Икона «Трилетствующая» — о чем перед ней молятся

Почитание Пресвятой Божьей матери, Богородицы, в католицизме, протестантстве и православии выражается в молитвах и создании образов Святой Девы Марии. Одним из таких образов является «Трилетствующая» икона.

Возникновение образа Девы Марии в христианстве связывают с мифом о непорочном зачатии Иисуса Христа. Девушка по имени Мария проживала в Назарете и была столь невинна, что именно ее выбрал Святой Дух в качестве матери Иисуса. Образ этой женщины является одним из популярнейших иконописных ликов, подтверждение чему — наличие более нескольких сотен иконописных изображений Девы Марии.

Большинство икон в одинаковой мере почитаются католиками, протестантами и православными, но имеются и такие, хранение которых, считается православными христианами неуместными. Именно такой иконой и является «Трилетствующая» икона Божией матери.

История написания

Об истории возникновения иконы «Трилетствующая» существуют две версии.

  1. Согласно первой, написана она была по благословению одной из монахинь монастыря, находящегося в Украине. Считается, что эта икона написана на основе небольшой открытки, привезенной из Иерусалима.
  2. Вторая версия опирается на тот факт, что изображенный на иконе сюжет наиболее близок западной иконописной школе, потому и икона считается католической.

Однако какова бы ни была история создания иконы «Трилетствующая», важно одно — скольким людям, молящимся у образа, помогла Дева Мария.

Дева Мария и её земной путь

Пресвятая Богородица была девушкой из Назарета. История зачатия ею своего Сына удивительна. Без участия земного мужчины, посредством Святого Духа у неё во чреве зародилась новая жизнь.

Таким образом Пресвятая Дева стала матерью Иисуса Христа. Она является одной из самых почитаемых святых в христианской религии. Все верующие поклоняются образу Богородицы, запечатленному на иконах.

В христианских храмах их имеется не одна сотня. Одни из них являются более распространёнными, как, например, Казанская или Иверская, о других же мало кто слышал. К последним относится икона «Трилетствующая».

Описание иконы

Значение этого лика достаточно двойственно, так как для православной иконографии он не является традиционным. Этот образ скорее походит на красивую картину, на которой изображена маленькая миловидная девочка (что уже само по себе является большой редкостью) с большими карими глазами, распущенными волосами и, что немаловажно и нехарактерно для изображений такого типа, непокрытой головой.

На иконе «Трилетствующая» изображена Дева Мария в возрасте 3 лет. Она облачена в голубую тунику и держит в руках большой цветок белой лилии, как воплощение первозданной чистоты. Голову Марии венчает нимб, что и указывает на тот факт, что перед нами икона.

Известно, что изображенная на иконе Дева Мария не соответствует канонам иконописи по ряду моментов.

  • Во-первых, она изображена с непокрытой головой, в то время как в православии принято изображать Богородицу всегда облаченную в одежды, покрывающие и голову.
  • Во-вторых, при создании иконы не учтена практически ни одна деталь, важная для иконописи. Традиционным осталось лишь голубое одеяние на девочки, что достаточно мало, по мнению православных священников, указывает на ее духовную зрелость и понимание своей миссии.

Глаза ребенка распахнуты, губы плотно сжаты. На девочке голубая туника, в правой руке она держит большую белую лилию как символ чистоты и непорочности. Над головой Богородицы имеется нимб, наличие которого позволяет судить о том, что перед зрителем действительно икона, а не картина. Над нимбом вязью нанесено наименование иконы — «Трилетствующая».

На традиционном образе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» существует много других элементов и действующих лиц, без которых значение иконы «Трилетствующая» кажется не до конца выраженным.

  • Родители Пресвятой Девы – Иоаким и Анна, которые привели свою дочь в храм. Вокруг их голов – нимбы.
  • Девы со свечами – сопровождали шествие. Возраст их разный – иногда это подростки, иногда – вполне зрелые девицы.
  • Первосвященник – встречает юную Марию, за руку вводит ее в Святая Святых.
  • Ангел – наставник Богородицы, питающий ее. Сама Она изображается рядом, в более взрослом возрасте. Обе фигуры находятся выше остальной композиции, как бы в небесах.
  • Пречистая изображается в омофоре (с покрытой головой).
  • Часто есть в композиции ступени, в память о предании, по которому девочка преодолела их сама и без труда.

Стоит еще раз отметить, что изображение не свойственно православным традициям, потому икону относят к католическим, хотя точного определения дать ее появлению никто не решается.

Фон для иконы выбран также не традиционный, а оранжево-желтый, что в еще большей мере разнит изображение с теми, что можно увидеть в церковных лавках. Чаще всего такую икону можно встретить вышитой бисером либо написанной обычными красками.

Еще один важный факт. Некоторые источники утверждают, что эта икона является “Введением во храм”, ибо ее название полностью созвучно с молитвой Пресвятой Богородице, в которой есть текст со словом “трилетствующая”.

Отличия от канона

Для православной традиции является нехарактерным давать художественные образы. Всегда используются только спокойные и вдохновенные выражения лица. Также используются особые художественные методы.

Поэтому подобный образ как этот не является каноническим, так как более имеет художественную ценность, хотя и указывает на Пречистую Деву

Тем не менее, для молитвы он может использоваться, если создает нужное настроение у верующего.

Значение образа Пречистой Девы

Икона «Трилетствующая» называется так по строчкам из канона, посвященного празднику введения в Храм Пречистой Девы. Слово «трилетствующая» указывает в данном каноне на возраст, в котором Марию впервые привели в Храм.

Икона также указывает на духовность и благочестие Пресвятой Девы, что кроме того указывает на богоизбранность девочки.

