Молитвы Арсению Великому

Молитвы святым

Память: 8 мая / 21 мая

Преподобный Арсений, будучи высокообразованным человеком, ушел в пустыню, где провел в безмолвии, посте и молитве 50 лет. Любящие пустословить и болтать без меры христиане могут обращаться за помощью к преподобному, и также те, кто хочет обуздать в себе тщеславие и гордость, сребролюбие и зависть, ненависть и гнев, памятозлобие.

Преподобный Арсений Великий. Греческая икона

Тропарь преподобного Арсения Великого, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Великого, глас 3

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое, и к Царскому граду достигл еси, преблаженне, словесы твоими просвещая сего и делы, всяку неразумия мглу отгоня. Сего ради тя почитаем, отцев славо, Арсение преподобне.

Тропарь преподобного Арсения трудолюбивого, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим

Кондак преподобного Арсения трудолюбивого, глас 8

Яже на земли оставль, Христовым стопам последовал еси тепле и, Того, славне, на рамо взем честный крест, умертвил еси труды постническими телесныя желания, треблаженне. Темже зовем ти: радуйся, отче Арсение.

Молитва преподобному Арсению Великому

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши.Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Житие преподобного Арсения Великого

Арсений Великий удостоился своего имени за подвиги во имя Господа, совершаемые святым в течение всей своей жизни. Добровольно уйдя в затвор, преподобный стяжал после смерти венец вечной славы в лике святых, и почитается сегодня во всем христианском мире.

Христианское воспитание

Будущий подвижник веры Иисусовой родился в Риме, в семье глубоко верующей и почитающей Господа. Родители дали своему сыну хорошее образование. Арсений прекрасно владел греческим и латинским языками. Он с неподдельным интересом изучил труды многих философов и риториков того времени.

Достигнув юношеского возраста, Арсений решил посвятить свою жизнь служению Богу, удалившись от житейской суеты. С этой целью он попросился в клир одной из местных христианских церквей, где его посвятили в сан диакона. Так начался богоугодный путь будущего святого.

  • Как раз в то время император Феодосий, правивший на восточных землях Римского государства, искал для своих сыновей наставника и учителя, который смог бы не только обучить юношей светским наукам, но и просветить их умы мудростью Божественной. Правитель хотел видеть не просто ученого богослова, а человека, который личным примером показал бы Аркадию и Гонорию, что такое добродетельная жизнь во имя Господне.
  • Услышав об Арсении, и его образованности, император Феодосий без колебаний поручил ему воспитание своих наследников. Инок без энтузиазма, но с покорностью принял на себя это обязательство и добросовестно обучал юношей философским наукам и богословию. Но повышенное внимание к своей персоне и особый почет тяготили Арсения, стремившегося вести уединенный образ жизни в полном служении Богу. Он принялся горячо молиться Всевышнему о том, чтобы Он направил его на путь спасения. И, однажды, Арсений услышал ответ на свои просьбы. Голос свыше молвил, что ему нужно бежать от людей, только так он спасет свою душу. Не задерживаясь более во дворце Феодосия, Арсений тайно сбежал в странническом облачении и на корабле отплыл в Александрию.
  • Из города преподобный сразу направился в пустыню, где проходил послушания под наставничеством аввы Иоанна Колова. Арсений превзошел в подвижничестве многих отшельников, но по-прежнему считал, что не следует по пути истинному. Инок усердно молился, прося указать ему дорогу к спасению. На этот раз голос велел ему всячески скрываться от людей и пребывать в безмолвии, что является корнем всякой добродетели.
  • С тех пор отшельник уединился в келье, посещал церковные богослужения только в праздники и по воскресным дням. Его неоднократно спрашивали братья по вере, почему он избегает даже их общества, на что святой отвечал: «Видит Бог, как я вас всех люблю. Но я не могу пребывать одновременно и с Богом и с людьми. Хотя на небе много вышних сил, все они имеют общую волю — славить Бога. А люди на земле имеют разную волю, намерения и помыслы. Поэтому я не могу пребывать с ними». Арсений утверждал, что ему ничего не нужно, что он умер для этого мира, и нет надобности печься о нем в этой жизни.

Продолжая жить в полном уединении, Арсений не изменял своим убеждениям и хранил молчание. Когда к нему прибыл странствующий инок, преподобный встретил его безмолвно. Удивленный таким приемом, странник отправился к отцу Моисею, который с радостью принял его у себя. Глядя на это, другой инок задался вопросом, кто же более достоин благодати Божией из этих двух подвижников.

