Псалом 142 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 142
Толкование Псалма 142
Чувствуется известная преемственность между этим псалмом и предыдущим (сравните Пс. 142:4,7 с Пс. 141:3). Перед нами снова молитва об избавлении и руководстве Господнем. Псалмопевец признает, что нет среди людей по-настоящему праведных. Надежду и утешение он черпает в мыслях о милостях Господних, которые многократно были явлены еврейскому народу.
Пс. 142:1-4. Описуя безысходность своей ситуации (стих 3), Давид молит Господа услышать его, потому что Он, Господь, верен и праведен (именно понятиям “верности” и “праведности”, как это передано в англ. Библии, соответствуют “истина” и “правда” в русском тексте); стих 1. Вероятно, в нынешних страданиях Давид видел и наказание за свои согрешения: признавая всю ущербность человеческой праведности, по сравнению с праведностью Господа (ни один из живущих… не оправдается пред Тобой), Давид просит не судить его, раба Божия, слишком строго (стих 2).
Пс. 142:5-6. В размышлениях о чудных делах Божиих, которые в дни древние совершались для евреев, псалмопевец черпает надежду и утешение. И с еще большей горячностью простирает руки к Господу, Которого жаждет душа его, как земля – дождя.
Пс. 142:7-12. В контексте стихов 7 и 8 слова Скоро (стих 7) и рано (стих 8) являются синонимами. Псалмопевец молит Господа о скорой помощи, чтобы ему не пасть духом окончательно (“не уподобиться нисходящим в могилу”).
Смысл стих 10, очевидно, в просьбе о постоянном водительстве благим Духом Божиим, чтобы ведомому (Давиду) во всем исполнять волю Господа и достойно жить в той земле, которую Господь отвел для праведных Своих. Ради праведности (правды) Божией, ради того, чтобы он мог восхвалять имя Его, просит Давид “вывести из напасти” душу его, вернуть ему силы жить (оживи меня); стих 11.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом Давида 142: «Скажи мне, Господи, путь!»
Псалтирь — это поэтическая книга, которая включена в Ветхий Завет и содержит 150 глав или псалмов. Псалом — это текст, который написан в стихотворной форме, хотя, конечно, рифма соблюдается в оригинале на древнееврейском языке. В русском языке поэтическая форма, к сожалению, не достигнута и переводчики сохранили для современных христиан лишь смысл текста.
Некоторые тексты были написаны другими авторами, но большинство относят авторству царя Давида, как и 142 псалом, который часто используется в церковных богослужениях.
История написания
Написан был Псалтирь на древнееврейском языке и использовался в храмовых служениях и во время поклонения Господу. Со временем книга дополнялась текстами, уже после смерти Давида, но 142 псалом был написан им во времена его семейной трагедии.
Текст песни направлен к Господу, это молитва не царя, а безутешного отца Давида, который пострадал от жадности и честолюбия собственного сына. Авессалом был одним из сыновей царя, он убил своего сводного брата за то, что тот надругался над родной сестрой Авессалома. Но царь простил его и вернул домой, когда тот убежал в страхе от лица царя.
Давид простил Авессалома и вновь приблизил себя к нему, но тот коварно стал собирать войско против отца и тот был вынужден бежать от собственного сына. Текст этого псалма (как и нескольких прочих) был написан во время этого позорного бегства.
Сегодня христиане имеют возможность читать псалом в переводах на более чем 100 языков, в том числе и на русском (Синодальный или современный перевод). Эта песнь охватывает достаточно много тем: воспоминание о благословениях, прошение Господу о защите, собственное раскаяние, просьба о мудрости, уничтожении врагов и наставлении на истинный путь.
Текст 142 Псалма:
- Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
- Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
- и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
- Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
- Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
- Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
- Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
- Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
- Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
- Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
- И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Толкование
Есть несколько выпущенных печатных толкований на весь Псалтирь в целом и конкретно на 142 песнь.
