Псалом 109

Псалом 109

Псалом 109 — пророчески-мессианский. Пророк Давид всегда отличался благочестием, хотя по происхождению, род его не был знатным. Господь указал на него, как на самого достойного человека, который имеет возможность взойти на израильский престол. Предыдущий же народ был смещен по причине своего духовного оскудения. Через пророка же Давида было обещано, что из его колена родится будущий Спаситель мира.

Текст молитвы псалом 109

На церковнославянском языке с ударениями

1 Рече Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х.

2 Жезл си́лы по́слет ти Госпо́дь от Сио́на, и госпо́дствуй посреде́ враго́в Твои́х.

3 С Тобо́ю нача́ло в день си́лы Твоея́, во све́тлостех святы́х Твои́х, из чре́ва пре́жде денни́цы роди́х Тя.

4 Кля́тся Госпо́дь и не раска́ется: Ты иере́й во век, по чи́ну Мелхиседе́кову.

5 Госпо́дь одесну́ю Тебе́ сокруши́л есть в день гне́ва Своего́ цари́.

6 Су́дит во язы́цех, испо́лнит паде́ния, сокруши́т главы́ на земли́ мно́гих.

7 От пото́ка на пути́ пие́т, сего́ ра́ди вознесе́т главу́.

На русском языке

1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.

3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.

4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;

6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.

7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

История написания

Изначально псалом 109 создавался как песнь, которую возносили на церемонии восхождения нового царя на престол. Псалом 109 был написан, когда царь Давид взял Иерусалим. Эта песнь как раз и была написана для прославления Давида, после чего он стал наследником царского священства Мелхиседека. Псалом возвещает о пришествии Господа Нашего Иисуса Христа на землю.

Для чего читают псалом 109?

Псалом 109 читают об устроении взаимоотношений между людьми. Считается, что псалом нужно читать, когда хотят, чтобы молодые люди имели уважение к старшим.

В храме можно услышать текст псалма 109 на старославянском языке. Дома можно читать и на русском языке. Это будет даже лучше, именно так вы сможете понять его духовный смысл. Перед прочтением необходимо зажечь лампадку перед иконами, а также отвлечься от различных мыслей. При прочтении молитвы необходимо сосредоточиться на словах, которые читаете. Псалтырь, в котором вы найдете псалом 109 на русском языке можно приобрести в любом православном храме.

Толкование псалма 109

Для того чтобы понять смысл псалма 109, нужно разобрать его стихи.

Псалом делится на две части. Стихи с 1 по 3 — первая часть, стихи с 4 по 7 — вторая часть:

  • стихи с 1 по 3 — это пророческий обет, который дан от первого лица сидящему одесную Господа царю Израиля, в том, что именно он победит своих врагов;
  • стихи с 4 по 7 — это обещание побед царя, которые только произойдут.

Псалтирь 109 псалом

Толкование Псалма 109

Это пророчески-мессианский псалом, часто цитируемый в Новом Завете, – как Самим Христом, так и новозаветными авторами.

Слова Псалма 109 обращены к Господу псалмопевца. Они как бы звучат из уст пророка, получившего откровение свыше. Царь, подразумеваемый в псалме, одновременно является священником, и, следовательно, не об Аароновом священстве здесь речь, так как Аарон не относился к царскому роду. Стих 1 этого псалма цитировался Иисусом Христом в Мар. 12:36 (сравните Матф. 22:44; Лук. 20:42); Господь обратился к этим именно словам, чтобы показать, что Он, Мессия, и должен был прийти как Господь Давида как Потомок его (Мар. 12:35,37). Самый факт цитирования Христом этого места убеждает в том, что Давид писал Псалом 109 под действием Святого Духа, и что он – о Нем, Мессии. Пс. 109:1 приводится также авторами книг Деяний апостолов и к Евреям (Деян. 2:34-35 и Евр. 1:13).

Были попытки приурочить написание Псалма 109 к периоду Маккавеев, когда некоторые священники временно осуществляли и царскую власть, однако, из вышесказанного ясно, что попытки эти безосновательны. Кстати, еврейские вожди периода Маккавеев были священниками в первую очередь, и лишь во вторую – теми, кто одновременно осуществляли и гражданскую власть, тогда как в Пс. 109 подразумевается Царь, являющийся и Священником.

