Псалом 15

Псалом 15

Столпописание, Давиду

Надпись на столбе, Давида.

1 Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.

1 Сохрани меня, Господи, ибо я на Тебя уповаю.

2 Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши.

2 Я сказал Господу: “Ты – Господь мой, ибо в благах моих не нуждаешься”.

3 Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.

3 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них.

4 Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.

4 Умножились немощи их, вслед за тем в суету погрузились. Сборищ их не соберу я за кровь, не помяну и имён их устами моими.

5 Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне.

5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.

6 Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно eсть мне.

6 Верви мне выпали в наилучших местах, и вот, наследие моё – лучшее для меня.

7 Благословлю Господа, вразумившаго мя, eще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; а ещё и до ночи наставляла меня внутренность моя.

8 Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся.

8 Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он – справа от меня, чтобы я не поколебался.

9 Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, eще же и плоть моя вселится на уповании.

9 Потому возвеселилось сердце моё и возрадовался язык мой, а ещё и плоть моя упокоится в надежде.

10 Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.

10 Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.

11 Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец.

11 Ты показал мне пути жизни, Ты исполнишь меня радости пред лицом Твоим. Наслаждения в деснице Твоей – до конца!

Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Pex Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты еси устрояяй достояние мое мне. Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно есть мне. Благословлю Господа, вразумившаго мя, еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец.

Псалом 15

Еврейская надпись псалма 15 переводится как «Золотая поэма», а славянское «столпописание» указывает на огромную ценность его содержания. По надписанию, а также по свидетельству книги Деяний Святых Апостолов (2:25-28 и 13:35-36) известно, что этот псалом принадлежит Давиду.

Текст молитвы псалом 15

В церкви псалом 15 читается на церковнославянском языке, но дома можно читать и на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко на Тя упова́х.

2 Рех Го́сподеви: Госпо́дь мой eси Ты, я́ко благи́х мои́х не тре́буеши.

3 Святы́м, и́же суть на земли́ Его, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них.

4 Умно́жишася не́мощи их, по сих ускори́ша: не соберу́ собо́ры их от крове́й, ни помяну́ же име́н их устна́ма мои́ма

5 Госпо́дь часть достоя́ния моего́ и ча́ши моея́, Ты eси́ устроя́яй достоя́ние мое́ мне.

6 У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне.

7 Благословлю́ Го́спода, вразуми́вшаго мя, eще́ же и до но́щи нака́заша мя утро́бы моя́.

8 Предзре́х Го́спода предо́ мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю менé eсть, да не подви́жуся.

9 Сего́ ра́ди возвесели́ся се́рдце мое́, и возра́довася язы́к мой, eще́ же и плоть моя́ всели́тся на упова́нии.

10 Яко не оста́виши ду́шу мою́ во а́де, ниже́ да́си преподо́бному Твоему́ ви́дети истле́ния.

11 Сказа́л ми eси́ пути́ живота́, испо́лниши мя весе́лия с лице́м Твои́м, красота́ в десни́це Твое́й в коне́ц.

На русском языке

1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.

4 Умножились немощи их, затем в суету погрузились. Я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

История написания

Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.

В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).

Толкование псалма 15

По полноте в развитии мыслей, по краткости их выражения, а также из-за недостаточной ясности текст псалма 15 является одним из самых сложных для толкования.

