Псалом 100

Псалом 100

Псалом Давиду

Давида, псалом.

1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.

1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.

2 Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

2 Буду петь и внимать на пути непорочном: когда Ты придёшь ко мне? Я ходил в беззлобии сердца моего посреди дома моего.

3 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.

3 Не допускал пред глаза мои дела законопреступного, творящих преступления возненавидел;

4 Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах.

4 не пристало ко мне сердце строптивое, избегающего меня злого я не замечал;

5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях.

5 тайно клевещущего на ближнего своего – его изгонял, с гордым оком и ненасытным сердцем – с ним вместе не вкушал.

6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.

6 Очи мои – на верных земли, чтобы сидеть им рядом со мною, ходящий по пути непорочному, он мне служил.

7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.

7 Не жил среди дома моего поступающий надменно, говорящий неправду не преуспевал пред очами моими.

8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.

8 По утрам умерщвлял я всех грешников земли, чтобы истребить из града Господня всех делающих беззаконие.

Слава:

Слава:

Милость и суд воспою Тебе, Господи. Пою и разумею в пути непорочне, когда приидеши ко мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех. Не прильпе мне сердце строптиво, уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню, глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.

Псалтирь | псалом 100

Несомненно, что Давид был сочинителем данного псалма, так как в нем чувствуется искренний дух мужа по сердцу Бога. Это торжественная клятва Богу, когда он взял на себя руководство семьей и царством. Не важно, был ли он написан, когда Давид взошел на царство сразу же после смерти Саула (как считают одни), или когда он начал царствовать во всем Израиле и внес ковчег в город Давида (как предполагают другие). Это прекрасный план или модель для хорошего управления царским двором или для поддержки добродетели и благочестия, чтобы благодаря этим средствам был учрежден правильный порядок. Но его также можно применить и к отдельным семьям – это семейный псалом. Он наставляет всех, кто обладает властью, то ли большой, то ли маленькой, использовать ее для того, чтобы нагнать ужас на злодеев и прославить поступающих благочестиво. В нем представлено (I) общее содержание клятвы Давида (ст. 1,2).

(II) Ее особенности: псалмопевец обещает ненавидеть и осуждать всякого рода порочность (ст. 3-5,7,8) и благоволить и ободрять всех благочестивых людей (ст. 6). Некоторые считают, что он полностью соответствует Христу, Сыну Давида, который управляет Своей Церковью, городом Господним, с помощью этих правил, который любит праведность и ненавидит порочность. Воспевая этот псалом семьей, и направляющие и направляемые должны учить, назидать и побуждать себя и друг друга жить по его правилам, чтобы между ними был мир, а вместе с ними – присутствие Бога.

Стихи 1-8. В этих стихах Давид строит для себя и других пример правильного управления городскими властями и семьей; и если бы все тщательно исполняли эти обязанности на своих местах, то это внесло бы значительный вклад в дело повсеместной реформации. Обратите внимание:

I. На выбранную тему этого псалма (ст. 1): «Милость и суд буду петь», то есть 1. О Божьей милости и суде. Затем псалом возвращается к проявлениям провидения относительно Давида, так как он был первым помазанным царем, который на протяжении жизни часто сталкивался с трудностями и с одной стороны наказывался, а с другой для него было совершено много чудесных избавлений и проявлено много благоволения. Об этом он собирается петь Богу. Обратите внимание:

(1) провидения Божьи к Своему народу часто переплетаются – милость и суд. Бог распределяет одно после другого, определяя для них апрельские дни – то дождь, то солнце. Так было с Давидом и его семьей. После милости, проявившейся в возвращении ковчега, последовала смерть Уззы.

(2) Когда Бог своими провидениями проверяет нас, переплетая милость и суд, то наш долг – петь, петь Ему об одном и о другом. И суд, и милость должны воздействовать на нас должным образом, побуждая признавать Бога и в том, и в другом. Заслуживает внимание халдейское изложение данного места: «Какой бы суд Ты ни обрушил на меня, я буду петь Тебе за все». Каким бы ни было наше внешнее состояние – то ли радостное, то ли печальное, – мы должны воздавать славу Богу и петь Ему хвалу. Ни смех процветающего положения, ни слезы страданий не должны вытеснять из нас мелодии священных песен.

2. Здесь могут подразумеваться милость и суд Давида. В этом псалме он пообещал быть милостивым и справедливым (или мудрым), так как суд часто зависит от благоразумия. Поступать справедливо и любить милость – суть нашего долга; и псалмопевец дает обещание поступать по совести и в своей должности, и по отношению к своим близким, размышляя о различных провидениях, посланных ему Богом. Милости и страдания, посланные семье, призывают к семейной религии. Давид перекладывает свою клятву на песнь, или псалом, чтобы лучше запомнить ее и почаще вспоминать, чтобы было проще передать ее другим и сохранить в своей семье как пример для сыновей и наследников.

II. В общем, Давид принимает решение вести себя осторожно и честно при дворе (ст. 2). Здесь нам представлено:

1. Похвальное стремление к благочестивому образу жизни – образу жизни в общем (как он будет вести себя во всех ситуациях: поступать по правилам, соответственно своему положению, не принимать участия в рискованных походах; являясь царем, он дает торжественный обет вести себя хорошо) и образу жизни в семье в частности. Он говорит не только о том, как будет вести себя при народе, восседая на престоле, а как он будет ходить посреди дома своего, где его не видел глаз мира, но где он сам считал себя находящимся под оком Бога. Недостаточно облачаться в религию, когда мы едем за границу или являемся перед людьми; мы так же должны руководствоваться ею и в наших семьях. Тот, кто занимает государственную должность, не освобождается от управления в своей семье, более того, он должен больше заботиться, чтобы подавать хороший пример, хорошо управляя домом своим (1Тим 3:4). Даже будучи очень занят государственными делами, Давид возвращается, чтобы благословить дом свой (2Цар 6:20). Он решает, (1) поступать по совести и справедливости – ходить в непорочности, путем заповедей Божьих, то есть путем непорочным, ибо закон Господа совершен. Он будет идти этим путем в непорочности своего сердца, со всей искренностью, не притворяясь ни перед Богом, ни перед людьми. Когда мы принимаем слово Божье за правило и им направляемся, когда нашей целью становится слава Божья и мы стремимся к ней, тогда мы идем непорочным путем в непорочности своего сердца.

(2) Поступать продуманно и благоразумно: «Буду поступать мудро (англ. пер., KJV), буду размышлять или наставлять себя о пути непорочном (рус.пер.). Я буду ходить осмотрительно». Отметьте: мы все должны принять решение жить по принципам христианского благоразумия и ходить путями христианского благочестия. Мы никогда не должны сворачивать с правильного пути, притворяясь, что ведем себя мудро, а идя по доброму пути, должны быть мудры, как змеи.

2. Хорошая молитва: «О, когда ты придешь ко мне?» Если человек имеет собственный дом, то хорошо, чтобы Бог приходил к нему и пребывал с ним в этом доме; и тот, кто ходит путем непорочным и в непорочности своего сердца, может надеяться, что Бог будет присутствовать в нем. Если мы сравним отчет историков о Давиде (1Цар 18:14), то увидим, как точно он соответствует его цели и молитве, которая никогда не была напрасной. Давид, соответственно своим стремлениям, во всех делах своих поступал благоразумно; и, соответственно его молитве, Господь был с ним.

III. Его личное решение не поступать плохо (ст. 3): «Не положу пред очами моими вещи непотребной; я буду планировать и стремиться лишь к тому, что воздаст славу Богу и послужит для государственного благополучия». Давид никогда не стремился обогатиться за счет обнищания своих подданных и не старался расширить свою власть, посягая на их собственность. И мы во всяком мирском бизнесе должны стремиться, чтобы перед нашими глазами были вещи правильные и хорошие, а не запретный плод, чтобы мы никогда не искали того, чего нельзя получить не согрешив. Благочестивый человек характеризуется тем, что закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). «Более того, дело преступное я ненавижу – то, что уводит меня от путей справедливости (Иов 31:7). Я не только избегаю его, но оно отвратительно для меня; не прилепится оно ко мне. Если какое-то бесчестье коснется моих рук, то я быстро смою его».

IV. Его следующее решение – не держать у себя плохих слуг и не нанимать людей порочных. Он не хочет поощрять их или оказывать малейшее благоволение, чтобы не ожесточить их в порочности и не ободрить других поступать, как они. Он сам не общался с ними и не позволял своим слугам дружить с ними, чтобы инфекция греха не заразила его семью. Он не доверял им и не допускал таких людей к власти, так как ненавидящие реформацию, безусловно, будут препятствовать всему хорошему. Давид далее, перечисляя грехи, не упоминает пьяниц, прелюбодеев, убийц и хулителей, так как подобные страшные грешники не могли быть допущены к его дому, и поэтому не было нужды обещать не водить с ними знакомств. Но псалмопевец упоминает менее постыдные грехи, хотя не менее опасные, по отношению к которым он должен быть очень осторожен и вести себя мудро. У него не будет ничего общего (1) со злобными и недоброжелательными по своей природе людьми, которые злопамятны и, не задумываясь, совершают зло тем, кого недолюбливают (ст. 4): «Сердце развращенное (которому нравится быть подлым и развращенным) будет удалено от меня, как неподобающее для общества, чьи узы – любовь. Злого я не буду знать, то есть не буду общаться, если это в моих силах, с человеком злым, так как небольшое количество закваски злобы окажет воздействие на все тесто».

(2) С клеветниками и теми, кому нравится тайно наносить вред репутации соседа (ст. 5): «Тайно клевещущего на ближнего своего, который либо выдумывает, либо распространяет сплетни, чтобы нанести вред его доброму имени, изгоню из семьи и двора». Многие, чтобы возвыситься и завоевать благоволение правителей, стараются представить людей и различные вещи в ложном свете – так, как, по их мнению, должно нравиться их начальнику. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы (Прит 29:12). Но Давид не только отказывается слушать их, но и собирается препятствовать продвижению тех, кто таким образом заискивает перед ним. Он будет не только наказывать тех, кто лжесвидетельствует на суде, но и того, кто тайно клевещет на другого. Я надеюсь, что Давид вспомнил эту клятву в случае с Мемфивосфеем и Сивой.

(3) С высокомерными, надменными и амбициозными людьми. Ничто не приносит столько зла в семью, царский двор, в Церковь, сколько гордость, ибо от высокомерия происходит раздор: «И поэтому гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Я не буду терпим к тем, кто продолжает хвататься за продвижение по службе, так как их цель не добро, а лишь прославление себя и своих семей». Бог гордым противится, поэтому Давид будет поступать так же.

(4) Со лжецами, которые без угрызения совести солгут или сжульничают (ст. 7): «Хотя поступающий коварно и может постепенно пробраться в мою семью, но, как только он будет раскрыт, – не будет жить в доме моем». Некоторые великие люди знают, как достичь своих целей с помощью искусного обмана, и имеют подходящие инструменты для этого дела. Но Давид не собирается использовать таких людей в качестве посредников, и говорящий ложь не останется пред глазами его, а будет с негодованием изгнан из дома. В этом Давид был мужем по сердцу Бога, так как Бог ненавидит гордый взгляд и лживый язык. Он также был прообразом Христа, который в тот великий день изгонит от Себя любящих и делающих неправду (Отк 22:15).

V. Его решимость благотворить честным и справедливым людям (ст. 6): «Глаза мои на верных земли». Слуг для себя и деятелей государства Давид выбирал среди израильтян и не нанимал иноземцев; он оказывал предпочтение истинно рожденным израильтянам – верным земли, – какими они должны быть, так как даже в той стране были нечестные люди. Глаза его были на верных; он стремился разыскать их, так как они были скромными и не толпились в городе, ища продвижения при дворе, а жили в отдаленных уголках, в деревнях, подальше от толпы. Чаще всего для почетных должностей и доверия больше всего подходят люди, которые меньше всего стремятся к этому, и поэтому мудрым правителям следует выискивать подобных людей на окраинах, в уединении, а затем забрать, чтобы они жили с ними и выполняли их приказы. «Кто ходит путем непорочности, по совести говорит и поступает, тот будет служить мне», – говорит Давид. По всему царству нужно искать честных людей, чтобы они стали служителями при дворе, и оказать предпочтение лучшим. Это было хорошее решение Давида, но то ли царь не придерживался его, или же по другим причинам ему было навязано неверное решение, когда своей правой рукой он избрал Ахитофела. Главы семей должны заботиться и стараться ради себя и своих детей принимать в семью таких слуг, которые боятся Бога. Глаза Сына Давидова на верных земли; Его тайна с ними, и они пребудут с Ним. Главным критерием у Саула при выборе слуг была их привлекательность (1Цар 8:16), а у Давида – добродетельность.

