Икона «Сретение Господне» — тайный смысл иконы

Сретение Господне является одним из двунадесятых (то есть одним из двенадцати самых важных после Пасхи) православных праздников. Оно завершает череду праздников, посвященных Рождеству Иисуса и его прославлению как Спасителя. Само слово «сретение» очень древнее и в переводе означает «встреча». О какой же встрече идет речь?

История иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

Поскольку смысл праздника двойной, то за ним закрепилось двойное название: «Сретение» – в восточной церкви, «Очищение» – в западной. В названиях отражаются разные акценты: православная традиция делает акцент на богословском смысле, католическая – на человеческом.

При этом в католичестве – это Богородичный праздник, в православии – Господский, в котором воспевается роль Богородицы. Это можно увидеть по голубым одеяниям священников, облачающихся в этот день в Богородичный цвет. Икона Сретение Господне обязательно присутствует в праздничном ряду иконостаса.

Иконописи известно два типа икон праздника.

В первом – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у престола-жертвенника, относя событие в будущее : Спаситель – это искупительная жертва за людей. Во втором – праведный Симеон принимает Младенца из рук Матери у входа в храм.

В первом случае подчеркивается жертвенное начало Иисуса, во второй – роль Богородицы, как Посредницы в деле искупления рода человеческого.

В чем заключается смысл Сретения

В символическом смысле Сретение означает встречу нового со старым, Нового Завета с Ветхим. Новый Завет здесь символизирует младенец Иисус, первенец, которого, согласно закону Моисееву, на сороковой день после рождения принесли в храм для совершения обряда. Согласно тому же закону, на восьмой день после рождения ему было сделано обрезание и дано имя.

В храме Пресвятую Деву и праведного Иосифа встретил Симеон Богоприимец – древний старец, которому, согласно преданию, было уже около 300 лет. Он входил в число 72 толковников, переводивших Ветхий Завет на греческий язык для Александрийской библиотеки, и во время работы над переводом книги пророка Исайи с ним произошло нечто удивительное.

В пророчестве было сказано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Симеон посчитал это ошибкой и уже хотел исправить «дева» на «жена», но его остановил ангел Господень, возгласивший, что старец не умрет, пока пророчество не свершится.

Сам Дух Божий привел праведного Симеона в Иерусалимский храм, когда туда принесли младенца Иисуса для свершения обряда и положенного жертвоприношения.

Святой Дух открыл старцу, что младенец на руках у матери и есть Мессия, призванный спасти мир. Приняв Божественное Дитя на руки, Симеон произнес слова, которые впоследствии стали началом молитвы «Ныне отпущаеши». После благословения Марии и Иосифа он открыл Божией Матери, какая участь уготована Ее Сыну: будучи Мессией, стать искупительной жертвой.

При этом присутствовала пророчица Анна, служившая Богу в храме денно и нощно. Услышав слова Симеона, она донесла эту весть до народа и «про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Ев. от Луки, 2:38).

Что означает икона «Сретение Господне»

Уже само композиционное решение иконы «Сретение» отражает глубокий смысл этого великого события. Слева изображена Дева Мария и позади нее Иосиф, справа – Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Таким образом, правая сторона иконы символизирует Ветхий Завет, а левая – Новый Завет. Центром и связующим звеном между обеими группами является Младенец Иисус, которого Симеон принял на руки с величайшей нежностью и осторожностью.

Но не только заботой о Божественном Младенце объясняется согбенная поза Симеона, но и преклонением перед святостью непорочно зачавшей Девы и теми муками за Сына, которые ей предстоит пережить в будущем.

Сама Матерь Божия выглядит на иконе просветленной и смиренной. Как правило, икона «Сретение Господне» изображает ее с руками, закрытыми одеждой, ведь она уже отдала своего Младенца. Иосиф, стоящий позади Нее, держит в руках двух голубей. Именно такую жертву в Иерусалимском храме дозволялось приносить бедным людям в честь рождения ребенка.

Положение Иосифа двойственное: с одной стороны, он праведный муж, соблюдающий все традиции и обычаи, а с другой – охранитель нового, что принесет с собой в мир Иисус. Эта двойственность подчеркивается и его положением на иконе.

Пророчица Анна стоит позади Симеона Богоприимца и является как бы свидетелем, удостоверяющим свершение пророчества, о котором она известит народ и мир.

Уже на заре христианства Сретение считалось праздником, посвященным не только младенцу Иисусу, но и Деве Марии. Оба Они вступают на крестный путь: Иисус, которому предстоит спасти мир ценой собственной земной жизни, и его Матерь, жертвующая своим Сыном и смирившаяся с этой жертвой. Но даже смирившись, Она не сможет не переживать всей душой за Свое Дитя.

И вот эту двойственность праздника – сочетание радости от рождения Спасителя, которую выражает Симеон Богоприимец, и скорбь в предвидении Страстей Христовых – глубоко отражает Икона «Сретение Господне».

В православии соблюдается старинный обычай времен раннего христианства – освящать принесенные свечи, которые потом зажигают до следующего Сретения при молитве и в случае душевных и физических недугов.

