Псалом 11
Среди псалмов, написанных царем Давидом, есть песни, среди которых потрясают песни-плачи. Она из них – псалом 11, написанный юным изгнанником Давидом. Содержание поражает трагизмом и глубиной. Давид обращается к Господу с мольбой защитить его от ненависти и лживых речей, защитить тех, кто верит в Бога, от вероотступников.
Текст молитвы псалом 11
На церковнославянском языке с ударениями
Богослужение в храмах обычно проводится на церковнославянском или старославянском языке. Такое традиционное исполнение псалмов приближает молящихся к Богу:
1 В коне́ц, о осмей, псалом Давиду
2 Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный, я́ко ума́лишася и́стины от сыно́в челове́ческих.
3 Су́eтная глаго́ла ки́йждо ко и́скреннему своему́, устне́ льсти́выя в се́рдце, и в се́рдце глаго́лаша зла́я.
4 Потреби́т Госпо́дь вся устны́ льсти́выя, язы́к велере́чивый,
5 ре́кшыя: язы́к наш возвели́чим, устны́ на́ша при нас суть, кто нам Госпо́дь eсть?
6 Стра́сти ра́ди ни́щих и воздыха́ния убо́гих ныне воскресну́, глаго́лет Госпо́дь, положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем..
7 Словеса́ Госпо́дня словеса́ чи́ста, сребро́ разжже́но, искуше́но земли́, очище́но седмери́цею.
8 Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
9 Окрест нечести́вии хо́дят, по высоте́ Твое́й умно́жил eси́ сы́ны челове́чeския.
На русском языке
Не всякий раз верующий может прийти в храм, а обращение к Господу ему доступно всегда. Он может молиться в домашних условиях, то есть, келейно. Для более глубокого проникновения в суть псалма 11 и возможности донести свои слова до Бога, его можно читать на русском языке:
1 К исполнению, о дне восьмом. Псалом Давида.
2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
История написания
Исследователи считают, что текст псалма 11, полного отчаяния и мольбы, обращенной к Богу, написан во время скитаний Давида после его бегства от царя Саула. История говорит о том, что Давид попал к Саулу как слуга, который должен был ублажать слух царя песнопениями, дабы усмирить его тоску и злобу.
Однако Саул, воспринимая молодого певца псалмов, которого полюбил народ, своим соперником и претендентом на царство, неоднократно предпринимал попытки убить его. Ситуация стала настолько опасной, что Давид был вынужден бежать и скитаться. Он прятался в пустынях и пещерах, скрываясь от войск царя.
В псалме 11 Давид обращается к Господу, молит и взывает о помощи. В песне он рассказывает о тех страданиях, которые он в течение долгого времени претерпевает от нечестивцев. Те сами являются источниками распространения лживых слухов о нем и беспричинно очерняют его.
Считается, что песня написана в период крайнего отчаяния и высочайших страданий. В нескольких стихах он передает весь ужас происходящего, когда преследуются и изгоняются невиновные, а нравственные устои народа пошатнулись! Если читать псалом 11 на русском языке, который более понятен и близок современному верующему, можно понять глубину трагедии безвинно страдающего человека.
Для чего читается псалом 11?
Чтобы понять, для чего читают псалом 11, нужно ознакомиться с его содержанием. Когда отчаяние одолевает человека, кажется, что силы на исходе, а сложившиеся жизненные обстоятельства кажутся неразрешимыми, нужно обратиться с мольбой к Господу, читая строки молитвы.
При келейном чтении в домашних условиях нужно молиться в помещении без присутствия других людей, освободившись от повседневных мыслей. Моление происходит перед иконой с изображением лика Иисуса Христа. Хорошо, если перед ним горит лампадка.
Читать псалом 11 нужно тихо и спокойно, без надрыва, вникая в каждое слово, пропуская его через сердце.
Псалмы – очень сильные молитвы. Но не стоит думать, что все проблемы будут решены за один раз и свершится чудо. Господь услышит просьбы и мольбы и исполнит их в предназначенное время.
Толкование
Песнь несет большую смысловую нагрузку, рассказывая о страданиях от лжи и ненависти окружающих. Обращение к Господу с мольбой – возможность обрести силы и найти защиту Божью Толкование раскрывает глубокий смысл 11 псалма.
- Стихи 1-2: в них рассказывается об обстановке, в которой пришлось находиться Давиду. Он постоянно сталкивался с несправедливостью, исходящей не только от приближенных Саула, но и обычных людей. Не найдя среди них ни одного праведного и ослабев от постоянного преследования, Давид обратил свои мольбы к Господу.
- Стихи 3-5: рассказ о тех, кто окружал певца. Судьба его им безразлична, а тяжелое положение и отсутствие сочувствия окружающих угнетают Давида. Ему тяжело жить среди тех, кто желает ему смерти, лжет и притворяется. При этом в них звучит надежда, что Господь накажет тех, кто говорит высокомерным лживым языком и станет защитой оскорбленных и безвинно преследуемых.
- Стихи 6-9: это – прямое обращение к Господу за защитой и спасением. Давид верит, что только Бог – милость и защита любому человеку праведному. Вера в Божью защиту помогает пережить трудности, веря в спасение и милость Господню. Певец просит Господа дать силы, чтобы преодолеть козни неправедных.
Давид в своей молитве дает понять верующим, что в любых, самых тяжелых ситуациях, и даже при угрозе жизни Бог обязательно защитит верующего.
