Псалом 137

Псалом 137 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 137

Толкование Псалма 137

Пс. 137:1-8. Горячей верой в Господа, хвалой и благодарностью Ему исполнен этот короткий псалом царя Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе (стих 1). Относительно “богов” в этом стихе высказываются разные предположения. В латинском и греческом текстах стоит не “богами”, а “ангелами”. в книге пророка Малахии (Мал. 2:7) как о “вестнике” Господа Саваофа, т. е. как об “ангеле”, говорится о священнике.

На основании этого сопоставления можно придти к выводу, что здесь Давид славит Господа перед священниками. Известно, однако, что на страницах Библии под “богами” порой понимались судьи, или просто власть имущие (к примеру, Исх. 21:6; 22:8). Так что не исключено, что в Пс. 137:1 подразумеваются именно они. Возможно и третье: Давид славит Господа “пред языческими богами” (как бы бросая им вызов). Ведь многие в Израиле продолжали чтить их на протяжении веков, иногда наряду с Иеговой.

Во второй части стиха 2 некоторые видят косвенное свидетельство о поводе и в связи с ним о приблизительном времени написания Псалма 137. Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Под “словом” при этом понимается обетование Давиду свыше о том, что от него произойдет Мессия. Такое обетование не могло не быть для него выше и больше всех милостей, которыми когда-либо благословлял его Господь (“Ты возвеличил слово”), и которые побуждали его “превозносить” имена Господни как отражение тех или иных свойств Его Личности.

При таком прочтении этого места естественно предположить, что псалом был написан царем Давидом в связи с получением им упомянутого обетования, а, значит, после того, как оно было получено. Экспрессивная форма хвалы Давида (как если бы он воскликнул: “Добрые дела Твои более доброты Твоей!”) объясняются безмерной благодарностью его Богу, слово Которого он продолжает благословлять и в стихе 3 – как источник утешения к ободрения для человека: Я воззвал, и Ты услышал… вселил в душу мою бодрость. В стихах 4-5 псалмопевец выражает уверенность в том, что придет день, когда все цари земные, услышав слова уст Господних и, поняв их величайший смысл, прославят Господа и воспоют пути Его. ибо велика слава (очевидно, в значении любви Его и могущества) Господня.

В стихе 6 – восхваление Господа за то, что Он, будучи столь высок (непостижим для людей и недостижим на “высоте положения Своего”), видит… смиренного и уделяет ему внимание, как узнает… и гордого, которому не обмануть Всевышнего показным смирением. Давид не сомневается в том, что посреди любых напастей… спасет его десница (правая рука – символ силы) Господня. в стихе 8 – либо та мысль, что все, что необходимо для Давида, Господь сделает для него, либо, что Он исполнит (совершит) цель, которую в отношении Давида имеет. Отсюда заключительная фраза псалма: дел рук Твоих не оставляй.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 137

Псалом Давиду, Аггеа и Захарии

Псалом Давида. Аггея и Захарии.

1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих.

1 Я прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебе, ибо Ты услышал все слова уст моих.

2 Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.

2 Поклонюсь ко храму святому Твоему и прославлю имя Твоё за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всем имя Твоё святое.

3 Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею.

3 В день, когда я призову Тебя, скоро услышь меня: попечение обо мне Ты умножишь, о душе моей – силою Твоею.

4 Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих,

4 Да прославят Тебя, Господи, все цари земные, ибо услышали они все слова уст Твоих,

5 и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня,

5 и да воспоют на путях Господних, ибо велика слава Господня,

6 яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.

6 ибо высок Господь, и дольнее озирает, и высокое издали знает.

7 Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя.

7 Если я пойду посреди скорби, Ты оживишь меня, на гнев врагов моих простёр Ты руку Твою, и спасла меня десница Твоя.

8 Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

8 Господь воздаст за меня. Господи, милость Твоя вовек, дел рук Твоих не презри.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое. Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих, и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня, яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

Псалом 137

Текст исполнен горячей веры в Господа и благодарности за великую милость Его к Давиду, дающую основание ожидать обращения к Богу всех земных правителей. Некоторые исследователи полагают, что псалом 137 является пророчеством о пришествии Спасителя.

