злое, составили замыслы; они притворялись, что сражаются лишь против Давида, но их вражда была против самого Бога. Тот, кто нападает на царя Давида, фактически нападает на Бога Иегову. То, что замышлено против религии и инструментов, которые Бог поднимает, чтобы поддержать и продвинуть ее, является злом и непокорством; а Бог воспринимает это как замысел против себя самого и спросит за это.

(3) На их огорчение: “Но не могли выполнить эти замыслы” (ст.12). Их злоба бессильна, и они замышляют тщетное (Пс.2:2).

(4) На раскрытие их замыслов (ст.9): “Десница Твоя найдет ненавидящих Тебя. Хотя они так искусно маскируются, притворяясь друзьями, хотя они смешиваются с преданными подчиненными этого царства и их трудно отличить, хотя они бегут от справедливости и скрываются на высотах, Твоя рука найдет их, где бы они ни находились”. Нельзя избежать всевидящего ока Божьего и нельзя убежать от Его руки; скалы и горы в последнее время будут не лучшим прикрытием, чем фиговые листья в первое время.

(5) На их гибель; это будет их полное истребление (Лук.19:27); огонь проглотит и пожрет их (ст.10). Ад – участь всех врагов Христа – место страшных бедствий и для души, и для тела. “Ты истребишь плод их с земли и семя их” (ст.11). Врагов царства Божьего во все времена постигнет та же участь, и все их потомство в конце концов будет истреблено; всякое противостояние властям, принципам правления и силе будет свергнуто. Ты поставишь их лица целью, и стрелы гнева Божьего поразят их (ст.13). Таковой будет участь дерзких врагов, выступивших против Бога. Огонь гнева Божьего пожрет их (ст.10). Они будут не только брошены в печь огненную (Мат.13:42), но и сами станут раскаленной печью; они будут своими собственными мучителями; воспоминания и ужасы собственной совести станут их адом. Те, которые могли иметь Христа своим владыкой и Спасителем, но отказались и сражались против Него, увидят, что даже самих воспоминаний об этом достаточно, чтобы до самой вечности сделать их раскаленными печами; это червь, который не умирает.

III. С уверенностью они просят Бога, чтобы Он продолжал вступаться за Своего помазанника (ст.14), чтобы Он вступился за него силою Своею, чтобы Он мгновенно воздействовал как Господь Саваоф и Отец духов, мало используя средства и инструменты. И таким образом

(1) Он превознесет Себя и славу имени Своему. “Мы слабы и поэтому, к нашему великому стыду, вступаясь за Тебя, недостаточно активны. Господь, возьми это дело в Свои руки и соверши его без нас, и тогда это будет Твоя слава”.

(2) Тогда они превознесут Его: “Мы будем воспевать и прославлять Твое могущество с большим ликованием”. Чем меньше Бог использует наше служение, избавляя нас, тем больше мы должны возносить за нее свою хвалу.

Псалом 20 толкование

Детально: псалом 20 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Текст псалма 20 в Псалтири, написанный, согласно предположениям историков, иудейским царем Давидом, по смыслу тесно связан с предыдущим, 19 псалмом. В ней правитель Израиля и псалмопевец хвалит и благодарит Господа за силу, дарованную ему в битве, с помощью которой он смог одержать очень важную для своего народа победу над аммонитами – одним из языческих племен, испокон веков враждовавших с евреями.

Исходя из этого, православный псалом 20 царя Давида служит гимном благодарения и одновременно выражает надежду Давида на то, что Бог и в дальнейшем не оставит верного раба Своего помощью и благословением.

В тексте христианского 20 псалма интересно то, что израильский царь однозначно отождествляет своих врагов с врагами Господними, тем самым возвышая себя в глазах своего народа, и приближая к Богу в собственных глазах. В конце песни Давид просит у Творца помощи во всех грядущих начинаниях, обещая взамен славословить и превозносить Господа. Слушать и читать псалом 20 рекомендуется, когда молишься за жестокосердных богачей, не желающих подавать милостыню бедным.