  • Стих 1: Мысль этих слов повторяется в большинстве псалмов Давида и свидетельствует о необыкновенной глубине и силе его преданности и веры. Всю свою надежду, «все упование» жизни Давид видел только в Господе, и только от него мог ждать помощи в тот момент, когда он оказался вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по вере и крови.
  • Стих 2: Как упоминалось выше, под «благами» можно понимать жертвы. Предназначение этих жертв заключается в том, чтобы пробудить в человеке осознание своей греховности перед Господом и желание примирения с ним. Бог же не требует от Давида жертв, потому что он потребовал от него служения делами и мыслями, то есть всем существом своим.
  • Стих 3: Здесь «святые» — это еврейский народ, как избранник Бога, находящийся под его исключительным руководством и покровительством и призванный быть святым народом. «Земля» — это Палестина, а «дивные» — священники, пользующиеся уважением и почетом в народе. Давида влечет к истинным пастырям, к родному народу, к родной земле.
  • Стих 4-5: Так как есть только один истинный Бог – Иегова, то и милостей может ждать только тот, кто верует в него. А лишения, «скорби» достанутся тем, кто почитает чужих богов.
  • Стих 6: «Межи мои» — это пределы моих владений (полей), границы. Такой участок владений мил Давиду.
  • Стих 7: По всей видимости, во время пребывания среди филистимлян Давиду было откровение от Бога, которым он «был вразумлен».
  • Стих 8: Давид постоянно видит помощь от Господа, которая оберегает его от всяческих падений и несчастий. И даже будучи среди язычников он уверен, что будет спасен.
  • Стих 9-10: Осознание постоянного покровительства Господа являлось источником глубокой внутренней радости Давида, которая проявлялась и внешне («возвеселился язык мой»). Это же покровительство вселило в него глубокую уверенность в том, что он не погибнет и его тело даже не увидит тления. Но как свидетельствует книга Деяний (2:29, 13:36), эта уверенность не оправдалась. Давид умер, как и все люди, а его тело истлело. Поэтому означенные слова в большей степени относятся ко Христу, тело которого воскресло и не познало тления.
  • Стих 11: Заключительный стих представляет собой вывод из всего содержания псалма 15. Воспевается радость от общения с Богом.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Еврейское надписание miktam – «Золотая поэма», славянское – «столпописание» указывают на ценность содержания псалма. У всех народов древнего и нового мира существовали и существуют обычаи увековечивать память о важных событиях и лицах постановлением разных сооружений в честь их. «Столпописание» указывает, что содержание псалма по своей ценности и важности заслуживает быть написанным на столпе во всеобщее сведение и на хранение в памяти потомства. С рус. языка «песнь» указывает на вокальное исполнение псалма. Как по надписанию, так и по свидетельству кн. Деяний ( Деян. 2:25–28, 13:35–36 ) псалом принадлежит Давиду. Относительно времени написания псалма можно найти указания в его содержании. Во Пс.15_2 ст. Бог не требует от Давида “благих” . Под последним выражением можно разуметь жертвы, составлявшие главнейшую и обязательную часть ветхозаветного культа. Когда Бог не требовал от Давида жертв, находим указание в Пс.15_3 ст. Под “святыми « здесь разумеются евреи, как народ Богоизбранный, получивший от Бога великие обетования и призванный к великому служению. Давид в этом псалме отличает себя от евреев, живших на земле «Его», т. е. назначенной ему Богом, Палестине: значит, в означенное время он вне евреев, не в Палестине, а за ее пределами. В Пс.15_4 ст. Давид изображает нечестие окружавших его людей, но в этом нечестии, в служении ложным богам, он не принимает никакого участия. Все это рисует Давида находящимся вне своего народа, вне возможности приносить Богу жертвы, окруженным язычниками. Таким же положение Давида было при Сауле, когда он от его преследований вынужден был бежать в Секелаг, к филистимскому царю Анхусу ( 1Цар. 27:1–7 ).

Сохрани меня, Господи! Я взываю к Тебе, и стремлюсь к святым на Твоей земле (1–3). Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой – Ты (4–6). Я благословляю Тебя, который научал и подкреплял всегда меня (7–8). Я уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство (9–11).

По недостаточной ясности и полноте в развитии мыслей и по краткости выражения последних этот псалом считается одним из самых трудных для толкования.

Пс.15:1 . Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

Мысль этого стиха, повторяющаяся в большинстве псалмов Давида, свидетельствует о необыкновенной силе и глубине его веры и преданности Богу. Давид всю надежду, «все упова ние» жизни полагал только в Боге, и только от Него он и ждал помощи как всегда, так и особенно в данном случае, когда он был вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по крови и вере,

Пс.15:2 . Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

Под “благами” , как мы упоминали, можно разуметь жертвы. Назначение последних состояло в том, чтобы возбуждать в человеке сознание своей греховности пред Богом и этим жажду примирения с Ним; поэтому-то они составляли самую важную и существенную часть ветхозаветного культа. Все евреи обязаны были приносить жертвы, и уклонение от них было преступлением пред Богом и каралось законом. Бог не требует от Давида “благих” , т. е. жертв, не вменяет ему в преступление непринесение последних, и это потому, что Он потребовал от него служения себе всем существом – мыслями и делами. В этой отмене по отношению к Давиду соблюдения общеобязательного Закона Моисеева заключалось предуказание, что Закон Моисея не есть нечто вечное и неизменяемое, но что он является лишь временным средством, воспитывающим евреев в известном направлении, и что он может быть заменен высшим видом Богоугождения.

Пс.15:3 . К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое.

“Святым и» здесь называется народ еврейский, как избранник Божий, находящийся под Его особенным покровительством и руководством и призванный быть народом святым.

Земля – Палестина, “Дивны е Твои” – или старейшины народа, или священники. «Дивный» здесь равнозначащие – знаменитый, известный, каковыми и были священники, как служители Господа, пользовавшиеся почетом и уважением в народе. К родной земле, родному народу, истинным пастырям «все желание» Давида, все влечение его из чуждой страны.

Пс.15:4 . Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

Пс.15:5 . Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.

