Псалом 111

Псалтирь 111 псалом

Блажен боящийся Господа

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 111 псалом

Пс. 111 Занимает центральное место в группе из трех псалмов (Пс. 110-112), имеющих в зачинах слово “аллилуйя”. Особенно тесно он связан с Пс. 110: оба они имеют форму акростиха и, кроме того, дополняют друг друга в плане содержания. В то время как в Пс. 110 говорится о великих деяниях Господа, в Пс. 111 речь идет о благословениях, ниспосылаемых Божиему человеку. В принципе, Пс. 111 можно рассматривать в качестве своеобразного расширенного толкования на Пс. 110,10. Он также близок Пс. 1, так как в обоих псалмах блаженство праведности противопоставлено ущербности беззакония.

111:1 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

боящийся Господа. См. ком. к Пс. 110,10.

крепко любящий заповеди Его. Для праведного человека заповеди Божий – не тяжкое ярмо, а светлый дар Господень. Он повинуется с радостной благодарностью Господу за творимое Им дело спасения.

111:4 Во тьме восходит свет правым. Тьма – обычная метафора тяжких, смутных времен. Псалмопевец помнит о таких временах, даже когда говорит о сопутствующем праведникам безмерном благословении. Но он помнит также и о том, “что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8,28).

благ он и милосерд и праведен. Человек Божий отражает в себе свойства возлюбленного им Господа (ср. Пс. 110,4).

111:7 Не убоится худой молвы. Праведному не страшны вести о близящихся несчастиях, ибо он знает, что Господь – опора его и защита.

111:8 Утверждено сердце его. Праведный всегда с честью выйдет из любых испытаний, поскольку участь его всецело зависит от способности и желания Господа спасти его.

он не убоится, когда посмотрит на врагов своих. Испытывая страх Божий (ст. 1), праведный может не бояться больше никого и ничего.

111:9 Он расточил, роздал нищим. Данный стих апостол Павел цитирует в 2 Кор. 9,9, призывая членов коринфской общины быть щедрыми. Представители народа Божиего обязаны проявлять щедрость, ибо сами они удостоились от Господа чудесных даров.

111:10 Нечестивый увидит это. Нечестивый увидит, как в конце концов праведный будет вознагражден Господом, тогда как сам он получит воздаяние за свои беззакония.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Псалом 111

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

Аллилуиа, Аггея и Захарии.

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

3 слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 В память вечную будет праведник.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От слуха зла не убоится,

7 от злой молвы не убоится:

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

8 готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Слава:

Слава:

Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен. Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится, готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его, наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастьях (1–4). Истинный чтитель Господа – милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти (5–10).

Пс.111:2 . Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

«Сильно будет на земле семя его» – потомство его будет пользоваться прочным благом, так как Господь изливает свои милости обильно и на потомство любящих Его.

Пс.111:3 . Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

«Правда его пребывает во век» – или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом.

Пс.111:4 . Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

“Тьм а» – бедствия. Во время бедствий Господь поможет ему.

Пс.111:5 . Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

«Даст твердость словам своим на суде» – давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей.

Пс.111:6 . Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он “непоколеб им» во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет «в вечной памяти» – память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в 3 ст., указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду.

Пс.111:7 . Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

Он не боится худой молвы, в своей деятельности не прислушивается к суждениям других лиц и к их порицанию. Руководством его жизни служит не отзыв людей, а вечный и неизменный закон Господа, который и неизменяем-то за свою непогрешимость и непреложную высоту, тогда как вкусы и потребности людей, а отсюда и их отзывы, не отличаются постоянством и устойчивостью.

Пс.111:8 . Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Вера в Господа и сознание правоты своей делает его храбрым и не боящимся происков врагов. Он верит, что Господь его защитит.

Пс.111:9 . Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

«Он расточил» – обильно помогал всем нуждающимся. – «Рог его вознесется» – его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена.

Пс.111:10 . Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

«Желание нечестивых погибнет» – стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся.

Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе.

Псалом 111

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

111:1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его .
О счастливом (блаженном) человеке много разных представлений. Но Бог знает, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто крепко держится за исполнение заповедей Бога и не желает нарушать их.
Понимание того, что Бог радуется успешному преодолению трудностей, связанных с противостоянием греху – делает человека счастливым, как и осознание того, что он способен при помощи Божьей победить грех.

111:2,3 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
На земле будет жить только род таких счастливых, кто смог противостать греху и победил его с Божьей помощью. Потому и сказано о роде таких счастливчиков, что:
3 обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек .

111:4 Во тьме восходит свет правым.
Тьма – обычная метафора тяжких, смутных времен. Так вот, даже в тяжкие и смутные времена Бог не оставляет правых Своих (живущих по принципам Его) – в неведении о том, как жить и к чему стремиться, просвещая их Своими знаниями пути жизни во всякое время.

благ он и милосерд и праведен .
Человек Божий отражает в себе качества Бога

111:5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде .
Божьего человека можно узнать по его добрым поступкам: не спешит такой осудить и обвинить даже провинившегося, его милость превосходит обвинение, он даёт взаймы не только в буквальном смысле в отношении денег, но и в отношении шанса исправиться, не торопясь выносить суд без милости.
Такой человек способен обосновать уверенно все свои решения – на суде Божьем.

111:6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
Бога для вечности в Его мироздании интересуют только праведники. Остальные Его не интересуют.

111:7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Праведному не страшны ни плохие вести о предстоящих несчастиях, ни клевета на него, ибо он знает, что Господь – опора его и защита: сердце его твердо, уповая на Господа.

111:8 Утверждено сердце его.
Сердце праведного уверено в Господе и утверждено в желании жить по истине Божьей, в нём нет сомнений и терзаний в том, как ему поступать: всегда и во всём – так, как угодно Богу.

он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
Если помощник – Бог, то что могут сделать враги – человеки?

111:9 Он расточил, роздал нищим.
Этот текст апостол Павел цитирует в 2 Кор. 9:9 и 8:9, призывая членов коринфской общины быть щедрыми по примеру Бога и Христа Его, которые не поскупились для человечества и отдали самое дорогое, что было у каждого из них.

правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе
Здесь речь об Иисусе Христе – высшем примере щедрости: он отдал свою жизнь на благо человечества и так исполнил правду Божью о нём (предсказания). Потому и возвысится владычество его (рог) вовеки.

Псалом 111 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 111

Толкование Псалма 111

А. Благословен тот, кто боится Господа (41:1)

Пс. 111:1. Чувствуется, что этот стих как бы вытекает из стиха, завершающего предыдущий псалом. “Начало мудрости – страх Господень” (Пс. 110:10) – Блажен (т. е. счастлив и благословен) муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (стих 1).

Б. Благословения ожидают праведного (111:2-9)

Пс. 111:2-9. Благословения эти многочисленны, и среди них – утверждение на земле и процветание не только его самого, но и потомства его (стихи 2-3). Правда в стихе 3 употреблена в значении праведности и либо а том смысле, что награды за нее не оскудевают и распространяются и на семя праведника, либо в том, что праведность награждена будет и в вечности.

Стих 4 прозвучит понятнее, если начать его с “И”: “И во тьме восходит свет правым”. Подразумевается, что и среди всеобщего бедствия подается праведным помощь свыше, либо что они сохраняют способность “видеть свет” и тогда, когда все вокруг помрачено невежеством, заблуждениями, несчастиями. Вторая часть стих 4 имеет и другое прочтение: “Потому что благ и милосерд, и праведен Господь”. Во второй части стих 5 речь о том, что, выступая на суде… добрый человек свидетельствует лишь правдиво и искренне.

Именно в праведности своей не поколеблется таковой во век и потому память о нем сохранится надолго (стих 6). Ему не страшна людская недобрая молва, ибо в сердце своем он твердо уповает на Господа (стих 7). По той же причине не убоится… он и врагов своих (стих 8). Он расточил в стихе 9 – в значении “щедро раздал” (то, что имел); раздал людям нуждавшимся. Рог (там же) – символ силы; здесь речь о силе нравственного и духовного величия праведного, который будет вознагражден (рог его вознесется во славе).

В. О реакции нечестивого (111:10)

Пс. 111:10. Видя, как благословляется праведник, нечестивый станет исходить от досады, зависти и злобы. Желание нечестивых повредить тем, кого благословляет Господь, – неосуществимо.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 111

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

Об обетовании блаженства боящимся Господа Бога.