Слушать на видео православную молитву псалом 20 на русском языке

Читать текст православной молитвы псалом 20 на русском языке

Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их. Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

Псалтырь, текст псалом 20 на церковно славянском языке

Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасенiи твоем возрадуется зело. Желанiе сердца eго дал eси eму, и хотенiя устну eго неси лишил eго. Яко предварил eси eго благвенiем благостынным, положил eси на главе eго венец от камене честна. Живота просил eсть у тебe, и дал eси eму долготу днiй во век века. Велiя слава eго спасенiем твоим; славу и велелепiе возложиши на него. Яко даси eму благвенiе во век века; возвеселиши eго радостiю с лицем твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостiю вышняго не подвижится. Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе. Яко положиши их яко пещь oгненную во время лица твоего; Господь гневом своим смятет я, и снесть их oгнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет; во избытцех твоих уготовиши лице их. Вознесися, Господи, силою твоею; воспоем и поем силы твоя.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 20

Толкование Псалма 20

Этот псалом тесно связан с предыдущим, являясь песнью благодарения за дарование победы в битве (о чем псалмопевец просил в Пс. 19).

“Надпись” соответствует стиху 1.

А. Радость о силе Господней (20:2-8)

Пс. 20:2-7. Царь… радуется силе Господней, даровавшей ему “спасение” (здесь в значении “победы”) в битве (стих 2). (Давид поет о себе в третьем лице.)

Бог принял его молитву, исполнил желание сердца его и как бы Своей рукой возложил на голову его золотую корону аммонитского царя (стихи 3-4; 2-Цар. 12:30).

В стихах 5-7 – выражение благодарности за сохранение жизни царю в битве с врагами, зато, что дни его будут долгими (Давид говорит об этом в “прошедшем времени” в знак уверенности в этом). “Спасение” в стихе 6 – опять-таки в значении “победы”, которая принесла Давиду славу, “возвеличила” его.

Б. В предвиденье будущих благословений (20:8-14)

Пс. 20:8-14. От торжества по поводу благословений, уже полученных (стих 7), псалмопевец переходит к выражению уверенности в будущих. Ибо царь уповает на Господа и по благости Всевышнего не поколеблется (стих 8).

Видя в своих врагах врагов Господних. Давид не сомневается, что рука Его найдет их всех… ненавидящих Господа: гнев, который Он обрушит на них, псалмопевец уподобляет всепожирающему огню (стихи 9-10). Как бы в “печи огненной” будут истреблены они и все, что они посеяли на земле, и все их потомство – за то, что вынашивали злые планы (и попытались их осуществить, но не сумели) против Давида, помазанника Божьего (стихи 11-12).

Ликуя по поводу одержанной ими победы, Давид и народ израильский видели в ней залог будущих своих военных успехов – как если бы Сам Господь сделал врагов евреев целью для Своих стрел (стих 13).

В стихе 13 – обетование будущих славословий.

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело.

1 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоём весьма возрадуется.

2 Желание сердца eго дал еси eму, и хотения устну eго неси лишил eго.

2 Желание сердца его Ты дал ему, и о чем просили уста его, Ты не лишил его.

3 Яко предварил еси eго благословением благостынным, положил еси на главе eго венец от камене честна.

3 Ибо Ты встретил его во благоволениях благости, возложил на главу его венец из камней драгоценных.

4 Живота просил есть у Тебе, и дал еси eму долготу дний во век века.

4 Жизни он просил у Тебя, и Ты дал ему долгоденствие во век века.

5 Велия слава eго спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него.

5 Велика слава его во спасении Твоём; славу и великолепие Ты возложишь на него,

6 Яко даси eму благословение во век века, возвеселиши eго радостию с лицем Твоим.

6 ибо дашь ему благословение во век века, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим.

7 Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.

7 Ибо царь надеется на Господа и по милости Всевышнего не поколеблется.

8 Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе.

8 Да настигнет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да найдёт всех ненавидящих Тебя.

9 Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь.

9 Ибо Ты сделаешь их, как печь огненную, во время явления Твоего: Господь во гневе Своём смутит их, и поглотит их огонь.

10 Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.

10 Плод их с земли истребишь и семя их – из среды сынов человеческих.

11 Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити.

11 Ибо они навели на Тебя злое; задумали замыслы, которых не смогут исполнить.

12 Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их.

12 Ибо Ты обратишь их вспять, остаток стрел Твоих направишь в лицо их.

13 Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

13 Будь превознесён, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё.