Текст молитвы псалом 137

На церковнославянском языке с ударениями

Псало́м Дави́ду, Агге́а и Заха́рии.

1 Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, и пред Ангелы воспою́ Тебе́, я́ко услы́шал еси́ вся глаго́лы уст мои́х.

2 Поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́ и испове́мся и́мени Твоему́ о ми́лости Твое́й и и́стине Твое́й, я́ко возвели́чил еси́ над всем и́мя Твое́ свято́е.

3 Во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя: умно́жиши мя в души́ мое́й си́лою Твое́ю.

4 Да испове́дятся Тебе́, Го́споди, вси ца́рие зе́мстии, я́ко услы́шаша вся глаго́лы уст Твои́х,

5 и да воспою́т в путе́х Госпо́дних, я́ко ве́лия сла́ва Госпо́дня,

6 я́ко Высо́к Госпо́дь, и смире́нныя призира́ет, и высо́кая издале́ча весть.

7 Аще пойду́ посреде́ ско́рби, живи́ши мя, на гнев враг мои́х просте́рл еси́ руку́ Твою́, и спасе́ мя десни́ца Твоя́.

8 Госпо́дь возда́ст за мя. Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри.

На русском языке

Псалом Давида. Агге́я и Заха́рии.

1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, что Ты услышал все слова уст моих.

2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

История написания

В древних еврейских изданиях Библии псалом 137 подписан именем Давида. Также он подписан и в латинском переводе Библии блаженного Иеронима (Вульгате) и в переводе семидесяти толковников (LXX-ти), но с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее обстоятельство свидетельствует, что псалом 137 был благоговейно читаем евреями при жизни этих пророков. Точных указаний в тексте, когда именно написана молитва Давидом, не содержится.

Для чего читают псалом 137?

Текст псалма 137 существует в нескольких переводах. В церковных службах читается вариант на старославянском языке, традиционном для православных молитв.

Дома допускается читать псалом 137 на русском языке. Текст относят к категории хвалебных песен, выражающих надежду на Бога. В момент прочтения надлежит посвятить себя хвале и прославлению Господа, уповая на Его силу и благость. Оканчивается песнь уверенностью Давида в том, что Бог всегда будет охранять его. Спасение каждого человека находится в руках Господа, и праведник всегда может рассчитывать на Его защиту и поддержку в сложных жизненных обстоятельствах.

Считается, что если читать псалом 137 перед тем, как обращаться с просьбой к начальству, то Господь обязательно поможет в исполнении задуманного.

Толкование

Псалом 137 содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит Бога. Не он один из царей сподобился Божественного богоявления, но и многие языческие цари сподобятся той же благодати, что произойдет по пришествии Господнем.

Чтобы лучше понять смысл песни, следует разобрать толкование псалма 137 более подробно:

  • Стих 1-5: Давид славит Господа, вспоминая о том, как Он был благ к нему. Он смотрит в будущее с надеждой, что другие тоже будут прославлять Всевышнего. Давид славит Господа перед священниками. Возможно, перед судьями и власть имущими. Существует и другая версия, что он может восхвалять Господа перед языческими богами, бросая им вызов.
  • Стих 6-8: звучит твердая уверенность праведника в постоянстве помощи и защиты Всевышнего. Это может служить утешением благочестивым евреям в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии. Этим обстоятельством объясняется добавление их имен в подписании псалма 137 к имени Давида.

Псалом 137

Псалом Давиду*) (Аггея и Захарии).

*) Этот псалом есть благодарность Богу по возвращении из Вавилона от лица Иудеев, освободившихся от восстававших на них, по словам Феодорита и Eвсевия, народов. Сей псалом содержит и пророчество о призвании народов. У других на нем надпись такая: Псалом Давиду Аггеа и Захарии.