Осуществление Мессией «объединенных функций» и Царя и Священника; предсказывалось и в других местах Ветхого Завета, к примеру, в Зах. 6:12-13.

Не исключено, что написание Давидом Псалма 109 было связано с каким-то инцидентом в его жизни, однако, с каким именно, установить не представляется возможным. Может быть, он был создан тогда, когда Давид осознал, что Помазаннику предстоит править царством праведных (2Цар. 23:2-4). К концу своих дней он уже понимал, что не он – тот Помазанник, а некто гораздо больший, чем он, Который придет, чтобы вечно владычествовать в силе и славе. Итак, в Пс. 109 Давид излагает полученное им пророчество о возвеличении его Господа.

А. Пророчество о возвеличении (109:1-2)

Пс. 109:1-2. Давид как бы «слышит разговор», происходящий в небесах, – между Господом (Яхве) и своим Господом (Адонаем), т. е. между Богом Отцом и Мессией. Интересно, что русскому сказал соответствует еврейское неум – слово, часто употреблявшееся в отношении пророчества или откровения. В этом пророчестве Яхве открывает, что Господу Давида, Мессии, дано занимать место по правую руку от Него, т. е. самое почетное место, подразумевающее и равную с Ним власть – и так будет до конца времен (сравните Пс. 2:8-9).

Словом доколе в русском тексте Библии нередко передается понятие времени неопределенной продолжительности. Неопределенность времени в данном случае следует из контекста: если Яхве дает Мессии сидеть одесную Себя все то время, пока сопротивление врагов Божиих не будет полностью сломлено, то после этого власть Мессии тем более будет продолжаться всегда, вечно.

Положить в подножие ног – образ, символизирующий полное подчинение.

Жезл силы, или власти, которая со временем распространится на всех врагов Мессии, Яхве передает Ему с Сиона (где Бог Отец невидимо присутствует среди избранного Им народа).

Б. О господстве Мессии (109:3-4)

Пс. 109:3. Под «днем силы» может пониматься день, когда сила и власть Мессии откроются всему миру. Представление о нем может быть продолжено как о «дне» справедливого осуждения нечестивых и награждения праведников. Непременным атрибутом, или украшением, такого дня должка стать святость (в значении высокой нравственной чистоты и искреннего искания Господа) Его народа (народ Твой готов во благолепии святыни.

Как древние израильтяне – прежде чем отправиться в битву, посвящали себя Богу, так и к концу времен истинно верующие в Господа должны быть «готовы» в святости своей.

Вторая часть стиха 3 в русском тексте звучит иначе, чем в английском. Фраза в синодальной Библии объясняется так: Яхве говорит Мессии, что Он рожден был из существа Его (из чрева) прежде чем появился свет («денница» значит «заря»), т. е. прежде создания мира. Сравнение с росой можно объяснить тем, что она выпадает до восхода солнца.

Иное понимание этого текста, представленное в английском переводе Библии, подразумевает рождение народа Божиего «из чрева зари», подобно росе. При таком прочтении толкователи видят в росе символ свежести, красоты, новизны. Более соответствующим всему контексту Псалма 109 представляется, однако, звучание стиха 3 (особенно во второй его части по-русски).

Пс. 109:4. «Клялся Господь (Яхве) и не раскается» означает, что клятва, данная Богом Отцом, не подлежит отмене: Мессия станет Священником навеки по чину Мельхиседека. Другими словами, народ Мессии получит в Его лице вечного Первосвященника. Напомним, что Мелхиседек был царем Салима (Иерусалима) и священником Бога Всевышнего (Быт. 14:18; Евр. 7:1). Исполнивший же волю этого истинного Бога, пославшего Его, Мессия является Царем Иерусалима Небесного, куда придут все, кто веруют в Него, как подданные Его… Автор Псалма 109 правил в Иерусалиме земном долгие века спустя после Мелхиседека.

Итак, слияние функций священника и царя в одном лице, имевшее место в глубокой древности, возродится в Мессии, но этого не могло бы произойти, если бы не прервалось Аароново священство, на что особое внимание обращает автор послания к Евреям; четыре раза говорит он о Мелхиседеке, как о прообразе Иисуса Христа (Евр. 5:6; 6:20; 7:17,21), подчеркивая одновременно превосходство служения Христа перед служением Мелхиседека.