Слава:

Слава:

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Слава:

Псалом 20 Псалом 20 1 Псалом Давиду 1 Псалом Давида. 2 Го́споди, си́лою Твое́ю возвесели́тся царь и о спасе́нии Твое́м возра́дуется зело́. 2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется. 3 Жела́ние се́рдца его дал еси́ ему, и хоте́ния устну́ его не́си лиши́л его. 3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул, 4 Яко предвари́л еси́ его благослове́нием благосты́нным, положи́л еси́ на главе́ его вене́ц от ка́мене че́стна. 4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. 5 Живота́ проси́л есть у Тебе́, и дал еси́ ему долготу́ дний во век ве́ка. 5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век. 6 Ве́лия сла́ва его спасе́нием Твои́м, сла́ву и велеле́пие возложи́ши на него́. 6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. 7 Яко да́си ему благослове́ние во век ве́ка, возвесели́ши его ра́достию с лице́м Твои́м.

7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,

8 Яко царь упова́ет на Го́спода, и ми́лостию Вы́шняго не подви́жится.

8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

9 Да обря́щется рука́ Твоя́ всем враго́м Твои́м, десни́ца Твоя́ да обря́щет вся ненави́дящыя Тебе́.

9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя.

10 Яко положи́ши их я́ко пещь о́гненную во вре́мя лица́ Твоего́, Госпо́дь гне́вом Свои́м смяте́т я́, и сне́сть их огнь.

10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.

11 Плод их от земли́ погуби́ши, и се́мя их от сыно́в челове́ческих.

11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,

12 Яко уклони́ша на Тя зла́я, помы́слиша сове́ты, и́хже не возмо́гут соста́вити.

12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли .

13 Яко положи́ши я́ хребе́т, во избы́тцех Твои́х угото́виши лице́ их.

13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.

14 Вознеси́ся, Го́споди, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́.

14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ

Псалом Давиду, к Голиафу, 143

1 Благослове́н Госпо́дь Бог мой, науча́яй ру́це мои́ на ополче́ние, пе́рсты моя́ на брань. 2 Ми́лость моя́ и прибе́жище мое́, Засту́пник мой и Изба́витель мой, Защи́титель мой, и на Него́ упова́х: повину́яй лю́ди моя́ под мя. 3 Го́споди, что есть челове́к, я́ко позна́лся еси́ ему? Или́ сын челове́чь, я́ко вменя́еши eró? 4 Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е его́ я́ко сень прехо́дят. 5 Го́споди, приклони́ небеса́, и сни́ди, косни́ся гора́м, и воздымя́тся. 6 Блесни́ мо́лнию, и разжене́ши я́, посли́ стре́лы Твоя́, и смяте́ши я́. 7 Посли́ ру́ку Твою́ с высоты́, изми́ мя и изба́ви мя от вод мно́гих, из руки́ сыно́в чужди́х, 8 и́хже уста́ глаго́лаша суету́, и десни́ца их – десни́ца непра́вды. 9 Бо́же, песнь но́ву воспою́ Тебе́, во псалти́ри десятостру́ннем пою́ Тебе́, 10 даю́щему спасе́ние царе́м, избавля́юшему Дави́да, раба́ Своего́, от меча́ лю́та. 11 Изба́ви мя, и изми́ мя из ру́ки сыно́в чужди́х, и́хже уста́ глаго́лаша суету́, и десни́ца их – десни́ца непра́вды. 12 И́хже сы́нове их я́ко новосажде́ния водруже́нная в ю́ности свое́й. Дще́ри их удо́брены, преукра́шены, я́ко подо́бие хра́ма. 13 Храни́лища их испо́лнена, отрыга́ющая от сего́ в сие́, о́вцы их многопло́дны, мно́жащыяся во исхо́дищах свои́х, воло́ве их то́лсти. 14 Несть паде́ния опло́ту, ниже́ прохо́да, ниже́ во́пля в сто́гнах их. 15 Ублажи́ша лю́ди, и́мже сия́ суть. Блаже́ни лю́дие, и́мже Госпо́дь Бог их.