Так как Иегова только истинный Бог, то и милостей заслуживает тот, кто Его почитает, а “скорби” , лишения да достанутся тем, кто верует, течет к чужим богам.

Под этими текущими к чужим богам Давид разумеет здесь, главным образом, окружающих его язычников, боги которых были “чуж ими», не истинными. Давид отказывается принять участие в их «кровавых возлияни ях» и никогда не произнесет “их имен” , так как его “наследи ем», его уделом является один Бог. Из этого противоположения своего “наследия” , т. е. Бога, “имен ам» язычников можно заключить, что Давида хотели привлечь окружавшие его язычники к чествованию своих богов и к кровавым жертвоприношениям ( “кровавы е возлияни я») в честь их. Так и было действительно. Анхус, у которого жил Давид, высоко ценя военные дарования последнего, очень желал привлечь его на свою сторону, заставить его отречься как от своего народа, так и от своей веры в Иегову, Бога еврейского.

Пс.15:6 . Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

“Межи мои” , т. е. границы, пределы моих владений, полей, прошли по прекрасным местам и такой участок владений Давиду приятен. Таким уделом Давид ранее назвал Бога. Всего себя он отдает Ему на служение, вне последнего он считает невозможным существовать. “Приятно сть удела» здесь то же, что и высота предмета привязанности, его необыкновенная сила и величие.

Пс.15:7 . Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

Вероятно Давиду, во время его пребывания среди филистимлян, было откровение от Бога, о котором не сообщается в исторических книгах, и этим откровением он «был вразумлен», как ему поступать. – «Учит меня внутренность» – я, говорит Давид, «даже и ночью» , долгое время поучался, размышлял о данном откровении.

Пс.15:8 . Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Давид вспоминает историю своей жизни, в которой видит постоянную помощь себе от Бога ( «видел . одесную» ), оберегавшего его от всяких несчастий, падений, почему он и уверен, что и сейчас, среди язычников, он будет спасен, не погибнет ( «не поколеблюсь» ).

Пс.15:9 . Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

Пс.15:10 . ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

Сознание постоянного покровительства над собою Бога было источником его глубокой, внутренней радости, которая обнаруживалась и внешне ( «возвеселился язык мой» ) в составлении благодарственно-молитвенных песней Богу. Это же постоянное покровительство Бога Давиду в его прошлом вселило в него уверенность, что и сейчас, среди филистимлян, он не погибнет телесно ( «плоть моя успокоится в уповании» – в твердой надежде); даже больше, что его тело вообще не увидит тления, а душа не останется в аду, вне общения с Богом, в удалении от Него.

По-видимому, эта уверенность Давида не оправдалась; он, как и все люди, умер, тело его истлело, как о том свидетельствует и кн. Деян. 2:29, 13:36 , а душа низошла в ад (шеол), куда нисходили души всех умерших; поэтому-то кн. Деяний относит означенные слова ко Христу, тело Которого воскресло и не видело тления и дух Которого не остался в аду по нисшествии туда. Действительно, означенные слова Давида нашли полное осуществление во Христе, но и для него они не оставались простым звуком, не могли быть ошибочными, так как внушены ему Богом и имели отношение к его личности, на что ясно указывает контекст речи. Оправдание этих слов Давида на личности последнего частично уже было, а полное – принадлежит времени отдаленного будущего. Христос воскрес по телу. В Нем, как потомке Давида, была часть физической природы последнего; вместе с воскресением тела Христова воскресла в нем и часть физической природы Его предка. Вера Давида в свое нетление по телу, таким образом, нашла свое частичное осуществление, но полное осуществление будет в будущем, удостоверением чего является самый факт воскресения Христова, служащий знаком, что в будущем тела людей воскреснут, что будет пред временем Страшного суда. Вера Давида в нетление тела необычна тем, что в его время учение по данному вопросу не было открыто еврейскому народу. Вера же Давида в свое «неоставление в аду» нашла уже полное оправдание: при сошествии Христа в ад из последнего были выведены души всех ветхозаветных праведников ( 1Пет. 3:18–19 ), а с ними и Давида.

Пс.15:11 . Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Этот стих представляет вывод из всего содержания псалма. Так как Ты, Господи, мое достояние, то от Тебя я узнаю истинные пути жизни: только пред Тобою ( «пред лицем Твоим» ), вблизи Тебя я испытываю радость, и истинная, неотъемлемая награда, вечная ( «блаженство. вовек» ) дается только Тобою.

По 10 ст. этот псалом нужно считать прообразовательно-мессианским.

Псалом 15

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

О желании вечно быть пред лицом Господним

Сохрани мя Господи,
Яко на Тя уповах,
Рех Господеви: Господь мой еси Ты:
Яко благих моих не требуеши.

Святым, иже суть на земли Его,
Удиви Господь вся хотения Своя в них.

