Псалом 106

Псалтирь, псалом 106 Псалтирь, пс 106

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!

Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине: Он речет, — и восстает бурный ветер и высоко поднимает волны его: восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии; они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!

Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу, землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод; и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, — Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей. Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец. Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

Псалом 106 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 106

Толкование Псалма 106

Книга V (Псалмы 106-150)

Из этих 44 псалмов 15 принадлежат Давиду (107-109; 123; 130; 132; 137-144), один был написан царем Соломоном (Пс. 126), остальные же 28 – анонимны.

Этот псалом есть призыв к славословию Господа, обращенный к избавленным и избавляемым Им не только “от руки врага” (стих 2), но и из множества других тягостных обстоятельств, которые перечисляются по ходу псалма. В одних и тех же (или в очень схожих) фразах (стих 6, 13, 19, 28) подчеркивается, что Бог избавлял евреев каждый раз, как они взывали к Нему за помощью.

Пс. 106:1-3. Судя по стихам 2-3, этот псалом, автор которого не известен, создан был вскоре после возвращения евреев из вавилонского плена (очевидно, еще до построения 2-го храма, о котором здесь не упоминается).

В стихе 3 – символическое указание (от востока и запада, от севера на избавление евреев из стран их рассеяния, откуда они снова были собраны в Палестину. От мора в этом стихе, очевидно, подразумевает их первый исход – из Египта, переход ими Чермного моря.

Пс. 106:4-9. Образное описание скитания Израиля в пустыне и избавления его Господом, Который, в конце концов, насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами.

Пс. 106:10-16. Здесь об освобождении пленных, окованных скорбью и железом. О причине их злой участи до момента освобождения говорится в стихе 11. В еврейском Хартуме высказывается предположение, что в Пс. 106:10-16 подразумевается пленение вавилонянами иудейского царя Седекии и его приближенных. (Старое слово вереи употреблено здесь в значении “засовов” или “решеток”.)

Пс. 106:17-22. Полагают, что в этих стихах речь идет об исцелении “безрассудных грешников”, пораженных тяжелой болезнью. Они уже приближались ко вратам смерти (стих 18). Но воззвали к Господу… и Он спас их… (стих 19). Это ли не причина славить Его! (стихи 21-22).

Пс. 106:23-32. Псалмопевец описывает спасение моряков от страшной бури. (“Производящие дела на больших водах” (стих 23) некоторыми понимаются как купцы-мореплаватели.) Потеряв всякую надежду на спасение, они воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Нетрудно заметить, что фраза эта, с небольшими видоизменениями рефреном звучит по всему Псалму 106.

Пс. 106:33-38. Если до сих пор псалмопевец говорил об избавлении Господом от бедствий (тех, кто взывают к Нему) как о причине славить Его, то теперь называет и другую для этого причину: попечительство Его о мире, мудрое управление им.

Велика власть Господа над природой. Красочная иллюстрация этому в стихах 33-38. За нечестие живущих на земле Он в состоянии обратить плодородную почву в солончаковую (сравните Втор. 29:23-28), а источники вод – иссушить. Но и пустыня, с другой стороны, превращается по воле Ею в землю, обильно увлажняемую водой и дающую отличные урожаи. И поселяет там алчущих, и обустраивается земля эта, благословляемая Богом (стихи 36-38).

Пс. 106:39-43. Очевидно, в стихе 39 подразумевается связь между процветанием народа и его нравственным и духовным состоянием. По мере того, как он, живя благополучно, впадает в гордыню и утрачивает чувство своей зависимости от Бога, ему попускаются угнетения, бедствия и скорби. “Князья” его терпят бесчестие (стих 40); вторая часть стиха 40 может быть понята как буквально, так и в переносном смысле слова.

“Бедный” в стихе 41 и праведники в стихе 42 – по-видимому, отражают одно и то же понятие: смиренных, повинующихся Богу людей; таковых Он вызволяет из бедствия, благословляет умножением потомства. Мудрый человек, замечает псалмопевец в стихе 43, не может не заметить этой закономерности.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 106

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

1 “Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”, –

2 Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага

2 да скажут избавленные Господом, которых Он избавил из руки врага

3 и от стран собра их, от восток и запад, и севера, и моря.

3 и от стран собрал их, от востока, и запада, и севера, и моря.

4 Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша.

4 Заблудились они в пустыне безводной, пути в город обитаемый не находили,

5 Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе.

5 терпели голод и жажду, душа их в них изнемогла.

