Псалом Давида 19
В ободрении, духовной поддержке нуждаются люди, находящие в печали. Не наставление, порицания, а именно слова любви от Господа даруют надежду на благодать Божью и выход из сложной ситуации.
Псалом 19 — благодарственная молитва народа о царе Давиде, переданная в виде ликования, прекрасно подойдет для душевной и духовной поддержки каждого христианина, попавшего в затруднительное положение.
История написания Псалма 19
Правитель Давид проводил много времени в военных походах, возвращался с победой под ликование народа. Псалом 19 относится к благодарственным молитвам по поводу победы или возвращения из трудного похода.
От имени народа псалмопевец:
- просит милости для царя, однако, каждый читающий может проговорить стихи молитвы от имени Господа в жизнь другого человека;
- полон уверенности в просимом, благодати Творца, дарованной по Его обетованию.
Псалом 19 перекликается с благословениями, приходящими от Бога в случае исполнения Его заповедей, изложенных в книге Второзаконие, 28 глава.
По предположению теологов Псалом 19 написан во время победы над войсками сиро-аммонитян, после чего Давид снял с побежденного царя Аммонитского корону и надел ее на себя.
Давид в этой песне является прообразом Иисуса, принесшего на землю спасение от грехов и открывшего двери в вечную жизнь.
Толкование Псалма Давида 19 на русском языке
В своей благодарственной молитве Давид говорит о себе в третье лице.
Псалом 19 — молитва не только народа о царе, но каждого человека о себе самом, дарование уверенности для назидания близких людей.
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева!
3 Да пошлет Он тебе помощь от святилища, с высот Сиона да охранит тебя!
4 Да помянет Он все жертвы твои, и всесожжение твое да будет обильно!
5 Да сотворит тебе Господь по сердцу твоему и всяк замысел твой да исполнит!
6 Возрадуемся мы о спасении твоем, возвеличит нас имя Господа Бога нашего. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего; услышал его с неба святого Своего. Могуча спасающая десница Его.
8 Одни на боевых колесницах, другие на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем.
9 Они споткнулись и пали, а мы встали и укрепились.
10 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда призовем Тебя!
В начале псалма мы читаем обнадеживающее подтверждение любви Всевышнего к каждому из нас в день скорби.
Бог услышит молитвы, возносимое к Нему в трудные периоды жизни так же, как слышал в свое время Давида. Защита в печальные периоды жизни приходит не от наших усилий, не от количества войска у Царя, она заключается в мощи имени Господнего.
Ни власть, ни короны, ни войска порой не в силах даровать спасение, только молитвы верных христиан обладают силой даровать спасение через милость Господню. Велика сила молитвы в единстве веры.
В стихе 4 Давид подчеркивает, что принес много жертв перед лицом Создателя, и он уверен, что каждое жертвоприношение помнит Господь, видит благодарственные сердца.
От современных христиан Творец также ждет жертв, приносимых чистыми устами и сердцами в виде:
- хвалы;
- молитв и постов;
- финансовых приношений;
- помощи нуждающимся.
На заметку! Тучное жертвоприношение означает самое лучшее, то, во что вложено много сил и средств. Во времена царя Давида в жертву приносили животных, самых откормленных, здоровых, без изъяна.
Великое обетование звучит в стихе 5, псалмопевец утверждает, что Бог отвечает на молитвы просящего. Просите, и будет вам дано, сказано в Евангелие от Матвея в 7 главе. Творец не оставляет тех, у кого чистые помыслы, по сердцу молитвенника. Порой ответ на прошения не приходит, ибо просимое было не от чистого сердца или не на добро самого просящего христианина.
В 7 стихе псалмопевец свидетельствует о том, что он уже познал в своей жизни благость Господню, спасение не раз приходило к нему в самые трудные периоды жизни. Бог никогда не оставлял царя Давида без Своей защиты.
Во второй части молитвы благодарения псалмопевец утверждает, что кто-то надеется на свои силы, богатство, а мы хвалимся силой Божиею.
9 стих четко говорится, что, надеющиеся на Господа никогда не упадут, по словам Исаии (Ис.40:31) праведники расправят крылья, как орлы и обновятся в силе Божьей.
В завершении псалма Давида 19 на русском языке звучит прошение народа о спасении царя, государственной власти, духовного попечительства, в надежде псалмопевец просит Бога об открытых Небесах в день молений и прошений.
Важно! Псалом 19 станет утешением в день печали, утверждением помощи Бога и подарком в день осознания своего искупления.
Псалом 19
В конец, псалом Давиду
К исполнению. Псалом Давида.
1 Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.
1 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова,
2 Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя.
2 да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя.
3 Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди.
3 Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твоё да соделает тучным.
4 Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит.
4 Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит.
5 Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя.
5 Мы возрадуемся о спасении твоём и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои!
6 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его.
6 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе – спасение десницей Его.
7 Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.
7 Эти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовём.
8 Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся.
8 Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились.
9 Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.
9 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя.
Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит Его с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.
Псалом 19
Псалом 19 можно отнести к благодарственным молитвам по случаю победы и завершения трудного похода. Несмотря на то, что автором текста псалма 19 является Давид, в тексте идет повествование от третьего лица, от имени его народа. О походах и победах царя Давида ходили легенды, каждое его возвращение на Родину праздновалось и встречалось ликованием. По предположениям исследователей этот псалом был написан после победы над сиро-аммонитянами, когда Давид надел на себя корону, снятую с головы царя аммонитов. Так же бытует мнение, что царя в данной песне представляют как прообраз Иисуса, который принес спасение для грешников и открыл дверь в вечную жизнь.
Текст молитвы псалом 19
На церковнославянском языке
1 Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.
2 Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя.
3 Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди.
4 Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит.
5 Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя.
6 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его.
7 Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.
8 Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся.
9 Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.
На русском языке
1 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова,
2 да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя.
3 Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твоё да соделает тучным.
4 Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит.
5 Мы возрадуемся о спасении твоём и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои!
6 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе – спасение десницей Его.
7 Эти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовём.
8 Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились.
9 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя.
Для чего читают псалом 19?
Псалом 19 достаточно знаменит и часто читается на праздничных службах в церкви и является так называемым царским псалмом. Этот псалом отлично подходит при необходимости духовной поддержки верующего человека, который не может разрешить свое затруднительное положение. Для человека, находящегося в печали необходимы именно слова любви от Господа, которые вселяют надежду на благополучный исход. Молитва обычно произносится на церковнославянском языке вне зависимости от места ее чтения. Однако существуют исключения и православным позволяется читать псалом 19 на русском языке в целях познания и изучения, поскольку церковнославянский язык достаточно сложен для неподготовленного человека.
Толкование
Молитва верующего народа в помощь царю Давиду начинает псалом, а продолжается текст уже повествованием самого автора. Каждый стих 19 псалма пропитан мольбой и прошением. Богословы тесно связывают 19 и 20 псалмы, объясняя это тем, что они были написаны в ходе одних и тех же событий.
- Стих 1: здесь отражается обращение к руководителю хора, сам псалом написан от третьего лица, что не является исключением и уже встречается в Псалтыре. Толкователи считают, что это своеобразная молитва Давида о самом себе.
- Стих 2-3: народ возлагает надежду на помощь Бога в борьбе с врагами Давида, не веря в свои силы. Услышавший просьбы Господь пошлет милость народу во главе с Давидом, восседая на своем месте на горе Сион.
- Стих 4: автор говорит, что каждая жертва, которую принесет Давид вызовет лишь благоволение и милость со стороны Создателя. Жертвоприношение «тучного» то есть жирного животного говорило о том, что приносящий благочестив, ведь готов отдать самое ценное из своего хозяйства.
- Стих 5: псалмопевец надеется, что Бог позволит Давиду удачно свершить свои намерения и одержать победу над врагами.
- Стих 6-9: вновь и вновь иудеи жаждут помощи от Бога, ведь их враги преобладают в силе и количестве. Автор подменяет временные понятия, называя будущее настоящим, где в ходе войны с аммонитянами помазанник Божий почувствует любовь и милость его. Народ истинно верует, что именно Божья сила и помощь помогут противостоять тысячам врагов.
Псалом 19 Давида — текст на русском, толкование, зачем читать
Открывая Псалтирь, люди часто ограничиваются какой-то одной главой. А ведь святые отцы советуют иногда прочитывать священные книги целиком, ну или хотя бы по несколько страниц подряд. Так открывается смысл, который раньше читатель мог не заметить. Например, Псалом 19 составляет единое целое со следующим, поэтому изучать их лучше одновременно.
Текст 19 псалома
Услышит тя Господь в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит Его с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.