Как Священник, Иисус принес Себя в жертву на кресте (Евр. 7:27-28; 10:10). Не принадлежа к линии Аарона (Евр. 7:11-18), Он является вечным Первосвященником (Евр. 7:21-26,28), «Ходатаем нового завета» (Евр. 8:13; 9:15), будучи в то же время обещанным Богом Царем из дома Давидова, Он один осуществляет обе вышеупомянутые функции.

В. Победа Мессии (109:5-7)

Пс. 109:5-7. Давид предвидит великую победу Мессии и наступление дня гнева Божиего, т. с. суда над народами (сравните Иоил. 3:2,11-14) и их царями. Это Мессия – Священник, придя, нанесет им поражение (Откр. 16:16; 19:13-15); слово «голова» в англ. переводе стиха 6 стоит во множественном числе. В первой фразе стиха 7 видят образ обновления Мессией Своей силы в процессе Его деятельности (пути): во второй его фразе подразумевается вознесение (возвышение) Мессии над миром по золе Бога Отца.

Согласно Новому Завету Иисус Христос возвратится, в сопровождении Своих святых, на землю, чтобы судить мир, и затем установит на земле Свое царство.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Псалом 109 – пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено ни к какому историческому лицу, так как предмет псалма здесь изображается обладающим Божественной природой и свойствами. Так как каждое откровение дается Богом в связи и по поводу каких-либо исторических событий, то таким поводом к написанию псалма могли быть следующие. В первых трех стихах псалма Господь изображается победителем всех врагов, а в последних четырех – как первосвященник. В соответствии с содержанием псалма поводами к написанию его первой части могла быть какая-либо победа, одержанная Давидом, а второй – обетование о происхождении от него великого Потомка, призванного в служение человеческому роду. Мысли Давида от конкретных исторических фактов перенеслись в область далекого будущего и здесь нашли ясные и точные ответы на вопросы о служении и конечном результате служения своего Потомка. Слова 1 ст. прямо Христом прилагаются к Себе ( Мф. 22:44 ; Мк. 12:36 ), к Нему же относят их и другие писатели ( Деян. 2:34 ; Евр. 5:6 )

Господь сказал другому Господу: «Я даю Тебе власть над врагами. Господь пошлет Тебе Свой жезл с Сиона для господства и народ появится пред Тобою в день Твоей силы во благолепии; Ты, как роса, рожден от Меня» (1–3). Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен (4–7).

Пс.109:1 . Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Один Бог сказал другому Богу: седи одесную . Сидеть “одесную” , значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. – «Доколе положу врагов» . По самому содержание данного места выражение “доколе” означает неопределенное, или вернее – бесконечное расстояние времени: если один Господь даст другому одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то естественно, что после поражения этих врагов, когда никто уже не в состоянии будет даже угрожать отнятием власти, последняя остается навсегда за Ним же. “Доколе” и в Библии часто употребляется в значении бесконечной продолжительности ( Иов. 27:3–4 ; Быт. 8:7 ).

Пс.109:2 . Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.

“Жезл силы” – жезл – символ власти, т. е. первый Господь передает второму Господу власть над всеми врагами.

Пс.109:3 . В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. 7 .

“День силы” – день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. – «Народ твой готов во благолепии святыни» , т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или – обнаружит “свят ое благолепи е», большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа ( “из чрева” ) Бога прежде появления света ( “денницы” ), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он – не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под “д нем силы” тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе.

Пс.109:4 . Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

«Клялся Господь, и не раскается» – Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно – в назначении Сына Божия быть священником «вовек по чину Мелхиседека» , служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к Евреям, 7 гл. ( Евр. 7 ) очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа.

Пс.109:5 . Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;

Пс.109:6 . совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.

Под “д нем гнева” – разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты ( Мф. 25:31–46, 13:49–50 ; Лк 13:27–30 ).