Хвала Давиду, 144

1 Вознесу́ Тя, Бо́же мой, Царю́ мой, и благословлю́ и́мя Твое́ в век и в век ве́ка. 2 На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ в век и в век ве́ка. 3 Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́, и вели́чию Его несть конца́. 4 Род и род восхва́лят дела́ Твоя́ и си́лу Твою́ возвестя́т. 5 Великоле́пие сла́вы святы́ни Твоея́ возглаго́лют и чудеса́ Твоя́ пове́дят. 6 И си́лу стра́шных Твои́х реку́т и вели́чие Твое́ пове́дят. 7 Па́мять мно́жества бла́гости Твоея́ отры́гнут и пра́вдою Твое́ю возра́дуются. 8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. 9 Благ Госпо́дь вся́ческим, и щедро́ты Его на всех де́лех Его́. 10 Да испове́дятся Тебе́, Го́споди, вся дела́ Твоя́, и преподо́бнии Твои́ да благословя́т Тя. 11 Сла́ву Ца́рствия Твоего́ реку́т, и сил́у Твою́ возглаго́лют, 12 сказа́ти сыново́м челове́ческим си́лу Твою́, и сла́ву великоле́пия Ца́рствия Твоего́. 13 Ца́рство Твое́, Ца́рство всех веко́в, и влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де. Ве́рен Госпо́дь во всех словесе́х Свои́х и Преподо́бен во всех де́лех Свои́х. 14 Утвержда́ет Госпо́дь вся низпа́дающыя и возставля́ет вся низве́рженныя. 15 Очи всех на Тя упова́ют, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении. 16 Отверза́еши Ты ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния. 17 Пра́веден Госпо́дь во всех путе́х Свои́х и Преподо́бен во всех де́лех Свои́х. 18 Близ Госпо́дь всем призыва́ющым Его, всем призыва́ющым Его во и́стине. 19 Во́лю боя́щихся Его сотвори́т и моли́тву их услы́шит и спасе́т я́. 20 Храни́т Госпо́дь вся лю́бящыя Его и вся гре́шники потреби́т. 21 Хвалу́ Госпо́дню возглаго́лют уста́ моя́, и да благослови́т вся́ка плоть и́мя свято́е Его в век и в век ве́ка.

Слава:

Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 145

1 Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. 2 Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. 3 Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. 4 Изы́дет дух его́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния его́. 5 Блаже́н, ему́же Бог Иа́ковль Помо́щник, упова́ние его на Го́спода Бо́га своего́, 6 сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, 7 творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчушым. Госпо́дь реши́т окова́нныя. 8 Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя. Госпо́дь лю́бит пра́ведники. 9 Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. 10 Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.

Аллилуиа, 146

1 Хвали́те Го́спода, я́ко благ псало́м. Бо́гови на́шему да услади́тся хвале́ние. 2 Зи́ждай Иерусали́ма Госпо́дь, разсе́яния Изра́илева собере́т. 3 Исцеля́яй сокруше́нныя се́рдцем и обязу́яй сокруше́ния их. 4 Исчита́яй мно́жество звезд и всем им имена́ нарица́яй. 5 Ве́лий Госпо́дь наш, и ве́лия кре́пость Его, и ра́зума Его несть числа́, 6 Прие́мляй кро́ткия Госпо́дь, смиря́яй же гре́шники до земли́. 7 Начни́те Го́сподеви во испове́дании, по́йте Бо́гови на́шему в гу́слех. 8 Одева́ющему не́бо о́блаки, уготовля́ющему земли́ дождь, прозяба́ющему на гора́х траву́ и злак на слу́жбу челове́ком, 9 даю́щему ското́м пи́щу их, и птенце́м вра́новым призыва́ющым Его́. 10 Не в си́ле ко́нстей восхо́щет, ниже́ в лы́стех му́жеских благоволи́т. 11 Благоволи́т Госпо́дь в боя́щихся Его и во упова́ющих на ми́лость Его́.

Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 147

1 Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га Твоего́, Сио́не, 2 я́ко укрепи́ вереи́ врат Твои́х, благослови́ сы́ны твоя́ в тебе́. 3 Полага́яй преде́лы Твоя́ мир, и ту́ка пшени́чна насыща́яй тя. 4 Посыла́яй сло́во Свое́ земли́, до ско́рости тече́т сло́во Его, 5 даю́щаго снег Свой, я́ко во́лну, мглу, я́ко пе́пел, посыпа́ющаго, 6 мета́ющаго го́лоть Свой, я́ко хле́бы. Проти́ву лица́ мра́за Его́ кто постои́т? 7 По́слет сло́во Свое́, и иста́ет я́, дхнет дух Его́, и потеку́т во́ды. 8 Возвеща́яй сло́во Свое́ Иа́кову, оправда́ния и судьбы́ Своя́ Изра́илеви. 9 Не сотвори́ та́ко вся́кому язы́ку, и судьбы́ Своя́ не яви́ им.