В конец, псалом Давиду | К исполнению. Псалом Давида. |
1 Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. | 1 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова, |
2 Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. | 2 да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. |
3 Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. | 3 Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твоё да соделает тучным. |
4 Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. | 4 Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит. |
5 Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. | 5 Мы возрадуемся о спасении твоём и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои! |
6 Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит eго с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. | 6 Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе – спасение десницей Его. |
7 Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. | 7 Эти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовём. |
8 Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. | 8 Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились. |
9 Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя. | 9 Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя. |
Общее содержание
Песнопение использовалось для того, чтобы народ возносил моления за царя. Давид, правитель иудейского государства, много времени проводил на войне. Данный псалом написан по случаю его очередного похода, использовался он и в обычном служении. Псалом 19 делится на две основные части:
- Прошение для царя от лица его народа (2-5 стихи).
- Ликование молящихся о том, что их молитвы исполнены (6-10 стихи).
Давида здесь можно рассматривать как предтечу Спасителя. Царство — это Церковь. В надписании указано, что текст 19 псалма написан Давидом, в этом нет противоречия. Ведь помазанник Божий на земле мог возносить молитвы за себя лично. Не зазорно было ему и составить песнопение, которое впоследствии использовалось бы во время богослужений.
Слушать 19 псалом
Необходимость прошений
В чем же особенная сила соборной (то есть общей) молитвы? Управление государством всегда сопряжено с определенными трудностями. Вот почему верноподданные должны особенно усиленно просить Господа о покровительстве и помощи тем, кто управляет страной. По сей день в христианской церкви существует традиция молиться за представителей власти и, конечно, за духовенство.
Даже благочестивые праведники, такие, как Давид, не должны отказываться от молитвенной поддержки своих друзей. Например, апостол Павел всегда просил учеников просить за него Христа. Властители должны всячески поддерживать верующих, потому что без их молитв Господь может вовсе лишить их благословений. Ведь он не зря дает людям возможность управлять судьбами других — власть должна употребляться лишь во благо! Иначе, как видно на примере Саула, она может быть передана другому.
Правление Давида
Молодой пастух из рода Иудина обладал большой силой, он был красив, одарен красноречием, умом и талантом музыканта. Быстро продвинувшись при дворе Саула, Давид начал вызывать подозрения правителя, хотя сознательно никогда не покушался ни на его жизнь, ни на трон. Господь сам избрал скромного молодого человека Своим ставленником, когда Саул ослушался Божьего приказа.
Многие подданные Саула перешли на сторону Давида и бежали вместе с ним от преследований. Текст 19 псалма не рассказывает этих подробностей, ведь в нем перед нами уже возведенный на трон правитель. Как же он оказался царем? Когда Саул был убит во время очередной битвы с филистимлянами. В сражении пали и трое его сыновей. Как говорит Священное Писание, Господь покарал своего непокорного слугу за то, что он обратился к волшебнице накануне боя.
Оставшись без правителя, старейшины сами пришли к Давиду, который укрывался в Хевроне. Давид завоевывает Иерусалим и переносит туда Ковчег, в его намерениях — строительство Храма. Однако пророк Нафан говорит, что это дело будет поручено Богом его сыну. Так и вышло — Храм построил Соломон, отпрыск Давида и Вирсавии.
Хотя правитель часто воевал, большинство его походов были вынужденными и своей целью имели защиту государства от многочисленных врагов:
Оборонительные походы заканчивались тем, что царство Давида только расширялось. Он поделил страну на 12 районов, где были собственные гражданские и религиозные институты. Именно Давид сделал Иерусалим религиозным центром страны, куда совершали паломничества со всей Иудеи.
Богословское толкование 19 псалма
19 Псалом, как и другие, требует внимательного прочтения. Он делится по смыслу на две основные части — с 1 по 6 стих и с 7 по 10.
Часть 1
Здесь внимательный христианин извлечет для себя важный жизненный урок — даже высокопоставленный, успешный и благочестивый человек не должен пренебрегать молитвой. У Давида в подчинении были священники, народ, много хороших преданных друзей. Но он не считал, что их молитвы заменят его собственные, никогда не пренебрегал общением с Богом.
Хотя правителя защищала армия, состоящая из сильных воинов, царь просил о защите Бога. Имя Господа было ему надежным прибежищем, крепкой башней, в которой можно укрыться от врагов.
- В третьей строке говорится о помощи из святилища и с Сиона. Ковчег, который хранился как великая святыня, имел большое сакральное значение. Он напоминал об особенном Божьем благоволении к избранному народу. Поэтому просящий надеется, что небесная сила поможет ему исполнить обещания, а молитва, вознесенная в святом месте, будет иметь особенную силу.
Сила с Сиона — особенная духовная сила, которая живет внутри верующего. О ней мы должны просить, желать ее для своих ближних, особенно когда им нужна помощь в служении или сложных обстоятельствах.
- В 4 стихе вспоминается чуд, когда Господь послал огонь с небес и попалил жертву Авраама. Это дало понять всем окружающим, что она благоугодна. Сегодня христиане не приносят в жертву животных. Но они могут судить о том, принята ли духовная жертва. Если Дух Святой возжигает огонь благочестивой любви и праведности — значит, Господь слышит нас.
Псалом 19 можно воспевать только с твердой верой в сердце. Если ее нет, или она пока не окрепла, всегда помните, что веру можно взращивать в своем сердце, подобно цветку. А почвой и водой должно служить чтение Священного Писания. Повторяя благочестивые строки, верные дети Божьи должны испытывать добрые желания о честном служении — каждый на том месте, на которое поставил его Господь.
Некоторые богословы усматривают в строках пророчество о пришествии Сына Божия, который человеческую генеалогию ведет именно от Давида. Господь дал ответ на все молитвы, которые звучали от создания мира. Он проявил свою любовь тем, что прислал в мир единственного Сына. Иисус Христос добровольно совершил дело нашего спасения. Разве может быть более щедрая жертва, более глубокая любовь?
Часть вторая
Следующие строки написаны от первого лица — Давид говорит сам от себя. Он выражает радость, поскольку видит, как молятся о нем окружающие. Господь послал с небес добрый знак — ведь расположение к молитве является тоже ни чем иным, как даром Святого Духа. Оно дается лишь тем, кто страждет общения с высшими силами. Когда человек не только устами произносит слова Священного Писания, но и стремится исполнять их сердцем, то происходит утверждение в вере.
В 8 стихе показана разница между людьми мирскими и Божьими, благочестивыми. Ее можно увидеть в том, на что возлагаются надежды. Мирские души полагаются на коней и физическую силу, большое количество крепких воинов. Израильтяне ведут себя по-другому. Хотя у них нет такого вооружения, они и не стремятся его иметь, поскольку надеются лишь на Бога. В таком контексте многие никогда не воспринимали Псалом 19, поэтому лучше внимательно послушать его еще раз.
Главное для святых праведников — отношения с Богом, правильное восхваление Имени Его. Это все, что необходимо для счастья на земле и в будущей жизни. Для обычного суетного человека, привязанного к этому миру, подобное поведение кажется безумием. Но для того, кто судьбу вверяет небесному владыке, все с точностью до наоборот. Пышная колесница перевернется, лошади устанут, что станет делать тот, кого не защищает Бог? Самый верный путь к процветанию и утверждению — послушание Богу и надежда на Него.
- Заключительный 10-й стих является славословием о владыке земном — народ просит спасти царя. Это просьба двоякая — здесь не только пожелание удачи Давиду, но и желание того, чтобы он сам стал благословением для своих подданных.
Также данные слова можно отнести и к Царю славы, Господу Иисусу Христу — народ ожидает пришествия Мессии, хочет чтобы его обращения были услышаны Сыном Божиим, который сможет передать их Своему Отцу.
Для чего читают 19 псалом?
По мнению Арсения Каппадокийского, его воспевание помогает супругам, которые не могут завести ребенка. Но существует и другое применение — с помощью текста можно получить духовное ободрение. Неважно, будете вы его читать на русском или другом языке — Господь понимает любой. Главным является сердечное расположение человека к молитве.
Псалтирь | псалом 19
Воля Божья заключается в том, чтобы молитвы, ходатайства и благодарения за царей и всех правителей совершались особым образом. Этот псалом является молитвой, а следующий – благодарением за царя. Давид был воинствующим правителем и большую часть времени занят войной. Этот псалом был написан либо по случаю какого-то его особого похода, либо в общем, как образец для использования в обычном служении Церкви. В этом псалме мы можем увидеть:
(I) чего народ просит у Бога для царя (ст. 2-5);
(II) с какой уверенностью они просят этого. Ликует народ (ст. 6), владыка (ст. 7) и они вместе (ст. 8,9). Поэтому псалмопевец заканчивает псалом молитвой Богу, прося Его выслушать (ст. 10). В этом Давида можно рассматривать как прообраз Христа, чьим царством среди людей во все века была Церковь, а Давид – его искренним доброжелателем.
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 2-6. Эта молитва о Давиде озаглавлена «псалом Давида»; и в этом нет ни малейшего абсурда, ибо псалмопевец был особым божественным образом вдохновлен, чтобы составить инструкцию или образец молитвы, которую можно было использовать в церкви для молитвы о себе и о тех, кто был у власти под его руководством. Более того, эта молитва вполне подходит для тех, кто нуждается в молитвах друзей и хочет сказать им, что именно друзья должны просить у Бога для них. Даже великие и благочестивые мужи, которые знают очень хорошо, как молиться о себе, должны не пренебрегать, а искренне желать, чтобы другие, даже их подчиненные, молились о них. Павел часто просил своих друзей молиться о нем. Власти должны высоко ценить и ободрять молящихся людей, так как от этого зависит их сила (Зах 12:5,10), и делать все возможное, чтобы люди были заинтересованы в молитве о них, и не предпринимать против них действий, чтобы не лишиться их молитв. Обратите внимание,
I. Что в этих стихах Давид учит их просить у Бога для царя.
1. Чтобы Бог ответил на его молитвы: «Да услышит тебя Господь в день печали (ст. 2), да исполнит Господь все прошения твои (ст. 6)». Обратите внимание:
(1) даже самый великий из мужей может оказаться в беде. У самого Давида было много печальных дней, разочарований, бедствий, когда его попирали ногами, и трудностей. Ни венец на голове, ни благодать в сердце не могли избавить его от них.
(2) Даже величайшие мужи должны много молиться. Давид, будучи занятым человеком, военачальником, был постоянен в молитве. Хотя у него были пророки, священники и много других хороших людей среди подчиненных, которые молились о нем, в то же время он не считал, что это дает ему повод не молиться о себе. Пусть же ни один верующий не надеется получить ответ на церковную молитву, молитву своих служителей или друзей о нем, если сам, будучи в состоянии помолиться о себе, в то же время пренебрегает молитвой. Мы должны желать, чтобы другие молились о нас, но их молитвы не должны звучать вместо наших и главенствовать. Счастлив народ, имеющий молящихся правителей, после чьих молитв он может сказать: «Аминь».
2. Чтобы Бог защитил его и сохранил ему жизнь во время военных действий: «Да защитит тебя имя Бога Иаковлева и поставит тебя вне пределов досягаемости твоих врагов».
(1) «Пусть Бог Своим провидением сохранит тебя, тот Бог, который сохранил Иакова в день печали». Давида охраняли сильные воины, но он вручает себя и народ вручает его под защиту всемогущего Бога.
(2) «Пусть Бог Своей благодатью избавит тебя от страха перед злом. Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник верою — и безопасен (Прит 18:11). Пусть Давид сможет укрыться в этой крепкой башне, как он делал это много раз».
3. Чтобы Бог помог ему продолжать свое дело для общего блага, чтобы в день сражения Он послал ему помощь из святилища и подкрепление с Сиона (ст. 3);
и чтобы это было не обычное провидение, а взятое из ковчега завета, которое несет особое благоволение Бога к избранному народу Израиля; чтобы Бог помог ему, совершая обетования и в ответ на молитвы, вознесенные во святилище. Милости из святилища самые приятные: доказательства особой любви Бога, Божьи благословения и то, что мы принадлежим Ему. Сила с Сиона – это духовная сила, сила души, сила во внутреннем человеке и то, чего мы больше всего должны желать для себя и других в служении и в страданиях.
4. Чтобы Бог засвидетельствовал, что Он принимает жертвы, вознесенные с молитвами в соответствии с законом того времени, перед тем как царь отправится в опасный поход: «Да воспомянет Господь все жертвоприношения твои и всесожжение твое превратит в пепел (ст. 4), то есть пусть Бог дарует тебе победу и успех, о которых ты просил в молитве с жертвами, и таким образом даст нам полное доказательство того, что Он принял жертву, как всегда это делал, посылая огонь с небес». Мы можем знать, что Господь принимает наши духовные жертвы, если Своим Духом Он зажигает в наших душах святой огонь благочестивой и божественной любви, которая побуждает наши сердца гореть.
