Псалом 133

Псалтирь | псалом 133

Это последняя из пятнадцати Песней восхождения; и если все они исполняются вместе во время богослужения в храме, то данный псалом является вполне подходящим заключением, ибо его предназначение – ободрить священников продолжить свое служение ночью по завершении всех торжеств дня. Существует мнение, что данный псалом представляет собой диалог.

I. В первых двух стихах священников или левитов, которые, не смыкая глаз, всю ночь охраняли дом Господень, призывают проводить время на посту не в праздных разговорах, а в активном поклонении.

II. В последнем стихе те, кого только что призвали к восхвалению Господа, молятся о человеке, давшем такое наставление; это был либо первосвященник, либо начальник стражи. Или такой вариант: несущие служение по охране храма увещевают друг друга и молятся. Воспевая данный псалом, мы должны воодушевлять друг друга воздавать славу Всевышнему и ободряться упованием на Божью милость и благодать.

Стихи 1-3. Данный псалом содержит наставление в отношении двоякого благословения:

I. Когда мы благословляем Господа, говоря о нем хорошо, чему нас здесь и учат (ст. 1,2).

1. Благословлять Господа призывают левитов. Они были рабами Господними по сути своего служения, Господь Сам назначил их отправлять богослужения. Они посещали святилище и отвечали за порядок в доме Всевышнего (Числ 3:6). Некоторые из них стояли в доме Господнем… во время ночи, чтобы охранять святыни храма, дабы те не подверглись осквернению, и стеречь сокровища храма от грабителей. Пока ковчег был за завесой, он более всего нуждался в стражах. Подобным же образом левиты были обязаны следить за тем, чтобы не угасал огонь жертвенника и светильников. Вероятно, для некоторых преданных и благочестивых израильтян было привычным делом сидеть ночью в храме вместе с левитами. Писание повествует об одной вдове, которая не отходила от храма… день и ночь (Лук 2:37). Здесь звучит призыв к таким верующим благословить Господа. Посвятив себя этому делу, легче бодрствовать. Стоящие в храме должны выкроить время для святого поклонения, а какое занятие может быть лучше славословия Господу? Умение посвятить свободное от трудов время благочестивым размышлениям и прославлению служит превосходным образцом бережного к нему отношения; и, вне всякого сомнения, если мы свободны от дел, то самым разумным и благопристойным будет провести это время в общении с Господом. Стоящие в доме Господнем не должны забывать, где они находятся и что данному месту приличествуют святость и служение Всевышнему. Так пусть же они благословят Господа. Пусть совершают сие все вместе или по отдельности. Пусть воздвигнут руки, благословляя Всевышнего, в знак вознесения сердца. Воздвигните руки ваши к святилищу, или в святости, как понимает это доктор Хаммонд, ибо во святилище подобает возносить руки; и да не забывают об омовении, которое надлежит совершать, прежде чем приступить к служению, ибо, согласно учению, воздевать в молитве и хвале надлежит чистые руки.

(2) Данный призыв относится и к нам, христианам, ибо мы – священство нашего Господа и левиты (Ис 66:21). Мы – рабы Господни, у нас есть место и имя в Его доме и в Его святилище. Мы стоим перед Ним, дабы отправлять Ему служение. Даже ночью мы под взором Всевышнего и имеем к Нему доступ. Так давайте же благословим Господа еще и еще раз, будем думать и говорить о Его славе и благости. Давайте воздвигнем свои руки в молитве, хвале и обетах. Давайте будем выполнять свою работу с прилежанием, радостью и с возвышенною душою. Данное увещевание построено таким образом, что требует нашего внимания44 . Посмотрите вокруг, господа, вы находитесь в Божьем присутствии, так ведите же себя соответственно.

II. Когда Господь нас благословляет, делая нам благо, которого мы должны, по учению данного псалма, желать (ст. 3). В чей бы адрес ни звучало данное пожелание – то ли стражи просят о благословении своего начальника, то ли левиты просят о благословении первосвященника или того, кто их возглавлял (данное мнение существует в связи с тем, что местоимение здесь употреблено в единственном числе: благословит тебя Господь), или же благословение произносится над множеством людей («благословит тебя Господь, каждого в отдельности, и тебя, и тебя; вы благословляете Господа, и Господь благословляет вас») – это не имеет значения. Здесь мы узнаем, (1) что должны стремиться не столько к счастью, сколько к благословению от Господа, ибо кого Он благословляет, тот истинно блажен.