6 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я,

6 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он избавил их,

7 и настави я на путь прав, внити во град обительный.

7 и направил их на путь прямой, чтобы прийти в город обитаемый.

8 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим,

8 Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!

9 яко насытил есть душу тщу и душу алчущу исполни благ.

9 Ибо напитал Он душу истощённую и душу алчущую исполнил благ, –

10 Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом,

10 сидящих во тьме и тени смертной, скованных нищетою и железом,

11 яко преогорчиша словеса Божия и совет Вышняго раздражиша.

11 ибо возроптали они на слова Божии и волю Всевышнего раздражили.

12 И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй.

12 И смирилось в трудах сердце их, и ослабели, и не было помощника.

13 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я,

13 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он спас их,

14 и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза.

14 и вывел их из тьмы и тени смертной, и узы их разорвал.

15 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим,

15 Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!

16 яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи.

16 Ибо Он сокрушил врата медные и засовы железные сломил,

17 Восприят я от пути беззакония их, беззаконий бо ради своих смиришася.

17 взял их с пути беззакония их, ведь за беззакония свои были унижены.

18 Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных.

18 Всякою пищей возгнушалась душа их, и приблизились они к вратам смерти,

19 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я,

19 и воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он спас их:

20 посла слово Свое и исцели я, и избави я от растлений их.

20 послал Слово Своё и исцелил их, и избавил их от развращений их.

21 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим,

21 Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!

22 и да пожрут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости.

22 И да принесут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости.

23 Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих,

23 Отправляющиеся в море в кораблях, делающие дело в водах многих,

24 тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине.

24 они видели дела Господни и чудеса Его в пучине.

25 Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны eго,

25 Сказал Он – и начался ветер бурный, и волны высоко поднялись от него:

26 восходят до небес и низходят до бездн, душа их в злых таяше:

26 восходят до небес и нисходят до бездн; душа их изнывала в бедствиях.

27 смятошася, подвигошася, яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть.

27 Смутились они, зашатались, как пьяный, и пропала вся мудрость их.

28 И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я,

28 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он вывел их:

29 и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны eго.

29 и приказал буре, и настала тишина, и замолкли волны её;

30 И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего.

30 и возрадовались, что утихли они, и указал Он им путь в пристань, желанную им.

31 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим:

31 Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим!

32 да вознесут Его в церкви людстей и на седалищи старец восхвалят Его.

32 Да вознесут Его в собрании народа, и на седалище старейшин да восхвалят Его.

33 Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду,

33 Он превратил реки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую;

34 землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней.

34 землю плодоносную – в солончак, от злобы живущих на ней.

35 Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная.

35 Превратил Он пустыню в озёра вод и землю безводную в источники вод,

36 И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны,

36 и поселил там алчущих, и они построили города для обитания,

37 и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен.

37 и засеяли поля, и насадили виноградники, и получили плод от посаженного.

38 И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали.

38 И благословил Он их, и умножились весьма, и скот их не умалил.

39 И умалишася, и озлобишася от скорби зол и болезни.

39 И умалились они и пострадали от угнетения, бедствий и муки.

40 Излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути.

40 Излилось презрение на князей их, и Он оставил их блуждать по бездорожью, а не по пути.

41 И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия.

41 И помог бедному от нищеты, и, как овец, устроил семейства.

42 Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя.

42 Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои.

43 Кто премудр и сохранит сия? И уразумеют милости Господни.

43 Кто мудр и сохранит это? И уразумеют они милости Господа.

Слава:

Слава:

Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага и от стран собра их, от восток и запад, и севера, и моря. Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я, и настави я на путь прав, внити во град обительный. Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим, яко насытил есть душу тщу и душу алчущу исполни благ. Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я, и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза. Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим, яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их, беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я, посла слово Свое и исцели я, и избави я от растлений их. Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим, и да пожрут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела Его в радости. Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его, восходят до небес и низходят до бездн, душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася, яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я, и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны, и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен. И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали. И умилишася, и озлобишася от скорби зол и болезни. Излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия. Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия? И уразумеют милости Господни.

Кафизма 15 Псалом 106

Псалом 106

[Аллилуия]

Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами (3). Обстоятельства, при которых он был написан, указаны в 36-38 ст. Евреи были озабочены восстановлением разрушенных городов, разведением виноградников, засеванием полей и получили от своих трудов богатый урожай. Во всем псалме не видно разочарования или горестного чувства, не говорится также о построении храма и препятствиях в этом деле. Отсюда можно заключить, что псалом написан по возвращении из плена вавилонского еще до времени построения второго храма, когда козни самарян и некоторые нестроения во внутренней жизни самих евреев не успели обнаружиться. Имя писателя неизвестно.

В псалме хвалебное обращение к Богу, повторяемое четыре раза, делит весь псалом на пять частей 2-7; 9-14; 16-20; 23-30; 33-43.

Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2-7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9-14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16-20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23-30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33-43).

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

3. Под “морем” здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;

4. Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. – “Не находили населенного города” – точнее можно передать – не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.

5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.

7. Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.

8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

9. Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.

10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

19-20. Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло “слово Господа”, т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет,- и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

23-30. Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,
34 землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.

33-34. Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

34-38. Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

39-43. Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.

Псалом 106

Псалтырь создавалась на протяжении столетий. Многие ее песни были написаны еще израильским царем Давидом. Но ряд текстов были добавлены в псалтырь уже после его смерти. К таким текстам относится псалом 106. В нем неизвестный автор возносит благодарность Господу за избавление евреев от рассеивания между другими народами, за возможность создания ими своего государства в благословенной Палестине.

Текст молитвы псалом 106

На церковнославянском языке с ударениями

1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

2 Да реку́т изба́влении Го́сподем, и́хже изба́ви из руки́ врага́

3 и от стран собра́ их, от восто́к и за́пад, и се́вера, и мо́ря.

4 Заблуди́ша в пусты́ни безво́дней, пути́ гра́да оби́тельнаго не обрето́ша.

5 Алчуще и жа́ждуще, душа́ их в них исчезе́.

6 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изба́ви я́,

7 и наста́ви я́ на путь прав, вни́ти во град оби́тельный.

8 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,

9 я́ко насы́тил есть ду́шу тщу и ду́шу а́лчущу испо́лни благ.

10 Седя́щыя во тьме и се́ни сме́ртней, окова́нныя нище́тою и желе́зом,

11 я́ко преогорчи́ша словеса́ Бо́жия и сове́т Вы́шняго раздражи́ша.

12 И смири́ся в труде́х се́рдце их, и изнемого́ша, и не бе помога́яй.

13 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́,

14 и изведе́ я́ из тьмы и се́ни сме́ртныя, и у́зы их растерза́.

15 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,

16 я́ко сокруши́ врата́ ме́дная и вереи́ желе́зныя сломи́.

17 Восприя́т я́ от пути́ беззако́ния их, беззако́ний бо ра́ди свои́х смири́шася.

18 Вся́каго бра́шна возгнуша́ся душа́ их, и прибли́жишася до врат сме́ртных.

19 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их спасе́ я́,

20 посла́ сло́во Свое́ и исцели́ я́, и изба́ви я́ от растле́ний их.

21 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим,

22 и да пожру́т Ему же́ртву хвалы́, и да возвестя́т дела́ Его в ра́дости.

23 Сходя́щии в мо́ре в корабле́х, творя́щии де́лания в вода́х мно́гих,

24 ти́и ви́деша дела́ Госпо́дня и чудеса́ Его во глубине́.

25 Рече́, и ста дух бу́рен, и вознесо́шася во́лны его,

26 восхо́дят до небе́с и низхо́дят до бездн, душа́ их в злых та́яше:

27 смято́шася, подвиго́шася, я́ко пия́ный, и вся му́дрость их поглощена́ бысть

28 И воззва́ша ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти им, и от нужд их изведе́ я́,

29 и повеле́ бу́ри, и ста в тишину́, и умолко́ша во́лны его́.

30 И возвесели́шася, я́ко умо́лкоша, и наста́ви я́ в приста́нище хоте́ния своего́.

31 Да испове́дятся Го́сподеви ми́лости Его, и чудеса́ Его сыново́м челове́ческим:

32 да вознесу́т Его в це́ркви людсте́й и на седа́лищи ста́рец восхва́лят Его.

33 Положи́л есть ре́ки в пусты́ню, и исхо́дища водна́я в жа́жду,

34 зе́млю плодоно́сную в сла́ность, от зло́бы живу́щих на ней.

35 Положи́л есть пусты́ню во езе́ра водна́я и зе́млю безво́дную во исхо́дища водна́я.

36 И насели́ та́мо а́лчущыя, и соста́виша гра́ды оби́тельны,

37 и насе́яша се́ла, и насади́ша виногра́ды, и сотвори́ша плод жи́тен.

38 И благослови́ я́, и умно́жишася зело́, и скоты́ их не ума́ли.

39 И ума́лишася, и озлоби́шася от ско́рби зол и боле́зни.

40 Излия́ся уничиже́ние на кня́зи их, и облазни́ я́ по непрохо́дней, а не по пути́.

41 И помо́же убо́гу от нищеты́ и положи́ я́ко о́вцы оте́чествия.

42 У́зрят пра́вии и возвеселя́тся, и вся́кое беззако́ние загради́т уста́ своя́.

43 Кто прему́др и сохрани́т сия́? И уразуме́ют ми́лости Госпо́дни.

На русском языке

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,

3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;

5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.

6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,

7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.

8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:

9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;

11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.

12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.

13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.

15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:

16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.

17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;

18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.

19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!

22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!

23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,

24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:

25 Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:

26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;

27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.

28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.

29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.

30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!

32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!

33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,

34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.

35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;

36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;

37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.

38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,

40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.

41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.

42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

История написания

Исходя из текста псалма 106 можно предположить, что он был написан после возвращения еврейского народа из вавилонского плена. В этот период евреи были озабочены засеванием полей и разведением виноградников, восстановлением разрушенных городов.

Неизвестный псалмопевец подробно описывает общие черты бедствий человеческой жизни и показывает, что в трудную минуту Бог отвечает на молитвы, оказывает помощь страждущим.

Когда и для чего читают псалом 106?

Псалом 106 входит в состав XV кафизмы. В соответствии с этим в православных храмах его читают на пятничном богослужении на церковнославянском языке. При домашней молитве, для того чтобы лучше понимать смысл, допускается читать псалом 106 на русском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в храме два раза в неделю, поэтому к тексту псалма 106 обращаются во вторник и в пятницу. На Светлой седмице кафизмы не положены.

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для подходящего к различным жизненным случаям благословения, особенно если на особую потребность не имелось церковного чинопоследования. Так псалом 106 он советовал читать для избавления от женского бесплодия.

Толкование

Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.

В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.

Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
  • Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
  • Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
  • Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
  • Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
  • Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
  • Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
  • Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
  • Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
  • Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.

В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами (Пс.106_3). Обстоятельства, при которых он был написан, указаны в Пс.106_36–38 ст. Евреи были озабочены восстановлением разрушенных городов, разведением виноградников, засеванием полей и получили от своих трудов богатый урожай. Во всем псалме не видно разочарования или горестного чувства, не говорится также о построении храма и препятствиях в этом деле. Отсюда можно заключить, что псалом написан по возвращении из плена вавилонского еще до времени построения второго храма, когда козни самарян и некоторые нестроения во внутренней жизни самих евреев не успели обнаружиться. Имя писателя неизвестно.

В псалме хвалебное обращение к Богу, повторяемое четыре раза, делит весь псалом на пять частей Пс.106_2–7; Пс.106_9–14; Пс.106_16–20; Пс.106_23–30; Пс.106_33–43.

Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2–7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9–14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16–20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23–30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33–43).

Пс.106:3 . и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

Под “мор ем» здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

Пс.106:4 . Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;

Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. – «Не находили населенного города» – точнее можно передать – не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.

Пс.106:7 . и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.

Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.

Пс.106:9 . ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.

Пс.106:19 . Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;

Пс.106:20 . послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло “слово Господа», т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

Пс.106:23 . Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,

Пс.106:24 . видят дела Господа и чудеса Его в пучине:

Пс.106:25 . Он речет, – и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:

Пс.106:26 . восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;

Пс.106:27 . они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.

Пс.106:28 . Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.

Пс.106:29 . Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.

Пс.106:30 . И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

Пс.106:33 . Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,

Пс.106:34 . землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.

Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

Пс.106:35 . Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;

Пс.106:36 . и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;

Пс.106:37 . засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.

Пс.106:38 . Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

Пс.106:39 . Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, –

Пс.106:40 . Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.

Пс.106:41 . Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.

Пс.106:42 . Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.

Пс.106:43 . Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.

Кафизма 15 Псалом 106

Псалом 106

[Аллилуия]

Весь этот псалом представляет благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами (3). Обстоятельства, при которых он был написан, указаны в 36-38 ст. Евреи были озабочены восстановлением разрушенных городов, разведением виноградников, засеванием полей и получили от своих трудов богатый урожай. Во всем псалме не видно разочарования или горестного чувства, не говорится также о построении храма и препятствиях в этом деле. Отсюда можно заключить, что псалом написан по возвращении из плена вавилонского еще до времени построения второго храма, когда козни самарян и некоторые нестроения во внутренней жизни самих евреев не успели обнаружиться. Имя писателя неизвестно.

В псалме хвалебное обращение к Богу, повторяемое четыре раза, делит весь псалом на пять частей 2-7; 9-14; 16-20; 23-30; 33-43.

Да восхвалят Господа избавленные от врага и собранные ото всех стран света! Там они терпели всякие лишения, но Господь услышал их зов и повел их к месту поселения (2-7). За то, что они не покорялись Господу, Он смирил их бедствиями, и по обращении к Нему, вывел их от уз их (9-14). Тяжесть бедствия была такова, что угрожала им полной гибелью, но покаяние пред Богом спасло их (16-20). Пребывание в плену походило на состояние моряков во время бури, когда волны угрожают затопить корабль и погубить всех, кто на нем. По воле и милости Господа буря умолкает и они пристают к желаемому месту (23-30). Прежде превращенная в пустыню и опустошенная, теперь страна снова заселяется, обстраивается городами, обрабатываются поля и виноградники, принося обширную жатву. Жители ее размножаются, а прежние их поработители гибнут. При виде такой судьбы праведник радуется, а нечестивый заграждает свои уста; всякий мудрый видит это и понимает оказанную милость Господа (33-43).

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.

3. Под “морем” здесь разумеется Чермное море, через которое прошли евреи по выходе из Египта. Во всем стихе указываются четыре страны света для обозначения всех мест рассеяния Израиля, из которых он собран снова в Палестину.

4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;

4. Предлагаемая здесь картина странствования евреев по пустыне должна пониматься как образ угнетенного нравственного состояния евреев в плену, из которого они стремились к родной Палестине так же, как путник из пустыни к обитаемым местам. – “Не находили населенного города” – точнее можно передать – не находили и не искали места для постоянного поселения, так как из пророчеств они знали, что плен не вечен, равно также зависимая обстановка жизни от владетелей язычников и пребывание среди язычников вызывала жажду восстановления прежней самостоятельности и независимой жизни как в религиозном, так в гражданском и политическом отношениях, которую они утратили вместе с изведением из родной земли. При таком положении в плену и настроении, привлекали и прикрепляли к себе не Вавилонские равнины, а горы Палестины.

5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.

7. Господь даровал евреям прямой путь возвращения на родину с воцарением Кира, дозволившего и содействовавшего возвращению евреев в Палестину.

8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.

9. Радостное чувство возвращения на родину сравнивается с чувством удовлетворения жаждущим своей жажды и алчущим своего голода.

10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.

19-20. Пребывание в плену сравнивается с заключением в мрачную тюрьму, где заключенные осуждены погибнуть, если бы их не спасло “слово Господа”, т. е. обетование, данное еврейскому народу, по которому Господь обещал возвратить его из плена в случае его покаяния, что Он и исполнил теперь. Рассчитывать своими силами возвратить потерянную самостоятельность евреи, конечно, не могли за своею малочисленностью, неорганизованностью и бессилием.

21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет,- и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.

23-30. Бесправность плененных евреев и необеспеченность существования и жизни, предоставленных капризному своеволию восточных языческих владык, не привыкших считаться с потребностями и нуждами своих подданных, особенно пленных, уподобляло евреев матросам на кораблях, едущим в бурю по взволнованному морю, когда каждый вал последнего легко мог и угрожал потопить их слабое судно. Но Господь спас их из этой пучины и благополучно доставил до желанной пристани, до Палестины.

31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,
34 землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.

33-34. Картина состояния опустошенной войнами и врагами Палестины. По обычаям ведения войны в древнем мире вся неприятельская страна с ее источниками, полями, лесами, колодцами, а не только одни воины, подвергались опустошенно, а потому там, где прежде кипела жизнь, были обработанные поля и источники, после нападения врагов появлялась пустыня, не имевшая ни источников, ни колодцев, культурные растения, без поддержки со стороны человека, погибали, а вырастали солончаковые и т. п.

35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.

34-38. Совершенно обратное происходит теперь, когда водворились здесь прежние владельцы, начавшие с любовью и упорством обрабатывать заброшенные поля: Палестина снова зацвела и Господь наградил тружеников обильным урожаем.

39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.

39-43. Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.

Источники:
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/106/
http://www.molitvoslov.com/text443.htm
http://oz-gora.ru/ps106
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-106/
http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/106
http://oz-gora.ru/ps106
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/psaltir/txt108.html

Ссылка на основную публикацию