Ст. 1. Исповемся (исповедание принесу) Тебе, Господи, всем сердцем моим. Сими словами начинает Давид и 9й псалом.

И пред Ангелы воспою Тебе. Пред ангелами, дает обещание, буду петь Тебе, Господи, т. е. вместе с горними и небесными силами буду петь Тебе и я, дольний и земный; ибо хвалить Тебя непрестанно есть дело ангельское. Или ангелами называет священников, ибо Писание обыкновенно называет богами и ангелами священников; то говоря чрез Малахию: уста священника сохранят суд и закона взыщут (прилежно) из уст его; ибо он ангел Господа Вседержителя (Мал. 2, 7), то чрез Моисея: богов не злословь; и начальствующему в народе не скажи зла (Исх. 22, 28). А другой изъяснитель перевел так: пред богами воспою Тебе *)

*) Слова Златоуста: Пред ангелами, т. е, с ангелами буду воссылать песнь, стараясь соревновать им и ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов.

Яко услыгиал ecu вся глаголы уст моих. Воспою Тебе, прибавляет, Господи, за то, что Ты выслушал все прошение мое, исполнив оное в чем следовало. *)

*) Златословесного: Видишь ли великую благодарность? Не так как другие вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным.

2. Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся (буду признателен) имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей. Принесу, говорит, Тебе, Господи, долг моего благодарения посредством поклонения святому Твоему храму, как за Твое помилование меня, так и за помилование истинное. Ибо такова мысль в речениях: в милости Твоей и истине Твоей, т. е. в истинной милости Твоей, по свойству еврейского языка, употребляющего прилагательные имена в виде существительных, как мы уже заметили и в другом месте. Или: буду признателен к Тебе за истинность Твою в обещании Твоем. *)

*) Того же: Не малая и это добродетель —когда кто может ходить ко храму и пришедши покланяться с чистою совестью. Ибо не преклонения колен, не вхождения, не этого только требуется, но чтобы находиться в нем с пламенною душою и напряженною мыслю, быть не только телом, но и умом. Также не мало достоинства в должном поклонении Богу Всевышнему. Ибо если это составляет достоинство в отношении к царям, то гораздо большее в отношении к Всевышнему Богу. А речения: в милости Твоей и истине Твоей, другой толковник перевел так: буду благодарить Тебе за освобождение меня от плена и удостоения истины, за то что я избавился от образов и телесного богослужения и научился покланяться Богу духом и истиною. Феодорита: Посвященный имени Твоему храм будет для меня вместо неба, в нем я буду поклоняться Тебе и приносить благодарственное славословие, видя человеколюбие Твое ко мне и правду в отношении к врагам; ибо как они делали мне зло, то Ты по своей истине решил погубить их, а меня по своей милости спас.

Яко возвеличил ecu над всем имя Твое святое. Буду благодарить Тебе, Господи, продолжает, и за то, что Ты явил имя Твое во всяком деле великим и чудным; так как все сотворенное Тобою проповедует величие имени Твоего. Другой толковник перевел: ибо Ты возвеличил над всем. *)

*) Златоуста: Т. е. я буду благодарить Тебя не только за благодеяния, но и за самую неизреченную славу и бесконечное величие и неизъяснимое естество; ибо нет ни одной части творения, ни горнего, ни дольнего, которая не издавала бы голоса, громче трубы возвещая о величии имени Твоего, Феодорита: Во всем, говорит, драгоценно имя Твое и всеми, видевшими Твою силу, воспевается оно.

3. В онь же аще день призову Тя, скоро услыша мя. То же самое сказал в 101м псалме.

Умножиши мя (возвысишь меня) в душе моей силою Твоею. Ты, говорит, Господи, удостоишь меня касательно души великого попечения; так как Ты и силен к произведению сего. Или силою Твоею Ты вознесешь душу мою много (весьма), иначе возвысишь душу мою и поставишь ее, по Златоусту, выше скорбей. Тот же Давид сказал и в 11м псалме: по высоте Твоей умножил попечение о сынах человеческих. *)

*) По другому изъяснителю, глагол; умножишь попечение, поставлено вместо; сохранишь (меня) на долгое время, и силою Твоею из тления приведешь в нетление. Феодорита: Т. е. силою Твоею возвысишь душу мою и исполнишь ее бодростью и смелостью.