Пс.109:7 . Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

«Из потока на пути будет пить» . “Пут ь» – деятельность; пить на пути от потока – подкрепляться в деятельности для достижения цели своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Христа, потому что и Он Сам в Гефсиманском саду молился к Отцу: «аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия» ( Мф. 26:39 ), разумея под чашей предстоящие Ему страдания. – «Сего ради вознесет главу» (слав.) – или как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается потому победа, или – как противоположение (при втором понимании): за то, что Он перенесет страдания, Господь “вознесет Его», даст Ему победу, возвысит над всем миром и народами. То и другое понимание данного места нашло точное осуществление в деятельности Мессии – Христа: Он неуклонно осуществлял Свое назначение, получая подкрепление от Отца (голос с неба: «прославил и еще прославлю» ) ( Ин. 12:28 ), явление Ему при преображении Моисея и Илии, или Ангела в Гефсиманском саду; за свое униженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы – сидения с Богом на престоле, распространения Его учения и впоследствии суда над всем миром.

По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя

Псалом 109

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

Пророческий Псалом Давида, предсказание на воцарение Иисуса Христа.

109: 1 Сказал Господь Господу моему:
О ком здесь? Кто кому говорит? Ясно, что один Господь говорит, другой слушает, а, значит, один от другого отличается.
Кто говорит? Тот, кто имеет полномочия, превышающие полномочия того Господа, который слушает. Почему? Потому, что в дальнейшем тексте говорящего – не просто сказка сказывается, а в форме приказа – требование говорящего Господа выдвигается:
Итак, говорящий – приказывающий Господь – это Бог Иегова. Слушающий Его – это Господь каждого человека, личный наш спаситель Иисус Христос. Потому и называет его Давид «моим Господом».
Что Он приказывает Иисусу?

седи одесную Меня,
Иегова приказывает Иисусу сидеть рядом, по правую Его руку. Правая рука Небесного Царя мироздания – весьма почётное место и «должность», это самое доверенное лицо Государя.
Как долго Иисус должен находиться в положении сидящего рядом с Иеговой?

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Положить врагов Христа в подножие его ног – выражение образное. В древности на Ближнем Востоке вожди-победители обыкновенно подчеркивали униженно подчиненное положение побежденных, попирая ногами их головы или шеи (Нав. 10,24-26).
То есть, до тех пор, пока враги Христовы не будут предоставлены в распоряжение Иисуса в униженном положении проигравших – до тех пор Иисус не сможет принять царственный жезл для правления над Землёй.

Кто – враги Христовы и когда они могут быть унижены пред Христом и отданы в его распоряжение?
Ясно, что дьявол – первейший враг, все богопротивники – также враги Христовы. Дьявол будет отдан в распоряжение Христа и унижен тогда, когда с точки зрения Иеговы придёт время его сбросить на землю и очистить небеса от главного клеветника – Откр.12:7,10.
Именно ДО этого времени Иисус сидит рядом с Иеговой как Его правая рука.
Но что же будет ПОСЛЕ этого?

109:2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона:
После этого Иегова планирует послать Иисусу Христу жезл царственной силы с Сиона, то есть, с момента сбрасывания дьявола на землю Иисус приступит к обязанностям Божьего царя и той роли для земли, которая отведена ему Иеговой.

Что означает передача царственного жезла (полномочий) – с Сиона?
На буквальной горе Сионе был построен Иерусалим – город великого Царя Иеговы – Мтф.5:35 , правительственная столица царей, сидящих на престоле Господнем (Иеговы), правящих над народом Иеговы -1Прлпмн. 29:23.
То есть, Иисусу Христу надлежит получить царственную силу для восседания на престоле Иеговы и царствовать над всем народом Его.
(После смерти Христа, со времени разрушения Иерусалима и храма Бог перестал жить в рукотворном храме на буквальном Сионе, поэтому жезл царственной власти Христу на момент начала его правления будет предоставлен с небесного Сиона – оттуда, где Иегова пребывает и куда вошел сам Иисус Христос – в истинное Святое-Святых на небесах Евр. 9:24)

господствуй среди врагов Твоих.
Как видим, Иисус не начнёт свою царственную эпоху с правления над землёй, очищенной от нечестивых. Ему придётся начать миссию Божьего царя – в непростых условиях: дьявол будет свирепствовать в пределах Земли и создавать ещё более тяжёлые условия для благочестивых и ищущих Бога.
Мало кто на земле сможет поверить в то, что Христос уже царствует в этот период, ибо процветать будут вовсе не Христовы, а живущие во зле. Благочестивые же будут попираемы -2 Тим.3:12,13, Откр. 11:2.
Но если вспомнить, что о тяжких условиях на земле, как о признаках приближения избавления от страданий – Христос предупреждал – Матф. 24, то всё становится на свои места: Христос начнёт царствовать на небесах среди врагов на земле и этим приблизит избавление человечества от века сего нечестивого.

