Псалом 125

Псалтирь | псалом 125

Данный псалом был записан по случаю великого и неожиданного освобождения народа Божия из плена и от угнетения; вероятнее всего, речь идет о возвращении из Вавилона во времена Ездры. И хотя Вавилон здесь не упоминается, как, например, в Псалме 136, именно вавилонское пленение было самым значительным как само по себе, так и в качестве прообраза нашего искупления Христом. Вероятно, данный псалом был записан Ездрой или кем-то из шедших вслед за ним пророков. В Библии говорится о возвращавшихся тогда певцах, сыновьях известного псалмопевца Асафа (Езд 2:41). Поскольку данный псалом относится к Песням восхождения и в нем одна мысль повторяется дважды с последующим ее развитием (ст. 1,2 и 4,5), то он располагается среди остальных псалмов, носящих это название.

(I) Вернувшихся из плена псалмопевец призывает к благодарению (ст. 1-3).

(II) За оставшихся пока в плену молятся (ст. 4) и ободряют их (ст. 5, 6). Пение данного псалма можно отнести к какому-либо конкретному случаю освобождения Церкви или своей страны, равно как и к великому труду нашего спасения, свершенного Христом.

Стихи 1-3. Пока народ Божий был пленником в Вавилоне, его гусли висели на ивах, ибо тогда Господь призывал людей к плачу и скорби, Он Сам скорбел о стенавшем народе; теперь же люди возвращаются из плена и вновь берут в руки гусли. Провидение играет для них на свирели, и они пляшут. Так и мы должны быть готовыми к любым проявлениям Божьего провидения и реагировать на них подобающим образом. Гусли могут быть настроены на столь веселый лад только после грустного молчания. Долгое ожидание милости делает возвращение особенно радостным. Эти стихи говорят о том, что (1) Господь приготовил народу избавление, Он возвращал плен Сиона. Возможно, Сион попал в плен в наказание за падение нравов, но теперь, когда цель достигнута и работа по исправлению завершена, народ возвращается из плена. Кир по неким соображениям государственной важности провозгласил освобождение Божьих пленников, тем не менее это от Господа и соответствует Его слову, данному много лет назад. Господь отправил Свой народ в плен не как изгарь в огонь, дабы быть ему сожженным дотла, но – как золото для очистки. Обратите внимание, что освобождение Израиля названо возвращением плена Сиона, святой горы – жилища Всевышнего и местонахождения скинии. Ибо восстановление священных интересов народа и оживление всеобщего поклонения были самыми ценными преимуществами его возвращения из плена.

(2) Освобождение из плена стало для народа приятной неожиданностью. Люди изумлялись ему. Столь неожиданным было избавление, что сначала народ пришел в замешательство, не зная, ни что с ним делать, ни к чему оно приведет: «…мы были как бы видящие во сне, мы подумали, что это слишком хорошая новость, чтобы быть правдой, и начали было сомневаться, а бодрствуем ли мы» (как иногда случалось с пророками), «и могли себе представить такое лишь в видениях», подобно тому как святой Петр не сразу поверил в свое освобождение (Деян 12:9). Подчас народ Божий получает такие предвестники благословений Божьей милости еще до того, как узнает о них. Или, как читает данный стих доктор Хаммонд: «Мы были подобны тем, кому вернули здоровье». «Такая утешительная благословенная перемена произошла с нами, как бы от смерти к жизни или как внезапное облегчение от острой боли; мы подумали, что очутились в новом мире». Удивление было настолько сильным, что народ пришел в крайнюю степень возбуждения и радости и едва удерживал себя в рамках приличия, выражая ее: «Тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения». Так люди давали выход своей радости, воздавали славу своему Господу и дали понять всем окружающим, какие чудеса сотворил для них Всевышний. Теперь смеялись те, кто раньше был объектом насмешек, и Бог вложил в их уста новую песнь. То был смех радости в Господе, а не насмешки врагов.

(3) Окружающие обратили внимание на то, что происходит: тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь Иегова, Бог Израи-лев, над ними! То, чего наши боги не могут сделать для нас». Раньше язычники наблюдали за бедствием народа Божия и торжествовали (Иер 22:8; Пс 116:7). Теперь же им ничего не остается, как лицезреть освобождение Израиля и изумляться ему. Избавление создало доброе имя народу, над которым глумились и презирали, теперь же он достоин уважения. Кроме того, освобождение пленников прославило Всевышнего и вынудило народы, поклонявшиеся иным богам, признать мудрость, силу и провидение Господа Бога Израилева.

(4) Признания, прозвучавшие из уст народа Божия (ст. 3). Язычники были не более чем наблюдателями и обсуждали событие просто как новость – ни доли, ни жребия в этом они не имели; а Божий народ говорит о нем как непосредственный участник,

[1] применяя его к себе: «Великое сотворил Господь над нами, то, в чем мы были так заинтересованы и что дало нам преимущество». Какое утешение говорить об искуплении, свершенном Иисусом Христом, тем более что Господь совершил его для нас! Возлюбивший меня и предавший Себя за меня.

[2] С любовью: «…мы радовались. Язычники изумлялись тому, и кое-кто из них рассердился, а мы радовались». Когда Израиль блудил, удалившись от Бога своего, радость была под запретом (Ос 9:1). Теперь же, по очищении беззакония Иакова пленом, грех его удален и Господь побуждает Свой народ радоваться. Именно покаяние преобразует людей в радующихся сейчас и в будущем. Здесь обратите внимание на то, что, во-первых, народ должен взирать на деяние Господне как на великое. Во-вторых, именно Господа следует почитать Творцом всякого великого деяния для Церкви. В-третьих, наблюдать за освобождением церкви – благо, в котором мы можем найти радость.

Стихи 4-6. Данные стихи предвосхищают милости, которых на тот момент не было. Вышедшие из плена все еще пребывали в стесненных обстоятельствах даже в своей стране (Неем 1:3), а многие остались в Вавилоне; к радости людей примешивается трепет, ибо велика пока еще на сердце печаль. В этих стихах представлена (1) молитва о полном завершении освобождения (ст. 4): «Возврати, Господи, пленников наших. Облегчи бремена вернувшихся в свою землю, ибо они все еще стонут под их тяжестью. Оживи сердца оставшихся в Вавилоне, как Ты оживил наши сердца, дабы в полной мере ощутить преимущества дарованной свободы». У истоков всякой милости лежит побуждение молиться за ее совершение. И пока мы в этом мире, у нас всегда найдется повод для молитвы, даже когда мы преуспеваем и готовы воздавать Всевышнему хвалу. Если мы свободны и благоденствуем сами, нам не следует забывать о братьях своих, пребывающих в беде и в узах. Возвращение все еще находившихся в плену и воссоединение их со своими уже вернувшимися братьями стало бы долгожданным событием и для тех, и для других, сравнимым с потоками вод, которые устремились в дальние южные страны, страдающие от зноя и засухи. Что холодная вода для истомленной жаждой души была бы добрая весть из этой дальней страны (Прит 25:25).

(2) Обетование, воодушевляющее в ожидании его исполнения и заверяющее народ в том, что, несмотря на скорбное время, все закончится благоприятно. Обетование здесь имеет общий характер: все святые могут утешаться уверенностью в том, что сеяние со слезами закончится жатвой с радостью (ст. 5, 6).

[1] Страдания святых – это сеяние со слезами. Им часто приходится плакать, их не обходят стороной обычные людские беды и, как правило, на долю верующих выпадает больше горестей. Но они со слезами сеют, проходят через испытание скорбью, дабы достичь цели, поставленной провидением. Слезы не должны мешать сеянию; несмотря на сильное страдание, дела у нас должны идти хорошо. Более того, подобно тому как дождь готовит землю к посеву и земледелец обычно засевает увлажненную почву, так и мы должны извлекать пользу из постигших нас скорбей, ибо они располагают нас к покаянию, молитве и смирению. К тому же есть слезы, которые сами по себе выступают в роли семени: слезы сожаления о грехе – своем собственном или ближнего, слезы сопереживания скорбящей Церкви, слезы, проливаемые нами от избытка чувств в молитве и при чтении слова. Это драгоценное семя, которое земледелец сеет, когда зерно стоит дорого, а ему надо немного – всего лишь для своей семьи; он плачет, расставаясь с ним, хоронит семя в земле в надежде получить больше, чем посеял. Так же поступает и благочестивый муж, сеющий со слезами.

[2] Народ Божий будет пожинать с радостью. Не вечно длиться бедам святых, но по завершению труда для них наступит блаженное время. Пленники в Вавилоне долгое время сеяли со слезами, но, наконец, они вышли с радостью и теперь пожинают плоды своего терпеливого страдания и несут с собою снопы в свою собственную землю, на себе испытывая, как благ к ним Господь. Иов, Иосиф, Давид и многие другие пожинали радость после сеяния в печали. Тот, кто сеет со слезами благочестивой скорби, будет пожинать с радостью скрепленного печатью прощения и стабильного мира. Сеющий в дух, в этой юдоли слез, от духа пожнет жизнь вечную, и жатва действительно будет радостной. Блаженны плачущие, ибо они навеки утешатся.

Псалом 125

Время написания этого псалма определяется достаточно просто, ведь в библии есть прямое указание в самом первом стихе псалма. Возвращение иудейского народа из вавилонского плена, их внутренние терзания и неверие в свою свободу – эти события легли в основу текста псалма 125. Несмотря на то, что Вавилон не упоминается напрямую, именно это пленение послужило главным потрясением для еврейского народа.

Точных данных об авторстве псалма данных нет, но существует мнение, что им стал либо Ездра, либо кто-то из пророков бывших с ним вместе. Так Библия упоминает, что из пленения возвращаются певцы – сыновья Асафа.

Текст молитвы псалом 125

На церковнославянском языке с ударениями

1 Всегда́ возврати́ти Го́споду плен Сио́нь, бы́хом я́ко уте́шени.

2 Тогда́ испо́лнишася ра́дости уста́ на́ша и язы́к наш весе́лия, тогда́ реку́т во язы́цех: возвели́чил есть Госпо́дь сотвори́ти с ни́ми.

3 Возвели́чил есть Госпо́дь сотвори́ти с на́ми: бы́хом веселя́щеся.

4 Возврати́, Го́споди, плене́ние на́ше, я́ко пото́ки ю́гом.

5 Се́юшии слеза́ми, ра́достию по́жнут.

6 Ходя́щии хожда́ху и пла́кахуся, мета́юще се́мена своя́, гряду́ще же прии́дут ра́достию, взе́млюше рукоя́ти своя́.

На русском языке

1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:

2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»

3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.

4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.

5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.

6 Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут в радости, поднимая снопы свои.

Для чего читают псалом 125?

По словам самого автора, этот псалом будет непременной поддержкой для людей, которые заняты тяжелым трудом. Псалмопевец пишет, что все слезы будут вознаграждены радостью, аналогия проводится с разоренными землями евреев и тем, что первый урожай их дома будет благословенен (подобные сравнения не единожды встречаются в священном писании). Так же псалом 125 читают для избавления от головных болей и прочих недугов.

Толкование

Все псалмы из цикла песен Восхождения наполнены светлыми и благодатными чувствами, псалом 125 не стал исключением. Весь его текст пронизан радостью и надеждой, которые и определяют общий смысл этого писания.

  • Стих 1: народ Израиля четко осознавал, кому обязан он своим освобождением. Возвращаясь из плена евреи не верили в реальность происходящего с ними, для них это был будто сон – увидеть свою родину после испытаний на чужбине.
  • Стих 2: значение освобождения израильтян по-настоящему значимо и впечатляюще, поэтому и другие народы разделяли радость угнетенных. Здесь не нужно было говорить о том, как им помог Бог, это было очевидно для всех и этой непреложной истиной он восславлял во много раз сильнее.
  • Стих 3: милость Божья вновь обратилась к народу Израиля, он рад этому и спокоен к своей дальнейшей судьбе. Иудеи прекрасно понимали, что освобождение никак не зависело от них самих, им остается только благодарить Бога за такой подарок.
  • Стих 4: автор размышляет над тем, насколько всесилен Бог, возвращение пленников зависело только от его воли. Господь благоволил плененным и видел смысл их возвращению на Родину, в этом и была причина его решения. Он помогает только тем, кто готов служить ему и почитать его заветы.
  • Стих 5: Бог решает все в этом мире: и жизнь, и судьба, и духовное состояние людей. Если он милостив, то, как бы ни скорбел народ в начале пути, его труды будут вознаграждены в полной мере. А для тех, кому не благоволит Создатель, не будет радости нигде.
  • Стих 6: здесь мы видим аналогию с сеятелями и жнецами. Каким бы сложным не был посев, урожай благословленного народа воздаст им за все труды их. Речь здесь в иносказательном смысле идет о духовном состоянии человека, о том, как нелегко засеять Божье слово, как много необходимо пройти препятствий. Урожай – это вера в Господа, желание жить по его заветам и быть приближенным к нему. Таким образом, благоговейная радость от жатвы окупит все тяготы посева.

Псалом 125

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

25:1 Песнь восхождения.
Песнь благодарности Богу: понимал Израиль, Кому они обязаны своей свободой

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне :
Не верилось глазам своим Израилю, когда возвращался он из Вавилонского плена. Словно во сне события происходили, настолько нереальной для них самих была возможность вернуться домой, в землю отцов своих – с чужбины.

125:2 т огда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: “великое сотворил Господь над ними!”
Это возвращение было настолько впечатляющим, что даже соседние народы понимали причину такого веселья Израиля. События сами по себе проповедовали всюду о Боге Израиля и о том, как Он помог народу своему освободиться из плена Вавилонского, без слов всё и всем было понятно.

125:3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
Израиль понимал, что их заслуги в возможности вернуться домой – не было никакой. Только благодаря помощи Бога это стало возможным. И их радовало то, что Бог снова, наконец, на их стороне.

125:4 В озврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
От Бога зависит, вернутся ли пленники к Нему или нет: если нет благоволения Его к пленникам, если не видит Он смысла в их возвращении, то и не помогает им вернуться. Не о каждом пленнике печётся Бог, только Своих служителей вызволять помогает.

125:5 С еявшие со слезами будут пожинать с радостью.
От Бога зависит и жизнь, и участь, и настроение служащих Ему: если Бог благоволит к ним, то и скорбь при начале труда их сменится на радость в результате трудов их. А если нет, то не будет радости ни от каких трудов, даже если совершаются они на Божьей ниве.

Псалом 125 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 125

Толкование Псалма 125

В этом “псалме восхождения” отражена картина возвращения из плена. Весь он звучит в ключе радости и надежды, которыми определяются и характер содержащейся в нем молитвы, и образ работающих в поле: вот, они сеяли со слезами, но с радостью несут свои снопы.

Пс. 125:1-3. Плен Сиона, т. е. пленники, возвращавшиеся из Вавилона, уподобляются автором псалма “как бы видящим во сне” в том смысле, что им, столько лет проведшим на чужбине, возвращение на родину и то, что ожидает их там, рисовалось в самых радужных красках. Даже язычники понимали, что самая возможность такого возвращения – ничто иное как чудо, потому и говорили они: “великое сотворил Господь над ними”. Тем более веселились евреи, у которых не только уста, но и души были полны… пения.

Пс. 125:4. Первоначально из плена возвратилась, однако, беднейшая часть народа. Потому и просит псалмопевец Господа о “возвращении пленников наших”, подразумевая возвращение всех. Образно мысль о таком возвращении передается во фразе как потоки на полдень, иначе говоря, “как реки на юг” (точнее, “на юге”; под “югом” понималась пустыня Негев, расположенная южнее Иудеи). Дело в том, что в сухой сезон на этой территории почти не оставалось воды, все реки пересыхали, зато в дождливый они переполнялись водою настолько, что она выходила из берегов.

Пс. 125:5-6. Образ “сеявших” и “несущих снопы”, очевидно, понимался псалмопевцем, как в буквальном, так и в переносном смысле. Это требует пояснения. Земля, куда возвращались изгнанники, столько лет пребывала в запустении, что теперь обрабатывать ее и сеять на ней предстояло со слезами. И лишь упорный труд был бы вознагражден урожаем.

Здесь же просматривается и второй смысл: сеяния духовного, т. е. восстановления теократии, что, в свою очередь, требовало бы неустанного содействия возвращению евреев – в ответ на призыв Господа – в землю обетованную. Новые возвращенцы из чужых земель и явились бы “снопами радости”. Кстати, метафора сеяния и жатвы нередко встречается на страницах Священного Писания; к примеру, Гал. 6:7. Особенно показательна в этом смысле притча Иисуса о сеятеле (Матф. 13:1-8, 18, 23).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источники:
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-125/
http://jwquestion.net/bvps_125_Psalms.htm
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/125/
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-126/

Ссылка на основную публикацию