Умножишася немощи их,
По сих ускориша.
Не соберу соборы их от кровей,
Ни помяну же имен их устнама моима.

Господь часть достояния моего, и чаши моея:
Ты еси устрояяй достояние мое мне.

Оужя нападоша ми в державных моих:
Ибо достояние мое державно есть мне.

Благословлю Господа вразумившаго мя:
Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.

Предзрех Господа предо мною выну,
Яко одесную мене есть,
Да не подвижуся.

Сего ради возвеселися сердце мое
И возрадовася язык мой,
Еще же и плоть моя вселится на уповании.

Яко не оставиши душу мою во аде,
Ниже даси преподобному Твоему видети истления.

Сказал ми еси пути живота:
Исполниши мя веселия с лицем Твоим:
Красота в деснице Твоей в конец.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О желании вечно быть пред лицом Господним

Храни меня, Боже,
Ибо я на Тебя уповаю.
Я сказал Господу: Ты — Господь мой;
Блага мои Тебе не нужны.

К святым, которые на земле,
И к дивным Твоим — к ним всё желание моё.

Пусть умножаются скорби у тех,
Которые текут к богу чужому;
Я не возлию кровавых возлияний их
И не помяну имён их устами моими.

Господь есть часть наследия моего и чаши моей.
Ты держишь жребий мой.

Межи мои прошли по прекрасным местам,
И наследие моё приятно для меня.

Благословлю Господа, вразумившего меня;
Даже и ночью учит меня внутренность моя.

Всегда видел я пред собой Господа,
Ибо Он справа от меня;
Не поколеблюсь.

От того возрадовалось сердце моё
И возвеселился язык мой;
Даже и плоть моя успокоится в уповании.

Ибо Ты не оставишь души моей в аде
И не дашь святому Твоему увидеть тление.

Ты укажешь мне путь жизни:
Полнота радостей пред лицом Твоим,
Блаженство в освящающей руке Твоей вовек.

Понедельник ( по светскому стилю – в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Псалом 15 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 15

Толкование Псалма 15

По-еврейски имеет надпись, которая могла бы быть переведена как “золотая поэма”; этим обращалось внимание на важность содержания псалма, в котором Давид воспевает радость общения с Богом.

Некоторые полагают, что Псалом 15 был написан, когда Давид, вынужденный скрываться от Саула, оказался на службе у филистимского царя Анхуса (1-Цар. 27:28). Подтверждения этому могут быть найдены в тексте псалма.

А. Господь – часть наследия моего (15:1-8)

Пс. 15:1. В этом стихе выражена мысль, часто повторяющаяся в псалмах Давида, – о его уповании на Господа; Пс. 15 ею начинается и ею же, в сущности, заканчивается (стих 11).

Пс. 15:2. Стих 2 не одинаково передается в разных переводах; в русском синодальном и одном из английских текстов он звучит, если и не идентично, то близко по мысли. Самое главное в этом стихе – свидетельство веры Давида: Ты Господь мой!

Пс. 15:3-4. Эти стихи подтверждают мысль, высказанную выше, – об уповании Давида на Господа. Вынужденно находясь на чужбине, он стремится к своему народу (который, обращаясь к Иегове, называет “святыми на земле, данной им Богом, дивными Его”).

В стихе 4 псалмопевец выражает неприятие язычников-филистимлян, поклоняющихся богу чужому. Он не примет участия в их “кровавых возлияниях”, т. е. в жертвоприношениях их идолам и не станет молиться им (“поминать их имена”). (Из 1-Царств видно, что филистимский царь Анхус, весьма благоволивший к Давиду, очень хотел иметь его в числе своих военачальников. Но для этого требовалось, чтобы Давид навсегда порвал со своим народом, а, значит, и со своим Богом.)

Пс. 15:5. В стихе 5 Давид как раз и заявляет, что никогда этого не сделает, ибо его “наследием”, т. с. единственным его уделом является Господь, Бог истинный, Который держит жребий его, иначе говоря, определяет его судьбу.

Пс. 15:6. Говоря о “приятности” для него такого несравненного “наследия”, как Господь, псалмопевец прибегает к метафоре.

Пс. 15:7. Возможно, во время пребывания его в Секелаге (на филистимской территории) Давиду было какое-то откровение свыше (“вразумившее” его). Даже и ночью он вдумывался в него и вникал всем своим существом (учит меня внутренность моя).

Пс. 15:8. На опыте всей своей прежней жизни знает псалмопевец, что Господь всегда с ним, как бы по правую руку от него. И потому уверен, что и теперь, когда он, оторванный от своего народа, живет среди язычников, не даст ему “поколебаться” Защитник его, т. е. убережет его от большой беды, не допустит его гибели. Это не поколеблюсь, очевидно, относится и к уверенности Давида в том, что он духовно “устоит” в Господе.