Он просил в молитве дать ответ на этот вопрос и однажды увидел сон. По большой реке плыли два корабля. На одном пребывал Арсений, а на втором — Моисей. Первым кораблем в тишине управлял Дух Господень. Вторым — ангелы, влагающие мед в уста Моисея. Рассказав о своем сне более опытным старцам, инок получил ответ, что в глазах Творца Арсений более достоин, так как его кораблем управлял сам Господь.

Важно! Арсений все больше углублялся в богомыслие и время от времени менял место жительства, уходя в более дикие места, где его не могли потревожить люди, приходящие на беседы.

Наиболее известными его высказываниями были слова о том, что немногие люди подвергают ограничениям свою плоть во имя спасения души, остальные же заботятся о благолепии внешнем, забывая о чистоте духовной. Такие люди подобны красивым гробам, внутри которых лишь зловонные кости. Богу угоден лишь тот, кто бережет и тело, и душу от всякой скверны.

Преподобный старец о себе высказывался в таком ключе: «Арсений, зачем пришел ты сюда? Ты пришел не для отдыха, а для трудов, не для лености, а для подвигов». Он говорил, что много раз жалел о сказанных словах, но никогда не жалел о том, что молчал. Об образе жизни подвижника практически ничего не известно.

Он провел 50 лет в молитве, посте и трудах. 10 лет жил в Трогине, после чего еще несколько раз удалялся в пустынные места других районов. На закате земных дней святой вновь вернулся в Трогин, где отошел в мир иной в 449 году (по некоторым данным — в начале 450 г.). Ему на момент смерти было 95 лет.

Дни памяти и почитание в христианстве

Святой почитается православной церковью 8 мая. Католики чтят память преподобного 19 июля. Арсений Великий во все времена считался примером духовного авторитета, о чем свидетельствуют упоминания его имени в трудах более поздних подвижников. Повсеместное почитание началось примерно с XI века, на что указывают византийские календари.

В это же время святого упоминают в рукописях древней Руси. Богоугодностью своей жизни он сподобился прославления в сонме святых.

Мощи

Сам Арсений Великий завещал не предавать свое тело после смерти земле и не устраивать каких-либо почестей по этому поводу. Доподлинно неизвестно, где первое время хранились его мощи. В 1034 году императором Романом III Аргиром была возведена в Константинополе церковь Пресвятой Богородицы Триантафиллос. Там, впоследствии, и хранились мощи старца.

Ныне останки святого пребывают в Египте, в коптском монастыре Эль-Барамос. Также частица мощей хранится в Спасской Костомаровской женской обители.

Интересные факты об Арсении Великом

Известно, что Арсений Великий очень не любил, когда его покой нарушали другие люди. Однажды знатная римлянка, услышав об аскетическом образе жизни старца, задалась целью, во что бы то ни было увидеть его. Несмотря на предупреждения о том, что преподобный не очень будет рад ее появлению, женщина все же отправилась к святому.

Она застала отшельника погруженным в глубокие размышления и упала к нему в ноги с просьбой помянуть ее в своих молитвах. На это Арсений гневно ответил ей, что ее желание увидеть его лицо — не более, чем тщеславная прихоть, и он будет молить Бога изгладить ее образ из своей памяти.

Расстроенная женщина вернулась домой и рассказала о случившемся архиепископу. Святитель успокоил женщину и заверил, что старец Арсений будет непременно молиться обо всех людях и о ней тоже. Но для того чтобы жить в большой любви к Творцу, он бережет ум свой от всякого рода увеселений и искушений.

Интересно! Одной из самых известных цитат безмолвствующего инока была следующая:

  • «Много раз раскаивался я о своих словах, а о молчании — никогда»;
  • «Сколько можете, старайтесь, чтобы ваше внутреннее занятие было согласно Богу — и вы победите внешние страсти».

Труды

Авторству Арсения принадлежит одно из толкований Евангелия от Луки. Также его учениками были записаны его поучения относительно монашества. Кроме того, сочинения святого включены в 66 том Patrologia Graeca.

Арсений Великий — это пример удивительного смирения перед лицом Бога, который достоин уважения во все времена.

Молитвы Арсению Великому

Преподобный Арсений прожил долгую праведную жизнь, за что и был наречен Великий. В молитве Арсению Великому верующие находят утешение и поддержку, а так же душевное спокойствие.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный жил в IV-V веках в Римской империи. О первой половине жизни святого известно многое, например, что родился он в 354 году в столице, в Риме. Арсений имел хорошее образование, владел грамотой и счетом, изучал труды философов и ораторов древности, знал несколько языков. При всех своих выдающихся способностях, он выбрал простую жизнь, посвященную служению Господу. Когда же он пришел для служения в одну из церквей, то почти сразу стал диаконом.

