Псалтирь | псалом 119
Данный псалом – первый из пятнадцати, объединенных общим названием «Песни восхождения». Хорошо, что значение этого названия не существенно, ибо какого-либо объяснения сами записавшие псалмы иудеи не предложили, существуют лишь гипотезы. Непохоже, чтобы все эти псалмы были написаны рукой одного человека, еще меньше вероятность их появления в одно и то же время. Четыре из них определенно приписывают Давиду; об одном сказано, что он посвящен Соломону и, возможно, им же был и записан. Псалмы 125 и 128, скорее всего, – более поздние. Некоторые из псалмов (такие, как 119 и 129) предназначены для уединенного поклонения, некоторые (126 и 127) – для семейного, некоторые (121 и 133) – для общего богослужения, некоторые (123, 131) приурочены к какому-то событию. Похоже, что название «Песнь восхождения» принадлежит не автору, а издателю. Существует гипотеза, согласно которой название несет в себе идею уникальной изысканности данных произведений (подобно «Песни Песней», «Песни восхождения» – самые возвышенные). Другие гипотезы связывают название с мелодичностью данных псалмов, с музыкальными инструментами, их сопровождавшими, высотой голоса при исполнении. Существует мнение, что каждый псалом исполнялся на отдельной ступени 15-ступенчатой лестницы, ведущей вверх из внешнего двора храма во внутренний. Согласно еще одной точке зрения, каждый псалом исполнялся на отдельном этапе возвращения народа из плена. Могу только заметить, что:
1) Это короткие псалмы; все, кроме одного, довольно небольшие (три из них состоят всего из трех стихов), и все они находятся после самого длинного Псалма 118. Там мы имели дело с одним псалмом, разделенным на много частей, а здесь – со множеством псалмов, которые, будучи короткими, зачастую исполнялись все вместе и превращались в один псалом, между каждой частью которого делалась пауза, подобно тому как из многих ступенек складывается лестница.
2) В композиции данных псалмов часто встречается кульминационный момент, или подъем, предшествующее слово повторяется с последующим развитием мысли, как, например, в Псалме 119: «…с ненавидящими мир. Я мирен …»; в Псалме 120: «… откуда придет помощь моя. Помощь моя …» и «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля»; в Псалме 121: «… во вратах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный …»; в Псалме 122: «… доколе Он помилует нас. Помилуй нас …» Подобный прием характерен для большинства, если не для всех этих псалмов. Возможно, по одной из упомянутых выше причин они и названы «Песнями восхождения».
Предполагают, что Псалом 119 был записан Давидом, когда Доик Идумеянин донес о Давиде и священниках Саулу. Предположение основано на том, что данный псалом перекликается с Псалмом 51, написанным по упомянутому случаю, и Давид сетует на свое изгнание из собрания Господня и на то, что вынужден жить среди варваров.
I. Псалмопевец молится, чтобы Господь избавил его от зла, причиненного «устами лживыми и языком лукавым» (ст. 1,2).
II. Давид угрожает злодеям Божьим судом (ст. 3,4). III. Сетует на своих соседей – неприятных и задиристых (ст. 5-7). Если мыпопали под плети злых языков, то, воспевая этот псалом, находим утешение: всякий раз осознаем, что хорошо нам, что мы пострадали.
Стихи 1-4. В этих стихах:
I. Утверждается, что избавление от лукавого языка достигается молитвой. Давид убедился в этом на собственном опыте.
1. Его постигла скорбь, великая скорбь, от уст лживых, от языка лукавого. Его стремились уничтожить и почти добились того посредством лжи.
(1) Обманывая самого псалмопевца. Лжецы льстили Давиду, притворяясь товарищами, заверяя его в своих дружеских чувствах, обещая ему милость и службу для того, чтобы более уверенно, не вызывая подозрений, осуществить свои коварные замыслы, а также иметь возможность, предавая интересы псалмопевца, причинить ему зло. Они улыбались ему в лицо и целовали, даже когда намеревались поразить в самое сердце. Наиболее опасным врагом, против которого трудно найти защиту, оказывается тот, кто прячет свои коварные замыслы под маской дружбы. Благочестивого человека от таких лживых уст избавит Господь.