5. Чтобы Бог увенчал успехом все его предприятия и благородные замыслы ради общественного благополучия (ст. 5): «Да даст тебе Господь по сердцу твоему». Об этом приближенные Давида могли молиться в вере, так как знали, что он был человеком по сердцу Богу и поступал лишь так, чтобы угодить Ему. Тот, кто прежде всего стремится прославить Господа, может надеяться, что Он тем или иным образом удовлетворит его просьбы; а тот, кто живет так, как того желает Бог, может быть уверен, что Господь исполнит его желания. «Положишь намерение, и оно состоится у тебя».
II. Какую уверенность они имеют в том, что получат хороший ответ на эти прошения о себе и о своем добром царе (ст. 6): «Мы возрадуемся о спасении твоем. Мы, Твои слуги, возрадуемся о спасении и процветании нашего правителя»; или, другими словами: «О Господь! В Твоем спасении, в Твоей силе и обетовании спасать мы возрадуемся, то есть на него мы полагаемся сейчас, и в конце оно будет поводом, чтобы мы возрадовались». Сердце того, кто направил свой глаз на спасение Господа, исполнится радостью об этом спасении: «Во имя Бога нашего поднимем знамя».
(1) «Мы развяжем войну во имя Его; мы увидим, что наша цель благая и сделаем Его славу целью нашего каждого похода; мы спросим совета у уст Его и возьмем Его вместе с нами; мы будем следовать в Его направлении, умолять Его о помощи и уповать на нее; мы отдадим в Его руки исход событий». Давид выступил против Голиафа во имя Господа Саваофа (1Цар 17:45).
(2) «Мы будем праздновать наши победы во имя Его. Когда мы поднимем наши знамена и трофеи с ликованием, это будет сделано во имя нашего Бога; Он получит всю славу от нашего успеха, и ни один из инструментов не получит и малой части почестей, которые принадлежат Ему».
Воспевая эти стихи, мы должны приносить Богу наши сердечные благочестивые желания о добром управлении, под которым сейчас находимся, и его процветании. Но мы можем смотреть дальше: эти молитвы о Давиде являются пророчествами относительно Христа, Сына Давидова, и в Нем был получен щедрый ответ; Он совершил дело нашего искупления и вступил в войну с силами тьмы. В день скорби, когда Его душа была особенно переполнена печалью, Господь услышал Его – «Он услышан был за Свое благоговение» (Евр 5:7), – и послал Ему помощь из Святилища, ангела с небес, чтобы укрепить Его, узнать о Его жертве за грех, которой стала Его душа, принять Его всесожжения и превратить их в пепел; огонь должен был объять грешника, прикрепленного к жертве, которая была благоугодна Богу. И Он даровал Ему то, что было у Него на сердце, дал Ему возможность увидеть муки Его души для Его удовлетворения, протянул в руке Свое благоволение, исполнил все Его прошения о Нем самом и о нас. Отец всегда слышит Его прошения и отдает им предпочтение.
Стихи 7-10. В этих стихах I. Давид ликует, так как о нем молятся добрые люди (ст. 7): «Ныне познал я (я, написавший этот псалом, знаю это), что Господь спасает помазанника Своего, ибо Он возбудил сердца потомков Иакова молиться о нем». Обратите внимание: когда Бог изливает на людей дух молитвы, это сулит блага для любого владыки и народа и вполне может быть воспринято как счастливое предзнаменование. Если Господь видит, что мы ищем Его, то мы найдем Его; если Он побуждает нас уповать на Его слово, то скоро Он утвердит его для нас. И теперь, когда так много людей, стремящихся в небеса, молится о Давиде, он не сомневается, что Бог услышит его и пошлет ему добрый ответ, который (1) исходит с небес, ибо Господь отвечает ему со святых небес Своих, прообразом которых было святилище (Евр 9:23), с престола, который Он приготовил на небесах и прообразом которого был ковчег завета.
(2) Будет иметь свое воздействие здесь, на земле, ибо Господь отвечает ему могуществом спасающей десницы Своей; Он даст действенный ответ на его молитвы и молитвы его друзей о нем, но не в письме и не словом из уст Своих, а, что намного лучше, Своей десницей, могуществом спасающей десницы своей. Таким образом, совершив благо для него, Бог даст понять, что слышит его.