Однажды, император Феодосий, правитель Восточной части Римской империи, решил найти для своих сыновей учителя, который обучил бы их грамоте, философии и Божьему слову, но в то же время такого, кто сам был бы примером добродетели. Выбор пар на диакона Арсения, который хоть и не желал такой работы, взялся за неё с ответственностью и усердием. И всё же со временем суета мирской жизни стали отягощать Арсения, и он обратился к Богу с молитвой и вопросом, как ему поступить. Тогда Господь явился ему во сне и сказал: «Арсе­ний! Беги от людей, и ты спасешься». С тех самых пор началась скитальческая жизнь преподобного.

Арсений всё дальше отдалялся от людей, посвящая всего себя праведному труду и молитве. 50 лет провел преподобный Арсений в скитаниях, находя пристанище в отдаленных пещерах и пустынях. Он чтил труд и молчание, нередко говоря о себе: «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда». В преданиях говорится о том, что Господь наделил Арсения даром благодатных слез, несших миру исцеление и чудеса.

В возрасте 93 лет Арсений вернулся к людям, поселившись в Трогине. Но прожил он там недолго, через 2 года отправился он в Царствие Небесное. За свою праведную жизнь, проведенную в иноческих трудах, молитве, постах, безмолвии и подвигах, он получил от современников имя Великий.

В чем помогает молитва Арсению Великому?

Молятся преподобному Арсению Великому в поиске душевных сил, для укрепления веры. Святой дарует всем просящим покой, указывает верный путь и дает силы на преодоление трудностей и преград на этом пути.

Через молитву Арсения Великого просят о прощении и благословении. Он не только наставляет, но и оберегает, отгоняя греховные мысли и ограждая от недругов. Заблудшие, отчаявшиеся, сломленные и уставшие находят в молитве спасение от напастей, поддержку в делах. Нередко читают молитву преподобному Арсению те, кто встал на праведный путь и ищет в себе силы для служения Господу, как делал это Арсений.

Тексты молитв Арсению Великому

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Арсений, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 3

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое/ и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне,/ словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы,/ вся́ку неразу́мия мглу отгоня́./ Сего́ ра́ди тя почита́ем,// отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Перевод: Из Рима воссиял ты, как великое солнце и достиг Царского города (Константинополя), преблаженный, словами твоими и делами просвещая его, всякий мрак неразумия разгоняя. Потому почитаем тебя, слава отцов, Арсений преподобный.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши.Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Святого преподобнаго Арсения Великаго.

Тропарь преподобному Арсению Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Арсе́ние о́тче наш.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кано́н преподо́бнаго, гла́с 8.

Пе́снь 1.

Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Влады́чнему повину́яся, Арсе́ние, Боже́ственному повеле́нию, ца́рскаго бога́тства сла́ву оста́вил еси́, я́коже Моисе́й законода́вец, и, бе́гая от челове́к, Ангелом сожи́тель бы́л еси́, вку́пе с ни́ми веселя́ся.

Ты́, мяте́жей убега́я, Арсе́ние, я́коже грехо́вных исто́чников, безмо́лвием язы́к обузда́л еси́. Те́мже немяте́жен у́м в молча́нии соблю́л еси́, Боже́ственнаго Ду́ха бы́в достоле́пнейший до́м поко́ища.

Богородичен: Пресла́вная, возглаго́лашася о Тебе́ в ро́дех родо́в, Бо́га Сло́ва во чре́ве вме́щшая, Чиста́ же пребы́вши, Богоро́дице Мари́е. Те́мже Тя́ вси́ почита́ем, су́щее по Бо́зе заступле́ние на́ше.

Пе́снь 3.

Ирмос: Утверже́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче.

Отче Арсе́ние, твоея́ христоподража́тельныя нищеты́ о́строе и зело́ ху́ждшее ру́бище пресла́вное пе́рвыя ри́зы покры́ло е́сть, неизрече́нныя сла́вы одея́ние тебе́ снабдева́ющее.

Претыка́ния вра́жия и велехва́льных духо́в, от Бо́га сокруше́нием се́рдца прие́мый по́мощь, Арсе́ние, низве́ргл еси́, победоно́сец, о́тче, смире́нием бы́в.