4. Да исповедятся Тебе, Господи, вcu царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих. Все, продолжает, цари земли, т. е. благочестивые и уверовавшиe, будут благодарить Тебя, Господи; за что? За то, отвечает, что услышали слова уст Твоих, т. е. слова закона, пророков, евангельские и апостольские. Ибо и сами цари обязаны благодарить не столько за другие Его благодеяния, сколько за то, что услышали и узнали слова Твоих писаний, так как из сих слов Твоих происходит благочестие и добродетельная жизнь, а это истинное и великое благодеяние для души. *)

*) Феодорита; И тогда все, узнав о величайшей оной победе (т. е. над соседственными народами) удивлялись силе Бога всяческих. Но преимущественно по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, и цари и начальствующие прославляют Творца всех. И в отношении к первой победе не слышали слов, но видели славное дело: а ныне и слова слышат и пользуются евангельскими речами. Златословесного: Ибо и царство не может доставить им такой пользы, какую доставляет слышание слов Твоих: это безопасность их, это сила, это благолепие, это украшение и крепость начальства. А у Златоуста и Феодорита пишется так: Да воспоют в путях Господних, т. е. в законах, в повелениях Господних. У Аполлинария же в героических стихах пишется в песнях так: Богодухновенными песнями воспоют Богу. Также в некоем замечании написано: Написал песни Богу, которыми повелевает петь всем из язычников.

5. И да воспоют в путех (песнях) Господних, яко велии слава Господня. Все, говорит, благочестивые цари будут петь Тебе, Господи, посредством песней, сочиненных для Тебя: ибо песни Господни суть песни, составленные Моисеем и Давидом. Впрочем могут быть песнями и просто славословия Бога. Почему же они будут петь песни сии? Потому что слава Твоя, Господи, т. е. понятие и мнение о Тебе. велико; так как все люди представляют Тебя великим, т. е. те, которые чувствуют благодеяния Твои. Или велика слава Господня, т. е. по словам Златоуста, явна для всех, потому что небо и земля исполнены славы Его; поелику все вообще и ангелы и человеки прославляют Его. *)

*) Златоуста: Если (читать): в путях Господних, то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если в песнях Твоих, то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих; ибо это значит: да воспоют. Феодорита: Все, говорит, будут удивляться промыслу и домостроительству Божию; ибо путями называет распоряжения.

6. Яко высок Господь, и смиренные призирает. Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в 112 псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих.

И высокая издалеча весть. Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас (Матф. 25, 12). А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных (Псал. 1, 6). Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по Златоусту, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего (Дан. 13, 42). *)

*) Другой говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у Акилы сказано: И высокого издалека знает. Феодорита: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. Другиe же полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их.

7. Аще пойду посреди, скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл ecu руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Когда я, продолжает, подвергнусь скорбям и искушениям, тогда Ты спасешь меня; и когда буду находиться в опасности смерти, тогда Ты оживотворишь меня. Сверх того Ты распростер и руку Твою, т. е. силу Твою или действие наказания на свирепство и неистовство, какое показали против меня враги мои и уничтожил оное, и таким образом избавила меня (от них) десная рука Твоя, т. е. благодетельное Твое действие и вспомоществование. *)

*) Слова Феодорита: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою—действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему—десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал Феодорит, Евфимий и Никита в Своде.

8. Господь воздаст за мя. Бог воздаст, заключаете, врагам моим; ибо Мне отмщениe, Я воздам (Рим. 12, 19). *)

*) Феодорита: Я говорит, будучи человек, оскверняемый грехами, воздать за благодеяния не могу; но Господь—податель оных, вочеловечившись и приняв на Себя мое естество, сам уплатить долг мой. С сим согласны и слова божественного Апостола, говорящего, что Владыка Христос истребил рукописание постановлений против нас. Согласно с сим пишет и Златоуст.

