Псалом 135
Псалом 135 сходен с предыдущим, но его отличительной особенностью является постоянно повторяющийся рефрен «Ибо вовек милость Его». «Милость» звучит в оригинале как «хесед». Иногда это слово переводят как «верная любовь», подразумевая верность Господа Израилю на основании завета, которым Бог связал Себя со Своим народом. В псалме 135 перечислены многочисленные благодеяния, оказанные еврейскому народу Господом.
Текст молитвы псалом 135
На церковнославянском языке с ударениями
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко благ, я́ко в век ми́лость Его́.
2 Испове́дайтеся Бо́гу бого́в, я́ко в век ми́лость Его.
3 Испове́дайтеся Го́сподеви господе́й, я́ко в век ми́лость Его.
4 Сотво́ршему чудеса́ ве́лия еди́ному, я́ко в век ми́лость Его.
5 Сотво́ршему небеса́ ра́зумом, я́ко в век ми́лость Его.
6 Утверди́вшему зе́млю на вода́х, я́ко в век ми́лость Его.
7 Сотво́ршему свети́ла ве́лия еди́ному, я́ко в век ми́лость Его.
8 Со́лнце во о́бласть дне, я́ко в век ми́лость Его.
9 Луну́ и зве́зды во о́бласть но́щи, я́ко в век ми́лость Его.
10 Порази́вшему Еги́пта с пе́рвенцы его́, я́ко в век ми́лость Его́,
11 и изве́дшему Изра́иля от среды́ их, я́ко в век ми́лость Его́.
12 Руко́ю кре́пкою и мы́шцею высо́кою, я́ко в век ми́лость Его́.
13 Разде́льшему Чермно́е мо́ре в разделе́ния, я́ко в век ми́лость Его́.
14 И прове́дшему Изра́иля посреде́ его, я́ко в век ми́лость Его.
15 И истря́сшему фарао́на и си́лу его́ в мо́ре Чермно́е, я́ко в век ми́лость Его.
16 Прове́дшему лю́ди Своя́ в пусты́ни, я́ко в век ми́лость Его.
17 Порази́вшему цари́ ве́лия, я́ко в век ми́лость Его
18 и уби́вшему цари́ кре́пкия, я́ко в век ми́лость Его:
19 Сио́на, царя́ Аморре́йска, я́ко в век ми́лость Его́,
20 и Ога, царя́ Васа́нска, я́ко в век ми́лость Его.
21 И да́вшему зе́млю их достоя́ние, я́ко в век ми́лость Его.
22 Достоя́ние Изра́илю, рабу́ Своему́, я́ко в век ми́лость Его.
23 Яко во смире́нии на́шем помяну́ ны Госпо́дь, я́ко в век ми́лость Его.
24 И изба́вил ны есть от враго́в на́ших, я́ко в век ми́лость Его.
25 Дая́й пи́щу вся́кой пло́ти, я́ко в век ми́лость Его.
26 Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, я́ко в век ми́лость Его.
На русском языке
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
8 солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его;
9 луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;
10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;
13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
16 провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;
17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
25 дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
История написания
Торжественное содержание псалма 135 предполагает, что поводом написания могло быть событие исключительной важности, например, построение и освящение второго Иерусалимского храма.
Его структура свидетельствует о том, что в процессе богослужения он исполнялся антифонно, т. е. на первую часть каждого стиха, произносимую священниками и левитами, народ отвечал рефреном.
Существует мнение, что псалом 135, воспевавший милость Господа к еврейскому народу, был одним из наиболее любимых песнопений на народных религиозных праздниках. Его еще называют «Великим галлелем», т. е. великим хвалебным «аллилуйным» песнопением.
Для чего читают псалом 135?
В храме текст псалма 135 читается (поется) на старославянском языке как торжественное песнопение, называемое «полиелей» (наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени) перед пением канона сразу после предыдущего псалма. Оба псалма называются полиелейными потому, что они поются при совершении полиелея на великих праздниках. По Уставу положено петь их полностью. Как правило, поются только четыре стиха из них или чуть больше.