Блажен муж бояйся Господа,
В заповедех Его восхощет зело.

Сильно на земли будет семя его,
Род правых благословится:
Слава и богатство в дому его,
И правда его пребывает в век века.

Возсия во тьме свет правым:
Милостив и щедр и праведен.

Благ муж щедря и дая,
Устроит словеса своя на суде,
Яко в век не подвижится.

В память вечную будет праведник.
От слуха зла не убоится.

Готово сердце его уповати на Господа:
Утвердися сердце его, не убоится,
Дондеже воззрит на враги своя.

Расточи, даде убогим:
Правда его пребывает во век века:
Рог его вознесется в славе.

Грешник узрит и прогневается,
Зубы своими поскрежещет и растает:
Желание грешника погибнет.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

Об обетовании блаженства боящимся Господа Бога.

Блажен муж, боящийся Господа
И крепко любящий заповеди Его.

Сильно будет на земле семя его;
Род правых благословится.
Обилие и богатство в доме его,
И правда его пребывает вовек.

Во тьме восходит свет правым;
Благ он и милосерд и праведен.

Добрый человек милует
И взаймы даёт;
Он даст твёрдость словам своим на суде.

Он вовек не поколеблется;
В вечной памяти будет праведник.

Не убоится худой молвы:
Сердце его твердо, уповая на Господа.

Утверждено сердце его:
Он не убоится,
Когда посмотрит на врагов своих.

Он расточил, роздал нищим;
Правда его пребывает во веки;
Рог его вознесётся во славе.

Нечестивый увидит это и будет досадовать,
Заскрежещет зубами своими и истает.
Желание нечестивых погибнет.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):

Понедельник ( по светскому стилю – в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Толкование книг Ветхого Завета. Псалтирь

Этот псалом, как и предыдущий, составлен в алфавитном порядке и, подобно ему же, озаглавлен “Аллилуйя”, хотя рассматривает вопрос о блаженстве святых, так как это возвеличивает славу Бога, и мы должны благодарить за все, что доставляет нам наслаждение. Он представляет собой комментарий к последнему стиху предыдущего псалма и демонстрирует, насколько мудро бояться Бога и исполнять Его заповеди. В этом псалме нам представлен

(I) характер праведных (ст.1).

(II) Блаженство праведных.

(1) Блаженство по праву передается их потомству (ст.2).

(2) Блаженство, дарованное им самим:

[1] процветание внутреннее и внешнее (ст.3);

[4] стабильность (ст.6-8);

(III) Бедственное положение нечестивых (ст.10). Нам четко представлено добро и зло, блаженство и проклятие. Воспевая этот псалом, мы должны не только учиться, назидать самих себя и друг друга, чтобы соответствовать приведенным характеристикам счастливого человека, но утешать и ободрять себя и друг друга привилегиями и утешениями, хранящимися для святых.

Псалмопевец начинает псалом с призыва к нам прославить Бога, но сразу же направляет себя, чтобы прославить народ Божий, ибо если какая-то слава и пребывает на них, то она приходит от Бога и Ему же должна возвратиться, так как Он является их хвалой и они принадлежат Ему. У нас есть основание прославить Бога за то, что в этом мире есть народ, который боится Его и служит Ему; за то, что он является счастливым народом, так как все это имеет лишь благодаря благодати Божьей. В этих стихах нам представлено:

I. Описание тех, кто здесь провозглашается блаженным и кому принадлежат эти обетования.

1. Они движимы благочестивыми и благоговейными чувствами. Привилегии Божьих подданных имеют не те, кто взывает: “Господи, Господи”, а кто с радостью подчиняется Его правлению.

(1) Это те, которые в благоговении стоят перед Богом и испытывают постоянное почтение к Его величию и уважение к Его воле. Счастливый человек, который боится Господа (ст.1).

(2) Это те, которые получают удовольствие, исполняя свой долг. Тот, кто боится Господа как Отца и относится к Нему как ребенок, а не раб, тот крепко любит заповеди Его. Они нравятся ему своей справедливостью и милостью, они записаны в его сердце; он сам выбрал и покорился им и называет их легким и приятным ярмом. Ему нравится исследовать и общаться с Божьими заповедями, читая, слушая и размышляя о них (Пс.1:2). Он радуется не только Божьим обетованиям, но и Его заповедям, и считает себя счастливым, находясь под Божьим правлением и испытывая Его благоволение. Ему нравится следовать путем своего долга, и он находится на своем месте, служа Богу. Это ему нравится больше всего, больше всех других занятий и наслаждений этого мира. Все, что он совершает в религии, исходит из твердых моральных норм, так как в религии он видит дружелюбие и выгоду.

2. Они честны и искренни в своем исповедании и намерениях. Таких называют правыми (ст.2,4), так как они действительно такие хорошие, какими кажутся, и поступают верно по отношению к Богу и к человеку. Без искренности нет истинной религии; это евангельское совершенство.

3. Они справедливы и добры во взаимоотношениях с другими: “…благ он и милосерд и праведен (ст.4), не осмеливается причинить зло человеку, а старается сделать добро каждому, насколько это в его силах, и делает это из сострадания и милости”. В предыдущем псалме говорилось о том, что Бог милостив и щедр (ст.4), а в этом – что благочестивый человек такой же, так как в этом мы должны подражать Богу, как чада возлюбленные. Будьте милостивы, как Он. Он милосерд, но в то же время праведен; его благотворительность – это то, чего он честно достиг. Бог ненавидит грабеж ради жертвоприношения – так и благочестивый. Один из примеров, демонстрирующих его благотворительность (ст.5): “Добрый человек милует и взаймы дает”. Иногда человек много жертвует и много дает взаймы, а это обязывает берущего взаймы много трудиться и быть честным. Он милует и взаймы дает (Пс.36:26); он делает это из правильного принципа, а не как ростовщик, дающий взаймы, чтобы нажиться; он дает не столько из щедрости, сколько из благотворительности. Он делает это правильно: охотно, с удовольствием и радостным лицом.

II. Тот, кто соответствует этим характеристикам, наследует блаженство. Блажен, абсолютно блажен муж, боящийся Господа. Чтобы ни говорили о таком человеке люди, Бог говорит, что он блажен, а Его слова делают его таковым.

1. Потомки благочестивого человека будут преуспевать благодаря его благочестию (ст.2): “Сильно будет на земле семя его”. Возможно, сам он не будет великим в этом мире и не займет такого положения, как его потомки после него благодаря ему. Многие семьи поднялись благодаря религии; если они не продвинулись далеко в своем положении, то, по крайней мере, утвердились. Когда благочестивые люди счастливы на небесах, то их потомки, возможно, почитаемы здесь, на земле, и признают, что имеют уважение благодаря благословению, исходящему от них. Род правых благословится. Если потомки будут идти их путями, то будут еще больше благословлены благодаря родству с ними – возлюбленные Божии ради отцов (Рим.11:28), – ибо завет звучит так: “Я буду Богом твоим и потомков твоих, в то время как во веки не помянется племя злодеев”. Пусть дети благочестивых родителей оценивают себя согласно этому обетованию и остерегаются совершить то, что могло бы лишить его прав, принадлежащих поколению праведных.

2. Они будут процветать в этом мире и в особенности их души (ст.3).

(1) Они будут благословлены внешним процветанием в той степени, насколько это будет полезно для них. Обилие и богатство в доме праведного человека: не в его сердце (так как он не принадлежит к тем, в чьем сердце царствует любовь к деньгам), возможно, не в его руке (так как он только начинает обзаводиться состоянием), а в доме его; его семья станет богатой, когда он уйдет. Но,

(2) что намного важнее, они будут благословлены духовными благословениями, которые являются истинным богатством. Его обилие и богатство будет в доме его, так как он должен оставить его другим, но правда его, благодаря которой он будет иметь утешение, пребывает вовек. Благодать лучше золота, так как она переживет его. Имея обилие и богатство, он будет придерживаться своей религии и даже во время процветания будет тверд в своей непорочности, которую многие отбрасывают, когда сияет солнце, придерживаясь во время шторма. Мирское процветание является благословением в том случае, если оно не охлаждает человека в благочестии и он продолжает придерживаться его. Если, несмотря на обилие и богатство, семья продолжает оставаться благочестивой и наследники отцовского имущества наследуют его добродетели, то несомненно такая семья является счастливой. Однако праведность благочестивого человека пребывает вовек, и венец праведности не увянет.

3. В страдании они будут иметь утешение (ст.4): “Во тьме восходит свет правым”. Эти слова подразумевают, что благочестивый человек может страдать; обетование не освобождает его от них. Благочестивые должны разделять общие трудности человеческой жизни, но даже если они оказываются во мраке, то Господь свет для них (Мих.7:8). В своих бедах они получат поддержку и утешение; их дух увидит проблески света, хотя внешние условия будут оставаться мрачными. Sat lucis intus – достаточно внутреннего света. Во время египетской тьмы у сынов Израилевых был свет в жилищах их. В должное время и, возможно, когда они меньше всего ожидают, они будут избавлены от бед своих. Когда ночь становится особенно темной, зарождается день, более того, в вечернее время, когда ожидается ночь, явится свет.

4. У них будет мудрость, чтобы управлять своими делами (ст.5). Тот, кто правильно управляет своим имуществом, благодаря Божьему провидению увеличит его – не благодаря чуду, а благодаря своей рассудительности. Он будет управлять своими делами благоразумно (ст.5, англ.пер. KJV); такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его (Ис.28:26). Частью характеристики благочестивого человека является то, что он использует благоразумие для управления своими делами; он зарабатывает и хранит, чтобы иметь возможность давать. Возможно, эти слова говорят о делах благотворительности: “Добрый человек милует и взаймы дает”. Его благоразумие проявляется тогда, когда он распределяет благотворительность так, чтобы она попала в правильное место к правильным людям в должное время и в нужном количестве. Обетование говорит, что тому, кто подобным образом пользуется рассудительностью, Бог даст еще. Тот, кто часто использует свою мудрость, видит, как она ему необходима, и просит ее у Бога, дающего всем просто (Иак.1:5). Он даст твердость словам своим на суде (написано в оригинале), так как мудрость больше всего проявляется в управлении своим языком; и блажен тот человек, которому Бог дает такую мудрость.

В этих стихах нам представлена:

I. Удовлетворенность и стабильность святых. Блаженство благочестивого заключается в том, что он вовек не поколеблется (ст.6). Сатана и его инструменты прилагают усилия, чтобы поколебать его, но его основание твердо и никогда не поколеблется, по крайней мере вовек не поколеблется. Если он и испытает потрясение на короткое время, то быстро вновь восстановится.

1. Благочестивый человек будет иметь устойчивую репутацию, а это – большое удовольствие. Благочестивый человек будет иметь доброе имя; он будет известен своими добрыми делами для Бога и среди благочестивых людей: “…в вечной памяти будет праведник” (ст.6). В этом смысле правда его (память о ней) пребывает вовек (ст.9). Есть люди, которые делают все возможное, чтобы замарать его репутацию и опозорить, но его непорочность всегда будет доказана и ее честь уцелеет. Некоторые, кто особо отличился своей праведностью, будут в вечной памяти на земле. Везде, где читается Писание, их добрые дела пребудут в памяти о них. Память о многих благочестивых людях, которые умерли и ушли, все еще благословляется, но на небесах память о них действительно будет вечной, а почести их праведности пребудут вовек в награде за нее и в венце славы неувядающем. Тот, кем на земле пренебрегали и о ком забыли, почитаем и пребывает в памяти там, а его праведность – к похвале и чести и славе (1 Пет.1:7); и затем, в будущем, рог праведника превознесется к чести, как рог единорога, когда он является завоевателем. Сейчас нечестивцы с гордостью поднимают рог свой высоко, но все роги нечестивых будут сломлены (Пс.74:6,11). Благочестивые со смирением положили рог свой в прах (Иов.16:15), но настанет день, когда рог его вознесется во славе. Особенно славе благочестивого человека будет способствовать его щедрость к бедным. Он расточил, роздал нищим. Он не позволил своей благотворительности течь по одному каналу и не направлял ее лишь к нескольким объектам, к которым испытывал особую доброту. Он расточал свое богатство, давая часть семи и даже восьми, он сеял при всех водах, и, благодаря подобной благотворительности, он укрепился; правда его пребывает во веки. Милостыни названы правдой, но не потому, что они оправдают нас, принеся искупление за наши злые дела, а потому что сами являются добрыми делами, которые мы должны совершать. Поэтому, не благотворя, мы не являемся благочестивыми и отказываем в благодеянии нуждающемуся. Слава благотворителя пребывает вовек, так как его дело вспомнится в великий день. Я был голоден, и вы дали мне есть. Для ободрения и побуждения к благотворительности цитируются эти слова (2 Кор.9:9).

2. Благочестивый человек будет иметь спокойный дух, и это несет в себе намного большее удовлетворение, чем добрая репутация, ибо тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Утверждено сердце его; что бы ни случилось, он не поколеблется ни в своем долге, ни в своем утешении, так как он не убоится – сердце его твердо (ст.7,8). Это является характеристикой и утешением благочестивого народа. Они должны прилагать усилие, чтобы мысли были сконцентрированы на Господе, и таким образом поддерживать их спокойными, беспечными и безмятежными. И Бог пообещал, что у них будет и повод, и благодать быть таковыми. Обратите внимание,

(1) народ Божий не должен бояться худой молвы и плохих новостей, так как это в их интересах. Если же они услышат их, то не должны смущаться, с ошеломлением ожидая самого худшего, а, что бы ни случилось и что бы ни угрожало, должны сказать вместе с блаженным Павлом: “Но я ни на что не взираю…” и: “Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля” (Пс.45:3).

(2) Утвержденность сердца является всемогущим средством против беспокойного страха перед худой молвой. Если мы храним свои мысли невозмутимыми и управляем ими, если наша воля покоряется святой воле Бога, если мы имеем характер спокойный, а дух – уравновешенный, несмотря на все повороты провидения, – тогда мы хорошо укреплены против смятений боязливых.

(3) Доверие Господу является наилучшим и верным путем для утверждения и укрепления сердца. Верой мы должны забрасывать якорь в обетование и слово Божье и таким образом возвращаться к нему и полагаться на него, как на свой покой. Сердце человека не может утвердиться и получить удовлетворение от чего-то другого, кроме истины Божьей, и именно в ней оно крепко укореняется.

(4) Те, чьи сердца утверждены верой, будут терпеливо уповать, пока не достигнут своей цели. Он не убоится, когда посмотрит на врагов своих, то есть когда попадет на небеса и увидит сатану и всех своих духовных врагов растоптанными под своими ногами, как Израиль видел мертвых египтян, выброшенных на морской берег. “Когда посмотрит на своих угнетателей, – как толкует это место д-р Хаммонд, – когда посмотрит смело и дерзновенно в их лица как человек, который больше не в их власти”. Это окончательно удовлетворит святых. Когда они вспомнят свои беды и преследования, то смогут сказать вместе со святым Павлом, когда он рассказывал о выпавших на его долю преследованиях: “…от всех избавил меня Господь” (2 Тим.3:11).

II. Неприятности грешников (ст.10). Их будут раздражать две вещи:

(1) блаженство праведных. Нечестивец увидит процветание и славу праведника и будет досадовать. Они будут раздражаться, видя, что подтверждена невиновность праведных и принята во внимание их бедность, видя любимцами небес тех, кого они ненавидели и презирали, чьей гибели искали и надеялись созерцать, видя, что праведные продвинулись настолько, что владычествуют над ними (Пс.48:15). Это заставит нечестивого скрежетать зубами своими, и истает. Это часто исполняется в этом мире. Блаженство святых является причиной зависти нечестивых и представляет собой гниль для костей. Но более полно это исполнится в ином мире, когда они увидят вдали Авраама и Лазаря на лоне его и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Тогда зависть заставит осужденных скрежетать зубами своими.

(2) Их личное огорчение: “Желание нечестивых погибнет”. Их желание было полностью посвящено этому миру и плоти; мир и плоть царствовали над ними, и поэтому когда они погибли, то радость покинула нечестивцев, а их ожидания, к их вечному смущению, остались неисполненными. Их надежда была похожа на паутину паука.

Источники:
http://www.molitvoslov.com/text450.htm
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/111
http://jwquestion.net/bvps_111_Psalms.htm
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/111/
http://palomnik.org/Bogoslavoslovie/Psaltir/111.html
http://www.reformed.org.ua/2/825/111/Henry
http://www.molitvoslov.com/text452.htm

Ссылка на основную публикацию