С первой строчки становится понятно, что автор отчаялся и исступленно просит Господа о помощи. Слова «Господи, почему Ты не слышишь меня?» говорят об отчаянии Давида, о том, что он ищет и не может найти ответа. Он зовет Господа, называет Его своим Защитником и Утешителем, говорит о собственном горе, о мраке, в который попал. Он просит Творца о милости и защите, ведь только Бог может уничтожить всех врагов и вновь вознести царя на его престол.
Молящийся четко понимает, насколько он несостоятелен перед Всемогущим Творцом. Псалом ясно отражает мысль, что закон (свод правил евреев) не может спасти человека, но только любовь Бога и милость Его на это способна. В Новом Завете эту же мысль можно проследить у Иисуса Христа, а также в посланиях апостола Павла.
Читая текст можно заметить, как автор от абсолютной уверенности в Господе переходит к отчаянию. Он не сдерживается в выражениях, его душа горюет и кричит. Давид, несмотря на множество чудес, которые сопровождают его жизнь, также переживает и страшиться врагов.
О других псалмах:
Правила чтения
Во время богослужения псалом читается на церковнославянском языке, но для домашнего чтения и изучения используется русский перевод (синодальный или современный). Церковный устав предполагает чтение данного текста на каждой вечерней службе как часть Шестопсалмия. Он читается в группе глав, которые отцы церкви отнесли к покаянным главам.
Совет! Для личного чтения нет никаких особых правил чтения псалма, стоит делать это во время утренних или вечерних молитв.
Читать его можно, если человек:
- окружен врагами;
- находится в проблемах;
- страшится будущего;
- не может противостоять своим врагам;
- отчаивается во время испытаний;
- нуждается в Божьем утешении.
Важно! Читать песнь можно в процессе молитвы или в составе ежедневного молитвенного правила. Главное, сконцентрироваться на тексте и читать искренне, прося Господа о милости.
Псалтирь 142 псалом
Данный псалом, как и предшествующие ему, является молитвой Давида и полон сетований на великую скорбь и опасность, угрожавшую Давиду, вероятно, когда Саул преследовал его. Псалмопевец не просто молился во время скорби, но молился много и часто, не только об одном и том же, но высказывая новые мысли. В данном псалме (I). Давид жалуется на беды, причиненные ему угнетением со стороны врагов (ст. 3) и на слабость духа, готового поддаться унынию, несмотря на то что псалмопевец выбрал правильный курс, дабы поддержать себя (ст. 4, 5).
(II) Давид молится, и молится ревностно (ст. 6) о том, (1) чтобы Господь услышал его (ст. 1-7); (2) чтобы Господь поступал с ним не по грехам его (ст. 2); (3) чтобы Всевышний не скрывал от него Своего лица (ст. 7), но явил милость Свою (ст. 8); (4) чтобы Господь руководил им, направлял на пути служения (ст. 8,10) и оживлял (ст. 11); (5) чтобы избавил его от напастей (ст. 9,11); (6) чтобы в должное время Господь расквитался с гонителями (ст. 12). Нам не сложно, воспевая данный псалом, применить его к себе, потому что большинство прошений касается духовных благословений (в которых мы все нуждаемся во всякое время), милости и благодати.
Стихи 1-6. В этих стихах:
I. Давид смиренно просит о том, чтобы быть услышанным (ст. 1), и не потому, что подвергает такую возможность сомнению, но потому, что ревностно желает и заботится об этом. Давид захотел быть услышанным – и позаботился об этом, направил молитву – и наблюдает за ее движением (Авв 2:1). Он – проситель у Господа и умоляет, дабы Всевышний почтил его прошение вниманием: «…услышь молитву мою, внемли молению моему…». Псалмопевец – истец против своих гонителей и умоляет, чтобы его дело было рассмотрено и чтобы Господь вершил суд по Своей истине и праведности как Судия над правыми и неправыми. Или же: «Ответь на мое прошение по правде Твоей, по обетованиям, которые Ты дал и которым Ты будешь верен». Мы не можем ссылаться на собственную праведность, ибо не имеем таковой, поэтому взываем к праведности Всевышнего, к слову обетования, которое Он даровал нам и на которое побудил нас уповать.
II. Давид смиренно умоляет Господа не судить его строго (ст. 2). Похоже, что здесь он, если не исправляет, то объясняет свое прошение быть услышанным по правде (ст. 1): «Я подразумеваю истинность евангельских обетований, а не справедливость угроз закона; если бы мне пришлось отвечать по праведности нарушенного завета о невинности, я бы погиб», и поэтому (1) прошение Давида звучит так: «… не входи в суд с рабом Твоим; не поступай со мной по всей строгости закона, как я того заслужил». В своей молитве мы должны называть себя Божьими рабами, обязанными подчиняться Господу, быть подотчетными Ему, добиваться Его благосклонности и оправдываться перед Ним. Мы должны признавать, что во многих случаях были не правы и отступали от своего долга пред Ним, что Он вправе расследовать наши проступки и судить нас по закону, что если бы Господь поступил именно так, то судебный приговор, несомненно, был бы не в нашу пользу, мы не имели бы оснований для обжалования, равно как и не располагали бы смягчающими обстоятельствами, но приговор был бы приведен в исполнение, и мы погибли навеки. Но мы должны воодушевлять себя упованием на то, что у Бога есть милость и прощение, и усердно просить Всевышнего об этой милости. «И не входи в суд с рабом Твоим, ибо Ты уже вошел в суд со Своим Сыном и возложил на Него беззакония всех нас. Не входи в суд с рабом Твоим, ибо раб Твой входит в суд с самим собою»; ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
(2) Заявление Давида звучит так: «На таких условиях не оправдается пред Тобой ни один из живущих, ибо никто не вправе ссылаться на свою невиновность и собственную праведность, как будто бы он не согрешил или не заслуживает смерти за свои грехи, или же может принести за себя какую-либо жертву», более того, если Господь вступит с нами в прения, то мы не ответим Ему ни на одно из тысячи (Иов 9:3; 15:20). Прежде чем молиться об избавлении от бед, Давид просит о прощении грехов и полагается в этом на милость Всевышнего.
III. Давид жалуется на преобладание над ним врагов (ст. 3): «Саул, самый большой враг, преследует душу мою, ищет моей жизни с неутомимым коварством; в своих гонениях он зашел настолько далеко, что уже втоптал в землю жизнь мою. И хотя я еще не погребен, но уже повергнут на землю, остался один только шаг. Враг принудил меня жить во тьме, не просто в темных пещерах, но с мрачными мыслями и предчувствиями, под тучами меланхолии с безнадежностью давно умерших. Господи, дай мне обрести милость у Тебя, ибо у людей я милости не нашел. Они осуждают меня. Но Ты, Господи, Ты не осуждай меня. Неужели я не вызываю у Тебя сострадания и не достоин такового? Неужели мои враги не вызывают Твоего недовольства и не достойны его?»
IV. Давид горюет по поводу угнетенного состояния души, причиненного внешними бедами (ст. 4): И, будучи подавленным, уныл во мне дух мой, я почти полностью погрузился в омут отчаяния, когда извне – битвы, внутри – страхи, и страхи эти – тираны и притеснители похуже самого Саула, от них не так-то легко избавиться. Порою жребием лучших из людей становится временное уныние духа и онемение сердца, и тогда они не сомневаются в своем бессилии. Давид был не только великим святым, но и великим воином, однако и он порою оказывался слабым в день бедствия. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр.
V. Давид решает прибегнуть к подходящим средствам для облегчения состояния угнетенного духа. Он не может пока собраться с силами, дабы противостать врагу, но если он хоть чем-то может овладеть, то сделает все возможное, дабы владеть собственной душою и сохранить внутренний покой. С этой целью (1) он оглядывается назад и вспоминает дни древние (ст. 5) и то, как Господь вставал на сторону Своего скорбящего народа и, в частности, защищал самого псалмопевца. Народ Божий часто находил в своих бедах утешение, размышляя о чудесах, о которых рассказывали отцы (Пс 76:6,12).
(2) Давид оглядывается вокруг и замечает дела Божьи в видимом творении, а также предопределение Всевышнего в управлении миром: Размышляю о всех делах Твоих. Многие их видят, но при этом не замечают печати Божьей мудрости, силы и благости, а посему не извлекают пользы, которую могли бы извлечь, если бы размышляли о делах Всевышнего. Они не задумываются об их многообразии и необычности; лишь едва коснувшись, оставляют размышления, как если бы исчерпали тему до конца. «Я задумчиво рассматриваю (есть и такое чтение стиха), я рассуждаю о делах рук Твоих – как они велики и как благи!» Чем больше мы учитываем силу Божью, тем меньше боимся силы людей (Ис 51:12,13).
(3) С ревностным желанием Давид смотрит вверх в поисках Божьей благосклонности (ст. 6): «Простираю к Тебе руки мои, подобно просящему милостыню, сильно уповая на то, чтобы получить что-нибудь значительное, и стою в готовности, дабы принять это и завладеть им. Душа моя – к Тебе; она – к Тебе (так говорит слово), полностью к Тебе, как жаждущая земля, пересохшая от палящего зноя, страстно желает дождя. Так и я в своей скорби нуждаюсь и жажду поддержки и прилива сил от божественного утешения, и ничто другое не принесет мне облегчения». Это самый лучший курс, который мы можем взять, когда наш дух унывает, и нет ничего удивительного в том, что люди падают под тяжестью своего бремени, если не готовы прибегнуть с целью облегчения к такому проверенному средству.
Стихи 7-12. Здесь Давид повествует нам о том, что он сказал, простерши руки свои к Господу; его речь свидетельствует не только о серьезных намерениях говорящего, но и о сильной спешке: «Скоро услышь меня и более не медли, ибо дух мой изнемогает. Я готов упасть от бессилия. Протяни мне целительный бальзам быстрее, быстрее, иначе я умру». Речь идет не о поспешности от неверия, а о неистовости желания и святой любви. Поспеши на помощь мне, Господи! Здесь Давид молится:
I. О явлении ему Божьей благосклонности – дабы Господь подтвердил Свое расположение к псалмопевцу и дал ему об этом знать; благосклонности Всевышнего Давид желает превыше всякого блага (Пс 4:7).
1. Псалмопевец боится Божьего неодобрения: «Господи, не скрывай лица Твоего от меня; Господи, не гневайся на меня, не отворачивайся от меня, как мы отворачиваемся от неугодных нам людей. Господи, не дай мне пребывать в мрачных предчувствиях Твоего гнева или в сомнениях относительно Твоего расположения. Если Ты благосклонен ко мне, то не скрывай этого». Тот, кто обладает истиной благодати, не может избавиться от желания увидеть ей подтверждение. Давид говорит о том, в каком жалком состоянии он окажется, если Господь удалится от него: «Господи, не дай мне попасть под Твой гнев, ибо тогда уподоблюсь нисходящим в могилу (я – мертвый, немощный, бледный и похожий на привидение; Твое неодобрение хуже смерти), не дай мне низойти в ад – бездонный ров». Даже тот, кто благодатью Всевышнего избавлен от участи падения в бездну преисподней, бывает, уподобляется обреченным на ад, когда против него возгорается гнев Всемогущего. Безутешные святые порой кричали, подобно проклятым грешникам, когда ужасы Божии ополчались против них (Иов 6:4; Пс 87:7).
2. Псалмопевец умоляет Господа о милости (ст. 8): даруй мне рано услышать милость Твою. Он не может не думать, что Господь к нему милостив и произнесет что-то хорошее – добрые слова и утешение. Однако сейчас псалмопевец пребывает в спешке и в смятении духа, которые заглушают приятный для слуха шепот, и поэтому просит: «Господи, не только скажи мне добрые слова, но и помоги услышать их, дай мне услышать радость и веселие» (Пс 50:10). Господь говорит с нами посредством Своего слова и провидения, а мы и в том и в другом должны стараться уразуметь милость Его (Пс 116:43), дабы нам всегда настраивать себя так: «Даруй мне рано услышать милость Твою, пусть каждое утро моими первыми после пробуждения мыслями будут мысли о Твоей милости, дабы сладкий их вкус сопровождал мой дух на протяжении всего дня». Давид ссылается на свое упование на Всевышнего: « …ибо я на Тебя уповаю… только на Тебя, и не ищу утешения ни в ком другом». Божья благость обычно распространяется на уповающих на Него (Пс 30:9), притягивающих благодать верою.
II. О действиях Божьей благодати в нем. Об этом Давид просит так же усердно, как и о явлении ему знаков благосклонности Всевышнего. Нам надлежит быть такими же усердными. Псалмопевец молится (1) о просвещении себя знанием Божьей воли, что является первоочередным делом Духа, ибо Господь поступает с человеком как с разумным существом. Из уст Давида звучит три прошения касательно просвещения:
[1] Укажи мне путь, по которому мне идти. Порою тот, кто стремится ходить правильно, пребывает в сомнениях и неведении в отношении верности пути. Тогда пусть такой человек смело приходит к престолу благодати и молит Господа Его словом, Духом и провидением показать истинный путь и не дать сбиться. Благочестивый человек не просто спрашивает дорогу и не ищет легкого пути, но просит указать ему тот истинный путь, по которому ему надлежит идти. Псалмопевец подкрепляет свою просьбу: «…к Тебе возношу я душу мою, дабы Ты вылепил и сформировал ее по воле Своей». Желание Давида узнать свой долг не только настойчиво, но и совершенно искренне. И тот, кто имеет такое желание, будет научен.
[2] «Научи меня исполнять волю Твою, не просто покажи мне, что есть воля Твоя, но научи меня, как ее исполнять, как своим рукам обрести мастерство в деле служения». Желание и стремление знать и исполнять Божью волю, а также полностью посвятить себя этому долгу присуще всем верным рабам Божьим. Давид обосновывает свое прошение: «…потому что Ты Бог мой, а посему – мой духовный наставник, от которого я вправе ждать совета; мой Бог, а значит – мой владыка, волю которого я желаю исполнять». Если мы нелицемерно почитаем Господа своим Богом, то вправе рассчитывать на то, что Всевышний научит нас исполнять Его волю, подобно тому как господин обучает своего слугу.
[3] «…Дух Твой благий да ведет меня в землю правды, в общение святых, в дивную страну праведников или на верную тропу святого жития, которая ведет на небо – землю праведности, где святость достигнет совершенства и где святой останется святым. Мы должны желать, чтобы нас вели и хранили в пути на небо, не только потому что небо – страна блаженства, но и потому что небо – страна праведности; речь идет о совершенстве благодати. Мы не способны найти пути, ведущего в эту землю, если только Бог не покажет его нам; мы также не способны идти по этому пути, если только Господь не возьмет нас за руку и не поведет, подобно тому как мы водим немощных, хромых, робких и слепых. Итак, благодать Всевышнего необходима не только, чтобы указать нам добрый путь, но и чтобы хранить и вести нас по нему. Давид обосновывает прошение: «…Дух Твой благий, а значит способен содеять мне благо»; Дух – благ и с готовностью помогает тому, кто попал в затруднительное положение. Дух ведет того, кто почитает Господа своим Богом, а Святого Духа – своим поводырем, – такова отличительная особенность и привилегия святых.
(2) Об оживлении себя для исполнения воли Всевышнего (ст. 11): «Господи, оживи меня, вдохни жизнь в мое поклонение, оживи меня для моего долга и оживи меня в нем, и все это – ради имени Твоего». Лучшие из святых зачастую чувствуют себя апатичными, вялыми и безжизненными и поэтому молятся Богу о собственном оживлении.
III. О благосклонности к нему Божьего провидения.
1. Дабы Господь в Свое время и Своим способом избавил псалмопевца от бед (ст. 9): «Избавь меня, Господи, от врагов моих, чтобы они не завладели мною; к Тебе прибегаю, ибо верю, что Ты защитишь меня в моих злоключениях и вызволишь». Защита – залог спасения, и прибежище в Господе найдет тот, кто верою почитает Его таковым. Далее Давид дает объяснение: «…ради правды Твоей выведи из напасти душу мою, ради Твоего обетования, более того, – ради Твоей милости (под правдою иногда понимают доброту и благость); не только избавь меня от внешних напастей, но и от беспокойства моей души, беспокойства, грозящего погубить мой дух. Какое бы несчастье ни постигло меня, Господи, не дай моему сердцу смутиться» (Иоан 14:1).
2. Дабы Господь расквитался с виновниками бед псалмопевца (ст. 12): «И по милости Твоей ко мне истреби врагов моих, чтобы мне больше не бояться их, и погуби всех, кто бы они ни были, невзирая на всю многочисленность, могущество угнетающих и раздражающих душу мою, ибо я Твой раб и решительно таковым и останусь, а посему вправе надеяться, что Ты признаешь меня и будешь защищать на службе Тебе». Данная молитва является пророчеством о полном уничтожении всех нераскаявшихся врагов Иисуса Христа и Его Царства, не пожелавших, чтобы наш Господь правил ими, огорчавших Его Дух и угнетавших душу, притесняя Его народ, скорбями которого скорбит и Он.
Псалом 142
Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его
Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его.
1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей
1 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей
2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый.
2 и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих.
3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.
3 Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века.
4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое.
4 И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё.
5 Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся.
5 Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял.
6 Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе.
6 Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля.
7 Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров.
7 Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров.
8 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою.
8 Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою.
9 Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох.
9 Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег.
10 Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
10 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды.
11 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою.
11 Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою,
12 И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.
12 и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой.
Слава:
Слава:
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь.
Псалом 142
Любой праведный испытывая душевные муки, может обратиться за милостью и пониманием к Господу. В этом и есть смысл псалма 142. Верующий человек молитвой просит оградить себя от зла, избавить от врагов и предателей.
Текст молитвы псалом 142
Автор текста псалма 142, царь Давид, представил произведение на древнееврейском языке. На данный момент молитва переведена на разные языки мира.
На церковнославянском языке с ударениями
Псало́м Дави́ду, егда́ гоня́ше его́ Авессало́м, сын его́.
1 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й
2 и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й.
3 Яко погна́ враг ду́шу мою, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка.
4 И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое́.
5 Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся.
6 Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́.
7 Ско́ро услы́ши мя, Го́споди, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щым в ров.
8 Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Го́споди, путь во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́.
9 Изми́ мя от враг мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х.
10 Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву.
11 И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от пе́чали ду́шу мою́.
12 И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся стужа́ющыя души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.
На русском языке
Псалом Давида, когда его преследовал Авессало́м, сын его.
1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
История написания
Автором хвалебной песни является царь Давид. Написан текст в трудные для царя времена, когда в семье случился раскол. Тогда сын Давида Авессалом раскрыл всю свою злость и алчность. Юноша убил своего брата за зло, которое он сотворил с сестрой Авессалома. Не смотря на преступление сына, Давид его простил и попросил вернуться домой. Но доброта не была оценена, и Авессалом стал собирать войско против отца. Давид бежал от предателей.
Для чего читают псалом 142?
Во многих религиях почитают и уважают псалмы. Псалом 142 читается в следующих случаях:
- Прошение о защите;
- Когда душа полна раскаяния;
- Прошение у Господа помощи в трудных ситуациях;
- Покаяние в грехах;
- Наставления на правильный путь;
- Избавление от врагов.
Псалом 142 советуют читать женщинам во время беременности и родов.
Толкование псалма 142
В отчаянии псалмопевец обратился к Господу. Автор ищет помощи везде, но не может доверять никому, кроме Бога. Именно он является защитником царя.
Стихи 1-5: Просьбы к Господу о защите. Автор просит наказать своих гонителей, врагов, из-за которых случилось бегство Давида с трона. Защита нужна Божья, ведь опасность смертельная. В трудные минуты царь вспоминал о милости Господней.
Стихи 6-8: Даже во время тишины, Давид не опустил руки. Он знает настоящую Любовь Господа к своим детям. И с каждой минутой царь проговаривает молитвы прошения.
Стихи 9-11: Автор просит избавления от предателей и врагов. Давид просит научить его жить правильно, по наставлениям и заповедям Божьим. Очищение души и тела от грехов и проступков.
Правила чтения
На сегодняшний день можно найти текст молитвы псалом 142 на русском языке. Переведена песнь на более 100 языков мира. В храмах священнослужители зачитывают текст на церковнославянском. Является частью Шестопсалмия. Если вы хотите дома использовать текст, то лучше читать псалом 142 на русском языке. Если вы выбрали песнь для домашнего чтения, то особых правил нет. Читать желательно каждый день во время утренней и вечерней молитвы.
Псалом 142 — текст на русском, толкование, зачем читают
Книга Псалмов — очень известная часть Библии, каждая глава в которой представляет собой отдельное поэтическое произведение. Для удобства использования они пронумерованы, сегодня мы поговорим о 142 псалме. Он находится ближе к концу Псалтири, написан в то время, когда сын царя Давида, Авессалом, начал свое восстание. В молитве автор просит избавить его от нападений врагов.
Псалом 142 — текст
Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его | Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. |
1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей | 1 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей |
2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. | 2 и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. |
3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. | 3 Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. |
4 И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. | 4 И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. |
5 Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. | 5 Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. |
6 Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. | 6 Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою – как безводная земля. |
7 Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. | 7 Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. |
8 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. | 8 Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. |
9 Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. | 9 Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. |
10 Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. | 10 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. |
11 Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. | 11 Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, |
12 И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. | 12 и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. |
Слава: | Слава: |
Зачем читают псалом 142
Псалмы настолько уважаемы в православии, что часто издаются отдельной книгой. В прежние времена монашествующие учили ее полностью наизусть. И сегодня верующим советуют знать на память хотя бы несколько глав из Библии. Это дает большое преимущество — можно призвать помощь Божию в любом месте. Псалом 142 в Русской Православной церкви имеет богослужебное применение:
- Используется на великом повечерии;
- Читается на малом повечерии;
- Входит в состав шестопсалмия;
- Звучит во время проведения обряда соборования (елеосвящения).
Шестопсалмие входит в состав утрени — служба проводится по вечерам, а главы из Псалтири звучат в темноте, лишь чтец держит в руке зажженную свечу. Это сделано для того, чтобы внимание верующих было сосредоточено лишь на покаянных словах.
Толкование
Один из великих святых говорил, что без понимания теряется самая суть молитвы. Поэтому, каждый раз беря в руки Священное Писание, следует прикладывать усилия к тому, чтобы вникать в смысл написанного. Для чего читают псалом 142:
- Чтобы призвать Божию помощь в сложной ситуации.
- Рекомендуется женщинам, которые ждут ребенка.
- Для покаяния в грехах.
- Дома любой верующий может использовать его по велению сердца во время скорби, когда одолевает печаль.
На русском языке сегодня существует несколько переводов, можно выбрать тот, что больше нравится. Специальное разрешение на чтение Псалтири брать не нужно, поскольку это часть Священного Писания. Изучение Библии — святая обязанность любого христианина. Существует благочестивый обычай прочитывать какой-либо псалом по 40 раз. Но это рекомендовано только тем верующим, кто имеет достаточный молитвенный опыт. Простое повторение слов не даст никакого результата, это действие должно быть осмысленным.
- Псалом 118 — текст на русском;
- Смотрите тут Псалом 26 — текст на русском;
- 53 псалом — текст на русском: https://bogolub.info/53-psalom/.
Смысл псалма
Смысл 142 псалма в том, что молящийся призывает Бога. Он находится в тяжелом положении — это не только обстояние духовное. Внешние враги угрожают нападением, в тот период жизни царь Давид боялся за свою жизнь. Но прежде всего он просит у Господа не физического спасения, а прощения, милости. Он чувствует себя неуютно вдали от земли обетованной, здесь она символически изображает рай, откуда человек был изгнан за грехи.
Ни один из живущих, как справедливо утверждает царь Давид, не сможет представить Богу дела, достойные Его благости. Никакой праведник не в силах оправдаться своими добродетелями. Также для человека свойственно собственные слабости списывать на Господа, находить различные уловки, оправдываться. Давид же предстает перед Творцом в состоянии духовного смирения. Это такой взгляд на мир, когда верующий прежде всего думает не о себе, а о том, как угодить Богу.
В 142 псалме много прекрасных эпитетов, ярких образов. Свою душу псалмопевец сравнивает с высохшей землей. Даже если в ней лежат зерна добра, им не взойти без животворящей силы Духа Святого, которую можно обрести лишь в покаянии и молитве.
- Царь Давид являет пример того, как христиане должны общаться с Господом. Он не хитрит, не старается торговаться со Всевышним. Не требует в обмен на добрые дела уютной комфортной жизни, как делают многие современные верующие. Он вопиет к небесам о том, чтобы Господь взглянул на него, потому что без Бога не ощущает себя полностью живым.
- Всеми силами души автор ищет путь к своему небесному Владыке. Люди не всегда могут увидеть прямую дорогу. Хотя мы и знаем, что путь к спасению — Христос, но голос совести может быть заглушен множеством грехов.
- Законы, которые были даны Моисею, не спасают. Ведь у людей просто недостаточно сил для того, чтобы все их соблюдать, именно поэтому потребовалась крестная жертва Спасителя. Единственный источник всего доброго — Господь.
Чтение 142 псалма может принести большую духовную пользу. От человека требуется усердие в изучении Слова Божьего, внимание и, конечно, вера в милость Создателя.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя.
Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим (1–2). Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих (3–5). Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов (6–9). Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих (10–12).
Пс.142:1 . Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
Пс.142:2 . и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
«Внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей» . Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды.
Пс.142:3 . Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, –
«Втоптал в землю жизнь мою» – опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб.
Пс.142:5 . Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
«Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» . В тяжелых обстоятельствах преследований Давид вспоминал о необыкновенной милости, которую Господь оказывал в истории еврейского народа, размышлял, насколько позволяли обстоятельства, о всем, что Он делал, размышлял и о всем Его творении. Очевидно, эти размышления успокоительно действовали на Давида, так как открывали необыкновенную любовь Бога ко всему тварному, почему в следующих стихах Давид продолжает обращаться к Нему с молитвой о скорой помощи (6–7 ст.).
Пс.142:8 . Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
Пс.142:9 . Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
Пс.142:10 . Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
«Рано услышать милость» – увидеть скорую помощь. – «Укажи мне. путь, по которому мне идти» , «научи меня исполнять волю Твою» , «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» – выражения синонимические. Научи меня, Господи, неуклонному следованию Твоим заповедям, чтобы мне быть достойным обитать в той земли (Палестине), которую Ты назначил только для праведных.
Пс.142:11 . Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
«Ради имени Твоего, Господи, оживи меня» – для того, чтобы быть достойным восхвалять Твое имя, оживи меня оправданием, внутренним очищением от моих недостатков. Здесь – признание Давидом некоторой своей нечистоты пред Богам во время бегства его от врагов, – один из признаков происхождения псалма в гонения от Авессалома, о чем мы говорили выше.
Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения ( Пс.102 ), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его “земл и правды” (10).
Источники:
http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-142-skazhi-mne-gospodi-put.html
http://bible.by/parallel/syn/matthew-henry/19/142/
http://www.molitvoslov.com/text493.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-142/
http://bogolub.info/psalom-142/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/142
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/143/