Слава:

Аллилуиа, Аггеа и Захарии, 148

1 Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его в вы́шних. 2 Хвали́те Его, вси Ангели Его, хвали́те Его, вся си́лы Его. 3 Хвали́те Его, со́лнце и луна́, хвали́те Его, вся зве́зды и свет. 4 Хвали́те Его Небеса́ небе́с и вода́, я́же превы́ше небе́с. 5 Да восхва́лят и́мя Госпо́дне: я́ко Той рече́, и бы́ша, Той повеле́, и созда́шася. 6 Поста́ви я́ в век и в век ве́ка, повеле́ние положи́, и не ми́мо и́дет. 7 Хвали́те Го́спода от земли́, зми́еве и вся бе́здны: 8 огнь, град, снег, го́лоть, дух бу́рен, творя́щая сло́во Его́, 9 го́ры и вси хо́лми, древа́ плодоно́сна и вси ке́дри, 10 зве́рие и вси ско́ти, га́ди и пти́цы перна́ты. 11 Ца́рие зе́мстии и вси лю́дие, кня́зи и вси судии́ зе́мстии, 12 ю́ноши и де́вы, ста́рцы с ю́нотами 13 да восхва́лят и́мя Госпо́дне, я́ко вознесе́ся и́мя Того́ Еди́наго, испове́дание Его́ на земли́ и на небеси́. 14 И вознесе́т рог люде́й Свои́х, песнь всем преподо́бным Его́, сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющымся Ему́.

Аллилуиа, 149

1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных. 2 Да возвесели́тся Изра́иль о Сотво́ршем его́, и сы́нове Сио́ни возра́дуются о Царе́ свое́м. 3 Да восхва́лят и́мя Его́ в ли́це, в тимпа́не и псалти́ри да пою́т Ему́. 4 Яко благоволи́т Госпо́дь в лю́дех Свои́х, и вознесе́т кро́ткия во спасе́ние. 5 Восхва́лятся преподо́бнии во сла́ве и возра́дуются на ло́жах свои́х. 6 Возноше́ния Бо́жия в горта́ни их, и мечи́ обою́ду остры́ в рука́х их: 7 сотвори́ти отмще́ние во язы́цех, обличе́ния в лю́дех, 8 связа́ти цари́ их пу́ты, и сла́вныя их ручны́ми око́вы желе́зными, 9 сотвори́ти в них суд напи́сан. Сла́ва сия́ бу́дет всем преподо́бным Его́.

Аллилуиа, 150

1 Хвали́те Бо́га во святы́х Его́, хвали́те Его́ во утверже́нии си́лы Его́. 2 Хвали́те Его на си́лах Его, хвали́те Его по мно́жеству вели́чествия Его. 3 Хвали́те Его во гла́се тру́бнем, хвали́те Его во псалти́ри и гу́слех. 4 Хвали́те Его в тимпа́не и ли́це, хвали́те Его во стру́нах и орга́не. 5 Хвали́те Его в кимва́лех доброгла́сных, хвали́те Его в кимва́лех восклица́ния. 6 Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.

Слава, и ныне: Аллилу́иа.

Сей псалом особь писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа

Мал бех в бра́тии мое́й и ю́нший в дому́ отца́ моего́, пасо́х о́вцы отца́ моего́. Ру́це мои́ сотвори́сте орга́н, и пе́рсты мои́ соста́виша псалти́рь. И кто возвести́т Го́сподеви моему́? Сам Госпо́дь, Сам услы́шит. Сам посла́ Ангела Своего́, и взят мя от ове́ц отца́ моего́, и пома́за мя еле́ем пома́зания своего́. Бра́тия моя́ добри́ и вели́цы, и не благоволи́ в них Госпо́дь. Изыдо́х в сре́тение иноплеме́ннику, и прокля́т мя идо́лы свои́ми. Аз же, исто́ргнув меч от него́, обезгла́вих его́, и отъя́х поноше́ние от сыно́в Изра́илевых.

По 20-й кафисме, Трисвятое

Tажe тропари, глас 8:

Испо́лнение всех благи́х Ты еси́, Христе́ мой, испо́лни ра́дости и весе́лия ду́шу мою́, и спаси́ мя, я́ко Еди́н Многоми́лостив.

Слава: Аще и согреши́х, Христе́ Спа́се мой, пред Тобо́ю, ино́го Бо́га ра́зве Тебе́ не вем, дерза́ю же на Твое́ благоутро́бие, обраща́ющагося приими́ мя, Благоутро́бне Отче и Сы́не единоро́дне и Ду́ше Святы́й, я́ко блу́днаго сы́на, и спаси́ мя.