109:3 В день силы Твоей народ Твой готов;
Интересно, что в момент, когда Бог даст царские полномочия Иисусу Христу – все Христовы (144000 его соправителей) будут наготове, чтобы сокрушить противников (тоже царскими жезлами)как сосуд горшечный (Откр.2:27). Это произойдёт при звучании 7й и последней трубы из Откровения (Откр.11:15; 1Фессал.4:16,17). При 7й трубе все Христовы поднимутся на небеса ко Христу и будут готовы исполнить поручение Царя Иеговы.

во благолепии святыни Этот народ подготовленный с точки зрения псалмопевца предстанет пред Христом во всей своей духовной красоте верующих (даже если кто-то будет считать иначе).
Потому-то и сможет Христос через них действовать

из чрева прежде денницы (рассвета) подобно росе рождение Твое .
Рождение Иисуса как царя произойдёт прежде рассвета на земле, во времена тёмные, невежественные станет он царём (как и роса появляется до рассвета).
Сначала Иисус станет царём, а после как следствие его царствования – и рассвет на землю придёт.

То есть, перед самой кончиной века сего нечестивого духовность человечества – не очень-то своей высотой прославится, и на фоне её Иисус начнёт царствовать.

109:4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека .
В Евр.7:3 речь идёт о Мелхиседеке, царе Салима и священнике Бога, о котором вообще ничего неизвестно: он – не из священнического колена, неизвестно ни где, ни когда родился, ни когда умер, поэтому он священник и царь Салима без начала и без окончания – завис, так сказать, в истории человечества как некий Мелхиседек-священник Всевышнего без какого-либо продолжения сведений о нём, вечный священник.

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего … – во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда .

Его подобие сыну Божьему не в том, что Мелхиседек – без начала и без родословной, а в том, что он (по причине неизвестных далее о нём сведений) – остаётся в истории священником навсегда , то есть, его знают только как священника Всевышнего

В отношении Христа сказано, что он священник ПО ЧИНУ Мелхиседека, но не потому, что без начала и без конца: его родословная как раз имеет начало и известно, когда он умер и воскрес.
ЧИН же Мелхиседека для Христа обозначает, во-первых, происхождение от несвященнического колена, во-вторых – СОВМЕЩЕНИЕ двух “должностей” – царя ( правды и мира) и священника Бога”, в ОДНОМ лице, чего в Израиле не было известно. У них эти функции – законодательной, судебной (священство) и исполнительной власти (цари) – были чётко разграничены.

Евр.7:11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека (НЕ из СВЯЩЕННИЧЕСКОГО КОЛЕНА, неизвестный для многих), а не по чину Аарона именоваться? (ИЗ священнического колена, официально признанный).

109:5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
Здесь – о ком речь? Кто Господь? Кто поразит царей?
Мы знаем, что одесную Иеговы сидит Иисус Христос. Значит, этот текст можно читать так:
Господь Иисус Христос одесную Тебя, Иегова. Он, Иисус Христос, в день гнева Своего поразит царей.
То есть, Иисусу в царственном периоде предстоит прежде всего «расквитаться» со всеми нечестивыми правителями Земли.
Этот момент описан также и в Откр.19:11,13,17, 18, где сообщается о битве Иисуса Христа со всеми врагами Бога (это произойдёт в Армагеддоне – Откр.16:14,16

109:6 совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит голову (вождя) в земле обширной.
Великое поражение в Армагеддоне ожидает не только нечестивых царей, но и все нечестивые народы, живущими под правлением нечестивых царей. Глава над всеми нечестивыми народами будет сокрушён. Кто это? Судя по всему – имеется ввиду дьявол, духовный вдохновитель всех нечестивых царей и всех богопротивников в принципе. Если будет поражён командир «армии» нечестивых, то и сама «армия» потерпит поражение.

109:7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу. Иисус не останется один во время этой битвы: из источника живой воды будет пить, то есть, при поддержке Бога и при помощи силы Его Христос одержит победу, потому и вознесёт главу свою – возвеличится.

109 псалом

Псалом 109 – пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено ни к какому историческому лицу, так как предмет псалма здесь изображается обладающим Божественной природой и свойствами. Так как каждое откровение дается Богом в связи и по поводу каких-либо исторических событий, то таким поводом к написанию псалма могли быть следующие. В первых трех стихах псалма Господь изображается победителем всех врагов, а в последних четырех – как первосвященник. В соответствии с содержанием псалма поводами к написанию его первой части могла быть какая-либо победа, одержанная Давидом, а второй – обетование о происхождении от него великого Потомка, призванного в служение человеческому роду. Мысли Давида от конкретных исторических фактов перенеслись в область далекого будущего и здесь нашли ясные и точные ответы на вопросы о служении и конечном результате служения своего Потомка. Слова 1 ст. прямо Христом прилагаются к Себе (Мф. 22:44; Мк. 12:36), к Нему же относят их и другие писатели (Деян. 2:34; Евр. 5:6)

Господь сказал другому Господу: «Я даю Тебе власть над врагами. Господь пошлет Тебе Свой жезл с Сиона для господства и народ появится пред Тобою в день Твоей силы во благолепии; Ты, как роса, рожден от Меня» (1–3). Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен (4–7).

Пс.109:1. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Один Бог сказал другому Богу: седи одесную. Сидеть «одесную», значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. – «Доколе положу врагов». По самому содержание данного места выражение «доколе» означает неопределенное, или вернее – бесконечное расстояние времени: если один Господь даст другому одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то естественно, что после поражения этих врагов, когда никто уже не в состоянии будет даже угрожать отнятием власти, последняя остается навсегда за Ним же. «Доколе» и в Библии часто употребляется в значении бесконечной продолжительности (Иов. 27:3-4; Быт. 8:7).

Пс.109:2. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.

«Жезл силы» – жезл – символ власти, т. е. первый Господь передает второму Господу власть над всеми врагами.

Пс.109:3. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое..

«День силы» – день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. – «Народ твой готов во благолепии святыни», т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или – обнаружит «святое благолепие», большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа («из чрева») Бога прежде появления света («денницы»), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он – не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под «днем силы» тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе.

Пс.109:4. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

«Клялся Господь, и не раскается» – Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно – в назначении Сына Божия быть священником «вовек по чину Мелхиседека», служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к Евреям, 7 гл. (Евр. 7) очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа.

Пс.109:5. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;

Пс.109:6. совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.

Под «днем гнева» – разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты (Мф. 25:31-46, 13:49-50; Лк 13:27-30).

Пс.109:7. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

«Из потока на пути будет пить». «Путь» – деятельность; пить на пути от потока – подкрепляться в деятельности для достижения цели своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Христа, потому что и Он Сам в Гефсиманском саду молился к Отцу: «аще возможно есть, да мимо идет от мене чаша сия» (Мф. 26:39), разумея под чашей предстоящие Ему страдания. – «Сего ради вознесет главу» (слав.) – или как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается потому победа, или – как противоположение (при втором понимании): за то, что Он перенесет страдания, Господь «вознесет Его», даст Ему победу, возвысит над всем миром и народами. То и другое понимание данного места нашло точное осуществление в деятельности Мессии – Христа: Он неуклонно осуществлял Свое назначение, получая подкрепление от Отца (голос с неба: «прославил и еще прославлю») (Ин. 12:28), явление Ему при преображении Моисея и Илии, или Ангела в Гефсиманском саду; за свое униженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы – сидения с Богом на престоле, распространения Его учения и впоследствии суда над всем миром.

