Икона «Сошествие Христа во ад» — изображение Воскресения Христа

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы . Однако этот образ не традиционен для Православия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна.

Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа.

Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда. Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой. Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии.

Факт сошествия Иисуса во ад является частью церковного догматического учения. Реальность события неоспорима, но есть различия трактовок – кого Спаситель вывел из преисподней: всех людей или лишь ветхозаветных праведников.

Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации.

В киевском Софийском соборе можно увидеть одну из наиболее древних фресок «Анастасис». Она датируется XI веком.

Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля. Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку.

Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами.

Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитвословия

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад.

В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: “Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея“ (воскресный кондак 3 гласа).

Ссылка на основную публикацию