И ныне: Ино́го прибе́жища и те́плого предста́тельства, ра́зве Тебе́, не вем, я́ко дерзнове́ние иму́щи ко иже из Тебе́ рожде́нному, Влады́чице, помози́ и спаси́ мя, раба́ Твоего́.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мой, поми́луй мя, гре́шнаго, и прости́ ми, недосто́йному рабу́ Твоему́, ели́ка Ти согреши́х чрез все живота́ моего́ вре́мя, и да́же до днесь, и а́ще что я́ко челове́к согреши́х, во́льная моя́ прегреше́ния и нево́льная, де́лом и сло́вом, я́же умо́м и мы́слию, я́же от совосхище́ния и невнима́ния, и мно́гия моея́ ле́ности и небреже́ния. Аще же и́менем Твои́м кля́хся, а́ще же лжекля́хся, или́ ху́лих мы́слию, или́ кого́ укори́х, или́ оклевета́х, или́ опеча́лих, или́ в не́чесом прогне́вах, или́ окрадо́х, или́ блу́дствовах, или́ солга́х, или́ та́йно ядо́х, или́ друг дости́же ко мне, и презре́х его́, или́ бра́та оскорби́х и преогорчи́х, или́ стоя́щу ми на моли́тве и псалмопе́нии, ум мой лука́вый на лука́вая обхожда́ше, или́ па́че ле́паго наслади́хся, или́ безу́мно сме́яхся, или́ кощу́нно глаго́лах, или́ тщесла́вихся, или́ горди́хся, или́ добро́ту су́етную ви́дех и от нея́ прельсти́хся, или́ неле́пая мне поглуми́хся. Аще в чесо́м о моли́тве мое́й неради́х, или́ за́поведей духо́внаго моего́ отца́ не сохрани́х, или́ праздносло́вих, или́ и́но что лука́вое сотвори́х, сия́ бо вся и вя́щшая сих соде́ях, и́хже ниже́ по́мню. Поми́луй, Го́споди, и прости́ ми вся, да в ми́ре усну́ и почи́ю, поя́, и благословя́, и сла́вя Тя, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Как предыдущий псалом был молитвой о царе, чтобы Бог защитил его и даровал ему процветание, так данный псалом является благодарением за успех, которым Господь благословил его. Мы должны благодарить за тех, о ком молимся, особенно за царей, так как от их успешности зависит наше процветание. Здесь нас учат

(I) благодарить Господа за одержанные царями победы и почести (ст.2-7).

(II) Положиться на силу Бога в том, что Он свергнет врагов Своего царства (ст.8-14). В данном месте имеется в виду Мессия, Царь, и слава Его царства, ибо различные места этого псалма более применимы к Нему, чем к Давиду.

Начальнику хора. Псалом Давида.

Здесь Давид говорит прежде всего о себе, исповедуя, что он радовался силе Божьей и Его спасению, а не могуществу или успешности своих армий. Он побуждает своих подчиненных радоваться вместе с ним и воздать Богу всю славу за одержанные победы. Все это подразумевает Христа и Его победы над силами тьмы, чьим слабым отражением были победы Давида.

1. В этих стихах друзья поздравляют царя с его радостью и веселятся вместе с ним (ст.2): “Господи! силою Твоею веселится царь и мы вместе с ним; то, что приятно царю, нравится и нам” (2 Цар.3:36). Счастлив народ, чей царь уповает на силу Божью и веселится о спасении Божьем, которому нравится видеть успешность царства Божьего и который верит, что Господь поддержит его во всех служениях для блага этого царства. Наш Господь Иисус, исполняя свое великое поручение, полагался на помощь с небес и утешал себя видением великого спасения, которое Он мог совершить благодаря ей.

2. Они возносят Богу хвалу за дела, которые явились причиной веселья их царя.

(1) За то, что Бог услышал их молитвы (ст.3): “Ты дал ему, чего желало сердце его (а ни одна молитва не будет принята, кроме той, которая выражает желание сердца)”, дал именно то, что они просили у Бога для царя (Пс.19:5). Обратите внимание, что милостивые ответы Бога на молитву в какой-то степени требуют нашего смиренного ответа в виде хвалы. Когда Бог дает Христу в наследство язычников, то дает Ему возможность увидеть Его потомков, принимает Его ходатайства за всех верующих и дает Ему желание сердца.

