Икона «Воскрешающая Русь» — одна из самых загадочных и чудесных современных икон

Большинство икон, которые находятся ныне в православных храмах и монастырях, являются списками со старинных икон, история которых насчитывает века. В сравнении с ними икона Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь» представляет собой редчайшее исключение. Удивительна история ее возникновения, непроста ее дальнейшая судьба.

История возникновения иконы Пресвятой Богородицы

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1998 года Ольга Павленко, жительница Пятигорска, из-за плохого самочувствия не смогла пойти на богослужение и потому слушала дома магнитофонную запись акафиста Богородице.

По рассказу самой Ольги, в этот момент ей явилась Божья Матерь и повелела написать икону под названием «Воскрешающая Русь», причем показала картины, которые следовало изобразить на иконе. Местом для этой иконы, по велению Богородицы, должен был стать Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Ольга поведала эту историю старцам и получила у них благословение. Сама она живописным талантом не обладала и обратилась к художнице, которая с ее слов написала икону. Это было в 1999 году, когда Русь действительно нуждалась в духовном воскрешении. Икона выглядела не совсем так, как хотелось Ольге, но она исполнила волю Богоматери: отвезла туда, куда Она указала.

Однако икона «Воскрешающая Русь» провисела в Дивеево всего 10 дней, а затем ее сняли. Через некоторое время другие иконописцы создали еще несколько списков. В настоящее время их количество достаточно велико, и между разными списками есть довольно заметные различия.

Как выглядит икона «Воскрешающая Русь»

Вот как Ольга Павленко описывала икону, написать которую повелела сама Богородица. В центре иконы – как бы парящая над землей Божья Матерь в белом одеянии, от которой исходит сияние.

В Ее руках – прозрачный покров, которым она укрывает землю, а с этого покрова вниз на людей падают маленькие крестики. Некоторые люди испытывают от этого просветление и всей душой обращаются к Господу, а другие, не желающие принять благодать Божью, чернеют и съеживаются.

По обе стороны от Богородицы располагаются семь дев, также в белых одеяниях, с венцами на голове, наверху – Господь Бог Саваоф, и несколько ниже по бокам — Серафим Саровский и Николай Чудотворец. Низ иконы покрыт символическими изображениями самых чтимых на Руси храмов и монастырей.

Такова была задумка, однако в многочисленных списках иконы немало несоответствий первоначальному замыслу. Так, на многих списках нет дев; вместо Саваофа нередко изображается Иисус, Троица или икона «Отечество».

Молитва иконе Воскрешающая Русь

Всемилостивая Владычице Мира и Предстательнице за весь род человеческий. Со слезами покаяния и коленопреклоненно всем миром взываем к тебе, Спасительница наша, дабы помолилась Ты за нас грешных Господу Богу о прощении грехов наших. Дабы простил Он нас за то, что надругались мы над святынями его и осквернили землю.

О, горе нам, ибо убивали души детей своих, растя их в неверии и несоблюдении заповедей Божиих, а сами же жили без любви к Богу и ближнему своему.

Прости нас, Матерь Божия, за то, что утратили мы чистоту душевную и теплоту сердечную. Прости нас за то, что мы разучились сочувствовать чужому горю и сорадоваться счастью ближнего своего.

Прости нас за то, что мы не хотим помогать друг другу в беде и отказываемся творить милостыню.

Прости нас за ложь, человекоугодие и идолопоклонство. Прости нас за то, что не умеем прощать врагов своих. Прости нас за то, что льется кровь по всей Руси. Прости нас, Царица Небесная, что забыли мы о Сыне Твоем и о покаянии. Прости нас, неблагодарных, ибо думаем мы, что все, даваемое нам Богом и Тобою — есть наша заслуга. Прости нас, дерзких, что не хотим принять любви твоей и закрываем сердца свои. Тебе молимся и просим, дабы укрепила Ты в нас веру в Бога и хорошее будущее и помогла нам возродить Русь Святую. Пресвятая Богородице, спаси и защити нас. Аминь.

Судьба иконы

Русская православная церковь не признала эту икону, так как она является неканонической по следующим причинам.

Во-первых, в русской иконописи существуют традиции, предписывающие, каких цветов должно быть одеяние Богоматери, — белым оно не бывает никогда.

Во-вторых, в идее иконы просматривается уподобление Богородицы Богу, и сама Она имеет вид некой богини, напоминающей образы «Белого братства», «Богородичного центра» или живописи Николая Рериха («Мать мира»).

В-третьих, кресты, падающие на землю с неба и уничтожающие людей, искажают саму идею христианства, так как крест не может быть орудием убийства.

И, наконец, в-четвертых, у многих вызывают сомнение сами обстоятельства появления иконы: Ольга Павленко, которая в прошлом занималась экстрасенсорикой, могла впасть в состояние духовной прелести («прелесть» здесь надо понимать в церковном смысле как заблуждение или обольщение).

Некоторые православные священнослужители полагают, что эта икона стала еретическим порождением, когда Богоматерь ставят на место Спасителя

Тем не менее, списки иконы стали довольно активно распространяться, и у нее нашлось немало приверженцев и среди православных, и среди религиозных организаций, не принадлежащих Русской православной церкви.