Богородичен: Херуви́мов и Серафи́мов превы́шши яви́лася еси́, Богоро́дице: Ты́ бо еди́на прия́ла еси́ Невмести́маго Бо́га в Твое́м чре́ве, Нескве́рная. Те́мже Тя́, ве́рнии вси́, пе́сньми, Чи́стая, ублажа́ем.

Седа́лен преподо́бнаго, гла́с 8:

Мо́лв жите́йских убежа́в и безмо́лвне житие́ соверша́я, стра́сти умертви́л еси́, и у́м впери́л еси́ к Бо́гу, и сто́лп о́гненный показа́лся еси́, и свети́льник все́х ве́рных, чту́щих тя́, ту́чами же сле́з напая́емь, яви́лся еси́, я́ко дре́во плодови́то, богоно́се Арсе́ние. Моли́ся Христу́ Бо́гу согреше́ний оставле́ние пода́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Пе́снь 4.

Ирмос: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра Отча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Ты́ ну́дитель естества́ яви́лся еси́, Арсе́ние, ты́ стра́сти, о́тче, покори́л еси́ у́мному влады́честву, я́коже рабу́, сну́ повелева́я. Те́мже и во всено́щных бде́ниих вопия́л еси́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Ты́ Бо́га, преподо́бне, жела́тельне взыска́л еси́, ты́ я́вльшагося мно́жае возжела́л еси́ и, чистото́ю богови́ден ве́сь бы́в, к жела́емому бесе́довал еси́, разуме́в соедине́нием вы́шшаго вся́каго постиже́ния, о́тче Арсе́ние.

Богородичен: Ты́ ве́рных похвала́ еси́, Безневе́стная, Ты́ Предста́тельница, Ты́ и прибе́жище христиа́н, стена́ и приста́нище: к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ но́сиши, Всенепоро́чная, и спаса́еши от бе́д ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тебе́ зна́ющия.

Пе́снь 5.

Ирмос: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Хода́тая пе́рвому, о́тче, преступле́нию первозда́ннаго Ада́ма благоче́стно отри́нул еси́, вра́жия до́бре ви́дя кова́рствия, те́мже, в непоро́чном ликовству́я пи́щном приста́нищи, Влады́ку Христа́ моли́.

Себе́ сама́го отве́ргся, вся́каго сладостра́стия отве́рглся еси́ и, на ра́му кре́ст тво́й нося́, Арсе́ние, и Христа́ жела́я, на небесе́х снасле́дник досто́йне Сего́ показа́лся еси́.

Богородичен: Ма́тернее дерзнове́ние к Сы́ну Твоему́ иму́щи, Всечи́стая, сро́днаго промышле́ния о на́с не пре́зри, мо́лимся, я́ко Тебе́ и еди́ну, христиа́не, ко Влады́це очище́ние ми́лостивно предлага́ем.

Пе́снь 6.

Ирмос: Бе́здна грехо́в и прегреше́ний бу́ря мя́ смуща́ет и во глубину́ ну́жднаго ре́ет мя́ отча́яния, но Твою́ кре́пкую ру́ку мне́ простри́, я́ко Петро́ви, о Упра́вителю! и спаси́.

Му́дрость плотску́ю благоче́стно безстра́стием умертви́л еси́, не возлюби́в насле́дия земна́го, преподо́бне, от Христа́ жела́я, о́тче Арсе́ние, в вы́шних насле́дие восприя́ти.

Со́лнце я́вльшееся всено́щное твое́ разреши́ стоя́ние, мы́сленнаго со́лнца несравне́нное сия́ние, по е́же в нощи́ жития́ трудо́в твои́х, просвеща́я осия́ти тебе́, Арсе́ние.

Богородичен: Иму́щи сострада́тельное, я́ко ро́ждши человеколю́бное Сло́во, спаси́ на́с го́рькия и лю́тыя напа́сти, Тя́ бо еди́ну, ве́рнии, Пречи́стая Влады́чице, заступле́ние необори́мое стяжа́хом.

Конда́к преподо́бнаго, гла́с 3.