(2) Что благословения Сиона, духовные благословения, благословения завета и благословения от общности с Господом являются наилучшими благословениями, о которых мы должны ревновать.

(3) Великим воодушевлением для нас, когда мы приходим к Господу за благословением, может послужить тот факт, что именно Он сотворил небо и землю и имеет в своем распоряжении все благословения – как небесные, так и земные, горние и низинные.

(4) Нам следует молить Господа об этих благословениях не только для себя, но и для других, не просто говорить: «Господи, благослови меня», но и – «Благословит тебя Господь». Поступая так, мы подтверждаем свою веру в полноту Божьего благословения, в то, что его хватит и нам, и другим; свидетельствуем о своем благожелательном отношении к ближнему. Мы должны молиться об увещевающих нас. Несмотря на то что меньший благословляется большим (Евр 7:7), меньший должен молиться о благословении большего.

ПСАЛТИРЬ. ПСАЛОМ 133-143

ПСАЛОМ 133

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 133 онлайн

1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи.

2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия.

ПСАЛОМ 134

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 134 онлайн

1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,

2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.

3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,

4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.

5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.

6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;

7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,

9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,

10 поразил народы многие и истребил царей сильных:

11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;

12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.

13 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.

14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

15 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих:

16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;

17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.

20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.

21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!

ПСАЛОМ 135

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 135 онлайн

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.

3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;

4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;

5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;

6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;

7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;

8 солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его;

9 луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его;

10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;

11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;

12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;

13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;

14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;

15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;

16 провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;

17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;

18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;

19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;

20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;

21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;

22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;

24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;

25 дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

ПСАЛОМ 136

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 136 онлайн

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

ПСАЛОМ 137

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 137 онлайн

1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих].

2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих

5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.

7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

ПСАЛОМ 138

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 138 онлайн

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.

2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.

3 Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.

4 Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.

6 Дивно для меня ведение [Твое], – высоко, не могу постигнуть его!

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

8 Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, ‑

10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;

12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!

20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.

21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?

22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.

23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;

24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

ПСАЛОМ 139

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 139 онлайн

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:

3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,

4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.

6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!

8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.

14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

ПСАЛОМ 140

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 140 онлайн

1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.

2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.

3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;

4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.

5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.

6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.

7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.

8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!

9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.

10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.

ПСАЛОМ 141

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 141 онлайн

Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.

1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;

2 излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему.

3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.

4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.

5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.

6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.

7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.

ПСАЛОМ 142

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 142 онлайн

Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом].

1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей

2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.

3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, ‑

4 и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.

5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.

6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля.

7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.

8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.

9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.

10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.

12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

ПСАЛОМ 143

Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 143 онлайн

Давида. [Против Голиафа.]

1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,

2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.

3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?

4 Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень.

5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;

6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;

7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,

8 которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.

9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,

10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.

11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.

12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах.

13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;

14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.

15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

Псалом 133

Песни псалтыри различаются по жанровым разновидностям. Псалом 133 относится к псалмам восхождения. После возвращения в благословенную Палестину из вавилонского плена евреи стали заботиться о восстановлении правильного богослужения, в соответствии с законом Моисея. Одним из видов этого богослужения обязательно должна быть ночная молитва.

По христианской традиции надписание «псалмы восхождения» объясняется не только восхождением евреев, вышедших из плена, в Иерусалим. Этому надписанию придается и иной глубокий смысл: человек, читающий эти песни, настраивается на правильный путь и повышает свой духовный уровень, то есть говоря иными словами он словно «восходит».

Текст молитвы псалом 133

На церковнославянском языке с ударениями

1 Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щие в хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего,

2 В но́щех воздежи́те ру́ки ва́шя во свята́я, и благослови́те Го́спода.

3 Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, сотвори́вый не́бо и зе́млю

На русском языке

1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи.

2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия.

Когда и для чего читают псалом 133?

В соответствии с древними монашескими традициями книга Псалмов полностью прочитывается во время богослужений в течение недели по частям, называемым кафизмами. Псалом 133 входит в состав XVII кафизмы и звучит в храме на субботней утрене на церковнославянском языке.

При домашней молитве разрешается читать псалом 133 на русском языке. Это дает возможность молящемуся человеку лучше понять глубокий смысл псалма.