(2) Говоря ложь о самом псалмопевце. Враги придумывали обвинения против Давида и, о чем он не знал, о том допрашивали его. Такова зачастую участь не только невиновных, но и лучших из людей – они сильно страдают от уст лживых, ибо чернят не только их имена, оболгав в клеветнических измышлениях, но и саму их жизнь и все, что им дорого в этом мире, осмелившись выдвигать ложные свидетельства в суде. Здесь Давид выступает прообразом Христа, тоже пострадавшего от уст лживых и языка лукавого.
2. В скорби своей Давид просит о помощи Господа, молясь Ему с верою и усердием: «К Господу воззвал я…» Не имея защиты от лукавых языков, псалмопевец взывает к Тому, в Чьей руке сердца всех людей, Кто обладает властью над совестью нечестивых и может, если Ему угодно, обуздать их язык. Давид молится: «Господи! избавь душу мою от уст лживых, дабы враги не погубили меня своими достойными проклятиям ухищрениями». Тот, кто так усердно молился об удалении от пути лжи (Пс 118:19) и так ненавидел ложь в собственном сердце (Пс 118:163), может с большей уверенностью молиться об избавлении ото лжи других людей и ее последствий.
3. Давид обрел благодатный ответ на свою молитву. Господь услышал его. Так что псалмопевец, в конечном счете, обрел защиту от врагов, столь далеко зашедших в своих замыслах, – теперь им, со всем их коварством, не одолеть Давида. Бог истины защищает и будет защищать Свой народ от лживых уст (Пс 36:6).
II. Предсказывается по вере участь лукавых языков (ст. 3,4). Господь не только защитит Свой народ от рода лукавого, но и накажет его врагов (Пс 11:4,8). Данная угроза обращена к самому грешнику для пробуждения его совести, если таковая у него осталась: «Подумай, что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый. Как поступит с тобой праведный Судия неба и земли?» Несомненно, грешники не отважились бы на свои злодеяния, если бы знали и призадумались о том, что их ждет в конце. Так пусть же лжецы учтут, что они получат: «Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми», то есть они попадут и навеки останутся под гневом Всевышнего, будут страдать от знамений Его недовольства, летящих быстро, подобно стрелам, и поражающих грешника, прежде чем он узнает и увидит пославшего их. Вот как звучит угроза, обращенная ко лжецам: «Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут уязвлены» (Пс 63:8). Нечестивые держали Господа на расстоянии, но стрелы Всевышнего настигнут их издалека. Стрелы острые, стрелы сильного, Всемогущего; ибо они пронзают самую крепкую броню и проникают вглубь самого жесткого сердца. Стрелы Господа – это «Его ужасы» (Иов 6:4), и гнев Вседержителя подобен горящим углям дроковым, которые не просто воспламеняются и потрескивают, как колючки под котлом, но горят неистово сильно и долго поддерживают огонь (говорят, круглый год), даже если кажется, что они уже сгорели. Таков удел лукавого языка; ибо участь всякого любящего и говорящего неправду – в озере, горящем вечно (Отк 22:15).
Стихи 5-7. Здесь псалмопевец сетует на то, что ему довелось попасть в плохое окружение. Есть мнение, что данные стихи являются непосредственным продолжением мысли двух предыдущих: «Что даст тебе язык лукавый? Что случится с тем, кто откровенно лжет? Что обретет человек, живущий в окружении таких злых и лживых людей? Ничего, кроме изощренных стрел с горящими углями дроковыми», – все зло, которое способен причинить язык лживый и язвительный (Пс 56:5). «Горе мне, – восклицает Давид, – что я вынужден жить среди таковых, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Речь идет не о действительном проживании Давида в стране Мосоха или Кидара; мы нигде не находим упоминаний о том, чтобы Давид так удалялся от своей родной страны; однако он жил среди людей грубых и диких, похожих на жителей Мосоха и Кидара: так, если мы хотим описать дурное окружение, то говорим, что живем среди турок и язычников. Именно это и побудило Давида воскликнуть: «Горе мне!»