От Ри́ма возсия́л еси́, я́коже со́лнце вели́кое, и к Ца́рскому гра́ду дости́гл еси́, преблаже́нне, словесы́ твои́ми просвеща́я сего́ и де́лы, вся́ку неразу́мия мглу́ отгоня́. Сего́ ра́ди тя́ почита́ем, отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Услы́шав гла́с Госпо́день, преподо́бне, мирски́я красоты́ оста́вль, мона́шествовал еси́, Ангельскому житию́ поревнова́в, богому́дре. Те́мже и яви́лся еси́, ве́сь преложе́н, в телеси́ Ангел, Христу́ принося́ поще́ние и сле́зы, непоро́чну моли́тву и стоя́ние всено́щное. Те́мже бы́л еси́ хра́м Тро́ицы, о́браз же мона́хов, и наста́вник доброде́тели, и чту́щих тя́ всегда́ моли́твенник те́пл. Сего́ ра́ди тя́ чти́м, отце́в сла́во, Арсе́ние преподо́бне.

Пе́снь 7.

Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́ Бо́же, оте́ц на́ших.

Па́губу возмни́в дре́вних мѵ́ров, о́тче Арсе́ние, злово́ние терпя́, и, благово́ние Христо́во бы́в прича́стием благода́ти, глаго́лал еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

В Боже́ственный в телеси́ мра́к вше́д, о́тче Арсе́ние, во Христе́ же поучи́вся позна́ти Отца́ Безнача́льна и Ду́ха, Иже в Тро́ице Еди́ницу воспе́л еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Тро́ичен: Все́х у́бо Го́спода, Еди́наго же еди́ному Единоро́дному Сы́ну, правосла́вно Отца́ богосло́вяще, Тя́ возвеща́ем, и еди́наго ве́дяще Твоего́ исходя́ща Ду́ха пра́ваго, Соесте́ственна и Соприсносу́щна.

Богородичен: В ле́то Безле́тнаго неискусобра́чно, Чи́стая, родила́ еси́, пре́жде Безпло́тное Сло́во пло́ти прия́тием, Де́во, породила́ еси́, Ему́же пое́м, согла́сно зову́ще: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

По́хотей, Арсе́ние, душегу́бных разжже́ния, мучи́тельныя же гее́нны распаде́ние благоразу́мно сле́зными исто́чники погаси́л еси́, но и на́с от обою́ исхити́ти, не преста́й моля́ Спа́са ми́ра Христа́, Его́же благослови́м во вся́ ве́ки.

Се́дмь седми́цею, преподо́бне, умиле́ния пе́щь вавило́нскую себе́ разже́гл еси́, в не́йже ороша́емь просвеще́нием благода́ти, Соде́телю и Спа́су вопия́л еси́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Тро́ичен: Трисве́тлое Божество́, еди́ну сия́ющее зарю́, от еди́наго Триипоста́снаго естества́, Роди́теля Безнача́льна, единоесте́ственно же Сло́во Отцу́ и сца́рствующаго Единосу́щнаго Ду́ха, о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмос: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Моисе́й удиви́ся, сподо́блься ви́дети Де́выя рождество́ обра́зне, купину́, образова́нную огнезра́чно; ты́ же, Боже́ственному Ду́ху ве́сь изступле́нием соедини́вся, огнезра́чен ви́ден бы́л еси́. Те́мже и досто́йно ублажа́ем тя́, Арсе́ние.

Возсия́ тебе́ Христо́с, Све́т незаходи́мый, ра́дость же тя́ подъя́т на небе́сная, па́мятию бо о сме́рти всегда́шнею прине́сл еси́ житие́ нескве́рное приле́жно. Те́мже и досто́йно восприя́л еси́ плоды́ трудо́в, всеблаже́нне.

Богородичен: Яви́лася еси́, о Де́во, Ма́ти Бо́жия, па́че естества́, ро́ждши пло́тию Бо́га Сло́ва, Его́же Оте́ц отры́гну от се́рдца Своего́ пре́жде все́х ве́к, я́ко Бла́г. Его́же ны́не и теле́с превы́шша разуме́ем, а́ще и в те́ло облече́ся.

Свети́лен.

Мирска́го пристра́стия, я́ко от скве́рны, уклони́лся еси́, и, неяде́нием пло́ть увяди́в, обнови́л еси́ души́ кре́пость, преподо́бне, и сла́вою обогати́лся еси́ небе́сною, Арсе́ние, те́мже моли́тися не преста́й о на́с Го́сподеви.

Молитва преподобному Арсению Великому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, безмо́лвия рачи́телю, молча́ния люби́телю, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Арсе́ние, припа́даем ти и мо́лимся: помоли́ся ко Го́споду, Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́, да да́рует нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, вся ко спасе́нию душе́вному благопотре́бныя да́ры Своя́: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, блаточе́стие непоколеби́мое, любому́дрие христопосле́довательное, и вся доброде́тели, во святе́м Ева́нгелии Им запове́данныя: да бу́дем подража́тели твоего́ благоуго́днаго жития́ и вку́пе с тобо́ю сподо́бимся спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, но помози́ нам, Небе́сным предста́тельством твои́м, благоче́стно житие́ вре́менное сконча́ти, кончи́ну благу́ю, ми́рную и непосты́дную стяжа́ти, и блаже́нства ра́йскаго удосто́итися: да просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся преподобному Арсению Великому

Великий египетский подвижник преподобный Арсений родился в Риме, предположительно в 354 г., в благочестивой христианской семье. Принадлежал к сенаторскому сословию, был воспитателем сыновей Византийского императора Феодосия I. Около 394 г. покинул мир, принял постриг и вел уединенную монашескую жизнь в скиту. В 434 г. подвижник перебрался в Трою Вавилонскую, где оставался до 444 г. Затем в связи с набегами кочевников был вынужден переселиться в окрестности Александрии.
Преподобный Арсений прославился среди современников своим благочестием: он любил безмолвие, в споры не вступал, в церкви становился за столбом, чтобы никто не видел его лица и самому не смотреть на других. В памяти позднейших поколений святой запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста). Сохранились изречения Арсения Великого и его послание в переводе на грузинский язык (в 2-х рукописях X–XI вв.). Согласно его учению, монашеская жизнь в идеале является равноангельской, ибо иноки, подобно Ангелам, должны всегда со страхом Божиим и смиренномудрием прославлять Господа. Это невозможно без стяжания исихии, т.е. внутреннего покоя и внешнего удаления от мира. Святой постоянно подчеркивал значение и необходимость добродетелей братской любви, страннолюбия и милостыни, без которых невозможно духовное совершенство. Скончался подвижник на 95-м году жизни в 449 г. (или в начале 450 г.).
Святому Арсению Великому молятся о даровании душевного покоя, крепкой веры, доброй надежды, нелицемерной любви, благочестия, любомудрия, смирения и других Евангельских добродетелей, а также избавления от грехов, связанных с необузданностью языка. Его просят исходатайствовать у Господа для молящихся благую христианскую кончину, спасение в Царствии Небесном и райское блаженство.

Молитва
преподобному Арсению Великому

О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего богоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам небесным предстательством твоим благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную прияти и блаженства райскаго сподобитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

Главная – pravmolitva

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

Молитвы преподобному Арсению Великому

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Арсению Великому, глас 3-й

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое, и к Царскому граду достигл еси, преблаженне, словесы твоими просвещая сего и делы, всяку неразумия мглу отгоня. Сего ради тя почитаем, отцев славо, Арсение преподобне.

Молитва первая преподобному Арсению Великому для обуздания тщеславия и гордости

Кую похвалу принесем ти, преподобне и богоносне отче наш Арсение! Ты еси воистину ангел хранитель всем христианам, наипаче же иночествующим, кои имя твое святое на себе носят! Во время земнаго жития твоего, ты, преподобне, бегал еси людей, показуя сим не неприязнь к ближним, а наивящую к ним любовь, дабы в безмолвии, стяжав в сердце своем Единаго Бога, получити сугубое дерзновение ходатайствовати у престола Божия о духовнех чадех твоих! И, о, дивно сие твое предстательство! Ты от искушений и падений спасаеши, от наветов злых духов и человеков сохраняеши, от уз и темниц свобождаеши, из изгнания возвращаеши, всякия беды и напасти от нас прогоняеши. Чим же возблагодарим ти за твое велие нам вспоможение, святче Божий?! Мним, яко лучшим тебе приношением будет исправление нашея греховныя жизни и подражание твоей богоугодней, святей. Ты был еси украшен духовным разсуждением, твердой волею в отражении всякаго зла, процвел еси трудами и подвигами. Да поможет Господь и нам молитвами твоими все сие по силе нашей имети. Ты, пресвятый отче, стяжал еси дар смирения, дар молитвы, дар умиления и благодатных слез: да даст Отец Небесный и нам хотя малую толику причаститися твоим великим сим дарованиям. Ты, пречудный авво, возлюбив простоту и нищету телесную даже до убожества, приобрел еси Господа даже до богатства духа благодати; да с тобою и мы терпеливо понесем скудость, лишения, все невзгоды земныя и, уповая на небесное жительство, возлюбим нашего Сладчайшаго Спасителя, выну прославляя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая преподобному Арсению Великому для обуздания сребролюбия и жадности