Стали появляться сообщения, что списки иконы мироточат и даже исцеляют, однако члены Синодальной комиссии по канонизации святых, куда в 2003 году обратилась группы почитателей иконы, не получили достаточно весомых доказательств, чтобы считать ее чудотворной.

И все-таки почитателей икона «Воскрешающая Русь» завоевывает все больше и больше. Богоматерь всегда считалась защитницей и заступницей Руси, а в темное лихолетье, обрушившееся на страну в конце ХХ века, появление такой иконы казалось как бы знаком свыше: Русь выстоит и возродится!

Чудо с Ольгой Павленко

Утром 14 октября 1998 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, живущая в Пятигорске женщина по имени Ольга Павленко из-за болезни не смогла пойти в церковь, и решила послушать дома кассету с акафистом иконе «Покрова Божией Матери».

И вот на словах акафиста «…радуйся, Радосте наша…», в 11 часов утра Ольга почувствовала, как пол, потолок и стены в квартире на шестом этаже куда-то исчезли. К ней явилась Матерь Божия в белых одеяниях в сопровождении дев, тоже одетых в белое — это было похоже на ожившую икону.

С белоснежного покрова Божией Матери на землю падали восьмиконечные золотые кресты — их было ровно столько, сколько людей на земле. Причем, те из людей, кто эти кресты на себя принимали, видимым образом просветлялись, а те, кто от них закрывался и прятался, сразу же умалялись в росте, чернели и на глазах превращались в прах.

Ольга услышала, как Матерь Божия велела непременно написать ее в таком образе и повесить эту икону в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, справа от иконы «Умиление».

Сначала никто не воспринимал всерьез рассказ Ольги об этом видении. Но однажды, горячо помолившись на могилке преподобного Феодосия Кавказского, она получила совет отправиться к схиигумену Иерониму в Санаксарскую обитель. «Я знаю, когда Матерь Божия придет в белом, наступит воскрешение Руси», — сказал батюшка Иероним, выслушав рассказ Ольги, и благословил ее на поездку в Сретенский монастырь, к иконописцам.

В Москве Ольга встретилась с Натальей Кошеваровой, которая за восемь месяцев написала первый образ «Воскрешающая Русь». Но Ольге он не понравился. На ее взгляд, икона получилась искаженной: всех благословлял не Господь Саваоф, а Иисус Христос, люди, принимающие либо отвергающие кресты, на изображении и вовсе отсутствовали. «Забирай, сейчас она и такая нужна людям», — вдруг услышала Ольга внутри себя как будто бы голос Божией Матери.

По благословению схиигумена Ольга повезла икону «Воскрешающая Русь» в Дивеево. Но поначалу образ был там встречен с большой осторожностью. Потом икону все же пронесли по Святой Канавке и занесли в Свято-Троицкий храм, где справа от иконы «Умиление» висела икона преподобного Александра Свирского. Говорят, в тот момент она вдруг сама сорвалась с места и упала, как бы освобождая место для новой святыни.

Но в храме образ «Воскрешающая Русь» провисел только десять дней. Потом как будто бы приехали какие-то люди из Москвы и велели икону снять. Вроде бы увидели в образе Богородицы в белых одеяниях что-то сектантское, от «Белого братства»… В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

Но Ольга Павленко на этом не сдалась: через некоторое время с ее слов был написан второй образ, который более точно отражает смысл видения (именно он в январе побывал в Саратове). Эту икону тоже возили в Дивеево, носили с крестными ходами по многим городам России, причем в каждой поездке ее сопровождали дивные чудеса…

Официальное мнение

Вот что сказал по этому поводу иеромонах Нектарий (Морозов), смотритель Архиерейского храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:
— Сама по себе история возникновения иконы очень странная, а язык, которым вся эта история описана, выдает людей, плохо понимающих церковную жизнь. Да и иконография слишком уж чудная! Кресты, которые падают на людей и выступают чем-то вроде орудий уничтожения? Такого в русской православной иконографии не было. Не располагает к доверию и какое-то нездоровое разгорячение людей, объединившихся вокруг этого образа. В наших храмах есть немало чтимых старинных чудотворных образов, которые не вызывают никаких сомнений, но вокруг них нет такого ажиотажа.

Наверное, хранителю иконы первым делом нужно было бы прийти на прием к правящему архиерею нашей епархии и взять его благословение на то, чтобы привлекать людей к образу. А если был получен отказ — тем более нельзя было продолжать свою деятельность. Мы должны помнить, что один из главных принципов Церкви — послушание священноначалию.

Что же касается явлений сверхъестественного характера, связанных с иконой — будь то ее мироточение, истечение крови, или какие-то необычные изменения атмосферного характера, то подобные чудеса бывают нам посланы как «справа», так и «слева», и сами по себе не являются признаком святости.

Где находится икона Воскрешающая Русь

В Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре построен храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь». Так Матерь Божия обрела Свой новый удел в России.

Свято-Иоанно-Предтеченском монастырь находится в поселке Денежниково, Раменского района Московской области, недалеко от г.Бронницы.

Ссылка на основную публикацию