Псалом 147
Псалом 147 входит в 20-ю кафизму псалтыря Давида и относится к хвалительным песням, звучащим на вечернем богослужении в православном храме. Также 147 псалом входит в чин сугубого поминовения усопших.
Текст молитвы псалом 147
На церковнославянском языке с ударениями
1 Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га Твоего́, Сио́не,
2 я́ко укрепи́ вереи́ врат Твои́х, благослови́ сы́ны твоя́ в тебе́.
3 Полага́яй преде́лы Твоя́ мир, и ту́ка пшени́чна насыща́яй тя.
4 Посыла́яй сло́во Свое́ земли́, до ско́рости тече́т сло́во Его,
5 даю́щаго снег Свой, я́ко во́лну, мглу, я́ко пе́пел, посыпа́ющаго,
6 мета́ющаго го́лоть Свой, я́ко хле́бы. Проти́ву лица́ мра́за Его́ кто постои́т?
7 По́слет сло́во Свое́, и иста́ет я́, дхнет дух Его́, и потеку́т во́ды.
8 Возвеща́яй сло́во Свое́ Иа́кову, оправда́ния и судьбы́ Своя́ Изра́илеви.
9 Не сотвори́ та́ко вся́кому язы́ку, и судьбы́ Своя́ не яви́ им.
На русском языке
1 Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,
2 ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;
3 утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;
4 посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его;
5 дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел;
6 бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?
7 Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.
8 Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
9 Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.
История написания
Псалом 147 был создан после возвращения из плена и успешного восстановления Иерусалима. К тому же, как только закончилось установление врат города, закончились полевые работы с обильным урожаем.
Для чего читают псалом 147?
Хвалительный псалом 147 Господу читают для установления хорошей погоды, чтобы собрать богатый урожай.
Толкование псалма 147
Автор призывает хвалить Создателя за то, что Он избрал Своим народом детей Израиля (Иакова), дал заповеди, исполнение которых ведёт к всеобщему процветанию евреев.
- Стихи 1-3: царь Давид побуждает Иерусалим хвалить Господа, за то, что Он устроил так, что строительство ворот Иерусалима закончилось благополучно, и теперь никто не может угрожать городу. Жители Иерусалима живут в мире и согласии и не имеют недостатка пищи.
- Стихи 4-7: автор утверждает, что Слово Бога выполняется немедленно – «течёт быстро», независимо от того, кого касается повеление Господа, людей или явлений природы. Природные явления и катаклизмы совершаются по воле Господа.
- Стихи 8-9: Господь дал своё Слово (завет) Моисею, научил избранный народ жить по правилам и процветать. Никому другому народу Господь так не благоволит, именно поэтому важно всегда благодарить Создателя.
Правила чтения
Читать псалом на русском языке можно дома. Для этого необходимо купить псалтирь на русском языке, прочитать начальные молитвы, затем 147 псалом. Закончить завершающими молитвами к кафизме 20.
Псалтирь | псалом 147
Стихи 1-9. Иерусалим и Сион, святой город и святая гора, призваны здесь хвалить Господа (ст. 1). Ибо где еще надлежит возносить хвалу Господу, если не с Его жертвенника? Где еще воздавать славу Всевышнему, если не в благолепии святыни Его? Да хвалят жители Иерусалима Господа в своих домах! Пусть священники и левиты, посещающие Сион, город своих ритуалов, по-особому хвалят Бога. У них больше, чем у других, причин совершать сие, на них, по сравнению с другими, возложены более серьезные обязательства в данном служении, ибо это – их дело, их профессия. «… Хвали, Сион, Бога твоего! Он – твой, и посему ты обязан Его хвалить. Он – твой, а это означает для тебя полноту блаженства, поэтому ты никогда не будешь иметь недостатка в поводах для хвалы». Иерусалим и Сион должны хвалить Бога:
I. За успехи в поддержании на высоком уровне интересов граждан (ст. 2, 3).
(1) За общую безопасность. У города были ворота, которые запирались, когда грозила опасность, но и это не спасло бы жителей, если бы Господь не укрепил вереи ворот и не соорудил надежные фортификации. Изобретая всевозможные средства защиты, мы должны помнить, что они не послужат своей цели, если только Господь не благословит их; и поэтому, используя их с особой тщательностью и прилежанием, нужно уповать на благословение Всевышнего и приписывать безмятежный мир на нашей земле не рву с водой, окружающему город, а огненной стене вокруг него (Зах 2:5).
(2) За увеличение числа его жителей. Укрепление городских ворот имеет смысл постольку, поскольку Господь благословляет сынов твоих среди тебя самым первым и великим благословением: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Великое утешение для родителей – видеть, что их дети – семя, благословенное Господом (Ис 61:9), а для уходящего поколения – наблюдать, что поколение грядущее многочисленно и подает надежды, и за эти благословения надобно благословить Господа.
(3) За общественное спокойствие – за то, что люди избавлены от ужасов и опустошения войны: утверждает в пределах твоих мир, положив конец войнам, которые были, и предотвращая угрозу новой войны. Утверждает в пределах твоих мир, то есть во всех частях страны, улаживая разногласия между соседями, дабы не было внутренней вражды и стычек, а также мир на ее границах, чтобы страна не подверглась вторжению извне. Если где и случаются беспорядки, то это – на кордонах; наиболее уязвимы приграничные города, поэтому если на границах мир, то мир везде – милость, за которую надлежит благодарить непрестанно.
(4) За достаток – обычное следствие мира: Господь туком пшеницы насыщает тебя. Пшеница – наиболее ценный из злаков, а тук – лучшее из лучшего, притом в изобилии. Чего еще желать? Ханаан был богат самой превосходной пшеницей (Втор 32:14) и поставлял ее в другие страны, как явствует из Иез 27:17. Земля Израиля была богата не драгоценными камнями и пряностями, а туком пшеницы, хлебом, укрепляющим сердце человека. Этим она славилась в других странах, и за это хвалили Господа на Сионе.
II. За дивное влияние силы Господа на погоду, особенно зимой. Ведь Сион и Иерусалим хранит именно Тот Бог сил, которому подчиняются все силы природы и от которого они все происходят и зависят, который производит всякую смену времен года, изумившую бы нас, если бы мы не были к таковым столь привычны.
1. В общем случае, какие бы перемены ни происходили на земле (ибо именно нижний мир подвержен постоянным изменениям), все произведены волей, силой и провидением Всевышнего (ст. 4): посылает слово Свое на землю как единственный, имеющий непререкаемую власть давать приказы, и многочисленные слуги готовы приводить их в исполнение. При сотворении мира, равно как и до сих пор для его поддержания и управления, Господь употребляет слово всемогущей силы. Бог говорит слово – и сбудется, ибо все – Его слуги. Слово сие производит действие не только несомненно, но и быстро. Быстро течет слово Его, ибо ничто не может противостоять ему и задержать его. Подобно молнии, моментально пронзающей небо, действует слово Божьего провидения и слово благодати, когда Господь посылает его с поручением (Лук 17:24). Ангелы, несущие слово Всевышнего и исполняющие его, летают быстро (Дан 9:21).
2. В частности, морозы, равно как и оттепель, – дивные изменения, в произведении которых нам надлежит признавать слово силы Всевышнего.
(1) Морозы – от Бога. Именно у Него хранилища снега и сокровищницы града (Иов 38:22,23), и Господь распоряжается этими сокровищами, как Ему угодно.
[1] Дает снег, как волну. Снег сравнивается с волной57 за свою белизну (Ис 1:18) и мягкость; он молча падает и производит шума не больше, чем падение клочка шерсти, он покрывает землю и греет ее, подобно шерстяному руну, способствуя таким образом ее плодородию. Смотрите, как Господь действует благодаря противоположностям – извлекает из ядущего едомое и согревает землю холодным снегом.
[2] Сыплет иней, как пепел; иней – не что иное, как замерзшая роса, подобно тому как снег и град являются замерзшим дождем. Иней похож на рассыпавшийся по траве пепел, и зачастую он наносит вред растениям земли, поражая их, как будто горячим пеплом. (Пс 77:47).
[3] Бросает град Свой кусками, что можно понимать либо как крупные градины – лед в атмосфере, либо как лед, покрывающий поверхность воды, который, будучи разломленным, напоминает кусочки мяса или корки хлеба, хотя в изначальном своем состоянии был бы как капли питья.
[4] Когда мы видим мороз, снег и лед, то ощущаем атмосферу всего этого: перед морозом Его кто устоит? Не устоят звери, они прячутся в логовищах (Иов 37:8), в снежное время их легко одолеть (2Цар 23:20). Не устоит человек, он вынужден согреваться при помощи огня или меха, или того и другого вместе, но и они не помогут в крайне сильный мороз. Не зная причины и ощущая лишь последствия, мы должны называть сие Его морозом; Господь его послал, а посему нам надлежит терпеливо переносить и быть благодарными за теплые дома, одежду и постели, помогающие пережить суровость этого времени года, мы должны воздать Господу славу за Его мудрость и владычество, за Его силу и верность, которые не прекращаются ни зимой, ни летом (Быт 8:22). Кроме того, приходим к выводу, что если нам трудно устоять перед холодом Его морозов, то как же нам выстоять перед жаром Его гнева?
(2) Оттепели – от Бога. Когда Ему угодно (ст. 7), пошлет слово Свое, и все растает; мороз, снег и лед – все быстро исчезает, для этого Господь подует ветром Своим, ветром южным, и тогда, как и прежде, потекут воды, скованные до этого льдом. Мы быстро ощущаем перемену, но не склонны видеть ее причины, поэтому нам надлежит приписать ее воле Первопричины. И в этом мы должны видеть не только силу Всевышнего – то, что Он так внезапно и незаметно произвел великую перемену вселенского масштаба в воздухе и на земле, но и Божью благость. Плохая погода длится не вечно, иначе как это было бы печально! Господь не вечно ведет тяжбу, но обновляет лице земли. Он вспомнил о Ное и освободил его (Быт 8:1), так же Он помнит и о земле, и о Своем завете с ней (Песн 2:11,12). Слово Господа об оттепели, возможно, служит прообразом Благой Вести о Христе, а дующий ветер – прообраз Духа Христа, ибо Дух сравнивается с ветром (Иоан 3:8), и слово, и Дух посланы для оттаивания замерзших душ. Обращающая благодать, подобно оттепели, смягчает ожесточенные сердца, смачивает их, и они тают в слезах покаяния. Благодать подогревает добрые чувства, и они, ранее скованные стужей, потекут. Перемена, приходящая с оттепелью, глобальна, хотя и происходит постепенно; она очевидна, хотя и непостижима: такая же перемена происходит с душой при обращении, когда Господь посылает Свое слово и Дух, чтобы душа растаяла и примирилась с Творцом.
III. За особое расположение к Израилю Господа, давшего народу Свое слово и постановления, что является благословением намного большим, чем мир и достаток (ст. 3), поскольку душа намного драгоценнее тела. Иаков и Израиль имели у себя Божьи уставы и суды. Они пребывали под особым руководством Господа. Всевышний сам определил и ввел в действие законы управления государством, которое по своему устройству было теократическим. Народ располагал преимуществами Божьего откровения, для него были записаны великие истины Божьего закона. Служение священников во всех духовных аспектах также учредил Бог, Он же посылал в чрезвычайных случаях и пророков. Религия ни одного соседнего народа не имела такого прочного основания. Здесь речь идет (1) о милости предупредительной. Народ не сам изобретал Божьи уставы и суды, но Господь возвестил слово Свое Иакову, а посредством слова сего – уставы Свои и суды Свои Израилю. Для любого народа великой милостью было бы иметь в своем распоряжении Божье слово, ибо вера от слышания и чтения слова, именно та вера, без которой угодить Господу невозможно.
(2) О милости отличительной, а посему – ко многому обязывающей: «Не сделал Он того никакому другому народу, ни одному другому народу, и судов Его они не знают и, вероятно, не узнают, пока не придет Мессия и не разрушит стену, разделяющую иудеев и язычников, дабы Евангелие проповедовалось всякой твари». Другие народы жили в материальном изобилии, некоторые из них были очень богаты, у иных были великолепные правители и процветали изящные искусства, но ни один из них, в отличие от Израиля, не получил благословения в виде Божьих уставов и судов. Так пусть же Израиль хвалит Господа соблюдением данных уставов. Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
2 и 3 стихи ясно указывают, что псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т. е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами.
Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик и всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу (1–9).
Пс.147:1 . Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,
Призывается весь еврейский народ к восхвалению Господа, как особенного Попечителя и Покровителя только евреев (ср. 9 ст.).
Пс.147:2 . ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;
Пс.147:3 . утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;
Указание ближайшего повода к восхвалению Господа – укрепление “вере й ворот” , т.е. завершение постройки Иерусалима и “благослов ение сынов” Сиона (т. е. евреев вообще), т. е. покойное и беспечальное состояние обитателей Иерусалима, которым не угрожали ни внешние враги, ни недостаток материальных средств к существованию ( Агг. 1:1–15 ).
Пс.147:4 . посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его;
Изображение Божественного всемогущества. “Слово” – Божие повеление; “теч ь быстро” – неуклонно и немедленно исполняться. Все повеления Господа, как Миродержца, немедленно осуществляются, касаются ли они жизни народов, или внешней природы.
Пс.147:5 . дает снег, как во́лну; сыплет иней, как пепел;
Пс.147:6 . бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?
Пс.147:7 . Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.
Снег, белый как шерсть вымытых пред стрижкой овец; иней, густой, как пепел от костра; сильный мороз, губящий растительность зимой и опасный для здоровья человека; лед зимой и ручьи весной – все это совершается по воле Господа.
Пс.147:8 . Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
Пс.147:9 . Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.
Иаков (евр. народ) должен всегда благоговеть пред Ним и благодарить Его, так как Господь, Всемогущий Повелитель Вселенной, только еврейскому народу оказывает особенное благоволение. Выражением последнего служит дарованный ему через Моисея и пророков закон, которого не имеет никакой другой народ. “Слово” , “уставы” , “суды” см. в объясн. 118 псалма.
Псалом 147
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |