Псалом Давида 13
Среди псалмов, написанных поэтом Давидом, есть несколько с пророческими словами, которые говорят о пришествии Христа, Его смерти и о победе Господа в итоге над злом. Псалом 13 относится к таким песням и говорит о будущей победе Господа и всего израильского народа.
История написания
Надписание песни говорит: «Начальнику хора. В конец. Псалом Давида» хотя фраза «в конец» есть не во всех переводах Библии.
Какой вывод можно сделать из данного надписания?
- Во-первых, автором текста был царь Давид.
- Во-вторых, данную песнь пел хор на Сионе, в месте богослужений при ковчеге Завета. Это делалось только с особенными псалмами, которые касались судьбы всего израильского народа. В некоторых переводах в надписание добавлено, что песнь пели и играли на струнных орудиях, т.е. после написания текст был передан начальнику хора, который руководил его изучением и последующим пением. Струнные орудия использовались только для участия в богослужениях.
- И, в-третьих, слова «в конец» указывает на конец времени, т.е. псалом относится к кончине мира, являясь пророческим текстом.
На заметку! По самому же содержанию псалом является рассуждением про праведников и грешников, про Божью любовь и конечную победу Всевышнего над злом.
Толкование псалма
Пророческие слова, которые звучат в данной песне — это слова надежды и хвалы Господу. Несмотря на все грехи человечества, Бог презрел на него и спас. Толковать псалом следует по стихам:
- В первом стихе употребляется слово «безумен», однако, в оригинале слово, которое употребляет Давид означает человека нечестивого, живущего неправедной жизнью. Переводчики использовали наиболее близкое по смыслу слово, ведь из дальнейшего текста понятно, что только безумный человек может отвергать Божье существование.
- В стихах 2–3 описывается картина, которую увидел Господь с небес — «нет делающего добро». Безусловно, в Священном Писании есть рассказы про многих праведников (Ной, Авраам, Иосиф и пр.), да и сам автор был назван «мужем по сердцу Божьему» именно поэтому толкователи приходят к мнению, что здесь идет речь о всеобщем грехе человечества. Перед Богом каждый человек грешен, как бы праведно он не жил, именно поэтому Иисус Христос должен был умереть на кресте, чтобы спасти весь мир.
- В стихе 4 автор задает вопрос, неужели люди нечестивые не понимают, что Господь все видит и рано или поздно им придется платить за свои дела? Толкователи тут расходятся во мнениях, одни утверждают, что речь все так же идет о грешниках мира, другие — что о врагах еврейского народа, которые постоянно притесняли их не за что.
- В стихах 5 и 6 пророк говорит, что Господь все равно явит свою милость над Израилем и не оставит свой народ, защитит их от врага. Тут же указывается, что бедные люди более верны Господу и уповают на Него увереннее и чаще, нежели богатые. Пророк утверждает, что богачи поплатятся за то, что презирают бедных и потешаются над ними в то время, когда сами не имеют такой веры.
Правила чтения
Псалом 13 относится ко второй кафизме и читается обычно на воскресном утреннем богослужении на церковнославянском языке:
Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Для лучшего понимания церковных чтений рекомендуется накануне прочитывать текст псалма на русском языке:
1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалтирь | псалом 13
Неясно, был ли этот псалом написан по какому-либо определенному поводу или посвящен каким-либо событиям. Одни говорят, что этот псалом был написан Давидом, когда его преследовал Саул, а другие – когда Авессалом восстал против него. Но это лишь предположения, недостаточные, чтобы послужить основанием истолковывать этот псалом, базируясь на одном из них. Апостол, цитируя часть этого псалма (Рим 3:10 и т.д.), чтобы доказать, что и иудеи, и язычники находятся под грехом (ст. 9) и что весь мир виновен перед Богом (ст. 19), ведет нас к пониманию его в общем, как описанию порочности человеческой природы, осознанию греха, в котором мы были зачаты и рождены, печальной порочности большей части человечества и того факта, что весь мир лежит во зле (1Иоан 5:19). Но, как и в тех псалмах, которые были предназначены, чтобы раскрыть наше средство спасения во Христе, здесь также присутствуют ссылки на самого Давида и некоторые отрывки, которые четко говорят лишь о нем (как в псалмах 2,15,21 и др.) Поэтому в этом псалме, который был предназначен, чтобы раскрыть нашу рану, причиненную грехом, присутствует ссылка на врагов и преследователей Давида, а также других угнетателей благочестивых людей того времени. Во всех псалмах, с 3-го и до настоящего (за исключением 8-го), Давид жалуется на тех, кто его ненавидит и преследует, кто оскорбляет и жестоко с ним обходится. И теперь он наблюдает за всеми этими потоками, которые ведут к одному источнику – общей порочности человеческой природы, и видит, что не только его враги, но все сыны мужей были тоже порочны. В данном псалме (I) выдвинуто обвинение против нечестивого мира (ст. 1);
(II) доказана его виновность (ст. 2,3);
(III) грешники серьезно увещеваются, особенно преследователи (ст. 4-6);
(IV) представлена молитва верующего о спасении Израиля и радостное ожидание его (ст. 7).
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 1-3. Если бы мы приложили свои сердца, как Соломон, чтобы познать нечестие глупости, невежества и безумия (Еккл 7:25), то эти стихи помогли бы нам в поиске и показали, что грех – чрезмерно порочен. Грех – это болезнь человечества, и оказалось, что эта болезнь злокачественна и заразна.
I. Обратите внимание, как злокачественна эта болезнь, что проявляется в двух вещах:
1. Презрение, проявляемое к чести Бога, ибо на дне любого греха присутствует часть практического атеизма. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»». Мы иногда испытываем искушение думать: «Действительно, никогда не было такого повсеместного проявления атеизма и богохульства, как в наши дни». Но теперь мы видим, что и прежде ситуация была не лучше. Даже во времена Давида были люди, которые достигали такой вершины безбожия, что отрицали существование Бога, а также первые очевидные принципы религии. Обратите внимание, (1) как здесь описан грешник. Он – один из тех, кто сказал в сердце своем: «Нет Бога». Он – атеист. «Нет Судии или правителя мира, нет провидения, которое контролировало бы все дела человеческие». Они не могут сомневаться в существовании Бога, а будут подвергать сомнению Его владычество. Безумец говорит эти слова в сердце своем; это не то, как он судит, а его воображение. Он не может удовлетворить себя тем, что нет никого, но он хочет, чтобы никого не было, и угождает себе воображением, что, возможно, нет никого. Грешник не может быть уверен, что кто-то есть, и поэтому ему нравится думать, что нет никого. Он не осмеливается говорить это вслух, чтобы его не опровергли и не уличили во лжи, а тайно в сердце шепчет эти слова, чтобы заглушить протесты собственной совести и ободрить себя на своих злых путях.
(2) Характер грешника. Он – безумец, он глуп и необразован, и это доказательство его безумства; он – нечестивец и богохульник, и в этом причина его глупости. Обратите внимание: атеистические мысли чрезвычайно безрассудны и нечестивы, и они в большой степени являются источником порочности этого мира. Слово Божье различает эти мысли и накладывает справедливую печать на того, кто дает им прибежище. Библия говорит: «Навал — имя его, и безумие его с ним», ибо он отрицательно думает о самом чистом свете, о его познании и обличении, об общих переживаниях всей мудрой и трезвой части человечества. Ни один человек не скажет: «Нет Бога», пока настолько не ожесточится в грехе, что начнет считать, что некому призвать его к ответу.
2. Позор и бесчестье, которое накладывает безумец на природу человека. Грешники порочны, и они довольно сильно деградировали от того состояния, когда человек был невинным: «Они все сделались равно непотребными» (ст. 3) – испорченными. Их способности настолько разладились, что они стали отвратительны для своего Творца и абсолютно не способны соответствовать назначению собственного создания. Безусловно, они развратились, ибо (1) не делают добро, а являются бесполезным бременем для земли; они не служат Богу, не воздают Ему почести и не совершают добрые поступки.
(2) Они приносят много вреда. Они совершили гнусные дела, ибо таковыми являются все греховные дела. Грех – мерзость для Бога; это те мерзкие дела, которые Он ненавидит (Иер 44:4);
и рано или поздно то же самое произойдет с грешником: Бог возненавидит его грех (Пс 35:3), и настанет мерзость запустения, то есть все станет заброшенным (Мат 24:15). Это следствие их высказывания «нет Бога»; ибо они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит 1:16).
II. Посмотрите, как заразна эта болезнь: она поразила все человечество. Чтобы доказать это, Бог сам становится свидетелем; Он – очевидец (ст. 2,3). Обратите внимание, (1) Господь интересуется: Господь с небес призрел – с места обзора, откуда Он повелевает нижнему миру. Оттуда Своим всевидящим оком Он обозревает сынов человеческих; и вопрос заключался в том, есть ли среди них разумеющий, который правильно понимает свой долг и участь, ищущий Бога, который предстает перед Ним? Господь, совершавший это исследование, не только мог найти доброго человека, если ему предстояло быть найденным, каким бы тусклым ни было освещение, а был бы рад найти хоть одного и наверняка заметил бы его, как Ноя, жившего в древнем мире.
(2) На результат этого исследования, о котором мы читаем в ст.3. Оказалось, что все уклонились, что это отступничество всеобщее, что нет делающего добро, нет ни одного, пока доступная и могущественная благодать Божья не совершит перемену. Все хорошее, что есть в сынах человеческих, все хорошее, что они совершают, исходит не от них самих, а это работа Бога, совершенная в них. Когда Он сотворил мир и посмотрел на дела рук Своих, то увидел, что все, что Он создал… хорошо весьма (Быт 1:31). Но некоторое время спустя Господь посмотрел на дела человеческие и увидел, что все было очень плохо, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт 6:5). Люди ушли прочь от своего долга, с пути, который ведет к счастью, и стали на путь погибели. Воспевая эти стихи, давайте оплакивать порочность нашей природы и видеть нашу нужду в благодати Божьей. А так как рожденное от плоти есть плоть, не будем удивляться тому, что должны родиться свыше.
Стихи 4-7. В этих стихах псалмопевец прилагает усилия, чтобы I. Убедить грешников, что их путь злой и опасный, каким бы безопасным он им ни казался. Давид хочет показать им три вещи, которых они, возможно, не хотят увидеть, – их нечестивость, безрассудство и опасность, подстерегающую их, хотя они склонны считать себя очень мудрыми, хорошими и находящимися в безопасности. Здесь обратите внимание 1. На их нечестивость, которая иллюстрируется четырьмя примерами:
(1) они сами – делающие беззаконие; они замышляют его, осуществляют и получают такое же удовольствие, как человек, благополучно занимающийся бизнесом.
(2) Они съедают народ Божий (ст. 4) с такой же жадностью, как едят хлеб; они имеют такую застарелую и природную враждебность к нему и так искренне желают его погибели, потому что на самом деле ненавидят Бога, которому он принадлежит. Для преследователей пища и питье – творить зло; это так же естественно для них, как необходимая пища. Они с легкостью поедают народ Божий ежедневно и без страха – без ограничений совести, когда совершают это, и без угрызений совести, когда уже совершили это. Точно так братья Иосифа взяли его и бросили его в ров… а затем сели они есть хлеб… (Быт 37:24,25, ср. Мих 3:2,3).
(3) Они не призывают Господа. Обратите внимание: тот, кто безразличен к народу Божьему и к Его нищим, безразличен и к самому Господу и живет, презирая Его. Причина, почему люди погружаются во всевозможное беззаконие, еще хуже: они не призывают Бога и Его благодать. Что хорошего можно ожидать от тех, кто живет без молитвы?
(4) Они посмеялись над мыслью нищего и укоряли его за то, что он сделал Господа своим упованием, так же, как враги Давида бранили его (Пс 10:1). Обратите внимание, как они нечестивы. Им придется отвечать не только за то, что они расшатывают религию и сами живут без нее, но и за то, что говорят и делают все, что в их силах, чтобы заставить разочароваться в ней тех, кто расположен к ней. Они хотят, чтобы верующие разочаровались в религиозных обязанностях, словно они являются убогими, угнетающими и бесполезными, разочаровались в ее привилегиях, словно они недостаточны, чтобы сделать человека счастливым и даровать ему безопасность. Тот, кто вводит в заблуждение других относительно религии и религиозных людей, скоро обнаружит к собственному сведению, что опасно играть с остро заточенными инструментами и преследовать тех, кто имеет Бога своим упованием. Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче.
2. На их безрассудство: у них нет разума. Это очевидно, ибо если бы они знали Бога, если бы правильно понимали себя и размышляли как мужи, то не оскорбляли бы и не поступали по-варварски с народом Божьим.
3. На их опасения (ст. 5): «Там убоятся они страха». Здесь, где они поедают народ Божий, их совесть осуждает их дела и наполняет их тайным ужасом; они с наслаждением сосут кровь святых, но во внутренностях она превращается в желчь аспида. Существует много примеров, когда гордые и жестокие люди стали подобны Пасхору, которого прозвали Магор Миссавив – ужас для самого себя и друзей своих. Тот, кто не боится Бога, возможно, будет бояться шелеста листьев.
II. Утешить народ Божий 1. Тем, что имеют верующие в Него. Они имеют присутствие Бога (ст. 5), ибо Бог в роде праведных. Они находятся под Его защитой (ст. 6), ибо Господь упование его. Они находятся в безопасности, в то время как их враги, которые могут смеяться над их упованием на Бога, но не могут отлучить их от него, испытывают ужас. В судный день, когда грешники увидят Господа среди рода праведных, который они ненавидели и высмеивали, это прибавит им ужаса и смятения.
2. Тем, что является его надеждой. Это – спасение Израилю (ст. 7)! Когда Давид был вынужден спасаться бегством от Авессалома и его сообщников, он утешал себя уверенностью в том, что в нужное время Бог обратит его пленение в радость для всех его верных подчиненных. Но эта приятная перспектива смотрит дальше. В начале этого псалма Давид оплакивал всеобщую порочность человечества и, с грустью наблюдая за этим, желал спасения, которое мог бы совершить Искупитель, который придет от Сиона… и отвратит нечестие от Иакова (Рим 11:26). Мир плох; так пусть же придет Мессия и изменит его! Повсюду процветает порочность; пусть же настанет время реформации! То будет в такой же степени радостное время, как это – подавленное. Тогда Бог возвратит пленение народа Своего, ибо Искупитель взойдет на небо, введет пленников, и возрадуется Иаков. Ликование Царя Сиона будет ликованием детей Сиона. Второе пришествие Христа наконец уничтожит владычество греха и сатаны, завершит спасение в надежде и даст радость каждому израильтянину. Имея уверенность в будущем и воспевая эти стихи, мы должны утешать себя и друг друга, упоминая грехи грешников и страдания святых.
13 псалом — текст на русском, зачем читают, толкование
Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.
Общие сведения
Большинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии — от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.
Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:
- когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
- во время нападений нечистой силы.
Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с Богом.
Текст 13 псалма на русском
1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!
Толкование 13 псалма
В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал Бог тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли Божией. Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.
Давид описывает Саула, как «безумца», потому что тот отказывается признавать волю Господа. К чести Давида следует сказать — он никогда не собирался свергать своего предшественника, терпеливо ожидая, когда сбудется пророчество. Саул же многократно покушался на его жизнь. Он считал бывшего фаворита революционером, стремящимся к власти.
- Но здесь отражается не только личная неприязнь. Правитель Израиля был виновен в том, что собрал вокруг себя людей нечестных, корыстных. Они вовсе не думали о благе народном, как задумано Богом. Эти представители власти искали только средств обогащения, забыв о Законе, потеряв страх наказания.
- Пророческие стихи должны были заставить их задуматься об участи своей бессмертной души. Всех, кто согрешает, ждет неизбежное наказание.
В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу Господа. Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.
Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. Господь предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.
- 103 псалом — текст на русском;
- Смотрите тут псалом 33 — текст, для чего читают;
- Псалом 33 — текст, для чего читают: https://bogolub.info/psalom-33/.
Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.
Но остается надежда — есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию — ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:
Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Псалом 13
Псалом 13 условно включен в группу пророческих. В нем высказана мысль, что процветание и спасение Израиля наступит после пришествия Христа, который наблюдает те беззакония, которые творятся на земле и ищет того, кто еще не утратил разум и веру.
Текст молитвы псалом 13
На церковнославянском языке с ударениями
Текст псалма 13 читают при богослужениях в храмах на церковнославянском (старославянском) языке, что позволяет приблизить слова молитвы к Богу и передать мольбы верующих.
1 Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м, несть Бог. Растле́ша и омерзи́шася в начина́ниих, несть творя́й благосты́ню.
2 Госпо́дь с Небесе́ прини́че на сы́ны челове́чeския, ви́дети, а́ще eсть разумева́яй или́ взыска́яй Бо́га.
3 Вси уклони́шася, вку́пе неключи́ми бы́ша: несть творя́й благосты́ню, несть до eди́наго.
4 Ни ли́ уразуме́ют вси де́лающии беззако́ние, снеда́ющии лю́ди моя́ в снедь хле́ба? Го́спода не призва́ша.,
5 Та́мо убоя́шася стра́ха, иде́же не бе страх, я́ко Госпо́дь в ро́де пра́ведных..
6 Сове́т ни́щаго посрами́сте, Госпо́дь же упова́ние eго́ eсть.
7 Кто даст от Сио́на спасе́ние Изра́илево?
8 Внегда́ возврати́т Госпо́дь плене́ние люде́й Свои́х, возра́дуется Иа́ков, и возвесели́тся Изра́иль.
На русском языке
Допускается чтение молитвы в домашних условиях, то есть келейно. Для более глубокого понимания его содержания можно читать псалом 13 на русском языке.
1 Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не познают все, творящие беззаконие? Поедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 Кто даст с Сиона спасение Израилю!
8 Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
История написания
По утверждению исследователей, псалом 13 был написан Давидом в период его правления. Царя заботит падение нравственности среди народа Израиля, что, как он предрекает, неминуемо приведет к концу света и второму пришествию Христа. Бог взирает с небес на то, что происходит с родом человеческим и ищет среди них того, кто еще не утратил разум и ждет его возвращения. Надежда Давида на милость Божью, несмотря на грехи человеческие.
Для чего читают?
Понять, для чего читают псалом 13, можно, вникнув в его глубокое содержание. Он обычно читается на воскресном утреннем богослужении. В домашних условиях читается в случаях, если требуется укрепление в вере, поддержка и желание глубже познать Господа.
Толкование псалма 13
Пророческие слова, содержащиеся в песне, можно понять, обратившись к толкованию псалма 13.
Молитва начинается надписанием, в котором указано, что это псалом, написанный Давидом.
- Стих 1: повествует о «безумии неверия», охватившем народ, живущий неправедно, потворствующий лжецам и нечестивцам, что печалит Давида. Он постоянно сталкивался с проявлениями несправедливости и нарушений нравственных канонов, и уверен, что Господь тоже наблюдает за происходящим на земле.
- Стихи 2–3: в них представлена картина мира, скатывающегося в безнравственность и зло, за которой наблюдает Бог. Грехи накапливаются, добавляясь, что печалит спасителя, принесшего себя в жертву.
- Стих 4: в нем звучит вопрос, который может быть адресован не только к врагам Израиля, но и всему человечеству: неужели люди не понимают, что за совершенные грехи и неблаговидные дела придется платить?
- Стихи 5-6: в них высказывается мысль, что, как бы ни случилось, Господь обязательно проявит милость к народу Израиля, защитит его от недругов и не оставит без защиты. В них указывается, что вера в Бога более крепка в простых людях, а богачи с презрением относятся к бедноте и не отличаются крепостью веры, ведут праздный образ жизни. За это обязательно последует наказание.
- Стихи 7-8: в них звучит риторический вопрос, ответ на который певцу известен: спасение Израилево в вере в Господа. Весь предыдущий текст как бы подготавливает к пониманию мысли, что только вера в Бога и жизнь по Божьим правилам – основной способ спасения. Радость и веселье в Израиль принесет возвращение на землю Христа.
Толкование на Псалмы
В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Одни из толковников относят сей псалом ко временам гонений на Давида Саулом; другие – к плену Вавилонскому, так как в 7 и 8 стихах сего псалма говорится об освобождении из плена; но блаженный Феодорит, Никифор, Евфимий, Беда относят 82 к нашествию Сеннахирима, ибо начало сего псалма, думают они, соответствует словам Сеннахирима и Рапсака, из которых последний, подступив к Иерусалиму, глумился над надеждою царя Езекии на помощь Божию; но за то был наказан от Бога чрез Ангела избиением 185 тысяч Ассириян ( 4Цар. 18:32 ). Другие из толковников, не относя сего псалма к определенному времени, видят в нем безбожие современников Давида, или неверие Иудеев, отвергнувших Спасителя, или вообще порчу человеческой природы и необходимость спасения свыше. В этом последнем смысле и приводит слова сего псалма св. Ап. Павел (См. Рим. 3:10–12 ). «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – Давид со всею ясностию обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова». По содержанию сей псалом сходен с 52 псалмом.
1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Прирожденная духу нашему идея о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого высшего ведения; без этой истины не разрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога. Справедливо замечает бл. Августин и другие толковники 83 , что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху, не веруют, или лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога – Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово: безумен 84 на языке Св. Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс. 37:6, 68:8 ). И так нечестивый сказал в своем сердце: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля дел человеческих. Растлеша и омерзишася в начинаниих – развратились и сделались смрадными, отвратительными по своим желаниям, стремлениям и делам. Это причина безбожия. «Основание и корень нечестия есть растление жизни потому что, предав самих себя невоздержанию и зверской жизни, низринули вы, говорит пророк, из разума памятование о Боге, а безумию вожди последовали и подданные» (Бл. Феод.); «поелику не помыслив, что есть Бог, Который призирает и праведным судом судит человеческие дела, – привели они в исполнение всякое непотребное дело: то по сему самому Господь с небесе приниче. » (Св. Афан.). С Евр.: «Безумец сказал в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» 85 . Несть творяй благостыню 86 , т.е. нет человека, который бы совершал полезное и честное дело.
2, 3. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша . Св. Апостол Павел ( Рим. 3:11 ) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы 87 . С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»?
5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха» 88 . «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ.
6. Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».
7. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Обыкновенный образ молитвенных прошений у Евреев. Т.е. даруй, Господи, Еврейскому народу спасение или Спасителя 89 с Сиона. Так как на Сионской горе сначала была скиния, в которой благоволил особенным образом обитать Сам Господь, то даровать спасение от Сиона – значит даровать спасение в церкви или чрез церковь. Но поелику ветхозаветная церковь была образом новозаветной, христианской, то св. Отцы справедливо видят здесь спасение, дарованное миру Спасителем. «В сем (т.е. в 7 стихе сего псалма), – говорит св. Афанасий Ал., – заключается двоякое пророчество; ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени». Почти такими же словами объясняет это место и бл. Феод. С Евр.: «Кто даст с Сиона спасение Израилю»!
8. Внегда возвратит Господь пленение людей своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль! «Разумеет, – говорит св. Афан., – св. патриархов и пророков, радостию радующихся, что Христос исполнил предсказанные Им обетования, а в сих обетованиях предвещалось спасение всех народов». Бл. Феодорит видит здесь, кроме спасения людей чрез Спасителя, освобождение десяти колен Израильских и Иудеев, отведенных в плен из Иудеи. Тогда-то, по освобождении и соединении Иудеев с Израильтянами в земле родной, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль – т.е. народ Иудейский и Израильский. «Тогда будет вящшее веселие у народа, имеющего сугубое именование; потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем» (Бл. Феод.). С Евр.: «Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль».
Псалтирь | псалом 13
Неясно, был ли этот псалом написан по какому-либо определенному поводу или посвящен каким-либо событиям. Одни говорят, что этот псалом был написан Давидом, когда его преследовал Саул, а другие – когда Авессалом восстал против него. Но это лишь предположения, недостаточные, чтобы послужить основанием истолковывать этот псалом, базируясь на одном из них. Апостол, цитируя часть этого псалма (Рим 3:10 и т.д.), чтобы доказать, что и иудеи, и язычники находятся под грехом (ст. 9) и что весь мир виновен перед Богом (ст. 19), ведет нас к пониманию его в общем, как описанию порочности человеческой природы, осознанию греха, в котором мы были зачаты и рождены, печальной порочности большей части человечества и того факта, что весь мир лежит во зле (1Иоан 5:19). Но, как и в тех псалмах, которые были предназначены, чтобы раскрыть наше средство спасения во Христе, здесь также присутствуют ссылки на самого Давида и некоторые отрывки, которые четко говорят лишь о нем (как в псалмах 2,15,21 и др.) Поэтому в этом псалме, который был предназначен, чтобы раскрыть нашу рану, причиненную грехом, присутствует ссылка на врагов и преследователей Давида, а также других угнетателей благочестивых людей того времени. Во всех псалмах, с 3-го и до настоящего (за исключением 8-го), Давид жалуется на тех, кто его ненавидит и преследует, кто оскорбляет и жестоко с ним обходится. И теперь он наблюдает за всеми этими потоками, которые ведут к одному источнику – общей порочности человеческой природы, и видит, что не только его враги, но все сыны мужей были тоже порочны. В данном псалме (I) выдвинуто обвинение против нечестивого мира (ст. 1);
(II) доказана его виновность (ст. 2,3);
(III) грешники серьезно увещеваются, особенно преследователи (ст. 4-6);
(IV) представлена молитва верующего о спасении Израиля и радостное ожидание его (ст. 7).
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 1-3. Если бы мы приложили свои сердца, как Соломон, чтобы познать нечестие глупости, невежества и безумия (Еккл 7:25), то эти стихи помогли бы нам в поиске и показали, что грех – чрезмерно порочен. Грех – это болезнь человечества, и оказалось, что эта болезнь злокачественна и заразна.
I. Обратите внимание, как злокачественна эта болезнь, что проявляется в двух вещах:
1. Презрение, проявляемое к чести Бога, ибо на дне любого греха присутствует часть практического атеизма. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»». Мы иногда испытываем искушение думать: «Действительно, никогда не было такого повсеместного проявления атеизма и богохульства, как в наши дни». Но теперь мы видим, что и прежде ситуация была не лучше. Даже во времена Давида были люди, которые достигали такой вершины безбожия, что отрицали существование Бога, а также первые очевидные принципы религии. Обратите внимание, (1) как здесь описан грешник. Он – один из тех, кто сказал в сердце своем: «Нет Бога». Он – атеист. «Нет Судии или правителя мира, нет провидения, которое контролировало бы все дела человеческие». Они не могут сомневаться в существовании Бога, а будут подвергать сомнению Его владычество. Безумец говорит эти слова в сердце своем; это не то, как он судит, а его воображение. Он не может удовлетворить себя тем, что нет никого, но он хочет, чтобы никого не было, и угождает себе воображением, что, возможно, нет никого. Грешник не может быть уверен, что кто-то есть, и поэтому ему нравится думать, что нет никого. Он не осмеливается говорить это вслух, чтобы его не опровергли и не уличили во лжи, а тайно в сердце шепчет эти слова, чтобы заглушить протесты собственной совести и ободрить себя на своих злых путях.
(2) Характер грешника. Он – безумец, он глуп и необразован, и это доказательство его безумства; он – нечестивец и богохульник, и в этом причина его глупости. Обратите внимание: атеистические мысли чрезвычайно безрассудны и нечестивы, и они в большой степени являются источником порочности этого мира. Слово Божье различает эти мысли и накладывает справедливую печать на того, кто дает им прибежище. Библия говорит: «Навал — имя его, и безумие его с ним», ибо он отрицательно думает о самом чистом свете, о его познании и обличении, об общих переживаниях всей мудрой и трезвой части человечества. Ни один человек не скажет: «Нет Бога», пока настолько не ожесточится в грехе, что начнет считать, что некому призвать его к ответу.
2. Позор и бесчестье, которое накладывает безумец на природу человека. Грешники порочны, и они довольно сильно деградировали от того состояния, когда человек был невинным: «Они все сделались равно непотребными» (ст. 3) – испорченными. Их способности настолько разладились, что они стали отвратительны для своего Творца и абсолютно не способны соответствовать назначению собственного создания. Безусловно, они развратились, ибо (1) не делают добро, а являются бесполезным бременем для земли; они не служат Богу, не воздают Ему почести и не совершают добрые поступки.
(2) Они приносят много вреда. Они совершили гнусные дела, ибо таковыми являются все греховные дела. Грех – мерзость для Бога; это те мерзкие дела, которые Он ненавидит (Иер 44:4);
и рано или поздно то же самое произойдет с грешником: Бог возненавидит его грех (Пс 35:3), и настанет мерзость запустения, то есть все станет заброшенным (Мат 24:15). Это следствие их высказывания «нет Бога»; ибо они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит 1:16).
II. Посмотрите, как заразна эта болезнь: она поразила все человечество. Чтобы доказать это, Бог сам становится свидетелем; Он – очевидец (ст. 2,3). Обратите внимание, (1) Господь интересуется: Господь с небес призрел – с места обзора, откуда Он повелевает нижнему миру. Оттуда Своим всевидящим оком Он обозревает сынов человеческих; и вопрос заключался в том, есть ли среди них разумеющий, который правильно понимает свой долг и участь, ищущий Бога, который предстает перед Ним? Господь, совершавший это исследование, не только мог найти доброго человека, если ему предстояло быть найденным, каким бы тусклым ни было освещение, а был бы рад найти хоть одного и наверняка заметил бы его, как Ноя, жившего в древнем мире.
(2) На результат этого исследования, о котором мы читаем в ст.3. Оказалось, что все уклонились, что это отступничество всеобщее, что нет делающего добро, нет ни одного, пока доступная и могущественная благодать Божья не совершит перемену. Все хорошее, что есть в сынах человеческих, все хорошее, что они совершают, исходит не от них самих, а это работа Бога, совершенная в них. Когда Он сотворил мир и посмотрел на дела рук Своих, то увидел, что все, что Он создал… хорошо весьма (Быт 1:31). Но некоторое время спустя Господь посмотрел на дела человеческие и увидел, что все было очень плохо, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт 6:5). Люди ушли прочь от своего долга, с пути, который ведет к счастью, и стали на путь погибели. Воспевая эти стихи, давайте оплакивать порочность нашей природы и видеть нашу нужду в благодати Божьей. А так как рожденное от плоти есть плоть, не будем удивляться тому, что должны родиться свыше.
Стихи 4-7. В этих стихах псалмопевец прилагает усилия, чтобы I. Убедить грешников, что их путь злой и опасный, каким бы безопасным он им ни казался. Давид хочет показать им три вещи, которых они, возможно, не хотят увидеть, – их нечестивость, безрассудство и опасность, подстерегающую их, хотя они склонны считать себя очень мудрыми, хорошими и находящимися в безопасности. Здесь обратите внимание 1. На их нечестивость, которая иллюстрируется четырьмя примерами:
(1) они сами – делающие беззаконие; они замышляют его, осуществляют и получают такое же удовольствие, как человек, благополучно занимающийся бизнесом.
(2) Они съедают народ Божий (ст. 4) с такой же жадностью, как едят хлеб; они имеют такую застарелую и природную враждебность к нему и так искренне желают его погибели, потому что на самом деле ненавидят Бога, которому он принадлежит. Для преследователей пища и питье – творить зло; это так же естественно для них, как необходимая пища. Они с легкостью поедают народ Божий ежедневно и без страха – без ограничений совести, когда совершают это, и без угрызений совести, когда уже совершили это. Точно так братья Иосифа взяли его и бросили его в ров… а затем сели они есть хлеб… (Быт 37:24,25, ср. Мих 3:2,3).
(3) Они не призывают Господа. Обратите внимание: тот, кто безразличен к народу Божьему и к Его нищим, безразличен и к самому Господу и живет, презирая Его. Причина, почему люди погружаются во всевозможное беззаконие, еще хуже: они не призывают Бога и Его благодать. Что хорошего можно ожидать от тех, кто живет без молитвы?
(4) Они посмеялись над мыслью нищего и укоряли его за то, что он сделал Господа своим упованием, так же, как враги Давида бранили его (Пс 10:1). Обратите внимание, как они нечестивы. Им придется отвечать не только за то, что они расшатывают религию и сами живут без нее, но и за то, что говорят и делают все, что в их силах, чтобы заставить разочароваться в ней тех, кто расположен к ней. Они хотят, чтобы верующие разочаровались в религиозных обязанностях, словно они являются убогими, угнетающими и бесполезными, разочаровались в ее привилегиях, словно они недостаточны, чтобы сделать человека счастливым и даровать ему безопасность. Тот, кто вводит в заблуждение других относительно религии и религиозных людей, скоро обнаружит к собственному сведению, что опасно играть с остро заточенными инструментами и преследовать тех, кто имеет Бога своим упованием. Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче.
2. На их безрассудство: у них нет разума. Это очевидно, ибо если бы они знали Бога, если бы правильно понимали себя и размышляли как мужи, то не оскорбляли бы и не поступали по-варварски с народом Божьим.
3. На их опасения (ст. 5): «Там убоятся они страха». Здесь, где они поедают народ Божий, их совесть осуждает их дела и наполняет их тайным ужасом; они с наслаждением сосут кровь святых, но во внутренностях она превращается в желчь аспида. Существует много примеров, когда гордые и жестокие люди стали подобны Пасхору, которого прозвали Магор Миссавив – ужас для самого себя и друзей своих. Тот, кто не боится Бога, возможно, будет бояться шелеста листьев.
II. Утешить народ Божий 1. Тем, что имеют верующие в Него. Они имеют присутствие Бога (ст. 5), ибо Бог в роде праведных. Они находятся под Его защитой (ст. 6), ибо Господь упование его. Они находятся в безопасности, в то время как их враги, которые могут смеяться над их упованием на Бога, но не могут отлучить их от него, испытывают ужас. В судный день, когда грешники увидят Господа среди рода праведных, который они ненавидели и высмеивали, это прибавит им ужаса и смятения.
2. Тем, что является его надеждой. Это – спасение Израилю (ст. 7)! Когда Давид был вынужден спасаться бегством от Авессалома и его сообщников, он утешал себя уверенностью в том, что в нужное время Бог обратит его пленение в радость для всех его верных подчиненных. Но эта приятная перспектива смотрит дальше. В начале этого псалма Давид оплакивал всеобщую порочность человечества и, с грустью наблюдая за этим, желал спасения, которое мог бы совершить Искупитель, который придет от Сиона… и отвратит нечестие от Иакова (Рим 11:26). Мир плох; так пусть же придет Мессия и изменит его! Повсюду процветает порочность; пусть же настанет время реформации! То будет в такой же степени радостное время, как это – подавленное. Тогда Бог возвратит пленение народа Своего, ибо Искупитель взойдет на небо, введет пленников, и возрадуется Иаков. Ликование Царя Сиона будет ликованием детей Сиона. Второе пришествие Христа наконец уничтожит владычество греха и сатаны, завершит спасение в надежде и даст радость каждому израильтянину. Имея уверенность в будущем и воспевая эти стихи, мы должны утешать себя и друг друга, упоминая грехи грешников и страдания святых.
Читаем Псалтирь. Псалом 13
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
Псалмы имеют разное знание, открывают перспективу духовной жизни: как мы должны поступать, что должны делать, что не должны.
13-й псалом имеет двойной смысл. Если брать святоотеческое толкование, то будет больше говориться о духовном смысле этого псалма, он будет привязан к нашей духовной жизни, к нашему пониманию прихода в мир Спасителя. Другие толкователи говорят, что он имеет некое значение для Ветхого Завета. Псалтирь имеет не только буквальное значение, таинственный смысл заложен в каждой фразе, в каждом слове: Псалтирь – это Священное Писание, и псалмопевец Давид – это не только царь, который обладал красивым слогом, он – пророк, и он нам возвещает Божественную истину в каждом своем псалме.
Здесь открывается тайна прихода Христа Спасителя в этот мир и окончание жизни человека, который не живет со Христом. Многие толкователи говорят, что в 13-м псалме псалмопевец Давид рассуждает о тех безумцах, которые нападали на Израиль, Иерусалим, хотели унизить народ, имевший своим Покровителем Бога. Они не веровали в Бога и решили посмеяться; в итоге были поражены лишь только потому, что посмеялись над Ним. А Господь никогда не оставляет Свой народ.
В этом псалме Давид говорит о сирийцах, которые напали на Израиль и причинили очень много вреда. В то же время заложен очень глубокий духовный смысл в таких словах: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню». Умный человек никогда не скажет, что нет Бога: весь этот мир ярко свидетельствует, что Бог есть, и человек, обладающий разумом, имеет и дар рассуждения, который приводит к тому, что он обретает Бога в Его творениях. Внутри человека есть безумие, хотя внешне он не производит впечатление лишенного разума. Наоборот, человек имеет пытливый ум, но ум его развращен. Когда Бог лишает человека разума, это крайняя степень наказания. Человек имеет пытливый ум, но жизнь его «растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню», то есть растлевающий себя грехом становится мерзким человеком, и нет ничего доброго в его делах. Его недоброта, его злость распространяются не только на людей, они даже доходят до Бога. Тот, кто уходит от Бога, становится злым и неприятным. Он делает такие дела, в которых утверждает, что сам творец, сам бог. Такой человек забывает, что у него время должно остаться на Бога, на молитву, и посвящает все своему земному существованию, как будто земля становится вечным местом его жизни. Неверующий умирает страшно, ведь он привязан к этой земле: здесь сердце его, здесь богатство его, он привязан к земным удовольствиям и не оставил места для Бога в своем разуме, в своем сердце.
А не оставить места для Бога – значит, не оставить места для вечности. Будучи человеком опытным и разумным, открывающим какие-то процессы, проходящие здесь, на земле, совершая политический или творческий переворот в сознании других людей, он живет без Бога, и дела его растлевающие, мерзкие пред Богом, ведь он меньше творит добра. Почему эти слова правильные? Мы видим, что человечество становится богаче, более комфортно живет, но доброта уходит из этого общества. Действительно, человек, отходящий от Бога, теряет рассудок. Священное Писание предупреждает, что происходит падение человека, отходящего от Бога, и что с ним далее ничего хорошего не случится.
«Господь с Небесе приниче на сыны человечeския, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога». Псалмопевец Давид говорит, что Господь с Неба наблюдает за человеком: Господь вездесущ, от Него человеку некуда спрятаться, Он знает даже то, что мы помышляем в сердце своем (для каждого христианина важно бороться с плохими мыслями, потому что они зарождают дело).
«Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго». До прихода Спасителя на землю мир утопал в грехе и разврате: «будем есть, будем пить, будем веселиться, чтобы завтра умереть», ведь нет вечности. Человечество изживало самое себя и без какого-то изменения не могло вылечиться, исцелиться без того дуновения, которое Господь Сам вдохнул в человечество Своим Пришествием на землю, Своими чудесами, Своим Учением, Своим Крестным страданием – той великой благодатью, которая изменила человека и человечество, преобразила его, вновь его присоединила к святости через подвиг, понесенный верующими в этом мире.
Сейчас пришли времена, когда на нашу землю можно посмотреть и сказать: несть человека праведного. В свое время свт. праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что настали времена, как во время Пришествия Христа Спасителя на землю, вновь человечество уклоняется от дел, которые заключены в исполнении заповедей Божиих. Пока есть святые, праведные, земля существует. А сейчас мы видим, как человечество уходит от Бога.
Россия – православный мир, имеет истинную благодать, а она дает человеку возможность бороться с грехом, противостоять ему и достигать определенных пределов святости.
Далее псалмопевец Давид говорит: «Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша». Неужели не понимают, что творят? Каждый человек, отошедший от Бога, начинает презирать другого, может творить неправду и делать ее с легкостью. Это становится нормой его жизни.
«Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных». Надо бояться не людей, а Бога. Человек может быть сильным и противостоять злу лишь только потому, что он рядом с Богом. Всякая сила, всякое добро – от Бога.
«Совет нищаго посрамисте, Господь же упование eго eсть». Нищий обладает силой, если он с Богом, если упование его в Господе. Нищий в нашей жизни – это человек кроткий, идущий за Богом. Нищие обладают огромнейшей силой, их сила в Господе, в том смирении, которое показывает, что они живут с Богом и что Господь живет с ними.
«Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль». Речь идет о Пришествии Спасителя. От плена нас избавляет Сам Господь: кто познал Бога, тот свободен от греха, страсти. Радость приходит к человеку, когда он понимает, что нет у него греховных привязанностей и никто и ничто не может посрамить его в этой жизни, если он постоянно с Богом.
Источники:
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/13/
http://bogolub.info/13-psalom/
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-13/
http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyankov/tolkovanie-na-psalmy/13
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/13/
http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-psaltir-26-12-2016
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-131/