Б. Ты не оставишь души моей в аде (15:9-11)

Пс. 15:9-11. И от этого, от сознания, что и душе и “плоти” его ничего не угрожает в настоящее время, возрадовалось сердце Давида и, вот, побуждает его слагать псалмы Творцу (возвеселился язык мой; стих 9). Он уверен, что Господь укажет ему путь жизни, и пред лицом Его он, Давид, будет иметь радости во всей их полноте (стих 11).

Пс. 15:8-11 цитировал апостол Петр надень Пятидесятницы (Деян. 2:25-28), апостол Павел приводит вторую часть стиха 10 (и затем развивает эту мысль; Деян. 13:35-37). Однако и тот и другой цитировали Псалом 15 применительно к воскресению Иисуса Христа. Таким образом, слова псалмопевца в этих стихах, несомненно, преобразовательны; они выходят за пределы того, что имело отношение к нему лично, и исторически осуществились в Иисусе Христе.

В стихе 10 Давид, как об одном из “святых”, говорит о себе (сравните стих 3); он выражает уверенность в том, что душа его не окажется в аду, где будет лишена общения с Господом, что плоть его не подвергнется “тлению”. Но если Давид избавлен был от могилы (тления) на то время (!), то Иисус Христос, к Которому тоже относились эти слова, “не увидел тления”, потому что воскрес на третий день.

Поскольку в свое время Давид умер и, значит, тление “увидел” (этот факт неоднократно подчеркнут в книге Деяний апостолов – Деян. 2:29; 13:36), а душа его сошла в преисподнюю, то полностью пророчество, высказанное им в этом псалме, относится к Господу. Однако и к псалмопевцу оно имело отношение, и Бог не по ошибке вложил его в его уста. Частично оно, как уже говорилось, исполнилось при жизни Давида: Господь на долгие годы еще сохранил ему жизнь и не лишил его общения с Собою.

Когда же, столетия спустя, воскрес Христос, воскрес телесно, то в каком-то смысле в Нем воскресла и физическая природа Его предка – царя Давида. Далее. Едва ли можно сомневаться в том, что когда Христос сходил в преисподнюю, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников, Он и души Давида “не оставил в аде”.

На основании стиха 10 Псалом 15 считается одним из мессианских псалмов.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 15

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

15: 1 Песнь Давида. Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
Давид просит чтобы Бог хранил его, и Бог дал Давиду множество благословений, дал мудрость и часто спасал его от рук врагов.
Но как хранит Бог? Удерживает ли Он за руку, чтобы мы не сделали греха? Нет, Он даёт мудрость не согрешать и силы выстоять в искушении, но принять решение противостоять греху и прилагать зависящие от нас усилия –должны мы сами.

15: 2 Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
Богу ничего от Давида не нужно из того, что мог бы дать человек смертный, ничего Богу нашего не надо, всё и так Его.
Тот случай, что сколько не давай дарителю – прибытка ему от этого никакого не будет. Это похоже на то, как если малый ребёнок даёт свою игрушку в руки отцу, который сам её малышу и подарил.
Что нужно Отцу от ребёнка? Послушание и любовь.

15: 3,4 К святым, которые на земле, и к дивным [Твоим] – к ним все желание мое.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к [богу] чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
Давида волнует только участь святых Божьих, ибо скорбь нечестивых – это закономерный результат их нечестия. А вот о святых Божьих – Давид хлопочет.

15: 5,6 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня.
В словах Давида – и пророческие слова Христа о том, что Бог – удел его, чаша его и жребий, то есть ВНЕ Бога – жизнь Христа немыслима. И «межи» этого наследия – прекрасны, нет ничего лучше, чем быть в уделе Бога, ограниченном «забором» Его принципов.

15:7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Давид благодарит Бога, вразумившего его смыслом жизни, даже и ночью Давид не отдыхает от Божьего обучения: совесть его – и на ложе сна напоминает ему о пути Божьего служителя, ибо бывает так, что вечером молишься, но нет никакого решения о том, как правильно поступить. А утром просыпаешься – и решение приходит, хотя ты вроде бы как и спал, а не думал всю ночь

15:8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
Для таких служителей – Бог всегда реален, всегда ощущается Его присутствие и поддержка, словно Он – по правую руку Давида стоит. Такая уверенность в Боге помогает не колебаться в решимости оставаться Ему верным, что бы с нами ни случалось, ибо Он указывает, КАК следует поступать в решении своих проблем.

Однако в каких случаях человек не колеблется, а в каких – колеблется?
Размышляем.
Вариант первый. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой – другой берег. И ты, естественно, НЕ колеблешься между выбором – перебираться туда или нет, ибо НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ перебраться туда: мост отсутствует, а летать ты не умеешь. И потому ты абсолютно спокоен, стоя перед пропастью. И тебе всё равно, что могло бы тебя ждать там, на другом берегу – ведь попасть туда ты всё равно никогда НЕ СМОЖЕШЬ. И ты возвращаешься к себе, НЕ КОЛЕБЛЯСЬ. И неважно, что ждёт тебя ТАМ, где ты ИМЕЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ находиться в данный момент: ты УВЕРЕН в своей правоте.

Ещё вариант. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой – другой берег. Над пропастью – верёвочный мост. Довольно приличный и прочный, но сильно колеблющийся от ветра. И ты видишь реальную возможность пробраться туда, в неизведанное. Поэтому ты начинаешь колебаться между выбором – рискнуть или нет воспользоваться ВОЗМОЖНОСТЬЮ. Удовлетворить своё любопытство или нет. И тебе уже начинает казаться, что место, где ты сейчас – недостаточно хорошо для тебя. Хочется новизны ощущений. Ты КОЛЕБЛЕШЬСЯ от возможности сделать свой выбор. Ты НЕ УВЕРЕН в своей правоте.

И ещё вариант. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой – другой берег. А перед тобой – большой и прочный каменный мост, по которому едут машины и идут люди на другой берег. Тебе не хочется возвращаться к себе – в то место, где ты сейчас. В нём тяжело тебе и всё неправильно, ты хочешь уйти прочь и изменить свою жизнь к лучшему. И ты НЕ КОЛЕБЛЕШЬСЯ. Ты ступаешь на мост и идёшь на другой берег в уверенности, что оставить неправильное прошлое – это единственный выход иметь будущее. Ты УВЕРЕН в своей правоте.

Два из этих вариантов – демонстрация внутреннего состояния уверенности в своих действиях, описанной словами Давида «НЕ ПОКОЛЕБЛЮСЬ!». Это состояние – угодное Богу ибо человек УВЕРЕН в том, что он избирает (Рим.14:22).

Итак, когда человек уверен в своих действиях?
1) Когда НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ колебаться: точно знаешь, ЧТО Бог требует от тебя. И нет возможности сделать вид, что не знаешь. Тогда и не колеблешься, ибо ты желаешь угодить Богу. Как псалмопевец.
2) И когда ВОЗМОЖНОСТЬ не колебаться – ЯВНАЯ, призЫвная, можно сказать: когда точно знаешь, что Божий путь – это ТВОЙ путь, и то, как ты жил раньше – неправильно. И ты идёшь, не колеблешься, ибо это – ТВОЁ.

Колеблющийся же так и НЕ ЗНАЕТ СВОЕГО пути: он остаётся с нами на «этом берегу» только потому, что у него нет возможности остаться без нас. А представься ему возможность сбежать на другой берег – он, может быть, и сбежит.
Потому колеблющийся – ненадёжен ни для Бога, ни для ближнего: в любой момент жди от него измены, сомневающийся не твёрд во всех путях своих и нет смысла удерживать колеблющегося ОТСУТСТВИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ сбежать (Иак.1:6,8)
Напротив, нужно предоставить всем вообще возможность «сбежать» – жить по собственному выбору – и так выявятся все «НЕ наши» и все колеблющиеся. Поэтому Бог и разрешил в этом веке всем ходить своими путями, насильно никого и ни от чего не удерживая, чтобы для Себя увидеть, кто же – «наши» и внести их в Свою книгу жизни для грядущего века (Малах.3:16)

15: 9,10 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
Именно эта уверенность в Боге и помогла в своё время Иисусу выдержать испытания смерти крестной (он был обречён на смерть и нельзя было избежать её, сохраняя верность Отцу). Иисус был уверен, что Бог не оставит его тлеть в могиле, но вызволит оттуда так быстро, что человеческая плоть даже не успеет «испортиться». Эти стихи, как разъяснил апостол Пётр – пророчество на Иисуса Христа, который воскрес на третий день и не остался тлеть в могиле (Деян.2:25-31)

Всем ценителям и почитателям ада как места мучений грешников – полезен этот текст для размышления над тем, почему же Иисус оказался в аду, в «пекле» для грешников, если он – праведник и не заслуживает адских мучений?
Кто-то из христиан ответил на этот вопрос так:
«он был отправлен к грешникам в ад или преисподнюю (темницу) для того, чтобы ТАМ проповедовать», используя при этом текст из 1 Петра 3:18,19. И многим, как ни странно, этот ответ кажется убедительным.
Попробуем разобраться:

– во-первых, Иисус верил в то, что в аду ПЛОТЬ его НЕ успеет ИСТЛЕТЬ. То есть для ада – ПЛОТЬ значение имеет, это – хранилище ПЛОТИ УМЕРШЕГО, могила, земная сфера. Значит, ад находится на земле и является местом тления или распада плоти до состояния праха, как и было предсказано Адаму (Быт.3:19)

– во-вторых, сторонники адских мук учат, что в аду мучается душа – субстанция БЕСПЛОТНАЯ. Мы же выяснили, что АД- хранилище ПЛОТИ умершего, находится в земле. Значит, бесплотной субстанции, у которой нет тлеющих частей, в аду – не место;

– в-третьих, Иисус попал в ад В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ. А в темницу к духам пошёл УЖЕ ВОСКРЕСШИМ – ЖИВЫМ, то есть.
Значит, темница для непокорных духов времён Ноя – и ад, в котором плоть Христа не успела истлеть – РАЗНЫЕ «хранилища»: ад – это хранилище для плоти, темница из 1 Петра 3:19 – «хранилище» для духов. В аду находятся мёртвые личности, в темнице – живые.

Кафизма 2 Псалом 15

Еврейское надписание miktam – “Золотая поэма”, славянское – “столпописание” указывают на ценность содержания псалма. У всех народов древнего и нового мира существовали и существуют обычаи увековечивать память о важных событиях и лицах постановлением разных сооружений в честь их. “Столпописание” указывает, что содержание псалма по своей ценности и важности заслуживает быть написанным на столпе во всеобщее сведение и на хранение в памяти потомства. С рус. языка “песнь” указывает на вокальное исполнение псалма. Как по надписанию, так и по свидетельству кн. Деян (II:25-28; XIII:35-36) псалом принадлежит Давиду. Относительно времени написания псалма можно найти указания в его содержании. Во 2 ст. Бог не требует от Давида “благих”. Под последним выражением можно разуметь жертвы, составлявшие главнейшую и обязательную часть ветхозаветного культа. Когда Бог не требовал от Давида жертв, находим указание в 3 ст. Под “святыми” здесь разумеются евреи, как народ Богоизбранный, получивший от Бога великие обетования и призванный к великому служению. Давид в этом псалме отличает себя от евреев, живших на земле “Его”, т. е. назначенной ему Богом, Палестине: значит, в означенное время он вне евреев, не в Палестине, а за ее пределами. В 4 ст. Давид изображает нечестие окружавших его людей, но в этом нечестии, в служении ложным богам, он не принимает никакого участия. Все это рисует Давида находящимся вне своего народа, вне возможности приносить Богу жертвы, окруженным язычниками. Таким же положение Давида было при Сауле, когда он от его преследований вынужден был бежать в Секелаг, к филистимскому царю Анхусу (1 Цар XXVIII гл.).

Сохрани меня, Господи! Я взываю к Тебе, и стремлюсь к святым на Твоей земле (1-3). Я не приму участия в служении идолам, так как удел мой – Ты (4-6). Я благословляю Тебя, который научал и подкреплял всегда меня (7-8). Я уверен, что Ты не оставишь меня в аду, не дашь истлеть, но пошлешь блаженство (9-11).

По недостаточной ясности и полноте в развитии мыслей и по краткости выражения последних этот псалом считается одним из самых трудных для толкования.

1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

1. Мысль этого стиха, повторяющаяся в большинстве псалмов Давида, свидетельствует о необыкновенной силе и глубине его веры и преданности Богу. Давид всю надежду, “все упование” жизни полагал только в Боге, и только от Него он и ждал помощи как всегда, так и особенно в данном случае, когда он был вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по крови и вере,

2 Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

2. Под “благими”, как мы упоминали, можно разуметь жертвы. Назначение последних состояло в том, чтобы возбуждать в человеке сознание своей греховности пред Богом и этим жажду примирения с Ним; поэтому-то они составляли самую важную и существенную часть ветхозаветного культа. Все евреи обязаны были приносить жертвы, и уклонение от них было преступлением пред Богом и каралось законом. Бог не требует от Давида “благих”, т. е. жертв, не вменяет ему в преступление непринесение последних, и это потому, что Он потребовал от него служения себе всем существом – мыслями и делами. В этой отмене по отношению к Давиду соблюдения общеобязательного Закона Моисеева заключалось предуказание, что Закон Моисея не есть нечто вечное и неизменяемое, но что он является лишь временным средством, воспитывающим евреев в известном направлении, и что он может быть заменен высшим видом Богоугождения.

3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое.

3. “Святыми” здесь называется народ еврейский, как избранник Божий, находящийся под Его особенным покровительством и руководством и призванный быть народом святым.

Земля – Палестина, “Дивные Твои” – или старейшины народа, или священники. “Дивный” здесь равнозначащие – знаменитый, известный, каковыми и были священники, как служители Господа, пользовавшиеся почетом и уважением в народе. К родной земле, родному народу истинным пастырям “все желание” Давида, все влечение его из чуждой страны.

4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.

4-5. Так как Иегова только истинный Бог, то и милостей заслуживает тот, кто Его почитает, а “скорби”, лишения да достанутся тем, кто верует, течет к чужим богам.

Под этими текущими к чужим богам Давид разумеет здесь, главным образом, окружающих его язычников, боги которых были “чужими”, не истинными. Давид отказывается принять участие в их “кровавых возлияниях” и никогда не произнесет “их имен”, так как его “наследием”, его уделом является один Бог. Из этого противоположения своего “наследия”, т. е. Бога, “именам” язычников можно заключить, что Давида хотели привлечь окружавшие его язычники к чествованию своих богов и к кровавым жертвоприношениям (“кровавые возлияния”) в честь их. Так и было действительно. Анхус, у которого жил Давид, высоко ценя военные дарования последнего, очень желал привлечь его на свою сторону, заставить его отречься как от своего народа, так и от своей веры в Иегову, Бога еврейского.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня.

6. “Межи мои”, т. е. границы, пределы моих владений, полей, прошли по прекрасным местам и такой участок владений Давиду приятен. Таким уделом Давид ранее назвал Бога. Всего себя он отдает Ему на служение, вне последнего он считает невозможным существовать. “Приятность удела” здесь то же, что и высота предмета привязанности, его необыкновенная сила и величие.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

7. Вероятно Давиду, во время его пребывания среди филистимлян, было откровение от Бога, о котором не сообщается в исторических книгах, и этим откровением он “был вразумлен”, как ему поступать. – “Учит меня внутренность” – я, говорит Давид, “даже и ночью”, долгое время поучался, размышлял о данном откровении.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

8. Давид вспоминает историю своей жизни, в которой видит постоянную помощь себе от Бога (“видел . одесную”), оберегавшего его от всяких несчастий, падений, почему он и уверен, что и сейчас, среди язычников, он будет спасен, не погибнет (“не поколеблюсь”).

9 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

9-10. Сознание постоянного покровительства над собою Бога было источником его глубокой, внутренней радости, которая обнаруживалась и внешне (“возвеселился язык мой”) в составлении благодарственно-молитвенных песней Богу. Это же постоянное покровительство Бога Давиду в его прошлом вселило в него уверенность, что и сейчас, среди филистимлян, он не погибнет телесно (“плоть моя успокоится в уповании” – в твердой надежде); даже больше, что его тело вообще не увидит тления, а душа не останется в аду, вне общения с Богом, в удалении от Него.

По-видимому, эта уверенность Давида не оправдалась; он, как и все люди, умер, тело его истлело, как о том свидетельствует и кн. Деян II:29; XIII:36, а душа низошла в ад (шеол), куда нисходили души всех умерших; поэтому-то кн. Деян относит означенные слова ко Христу, тело Которого воскресло и не видело тления и дух Которого не остался в аду по нисшествии туда. Действительно, означенные слова Давида нашли полное осуществление во Христе, но и для него они не оставались простым звуком, не могли быть ошибочными, так как внушены ему Богом и имели отношение к его личности, на что ясно указывает контекст речи. Оправдание этих слов Давида на личности последнего частично уже было, а полное – принадлежит времени отдаленного будущего. Христос воскрес по телу. В Нем, как потомке Давида, была часть физической природы последнего; вместе с воскресением тела Христова воскресла в нем и часть физической природы Его предка. Вера Давида в свое нетление по телу, таким образом, нашла свое частичное осуществление, но полное осуществление будет в будущем, удостоверением чего является самый факт воскресения Христова, служащий знаком, что в будущем тела людей воскреснут, что будет пред временем Страшного суда. Вера Давида в нетление тела необычна тем, что в его время учение по данному вопросу не было открыто еврейскому народу. Вера же Давида в свое “неоставление в аду” нашла уже полное оправдание: при сошествии Христа в ад из последнего были выведены души всех ветхозаветных праведников (1 Пет III:18-19), а с ними и Давида.

11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

11. Этот стих представляет вывод из всего содержания псалма. Так как Ты, Господи, мое достояние, то от Тебя я узнаю истинные пути жизни: только пред Тобою (“пред лицом Твоим”), вблизи Тебя я испытываю радость, и истинная, неотъемлемая награда, вечная (“блаженство во век”) дается только Тобою.

По 10 ст. этот псалом нужно считать прообразовательно-мессианским.

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-15/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/15
http://palomnik.org/Bogoslavoslovie/Psaltir/015.html
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/15/
http://jwquestion.net/bvps_15_Psalms.htm
http://oz-gora.ru/ps15
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-151/

Ссылка на основную публикацию