(2) За то, что Он удивил царя Своим благоволением и дал намного больше того, что тот ожидал (ст.4): “Ты встретил его благословениями благости”. Все наши благословения – это благословения благости; они ни в коей мере не зависят от наших заслуг, а мы получаем их лишь благодаря Божьей благости. Но здесь псалмопевец излагает эту мысль в особой манере, подчеркивая, что эти благословения были даны определенным предупредительным образом: это направляло глаз, обогащало душу и делало Бога более желанным, как сказал один человек. Когда Божьи благословения приходят быстрее и оказываются богаче, чем мы ожидали, когда они даются до того, как мы помолились о них, и до того, как мы готовы принять их; более того, когда мы еще опасаемся противоположного исхода событий, тогда можно сказать, что Бог предупредил нас этими благословениями. Ничто не могло быть предупреждающим для Христа, но человечеству не было даровано более предупредительного благословения, чем искупление Христом и все благословенные плоды Его посредничества.

(3) За то, что Бог возвысил его до величайших почестей и ощутимой власти: “Ты возложил на голову его венец из чистого золота и удерживал его там, когда враги пытались сбросить ее”. Обратите внимание, венцы находятся в распоряжении Бога. Ни одна голова не сможет носить его, если Господь не положил его туда; и события покажут, то ли это наказание для этой земли, то ли милость. На голову Христа Бог никогда не надевал венец из золота, а вначале – венец из терний, а потом – венец славы.

(4) За то, что Бог утвердил царя в вечности его царства и тем самым дал ему больше, чем тот мог просить или желать (ст.5): “Когда царь отправлялся в опасные походы, он просил у Тебя жизни, которую отдавал в Твои руки; но Ты дал ему не только просимое, но и долгоденствие на век и век; Ты не только продлил его жизнь более, чем он надеялся, но и убедил в благословенном бессмертии в будущем состоянии и продолжении его царства в Мессии, который должен произойти из его чресл”. Обратите внимание, как часто даяния Бога превосходят наши прошения и надежды, и отсюда сделайте вывод о том, как богат Он в милости к тем, кто призывает Его. Отметьте и обрадуйтесь долготе дней царства Христа. Несомненно, Он умер для того, чтобы мы могли жить через Него, но Он ожил и будет жить вечно; умножению владычества Его и мира нет предела; и благодаря тому, что Он живет, мы будем жить.

(5) За то, что Бог возвысил его к наивысшим почестям и достоинствам (ст.6): “Велика слава его (она намного превосходит славу всех соседствующих владык) в спасении Твоем, которое Ты совершил для него и через него”. Слава, к которой должен стремиться каждый благочестивый человек, – это слава в спасении Господа. Ты возложил на него честь и величие, как ношу, которую он должен нести, как обязанность, о которой он должен отчитаться. Иисус Христос принял от Бога Отца честь и славу (2 Пет.1:17), славу, которую Он имел прежде бытия мира (Иоан.17:5). На Него была возложена обязанность всеобщего правления, и Ему вручена вся власть на небе и на земле.

(6) За то, что Бог даровал ему удовлетворение от того, что Он является каналом для всех благословений человечеству (ст.7): “Ты положил на него благословения на веки; Ты сделал Его универсальным благословением для мира, в котором пребывают и будут благословлены семьи мира; и таким образом Ты возвеселил его радостию лица Твоего, когда созерцал Его труд”. Обратите внимание на дух пророчества, который постепенно возрастает до такой степени, которая характерна для Христа, ибо никто другой не благословлен на веки и тем более в том значении, в котором данное выражение здесь употребляется. И именно о Нем здесь говорится, что Бог возвеселил его радостью лица Своего.

Воспевая эти стихи, мы должны радоваться, видя Его радость, и ликовать, видя Его превознесение.

В этих стихах псалмопевец, научив свой народ с радостью и хвалой взирать на то, что Бог совершил для него и их, учит его с верой, надеждой и молитвой смотреть вперед – на то, что Бог еще совершит. Силою Твоею веселится царь (ст.2), и поэтому мы будем благодарны; царь уповает на Господа (ст.8), и поэтому мы получаем ободрение. Радость и уверенность Христа, нашего Царя, является основанием для нашей радости и уверенности.

I. Они уверены в стабильности царства Давида. По благости Всевышнего, а не благодаря собственным заслугам или силе, оно не поколеблется. Процветание этого царства не будет нарушено; его вера и упование на Бога, которые являются прибежищем его духа, не будут поколеблены. Милости Всевышнего (Его божественного милосердия, силы и владычества) достаточно, чтобы сохранить наше счастье, и поэтому нашего упования на эту милость должно быть достаточно, чтобы заглушить наши слезы. Бог был одесную Христа, когда Тот находился в страданиях (Пс.15:8), и Христос был одесную Бога, находясь в славе, поэтому мы можем быть уверены, что Его царство не поколеблется, а будет вечным.

II. Они уверены в гибели всех нераскаявшихся, непримиримых врагов царства Давида. Таким образом, успех, которым Бог благословил руки Давида, был залогом победы, которую Господь дарует ему над всеми окружившими его врагами, и прообразом повсеместной победы над врагами Христа, которые не хотят, чтобы Он управлял ими. Обратите внимание

(1) на описание его врагов. Они ненавидят Его (ст.9). Они ненавидят Давида, потому что Бог отделил его для себя; ненавидят Христа, потому что ненавидят свет; но они ненавидели, не имея справедливого повода, и во всем этом ненавидели Бога (Иоан.15:23,25).

(2) На замыслы его врагов (ст.12): они предприняли против Тебя злое, составили замыслы; они притворялись, что сражаются лишь против Давида, но их вражда была против самого Бога. Тот, кто нападает на царя Давида, фактически нападает на Бога Иегову. То, что замышлено против религии и инструментов, которые Бог поднимает, чтобы поддержать и продвинуть ее, является злом и непокорством; а Бог воспринимает это как замысел против себя самого и спросит за это.

(3) На их огорчение: “Но не могли выполнить эти замыслы” (ст.12). Их злоба бессильна, и они замышляют тщетное (Пс.2:2).

(4) На раскрытие их замыслов (ст.9): “Десница Твоя найдет ненавидящих Тебя. Хотя они так искусно маскируются, притворяясь друзьями, хотя они смешиваются с преданными подчиненными этого царства и их трудно отличить, хотя они бегут от справедливости и скрываются на высотах, Твоя рука найдет их, где бы они ни находились”. Нельзя избежать всевидящего ока Божьего и нельзя убежать от Его руки; скалы и горы в последнее время будут не лучшим прикрытием, чем фиговые листья в первое время.

(5) На их гибель; это будет их полное истребление (Лук.19:27); огонь проглотит и пожрет их (ст.10). Ад – участь всех врагов Христа – место страшных бедствий и для души, и для тела. “Ты истребишь плод их с земли и семя их” (ст.11). Врагов царства Божьего во все времена постигнет та же участь, и все их потомство в конце концов будет истреблено; всякое противостояние властям, принципам правления и силе будет свергнуто. Ты поставишь их лица целью, и стрелы гнева Божьего поразят их (ст.13). Таковой будет участь дерзких врагов, выступивших против Бога. Огонь гнева Божьего пожрет их (ст.10). Они будут не только брошены в печь огненную (Мат.13:42), но и сами станут раскаленной печью; они будут своими собственными мучителями; воспоминания и ужасы собственной совести станут их адом. Те, которые могли иметь Христа своим владыкой и Спасителем, но отказались и сражались против Него, увидят, что даже самих воспоминаний об этом достаточно, чтобы до самой вечности сделать их раскаленными печами; это червь, который не умирает.

III. С уверенностью они просят Бога, чтобы Он продолжал вступаться за Своего помазанника (ст.14), чтобы Он вступился за него силою Своею, чтобы Он мгновенно воздействовал как Господь Саваоф и Отец духов, мало используя средства и инструменты. И таким образом

(1) Он превознесет Себя и славу имени Своему. “Мы слабы и поэтому, к нашему великому стыду, вступаясь за Тебя, недостаточно активны. Господь, возьми это дело в Свои руки и соверши его без нас, и тогда это будет Твоя слава”.

(2) Тогда они превознесут Его: “Мы будем воспевать и прославлять Твое могущество с большим ликованием”. Чем меньше Бог использует наше служение, избавляя нас, тем больше мы должны возносить за нее свою хвалу.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-20/
http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-psaltir-20-02-2017
http://www.reformed.org.ua/2/825/20/Henry
http://1000-molitv.ru/psalom-20-tolkovanie/
http://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/psaltir/online-audio/20.html
http://www.reformed.org.ua/2/825/20/Henry
http://bibliya-online.ru/psaltir-psalom-22-32/

Ссылка на основную публикацию