Преподобный Арсений Каппадокийский рекомендовал читать псалом 133 для защиты от бедствий и стихий, о сохранении от всяких опасностей.

Толкование

В тексте псалма 133 говорится о том, что, прожив в рассеянии несколько десятков лет, еврейский народ утратил свои молитвенные традиции. И псалмопевец призывает людей вспомнить их и вернуться к ним.

Для более подробного толкования псалма 133 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стих 1: автор призывает благодарить и благословлять Господа, стоя в храме божьем.
  • Стих 2: псалмопевец призывает праведных просыпаться ночью и, подняв руки, молиться Богу. Ведь именно в ночное время человек отрешается от земных дел и его молитве ничто не будет мешать.
  • Стих 3: в нем говорится о том, что Господь является творцом всего, что нас окружает.

Исходя из толкования, текст псалма 133 рассматривается богословами как размышления псалмопевца над божьим благодеянием, которое выразилось в избавлении еврейского народа от многолетнего плена. Автор видит проявление неуважения к Богу в отказе евреев совершать ночную молитву. И своей песней-призывом предостерегает иудейский народ, чтобы он своими грехами не вызвал снова грех Спасителя.

Псалом 133

Псалом № 133 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 18

Псалом 133 Псалом 133
Песнь степе́ней. Песнь восхождения.
1 Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щие в хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего, 1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи.
2 В но́щех воздежи́те ру́ки ва́шя во свята́я, и благослови́те Го́спода. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.
3 Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, сотвори́вый не́бо и зе́млю. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия.

Слава :

Поделиться:

Иконная мастерская

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА

Храм иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Очаково-Матвеевском- казачий храм

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством

  • Сотрудник Синодального комитета принял участие в открытии Всероссийского слета казачьей молодежи «Готов к труду и обороне» 31.10.2019
  • Состоялся рабочий визит ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством в Екатеринбургскую митрополию 31.10.2019
  • Приветствие председателя Синодального комитета участникам регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений Екатеринбургской митрополии 30.10.2019
  • Поможем Катюше

    Советы паломникам

    СЕГОДНЯ ПРАЗДНУЕМ

    Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).

    Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).

    Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).

    Флп., 248 зач., IV, 10–23. Лк., 52 зач., X, 22–24 – за понедельник и за вторник (под зачало): Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 55 зач., XI, 1–10. Ап.: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 56 зач., XIII, 54–58.

    Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

    Это последняя из пятнадцати Песней восхождения; и если все они исполняются вместе во время богослужения в храме, то данный псалом является вполне подходящим заключением, ибо его предназначение – ободрить священников продолжить свое служение ночью по завершении всех торжеств дня. Существует мнение, что данный псалом представляет собой диалог.

    I. В первых двух стихах священников или левитов, которые, не смыкая глаз, всю ночь охраняли дом Господень, призывают проводить время на посту не в праздных разговорах, а в активном поклонении.

    II. В последнем стихе те, кого только что призвали к восхвалению Господа, молятся о человеке, давшем такое наставление; это был либо первосвященник, либо начальник стражи. Или такой вариант: несущие служение по охране храма увещевают друг друга и молятся. Воспевая данный псалом, мы должны воодушевлять друг друга воздавать славу Всевышнему и ободряться упованием на Божью милость и благодать.

    Данный псалом содержит наставление в отношении двоякого благословения:

    I. Когда мы благословляем Господа, говоря о нем хорошо, чему нас здесь и учат (ст.1,2).

    1. Благословлять Господа призывают левитов. Они были рабами Господними по сути своего служения, Господь Сам назначил их отправлять богослужения. Они посещали святилище и отвечали за порядок в доме Всевышнего (Числ. 3:6). Некоторые из них стояли в доме Господнем… во время ночи, чтобы охранять святыни храма, дабы те не подверглись осквернению, и стеречь сокровища храма от грабителей. Пока ковчег был за завесой, он более всего нуждался в стражах. Подобным же образом левиты были обязаны следить за тем, чтобы не угасал огонь жертвенника и светильников. Вероятно, для некоторых преданных и благочестивых израильтян было привычным делом сидеть ночью в храме вместе с левитами. Писание повествует об одной вдове, которая не отходила от храма… день и ночь (Лук. 2:37). Здесь звучит призыв к таким верующим благословить Господа. Посвятив себя этому делу, легче бодрствовать. Стоящие в храме должны выкроить время для святого поклонения, а какое занятие может быть лучше славословия Господу? Умение посвятить свободное от трудов время благочестивым размышлениям и прославлению служит превосходным образцом бережного к нему отношения; и, вне всякого сомнения, если мы свободны от дел, то самым разумным и благопристойным будет провести это время в общении с Господом. Стоящие в доме Господнем не должны забывать, где они находятся и что данному месту приличествуют святость и служение Всевышнему. Так пусть же они благословят Господа. Пусть совершают сие все вместе или по отдельности. Пусть воздвигнут руки, благословляя Всевышнего, в знак вознесения сердца. Воздвигните руки ваши к святилищу, или в святости, как понимает это доктор Хаммонд, ибо во святилище подобает возносить руки; и да не забывают об омовении, которое надлежит совершать, прежде чем приступить к служению, ибо, согласно учению, воздевать в молитве и хвале надлежит чистые руки.