VI. Его решение быть более ревностным в реформации города и страны, а также царского двора (ст. 8): «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, всех разоблаченных и обличенных. Их поступки будут судиться по закону». Он будет делать все возможное, чтобы истреблять всех нечестивцев, чтобы не осталось ни одного общеизвестного злодея. Он будет делать это с раннего утра, не щадя ни времени, ни сил; он будет стремителен и ревностен, изменяя образ жизни и подавляя зло. И в нужное время встанут те, которые будут делать все возможное, чтобы достичь этой цели. Он стремился не только обезопасить свое правление и сохранить мир в стране, но и почтить Бога чистотой Его Церкви, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. Не только Иерусалим, но и вся страна была градом Господним. То же самое можно сказать о евангельской Церкви. Для благополучия града Господня он должен быть очищен от делающих беззаконие, которые позорят и ослабляют его, поэтому долг каждого человека – делать все возможное на своем месте, способствуя этому благому делу, и быть ревностным в нем. Приближается день, когда Сын Давида истребит всех злодеев из нового Иерусалима, ибо никакое беззаконие не войдет туда.

Псалтирь 100 псалом

Несомненно, что Давид был сочинителем данного псалма, так как в нем чувствуется искренний дух мужа по сердцу Бога. Это торжественная клятва Богу, когда он взял на себя руководство семьей и царством. Не важно, был ли он написан, когда Давид взошел на царство сразу же после смерти Саула (как считают одни), или когда он начал царствовать во всем Израиле и внес ковчег в город Давида (как предполагают другие). Это прекрасный план или модель для хорошего управления царским двором или для поддержки добродетели и благочестия, чтобы благодаря этим средствам был учрежден правильный порядок. Но его также можно применить и к отдельным семьям – это семейный псалом. Он наставляет всех, кто обладает властью, то ли большой, то ли маленькой, использовать ее для того, чтобы нагнать ужас на злодеев и прославить поступающих благочестиво. В нем представлено (I) общее содержание клятвы Давида (ст. 1,2).

(II) Ее особенности: псалмопевец обещает ненавидеть и осуждать всякого рода порочность (ст. 3-5,7,8) и благоволить и ободрять всех благочестивых людей (ст. 6). Некоторые считают, что он полностью соответствует Христу, Сыну Давида, который управляет Своей Церковью, городом Господним, с помощью этих правил, который любит праведность и ненавидит порочность. Воспевая этот псалом семьей, и направляющие и направляемые должны учить, назидать и побуждать себя и друг друга жить по его правилам, чтобы между ними был мир, а вместе с ними – присутствие Бога.

Стихи 1-8. В этих стихах Давид строит для себя и других пример правильного управления городскими властями и семьей; и если бы все тщательно исполняли эти обязанности на своих местах, то это внесло бы значительный вклад в дело повсеместной реформации. Обратите внимание:

I. На выбранную тему этого псалма (ст. 1): «Милость и суд буду петь», то есть 1. О Божьей милости и суде. Затем псалом возвращается к проявлениям провидения относительно Давида, так как он был первым помазанным царем, который на протяжении жизни часто сталкивался с трудностями и с одной стороны наказывался, а с другой для него было совершено много чудесных избавлений и проявлено много благоволения. Об этом он собирается петь Богу. Обратите внимание:

(1) провидения Божьи к Своему народу часто переплетаются – милость и суд. Бог распределяет одно после другого, определяя для них апрельские дни – то дождь, то солнце. Так было с Давидом и его семьей. После милости, проявившейся в возвращении ковчега, последовала смерть Уззы.

(2) Когда Бог своими провидениями проверяет нас, переплетая милость и суд, то наш долг – петь, петь Ему об одном и о другом. И суд, и милость должны воздействовать на нас должным образом, побуждая признавать Бога и в том, и в другом. Заслуживает внимание халдейское изложение данного места: «Какой бы суд Ты ни обрушил на меня, я буду петь Тебе за все». Каким бы ни было наше внешнее состояние – то ли радостное, то ли печальное, – мы должны воздавать славу Богу и петь Ему хвалу. Ни смех процветающего положения, ни слезы страданий не должны вытеснять из нас мелодии священных песен.

2. Здесь могут подразумеваться милость и суд Давида. В этом псалме он пообещал быть милостивым и справедливым (или мудрым), так как суд часто зависит от благоразумия. Поступать справедливо и любить милость – суть нашего долга; и псалмопевец дает обещание поступать по совести и в своей должности, и по отношению к своим близким, размышляя о различных провидениях, посланных ему Богом. Милости и страдания, посланные семье, призывают к семейной религии. Давид перекладывает свою клятву на песнь, или псалом, чтобы лучше запомнить ее и почаще вспоминать, чтобы было проще передать ее другим и сохранить в своей семье как пример для сыновей и наследников.

II. В общем, Давид принимает решение вести себя осторожно и честно при дворе (ст. 2). Здесь нам представлено:

1. Похвальное стремление к благочестивому образу жизни – образу жизни в общем (как он будет вести себя во всех ситуациях: поступать по правилам, соответственно своему положению, не принимать участия в рискованных походах; являясь царем, он дает торжественный обет вести себя хорошо) и образу жизни в семье в частности. Он говорит не только о том, как будет вести себя при народе, восседая на престоле, а как он будет ходить посреди дома своего, где его не видел глаз мира, но где он сам считал себя находящимся под оком Бога. Недостаточно облачаться в религию, когда мы едем за границу или являемся перед людьми; мы так же должны руководствоваться ею и в наших семьях. Тот, кто занимает государственную должность, не освобождается от управления в своей семье, более того, он должен больше заботиться, чтобы подавать хороший пример, хорошо управляя домом своим (1Тим 3:4). Даже будучи очень занят государственными делами, Давид возвращается, чтобы благословить дом свой (2Цар 6:20). Он решает, (1) поступать по совести и справедливости – ходить в непорочности, путем заповедей Божьих, то есть путем непорочным, ибо закон Господа совершен. Он будет идти этим путем в непорочности своего сердца, со всей искренностью, не притворяясь ни перед Богом, ни перед людьми. Когда мы принимаем слово Божье за правило и им направляемся, когда нашей целью становится слава Божья и мы стремимся к ней, тогда мы идем непорочным путем в непорочности своего сердца.

(2) Поступать продуманно и благоразумно: «Буду поступать мудро (англ. пер., KJV), буду размышлять или наставлять себя о пути непорочном (рус.пер.). Я буду ходить осмотрительно». Отметьте: мы все должны принять решение жить по принципам христианского благоразумия и ходить путями христианского благочестия. Мы никогда не должны сворачивать с правильного пути, притворяясь, что ведем себя мудро, а идя по доброму пути, должны быть мудры, как змеи.

2. Хорошая молитва: «О, когда ты придешь ко мне?» Если человек имеет собственный дом, то хорошо, чтобы Бог приходил к нему и пребывал с ним в этом доме; и тот, кто ходит путем непорочным и в непорочности своего сердца, может надеяться, что Бог будет присутствовать в нем. Если мы сравним отчет историков о Давиде (1Цар 18:14), то увидим, как точно он соответствует его цели и молитве, которая никогда не была напрасной. Давид, соответственно своим стремлениям, во всех делах своих поступал благоразумно; и, соответственно его молитве, Господь был с ним.

III. Его личное решение не поступать плохо (ст. 3): «Не положу пред очами моими вещи непотребной; я буду планировать и стремиться лишь к тому, что воздаст славу Богу и послужит для государственного благополучия». Давид никогда не стремился обогатиться за счет обнищания своих подданных и не старался расширить свою власть, посягая на их собственность. И мы во всяком мирском бизнесе должны стремиться, чтобы перед нашими глазами были вещи правильные и хорошие, а не запретный плод, чтобы мы никогда не искали того, чего нельзя получить не согрешив. Благочестивый человек характеризуется тем, что закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). «Более того, дело преступное я ненавижу – то, что уводит меня от путей справедливости (Иов 31:7). Я не только избегаю его, но оно отвратительно для меня; не прилепится оно ко мне. Если какое-то бесчестье коснется моих рук, то я быстро смою его».

IV. Его следующее решение – не держать у себя плохих слуг и не нанимать людей порочных. Он не хочет поощрять их или оказывать малейшее благоволение, чтобы не ожесточить их в порочности и не ободрить других поступать, как они. Он сам не общался с ними и не позволял своим слугам дружить с ними, чтобы инфекция греха не заразила его семью. Он не доверял им и не допускал таких людей к власти, так как ненавидящие реформацию, безусловно, будут препятствовать всему хорошему. Давид далее, перечисляя грехи, не упоминает пьяниц, прелюбодеев, убийц и хулителей, так как подобные страшные грешники не могли быть допущены к его дому, и поэтому не было нужды обещать не водить с ними знакомств. Но псалмопевец упоминает менее постыдные грехи, хотя не менее опасные, по отношению к которым он должен быть очень осторожен и вести себя мудро. У него не будет ничего общего (1) со злобными и недоброжелательными по своей природе людьми, которые злопамятны и, не задумываясь, совершают зло тем, кого недолюбливают (ст. 4): «Сердце развращенное (которому нравится быть подлым и развращенным) будет удалено от меня, как неподобающее для общества, чьи узы – любовь. Злого я не буду знать, то есть не буду общаться, если это в моих силах, с человеком злым, так как небольшое количество закваски злобы окажет воздействие на все тесто».

(2) С клеветниками и теми, кому нравится тайно наносить вред репутации соседа (ст. 5): «Тайно клевещущего на ближнего своего, который либо выдумывает, либо распространяет сплетни, чтобы нанести вред его доброму имени, изгоню из семьи и двора». Многие, чтобы возвыситься и завоевать благоволение правителей, стараются представить людей и различные вещи в ложном свете – так, как, по их мнению, должно нравиться их начальнику. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы (Прит 29:12). Но Давид не только отказывается слушать их, но и собирается препятствовать продвижению тех, кто таким образом заискивает перед ним. Он будет не только наказывать тех, кто лжесвидетельствует на суде, но и того, кто тайно клевещет на другого. Я надеюсь, что Давид вспомнил эту клятву в случае с Мемфивосфеем и Сивой.

(3) С высокомерными, надменными и амбициозными людьми. Ничто не приносит столько зла в семью, царский двор, в Церковь, сколько гордость, ибо от высокомерия происходит раздор: «И поэтому гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Я не буду терпим к тем, кто продолжает хвататься за продвижение по службе, так как их цель не добро, а лишь прославление себя и своих семей». Бог гордым противится, поэтому Давид будет поступать так же.

(4) Со лжецами, которые без угрызения совести солгут или сжульничают (ст. 7): «Хотя поступающий коварно и может постепенно пробраться в мою семью, но, как только он будет раскрыт, – не будет жить в доме моем». Некоторые великие люди знают, как достичь своих целей с помощью искусного обмана, и имеют подходящие инструменты для этого дела. Но Давид не собирается использовать таких людей в качестве посредников, и говорящий ложь не останется пред глазами его, а будет с негодованием изгнан из дома. В этом Давид был мужем по сердцу Бога, так как Бог ненавидит гордый взгляд и лживый язык. Он также был прообразом Христа, который в тот великий день изгонит от Себя любящих и делающих неправду (Отк 22:15).