Господи! милость Твоя во век. Подобное сказано и в сих словах: ибо во век милость Его (135 псалом).

Дел руку Твоею не презри. Господи! прибавляет, Ты милостив и создатель всего. Итак, и по тому и по другому свойству воззри на нас, как на творения свои взором милосердым и попечительным, и не презри нас беспомощных, изнуряемых страстями и диаволом. Или не презри нас молящихся и призывающих Тебя к помилованию нас. *)

*) Златословесного: Прося спасения потому, что Он Бог милостивый и создатель наш, мы должны сделать что нибудь достойное помилования и от себя: ибо кого помиловать, говорит, милую (Рим. 9, 16): потому что милость не просто приходит, но и она делает некоторое различие. Если бы она подавалась просто, то никто не был бы наказан. Посему станем производить достойные дела не только за то, что получаем милость, но и за то, что произведены от Бога; ибо тому, кто создан Богом и имеет такового Творца и Царя, должно и жизнь вести достойную попечения Его.

Псалтирь | псалом 137

Определить, по какому случаю Давид написал данный псалом, непросто, да это и не существенно. В нем (I) псалмопевец оглядывается назад, вспоминая, как благ был к нему Господь, и благодарит Всевышнего (ст. 1-3).

(II) Давид смотрит в будущее с утешением и надеждой, (1) что другие, как и он, будут славить Всевышнего (ст. 4, 5).

(2) Что Господь и впредь будет благ к нему (ст. 6-8). При пении данного псалма нам, подобно Давиду, надлежит посвятить себя хвале и прославлению Господа, полагаясь на Его силу и благость.

Стихи 1-5. I. Как Давид желает славить Господа (сравните с Пс 110:1).

1. Он будет воздавать Всевышнему хвалу искренне и усердно: «… всем сердцем моим, тем, что у меня внутри, всем, что у меня внутри, с самыми праведными намерениями и пылкостью чувств, когда внутреннее состояние соответствует внешним проявлениям».

2. Свободно и с дерзновением: «…пред богами пою Тебе», перед правителями и судьями, великими людьми того или иного народа, наносившими Давиду визиты, и своими подданными, сопровождавшими его. Царь будет прославлять Господа даже в их присутствии, и не только петь хвалу в сердце своем, что мы способны делать в порыве благочестия в любом обществе, но и славословить по любому поводу. Заметьте, прославление Господа – служение, стыдиться которого не должны величайшие из людей; это – служение ангелов, служение небес. Пред ангелами (есть и такое чтение стиха), то есть в собраниях верующих, где по-особому присутствуют ангелы (1Кор 11:10).

3. Как заповедал Господь: поклоняюсь пред святым храмом Твоим. В храм могли заходить только священники; народ имел право в лучшем случае поклоняться перед храмом и то на расстоянии. Наш храм – Христос, и мы в своем славословии должны взирать на Него с верою, как на Посредника между нами и Богом. Небеса – святой храм Господа, и к ним мы должны возвести свой взор, когда обращаемся ко Всевышнему. Отче наш, Сущий на небесах!

II. За что псалмопевец желает славить Господа.

1. За неиссякаемый источник утешения – за милость Твою и за истину Твою, за Твою благость и Твое обетование, сокрытую в Тебе милость и милость, которую Ты открыл, за то, что Господь – Бог благодати, взявший на Себя обязательство быть таковым для тех, кто уповает на Него. Ибо Ты возвеличил слово Твое (обетование, которое истинно) превыше всякого имени Твоего. Господь многообразно открылся нам в творении и провидении, но более всего – в слове Своем. Суды Его уст возвеличены даже над судами Его рук и превышают их дела. Чудеса благодати превосходят чудеса природы; Божье откровение величественнее любого открытия разума. В том, что Господь свершил для Давида, верность Всевышнего Своему делу проявляется наиболее ярко и служит Его славе более любого другого атрибута. Существует разумное толкование: речь идет о Слове как о Христе и о Его Евангелии, возвеличенном превыше любого откровения Божьего, данного прежде отцам. Тот, кто возвеличил Закон и заповедал людям чтить его, намного более возвеличивает Евангелие.

2. За потоки, берущие начало в данном источнике, благодаря которым Давид сам вкусил, как благ Господь (ст. 3). Псалмопевец испытал скорбь и с благодарностью вспоминает (1) свое дивное общение с Господом. Он воззвал, он молился, молился усердно, и Господь ответил ему, дал понять, что молитва его принята и в должное время он получит благодатный ответ. Общение между Богом и Его святыми происходит посредством обетований Всевышнего и молитв верующих.

(2) То, что он получил тогда от Господа: вселил в душу мою бодрость. Таким был ответ на молитву псалмопевца, ибо Господь дает нечто большее, чем просто добрые слова (Пс 19:3). Обратите внимание на то, что,

во-первых, ответ был незамедлительным: в день, когда я воззвал. Заметьте, тот, кто ведет переговоры с небом посредством молитвы, получает быстрый ответ47 . «… Они еще будут говорить, и Я уже услышу» (Пс 65:24).

Во-вторых, ответ был духовным. Господь вселил бодрость в душу псалмопевца, и это был существенный и ценный ответ на молитву веры в день скорби. Если Господь вселяет бодрость в наши души, дабы нам легче было нести бремена, противостоять искушению и исполнять свой долг в состоянии скорби, если Он укрепляет нас, дабы мы хранили себя в вере, сохраняли мир в душе и терпеливо ждали конца испытаний, то мы должны признавать, что Всевышний ответил на наши молитвы и нам надлежит благодарить Его.

III. Какое влияние, как надеялся псалмопевец, его славословие Господу окажет на других людей (ст. 4,5). Давид сам был царем и поэтому уповал, что другие цари последуют его примеру и обратятся в веру; а если цари уверуют, то и царства их во всех отношениях станут лучше. 1. Возможно, речь идет о царях соседних государств, как, например, Хирам и другие. «Они все прославят тебя». Когда цари наносили визиты Давиду, а после его смерти искали видеть Соломона (к этому стремились, как гласит Писание, все цари земли, 2Пар 9:23), вместе с Давидом и Соломоном они охотно поклонялись Богу Израилеву. 2. Можно это понимать и шире – как призыв к язычникам и покорение всех народов Евангелию Христа, которому, согласно Писанию, покорятся все цари (Пс 71:11). Здесь звучит предсказание о том, (1) что все цари земные услышат слова Божии. Все приходившие к Давиду должны были слышать эти слова от него (Пс 118:46). А в более позднее время проповедники Евангелия отправятся по всему миру.

(2) Что тогда цари прославят Всевышнего, ибо у всякого слышащего слова Господни есть основания славить Его и принять слово в свете и любви (Деян 13:48).

(3) Что они воспоют пути Господни, пути Его провидения и благодати, им дарованной. Цари возрадуются в Господе и воздадут Ему славу, однако Всевышнему угодно, дабы они исполняли свой долг в покорности Господу. Заметьте, ходящие путями Господними имеют все основания воспевать эти пути и продолжать идти по ним в великой радости, ибо они приятны и нам приличествует шествовать с весельем; и если мы именно так и поступаем, то велика слава Господня. Хождение царей путями Господними премного служит чести Всевышнего, и всякий ходящий этими путями должен воспевать, провозглашая таким образом всему миру, что наш Господь – добрый господин и награда за служение Ему заключается в самом труде.

Стихи 6-8. Здесь Давид говорит о том, что может служить утешением:

I. О благосклонности Господа к Его смиренному народу (ст. 6): высок Господь и не нуждается ни в одной из Своих тварей и не находит в ней пользы, тем не менее Он смиренного видит, улыбается ему, ибо доволен им, обозревает небо и землю, дабы одарить смиренных благосклонным взглядом (Ис 57:15; 66:1), и рано или поздно Господь облечет их во славу, в то время как гордого Он узнает издали, знает гордых, но отрекается от них и отвергает их, как бы заносчиво они ни претендовали на Его благосклонность. Доктор Хаммонд видит суть той благой вести, которую цари земные услышат и одобрят, в том, что Господь примет кающихся грешников и изгонит вон нераскаявшихся; доказательством тому служит пример с фарисеем и мытарем из Евангелия от Луки (гл.18).

II. О заботе, которую проявляет Господь по отношению к угнетенному народу (ст. 7). Давид, несмотря на то, что он был великим и благочестивым мужем, предвидит, что ему предстоит пройти среди напастей, но воодушевляет себя надеждой на то, что (1) Господь утешит его: «Когда я готов упасть духом, Ты оживишь меня, принесешь мне облегчение и радость в моих бедах». Божественное утешение обладает достаточной силой, дабы оживить нас даже среди напастей, когда мы готовы умереть со страху.

(2) Господь будет хранить его и защищать его дело: «… прострешь … руку Твою, и хотя не на самих врагов моих, чтобы уничтожить их, но на ярость врагов моих, дабы укротить и ограничить ее».

(3) В должное время Всевышний избавит его: и спасет меня десница Твоя. Одну руку Господь простирает на врагов, а другой спасает Свой народ. Христос – Десница Господня, Спасающая всех, кто служит Ему.

III. Об уверенности в том, что если Господь начал какое-либо доброе дело в Своем народе или для него, то Он доведет его до конца (ст. 8): Господь совершит за меня!

1. То, в чем я более всего нуждаюсь, а Всевышний лучше знает, что мне нужно. Мы заботимся и суетимся о многом, что нас не касается, Господь же знает, что для нас по-настоящему важно (Мат 6:32), и устроит все наилучшим образом.

2. То, чем мы более всего обеспокоены. Каждый благочестивый человек в первую очередь заботится о своем долге перед Богом и о блаженстве в Господе, чтобы первый был исполнен верно, а второе было надежно обеспечено. И если на самом деле именно эти заботы лежат у нас на сердце и именно к этому мы настойчиво стремимся, то значит Господь начал в нас доброе дело, и мы вправе быть уверенными, что совершит его (Фил 1:6). Обратите внимание:

(1) на каком основании псалмопевец строит свою уверенность: милость Твоя, Господи, вовек. Милость Господа и раньше была основным предметом его славословия (Пс 12:6), и поэтому здесь Давид с большей уверенностью может сделать ее предметом своего упования. Ибо если мы воздаем Господу славу за Его милость, то вправе насладиться утешением, которое она в себе несет. Наши надежды на то, что мы выстоим, должны зиждиться не на собственной силе, ибо последняя может нас подвести, но на непреходящей милости Господа. И на нее мы вправе ссылаться: «Милость Твоя, Господи, вовек, так пусть же я стану вечным ей памятником».

(2) Какую пользу извлекает Давид из этой уверенности: она не вытесняет, но оживляет молитву, она превращает его ожидания в прошение: «… дело рук Твоих не оставляй. Господи, я и моя душа – дело Твоих рук, не оставляй меня, об этом все мои заботы, не оставь их без попечения». Все хорошее, что есть в нас, – дело Божьих рук; Бог производит в нас и хотение и действие, которое не свершится, если Господь оставит его; но слава Господа Иеговы, Бога совершающего, непосредственно связана с доведением дела до конца, поэтому мы вправе молиться с верою: «Господи, не оставь его». Того, кого любит Господь, Он любит до конца, а дело Божье совершенно.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

В древних еврейских изданиях Библии этот псалом имеет надписание имени Давида; также надписывается он и в Вульгате и у LXX-ти, у последних с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее надписание указывает, что этот псалом особенно усиленно был употребляем благочестивыми евреями при жизни во время деятельности этих пророков. Когда написан псалом Давидом, точных указаний в псалме нет. Но его общее благодарственно-хвалебное содержание за особенно великие милости Господа к Давиду, дающие последнему основание ожидать обращения к Господу всех царей земных (Пс.137_4), дает основание предполагать, что псалом написан после обетования Давиду о происхождении от него Великого и Вечного Потомка.

Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твои ко мне милости (1–2). Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе (3–5). Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих (6–8).

Пс.137:1 . Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами 8 пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих].

Под “богами” , (с греч. и латин. «ангелами»), разумеются священники ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 ). Давид выступает с своим благодарственно-хвалебным словом пред всем народом.

Пс.137:2 . Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

«Возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» – Ты дал великое обетование, которое наполняет меня таким благодарным чувством к Тебе, которое превосходит, превышает все, что я ранее получал от Тебя и что служило к восхвалению Твоего имени, т. е. выше прежних Твоих благодеяний и милостей. Под таким благодеянием, милостью, самою ценною и дорогою для Давида, нужно разуметь обетование о происхождении от него Мессии.

Пс.137:4 . Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

Пс.137:5 . и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Великое обетование, данное Богом Давиду, сделается достоянием всего мира. Все цари узнают его и поймут, что с исполнением его наступят новые пути жизни, которые обновят всех людей и весь мир, и эти пути они будут восхвалять. Здесь краткое указание того, что более подробно раскрыто у пророка Исаии ( Ис. 2:1–4 ).

Пс.137:6 . Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

Пс.137:7 . Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

Пс.137:8 . Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Как бы ни велики были опасности он сохранит и Своей силой защитит его.

Высказанная здесь вера праведника в постоянство помощи и защиты от Господа могла служить утешением для благочестивого еврея в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии и быть постоянной молитвой в его устах, чем и можно объяснить прибавку в надписании псалма к имени Давида имени означенных пророков.

Псалом 137

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

137:1 Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.
По Септуагинте «пред ангелами пою Тебе». Давид поёт во славу Господа, разъясняя, за что он готов славить Бога Израиля вовек (похвала ни за что и без оснований – лестью называется):

137:2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою,
Давид во всех действиях Бога видит милость Его, он кланяется Богу в знак признательности и благодарности за милость и за истину Божью, открытую Израилю.

ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.
Слово Бога и для самого Бога – закон, который Он Сам не нарушает. Истина для Него – основа основ, наличие истины Божьей в Его мироздании – для Него гораздо важнее, чем описывать Себя людям через разные значения Своих имён (Дающий Становиться, Творец, Всемогущий, Владыка, Вседержитель, Бог воинств и т.д.)
Сам Бог всегда в истине Своей пребывает и не нарушает принципов её.
Потому Он – и лучший правитель в мироздании: другие правители издают законы не для себя, а для всех остальных, сами же – свои законы часто обходить умудряются.
Бог же истину содержит в неизменности её принципов – для Себя , прежде всего.

137:3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.
Давид понимал, когда Бог отвечал на молитвы его: уверенность в том, что Бог готов вести диалоги с ним – всегда ободряла Давида даже в самых тяжких обстоятельствах

137:4,5 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих
5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Настанет время, когда все правители земли услышат, наконец, требования Бога и примут Его истину для себя в качестве руководства. И тогда у них будет причина для воспевания всех справедливых путей, которым их учит Бог через наставление Своё, ибо в соблюдении принципов истины Бога – великое благо для человека

137:6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали. Положение Господа, живущего на небесах, таково, что никто укрыться не может от высоты и широты обзора Его: смиренный, не выпячивающийся из толпы, всё равно будет Богом замечен. Ну а гордого, возносящегося над толпою – Бог и подавно издалека заметит.

137:7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.
Давид уверен в поддержке Бога даже если попадёт в крупные неприятности, даже если жизни его будет угрожать опасность.

Источники:
http://www.molitvoslov.com/text488.htm
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-137/
http://religion.wikireading.ru/151011
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/137/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/137
http://jwquestion.net/bvps_137_Psalms.htm
http://www.molitvoslov.com/text490.htm

Ссылка на основную публикацию