В чем помогает и что означает псалом 11 пророка Давида
История написания
В большинстве случаев авторство и дата написания благочестивых гимнов из библейской книги Псалтырь не установлены. Однако многие искусствоведы склоняются к единому мнению, что большая часть произведений принадлежит руке пророка Давида.
Из 150 благочестивых гимнов, представленных в библейской книге, часть была написана в особо сложный для Давида период. Так, псалом 11, который относится ко второй кафизме, переполнен страданиями, тягостными и мучительными размышлениями. Автор описывает свои переживания и душевные терзания, вызванные нечестивыми слухами и клеветой окружающих. Распространяющаяся ложь порой исходит от самых близких и родных людей.
Бытует мнение, что псалмы 11, 12 и 13 были написаны в период бегства преподобного от царя Саула. Скрываясь от неоправданного гнева владыки, пророк приходит к Самуилу в Раму, где и обретает убежище. Открытое преследование, продолжительные гонения и притеснения, распространяющаяся клевета и ложные обвинения омрачают мысли Давида. Поэтому написанные в то время песни наполнены печалью и страданиями.
Видео «Чтение псалма 11»
В этом видеоролике представлена аудиозапись молитвенного обращения к Создателю.
Богослужебное значение
Раньше торжественные гимны, олицетворяющие отношения Бога и людей, могли читать только священнослужители. Используемые в библейской книге Псалтырь благочестивые гимны произносились нараспев под музыкальное сопровождение. Так, во время вечернего молитвенного правила зачитывают сначала 103 псалом, а затем читают кафизму 1. На следующий день молитвенное правило начинают с исполнения кафизмы 2, в состав которой входит псалом 11.
Для удобства богослужений произведения из книги Псалтырь разделили на 20 частей. Каждая кафизма состоит из нескольких псалмов – до 9 штук. Священнослужители читают благочестивые гимны на церковнославянском языке.
Тематика и толкование 11 псалма
Псалом 11 посвящен предательству, клевете и нечестию. Вынужденный бежать из родного края пророк обращается к Создателю с просьбами о справедливом суде.
В первых стихах рассказывается о гонениях и враждебности большей части местного населения. Устав от лжи и преследований, Давид убежден, что в мире «нет праведного ни одного».
В следующих стихах ведется повествование об отсутствии сочувствия в человеческих сердцах. Каждый готов предать или пожелать смерти ближнему своему. В последних стихах псалмопевец уповает на милость Божью и покровительство.
Как и когда читать
Читать Псалтырь можно дома, уединившись в комнате и отстранившись от мыслей бренных. Слова благочестивого гимна учат наизусть. Пред святым ликом Иисуса Христа зажигают свечу либо лампадку.
Речь должна быть тихой и спокойной, каждое произносимое слово идет не из головы, а из сердца.
Сначала произносят молитвенные речи, которые начинаются молитвами «Отче наш», Святому Духу и Пресвятой Троице. По окончании ритуала произносят хвалебные и благодарственные слова.
Текст псалма 11 на русском языке
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Псалмы относят к очень сильным молитвам. Но ожидать моментального свершения чуда не стоит. Господь Бог услышит просящего и исполнит его просьбы в отведенное на то время, поэтому молиться нужно ежедневно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом 11 — текст на русском, для чего читают, толкование
Каждый верующий, который присутствовал хотя бы одной службе, слышал тексты псалмов. Они очень широко используются в православных богослужениях. Псалтирь — библейская книга благочестивых гимнов. Всего их 150 штук, каждый является законченным произведением (хотя некоторые объединяет общая тема). Псалом 11 входит во вторую кафизму. Он написан царем Давидом в сложные для него времена. Довольно краткий по объему, при этом имеет глубокий смысл.
Псалом 11 — текст на русском языке
В конец, о осмей, псалом Давиду | К исполнению, о дне восьмом. Псалом Давида. |
1 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. | 1 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо умалилась истина у сынов человеческих. |
2 Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. | 2 Суетное сказал каждый ближнему своему, коварны уста в их сердце, и в сердце сказали злое. |
3 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, | 3 Истребит Господь все уста коварные, язык высокомерный, |
4 рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть, кто нам Господь eсть? | 4 тех, кто сказали: «Язык наш возвеличим, уста наши с нами, кто нам господин?» |
5 Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. | 5 «Ради бедствия нищих и от стенания бедных ныне восстану, – говорит Господь, – явлю в Себе спасение, ясно возвещу о нём!» |
6 Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. | 6 Слова Господа – слова чистые, серебро, раскалённое огнём, испытанное в горниле земли, очищенное семикратно. |
7 Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. | 7 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. |
8 Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския. | 8 Вокруг нечестивые ходят; по высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих. |
Богослужебное применение 11 псалма
Торжественные гимны, посвященные отношениям Бога и человека имеют большое значение не только в христианстве, но и в иудаизме. Многие склонны забывать, что в оригинале они были написаны не на греческом (с него делался перевод славянской Библии), а на еврейском языке. У иудеев принята несколько иная нумерация, чем в греческом и русском варианте.
Среди знаменитых Кумранских рукописей 39 свитков являются выдержками из Псалтири. Ежедневно правоверные иудеи прочитывают определенное количество псалмов, используют тексты на молитвенных собраниях в синагогах. В древности гимны исполнялись только священниками — левитами, происходило это под музыкальное сопровождение (собственно, псалтирь не что иное, как струнный инструмент наподобие гуслей). Чтение псалмов входит и в богослужения византийского обряда:
- Вечерня — начинается 103 псалмом, затем читается 1-я кафизма (в том числе 11 псалом). На следующем богослужении звучит уже следующая кафизма, и так со временем прочитываются все стихи Соломона.
- На утрени звучат покаянные строки из библейской книги, называемые в просторечии Шестопсалмием. Далее следуют две или три кафизмы в зависимости от церковного года.
- Часы, повечерие, полунощница почти полностью состоят из поэтических гимнов.
Для удобства богослужебного использования в православной церкви вся книга поделена на 20 частей (кафизм), каждая из которых в свою очередь содержит 3 части (статии, или славы). В одну кафизму входит до 9 псалмов. В частой молитвенной жизни верующие используют псалом 11 как на церковнославянском, так и на русском языке. Это зачастую облегчает понимание, без которого невозможно полноценно молиться.
Механическое повторение текста не приносит пользы человеку. Чтобы глубже понять содержание, следует обратить внимание на обстоятельства, в которых был написан данный псалом.
Тематика 11 псалма
Противостояние Давида и Саула — известный сюжет священной истории. Господь, сначала избравший Саула своим помазанником, позже отвернулся от него. Был найден новый царь в лице скромного и доброго молодого пастуха. Добродетели, сила и близость к Богу снискали ему в народе такую популярность, которой не имел Саул. Он очень завидосвал и однажды, во время мирной трапезы, бросил в юношу копью, при всех покусившись на его жизнь.
После такого поступка Давиду не оставалось ничего иного, как бежать. Он вынужден был скрываться от преследователя, пока тот не погиб во время битвы. При этом Давид неоднократно предпринимал попытки к примирению с Саулом, ведь он был женат на его дочери. Несколько раз он даже имел возможность физически уничтожить своего оппонента, но не стал этого делать, поскольку свято чтил Божии заветы.
Итак, будучи гоним собственным родственником и бывшим другом, в 11 псалме Давид обращается к своему Создателю:
- Враги давно преследуют его, что гнетет юношу, ведь он не сделал ничего плохого. Они не просто жаждут его физической смерти, но также распространяют по всей стране клевету. Поэтому будущий царь сетует на то, что на земле больше нет справедливости, процветает ложь и нечестие.
- Тематика продолжается в следующих двух главах священной книги. Видя неправедные поступки, которые творят люди, Давид вполне осознает и свою духовную нищету перед Всевышним. Конечно, здесь выражается прошение и надежда.
- Псалмопевец взывает о помощи к Творцу, как единственному, кто способен на справедливый суд.
Выражается твердая вера в то, что бог не даст победить нечестивцам, он обязательно заступится за праведника. Ведь на слово Божие всегда можно положиться безусловно, оно не теряет своей актуальности несмотря на все козни врагов, даже если они на некоторое время оказались в выигрышной позиции.
- Псалом 34 — текст на русском;
- Смотрите тут псалом 118 на русском;
- Псалом 37 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-37/.
Богословское значение псалма
Толкования на 11 псалом писали многие — святой Иоанн Златоуст, преподобный Феофилакт Болгарский, профессор Александр Лопухин. Для изучения подойдет любое, в каждом можно открыть для себя что-то новое. Чтение духовной литературы помогает глубже понять и осмыслить великие строки. А это, в свою очередь, позволяет верующим сделать общение с Богом более осмысленным, глубоким.
Первую строфу занимает надпись, в которой указывается авторство, а также способ исполнения (на восьмиструнном инструменте, в данном случае). И со второго стиха начинается собственно молитва изгнанника. Там будущий глава иудейского народа сетует на то, что посреди сынов человеческих стало трудно найти такого, кто исполнял бы Божии заветы, то есть являлся праведником.
Особенной заслугой людей благочестивых становится тот факт, что внешняя среда не заставляет их идти против заповедей. Ведь влияние окружающих может быть очень сильным. Многие просто не выдерживают их давления, сдаются под градом насмешек и непонимания. В такой ситуации Давид не опускает руки, а прибегает к Богу с просьбой о помощи. Создателя он просит протянуть руку, чтобы стало легче идти против течения.
Зло поселилось глубоко в человеческих сердцах, как свидетельствует следующий стих. Об этом автор судит по тому, что каждый говорит другому злые, пустые или лживые слова. При этом Давид не желает им зла, но только истребления «уст льстивых».
Далее приводится самонадеянное заявление неверующих о том, что Господь им вовсе не нужен. Все же царь желает, чтобы грешники остались живы, но были истреблены их недостатки:
Все эти качества неприемлемы для верующего, который должен изначально смириться перед Творцом, признать перед Ним свое бессилие, вручить свою жизнь в Его десницу. Господь дает обещание — защитить тех, кто терпит притеснения несправедливо. Пророк сравнивает слово Небесного Владыки с очищенным серебром: оно драгоценно, твердо и нерушимо. Вот почему даже будучи гоним, он не теряет надежду на помощь.
Чтение 11 псалма поможет взрастить веру в благость Божию, ощутить себя более уверенно, если жизненные обстоятельства складываются не очень благоприятным образом. Храни вас Господь.
Псалом Давида 11
Особенно отчаянные псалмы были написаны Давидом во время его бегства от Саула, когда тот яростно искал своего слугу для того, чтобы убить его. Именно этот временной отрезок породил целый ряд отчаянных песен, которые слагал Давид в пустыне и пещерах, где прятался от войска царя. Псалом 11 и сегодня может помочь читателю осознать, какой ужас и отчаяние испытывал молодой человек, прячась от могущественного царя Израиля, который искал убить его.
История написания
Псалмы с 11 по 13 написаны Давидом во время самого отчаянного момента его бегства от Саула. Это подтверждают описания тяжести испытаний в тексте. Автор пишет о своих страданиях, которые он переживает от нечестивцев, причем указано, что это происходит уже какое-то продолжительное время. Кроме того, автор описывает и то, что те самые нечестивцы распространяют про него ложные слухи, которые очерняют его безвинно.
Текст, по всей видимости, был написан после продолжительного бегства от Саула, когда нервы у Давида были порядком потрепаны и он уже отчаялся найти спасение. Он страдает от незаслуженных притеснений и клеветы, вынужден постоянно скрываться, опасаясь за свою жизнь. Автор сокрушается о том, что на земле преобладают нечестивцы, а праведники должны страдать. Это может свидетельствовать о том, что помимо Саула против него были настроены еще многие люди.
Другие псалмы Давида:
О том, что текст был написан в период гонений именно от Саула, а не от Авессалома говорит ряд характерных признаков для текстов помазанника Божьего в целом для того периода:
- продолжительность гонений;
- открытое преследование;
- общий упадок нравственной чистоты среди народа.
Во время восстания Авессалома Давид долго не знал об этом — бунт готовился тайно. Когда же сын открыто выступил против отца, его перевес над ним был недолгим, Авессалом погиб почти в самом начале сражения.
Толкование псалма
В самом тексте псалма Давид взывает к своему единственному и постоянному Защитнику и Утешителю — Господу Богу. Он молит о спасении в каждом стихе псалма:
- Стихи 1-2 говорят о том, что во время гонения Саула к Давиду враждебно относилась большая часть народа — все высшие сановники, приближенные к царю и просто рядовые граждане. Среди них были только «неправедные», т.е. незаслуженные и враждебные настроения относительно Давида. Воин ослабел от постоянного и повсеместного преследования «нет праведного ни одного».
- В 3-5 стихах автор рассказывает, что еще не встречал к себе сочувствия или не принимал помощь — всем безразлична его судьба, либо люди желают ему смерти. Вокруг него все притворяются или спешат доложить царю о его местопребывания. Для приближенных к царю Давид был также опасен, ведь он был крайне популярен среди простого народа, а это могло повлечь бунт, восстание и свержение полностью двора Саула. Поэтому все чиновники стремились помочь нынешнему царю уничтожить соперника, при этом ощущая свою безнаказанность.
Правила чтения
Зачем читать 11 псалом? Данный текст обладает удивительным свойством, впрочем, как и любой текст из Священного Писания, он положительно сказывается на укреплении веры человека и его духа.
Читайте также похожие статьи:
Христианин должен регулярно участвовать в чтениях текста на церковнославянском языке во время богослужений:
Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Потребит Господь вся устне льстивыя, язык велеречивый. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть? Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.
Это поможет ему ощутить единение со всей Церковью Христовой, а также со своей общиной. Кроме того, регулярные домашние чтения на русском языке поспособствуют укреплению веры в благость Божию, даже во время самых тяжелых обстоятельств жизни:
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Пс.11–13 написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула.
Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми лживыми (2–3). Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить (4–6). Обетование Бога о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное серебро, и оно действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес (7–9).
Пс.11:2 . Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
«Не стало праведного» можно понимать не только в смысле указания, что во время Сауловых гонений преобладающим и деятельным настроением как народа, так и высших сановников, приближенных к этому царю, было «неправедное» , незаслуженное и враждебное отношение к Давиду, но и как указание Давида на свою слабость, свою усталость от непрерывных гонений. Не стало праведного – не хватает у него силы (в Вульгате – Sanctus detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от них, он ослабел от преследований.
Пс.11:3 . Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
Как преследуемый царем, Давид нигде не мог встретить искреннего к себе сочувствия и открытой помощи. Последняя неминуемо навлекла бы гнев на такого человека со стороны царя. Давид не мог ни на кого положиться из опасения быть выданным, в отношениях к себе он видел только притворство и ложь.
Пс.11:5 . тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
Господь накажет тех, кто говорит: «языком нашим пересилим, . кто нам господин?» Враждебное отношение Саула к Давиду поддерживалось клеветами на последнего со стороны придворных льстецов, для которых личность Давида, создавшего себе популярность среди простого народа, была опасной по возможному для него возвышению над ними, поэтому они лгали на Давида пред Саулом, возводили на него всякие обвинения, уверенные в своей безнаказанности – кто мог обличить их? ( «Кто нам господин» ).
Пс.11:6 . Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
Пс.11:7 . Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
Пс.11:8 . Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
Но чего не могут сделать люди, совершит Господь, который говорит, что Он “восстан ет на защиту» обижаемых и гонимых праведников. Это обетование Божие так же непогрешимо и ценно, как серебро разженное, очищенное от лигатуры. На этой чистоте и непреложности Божественного обетования основывается уверенность, что Господь всегда, значит и при настоящих гонениях, сохранит праведника.
Пс.11:9 . Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Эта вера в Бога поддерживает Давида среди условий, благоприятствующих распространению развращения: так как возвысились, получили почет в обществе люди, нравственно ничтожные (разумеются клеветники, приближенные к Саулу), то нечестивые по всей стране главенствуют ( «повсюду ходят» ).
Псалтирь | псалом 11
Предполагается, что Давид написал этот псалом во времена правления Саула, когда наблюдалось всеобщее угасание честности и благочестия как при царском дворе, так и во всей стране, о чем здесь он жалуется Богу с большими чувствами, ибо сам страдал от предательства своих лживых друзей и оскорблений своих вечных врагов.
(I) Он молит Бога о помощи, так как нет человека, которому он осмелился бы довериться (ст. 2,3).
(II) Он предсказывает гибель своих гордых и грозных врагов (ст. 4,5).
(III) Он убеждает себя и других в том, что как бы плохо ни обстояли дела сейчас (ст. 9), Бог защитит и сохранит для Себя Свой собственный народ (ст. 6,8) и, безусловно, исполнит для них Свои обетования (ст. 7). Был ли этот псалом написан во время правления Саула или нет, несомненно одно – это было плохое правление; и, возможно, Давид духом предвидел, что некоторые из его преемников приведут государство к такому состоянию, которое здесь описывается, и сохранил этот псалом для использования в Церкви в то время. «O tempora, o mores! – О времена, о нравы!»
Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
Стихи 2-9. Этот псалом оснащает нас хорошими мыслями для плохих времен: когда благоразумный будет молчать (Ам 5:13), потому что тогда человек может стать обидчиком, произнеся одно слово. В то же время мы можем утешиться подобными подходящими размышлениями и молитвами, которые здесь готовые лежат у нас под рукой.
I. Давайте посмотрим, что делает времена тяжелыми и когда их можно охарактеризовать такими. Спросите сынов этого мира, что, по их мнению, делает времена тяжкими, и они ответят вам: «Нехватка денег, угасание торговли, разорение в результате войн – все это делает времена плохими». Но Писание определяет трудность времен причинами другого свойства: «Наступят времена тяжкие» (2Тим 3:1), ибо беззаконие будет преобладать, и именно на это жалуется Давид.
1. Когда наблюдается общее угасание благочестия и честности среди людей, тогда наступает действительно трудное время (ст. 2): «…Ибо не стало праведного, ибо нет верных…» Обратите внимание, что здесь обе эти характеристики поставлены вместе: праведный и верный. Как без честности нет истинного благоразумия, так и истинного благочестия. Благочестивые люди – верные люди, стойкие люди, как иногда их называют; их слово такое же твердое, как клятва, такое же связывающее, как и их узы; их совесть поступает справедливо и перед Богом и перед человеком. Но в этих стихах говорится, что не стало праведного и нет верных; они либо умерли, либо в изгнании. Тот, кто был праведным и верным, изгнан, а оставшиеся ужасно деградировали и не были такими, как должны; и поэтому почти невозможно было встретить благочестивых израильтян. Возможно, Давид имел в виду, что среди придворных Саула не было праведных и верных людей. Но если он считал, что в Израиле почти не осталось таковых, то мы надеемся, что он совершил ту же ошибку, что и Илия, подумав, что остался один, в то время как Бог имел 711 сохранивших свою чистоту (Рим 11:3). Или он думал, что их осталось немного – в то время наблюдалось общее угасание религии и благочестия (а времена являются очень плохими, когда это происходит) и невозможно было найти человека, соблюдающего правду (Иер 5:1).
2. Когда лицемерие и ложь поглощают и искажают весь образ жизни, тогда наступают очень плохие времена (ст. 3). Тогда люди развращаются до такой степени, что не осознают, когда лгут, становятся такими злобными, что замышляют наихудшее зло против своих соседей; и в то же время такими подлыми, что скрывают свои планы под самым благовидным и правдоподобным притворством, называясь их друзьями. Таким образом ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Они поцелуют, а потом убьют (как Иоав по отношению к Авениру и Амесай во времена Давида);
они будут улыбаться вам в лицо и перерезать глотку. Это абсолютно соответствует образу дьявола – злобные заговоры и ложь. Безусловно, настают трудные времена, когда невозможно встретить искренность, когда честный человек не знает, кому верить и на кого полагаться, он не осмеливается довериться другу или советчику (Мих 7:5,6; Иер 9:4,5). Горе тем, кто прилагает усилия, чтобы сделать времена трудными.
3. Когда враги Бога, религии и верующих становятся безрассудными, дерзкими и угрожают гибелью всему, что справедливо и священно, когда гордые грешники достигают такого уровня порочности, что говорят: «Языком нашим пересилим, выступая против добродетели; уста наши с нами, и мы можем говорить все, что захотим; кто нам господин, чтобы ограничивать нас и призывать к ответу?» (ст. 5) – тогда наступают очень плохие времена.. Это свидетельствует (1) о том, что гордецы обманываются относительно самих себя и полагаются на себя, словно они достигли этого благодаря тому, что съели запретный плод и теперь стали, как боги, – независимыми, самодостаточными, безошибочными в своих знаниях добра и зла и поэтому вполне пригодны, чтобы быть пророками, неодолимыми по своей силе, законодателями, которые пересиливают своими языками и, подобно самому Господу, могут сказать слово – и все свершится.
(2) О высокомерном презрении ко владычеству Бога, словно Ему ничего не принадлежит. «Уста наши с нами» – несправедливая претензия, ибо кто сотворил уста человека, в чьих руках его дыхание и кому принадлежит воздух, которым он дышит? Они говорят, словно у Бога нет власти ни повелевать им, ни судить их: «Кто нам господин?» Они похожи на фараона (Ис 5:1);
их поведение в той же мере абсурдно и неразумно, ибо Тот, в Котором мы живем, движемся и Кому мы принадлежим, безусловно должен называться нашим Господом.
4. Когда бедных и нищих угнетают и оскорбляют, когда к ним высокомерно относятся, тогда наступают трудные времена. Здесь подразумевается время (ст. 6), когда сам Бог обращает внимание на страдания нищих и воздыхания бедных; их притесняют, потому что они бедны, и всякое зло им совершается на том основании, что они не в состоянии отстоять себя. Будучи притесняемы подобным образом, они не осмеливаются говорить в свою защиту, чтобы им не стало еще хуже; и поэтому вздыхают и тайно оплакивают свои бедствия, изливая свои души в воздыханиях перед Богом. Если от своего имени они будут говорить с угнетателями, то те над ними лишь посмеются, не замечая собственного греха, бедственности нищих и не откладывая это в своем сердце (Пс 9:26).
5. Когда нечестие процветает и проходит с гордо поднятой головой под защитой государственных властей, тогда наступают трудные времена (ст. 9). Когда ничтожные из сынов человеческих возвысились, когда им отдана власть и суд (и они, вместо того чтобы приводить в исполнение закон, направленный против порока и несправедливости и наказывать нечестивцев по их заслугам, покровительствуют и защищают их, сочувствуя и оказывая моральную поддержку их репутации собственным примером), тогда нечестивцы ходят повсюду. Они толпятся во всех местах, рыщут в поисках как бы обмануть, совратить и погубить других. Они не боятся и не стыдятся раскрывать себя; они возвещают о своем грехе, как Содом, и некому проверить или проконтролировать их. Плохие люди – подлые люди, они самые отвратительные из всех, и они становятся такими, потому что так высоко превозносятся в этом мире. Писание называет Антиоха Великого презреннейшим человеком (Дан 11:21). Но очень плохо для царства, когда в нем преобладают подобные люди; тогда не стоит удивляться, что порочность становится дерзкой и высокомерной. Когда нечестивцы царствуют, народ скорбит.
II. Теперь давайте посмотрим, какие добрые мысли этот псалом предлагает нам для подобных трудных времен, ибо не знаем, до какого часа мы можем быть сохранены. Когда настают трудные времена, стоит подумать, что 1. Мы имеем Бога, к которому можем прийти, обратиться и получить компенсацию за все наши несчастья. Именно подобной мыслью начинается этот псалом: «Спаси, Господи; ибо не стало праведного. Всякая другая помощь и помощники потерпели неудачу; даже благочестивые и верные, которые должны протягивать руку помощи, чтобы поддержать умирающую религию, исчезли. К кому же нам обратиться, как не к Тебе?» Обратите внимание: когда невозможно найти благочестивых верных людей, когда настает время воскликнуть: «Спаси, Господи!», тогда изобилие беззакония грозится превратиться в поток. «Спаси, Господи! Помоги добродетельным; лишь немногие стараются оставаться честными и стать в проломе; помоги спасти Твои собственные интересы в этом мире. Время Господу действовать».
2. Бог, несомненно, воздаст по заслугам лжецам и гордым людям, Он накажет их и осадит их высокомерие. Они недосягаемы для человеческого контроля и с пренебрежением относятся к нему. Люди не могут раскрыть ложь льстецов и смирить высокомерие гордых людей, но праведность Божья истребит все уста льстивые предателей, которые целуют и говорят слова слаще меда в то время, когда война лежит в их сердце; Господь вырвет язык велеречивый, который говорит против Бога и религии (ст. 4). Некоторые толкуют эти слова как молитву: «Пусть Господь истребит все уста льстивые». «Да онемеют уста лживые».
3. В свое время Бог пошлет избавление Своему угнетенному народу и укроет его от злобных замыслов угнетателей (ст. 6): «Ныне восстану, говорит Господь». Это Божье обетование, которое в данном месте Давид передает духом пророческим, является ответом на прошение, направленное к Богу духом молитвы. «Спаси, Господи», – просит он. «Вот Я, – отвечает Бог, – со своевременной и действенной помощью».
(1) Она является своевременной и поступает в нужное время,
[1] когда угнетатели находятся на вершине своей гордости и высокомерия, когда они говорят: «Кто нам господин?» Тогда настает время, когда Бог дает им возможность оценить себя и познать, что Он выше их.
[2] Когда угнетаемые находятся в самом отчаянном положении и подавленном настроении, когда они воспевают подобно Израилю в Египте из-за жестоких уз рабства. Тогда настает время Господу вступиться за них, как за Израиль в то время, когда он был особым образом угнетаем, а фараон – возвышен. «Ныне восстану, говорит Господь». Обратите внимание, что есть определенное время, чтобы спасать невиновность угнетаемых, что это время наступит (мы можем быть уверены) в самый подходящий момент (Пс 101:14).
(2) Эта помощь эффективна: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят, то есть дам спасение; не только защищу, но и восстановлю его прежнее процветание, приведу его в изобильные места (Пс 66:12)6 , так что в целом из-за своих страданий он ничего не потеряет».
4. Хотя люди лживы, но Бог верен; хотя им нельзя доверять, но Богу можно. Их слова тщеславны и лживы, а Слова Господни — слова чистые (ст. 7). Они не только истинны, но и чисты, как серебро, очищенное от земли в горниле или в испытании. Это подчеркивает (1) искренность Слова Божьего; все обстоит именно так, как оно представляет, а не наоборот. Слово Божье не подшучивает над нами, не навязывается нам и не имеет других планов относительно нас, кроме нашего собственного блага.
(2) Ценность Слова Божьего. Оно имеет великую существенную ценность, как серебро высокой пробы. Ничто не может обесценить его.
(3) Многие доказательства, подтверждающие силу и истину Слова Божьего. Оно часто испытывалось; все святые во все времена часто доверялись ему и таким образом испытывали; и оно никогда ни обманывало, ни расстраивало их ожидания; и они все удостоверились, что Слово Божье – истина, что истинно говорят: «Experto crede – Верь тому, что было испытано». Возможно, эти слова особым образом ссылаются на обетования помощи и облегчения для бедных и угнетаемых. Их друзья дают им надежду, что сделают что-нибудь для них, но оказываются надломленной тростью. Полагаться мы можем лишь на Слова Божьи. Давайте же меньше доверять словам человеческим и больше верить Слову Бога.
5. Бог спасет для Себя избранный остаток, какими бы сложными ни были времена (ст. 8): «Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек». Эти слова подразумевают, что пока этот мир существует, будет существовать и род гордых, нечестивых людей, живущих в нем, который время от времени будет угрожать своими порочными действиями, пытаться погубить религию и угнетать святых Всевышнего (Дан 7:25). Но давайте позволим лишь одному Богу сохранять Свои личные интересы и хранить Свой собственный народ.
(1) Он сохранит его от этого рода, чтобы этот род не соблазнил их, не увел от Бога, чтобы они не смешались с ним и не научились его делам. Во времена всеобщего отступничества Господь знает Своих, и они смогут сохранить свою непорочность.
(2) Бог сохранит Свой народ от погибели и искоренения. Церковь построена на скале и так хорошо оснащена, что врата ада не одолеют ее. В наихудшие времена Бог имеет Свой остаток, и во всяком веке Он сохранит святое семя для Себя и для Своего Царства Небесного.
Воспевая этот псалом и молясь им, мы должны скорбеть об общем упадке нравов, благодарить Бога, что все обстоит именно так, а не хуже, молиться и надеяться, что в нужное время станет лучше.
Человеку трудно одному. [11 псалом]
«Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устие льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11: 2-3). Или в русском переводе Юнгерова: «Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые (говорили) от сердца, и от сердца говорили злобное». И в жизни трудно, и в пути трудно. Даже если этот путь – к Господу, к Царству Небесному, то всё равно трудно, если проходить его в одиночестве. Не напрасно монахи древности старались селиться не по одиночке, а, как минимум по двое или чуть больше – ведь если кто-то ослабеет на пути, то товарищи поддержат его, поднимут. И Господь не напрасно посылал своих учеников с проповедью по двое (Лк. 10:1). И самый трудолюбивый из апостолов – Павел – тоже нуждался в спутниках и помощниках.
Мы живем во время, когда вокруг совсем не много воцерковленных православных христиан, то есть тех, которые всерьез стараются услышать голос Церкви Христовой и выполнить то, что они услышали. В основном вокруг люди, которым до христианства нет дела. Так и хочется сказать в сердцах: «Нынешнее время особенно плохое! Не стало преподобного, нет праведников. Никто не ищет истины, никто из людей! Только зло в их сердце, и говорят они о зле!»
Но одиннадцатый псалом может ободрить нас, нынешних христиан. Ведь он свидетельствует о том, что так было всегда или почти всегда!
Падать вниз проще, чем карабкаться вверх, и потому количество желающих спасения не так велико, как нам хотелось бы. Так было всегда, или почти всегда. Потому, что Спасение требует не только Божьей милости, но и нашего человеческого труда. А людям не хочется работать над собой, сильно не хочется! Жить, уступая своим похотям, проще, чем сдерживать себя, живя по заповедям. И поэтому те, кто старался жить по правде Божьей, нередко оставались в одиночестве.
Так было всегда, или почти всегда.
«Оскудел преподобный!» – горестно вздыхает Давид (Пс. 11:2) «Сыны Израилевы оставили завет Твой, пророков Твоих убили мечом, остался я один!» – жалуется Господу пророк Илия (3 Цар. 19:10). И Лот страдал в Содоме, видя беззакония тех людей, что жили рядом. Увы – во всем большом городе не нашлось и десяти праведников (Быт. 18:32; Быт. Глава 19)!
Что же тут утешительного, ободряющего, спросите вы? А то, что не смотря на такие непростые жизненные обстоятельства и Лот, и Давид, и Илия, и многие, многие другие, сумели быть верными Господу!
Господь поддерживал, помогал им! Ведь не случайно Давид начинает этот псалом со слов: «Спаси меня, Господи!» Ясно же – если Господь не спасет, если Он не поддержит, то никому не удастся пройти свой путь к Господу правильно. Ведь основная масса людей спешит отнюдь не к Господу, а трудно, трудно идти против общего потока!
Итак – Господь поддерживал верующих в древности. Поддержит Он и нас, ведь Господь не меняется (Евр. 1:12)! Он поддержит, и, значит, всё будет хорошо, не смотря на то, что «оскудел преподобный». Всё будет хорошо, если только мы будем стараться сохранить Ему верность. Вот в чем главная ободряющая нота этого псалма.
Будем видеть мир таким, каков он есть – без иллюзий и без прикрас! Воцерковленным христианам не сто´ит надеяться на то, что они будут в большинстве. То есть, конечно, Богу всё возможно (Мф. 19:26), и Он может поместить нас в такие обстоятельства, где христиан будет очень много. Но для того, чтобы не разочаровываться внешними обстоятельствами и не унывать, готовиться нужно к другому.
Когда-то Игнатий Бренчанинов (к сожалению, не вспомню в каком именно труде) сказал, что если Господь дает верующему человеку всего одного друга, который так же хочет спастись, то это – огромное счастье и милость Божья. Так что один друг, который стои´т рядом с нами в Храме и молится – это уже счастье! Но если такого друга рядом и нет – не страшно. Господь будет нам вместо друга, вместо спутника на пути к спасению!
«Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый. Рекшия: язык наш возвеличим, устны нашя при нас суть, кто нам Господь есть?» (Пс. 11: 4-5).
Или в русском переводе: «истребит Господь все уста льстивые, язык высокомерный. Тех, которые говорят: «язык наш возвеличим, уста наши при нас, кто нам Господь?»
Иоанн Златоуст говорил об этом так: «И уста Бог дал тебе (человек) не для того, чтобы производить терние, но чтобы бросал полезные семена, чтобы распространял через них не тщеславие и коварство, но смиренномудрие, благословение и любовь».
Мы живем во время, когда слово обесценено. Вокруг нас столько слов! И порой кажется, что слово не способно нести хорошего, но и не принесет плохого. Так – ляпнул и ляпнул! Все ляпают, и я ляпаю. Мелочь. Подумаешь.
И уж конечно человек не предполагает, что может быть наказан Господом просто за слова. С точки зрения многих наших современников, если они людей не убивали, значит – перед Господом чисты, как слеза.
Но нам сто´ит вспомнить, как много в Святом Писании упомянуто грехов, которые мы совершаем именно языком.
«Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7).
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16)
Это – именно те грехи, которые совершаются нашим языком, и ни чем иным! И разве это – всё?
«Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20:9).
Тоже ведь – это грех, совершаемый языком. Казалось бы – просто слово! Но цена его велика и расплатой за такое преступление в ветхозаветные времена была жизнь человеческая!
В общем, мы должны помнить, что Господь Бог оценивает наши слова серьезнее, чем мы сами. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – сказал Господь (Мф. 12:37). И поэтому нам нужно следить за своими словами. Это – трудно, очень трудно, ведь мы не приучены ценить слово по настоящему, да и грязь нашего сердца просится наружу и прорывается через слова. Но нужно пытаться сдерживаться, нужно! Иначе мы не избежим наказания.
Вообще, Святое Писание очень много говорит о наказании для грешников. Может создаться впечатление, что Бог любит наказывать.
На самом деле это не так. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Просто такие уж мы, люди – без мысли о наказании трудно вразумляемся! Жестоковыйные – как сказал бы Моисей (Исх. 33:5).
«Увещеваю тебя помнить о геенне и беседовать о ней, – говорил Иоанн Златоуст. – Потому, что много бывает пользы от такой беседы. Не напрасно Бог угрожает нам геенною, но чтобы страхом сделать нас лучше. Потому и дьявол старается и употребляет все меры, чтобы истребить память о геенне».
Итак – Святое Писание часто говорит о страдании и наказании грешников потому, что слыша это мы (через страх!) становимся лучше. Грустно это. Грустно, что мы как упрямые, глупые овцы – без собаки и палки с нами не сладишь!
И это плохо характеризует не Бога! Это плохо характеризует нас!
«Страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» (Пс. 11:6).
Или в русском переводе – «ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне восстану, – говорит Господь, – явлюсь спасением, откроюсь в нем».
Сколько веревочке не виться, конец всё равно будет. Сколь не велико долготерпение Господа, а рано или поздно каждому будет воздано по делам его (Мф. 16:27). Господь не оставит тех, кто сейчас плачет от обиды! Не смотря на то, что в человеческом разумении враги их сильнее, но именно эти плачущие будут спасены, а угнетатели и притеснители – посрамлены. Причем это будет так явно, что вмешательство Господа сделается очевидным, открытым для всех!
Это не раз бывало в истории. Скажем, христианство было гонимым в Римской Империи на протяжении трех веков. Но именно христианство, гонимое, уничтожаемое христианство победило – римские язычники, гонители Церкви, признали правоту христианства и сами стали христианами! История не знает другого примера, чтобы какое-то мировоззрение, какая-то религия устояли под таким давлением. И те, кто способны видеть, понимают – это от Господа, явно! Это – одно из исторических доказательств истинности христианства.
Господь, спасая того, кто по человеческим меркам не должен был быть спасен, открывается в этом спасении. Так было раньше, и так, конечно, будет повторяться и впредь.
«Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею» (Пс. 11:7).
Слова Господа – чистая, непреложная истина. Как серебро, переплавленное и очищенное несколько раз, не имеет посторонних примесей, так и слова Господа не имеют лишних, ложных или просто ненужных наслоений.
«Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия» (Пс. 11: 8-9).
Или в переводе Юнгерова: «Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь от рода сего во век. Вокруг нечестивые ходят. По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих».
Закончим разговор об этом псалме с того, с чего начали. Да, человеку трудно одному. Да, большинство знать не знает ничего о христианстве, и знать не хочет.
Но вот в чем штука – не одни мы! Если Бог с нами – неужто мы одиноки? Если Бог за нас, то кто против нас (Рим. 8:31)?
Велико попечение Господа о сынах человеческих. То есть о нас, людях. Вокруг нас действительно ходят нечестивые. Злые, заблуждающиеся люди, и, что хуже – существа нечестивые по настоящему – бесы. И, тем не менее, те, кто доверил свою жизнь Господу, не потерпит от них зла. Потому, что Господь сохраняет людей, верных Ему, и возвышает, и дает им славу. Иногда в этой жизни, и всегда – в жизни будущей, вечной. Что, конечно, важнее.
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 11.
Феодорит Кирский. Изъяснение одиннадцатого псалма.
Источники:
http://moimolitvy.ru/psalom/11-proroka-davida-2061/
http://bogolub.info/psalom-11/
http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-11.html
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/11
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/11/
http://spravoslavia.ru/cheloveku-trudno-odnomu-11-psalom.html
http://geneva-bible.ru/19/111/