Принято считать, что у освященных свечей есть способность к исцелению тел и душ

В старину такую зажженную свечу обычно ставили вместе с иконой у изголовья постели больного и читали молитвы, что помогало его быстрейшему выздоровлению.

Описание иконы

Икона Сретение Господне школы Андрея Рублева, о которой будет идти речь, относится к первому типу. На ней- пять персонажей. В центре – Богородица, передающая Младенца, и Богоприимец Симеон, принимающий Младенца из рук Матери как величайшую святыню. Сзади Богородицы стоит муж Марии – Иосиф-Обручник, сзади Симеона – пророчица Анна.

Таким образом, икона четко разделена на левую и правую стороны: левая принадлежит новому, правая – ветхому. Соединяет левую и правую части иконы – Младенец Иисус, находящийся на пересечении левой и правой сторон иконы, соединяя их в себе.

Левая сторона устремлена вверх и вправо, правая – вниз и влево. Так в противоположных движениях они встречаются в точке передачи–принятия Богомладенца.

Самый первый персонаж иконы – Иосиф-Обручник. Это отправная точка иконы. Иосиф изображен отдельно от остальных фигур. Он словно находится за пределами иконы: его правая нога почти вышла из неё.

Делается понятным и второстепенность Иосифа: он только хранитель нового, тоже принадлежа, как Симеон и Анна, к ветхому времени, а главное дело его жизни – сохранить Богородицу и Ее Богомладенца.

Жестом поднятых и покровенных рук Иосиф указывает на Марию, говоря нам, на ком надо сосредоточиться. В руках Иосиф держит двух голубей, которые приносятся в жертву за очищение Марии в соответствии с ветхозаветным обрядом (хотя Она, как Приснодева, не нуждалась в этом).

Женщина, родившая мальчика-первенца, через 40 дней должна прийти в храм для очищения от родовых кровей. Для этого нужно принести в храм жертву: богатые приносили агнца и молодую горлицу, бедные – двух горлиц . Иосиф и Мария были бедны, поэтому они приносят двух голубей.

Фигура Марии трогательно-смиренная, с опущенной головой и покровенными руками, из которых Она только что передала Своего Сына-первенца старцу Симеону. Этот жест повторяет жест Иосифа. И третий раз этот же жест повторяется в фигуре Симеона.

Так трижды воспроизведенный жест удостоверяет факт принесения и принятия святыни – Иисуса Христа, раскрывая главный смысл сюжета.

Смиренность Марии не только связана с передачей Младенца, но и с теми словами, которые произносит Симеон, предрекая ей страсти по Сыну: и Тебе самой пройдет сердце оружие, предсказывая, что Она будет свидетельницей Распятия Сына. Она смиренно и с благоговением внимает словам старца. Складки одежды Марии и Иосифа практически повторяются, делая их единым целым. Старец Симеон стоит на возвышенности, а потому склоняется перед Марией.

И не только потому что он выше ростом, но потому что благоговеет перед Ней. Симеон полон нежности, он с приникает к лицу Младенца, напоминая образ иконы Умиления, где в таком же жесте сливаются лики Богородицы и Богомладенца.

Богомладенец тоже нежно и доверчиво прижимается к щеке старца. Фигура Симеона выписано совершенно иначе, чем фигура Марии. Его фигура кажется невесомой, легкой, что подчеркивается прозрачным цветом его одежд, сливающихся с цветом кивория над жертвенником-престолом.

По цветовой композиции икону также можно разделить на два треугольника, проведя диагональ из левого верхнего угла – в нижний правый. Нижний треугольник по цветовой гамме более тяжелый, темный, с резкими контрастами. Это земной треугольник. Здесь находятся Иосиф и Мария.

Верхний треугольник – светлый, прозрачный, легкий с яркими тонами, словно парящий в воздухе. Здесь преобладают нежные дымчатые тона, как бы уносящие в этой дымке уходящие в иной мир Симеона и Анну, оставляя на земле Марию и Иосифа.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…»

– последние слова, исходящие из уст Симеона, принимающего Младенца как избавление от земного бремени. К светлому миру принадлежит и Младенец, сливающийся в светло-золотом цвете одежд с одеждами Симеона.

Наконец, общую композицию завершает противоположный взгляд мастера на здания слева и справа. Здание слева изображено взглядом снизу вверх, отчего оно кажется плоским и тяжелым, а киворий и ступенчатое сооружение в верхней правой точке – взглядом сверху, что делает их парящими в воздухе. Такое противопоставление позволяет на первое место выдвинуть фигуры Богородицы, Симеона, которые встречаются на стыке обратных движений.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

Икона Сретение Господне в целом выглядит очень празднично, нарядно, в ней преобладают золотисто-охряные теплые тона, красный цвет велума подчеркивает торжественность момента встречи, а легкость верхнего правого угла показывает общую устремленность иконы к свету, в Царство Небесное, в мир иной, куда уходят Симон и Анна.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день.

Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва на Сретения к Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый! Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша. Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои. В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение» — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется.

Ссылка на основную публикацию