О, священная главо, земный ангеле, небесный человече, безмолвия рачителю, молчания любителю, преподобне и богоносне отче наш Арсение. Припадаем ти и молимся: помолися ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, да дарует нам, грешным и недостойным рабом Своим, вся ко спасению душевному благопотребныя дары Своя: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, любомудрие христопоследовательное и вся добродетели, во святем Евангелии Им заповеданныя, да будем подражатели твоего благоугоднаго жития и вкупе с тобою сподобимся спасение вечное получите и Царствие Небесное унаследити. Ей, угодниче Божий! Не презри нас, но помози нам, небесным предстательством твоим, благочестно житие временное скончати, кончину благую, мирную и непостыдную стяжати и блаженства райскаго удостоитися, да прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Великий молчальник Арсений

Преподобный Арсений – один из древних святых отцов, которых уже много веков Церковь называет великими. За величие их смирения, подвигов, любви к Богу. Память этого святого – 21 мая.

Один на всю империю

Будущий святой родился в благочестивой римской семье. Родители-христиане обучали его наукам и воспитывали в страхе Божием. Арсений изучил сочинения всех риторов и философов, хорошо знал греческий и латинский. Но, решив оставить суетную жизнь, он принял сан диакона и посвятил себя служению Богу.

В это время правитель восточной части Римской империи Феодосий Великий искал учителя для своих сыновей – Аркадия и Гонория. Он хотел, чтобы наставник научил их не только человеческой мудрости, но и богоугодной жизни. Феодосий приказал искать такого человека по всей империи, но найти не мог. Слуги встречали много ученых мужей, проводивших жизнь не христианскую, и, наоборот, встречали благочестивых, но совершенно не обученных светским наукам.

Феодосию пришлось написать к западному императору Грациану. Грациан ответил: «Стыдно будет царству нашему, если мы не найдем в нем человека добродетельного и мудрого». Во всем Риме они не нашли более мудрого мужа, чем диакон Арсений. Подвижник был уже не юн и всячески противился, говоря, что давно оставил мирские науки, так как решил посвятить себя служению Церкви. Однако чем более он отговаривался, тем более император с папой увещевали его исполнить их просьбу. В этом деле они видели пользу для всего христианского мира и Церкви Божией. Тогда Арсений повиновался, и его отправили в Константинополь.

Император дал Арсению место среди своих советников и приказал называть его не только отцом его детей, но и отцом своим. Арсений изучал с царскими сыновьями греческие и латинские книги, наставлял их к благочестивой жизни, изъясняя Священное Писание. Особенно поучал тому, как должны будут они вести себя тогда, когда Господь благоволит дать им управление государством. «Вы должны украшать себя не столько венцом царским, сколько добрыми делами благочестия; хотя царствовали и нечестивые, беззаконные люди, но цари христианские должны и Богу угождать, и людям делать добро», – говорил он.

Жажда бесславия

Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к похвале. Он желал послужить Богу в иноческой жизни, в безмолвии и нищете. Тогда он начал усердно молиться Господу, прося освободить его от пребывания в царских палатах и сподобить пустынной жизни.

Вскоре учитель заметил за Аркадием проступок и наказал его розгами. Наследник царя, затаив гнев, стал уговаривать одного советника убить наставника. Но тот, боясь Бога, рассказал все Арсению и посоветовал ему поберечь свою жизнь. После продолжительной ночной молитвы подвижник услышал голос: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Немедля святой оделся в худые одежды и, тайно покинув дворец, отправился в Александрию.

Там, придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность выдавала в нем знатного человека. Братия отвели его к преподобному Иоанну Колову. Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: «Если хочешь, ешь». Преподобный Арсений пал на колени, подполз к сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: «Он будет великим подвижником!».

Вскоре он постриг Арсения в иноки и дал ему келью неподалеку от себя. Живя там, Арсений подвизался в посте, молитве и трудах. Вскоре в своих добродетелях он превзошел опытных старцев.

«Не могу оставить Бога»

Когда посетители, даже высокопоставленные, приходили к его келье за наставлениями, святой Арсений отказывался их принимать. На вопросы о том, почему он избегает людей, он отвечал: «Бог знает, что я вас люблю, но я не могу жить и с Богом, и с вами. Мириады небесных сил имеют лишь одну волю, а у людей их много. Я не могу оставить Бога и идти к людям». Со временем святой и вовсе перебрался из Скита в уединенную келлию, где принял подвиг безмолвия. Только в праздничные и воскресные дни он выходил в церковь.

После смерти Феодосия воцарился Аркадий. Он написал святому послание, в котором раскаивался в грехах юности, а также просил помолиться за него и за брата его Гонория, управлявшего западной половиной империи, дабы Господь благословил их царствование. Кроме того, Аркадий давал подвижнику право пользоваться всею данью, которую собирали с Египта, и раздавать ее церквам, монастырям и всем нуждающимся. Преподобный на словах передал императору слова прощения и благословение и отказался от дани, сказав: «Арсений в ней не нуждается, потому что он умер для мира».

Один инок, посетив преподобного, не услышал от него ни одного слова, а когда пришел к преподобному Моисею, то тот принял его очень гостеприимно. Инок признал лучшим преподобного Моисея. Другой монах, узнав об этом, стал молиться Богу с просьбой открыть, кто более совершенен. В ответ инок имел видение. Ему представились два корабля, плывшие по реке. В одном находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял этим кораблем, соблюдая его в великой тишине. В другом был преподобный Моисей, кораблем же его управляли Ангелы Божии, влагавшие мед в уста монаха. Подвижники поняли, что более свят преподобный Арсений, пребывающий в молчании.

Святой Арсений прожил в Скитской пустыни примерно 40 лет. Когда варвары напали на ту страну, и монахам пришлось бежать, Господь чудесным образом скрыл святого от глаз врагов. Но после второго нашествия на знаменитый монастырь ему пришлось бежать на гору Троган.

Видение о Царствии Божием

Уже будучи в преклонных годах преподобный сподобился откровения от Бога. Ангел Господень показал ему черного человека, нарубившего много дров и не могущего их поднять. Вместо того чтобы убавить дров из вязанки, человек продолжал снова рубить и снова пытался поднять ношу, но падал от непосильной тяжести. Затем Ангел показал преподобному человека, стоявшего около колодца и черпавшего воду в дырявый сосуд. Вода вытекала и возвращалась в колодезь, но человек продолжал понапрасну трудиться. В третьем видении Арсений смотрел на церковь с раскрытыми дверями и двух всадников с бревнами в руках. Они хотели проехать сквозь двери, но не могли, потому что бревна были поперек пути. Вместо того чтобы одному уступить дорогу другому, всадники суетились около двери и никак не могли войти в церковь. Затем Ангел разъяснил святому суть увиденного.

Люди с бревнами – образ добродетельных, но гордых, не желающих смириться. Они не войдут в Царствие Небесное из-за гордости, которая губит все добродетели. Черпавший воду в дырявый сосуд – подобие человека, имеющего добрые дела, но не оставляющего и грехов. Он понапрасну трудится, потому что грехами губит ту награду, какую мог получить от Бога. Черный человек, рубивший дрова и прибавлявший себе все большее бремя, – это тот, кто предается многим грехам и вместо покаяния прилагает беззаконие к беззаконию.

Скончался преподобный в Трогане в возрасте 95 лет, 55 из которых провел в иноческих трудах и подвигах, постом и молитвою угождая Богу.

Мудрые мысли преподобного Арсения

Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу. Поступая так, ты легко победишь всякий грех.

Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда.

Есть много людей, которые стараются соблюдать чистоту телесную и умерщвляют тело свое постом, бдением и трудами. Но мало таких, которые ревниво оберегают душу от тщеславия, гордости, сребролюбия, зависти, гнева, осуждения. Таковые снаружи чисты телом, но душа их грязна. Они подобны гробам, снаружи разукрашенным, изнутри же полным костей смердящих.

Должно непрестанно поучаться в чтении слова Божия, хотя бы ты и не разумел силы его и не имел умиления. Очарователи змей сами не понимают тех слов, которые они говорят; однако же змеи, слыша слова их, укрощаются, как бы понимая слова их, и беспрепятственно отдаются в руки их. А когда мы имеем в устах своих слова Священного Писания, то демоны, слыша их, приходят в страх и бегут от нас, не вынося слов Духа Святого, говорившего через рабов Своих пророков и апостолов.

Источники:
http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-arseniya-velikogo.html
http://omolitvah.ru/molitvy/molitvy-arseniyu-velikomu/
http://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_may/kan_21may_arsenii.html
http://elitsy.ru/communities/106593/1651339/
http://molitvoslov.today/molitvyi-svyatyim/molitvyi-prepodobnomu-arseniyu-velikomu.html
http://pravpokrov.ru/Articles/Index/30017
http://mymolitva.ru/molitvy-bogorodice-na-kazhdyy-den-ned/

Ссылка на основную публикацию