1. Псалмопевец был вынужден жить вдали от Божьих таинств. Во время своего изгнания он чувствовал себя скитальцем; домом он мог считать лишь место у алтаря Господня. Поэтому Давид и восклицает: «Горе мне, что скитания мои так долго длятся и я не могу прийти домой, к месту покоя моего, но все еще пребываю вдали!» Есть такая точка зрения на данные стихи. Заметьте: благочестивый человек не может чувствовать себя как дома, если он удален и пребывает вне досягаемости Божьих таинств. Для всех любящих Господа всегда большое горе – остаться без средств благодати и без общения с Богом: когда они оказываются в такой ситуации, то им ничего не остается, кроме как восклицать, подобно Давиду: «Горе мне!»
2. Псалмопевец был вынужден жить среди нечестивцев, доставлявших ему множество беспокойств. Он жил у шатров Кидарских, где у пастырей, возможно, была плохая репутация за их сутяжничество – вспомните спор между пастухами стада Авраамова и стада Лотова. Для благочестивого человека слишком тяжкое бремя – попасть и долго пребывать в сообществе людей, с которыми он надеется быть разлученным в вечности, как это было с Лотом в Содоме (2Пет 2:8);
долго жить с таковыми – настоящая мука, ибо они как жало во плоти – досаждают, зудят и терзают, и вражда с благочестивыми у них давняя – как у семени змея против семени жены. Те, с которыми довелось жить Давиду, ненавидели не только его, но и мир, поэтому объявляли войну и писали на своих щитах не «Sic sequimur pacem – Так мы стремимся к миру», но «Sic persequimur – Так мы преследуем». Возможно, Мосохом и шатрами Кидарскими стала для Давида жизнь при дворе Саула, а под ненавидящими мир псалмопевец подразумевал самого царя, которому старался угождать, но так и не угодил; и чем больше служил Саулу псалмопевец, тем сильнее приводил его в ярость. Здесь обратите внимание:
(1) Давид по характеру – человек добрый, который, хотя и был воином, мог правдиво сказать: «Я – за мир», за то, чтобы жить в мире со всеми людьми и ни с кем не воевать. «Я – мир», – так это звучит в подлиннике и подразумевает: «Я люблю мир и к нему стремлюсь; я желаю мира и нахожу в нем наслаждение. Я молюсь и борюсь за мир и готов сделать что угодно, пожертвовать чем угодно ради мира. Я мирен и уже доказал, что это так». Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна.
(2) Враги Давида по характеру – худшие из людей, ищущие повод для ссоры с тем, кто настроен самым миролюбивым образом: «но только заговорю, они – к войне, и чем настойчивее они навязывают войну, тем больше миролюбия они во мне видят». Давид говорил со всем уважением и добротой, предлагал прийти к согласию, приводил аргументы, говорил с любовью; враги же не склонны были его терпеливо выслушать, но сразу восклицали: «К оружию! К оружию!», – такими свирепыми и неумолимыми они были, а также склонными к злодеяниям. Такими же были и враги Христа: они стали противниками любви нашего Господа, за благие слова и добрые дела возненавидели Его и побивали камнями. Если мы встречаем подобных врагов, то не должны удивляться, как и не должны утратить миролюбия, почитая его напрасным. Не будь побежден злом, никаким злом, но настойчиво старайся побеждать зло добром.
Псалом 119
Псалом 119, наряду с другими, относится к так называемым «Песням восхождения». Вариантов этого названия существует множество.
В некоторых из них предполагается, что песни исполнялись на ступенях храма: каждая – на отдельной. Всего Песен восхождения 15, равно как и ступеней к храму. И по мере их исполнения певец поднимался все выше, к храмовым воротам.
По другой считалось, что под словом «восхождение» понималось повышение тональности голоса при исполнении псалма 119.
Наконец, одна из гипотез утверждает, что псалмы восхождения (возвращения) исполняли евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. При этом исполнению придается большой смысл: его исполнение помогает стать человеку на путь истинный, повысить свой духовный уровень, «возвыситься» над своим прежним состоянием. Читать его лучше в уединении, дабы глубже прочувствовать каждое слово и посеять благодатное зерно в своей душе.