В тексте подчеркивается, что в каждом конкретном проявлении благосклонности мы должны видеть милость Всевышнего, которая неизменна.
Дома псалом 135 читают на русском языке в следующих случаях:
- перед путешествием;
- с благодарение Богу за благодеяния богоизбранному народу;
- когда имеешь потребность исповедования истинного Бога;
- с просьбой о защите беженцев от варваров, когда они вынуждены оставить свои дома.
Толкование
Псалом 135 – это хвалебная песнь Господу. Рефрен «ибо вовек милость Его» повторяется двадцать шесть раз и подразумевает, что милости Господа по отношению к Своему народу с таким же постоянством повторяются и возрастают до бесконечности.
Чтобы лучше понять глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 135 по каждому стиху:
- Стих 1-3: звучит призыв славить Бога Израиля, который превыше всех богов и господствует над всеми владыками неба и земли.
- Стих 4-9: Мы должны славить Господа за проявления Его власти и мудрости. Он творит великие чудеса. Необыкновенен их замысел. Господь сотворил небо и сушу, пригодную для жизни человека, и в этом проявление Его милости к людям вовек. Он создал солнце, луну и звезды, разделив их владычество (на день и ночь).
- Стих 10-22: Господь вывел народ Израиля из Египта, проложив путь через Чермное море. Это стало чудом милости. Дорога для израильтян превратилась в могилу для их преследователей. Господь провел народ через пустыню на протяжении сорока лет, творя чудеса. Он сместил или прогнал правителей, освободив место Своему народу и дав ему в наследие хорошие земли.
- Стих 23-26: звучит славословие в адрес вечной Божьей милости. Псалом завершается призывом прославления Господа.
Псалом 135
Аллилуиа
Аллилуиа.
1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его;
2 Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его.
2 прославляйте Бога богов, ибо вовек милость Его;
3 Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его.
3 прославляйте Господа господ, ибо вовек милость Его.
4 Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его.
4 Одного, сотворившего чудеса великие, ибо вовек милость Его,
5 Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его.
5 сотворившего небеса разумно, ибо вовек милость Его,
6 Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его.
6 утвердившего землю на водах, ибо вовек милость Его.
7 Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его.
7 Одного, сотворившего два великих светила, ибо вовек милость Его:
8 Солнце во область дне, яко в век милость Его.
8 солнце – чтобы властвовать днём, ибо вовек милость Его,
9 Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.
9 луну и звёзды – чтобы властвовать ночью, ибо вовек милость Его.
10 Поразившему Египта с первенцы eго, яко в век милость Его,
10 Поразившего Египет с первородными его, ибо вовек милость Его,
11 и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его.
11 и выведшего Израиль из среды их, ибо вовек милость Его,
12 Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его.
12 рукою крепкою и мышцею высокою, ибо вовек милость Его.
13 Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его.
13 Разделившего Красное море на две части, ибо вовек милость Его,
14 И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его.
14 и проведшего Израиль посреди него, ибо вовек милость Его,
15 И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его.
15 и стряхнувшего фараона и войско его в Красное море, ибо вовек милость Его.
16 Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его.
16 Проведшего народ Свой по пустыне, ибо вовек милость Его,
17 Поразившему цари велия, яко в век милость Его,
17 поразившего царей великих, ибо вовек милость Его,
18 и убившему цари крепкия, яко в век милость Его:
18 и убившего царей крепких, ибо вовек милость Его,
19 Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его,
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его,
20 и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его.
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его,
21 И давшему землю их достояние, яко в век милость Его.
21 и давшего землю их в наследие, ибо вовек милость Его,
22 Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его.
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его.
23 Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его.
23 Ибо в унижении нашем вспомнил нас Господь, ибо вовек милость Его,
24 И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его.
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его.
25 Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его.
25 Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его;
26 Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.
26 прославляйте Бога небесного, ибо вовек милость Его.