    (2) Данный призыв относится и к нам, христианам, ибо мы – священство нашего Господа и левиты (Ис.66:21). Мы – рабы Господни, у нас есть место и имя в Его доме и в Его святилище. Мы стоим перед Ним, дабы отправлять Ему служение. Даже ночью мы под взором Всевышнего и имеем к Нему доступ. Так давайте же благословим Господа еще и еще раз, будем думать и говорить о Его славе и благости. Давайте воздвигнем свои руки в молитве, хвале и обетах. Давайте будем выполнять свою работу с прилежанием, радостью и с возвышенною душою. Данное увещевание построено таким образом, что требует нашего внимания44 . Посмотрите вокруг, господа, вы находитесь в Божьем присутствии, так ведите же себя соответственно.

    II. Когда Господь нас благословляет, делая нам благо, которого мы должны, по учению данного псалма, желать (ст.3). В чей бы адрес ни звучало данное пожелание – то ли стражи просят о благословении своего начальника, то ли левиты просят о благословении первосвященника или того, кто их возглавлял (данное мнение существует в связи с тем, что местоимение здесь употреблено в единственном числе: благословит тебя Господь), или же благословение произносится над множеством людей (“благословит тебя Господь, каждого в отдельности, и тебя, и тебя; вы благословляете Господа, и Господь благословляет вас”) – это не имеет значения. Здесь мы узнаем,

    (1) что должны стремиться не столько к счастью, сколько к благословению от Господа, ибо кого Он благословляет, тот истинно блажен.

    (2) Что благословения Сиона, духовные благословения, благословения завета и благословения от общности с Господом являются наилучшими благословениями, о которых мы должны ревновать.

    (3) Великим воодушевлением для нас, когда мы приходим к Господу за благословением, может послужить тот факт, что именно Он сотворил небо и землю и имеет в своем распоряжении все благословения – как небесные, так и земные, горние и низинные.

    (4) Нам следует молить Господа об этих благословениях не только для себя, но и для других, не просто говорить: “Господи, благослови меня”, но и – “Благословит тебя Господь”. Поступая так, мы подтверждаем свою веру в полноту Божьего благословения, в то, что его хватит и нам, и другим; свидетельствуем о своем благожелательном отношении к ближнему. Мы должны молиться об увещевающих нас. Несмотря на то что меньший благословляется большим (Евр. 7:7), меньший должен молиться о благословении большего.

    Псалом 133

    Песен на възлизане.

    Благословете сега Господа, всички раби Господни, които стоите нощем в дома Господен (в дворите на дома на нашия Бог).
    2. Дигнете ръце към светилището и благословете Господа!
    3. Ще те благослови от Сион Господ, Който сътвори небето и земята.

    На църковнославянски език

    Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящие в храме Господни, во дворех дому Бога нашего,
    2. В нощех воздежите руки ваши во святая, и благословите Господа.
    3. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю

    Беседа на псалом 133-й

    Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни (Пс. 133, 1).

    1. Здесь пророк оканчивает песни степеней, давая своей речи прекрасное заключение, — славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по вероисповеданию, но и по образу жизни. Посему и прибавляет: стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Нечистому и оскверненному непозволительно даже входить в священную ограду. Посему, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен небу; как туда не позволяется входить никак противной силе, так и в дом Божий. Представь, человек, какое ты получил достоинство, и, так как сам ты сделался храмом (Божиим), какую ты должен наблюдать чистоту? Как же ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу, как неприступное святилище. Если в храме Иудейском не всякое место доступно было для всех, но было много различных отделений, из которых одно назначалось для прозелитов, другое для иудеев по происхождению, иное для священников, иное для одного первосвященника, и притом даже для него не всегда, а только однажды в год; то представь, какую святость нужно иметь тебе, получившему знамения гораздо важнейши0осподь херувимов обитает в тебе, не стамну, манну, каменные скрижали и жезл Ааранов получаешь ты, но тело и кровь Господа, Дух вместо письмени, благодать, превышающую человеческое разумение, и дар неизреченный. А чем больших ты удостоен знамений и страшных таинств, тем большая требуется от тебя святость, и тем большему подвергнешься наказанию, если преступишь заповеданное тебе.

    В нощех воздежите руки вашя во святая. Другой: свято. И благословите Господа (ст. 2). Для чего сказал он: в нощех? Желая научить нас, чтобы мы не всю ночь тратили на сон, и показать, что тогда молитвы бывают чище, когда легче ум и меньше забот. Если же ночью должно ходить во святилище, то представь, может ли получить прощение тот, кто и дома не совершает молитв в это время. Пророк поднимает тебя с постели и ведет к храму, заповедуя проводить ночь там; а ты, и оставаясь дома, не делаешь этого. Хорошо сказано: свято, этим внушается, что молиться должно без памятозлобия, без любостяжания, без всякого другого подобного греха, погубляющего душу. И благословите Господа. Совершенное благословение бывает особенно тогда, когда с словами согласна и жизнь, когда ты делами прославляешь создавшего тебя Бога, по слову евангелия: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца ващего, иже на небесех (Мф. 5, 16).

    Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю (ст. 3). То есть, если ты будешь делать это, то и сам получишь благословение от Бога, — если будешь так проводить ночи, если будешь молиться свято, если будешь достоин стоять в доме Господнем, если самого себя сделаешь благопотребным храмом. Таким образом, преподав наставление, какое нужно было, пророк заключает речь молитвою. Превосходному учителю свойственно — и исправлять слушателя советом и укреплять молитвами. Что хочет он выразить словом: от Сиона? Это имя было для иудеев вожделенно: там совершались все священные обряды. Посему он молится, чтобы они опять получили прежнее общественное устройство, совершали те же священные обряды и получили такое благословение. Затем, возводя их к более высоким понятиям и научая, что Бог находится везде, а храм Он повелел построить по причине их немощи, и что призывать Его должно везде, прибавляет: сотворивый небо и землю. Иудеи тогда призывали Бога в своем храме, а мы — на всяком месте, во всякой стране, и в доме, и на торжище, и в пустыне, и на корабле, и в гостинице, и где бы мы ни были. Место нисколько не препятствует молитве, только бы настроение души соответствовало молитве. Устроив себя таким образом, будем призывать Бога везде, и Он придет к нам и поможет нам, сделает все трудное для нас легким и удобным и удостоит нас будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне, и присно, во веки веков. Аминь.

    Псалом 133

    Ст. 1. Се ныне благословите Господа, вcu раби Господни. Сим псалмом окончил Давид пятнадцать песней восхождения, заключив слово благодарением Богу. Ибо сим восхождением повелевает людям благодарить Бога не только за освобождение их от рабства и проведение их без вреда странами стольких народов и введение их в отечество их—Иерусалим, но и избавление их от браней с соседственными народами, дарование им силы к построению храма и Иерусалима и сделание их свободными жителями в нем со всею льготою и отдохновением и пользующимися правами гражданства безопасно. Благодарите, говорит, рабы и слуги Божии. А раб Божий есть тот, кто покорен и послушен заповедям Божиим и служит ему посредством добродетелей. *)

    *) По словам Евсевия: Поелику собрание Церкви Христовой имело составиться не из одних помазанных, но и непомазанных еще; то прилично называет нижестоящих после высших, как бы кто сказал, что еще оглашаемые стоят в придвериях первого начального и основного наставления, которых называет и рабами, как еще не получивших Духа усыновления: они, говорит, стоят во дворах, а не внутри и не во святая святых, куда вошли помазанные; почему и называет их пребывающими во времена ночей, как не удостоившихся еще просвещения чрез Святого Духа. А речения: се ныне поставлены вместо: не нерадите, и не откладывайте времени для прославления Бога. Ибо плод законной жизни состоит в том, чтобы говорить что либо благое о Боге и говорить великое о Нем, что знаем; ибо кто может сказать что либо в честь Его, что могло бы равняться с Ним? Впрочем, должно же говорить что либо и не быть вовсе безгласными и бесчувственными в отношении к благодеяниям Его. Феодорита: Не всем свойственно хваление, но только тем, которые любят владычество Божие и весьма дорожат служением владыки; а тем, которые получили греховные раны, должно проливать слезы и рыдать и просить у Бога помилования. Далее под рабами Господними разуметь не только рабов по учению, но и по строгости жизни.

    Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Благодарите, говорит, и прославляйте Бога вы, стоящие в храме Божием и входящие в него; начиная с сего времени, в которое он окончен и получил благолeпиe свое и совершаемое в нем богослужение. *)

    *) Златословесного: Нечистому и оскверненному не позволяется входить и в святые ограды; почему тот только может благословить, кто достоин войти в оные; потому что дом Божий есть как небо; и как туда не позволять войти никакой противной силе; так и в дом Божий не позволено оной входить.

    2. В нощех воздежите (воздавайте) руки ваша во святая (святых), и благословите Господа. Не проводите, говорит, братия, целые ночи во сне, но пробуждаясь ночью поднимайте руки ваши ко святому святых, где Бог называл Себя обитающим по причине пребывающей там благодати, и прославляйте Господа особенно в ночное время, когда и ум легче и больше имеет спокойствия и времени. А если Давид повелевает древним Иудеям вставать с одра ночью и идти в храм Господень на молитву, то какое извинение может иметь тот христианин, который не молится даже и в дому своем, как замечает божественный Златоуст, но спит всю ночь. Без сомнения никакого. *)

    *) Слова Феодорита: И божественный Павел положил в закон во всяком месте воздевать чистые руки, а особенно должно приносить должное Богу поклонение в местах посвященных Ему. А указав место молитвы, он указывает и время; так как приличное песнопению время есть ночь, как доставляющая спокойствие и свободная от многих беспокойств. Ибо душа, по словам Никиты, должна находиться в таковом состоянии, чтобы могла воспоминать единого Бога. Находясь в таковом состоянии, мы в молитве преклоняем колена и закрываем глаза, наводя как бы ночь на глаза, чтобы какое либо явление не развлекло ума. Великого Василия: Замечай, что не сказано: прострите, но вознесите: ибо кто ищет горнего, тот возносит; а простирает тот, кто требует помощи в телесном. Итак, этот вид молитвы обыкновенен у святых. Но, быть может, сими словами открывает и некую глубочайшую мысль, что кто производит великие, небесные и высокие дела, тот, имея как бы вознесенную деятельную силу, представляется возносящим и руки. А кто производит низкое что либо и земное и тленное, тот имеет руки долу висящими и опущенными; это дает разуметь догадочно и повествование Моисея. Когда он руки возносил, Израиль становился крепче; а когда опускал руки, тогда усиливался Амалик; это значит то, что когда упадает наша деятельная сила, тогда усиливается все, противоборствующее нам; а когда она возвышается и возносится, то зрение становится в нас сильнее, по которому и называемся Израилем. Другой говорит: воздевайте руки, т. е. действия ваши, и смело покажите Богу дела ваши. А это слово учит целомудрию; так как никто из проводящих ночи в невоздержании не может возносить рук к Богу (в толков, на 1 гл. Исаии ст. 15).

    3. Благословит тя Господь от Сиона, Сотворивый небо и землю! Сими словами Давид молится о целом народе, чтобы Господь благословил его с Сиона; так как почитали там живущим Того, Который сотворил небо и землю, о чем, мы также сказали и в 127м псалме. Сей псалом приличен также и всем христианам. *)

    *) Слова Феодорита: Чтобы кто не подумал, что Бог всего ограничивается Cиoном, прилично назвал Его творцом всего: ибо небом и землею выразил всю сотворенную природу; потому что на небе ангелы, а на земле люди и все что для них произведено.

    Источники:
    http://bibliya-online.ru/psaltir-psalom-133-143/
    http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-133/
    http://hram-kupina.ru/psalmy/psalom-133/
    http://www.reformed.org.ua/2/825/133/Henry
    http://www.pravoslavieto.com/bible/sz/ps/133.htm
    http://religion.wikireading.ru/151007
    http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-135/

  • Ссылка на основную публикацию