Текст молитвы псалом 119
На церковнославянском языке с ударениями
Отличием текста псалма 119 является его небольшой размер. При восхождении в храм он исполнялся певцами на церковнославянском (старославянском) языке:
1 Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми, воззва́х, и услы́ша мя.
2 Го́споди, изба́ви ду́шу мою́ от усте́н непра́ведных и от язы́ка льсти́ва.
3 Что да́стся тебе́, или́ что приложи́тся тебе́ к язы́ку льсти́ву?
4 Стре́лы си́льнаго изощре́ны, со у́гльми пусты́нными.
5 Увы мне, я́ко прише́льствие мое́ продолжи́ся, всели́хся с селе́нии Кида́рскими.
6 Мно́го прише́льствова душа́ моя́, с ненави́дящими ми́ра бех ми́рен:
7 егда́ глаго́лах им, боря́ху мя ту́не.
На русском языке
Для лучшего понимания сути, более глубокого проникновения в душу молящегося, Пс. 119 можно исполнять в уединении и читать его на русском языке:
1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
7 Я мирен: но только заговорю, они — к войне.
История написания
Написание песни предположительно связано с нахождением Давида у царя Саула, который боялся и ненавидел юного помазанника Божьего. Желая избавиться от опасного молодого и любимого народом Давида Саул начал открытые гонения. Давид был вынужден скрываться бегством. Пристанище он нашел в филистимском городе Гефе, где правил царь Анхус.
Песнь – это молитва изгнанника. В ней он сокрушается, что приходится жить среди варваров на чужбине слишком долго и терпеть их несправедливость и оскорбления (злоречия), и просит Господа о спасении.
Для чего и как читают псалом 119?
В иудаизме этот псалом рекомендовали беременным женщинам, дабы набраться терпения и покорно принимать свое состояние.
Его также читают в пост, если долгое время нет дождя.
Наиболее эффективна молитва для тех, кто стал жертвой лжи или несправедливого обвинения и просит помощи и защиты у Господа. Она помогает не опустить руки и избавиться от лживых врагов, обретя милость и помощь Божию.
Толкование
Небольшой, всего в семь строк, псалом 119 имеет свои композиционные особенности. В его тексте имеются повторяющиеся фразы: «язык коварный», «на чужбине». И если псалом 119 звучит на русском языке, они подчеркивают трагизм ситуации, о которой идет речь в песне. Так как псалом является частью «Песен восхождения», то дальнейшее развитие сюжета происходит именно в них.
- Стихи 1-4: в этих строках певец обращается к Господу и просит избавить его от лукавых речей. Только молитва может избавить его от злоречия и наговоров. Давид пребывает в глубокой скорби, понимая, что поддался лживым заверениям в дружбе врагов своих. Улыбаясь, они строили ему козни. Не находя возможности самому справиться с ситуацией, Давид обращается к Господу с мольбой о помощи и защите, избавить душу от лжи врагов, которые готовы погубить Давида.
- Стихи 5-7: в них Давид сетует на плохое окружение: ему приходится жить среди язычников, которые лживы и злы. Вынужденное нахождение среди них вызывает у Давида глубокую скорбь. Его длительные скитания еще больше обостряют чувства изгнанника. Он страдает из-за того, что лишен милости Божьей и просит у Господа защиты и укрепления силы.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.
Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.
Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7).
Пс.119:1 . К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.
Пс.119:2 . Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
“Уст ами лживы ми” и “язык ом лукав ым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.
Пс.119:3 . Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
Пс.119:4 . Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару ( “стрелы” ) с углями дрока. Дрок – кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь – образ продолжительных бедствий, которые за «ложь» будут посланы Богом.
Пс.119:5 . Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. “Шатр ы Кидар ян» – кочевое племя, по одним – бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим – жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.
Пс.119:6 . Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
Пс.119:7 . Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
Евреи жалуются, что они долго уже жили среди «ненавидящи х мир” , т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. – «Я мирен: но только заговорю, они – к войне» – общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.