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия Единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия Единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его, и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его, и убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его.
Псалтирь | псалом 135
Предназначение данного псалма такое же, как и предыдущего, но в его построении есть одна уникальная деталь: на протяжении всего псалма в последней части каждого стиха повторяются слова: «ибо вовек милость Его». Такое повторение не случайно и имеет смысл. Данный стилистический прием, названный «рефреном», делает песнь красивой, взывающей к чувствам. Никакие слова, кроме тех, что повествуют о вечной милости Всевышнего, не придали бы весомости стихам псалма и не были бы достойны повторения. Данные слова, произнесенные двадцать шесть раз, подразумевают, (1) что милости Господа по отношению к Своему народу с таким же постоянством повторяются от начала и до конца и возрастают до бесконечности.
(2) Что в каждом конкретном проявлении благосклонности мы должны видеть милость Всевышнего; и чтобы получить что-либо от Бога, нам надлежит видеть Его милость, которая была, есть и всегда будет неизменной.
(3) Что постоянство милости Господа – это Его честь, в которой Он прославляется, а святые находят утешение и торжествуют. Это то, что должно наполнять наши сердца радостью и любовью, и частое повторение слов о вечной милости Всевышнего не вызывает пресыщения, а, наоборот, вдохновляет нас, ибо будет предметом хвалы в вечности. «Божья милость вовек» – это самые прекрасные слова, они превосходят все истины о Боге, и не только потому, что повторяются здесь, но и потому, что сопровождаются выдающимися знамениями Божьей благосклонности. Так было во времена Соломона (2Пар 5:13), когда народ воспевал вовек милость Его – и дом наполнило облако, и во времена Иосафата – при пении этих слов Господь даровал Своему народу победу (2Пар 20:21,22). Поэтому и нам следует привить себе любовь к пению: «Его милости, несомненно, пребывают сейчас и пребудут в вечности». Мы должны хвалить Господа,
(I) ибо Он сам по себе благ и велик (ст. 1-3).
(II) Ибо Он – Творец вселенной (ст. 5-9).
(III) Ибо Он – Бог и Спаситель Израиля (ст. 10-22).
(IV) Ибо Он – наш Искупитель (ст. 23, 24).
(V) Ибо Он – покровитель всего творения и Бог над всем, благословенный навеки (ст. 25, 26).
Стихи 1-9. Здесь нас снова и снова призывают к долгу благодарения и приношения Богу жертвы хвалы – не плодов земли и не скот, но плод уст, прославляющих имя Его (Евр 13:15). Нас никогда не призывали молиться и каяться так усердно, как призывают славить, ибо это воля Божья, чтобы мы более всего преуспевали в самой приятной части поклонения – в той, что будет нашим основным делом на небе. Здесь мы обращаем внимание на то, (1) Кого мы должны славить – того, от кого принимаем всякое благо – Господа, Иегову, Бога Израилева (ст. 1), Бога богов, пред которым преклоняются ангелы, который наделяет властью судей и который побеждает и свергнет всех ложных богов (ст. 2), Господа господствующих, Владыку над всеми правителями, опору и поддержку всех сторонников (ст. 3). Преклоняясь пред Господом, мы должны восхищаться Его превосходством над всем сущим, Его силой и верховной властью, абсолютной и непреложной.
(2) За что мы должны славить – не так, как фарисей, который свел благодарение Господа к собственному прославлению: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков…», но воздавая за все славу Всевышнему.
[1] Мы должны славить Господа за Его благость и милость (ст. 1): славьте Господа не только за то, что Он творит благо, но и за то, что Он благ (все потоки берут свое начало из источника), не только за то, что Он милостив к нам, но и за то, что Его милость вовек и будет распространяться на тех, что придут после нас. Мы должны славить Господа не только за то, что Он даровал милость нам здесь на земле, но и за то, что она будет продолжаться в вечности в великолепии и радости небес.