Комментарии Лопухина на Псалтирь, 109 псалом

Псалтирь 109 псалом

Обращение Бога Отца к Сыну

1 Псалом Давида.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 109 псалом

Пс. 109 Данный псалом пророчески предвозвещает пришествие Христа. Сам Иисус Христос приводил слова этого псалма в подтверждение того, что Давид знал о грядущем исполнении полученных им обетовании в одном из потомков, чье величие превзойдет его собственное (Мк. 12,35-37 и параллельные места). В Израиле еще в ветхозаветную эпоху были широко распространены пророческо-мессианские толкования этого псалма. По всей видимости, изначально Пс. 109 создавался как песнь, которой предстояло быть исполненной на церемонии восхождения на престол нового царя. Датировать псалом можно временем после взятия Давидом Иерусалима, и в этом случае псалмопевец имел целью прославить им великую победу Божиего избранника и объяснить, почему Давид является наследником царского священства Мелхиседека. Центральное место в псалме занимают две темы. Первая (ст. 1) – тема близкой, но, тем не менее, подчиненной связи между земным царем и Царем Небесным. Христос, “будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу” (Флп. 2,6). Однако после Его воскресения Бог вознес Христа и водворил по правую руку от Себя. Вторая – тема особенного священства царя. Священство свое он, в отличие от потомков Аарона, наследует от царя Мелхиседека (Быт. 14,18-32), таинственное происхождение которого в чем-то уподобляет его Иисусу Христу, великому Первосвященнику (Евр. 5,6; 7,17; 8,1; 10,12-14). Автором псалма, как это следует из заглавия, является Давид.

109:1 Господь. Соответствующее древнееврейское слово представляет собой имя Бога и может относиться только к Нему одному.

Господу моему. Соответствующее слово древнееврейского оригинала не является именем Бога и означает “господин”. Однако новозаветные авторы единодушно истолковывают данное место в том смысле, что своим “Господом” царь Давид называет собственного потомка, обетованного Мессию. Этот Мессия должен был достичь большего величия, нежели то, которого достиг сам Давид; истинная мера этого величия открылась лишь с пришествием Иисуса Христа (Мк. 12,35-37).

седи одесную Меня. Место по правую руку от царя предназначалось для наиболее приближенного к нему человека. Бог, Царь Небесный, уготовил это почетное место воскресшему Иисусу Христу.

врагов Твоих. Т.е. всех противящихся.

положу. в подножие ног Твоих. Образное выражение. В древности на Ближнем Востоке вожди-победители обыкновенно подчеркивали униженно-подчиненное положение побежденных, попирая ногами их головы или шеи (Нав. 10,24-26).

109:2 Жезл силы. Т.е. скипетр, символ царской власти.

пошлет Господь с Сиона. Псалмопевец имеет в виду, что Господь расширит сферу власти царя. В связи с Сионом см. ком. к Пс. 2,6.

109:3 подобно росе рождение Твое. Возможно, наиболее правильным переводом является предложенный в примечании NIV: “юноши Твои придут к Тебе подобно росе”. В таком случае, обильному выпадению утренней росы здесь уподобляется чудесное явление Господнего воинства.

109:4 по чину Мелхиседека. Обычно под израильскими священниками понимаются потомки Аарона, исполняющие функции служителей культа в силу своей родовой принадлежности. Что касается Мелхиседека, то о нем известно, что он был одновременно и священником, и царем (Быт. 14,18-20). Священнический чин Мелхиседека предполагает не преемственность по родовой линии, а волеизъявление Господа (“Клялся Господь”). Автор Послания к Евреям говорит об этом особом чине в связи со священством Иисуса Христа (Евр. 5,6; 7,11 – 8,1).

109:5 Господь. Соответствующее древнееврейское слово не является именем Бога (Яхве), хотя может применяться и к Нему (см. ком. к ст. 1).

одесную Тебя. См. ком. к ст. 1.

109:6 совершит суд над народами. Бог часто использовал земных царей в качестве орудия Своего суда над тем или иным народом. В пророческом смысле эти слова подразумевают суд, который будет вершить Христос в конце времен.

109:7 Этот стих, очевидно, следует понимать в том смысле, что Царь-Мессия не ослабеет в Своей миссии, поскольку в продолжение всего Своего служения (“пути”) будет черпать силы в Боге.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Источники:
http://bible.by/parallel/syn/dallas/19/109/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/109
http://jwquestion.net/bvps_109_Psalms.htm
http://studybible.ru/lopuhin-bible/19/109/
http://geneva-bible.ru/19/109/
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-11/

Ссылка на основную публикацию