II. Его народ ликует в Боге, радуется взаимоотношениям, установленным с Ним, откровению о Нем самом, дарованному им. Всем этим они отличаются от тех, кто живет без Бога в этом мире. Обратите внимание (1) на разницу между мирскими и благочестивыми людьми в том, на что они надеются (ст. 8). Чада этого мира полагаются на побочные причины и думают, что все хорошо, если они улыбаются им; они надеются на свои колесницы и коней, и чем больше их они могут вывести в поле, тем более уверены в своих военных победах. Возможно, в этом месте Давид имел в виду сирийцев, чья армия в основном состояла из колесниц и всадников, как мы видим это из истории побед Давида над ними (2Цар 8:4; 10:18). «Нет, -говорят израильтяне, – у нас нет ни колесниц, ни лошадей, на которых можно надеяться, да мы и не хотим их. А если бы мы и имели их, то не строили бы на этом свои надежды на успех. А мы именем Господа Бога нашего хвалимся; а мы вспомним и будем полагаться на имя Господа, Бога нашего, на отношения, в которых мы находимся с Ним как с Господом, Богом нашим, и на знания, которые мы имеем о Нем благодаря имени Его», то есть все те знания, которые Он дал нам о Себе. Все это мы будем помнить, и каждое воспоминание будет ободрять нас. Отметьте: тот, кто сделал Бога и Его имя своей хвалой, может положиться на Него и уповать на Его имя.
(2) На источник их уверенности, по которому мы можем судить о мудрости их выбора. Вещи являются такими, какими они оказываются. Посмотрите, кто в конце постыдится своего упования, а кто – нет (ст. 9). «Те, которые уповают на свои колесницы и лошадей, поколеблются и падут, а их колесницы и кони не только не спасут их, но и помогут им утонуть и сделают их более легкой и богатой добычей для победителя (2Цар 8:4). Мы же, уповающие на имя Господа, Бога нашего, не только будем стоять прямо и основательно, а встанем и выступим против врага и победим его». Обратите внимание: верующее и послушное упование на Бога и Его имя является самым верным путем к продвижению и утверждению, чтобы встать и стоять прямо; и это удержит нас, когда все другие упования подведут тех, кто надеялся на них.
III. Они заканчивают свою молитву о царе славословием: «Господи! спаси царя…» (ст. 10). Читая этот стих, мы можем воспринять его не только как молитву, чтобы Бог благословил царя: «Господи, спаси царя и даруй ему успех!», но и просьбу, чтобы Он сделал его благословением для них. «Пусть царь услышит нас, когда мы взываем к нему о справедливости и милости»12 . Тот, кто хочет иметь хороших правителей, должен молиться о них такими словами, ибо они, как и все другие творения, являются такими, какими Бог их делает. Или же эти слова могут относиться к Мессии, Царю царей: «Пусть Он услышит нас; пусть Он придет к нам в соответствии с обетованием в назначенное время; пусть Он, как великий Учитель молитв, примет все наши прошения и представит их Отцу». Но многие толкователи по-другому трактуют этот стих, изменяя паузу: «Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе». Таковым является резюме всего псалма, и в таком виде он включен в Английскую литургию: «Господи! Спаси царя и милостиво услышь, когда мы будем взывать к Тебе».
Воспевая эти стихи, мы должны ободрять себя уповать на Бога, побуждать себя молиться ревностно (что является нашей обязанностью) о властях, чтобы под их начальством нам вести тихую и мирную жизнь в благочестии и честности.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Эти псалмы представляют две части произведения, посвященного одному и тому же предмету. В XIX псалме излагается молитва к Богу от лица народа о даровании Давиду победы над врагами, владевшими большими боевыми силами (Пс.19_8). Кивот Завета тогда находился на Сионе (Пс.19_3). В XX псалме приводится благодарственная песнь Богу за дарованную победу, настолько блестящую, что Давид, уничтоживший врагов в большой массе ( Пс.20:10, 13 ), надел на себя корону с головы противника – царя, корону, украшенную дорогими камнями ( Пс.20:4 ). Такое событие было во время борьбы Давида с сиро-аммонитянами, когда он, после победы над врагами, по взятии Раввы Аммонитской, взял венец царя Аммонитского и надел на свою голову, а народ, бывший в городе, истребил ( 2Цар. 12:30–31 ).
Пс.19:1 . Начальнику хора. Псалом Давида.
В обоих псалмах говорится о Давиде в третьем лице. Мы сказали, что псалмы представляют молитву за Давида народа. Можно считать эти псалмы даже и молитвой Давида о себе самом. Говорить о себе в третьем лице не представляет особенности и исключительности такой формы; подобное мы встречаем, напр., и в Пс. 17:51 , 71и др.
Пс.19:2 . Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
Да услышит Господь молитву царя о помощи в борьбе с врагом (2–6)! Народ надеется не на свою силу, а на Бога, и враги его пали (7–10).
Пс.19:4 . Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.
«Да воспомянет все жертвоприношения. соделает тучным» , – пусть всякая жертва, приносимая Давидом, вызовет благоволение со стороны Бога к нему. Тучное (жирное) животное, приносимое в жертву, свидетельствовало о благочестии и благоговении приносящего, так как оно показывало, что человек жертвует Богу самое дорогое из своих животных.
Пс.19:5 . Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
«Намерения» – план; пусть Господь даст возможность Давиду удачно выполнить свой план борьбы с врагами.
Пс.19:7 . Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
«Ныне познал я» – прешедшее вместо будущего; ныне, т. е. в настоящую войну с сиро-аммонитянами, обнаружится как любит ( «спасает. отвечает» ) Господь своего помазанника.
Евреи жаждут божественной помощи, так как военные силы борющихся сторон неравны: “иные” ( Пс.19:8 ), т. е. враги, обладали большим количеством боевых колесниц, чему евреи могут противопоставить только свою веру в Бога и надежду на Его помощь.
Псалом 19
А.П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом 19
19 и 20 – эти псалмы представляют две части произведения, посвященного одному и тому же предмету. В XIX Пс излагается молитва к Богу от лица народа о даровании Давиду победы над врагами, владевшими большими боевыми силами (8 ст.). Кивот Завета тогда находился на Сионе (3 ст.). В XX Пс приводится благодарственная песнь Богу за дарованную победу, настолько блестящую, что Давид, уничтоживши врагов в большой массе (10 и 13 ст.), надел на себя корону с головы противника – царя, корону, украшенную дорогими камнями (4 ст.). Такое событие было во время борьбы Давида с сиро-аммонитянами, когда он, после победы над врагами, по взятии Раввы Аммонитской, взял венец царя Аммонитского и надел на свою голову, а народ, бывший в городе, истребил (2 Цар XII:30-31).
В обоих псалмах говорится о Давиде в третьем лице. Мы сказали, что псалмы представляют молитву за Давида народа. Можно считать эти псалмы даже и молитвой Давида о себе самом. Говорить о себе в третьем лице не представляет особенности и исключительности такой формы; подобное мы встречаем, напр., и в Пс XVII:51 ст., в Пс LXXI и др.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.
2. Да услышит Господь молитву царя о помощи в борьбе с врагом (2-6)! Народ надеется не на свою силу, а на Бога, и враги его пали (7-10).
3 Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.
4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.
4. “Да воспомянет все жертвоприношения. соделает тучным”, – пусть всякая жертва, приносимая Давидом, вызовет благоволение со стороны Бога к нему. Тучное (жирное) животное, приносимое в жертву, свидетельствовало о благочестии и благоговении приносящего, так как оно показывало, что человек жертвует Богу самое дорогое из своих животных.
5 Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.
5. “Намерения” – план; пусть Господь даст возможность Давиду удачно выполнить свой план борьбы с врагами.
6 Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.
7 Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.
7. “Ныне познал я” – прешедшее вместо будущего; ныне, т. е. в настоящую войну с сиро-аммонитянами, обнаружится как любит (“спасает. отвечает”) Господь своего помазанника.
Евреи жаждут божественной помощи, так как военные силы борющихся сторон неравны: “иные”, т. е. враги, обладали большим количеством боевых колесниц, чему евреи могут противопоставить только свою веру в Бога и надежду на Его помощь.
8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:
9 они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.
10 Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать [к Тебе].
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источники:
http://www.molitvoslov.com/text325.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-19/
http://bogolub.info/psalom-19-davida/
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/19/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/19
http://www.my-bible.info/biblio/tolkovaja-biblija-lopuhina/psaltyr/txt19.html
http://www.molitvoslov.com/text326.htm