[2] Мы должны славить Господа за проявления Его власти и мудрости. В общем: Он творит чудеса великие (ст. 4). Дивен их замысел, плод безмерной мудрости; дивно их осуществление – ибо оно достигается безмерной силой. Господь один творит чудеса, никто, кроме Него, не способен на это, и творит Он их без посторонней помощи и советов. В частности:
во-первых, Господь сотворил небо и простер его; и в нем мы видим не только мудрость и силу Всевышнего, но и вкушаем Его милость, когда небо оказывает на нас благотворное влияние. Поскольку небеса пребудут, на них пребудет и Божья милость (ст. 5).
Во-вторых, Господь при сотворении суши утвердил землю на водах, чтобы она была пригодной для жизни человека, и в этом – проявление Его милости к людям вовек (ст. 6), ибо землю и все, что она производит, Он отдал сынам человеческим. В-третьих, сотворив небо и землю, Господь привел их в соответствие друг другу, несмотря на расстояние между ними; Господь создал солнце, луну и звезды, поместил их на тверди небесной, чтобы они светили и влияли на землю (ст. 7-9). Они названы великими светилами, потому что таковыми представляются нам, хотя астрономы утверждают обратное, а именно то, что луна намного меньше многих звезд, но она, находясь ближе к земле, кажется нам большой. Здесь также говорится, что светила управляют, и не только потому, что они влияют на смену времен года, но и потому, что они полезны для мира, а благодетели – самые лучшие правители (Лук 22:25). Их владычество разделено: одно управляет днем, другие – ночью (по крайней мере, звезды), тем не менее все они подчиняются Господу и находятся в Его распоряжении. Следовательно, данные правители, которых язычники превратили в идолов, являются служителями мира и Божьими подчиненными. И остановилось солнце, и луна стояла.
Стихи 10-22. Великие деяния Божии для Израиля, когда Господь впервые образовал его в народ и установил среди него Свое царство, упоминаются здесь, как зачастую и в других псалмах, как проявления Божьей власти и особой милости к Израилю (например, Пс 114:8).
1. Господь вывел Израиль из Египта (ст. 10-12). Это была долговременная милость, как и искупление верующих Христом, прообразом которого послужило упомянутое событие, которое тоже пребудет, ибо оно вечное. Из всех казней египетских не упомянута ни одна, кроме смерти первенцев, потому что данная казнь принесла победу. Именно посредством ее Господь, который во всех казнях отделял Израиль от египтян, наконец вывел Свой народ из их среды не какой-то хитростью, но крепкою рукою и мышцею, простертой далеко и способной творить великие дела. Эти чудеса милости подтвердили право Моисея дать Израилю закон и в то же время наложили на Израиль долговременное обязательство этот закон соблюдать (Исх 20:2).
2. Господь проложил народу путь через Чермное море, ставшее преградой, стоило ему только выйти. Своей властью управлять природными явлениями Всевышний разделил Чермное море на две части, между которыми проложил тропу и дал Израилю пройти по ней, ибо теперь народу надлежало войти в завет с Господом (Иер 34:18). Бог не только разделил море, но и дал людям мужество пройти через него, что является примером власти Господа над человеческим сердцем, равно как и над водами. Это было чудом не только милости, но и справедливости: то же Чермное море, послужившее дорогой израильтянам, стало могилой для их преследователей. Там Господь избавился от фараона и его войска.
3. Господь провел народ через громадную, унылую пустыню (ст. 16). Он не только вел людей, но и кормил их. Всевышний питал и укреплял стан Израилев на протяжении сорока лет, постоянно творя чудеса. И, несмотря на то что люди отставали и блуждали, они не потерялись. Милость же Божья и ее постоянство были явлены по-особому, если учесть, что народ часто раздражал и огорчал Господа в пустыне.