Псалом 119 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 119
Толкование Псалма 119
Песнью восхождения назван каждый из псалмов 119-133, потому что именно их пели паломники при “восхождении” к Иерусалиму в ежегодные еврейские праздники. Четыре из этих 15 псалмов приписываются царю Давиду (Пс. 121, 123, 130 и 132), один – Соломону (Пс. 126), остальные десять – анонимны.
Написание Псалма 119 некоторые связывают со временем окончания плена, временем продолжавшегося рассеяния, когда среди евреев немало было таких (в частности, автор псалма), которые, мечтая о возвращении на родину, вынуждены были, против своей воли, оставаться на чужбине; подтверждение этому можно видеть в стихах 5-6.
Пс. 119:1-2. Скорбью охвачен псалмопевец, живущий среди чужих ему лживых людей. Он молит Господа избавить его от них.
Пс. 119:3-4. В устах паломников, восходивших к святилищу, звучал вопрос, поставленный псалмопевцем, сулит ли лжецу выгоду его лукавый… язык, чтобы тут же произнести ответ на него: не выгоду, но наказание сулит он ему. О наказании говорится образно – как об острых (“изощренных”) стрелах с горящими углями дроковыми, пущенных рукою сильного (имеется в виду Господь). Угли, полученные из дрока (кустарника, распространенного в Палестине), горят и тлеют медленно (символизируя здесь продолжительность бедствия, кары).
Пс. 119:5-7. Географические названия в стихе 5 свидетельствуют о жизни псалмопевца “среди чужих”. Некоторые отождествляют “Мосох” с местностью на территории Армении, вблизи Черного моря, другие считают, что это тоже, что Мешех (Быт. 10:2), находившийся на севере от Палестины. Кидар, или Кедар (Быт. 25:13), находился в северной части Аравии; его “шатры” принадлежали кочевым племенам – потомкам Измаила.
Оба эти названия в стихе 5 олицетворяли враждебные Израилю племена, составлявшие ближнее и дальнее его окружение. Псалмопевец определяет их как “ненавидящих мир”, с которыми бесполезно и заговаривать о нем, так как они настроены агрессивно и стремятся к войне. Доверять им нельзя, они – лживы и лукавы, но их ждет возмездие свыше, ибо Господь слышит тех, кто взывают к Нему.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Кафизма 18 Псалом 119
Псалом 119
Песнь восхождения
Под названием “песнь восхождения” или с греч. “песнь степеней” известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в поспепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. “песни степеней” пелись на ступенях храма. Еврейское название “песнь восхождения” изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.
119 псалом можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.
Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1-2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3-4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5-7).
1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
1. Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.
2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
2. “Устами лживыми” и “языком лукавым” называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.
3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
3-4. Писатель спрашивает, какая польза от лжи для его врагов? Что она может дать им? Не иное что, как вызвать гнев Сильного, т. е. Господа, который пошлет на них кару (“стрелы”) с углями дрока. Дрок – кустарниковое растение в Палестине. Угли его отличаются свойством медленно истлевать, почему долго поддерживают огонь и жар. Угли дрока здесь – образ продолжительных бедствий, которые за “ложь” будут посланы Богом.
5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
5. Мосок или Моски, местность в Армении, около Черного моря. “Шатры Кидарян” – кочевое племя, по одним – бродившее между Месопотамией и Каменистой Аравией, по другим – жившее в Египте. В этом стихе указание, что писатель изображает в псалме состояние евреев, еще находившихся в рассеянии среди разных языческих народов.
6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
7 Я мирен: но только заговорю, они – к войне.
6-7. Евреи жалуются, что они долго уже жили среди “ненавидящих мир”, т. е. среди язычников; отсюда время происхождения псалма можно относить к концу плена. – “Я мирен: но только заговорю, они к войне” – общее указание на положение еврейского народа в плену: все поступки и слова плененного еврея встречались враждебно и истолковывались его врагами в дурную сторону, почему служили причиной неприязненных действий с их стороны.
Псалом 119
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |