Молитвы Василию Рязанскому

Молитвы святым

Память: 10 / 23 июня, 3 / 16 июля

Этот благочестивый архипастырь был оболган и изгнан из Мурома – со своей первой кафедры. С иконой Божией Матери “Муромская” чудесным образом перебрался по Оке в Рязань, где и был принят рязанцами с радостью. После смерти почитался ими “присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником”. Почитается как покровитель путешествующих и моряков. Его просят о молитвенной помощи в несправедливых обвинениях и гонениях.

Святитель Василий Рязанский. Икона, первая половина XIX века

Тропарь святителю Василию Рязанскому, глас 4

Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси, на нейже паче естества, яко безплотен, по водам шествие творя, промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемь, богоспасаемаго града Рязани достигл еси и, в нем архиерейства престол восприим, богоданную паству Рязанскую добре упасл еси. Святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Рязанскому, глас 8

Яко многосветлая звезда от Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, Церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися, да благодарнею душею зовем ти: Радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Молитва первая святителю Василию Рязанскому

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православней вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душам и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавльшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Василию Рязанскому

Богоизбранне первосвятителю наш и угодниче Христов Василие, святостию жития твоего, чудным по водам плаванием и нетлением мощей твоих препрославленне! Предстоя Престолу Вседержителя и имея велие к Нему дерзновение, моли Его, да пробавит милость Свою к нам, грешным и недостойным рабом Своим, и дарует народу здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем Церкве да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; градоначальником и судиям – страх Божий, правоту и безкорыстие; воином – терпение, мужество и на враги одоление; супругом – взаимную любовь, верность и единомыслие; куплю деющим – праводушие, земледельцем – трудолюбие и трезвенность, сирым – призрение, болящим – исцеление, обидимым – заступление, оклеветаваемым – оправдание и всем людем паствы твоея вся ко временней и вечней жизни потребная. Паче же моли Господа, молитвенниче наш, да простит нам всякое согрешение, вольное и невольное, и очистит от всякия скверны плоти и духа; да избавит от козней исконнаго врага, ненавистника и человекоубиицы, и сохранит от клеветы человеческия; да утвердит во истинней спасительней вере и нелицемернем благочестии; да соблюдет от суемудрия и душетленных учений духов лестчих, действующих в веце сем в сынех противления; да охранит сердца наша от прельщения красными мира сего и да научит огребатися от плотских похотей и страстей, горняя мудрствовати, а не земная. Моли, отче наш, Всесвятаго и Божественнаго Духа, да возсияет свет благодати Его братиям нашим по плоти, во тьме лжеверия седящим, и да познают Христа, Бога Истиннаго, Единаго Спасителя всех человек; да возсияет свет сей и блуждающим на распутиих раскола, да вразумятся и приидут во ограду Православныя Церкве, в нейже единей несомненно содевается вечное спасение верных. О святителю Христов, молитвенниче наш! Моли Христа Бога и Пречистую Матерь Его, да упразднит вражды наша и нестроения, соединит же вся ны богоподобною любовию, да в мире и единомыслии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, друг друга тяготы носяще, добрым подвигом подвизаемся и, течение скончавше, достигнем в тихое пристанище Небеснаго Царствия и прославим неизреченное человеколюбие и милосердие Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Величание святителю Василию Рязанскому

Величаем тя, святителю отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитвы Василию Рязанскому

П е́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н был еси́, / из него́же непра́ведно изгоня́емь, / на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́, / на не́йже па́че естества́, я́ко безпло́тен, / по вода́м ше́ствие творя́, / промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь, / богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́ / и в нем, архиере́йства престо́л восприи́м, / богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упасл еси́, / святи́телю о́тче наш Васи́лие, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Я́ ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́, / святи́телю Васи́лие, / по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни, / Це́рковь Бо́жию до́бре упасл еси́, / просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м. / Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя, / наста́вниче наш до́брый, / и за ны Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся, / да благода́рною душе́ю зове́м ти: // ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о нас моли́твенниче.

С вяти́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х речны́х и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует нам на всех путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ветр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем сем мо́ри нам да́рующи. Да прости́т нам Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т нас во святе́й Свое́й Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует мир и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о ней и о всех лю́дех, да низпосле́т земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в добродет́елех путь жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя: не отве́ржи нас от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́влъшаго тя от злоко́зненных сете́й лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны ми́лостивно, изба́вит нас от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит нас, гре́шных и недосто́йных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Б огоизбра́нне первосвяти́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие, просия́вый свя́тостию жития́ твоего́, чу́дным пла́ванием по вода́м и нетле́нием моще́й твои́х, предстоя́й престо́лу Вседержи́теля и име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему! Смире́нно мо́лим тя, во умиле́нии се́рдца, моли́ Го́спода, да проба́вит ми́лость Свою́ к нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м свои́м, па́стырем Це́ркви да пода́ст человеколю́бие и ре́вность о спасе́нии пасо́мых: градонача́льником и судия́м страх Бо́жий, правоту́ и безкоры́стие, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́: супру́гом взаи́мную любо́вь, ве́рность, единомы́слие и домострои́тельность, ку́плю де́ющим че́стность и праводу́шие, земледе́льцем трудолю́бие и тре́звенность, си́рым призре́ние, боля́щим исцеле́ние, оби́димым заступле́ние, оклеветава́емым оправда́ние, и всем лю́дем па́ствы твоея́ вся ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная. Па́че же моли́ Го́спода, моли́твенниче наш, да прости́т нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, и очи́стит от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха: да изба́вит от ко́зней иско́ннаго врага́, ненави́стника и человекоуби́йцы, и сохрани́т от клеветы́ челове́ческия, да утверди́т в и́стинной спаси́тельной ве́ре и нелицеме́рном благоче́стии: да соблюде́т от суему́дрия и душетле́нных уче́ний духо́в ле́стчих, де́йствующих в ве́це сем в сыне́х противле́ния, да охрани́т сердца́ на́ша от кра́сных ми́ра сего́, и да научи́т огреба́тися плотски́х по́хотей и страсте́й, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Моли́, о́тче наш, Всесвята́го и Боже́ственнаго Ду́ха, да возсия́ет свет благода́ти Его́ бра́тиям на́шим по пло́ти, во тьме лжеве́рия сидя́щим, и да позна́ют Христа́, Бо́га и́стиннаго, еди́наго Спаси́теля всех челове́к: да возсия́ет свет сей и блужда́ющим на распу́тиях раско́ла, да вразумя́тся и прии́дут во огра́ду правосла́вныя Це́ркве, в не́йже еди́ней несомне́нно содева́ется ве́чное спасе́ние ве́рных. О, святи́телю Христо́в, моли́твенниче наш! Моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Ма́терь Его́, да упраздни́т вражды́ и нестрое́ния, соедини́т же всех нас бра́тнею богоподо́бною любо́вию, да в ми́ре и единомы́слии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, друг дру́га тяготы́ нося́ще, до́брым по́двигом подвиза́емся, тече́ние сконча́ем и дости́гнем в ти́хое приста́нище Небе́снаго Ца́рствия, и сла́вим неизрече́нное человеколю́бие и милосе́рдие Спаси́теля на́шего, Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Новости

    31 Октябрь 2020

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

Молитвы Василию Рязанскому

Жизнь Василия Рязанского назвать простой и полной радостей нельзя, но все испытания он выносил стойко, отличался мудростью и добротой. Почитается в христианстве как святой чудотворец, не раз ему случалось вершить чудеса. Молитвы Василию Рязанскому помогают избавиться от дурных мыслей и стресса, помогают обрести душевный покой.

История жизни Василия Рязанского

  • 23 июня – Обре́тение мощей. Собор Рязанских святых
  • 6 июля – Собор Владимирских святых
  • 16 июля
  • 23 сентября – Собор Липецких святых

О семье святого ничего неизвестно, нигде не указана и точная дата его рождения, но предположительно это была вторая половина XIII века. По церковным песнопениям можно сказать лишь то, что Василий с детства был богопослушным и праведным. С юных лет он решил посвятить всё своё существование Господу, в служении Ему.

Путь Василия начался в Муроме, где он принял монашеский постриг, оттуда и пошло имя Василий Муромский. В житие святого есть слова и об его избрании в сан епископа: «По за­пу­сте­нии гра­да Му­ро­ма от невер­ных лю­дей при­был из Ки­е­ва в Му­ром бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич. Сей князь об­но­вил та­мош­нюю цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния и вто­рой храм св. стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба и по­ста­вил в церк­ви их, по-преж­не­му, епи­ско­па, име­нем Ва­си­лия, му­жа пра­вед­на и бла­го­че­сти­ва».

Много лет Василий трудился на благо Церкви: объединял народ, исцелял и утешал верой, указывал верный путь заблудшим душам. О нём помнят как о добром, милостивом и мудром пастыре, ставшим примером истинной веры, послушания и целомудрия. Но, несмотря на все заслуги епископа, в Муроме пошли слухи о его греховных деяниях, будто бы Василия уличили в блуде. Как не старался он образумить народ, все были против его нахождения в церкви. Для него даже снарядили лодку на реке Оке, но Василий не взошел в неё, а стал усердно молиться. После молитвы он расстелил свою мантию священнослужителя прямо на воде и встал на неё с образом Богоматери. Толпа стала свидетелем чуда – мантию Василия как будто подхватил ветер и унес его вверх по течению, как если бы это был плот, а не ткань.

Говорят, из Мурома Василий отправился днём, а уже к вечеру оказался в старой Рязани, где его приняли с радостью. Но счастье длилось не долго, постоянные набеги разорили город, храмы были разрушены, поэтому Василий оказался в новой Рязани в церкви Бориса и Глеба, где после основал епископию, а церковь стала собором.

До конца своих дней Василий оставался в Рязани, принимая прихожан, помогая восстанавливать церкви и храмы, неся слово Божье народу. В 1295 году святителя Василия похоронили в Борисо-Глебском соборе.

О чем молятся Василию Рязанскому?

16 июля по церковному календарю отмечают день памяти святителя Василия Рязанского. Его праведная жизнь, проведенная в служении Господу, сделала его тем святым, которому читают молитву заблудшие души. Молитва святому Василию епископу Рязанскому помогает людям укрепить веру, обрести душевный покой.

Тем, кого мучают душевные терзания, также поможет молитвенное обращение Василию Рязанскому и Муромскому, которое приносит покой и умиротворение, помогает сосредоточиться, избавиться от стресса и негативных мыслей. Молитва Василию Рязанскому как самый лучший щит избавит от дурных мыслей и отведет недругов.

Молитвы святому Василию Рязанскому

Тропарь, глас 4

Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н был еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́йже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь,/ богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в нем, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упасл еси́,/ святи́телю о́тче наш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Сначала ты был почтен святительским саном в Муроме, но из него неправедно изгоняем, ты взошел на свою (епископскую) мантию, как на легкий корабль, и на ней, сверхъестественно, как бесплотный, совершая путь по воде, направляемый Промыслом Всевышнего и заступничеством Богоматери, ты достиг Богоспасаемого города Рязани, и в нем принял архиерейский престол, Богом данную тебе паству рязанскую ты отлично упас, святитель наш отче Василий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак, глас 8

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упасл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя,/ наста́вниче наш до́брый,/ и за ны Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о нас моли́твенниче.

Перевод: Как яркая звезда ты воссиял в городе Муроме, святитель Василий, по водам же дошел до города нашего Рязани, Церковь Божию ты отлично упас, просвещая людей учением и жизнью твоей. Вспоминай и сейчас о детях твоих, молим тебя, учитель наш добрый, и о нас Христу Богу и Пречистой Его Матери молись, да с благодарной душой взываем к тебе: «Радуйся, угодник Христов и усердный к Богу о нас молитвенник».

Молитва святителю Василию, епископу Рязанскому

Святи́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х речны́х и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует нам на всех путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ветр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем сем мо́ри нам да́рующи. Да прости́т нам Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т нас во святе́й Свое́й Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует мир и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о ней и о всех лю́дех, да низпосле́т земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в добродет́елех путь жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя: не отве́ржи нас от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́влъшаго тя от злоко́зненных сете́й лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны ми́лостивно, изба́вит нас от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит нас, гре́шных и недосто́йных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Богоизбра́нне первосвяти́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие, просия́вый свя́тостию жития́ твоего́, чу́дным пла́ванием по вода́м и нетле́нием моще́й твои́х, предстоя́й престо́лу Вседержи́теля и име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему! Смире́нно мо́лим тя, во умиле́нии се́рдца, моли́ Го́спода, да проба́вит ми́лость Свою́ к нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м свои́м, па́стырем Це́ркви да пода́ст человеколю́бие и ре́вность о спасе́нии пасо́мых: градонача́льником и судия́м страх Бо́жий, правоту́ и безкоры́стие, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́: супру́гом взаи́мную любо́вь, ве́рность, единомы́слие и домострои́тельность, ку́плю де́ющим че́стность и праводу́шие, земледе́льцем трудолю́бие и тре́звенность, си́рым призре́ние, боля́щим исцеле́ние, оби́димым заступле́ние, оклеветава́емым оправда́ние, и всем лю́дем па́ствы твоея́ вся ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная. Па́че же моли́ Го́спода, моли́твенниче наш, да прости́т нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, и очи́стит от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха: да изба́вит от ко́зней иско́ннаго врага́, ненави́стника и человекоуби́йцы, и сохрани́т от клеветы́ челове́ческия, да утверди́т в и́стинной спаси́тельной ве́ре и нелицеме́рном благоче́стии: да соблюде́т от суему́дрия и душетле́нных уче́ний духо́в ле́стчих, де́йствующих в ве́це сем в сыне́х противле́ния, да охрани́т сердца́ на́ша от кра́сных ми́ра сего́, и да научи́т огреба́тися плотски́х по́хотей и страсте́й, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Моли́, о́тче наш, Всесвята́го и Боже́ственнаго Ду́ха, да возсия́ет свет благода́ти Его́ бра́тиям на́шим по пло́ти, во тьме лжеве́рия сидя́щим, и да позна́ют Христа́, Бо́га и́стиннаго, еди́наго Спаси́теля всех челове́к: да возсия́ет свет сей и блужда́ющим на распу́тиях раско́ла, да вразумя́тся и прии́дут во огра́ду правосла́вныя Це́ркве, в не́йже еди́ней несомне́нно содева́ется ве́чное спасе́ние ве́рных. О, святи́телю Христо́в, моли́твенниче наш! Моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Ма́терь Его́, да упраздни́т вражды́ и нестрое́ния, соедини́т же всех нас бра́тнею богоподо́бною любо́вию, да в ми́ре и единомы́слии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, друг дру́га тяготы́ нося́ще, до́брым по́двигом подвиза́емся, тече́ние сконча́ем и дости́гнем в ти́хое приста́нище Небе́снаго Ца́рствия, и сла́вим неизрече́нное человеколю́бие и милосе́рдие Спаси́теля на́шего, Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Посты

Библейские чтения

Праздники

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2020

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Святитель Васи ́ лий , епископ Рязанский

Дни памяти

23 июня – Обре́тение мощей. Собор Рязанских святых

6 июля – Собор Владимирских святых

23 сентября – Собор Липецких святых

Житие

Краткое житие святителя Василия, епископа Рязанского

Свя­ти­тель Ва­си­лий I, Ря­зан­ский чу­до­тво­рец, упо­мя­нут в Лав­рен­тьев­ской ле­то­пи­си и в древ­нем спис­ке ря­зан­ских вла­дык чис­лит­ся чет­вер­тым. (Ва­си­лий II, † 1360, хи­ро­то­ни­сан в сан епи­ско­па в 1356 го­ду свя­ти­те­лем Алек­си­ем, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, † 1378). Древ­нее пре­да­ние свя­зы­ва­ет со свя­тым епи­ско­пом Ва­си­ли­ем пе­ре­не­се­ние в Ря­зань чу­до­твор­но­го об­ра­за Му­ром­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (све­де­ния 12 ап­ре­ля). Свя­ти­тель Ва­си­лий был сна­ча­ла епи­ско­пом Му­ром­ским. По на­ве­там ду­ха зло­бы го­ро­жане вос­ста­ли про­тив него, неспра­вед­ли­во об­ви­нив в по­ступ­ках, непо­до­ба­ю­щих ар­хи­пас­ты­рю. То­гда свя­ти­тель по­сле про­дол­жи­тель­ной мо­лит­вы вы­шел к ре­ке Оке, рас­про­стер на во­де свою епи­скоп­скую ман­тию и стал на нее, дер­жа в ру­ках об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Му­ром­ской. Силь­ным вет­ром его по­нес­ло про­тив те­че­ния, и через несколь­ко ча­сов он до­плыл до Ря­за­ни, где был при­нят с по­че­том ря­зан­ским кня­зем и на­ро­дом.

Еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Ва­си­лия счи­та­ли му­жем пра­вед­ным и бла­го­че­сти­вым. За­дол­го до то­го, как в на­ча­ле ХVII ве­ка бы­ли от­кры­ты его мо­щи, ря­зан­цы чти­ли его па­мять и на­зы­ва­ли “прис­ным сво­им за­ступ­ни­ком, в скор­бех и на­па­стех по­мощ­ни­ком”. Ча­ще все­го об­ра­ща­ют­ся к нему от­прав­ля­ю­щи­е­ся в путь, осо­бен­но по во­дам, ве­руя, что он спа­са­ет в пу­ти: на су­ше – от на­па­сти, на во­дах – от по­топ­ле­ния.

Об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, бы­ло со­вер­ше­но Ря­зан­ским ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ри­том (1605–1617). В Смут­ное вре­мя Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 10 июня 1609 го­да со­сто­я­лось от­кры­тие его свя­тых мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в Успен­ский (впо­след­ствии Рож­де­ствен­ский) со­бор в Крем­ле Пе­ре­я­с­ла­ва Ря­зан­ско­го, ко­то­рый со вре­ме­ни епи­ско­па Ря­зан­ско­го Ио­ны II (1522–1547) был ка­фед­раль­ным. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом на ле­вом кли­ро­се, под­ле ико­но­ста­са. То­гда же бы­ли со­став­ле­ны тро­парь и кондак свя­ти­те­лю. С это­го вре­ме­ни имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия “по­ми­на­ет­ся во всех церк­вах Ря­зан­ской епар­хии”. К нему при­бе­га­ют как к “прис­но­му за­ступ­ни­ку сво­е­му, в скор­би и на­па­сти по­мощ­ни­ку”. При ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее (1638–1651), в 1638 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, а над ней по­ме­щен му­ром­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – “Мо­ле­ние Ва­си­лия”. Из­вест­но, что в это вре­мя в ря­зан­ских хра­мах со­вер­ша­лись мо­леб­ны свя­ти­те­лю Ва­си­лию. 10 июня 1645 го­да при ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее впер­вые тор­же­ствен­но празд­но­ва­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля. Осо­бен­но усерд­ным по­чи­та­те­лем ря­зан­ско­го пер­во­свя­ти­те­ля счи­та­ет­ся ар­хи­епи­скоп Ми­са­ил (1651–1655). По его по­ве­ле­нию в 1653 го­ду бы­ла сде­ла­на над­пись на боль­шой се­реб­ря­ной во­до­свят­ной ча­ше: “Сия ча­ша в Пе­ре­я­с­лав Ря­зан­ский, в со­бор­ную цер­ковь Успе­ния и свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, и иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, чу­до­твор­ца”. В 1655 го­ду свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на се­реб­ря­ном кре­сте вме­сте со свя­тым Иоан­ном Пред­те­чей и свя­ти­те­лем Ионой, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. В 1712 го­ду при мит­ро­по­ли­те Сте­фане Явор­ском над ме­стом пер­во­на­чаль­но­го по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Ва­си­лия, у Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви, бы­ла устро­е­на ка­мен­ная ча­сов­ня усер­ди­ем подъ­яче­го Ни­ки­ты Ал­ту­хо­ва. В 1722–1723 го­дах при им­пе­ра­то­ре Пет­ре I со­сто­я­лось фор­маль­ное рас­сле­до­ва­ние о свя­ти­те­ле, по­сле ко­то­ро­го свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на иконе вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми свя­ты­ми. Мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ди­мит­рий (Се­че­нов) в быт­ность епи­ско­пом Ря­зан­ским (1752–1757) со­ста­вил служ­бу свя­ти­те­лю Ва­си­лию, “взяв­ши во вни­ма­ние преж­де на­пи­сан­ные тро­парь, кондак и ка­нон”. При нем же над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла сде­ла­на но­вая гроб­ни­ца на­по­до­бие ра­ки с ико­ной свя­ти­те­ля. В 1782 го­ду ра­ка над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла ве­ли­ко­леп­но укра­ше­на ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским Си­мо­ном (Ла­го­вым) (1778–1804). В 1810 го­ду при ар­хи­епи­ско­пе Ря­зан­ском и За­рай­ском Фе­о­фи­лак­те (Ру­са­но­ве) по­сле­до­вал Указ Свя­тей­ше­го Си­но­да о празд­но­ва­нии свя­ти­те­лю Ва­си­лию в Неде­лю Всех свя­тых. 4 ок­тяб­ря 1836 го­да был тор­же­ствен­но от­крыт но­вый па­мят­ник на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, воз­двиг­ну­тый усер­ди­ем кти­то­ра Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Си­мео­на Па­но­ва. В 1871 го­ду ар­хи­епи­скоп Алек­сий (Ржа­ни­цын, 1867–1876) пер­вый раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия, 3 июля. При ар­хи­епи­ско­пе Пал­ла­дии (Ра­е­ве, 1876–1882) Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да 1881 го­да утвер­жде­ны дни празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 3 июля – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день пе­ре­не­се­ния его свя­тых мо­щей. В на­сто­я­щее вре­мя свя­ти­тель Ва­си­лий осо­бен­но по­чи­та­ет­ся на Ря­зан­ской зем­ле. В каж­дом хра­ме Ря­зан­ской епар­хии име­ет­ся его ико­на, а в боль­шин­стве хра­мов, кро­ме то­го, – на­стен­ное изо­бра­же­ние свя­ти­те­ля, плы­ву­ще­го по во­де на ман­тии с Му­ром­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри в ру­ках. В ка­фед­раль­ном со­бо­ре каж­дую сре­ду ве­че­ром ему со­вер­ша­ет­ся ака­фист­ное пе­ние.

Полное житие святителя Василия, епископа Рязанского

Угод­ник Бо­жий, свя­ти­тель Ва­си­лий, епи­скоп Ря­зан­ский жил во вто­рой по­ло­вине три­на­дца­то­го ве­ка. О про­ис­хож­де­нии его, – от ко­го и где ро­дил­ся, – ни­ка­ких сви­де­тельств не со­хра­ни­лось. Но со­хра­ни­лись в пес­но­пе­ни­ях цер­ков­ных ука­за­ния на то, что свя­ти­тель Ва­си­лий с мла­ден­че­ских лет был освя­щен­ным ра­бом Гос­под­ним, что с юно­ше­ско­го воз­рас­та он усо­вер­шен­ство­вал се­бя и нрав­ствен­но и ду­хов­но, по­беж­дая стра­хом Бо­жи­им в се­бе гре­хов­ное и на­саж­дая в ду­ше и серд­це сво­ем все свя­тое.

Пер­вые по­дви­ги бла­го­че­стия сво­е­го на­чал он в Му­ро­ме. Там он при­нял на се­бя свя­той об­раз мо­на­ше­ский, и, ко­гда Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло по­ста­вить его свя­ти­те­лем паст­вы Му­ро­мо-Ря­зан­ской, он си­ял уже ве­ли­ки­ми по­дви­гам воз­дер­жа­ния, кро­то­сти и сми­ре­ния. Об из­бра­нии св. Ва­си­лия в сан епи­ско­па в жи­тии его го­во­рит­ся так: «По за­пу­сте­нии гра­да Му­ро­ма от невер­ных лю­дей при­был из Ки­е­ва в Му­ром бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич. Сей князь об­но­вил та­мош­нюю цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния и вто­рой храм св. стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба и по­ста­вил в церк­ви их, по-преж­не­му, епи­ско­па, име­нем Ва­си­лия, му­жа пра­вед­на и бла­го­че­сти­ва».

При­няв на се­бя вы­со­кий сан ар­хи­ерей­ства, свя­ти­тель Ва­си­лий со всей рев­но­стью ис­тин­но­го пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой на­чал тру­дить­ся в устро­е­нии сво­ей паст­вы: рас­се­ян­ных вар­вар­ским на­ше­стви­ем со­би­рал во еди­но ста­до, из­не­мо­га­ю­щих укреп­лял ве­рой, со­кру­шен­ных уте­шал твер­дой на­деж­дой на ми­лость Бо­жию, за­блуд­ших воз­вра­щал на путь пра­вый. В та­ких вы­со­ких по­дви­гах доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Ва­си­лий по­ка­зал се­бя пас­ты­рем доб­рым, муд­рым и неусып­ным, ми­ло­сти­вым и люб­ве­обиль­ным, незло­би­вым и сми­рен­ным, непо­ко­ле­би­мым стол­пом чи­сто­ты и це­ло­муд­рия, – при­ме­ром сво­е­му ста­ду в мо­лит­вах, и по­ще­ни­ях, и в по­дви­гах свя­то­оте­че­ских.

Та­кие вы­со­кие по­дви­ги и доб­ро­де­те­ли свя­ти­те­ля невы­но­си­мы ста­ли вра­гу все­го доб­ро­го – диа­во­лу. Он упо­треб­ля­ет все свои са­та­нин­ские хит­ро­сти, чтобы воз­бу­дить в лег­ко­мыс­лен­ном му­ром­ском на­ро­де по­до­зре­ние в чи­сто­те и це­ло­муд­рии жиз­ни свя­ти­те­ля Бо­жия. Он при­ни­ма­ет на се­бя вид блуд­ной де­ви­цы, ча­сто вхо­дит и вы­хо­дит из жи­ли­ща свя­ти­тель­ско­го, по­ка­зы­ва­ет­ся на­ро­ду из свя­ти­тель­ско­го ок­на и, по-ви­ди­мо­му, успе­ва­ет в сво­их коз­нях. Од­на­жды бо­яре и на­род со­бра­лись к свя­ти­те­лю Ва­си­лию в ве­чер­нюю по­ру и ви­дят де­ви­цу, бе­гу­щую вверх по сту­пе­ням к свя­ти­те­лю, в ру­ках у нее са­по­ги. Так сде­лал диа­вол. На­род, уви­дев это, возо­пил: «О, епи­ско­пе, недо­стой­но те­бе име­ти дев в хра­мине сво­ей на ло­же». На­прас­но свя­ти­тель Ва­си­лий уве­рял на­род: «Непо­ви­нен я де­лу се­му блуд­но­му, еже вы ре­че­те ми». На­род в са­мо­заб­ве­нии при­сту­пил к са­мо­су­ду над угод­ни­ком Бо­жи­им: не убо­ял­ся свя­ти­тель­ства его, не усты­дил­ся бла­го­ле­пия чест­ных се­дин его, обо­лгал, по­ру­гал­ся над ним и по­ло­жил из­гнать свя­ти­те­ля из Му­ро­ма. На­шлись да­же и та­кие, ко­то­рые в неистов­стве сво­ем кри­ча­ли: «За сие де­ло убьем его!» То­гда свя­ти­тель Ва­си­лий на­чал про­сить: «От­цы и бра­тия! Дай­те мне немно­го вре­ме­ни, до тре­тье­го ча­са дня». На­род, по­ра­жен­ный кро­то­стью свя­ти­те­ля, со­гла­сил­ся и разо­шел­ся по до­мам. Невин­ный пра­вед­ник всю ночь мо­лил­ся со сле­за­ми в со­бор­ном хра­ме Бо­ри­са и Гле­ба; со­вер­шил все­нощ­ную и утром – ли­тур­гию. За­тем от­пел мо­ле­бен пред чти­мой им ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния, взял эту ико­ну с со­бой и, пре­дав се­бя во­ле Бо­жи­ей, с на­деж­дой на Бо­жию Ма­терь, по­шел к ре­ке Оке, чтобы на­все­гда оста­вить Му­ром. На­род при­го­то­вил ему лод­ку. Но свя­ти­тель Ва­си­лий снял с се­бя ман­тию, разо­стлал ее по во­де, взо­шел на нее с об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри и, чу­дес­но несо­мый си­лой Бо­жи­ей, как бур­ным вет­ром, быст­ро по­плыл по ре­ке про­тив те­че­ния ее во­ды. Ман­тия сде­ла­лась для него лег­ким ко­раб­лем, Про­мыш­ле­ние Бо­жие и за­ступ­ле­ние Бо­го­ма­те­ри – кор­ми­лом. По­ра­жен­ные чу­дом, му­ром­цы, все, от ста­ра до ма­ла, возо­пи­ли со сле­за­ми: «О свя­тый Вла­ды­ко Ва­си­лий! Про­сти нас, греш­ных ра­бов сво­их; со­гре­ши­хом пред то­бою, от­че, свя­тый Вла­ды­ко, не за­бу­ди нас, ра­бов тво­их». Но свя­ти­тель Ва­си­лий был взят от глаз му­ром­цев «в мгно­ве­ние ока». Так оправ­дал Бог невин­ность пра­вед­ни­ка Сво­е­го пред на­ро­дом. Так по­сра­мил Он коз­ни диа­во­ла, ис­кав­ше­го по­ги­бе­ли на­ро­да.

По­сле обед­ни, в 3-м ча­су дня, свя­ти­тель Ва­си­лий оста­вил Му­ром, а в 9-м ча­су то­го же дня (к ве­черне) при­не­сен был в Ря­зань (ста­рую), рас­сто­я­ни­ем бо­лее двух­сот по­прищ от Му­ро­ма. Див­ный Про­мысл Бо­жий чу­дес­ным об­ра­зом из­ве­стил жи­те­лей Ря­за­ни о при­бли­же­нии к их го­ро­ду свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Пре­да­ние го­во­рит, что жи­те­ли Ря­за­ни пред са­мым при­бы­ти­ем свя­ти­те­ля со­бра­лись в храм к ве­чер­не­му бо­го­слу­же­нию, но диа­кон в об­ла­че­нии, вы­шед­ший на­чи­нать служ­бу, при всех уси­ли­ях не мог про­из­не­сти обыч­но­го на­ча­ла. На­род смот­рел на это с изум­ле­ни­ем. На­ко­нец диа­кон, как бы раз­ре­шен­ный от уз, свя­зы­вав­ших его уста, неволь­но про­воз­гла­сил: «Не мо­гу на­чи­нать, Вла­ды­ко при­был, Вла­ды­ку встре­чай­те!» И весь со­бор пас­ты­рей со свя­ты­ми кре­ста­ми, князь с бо­яра­ми и на­ро­дом по­спе­ши­ли вый­ти на бе­рег Оки в сре­те­ние бо­го­яв­лен­но­му свя­ти­те­лю и, ви­дя его плы­ву­щим на ман­тии с Пре­чи­стым Об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри, с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­ли к се­бе.

Но недол­го про­дол­жа­лась ра­дость свя­ти­те­ля Ва­си­лия и его паст­вы. То бы­ло вре­мя скор­бей, а не ра­до­сти. Во вре­мя од­но­го опу­сто­ши­тель­но­го на­бе­га вар­ва­ров Ря­зань со все­ми хра­ма­ми бы­ла раз­ру­ше­на, а свя­ти­те­лю Ва­си­лию Про­мысл Бо­жий на­зна­чил дру­гое ме­сто при­ста­ни­ща и упо­ко­е­ния – это ны­неш­няя Ря­зань. Пре­да­ние го­во­рит, что свт. Ва­си­лий и сю­да при­плыл по Оке и Тру­бе­жу на сво­ей чу­до­дей­ствен­ной ман­тии с тем же Му­ром­ским об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри к церкве Бо­ри­са и Гле­ба. Здесь ос­но­вал но­вую епи­ско­пию, и цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба с то­го вре­ме­ни ста­ла со­бо­ром.

Пас­тыр­ское слу­же­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия про­дол­жа­лось толь­ко де­сять лет. Пе­ре­не­сен­ные им огор­че­ния, тру­ды и за­бо­ты, скор­би и пе­ча­ли при ви­де страж­ду­щей под игом та­тар паст­вы со­кра­ти­ли мно­го­труд­ную жизнь свя­ти­те­ля, и 3 июля (ст. стиль) 1295 го­да свя­ти­тель Ва­си­лий пе­ре­се­лил­ся в веч­ные оби­те­ли. Свя­тое те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Бо­ри­со-Глеб­ском со­бо­ре.

Не без бла­гих це­лей Про­мыс­ла Бо­жия со­вер­ша­лось пе­ре­се­ле­ние свя­ти­те­ля Ва­си­лия из од­но­го ме­ста в дру­гое. Му­ром­цев оно вра­зу­ми­ло, от­крыв им коз­ни диа­во­ла, а жи­те­лей Ря­за­ни и Пе­ре­я­с­лав­ля Ря­зан­ско­го – од­них уте­ши­ло и под­кре­пи­ло в са­мое скорб­ное для них вре­мя, дру­гим – да­ло при­мер ве­ры и тер­пе­ния.

Для под­креп­ле­ния же и уте­ше­ния ве­ру­ю­щих в страш­ное вре­мя для на­ше­го Оте­че­ства, вре­мя са­мо­зван­цев и поль­ско­го на­ше­ствия, Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го нетле­ни­ем мо­щей его, бо­лее трех­сот лет по­чи­вав­ших в зем­ле. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли от­кры­ты ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским Фе­о­до­ри­том и с по­до­ба­ю­щей че­стью пе­ре­не­се­ны в Успен­ский (ныне Хри­сто­рож­де­ствен­ский) со­бор. Это про­изо­шло 10 июня 1609 го­да. По при­чине Смут­но­го вре­ме­ни они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом, на ле­вом кли­ро­се.

В 1636 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, и над нею по­став­ле­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мо­ле­ние Ва­си­лия». В 1753 го­ду эта гроб­ни­ца бы­ла пе­ре­де­ла­на на­по­до­бие ра­ки с об­ра­зом свт. Ва­си­лия, а в 1783 го­ду укра­ше­на прео­свя­щен­ным Си­мо­ном.

На ме­сте об­ре­те­ния св. мо­щей свт. Ва­си­лия, у Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра, в 1712 го­ду вме­сто древ­ней по­лот­ня­ной па­лат­ки бы­ла устро­е­на ка­мен­ная, а в 1834 го­ду кти­то­ром Бо­ри­со-Глеб­ско­го со­бо­ра Се­ме­ном Па­но­вым – «по тай­но­му вну­ше­нию ему свы­ше» – воз­двиг­нут чу­гун­ный па­мят­ник.

Па­мять его празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 10 июня и 3 июля (день кон­чи­ны – 1295 г.). 10 июня 1609 го­да в Ря­за­ни бы­ли об­ре­те­ны и пе­ре­не­се­ны в ка­фед­раль­ный Успен­ский со­бор свя­тые мо­щи епи­ско­па Ва­си­лия.

Молитвы святому Василию, епископу Рязанскому

Молитва первая
Богоизбранне первосвятителю наш и угодниче Христов Василие, просиявый святостию жития твоего, чудным плаванием по водам и нетлением мощей твоих, предстояй престолу Вседержителя и имеяй велие дерзновение ко Христу Богу нашему! Смиренно молим тя, во умилении сердца, моли Господа, да пробавит милость Свою к нам, грешным и недостойным рабом своим, пастырем Церкви да подаст человеколюбие и ревность о спасении пасомых: градоначальником и судиям страх Божий, правоту и безкорыстие, воином терпение, мужество и одоление на враги: супругом взаимную любовь, верность, единомыслие и домостроительность, куплю деющим честность и праводушие, земледельцем трудолюбие и трезвенность, сирым призрение, болящим исцеление, обидимым заступление, оклевета-ваемым оправдание, и всем людем паствы твоея вся ко временней и вечней жизни потребная. Паче же моли Господа, молитвенниче наш, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное, и очистит от всякия скверны плоти и духа: да избавит от козней исконнаго врага, ненавистника и человекоубийцы, и сохранить от клеветы человеческия, да утвердит в истинной спасительной вере и нелицемерном благочестии: да соблюдет от суемудрия и душетленных учений духов лестчих, действующих в веце сем в сынех противления, да охранит сердца наша от красных мира сего, и да научит огребатися плотских похотей и страстей, горняя мудрствовати, а не земная. Моли, отче наш, Всесвятаго и Божественнаго Духа, да возсияет свет благодати Его братиям нашим по плоти, во тьме лжеверия сидящим, и да познают Христа, Бога истиннаго, единаго Спасителя всех человек: да возсияет свет сей и блуждающим на распутиях раскола, да вразумятся и приидут во ограду православныя Церкве, в нейже единей несомненно содевается вечное спасение верных. О, святителю Христов, молитвенниче наш! Моли Христа Бога и пречистую Матерь Его, да упразднит вражды и нестроения, соединит же всех нас братнею богоподобною любовию, да в мире и единомыслии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, друг друга тяготы носяще, добрым подвигом подвизаемся, течение скончаем и достигнем в тихое пристанище Небеснаго царствия, и славим неизреченное человеколюбие и милосердие Спасителя нашего, Иисуса Христа, Сына Божия, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
Святителю Отче Василие! Умоли Господа Бога, да простит нам всякое согрешение, вольное и невольное, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа: да избавит нас от козней исконнаго врага нашего, и сохранит от клеветы человеческия: да утвердит нас в истинной спасительной вере и нелицемерном благочестии: да соблюдет от суемудрия и душетленных учений века сего: да охранит сердца наша от соблазнов мира, и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, горняя мудрствовати, а не земная. Аминь.

Молитвы святителю Василию, епископу Рязанскому

Первее в Муроме святительством почтен был еси, из негоже неправедно изгоняемь, на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси, на немже паче естества, яко безплотен, по водам шествие творя, промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ богоспасаемого града Рязани достигл еси и в нем, архиерейства престол восприим, богоданную паству рязанскую добре упасл еси, святителю отче наш Василие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию, епископу Рязанскому, глас 8-й

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси, святителю Василие, по водам же дошед до града нашего Рязани, Церковь Божию добре упасл еси, просвещая люди учением и житием твоим. Поминай и ныне чада твоя, молим тя, наставниче наш добрый, и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися, да благодарною душею зовем ти: радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Величание святителю Василию, епископу Рязанскому

Величаем тя, святителю отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва первая святителю Василию, епископу Рязанскому о покровительстве морякам и путешественникам

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православной вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душим и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавлъшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Василию, епископу Рязанскому читаемая при несправедливых гонениях и обвинениях

Богоизбранне первосвятителю наш и угодниче Христов Василие, святостию жития твоего, чудным по водам плаванием и нетлением мощей твоих препрославленне! Предстоя Престолу Вседержителя и имея велие к Нему дерзновение, моли Его, да пробавит милость Свою к нам, грешным и недостойным рабом Своим, и дарует народу здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем Церкве да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; градоначальником и судиям – страх Божий, правоту и безкорыстие; воином – терпение, мужество и на враги одоление; супругом – взаимную любовь, верность и единомыслие; куплю деющим – праводушие, земледельцем – трудолюбие и трезвенность, сирым – призрение, болящим – исцеление, обидимым – заступление, оклеветаваемым – оправдание и всем людем паствы твоея вся ко временней и вечней жизни потребная. Паче же моли Господа, молитвенниче наш, да простит нам всякое согрешение, вольное и невольное, и очистит от всякия скверны плоти и духа; да избавит от козней исконнаго врага, ненавистника и человекоубиицы, и сохранит от клеветы человеческия; да утвердит во истинней спасительней вере и нелицемернем благочестии; да соблюдет от суемудрия и душетленных учений духов лестчих, действующих в веце сем в сынех противления; да охранит сердца наша от прельщения красными мира сего и да научит огребатися от плотских похотей и страстей, горняя мудрствовати, а не земная. Моли, отче наш, Всесвятаго и Божественнаго Духа, да возсияет свет благодати Его братиям нашим по плоти, во тьме лжеверия седящим, и да познают Христа, Бога Истиннаго, Единаго Спасителя всех человек; да возсияет свет сей и блуждающим на распутиих раскола, да вразумятся и приидут во ограду Православныя Церкве, в нейже единей несомненно содевается вечное спасение верных. О святителю Христов, молитвенниче наш! Моли Христа Бога и Пречистую Матерь Его, да упразднит вражды наша и нестроения, соединит же вся ны богоподобною любовию, да в мире и единомыслии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, друг друга тяготы носяще, добрым подвигом подвизаемся и, течение скончавше, достигнем в тихое пристанище Небеснаго Царствия и прославим неизреченное человеколюбие и милосердие Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Святитель Василий Рязанский

Лаврентьевская летопись упоминает о преподобном Чудотворце Рязанском, как об одном из четырех епископов 13 −14 века. В ней описывается построение правоверным князем Георгием Ярославовичем в Муроме Благовещенского храма и Борисоглебский церкви, которые были под духовным покровом епископа Василия, славящегося праведностью и благочестием.

Святитель Василий Рязанский — епископ Мурома и Рязани, живший в 13 веке, прославился благочестием и особой ревностью по Богу, через него были явлены чудеса и знамения иконы Богородицы «Муромская».

Биография: краткие сведения

Историки по крупицам собирали сведения о святителе, его дата рождения и сведения о юношеских годах так и остались покрытые тайной. Известно, что будущий епископ Муромский родился в середине 13 столетия, с младенчества проявлял особый интерес к Богопознанию, а в юношеские годы уже слыл духовно и нравственно устойчивым к грехам молодым христианином.

Постриг в монахи жаждущий Бога юноша принял в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, вскоре стал святителем церкви Бориса и Глеба. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий все свое время отдавал для служения пастве. Для укрепления веры народа он старается помогать немощным и сокрушенных душой и телом людям.

Обладающий даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

  • мудростью;
  • добротой;
  • незлобивостью;
  • любвеобильностью;
  • смирением;
  • терпением;
  • целомудрием и другими.

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома. Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра. Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Чудесное явление святого в Рязани

Предание гласит, что в тот день рязанцы присутствовали на вечернем богослужении, дьякон, вышедши посреди храма, неожиданно призвал всех на берег Оки встречать владыку. Удивленный народ появился около реки как раз в том момент, когда объявился архипастырь, стоящий на мантии, которая плыла сама по себе против течения. Радостные возгласы были слышны далеко по округе, князь Рязани с крестами вышел навстречу святителю.

Окормление паствы длилось недолго, в результате набегов татар Рязань с церквями была сожжена, святитель в 1288 году на своей мантии переплыл в Переяславль, остановившись в Борисоглебовском храме.

Храм святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба стал соборным при новой епископии, где отец Василий правил до 1295 года.

Славная кончина и причисление к святым

Исторически нет точной даты смерти святого. Одни источники говорят, что он почил 3 июля 1295 года, в других указывается, что произошло в 1292 году. Вначале могила святого находилась в самом храме, после перестройки церкви нетленные святые мощи оказались вне храмовых стен, но потомки не забыли чудес, связанных со святителем Василием Рязанским, и ухаживали за могилой.

В середине июня 1609 года по благословению архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита святые мощи вскрыли и перенесли в собор Успения, находящийся в кафедральном Переяславском Кремле. Нетленные мощи захоронили по левую сторону от иконостаса, в это же время появляется тропарь и кондак епископу Муромскому.

Православные верующие Рязани не переставали воздавать честь Чудотворцу Рязанскому, накрыв святые мощи каменной гробницей в 1636 году, поставив около нее икону Божьей Матери «Муромская» или «Моление свт. Василия»

  • Архиепископ Мисаил, правивший во второй половине 17 века, слыл поклонником и учеником первосвятителя из Рязани. Он повелел изготовить большую серебряную чашу, установив ее в Борисо-Глебском храме с надписью о том, что она изготовлен в честь страстотерпцев Бориса и Глеба, а также отца Василия, рязанского чудотворца.
  • В 1655 году появляется серебряный крест с изображение преподобного отца из Рязани, стоящего рядом с Иоанном Крестителем и св. Иоанной, Митрополитом Московским.
  • Митрополит Стефан Яворский в 1712 году благословил устройство каменной часовни над первоначальным местом захоронения чудотворца, помазанника Божьего
  • Петр Первый в 1722 году распорядился расследовать жизнь преподобного, после была составлена служба в честь Василия Рязанского.
  • Более чем через 100 лет после захоронения, в 1753 году гробницу переделывают, придают ей форму раки, которая украшена образом преподобного Василия Чудотворца, с 1783 года ее оберегает светлый образ преосвященного Симона.
  • Архиепископ Рязанский и Зарайский Феофилакт в 1810 году и Святейший Синод издают Указ о почитании преподобного Василия в Неделю всех святых.
  • Ктитор собора Бориса и Глеба Панов в 1834 году по Божьему благоволению данному священнику свыше, благословил воздвижение чугунного памятника над местом захоронения преподобного из Рязани.

В 1871 году 3 июля архиепископом Алексием над нетленными мощами впервые была отслужена Божественная литургия в день кончины святителя.

В 1881 году архиепископ Палладий подписал Указ Синода об утверждении дней почитания святого:

  • 3 июля — день кончины святителя Василия;
  • 10 июня — день перенесения святых мощей.

Прихожане, паломники каждую среду приходят на богослужения в Рязанский собор, чтобы во время пения акафиста святому принести перед ним свои просьбы и молитвы. Святые мощи святого Василия Рязанского поныне хранятся под спудом в Переяславском Кремле, в соборе Рождества Христова, около них находится список иконы святителя, невероятным образом найденный в 2002 году.

Важно! Память святому воздается святителю Рязанскому Чудотворцу в дни почитания Муромских чудотворцев, 12 апреля и 21 мая, 6 июля — день Собора Владимирских и Рязанских святых.

Неизвестно точное время канонизации святого Василия Рязанского, но точно известно, что он почитаем при прославлении Муромских святых, канонизированных Собором в 1547 года.

Дань памяти

Иконописец Александр Казанцев 1714 году написал икону «Константин, Михаил, и Федор в житии», на которой в центре располагаются преподобные Муромские, а периметру нарисовано 87 клейм, 14 из них посвящены жизни Василия Рязанского.

Самостоятельные образа святого, как правило, изображают его в момент стояние на мантии, плывущей на воде, на них Василий стоит в полупоклоне, держа в одной руке Муромскую икону Богородицы, другой опираясь на посох. После позорного для муромцев инцидента этот образ известен под вторым названием «Моление святого Василия», запечатлевший отчаяние и надежду.

На другом образе, который появился в первой половине 19 века, святой облачен в одежду святителя, за ним голубое небо, над ним Бог Отец, благословляющий преподобного на чудеса. Раскрытые руки Чудотворца показывают его открытость. В одной руке он держит Святое Письмо, другой благословляет. Глядя на эту икону, возникает желание склониться под эту руку за помазанием.

На иконе 18 века «Собор рязанских святых» при внимательном рассмотрении находим святителя Василия Рязанского, стоящего слева в третьем ряду.

Епископ Рязанский Никодим в 1909 году благословил повторное приобретение святых мощей, путем поднятия их из-под плит в честь 300-летия погребения святителя. Чудеса или знамения проявились с первых же минут начала работы. Небольшие с первого взгляда плиты не хотели сдвигаться, хотя не казались такими тяжелыми.

Интересно! Как только плиту сдвинули, из-под земли хлынула вода, затопив место погребения, затем из воды вырвался столб огня. Все присутствующие застыли в благоговейном страхе, работы приостановили, поняв, что Бог не благословляет повторное перенесение мощей.

Угодник Господний жил скромно, вел себя смиренно, и после смерти решил остаться скрытым от людских глаз.

Источники:
http://diak.ortox.ru/*_svjatiteljam/view/id/4669
http://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-vasiliyu-ryazanskomu/
http://azbyka.ru/days/sv-vasilij-rjazanskij
http://pravoslavnaya-biblioteka.ru/molitvoslov/molitvy-svyatomu-vasiliyu-episkopu-ryazanskomu.html
http://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-svyatitelyu-vasiliyu,-episkopu-ryazanskomu.html
http://molitva-info.ru/svyatye/svyatitel-vasilij-ryazanskij.html
http://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-velikomucheniku-panteleymonu-o-zdorove-rebenka/

Ссылка на основную публикацию