В чем помогает икона Божией Матери «Трилетствующая»

Многие подходят к иконе маленькой Богородицы, чтобы попросить о решении проблем, которые связаны с материнством. Когда некоторые теряют смысл жизни, то Богородица помогает им найти правильный путь в жизни.

Наиболее часто к ней обращаются женщины, которые очень хотят забеременеть и родить ребенка, но по каким-то причинам у них это не получается. Именно эта икона затрагивает в их душе самые сокровенные чувства, и они верят, что при обращении к Пресвятой Богородице посредством этого образа их молитвы непременно будут услышаны.

Также это изображение пользуется популярностью у уже состоявшихся матерей, имеющих маленьких детей. В таком случае мамы просят для своих малышей здоровья, целомудрия и долгих лет жизни. Особенно они любят помещать «Трилетствующую» в изголовье детской кроватки, так как верят, что тогда их чада будут под покровительством Пресвятой Богородицы, и она защитит их от всех неприятностей.

 

В христианстве икона является настоящим символом! Маленькая девочка помогала многим найти надежду. Многие из тех, кто молились находили ответы на проблемы воспитания детей.

Если резюмировать, то значение иконы Божией матери «Трилетствующая» во многом зависит от самого верующего. Многие священники не считают этот образ достойным внимания, но только по причине наличия других икон, которые созданы специальным образом, для того чтобы создавать особое молитвенное настроение.

Но главное – этот лик с изображением маленькой девочки стал символом настоящего чуда, которое может произойти с каждым, и истинной веры, что даёт силы идти дорогой жизни, имея праведные помыслы и совершая благие дела.

Следует также отметить, что данный образ настолько чист и искренен, что молитва, обращенная к нему, обязательно должна быть такой же по свой сути и значению, ибо только тогда проявляется его истинная сила, способная открыть человеку весь смысл Божьего слова.

Молитва иконе

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице, зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми ми яко странна, обиду мою веси, разреши ту, яко волиши, яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Почему запрещена

Запрет на её использование и распространение связан с тем, что она не является православной иконой. Её рассматривают всего лишь как картинку, изображающую маленькую девочку.

С точки зрения иконописи она не совпадает с каноническими образцами и является совершенно нетрадиционной. Голубая туника на девочке – это единственный атрибут, взятый из иконографии.

Иконой как таковой «Трилетствующая» не является, потому приобрести ее в православном храме невозможно. Запрета на покупку изображения православными людьми не издано.

Церковь признает существование картины. Большинство священников полагает, что ничего плохого от молитвы перед такой «иконой» не случится, но рекомендует придерживаться канонов и возносить молитвы перед теми изображениями, которые уже давно почитаемы всеми христианами.

Аргументы «за» и «против»

Некоторым не нравится то, что Трилетствующая Икона Божией Матери написана в западном стиле. Но ведь в Православии много и других западных образов – например, «Спорительница хлебов», «Умиление«, «Взыскание погибших«. Особый случай с образом «Три радости» – изначально это была духовная живопись, портрет святого семейства. Первая такая икона не пользовалась особым почитанием, пока перед ней не произошло чудо. И вся русская иконопись в 18-19 вв. находилась под влиянием западных мастеров.

Сторонники почитания образа говорят, что значение «Трилетствующей» иконы Божией Матери в том, что она олицетворяет один из эпитетов из православного богослужения Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Подобные эпитеты встречаются только в РПЦ, как и сам праздник. Поэтому считать данный образ католическим – неверно, хотя ничего плохого в этом нет.

  • Лилия в руке юной Богородицы – невинность, девственность. Встречается этот символ и на других православных иконах.
  • Голубой цвет одеяния – также означает девственную чистоту. Также традиционный цвет, который применяется на иконах Богородицы.

Сомнения вызывают лишь распущенные волосы, непокрытая голова. Сейчас это запрещено – по крайней мере, у православных. Хотя существуют образы Богородицы, где она без омофора: «Взыскание погибших», «Помощница в родах», «Ахтырская».

Некоторые представители духовенства считают, что значение иконы «Трилетствующая» недостаточно глубоко: образ пухлой милой девочки не передает духовную высоту Божией Матери, которая присутствовала уже в детском возрасте. Если убрать нимб вокруг головы, а также традиционные надписи, это больше будет походить на открытку, а не на православную святыню.

В 2012 г. икону «Трилетствующая» было запрещено использовать и продавать в лавках Новокузнецкой епархии РПЦ. Правящий Епископ считает, что образ «неправославный». Поскольку икона не упоминается в церковном календаре, она не является официально признанной церковным руководством. Но и запрет есть пока только в одной епархии – он не распространяется на всю Православную церковь.

Почитание иконы

Икона Трилетствующей Божией Матери находится в Свято-Троицком Дерманском женском монастыре Ровенской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Списки ее разошлись по всему миру.

У этой иконы нет дня празднования, но молятся ей в праздник Введения Богородицы во храм, а также каждый день старинной молитвой.

В это время христиане обращаются к образу со своими молитвами, дабы получить Божье благословение и исцелить свою душу от всего нечистого и злого.

Детская непосредственность и истинная материнская благодать – вот основа данного лика, и это уже говорит само за себя. Ребёнок – начало новой жизни и всего первоначального на земле, его чистая душа – самая настоящая и искренняя, а значит, имеет силу совершать великие события, что меняют жизнь человека и обращают его в веру.

Исходя из этого, можно заверить, что ответ на вопрос “О чем молится иконе “Трилествующая” — очень прост. Если человек имеет чистое сердце, искренние помыслы и открытую душу – его молитвы будут услышаны и поняты, а значит – он не только получит помощь, о которой просит, но и обретет надежду на настоящее чудо, что дарует праведная вера в Господа.

Ссылка на основную публикацию