V. Его решимость благотворить честным и справедливым людям (ст. 6): «Глаза мои на верных земли». Слуг для себя и деятелей государства Давид выбирал среди израильтян и не нанимал иноземцев; он оказывал предпочтение истинно рожденным израильтянам – верным земли, – какими они должны быть, так как даже в той стране были нечестные люди. Глаза его были на верных; он стремился разыскать их, так как они были скромными и не толпились в городе, ища продвижения при дворе, а жили в отдаленных уголках, в деревнях, подальше от толпы. Чаще всего для почетных должностей и доверия больше всего подходят люди, которые меньше всего стремятся к этому, и поэтому мудрым правителям следует выискивать подобных людей на окраинах, в уединении, а затем забрать, чтобы они жили с ними и выполняли их приказы. «Кто ходит путем непорочности, по совести говорит и поступает, тот будет служить мне», – говорит Давид. По всему царству нужно искать честных людей, чтобы они стали служителями при дворе, и оказать предпочтение лучшим. Это было хорошее решение Давида, но то ли царь не придерживался его, или же по другим причинам ему было навязано неверное решение, когда своей правой рукой он избрал Ахитофела. Главы семей должны заботиться и стараться ради себя и своих детей принимать в семью таких слуг, которые боятся Бога. Глаза Сына Давидова на верных земли; Его тайна с ними, и они пребудут с Ним. Главным критерием у Саула при выборе слуг была их привлекательность (1Цар 8:16), а у Давида – добродетельность.

VI. Его решение быть более ревностным в реформации города и страны, а также царского двора (ст. 8): «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, всех разоблаченных и обличенных. Их поступки будут судиться по закону». Он будет делать все возможное, чтобы истреблять всех нечестивцев, чтобы не осталось ни одного общеизвестного злодея. Он будет делать это с раннего утра, не щадя ни времени, ни сил; он будет стремителен и ревностен, изменяя образ жизни и подавляя зло. И в нужное время встанут те, которые будут делать все возможное, чтобы достичь этой цели. Он стремился не только обезопасить свое правление и сохранить мир в стране, но и почтить Бога чистотой Его Церкви, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. Не только Иерусалим, но и вся страна была градом Господним. То же самое можно сказать о евангельской Церкви. Для благополучия града Господня он должен быть очищен от делающих беззаконие, которые позорят и ослабляют его, поэтому долг каждого человека – делать все возможное на своем месте, способствуя этому благому делу, и быть ревностным в нем. Приближается день, когда Сын Давида истребит всех злодеев из нового Иерусалима, ибо никакое беззаконие не войдет туда.

Псалом 100

Библия повествует о том, как во время передвижения Кивот Завета упал с повозки, а верный подданный Давида – левит Оза, бросился поднять святыню, но по своему недостоинству тотчас умер. Царь Давид остановил процессию, в течение трех месяцев размышлял о Божьем недовольстве. Псалом 100 – это обещание Богу воздерживаться от беззаконий, жить благочестиво, творить праведный суд и не слушать преступных советчиков, ябедников и уничижителей.

Текст молитвы псалом 100

На церковнославянском языке с ударениями

1 Ми́лость и су́д воспою́ Тебе́, Го́споди.

2 Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне́́. Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́.

3 Не предлага́х пред очи́ма мои́ма ве́щь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех.

4 Не прильпе́ мне́ се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х.

5 Оклевета́ющаго та́й и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с си́м не ядя́х.

6 О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, се́й ми́ служа́ше.

7 Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма.

8 Во у́трия избива́х вся́ гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся́ де́лающыя беззако́ние.

На русском языке

1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.

2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.

3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.

4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.

5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.

6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.

7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.

8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.

История псалма 100 и его толкование

Авторство приписывается царю и пророку Давиду. Текст псалма 100 написан не только как следствие внезапной смерти служащего царя Давида. Эта песнь имеет и собственный глубокий смысл, который легче понять, разобрав толкование псалма 100 по стихам:

  • Первая строка псалма – пророческая. Давид говорит о том, что у Бога сочетаются милость и суд — такие, казалось бы, для обычного человеческого взгляда противоречивые понятия. С одной стороны, Господь всемилостив, но с другой Он – праведный Судья не только дел, но и слов, и даже мыслей.
  • Стих 2-3. Если Господь – Судья, то я «буду размышлять о пути непорочном», говорит пророк, буду искать, как хорошо поступать перед Господом, буду очищать свои мысли и чувства. Также царь Давид советует не допускать нечистых, корыстных помыслов, поступать благочестиво. Но воздерживаться следует не только от неправедных поступков, мыслей и чувств, но и от людей, которые поступают лживо.
  • В 4 стихе автор советует не придавать внимания лживым внушениям, стараться не вдумываться в них, не принимать близко к сердцу и к уму такие «прилоги». «Уклоняющегося от Мене (то есть от Господа) лукавого не познах», то есть на своем пути пророк не стал узнавать и принимать лживые, злые намерения людей, отступающих от Бога. Псалом советует также молодым и старым «власть придержащим» слушать добрые советы и остерегаться преступных людей, чтобы удалять от себя ложь.
  • 5 стих – пророческое завещание удаляться от людей, распространяющих ложные обвинения и сплетни, так как такой человек может сказать ложь и о самом царе, и о своем ближнем.
  • В 6-7 стихах Давид подтверждает, что «посаждати», то есть делать добрые, созидательные дела, нужно с верными Богу, достойными людьми с чистыми мыслями. А люди гордые и лживые могут принести вред Божьему делу.
  • Слова «Поутру избивал я всех грешников земли» не стоит понимать дословно. «Землей» здесь называется сердце, а «нечестивыми», которых нужно «убивать» с самого утра – злые помыслы, которых мы не хотим иметь, но они сами появляются в сердце, как сорняки из земли. Убивать их нужно без жалости, причем с малолетства, чтобы они не укоренились и не победили «во граде Господнем», то есть в святой душе.

Когда и для чего читается псалом 100?

Псалом 100 читается в конце первого часа на вечерней службе (или на всенощном бдении). Хотя текст был написан царем Давидом в скорбных обстоятельствах, читается он и в других нуждах:

  • о благочестивых людях, чтобы Господь даровал им благодать и помощь;
  • тому, кто, по примеру царя Давида, решил избавиться от давнего греха.
  • кто скорбит – тот найдет утешение и надежду и поймет милость Божью;
  • благочестивым хозяевам чтение псалма поможет оградить дом и близких от злых людей.

Правила чтения

Псалом 100 читается в церкви вечером в конце первого часа. В домашних условиях псалом можно читать перед иконами, с зажженной свечей или лампадкой, перед святыми иконами, в тихой, спокойной обстановке. На молитве можно вспомнить имена близких и тепло помянуть их перед Господом.

Псалом 100 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 100

Толкование Псалма 100

Обращаясь к Господу, Давид говорит о своей решимости поддерживать нравственную чистоту во вверенном ему царстве и делать это, всячески удаляясь от зла и удаляя его из окружения своего и из города, откуда он правит, – чтобы Господь мог “прийти к нему” (стих 2) в Иерусалим. Некоторые приурочивают написание Псалма 100 ко времени, когда ковчег завета, так и “не достигнув” Иерусалима, был оставлен Давидом (после гибели Озы) в доме Аведдара (2-Цар. 6:10 и далее). В этой гибели царь мог увидеть знак “нежелания” Господа “войти” в его столицу. Отсюда обещание Давида нравственно очищать себя, свой дом и город. В каком-то смысле Пс. 100 можно рассматривать как “устав”, которому Давид намерен был следовать в своем управлении народом под руководством Божиим.

Пс. 100:1. В песнопениях Господу Давид хочет прославлять милость и нелицеприятный суд как неотъемлемые черты Божиего правления и основу его (сравните Пс. 88:15).

Пс. 100:2. Давид в собственной своей жизни, в доме своем, обещает Богу держаться (так в англ. переводах Библии) пути непорочного (в отличие от развратного образа жизни, который вело большинство ближневосточных правителей в древности).

Пс. 100:3-8. Он понимает, что в этом, как и в нравственной чистоте окружения его и города, в котором он правит, залог Божиего присутствия среди них и благословения царствования его. в стихе 3-4 – образы нетерпимого отношения ко злу. “Вещь непотребная” (стих 3) в оригинальном тексте звучит как “вещь Велиара” (на древнееврейском языке “велиар” означало зло, безбожие, порой – смерть, погибель; иногда этим словом называли нечестивца, а апостол Павел в 2-Кор. 6:15 называет им дьявола).

В стихах 5-6 царь Давид обещает не терпеть возле себя клеветников и гордецов, но окружать себя людьми достойными. Он не будет поощрять лгунов и поступающих коварно (стих 7) Фраза “С раннего утра” (стих 8) передает намерение царя действовать безотлагательно и решительно (по отношению к нечестивцам, живущим в его земле).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 100

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

100:1,2 Псалом Давида. Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: “когда ты придешь ко мне?” Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
Псалом Давида, желающего петь Господу сердца своего и размышлять о пути праведности: желал Давид жить в доме своём с осознанием мысли, что он – непорочен пред Богом. Иначе Давид жить не желал.

100:3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне Размышления о пути непорочности привели его к следующим выводам:
– не держать пред глазами своими вещи непотребной и не рассматривать то, что в глазах Бога – порочно.
– не совершать преступного дела – мало. Надо научиться его ненавидеть, тогда и проблем с желанием совершать преступные дела – не возникнет, тогда оно и не прилепится к Давиду, ибо Давид не даст ему приблизиться к себе из-за ненависти к нему.

Конечно, если поразмышлять, то глупо было бы надеяться на хождение в непорочности среди дома своего, наводнённого непотребными вещами, непотребным поведением, отсутствием уважения друг ко другу и любви к Богу. Что в доме приживётся – то и формировать будет его жильцов.
Но кто ответственен за то, что в доме приживётся? Сами жильцы.

100:4,5 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
– не общаться с теми, чьё сердце развращено и пути Божьего не признаёт, со злым человеком нет смысла иметь дело;

5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
– не принимать тех, кто пытается тайно клеветать на ближнего своего и по большому секрету поносить его.
Невольно возникает вопрос: а с открыто клевещущими общался бы Давид?
Открытый – не так опасен, как желающий спрятаться в темноту и окутать всё мраком тайны: от открытых всегда знаешь, что ожидать. От действующих же тайно – никогда не знаешь, что ожидать, к таким опасно спиной становиться: удар в спину может быть нанесён в самый неожиданный момент.

– надменного сердцем – тоже Давид решил не подпускать к себе близко: надменный сердцем – далёк от Бога, а потому и не может быть интересен тому, кто стремится стать праведником

100:6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
Давид, размышляя о праведном пути жизни, пришёл к выводу, что соратниками его могут быть только те, кто любит Бога и старается жить по заповедям его. Эти люди – надёжны для Давида, только таких он желал бы видеть возле себя и допускать к делам царским.

100:7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
Давид желает не допустить в жилище своём – появления коварного, и любящий лгать – не задержится у Давида в доме: всё и всех, что и кто не помогает ему в становлении праведным – Давид решил держать от себя подальше

100:8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
С раннего утра Давид желает избавляться от каждого нечестивого земли, чтобы искоренить из города Господа делающих беззаконие То есть, образно, вся земля представляет собой славный «город» Иеговы – место, в котором обитает Бог. И нельзя допустить, чтобы нечестивые пребывали на святом месте Его.

Псалтирь | псалом 100

Несомненно, что Давид был сочинителем данного псалма, так как в нем чувствуется искренний дух мужа по сердцу Бога. Это торжественная клятва Богу, когда он взял на себя руководство семьей и царством. Не важно, был ли он написан, когда Давид взошел на царство сразу же после смерти Саула (как считают одни), или когда он начал царствовать во всем Израиле и внес ковчег в город Давида (как предполагают другие). Это прекрасный план или модель для хорошего управления царским двором или для поддержки добродетели и благочестия, чтобы благодаря этим средствам был учрежден правильный порядок. Но его также можно применить и к отдельным семьям – это семейный псалом. Он наставляет всех, кто обладает властью, то ли большой, то ли маленькой, использовать ее для того, чтобы нагнать ужас на злодеев и прославить поступающих благочестиво. В нем представлено (I) общее содержание клятвы Давида (ст. 1,2).

(II) Ее особенности: псалмопевец обещает ненавидеть и осуждать всякого рода порочность (ст. 3-5,7,8) и благоволить и ободрять всех благочестивых людей (ст. 6). Некоторые считают, что он полностью соответствует Христу, Сыну Давида, который управляет Своей Церковью, городом Господним, с помощью этих правил, который любит праведность и ненавидит порочность. Воспевая этот псалом семьей, и направляющие и направляемые должны учить, назидать и побуждать себя и друг друга жить по его правилам, чтобы между ними был мир, а вместе с ними – присутствие Бога.

Стихи 1-8. В этих стихах Давид строит для себя и других пример правильного управления городскими властями и семьей; и если бы все тщательно исполняли эти обязанности на своих местах, то это внесло бы значительный вклад в дело повсеместной реформации. Обратите внимание:

I. На выбранную тему этого псалма (ст. 1): «Милость и суд буду петь», то есть 1. О Божьей милости и суде. Затем псалом возвращается к проявлениям провидения относительно Давида, так как он был первым помазанным царем, который на протяжении жизни часто сталкивался с трудностями и с одной стороны наказывался, а с другой для него было совершено много чудесных избавлений и проявлено много благоволения. Об этом он собирается петь Богу. Обратите внимание:

(1) провидения Божьи к Своему народу часто переплетаются – милость и суд. Бог распределяет одно после другого, определяя для них апрельские дни – то дождь, то солнце. Так было с Давидом и его семьей. После милости, проявившейся в возвращении ковчега, последовала смерть Уззы.

(2) Когда Бог своими провидениями проверяет нас, переплетая милость и суд, то наш долг – петь, петь Ему об одном и о другом. И суд, и милость должны воздействовать на нас должным образом, побуждая признавать Бога и в том, и в другом. Заслуживает внимание халдейское изложение данного места: «Какой бы суд Ты ни обрушил на меня, я буду петь Тебе за все». Каким бы ни было наше внешнее состояние – то ли радостное, то ли печальное, – мы должны воздавать славу Богу и петь Ему хвалу. Ни смех процветающего положения, ни слезы страданий не должны вытеснять из нас мелодии священных песен.

2. Здесь могут подразумеваться милость и суд Давида. В этом псалме он пообещал быть милостивым и справедливым (или мудрым), так как суд часто зависит от благоразумия. Поступать справедливо и любить милость – суть нашего долга; и псалмопевец дает обещание поступать по совести и в своей должности, и по отношению к своим близким, размышляя о различных провидениях, посланных ему Богом. Милости и страдания, посланные семье, призывают к семейной религии. Давид перекладывает свою клятву на песнь, или псалом, чтобы лучше запомнить ее и почаще вспоминать, чтобы было проще передать ее другим и сохранить в своей семье как пример для сыновей и наследников.

II. В общем, Давид принимает решение вести себя осторожно и честно при дворе (ст. 2). Здесь нам представлено:

1. Похвальное стремление к благочестивому образу жизни – образу жизни в общем (как он будет вести себя во всех ситуациях: поступать по правилам, соответственно своему положению, не принимать участия в рискованных походах; являясь царем, он дает торжественный обет вести себя хорошо) и образу жизни в семье в частности. Он говорит не только о том, как будет вести себя при народе, восседая на престоле, а как он будет ходить посреди дома своего, где его не видел глаз мира, но где он сам считал себя находящимся под оком Бога. Недостаточно облачаться в религию, когда мы едем за границу или являемся перед людьми; мы так же должны руководствоваться ею и в наших семьях. Тот, кто занимает государственную должность, не освобождается от управления в своей семье, более того, он должен больше заботиться, чтобы подавать хороший пример, хорошо управляя домом своим (1Тим 3:4). Даже будучи очень занят государственными делами, Давид возвращается, чтобы благословить дом свой (2Цар 6:20). Он решает, (1) поступать по совести и справедливости – ходить в непорочности, путем заповедей Божьих, то есть путем непорочным, ибо закон Господа совершен. Он будет идти этим путем в непорочности своего сердца, со всей искренностью, не притворяясь ни перед Богом, ни перед людьми. Когда мы принимаем слово Божье за правило и им направляемся, когда нашей целью становится слава Божья и мы стремимся к ней, тогда мы идем непорочным путем в непорочности своего сердца.

(2) Поступать продуманно и благоразумно: «Буду поступать мудро (англ. пер., KJV), буду размышлять или наставлять себя о пути непорочном (рус.пер.). Я буду ходить осмотрительно». Отметьте: мы все должны принять решение жить по принципам христианского благоразумия и ходить путями христианского благочестия. Мы никогда не должны сворачивать с правильного пути, притворяясь, что ведем себя мудро, а идя по доброму пути, должны быть мудры, как змеи.

2. Хорошая молитва: «О, когда ты придешь ко мне?» Если человек имеет собственный дом, то хорошо, чтобы Бог приходил к нему и пребывал с ним в этом доме; и тот, кто ходит путем непорочным и в непорочности своего сердца, может надеяться, что Бог будет присутствовать в нем. Если мы сравним отчет историков о Давиде (1Цар 18:14), то увидим, как точно он соответствует его цели и молитве, которая никогда не была напрасной. Давид, соответственно своим стремлениям, во всех делах своих поступал благоразумно; и, соответственно его молитве, Господь был с ним.

III. Его личное решение не поступать плохо (ст. 3): «Не положу пред очами моими вещи непотребной; я буду планировать и стремиться лишь к тому, что воздаст славу Богу и послужит для государственного благополучия». Давид никогда не стремился обогатиться за счет обнищания своих подданных и не старался расширить свою власть, посягая на их собственность. И мы во всяком мирском бизнесе должны стремиться, чтобы перед нашими глазами были вещи правильные и хорошие, а не запретный плод, чтобы мы никогда не искали того, чего нельзя получить не согрешив. Благочестивый человек характеризуется тем, что закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (Ис 33:15). «Более того, дело преступное я ненавижу – то, что уводит меня от путей справедливости (Иов 31:7). Я не только избегаю его, но оно отвратительно для меня; не прилепится оно ко мне. Если какое-то бесчестье коснется моих рук, то я быстро смою его».

IV. Его следующее решение – не держать у себя плохих слуг и не нанимать людей порочных. Он не хочет поощрять их или оказывать малейшее благоволение, чтобы не ожесточить их в порочности и не ободрить других поступать, как они. Он сам не общался с ними и не позволял своим слугам дружить с ними, чтобы инфекция греха не заразила его семью. Он не доверял им и не допускал таких людей к власти, так как ненавидящие реформацию, безусловно, будут препятствовать всему хорошему. Давид далее, перечисляя грехи, не упоминает пьяниц, прелюбодеев, убийц и хулителей, так как подобные страшные грешники не могли быть допущены к его дому, и поэтому не было нужды обещать не водить с ними знакомств. Но псалмопевец упоминает менее постыдные грехи, хотя не менее опасные, по отношению к которым он должен быть очень осторожен и вести себя мудро. У него не будет ничего общего (1) со злобными и недоброжелательными по своей природе людьми, которые злопамятны и, не задумываясь, совершают зло тем, кого недолюбливают (ст. 4): «Сердце развращенное (которому нравится быть подлым и развращенным) будет удалено от меня, как неподобающее для общества, чьи узы – любовь. Злого я не буду знать, то есть не буду общаться, если это в моих силах, с человеком злым, так как небольшое количество закваски злобы окажет воздействие на все тесто».

(2) С клеветниками и теми, кому нравится тайно наносить вред репутации соседа (ст. 5): «Тайно клевещущего на ближнего своего, который либо выдумывает, либо распространяет сплетни, чтобы нанести вред его доброму имени, изгоню из семьи и двора». Многие, чтобы возвыситься и завоевать благоволение правителей, стараются представить людей и различные вещи в ложном свете – так, как, по их мнению, должно нравиться их начальнику. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы (Прит 29:12). Но Давид не только отказывается слушать их, но и собирается препятствовать продвижению тех, кто таким образом заискивает перед ним. Он будет не только наказывать тех, кто лжесвидетельствует на суде, но и того, кто тайно клевещет на другого. Я надеюсь, что Давид вспомнил эту клятву в случае с Мемфивосфеем и Сивой.

(3) С высокомерными, надменными и амбициозными людьми. Ничто не приносит столько зла в семью, царский двор, в Церковь, сколько гордость, ибо от высокомерия происходит раздор: «И поэтому гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Я не буду терпим к тем, кто продолжает хвататься за продвижение по службе, так как их цель не добро, а лишь прославление себя и своих семей». Бог гордым противится, поэтому Давид будет поступать так же.

(4) Со лжецами, которые без угрызения совести солгут или сжульничают (ст. 7): «Хотя поступающий коварно и может постепенно пробраться в мою семью, но, как только он будет раскрыт, – не будет жить в доме моем». Некоторые великие люди знают, как достичь своих целей с помощью искусного обмана, и имеют подходящие инструменты для этого дела. Но Давид не собирается использовать таких людей в качестве посредников, и говорящий ложь не останется пред глазами его, а будет с негодованием изгнан из дома. В этом Давид был мужем по сердцу Бога, так как Бог ненавидит гордый взгляд и лживый язык. Он также был прообразом Христа, который в тот великий день изгонит от Себя любящих и делающих неправду (Отк 22:15).

V. Его решимость благотворить честным и справедливым людям (ст. 6): «Глаза мои на верных земли». Слуг для себя и деятелей государства Давид выбирал среди израильтян и не нанимал иноземцев; он оказывал предпочтение истинно рожденным израильтянам – верным земли, – какими они должны быть, так как даже в той стране были нечестные люди. Глаза его были на верных; он стремился разыскать их, так как они были скромными и не толпились в городе, ища продвижения при дворе, а жили в отдаленных уголках, в деревнях, подальше от толпы. Чаще всего для почетных должностей и доверия больше всего подходят люди, которые меньше всего стремятся к этому, и поэтому мудрым правителям следует выискивать подобных людей на окраинах, в уединении, а затем забрать, чтобы они жили с ними и выполняли их приказы. «Кто ходит путем непорочности, по совести говорит и поступает, тот будет служить мне», – говорит Давид. По всему царству нужно искать честных людей, чтобы они стали служителями при дворе, и оказать предпочтение лучшим. Это было хорошее решение Давида, но то ли царь не придерживался его, или же по другим причинам ему было навязано неверное решение, когда своей правой рукой он избрал Ахитофела. Главы семей должны заботиться и стараться ради себя и своих детей принимать в семью таких слуг, которые боятся Бога. Глаза Сына Давидова на верных земли; Его тайна с ними, и они пребудут с Ним. Главным критерием у Саула при выборе слуг была их привлекательность (1Цар 8:16), а у Давида – добродетельность.

VI. Его решение быть более ревностным в реформации города и страны, а также царского двора (ст. 8): «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, всех разоблаченных и обличенных. Их поступки будут судиться по закону». Он будет делать все возможное, чтобы истреблять всех нечестивцев, чтобы не осталось ни одного общеизвестного злодея. Он будет делать это с раннего утра, не щадя ни времени, ни сил; он будет стремителен и ревностен, изменяя образ жизни и подавляя зло. И в нужное время встанут те, которые будут делать все возможное, чтобы достичь этой цели. Он стремился не только обезопасить свое правление и сохранить мир в стране, но и почтить Бога чистотой Его Церкви, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. Не только Иерусалим, но и вся страна была градом Господним. То же самое можно сказать о евангельской Церкви. Для благополучия града Господня он должен быть очищен от делающих беззаконие, которые позорят и ослабляют его, поэтому долг каждого человека – делать все возможное на своем месте, способствуя этому благому делу, и быть ревностным в нем. Приближается день, когда Сын Давида истребит всех злодеев из нового Иерусалима, ибо никакое беззаконие не войдет туда.

Источники:
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/100/
http://bible.by/parallel/syn/matthew-henry/19/100/
http://omolitvah.ru/molitvy/psalom-100/
http://otveti.org/tolkovanie-biblii/psaltir/100/
http://jwquestion.net/bvps_100_Psalms.htm
http://bible-teka.com/matthew-henry/19/100/
http://www.molitvoslov.com/text437.htm

Ссылка на основную публикацию