4. Бог поразил перед израильтянами царей, чтобы освободить Своему народу место (ст. 17,18). Он не просто прогнал или сместил правителей, но поразил и убил их, чем явил им Свой гнев, в то время как Израилю явил милость, Свою непреходящую милость. Величие чуда обусловлено тем, что поражению подверглись цари великие, цари сильные, Господь же подчинил их без труда, как если бы те были наименьшими, самыми немощными и ничтожными из сынов человеческих. Цари эти были порочными, и ни величие, ни блеск не защитили их от Божьего правосудия. Чем более великими и знаменитыми они были, тем сильнее явлена Божья милость по отношению к Израилю в том, что Господь сдал таких царей Своему народу. Отдельно упомянуты Ог и Сигон, потому что они были первыми побежденными по ту сторону реки Иордан (ст. 19,20). Предпочтительно подробно рассмотреть каждое проявление Божьего расположения, а не все вместе, и в каждом конкретном случае увидеть и признать, что Божья милость вовек.
5. Господь дал Израилю во владение хорошую землю (ст. 21,22). Тот, кому принадлежит земной шар во всей его полноте – и мир, и населяющие его, – забрал землю у одного народа и отдал другому, ибо так Ему было угодно. Мера беззаконий Аморреев уже наполнилась, и поэтому Господь отнял у них землю. Израиль был Его рабом, и, хотя люди раздражали Господа в пустыне, Он не отказался от намерения иметь среди них рабов, ибо им принадлежит богослужение. Подобно тому как Бог сказал египтянам: «Отпусти народ Мой», Он повелел и хананеям: «Впусти народ Мой», чтобы он служил Мне. Потому-то и вечна милость Божья, что она является прообразом небесного Ханаана, милость от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни.
Стихи 23-26. Здесь звучит славословие в адрес вечной Божьей милости, (1) явленной в искуплении Церкви (ст. 23,24). Это касается многих случаев освобождения Иудейской Церкви от рук угнетателей: когда во время рабства народ занимал очень низкое положение, Господь вспоминал о нем и посылал ему спасителей, ставил над ним судей и Давида и, в конечном счете, избавил народ от всех врагов. Но в особенности это касается великого искупления вселенской Церкви, прообразом которого служат упомянутые события, и у нас есть все основания сказать: «Вспомнил нас, сынов человеческих, в унижении нашем, в заблуждении нашем, ибо вовек милость Его, и послал Господь Сына, дабы искупить нас от греха, смерти и ада, избавить от всех духовных врагов, ибо вовек милость Его; Он был послан, чтобы спасти нас, а не падших ангелов, ибо вовек милость Его».
(2) Явленной в заботе о всякой твари (ст. 25): дает пищу всякой плоти. Примером милости Божьего провидения может послужить тот факт, что, где Господь дает жизнь, там Он дает достаточно подходящей пищи, Он – хороший хозяин, обеспечивающий такое большое семейство.
(3) Явленной в славе и всех дарах Всевышнего (ст. 26): славьте Бога небес. Это означает, что Господь полон славы и мы должны упоминать в своей хвале о славе милостей Всевышнего. Богатство славы Господа явлено в сосудах милосердия (Рим 9:23). Это также означает, что Бог – великий благотворитель, ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, Отца небес; мы должны признавать источник, в котором берет начало каждый поток. Та или иная конкретная милость, возможно, и продлится некоторое время, но милость от Бога – вовек; Он – неиссякаемый источник.
Толкование на Псалмы
Аллилуиа. Сей псалом во многом есть повторение предыдущего псалма с тем различием, что к каждому стиху прибавлено: яко в век милость Его (т.е. Божия); что, вероятно, повторял народ после певцов; по бл. Феод. – написан для Иудеев, возвращавшихся из плена. См. 23 и 24 стихи сего псалма.
1. С Евр.: «Славьте Господа; ибо Он благ, ибо вовек милость Его».
2. Исповедайтеся Богу богов. «Под именем богов, – говорит бл. Феод., – пророк разумеет не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих. Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими ( Исх. 22:28 ; Пс. 81:1, 6 ). Св. Златоуст разумеет под богами бесов, потому что и «они рабы и подвластны Богу».
3. С Евр.: «Славьте Господа господствующих».
4. С Евр.: «Того, Которые один творит чудеса великие».
5. С Евр.: «Который сотворил небеса премудро».
6. С Евр.: «Утвердил землю на водах».
7. С Евр.: «Сотворил светила великие».
8. С Евр.: «Солнце – для управления днем».
9. С Евр.: «Луну и звезды – для управления ночью».
10. С Евр.: «Поразил Египет в первенцах его».
11. С Евр.: «И вывел Израиля из среды его».
12. С Евр.: «Рукою крепкою и мышцею простертою».
13. Раздельшему Чермное море в разделения. С Евр.: «Разделил Чермное море». «Древнее предание говорит, что море разделено было двенадцатью пресечениями, так что каждому колену открыт был особый путь» (Св. Афан.). Это предание бл. Феодорит относит к басням. «Иные, следуя Иудейским басням, утверждали, что в Чермном море произошли разделения, равночисленные двенадцати коленам, потому что пророк сказал: разделения, а не разделение. Но им должно было знать, что по рассечении моря на две части, из одного стало два ( Исх. 14:29 ; Пс. 77:13 ). Посему-то рассечение моря на две части пророк назвал разделениями». – Св. Златоуст также приводит это предание, но не отвергает его. «Потому, – говорит он, – в короткое время и совершились противоположные действия (т.е. одних спасение, а других погибель), и море разделилось не в одном месте, но по числу всех колен».
15. И истрясшему Фараона и силу его в море Чермное. С Евр.: «И низверг Фараона и войско его в море Чермное». Истрясшему. «Это выражение, – говорит св. Злат., – употребил пророк, желая показать, как легко совершилось потопление».
23. С Евр.: «Вспомнил нас в унижении нашем».
24. С Евр.: «И избавил нас от врагов наших».
25. С Евр.: «Дает пищу всякой плоти».
26. С Евр.: «Славьте Бога небес».
Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 135 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 135
Толкование Псалма 135
Бросается в глаза сходство его с предыдущим. Отличительной особенностью Пс. 135 является постоянно повторяющийся рефрен “Ибо вовек милость Его”. Включающая его структура псалма наводит на мысль, что в процессе богослужения он исполнялся антифонно, т. е. на первую часть каждого стиха, произносимую священниками и левитами, народ отвечал рефреном (Езд. 3:11; 2-Пар. 7:3, 6).
“Милость” звучит в оригинале как хесед; слово это иногда переводят как “верная любовь”, под которой разумеют верность Бога Израилю на основании завета, которым Бог связал Себя со Своим народом. Полагают, что этот литургический псалом, воспевавший Божию любовь (милость), был одним из излюбленных песнопений на народных религиозных празднествах. Псалом 135 нередко называют “Великим галлелем” (т. е. великим хвалебным “аллилуйным” песнопением).
А. Призыв к хвале и обоснование ее (135:1-25)
Пс. 135:1-3. Славьте Господа, Который превыше всех богов и господствует над всеми владыками земли и неба (“Господь господствующих”), ибо вовек милость Его.
Пс. 135:4-9. Ибо Он один творит чудеса великие… Стих 4 предваряет перечисление этих чудес в природе (стихи 5-9) и в истории Израиля (стихи 10-25).
Пс. 135:10-25. О чудном действии силы Господа в истории Его народа рассказывается подробнее, чем в Пс. 134. Перечисление чудес в природе и человеческом сообществе завершается напоминанием о том из них, которое, возможно, более других свидетельствует, что Господь добр, и что вовек милость Его: Он дает пищу всякой плоти (стих 25).
Б. Заключение (135:26)
Пс. 135:26. Призывом славить Бога небес (под этим титулом Бог выступает в Псалтири лишь здесь: сравните Езд. 1:2 и толкование на этот стих) Псалом 135 завершается.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом 135
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |