Самые почитаемые иконы святых в России

Православная вера неотделима от почитания икон. В истории Руси было немало моментов, когда чудом явленные иконы останавливали вражеское нашествие и эпидемии, спасали от пожаров и других бедствий, а люди, обращавшиеся к почитаемым иконам с молитвами, исцелялись перед чудотворными образами.

Главные иконы православия – это иконы Спасителя и Матери Божией, которые считаются покровительницей и защитницей России

Список икон особо почитаемых святых

В православной традиции сложилось представление о том, что многие святые помогают в определенных ситуациях. Так, великомученику Пантелеймону Целителю молятся об исцелении от болезней; о крепких семейных узах – Петру и Февронии Муромским; св. Ксении Петербуржской – об удачном замужестве; св. Василию – об успехах в делах и решении финансовых проблем; св. Матроне Московской – об удачном решении проблем с жильем и других бытовых проблем; св. Анне – об исцелении от бесплодия.

Для верующих иконы выступают посредником между Божественным миром и земным в индивидуальной молитве или в процессе богослужения. Почитают не саму икону, а то, что на ней изображено, приписывая магические, исцеляющие свойства живописному образу Бога, Богоматери или Святых угодников.

Иконопись, как вид живописи с ликами святых, зародился еще на заре христианства, и насчитывает уже более чем 2-хтысячелетнюю историю. Во всем их многообразии представим самые красивые иконы, особо почитаемые на Руси и других христианских странах.

Кроме того, известные иконы помогают тем, кто крещен именем святого, ставшего их небесным защитником, поэтому в домах православных могут встречаться и достаточно редкие иконы.

Молитва перед иконой, даже самой знаменитой, должна содержать не только просьбы, но и благодарность, восхваление Господа и святого на иконе за милость, явленную нам. Святые образы служат посредниками между молящимися и Пресвятой Троицей, которой единственно дана сила воздавать молящимся по вере их.

За долгие века после их обретения многие иконы приобрели славу чудотворных благодаря явленным ими чудесным исцелениям, защите от врагов, пожаров, эпидемий. Наука не смогла объяснить чудо мироточения, явленное многими иконами, но это чудесное миро и сегодня исцеляет и служит подтверждением того, что икона – это не просто красивая картина.

«Апостолы Пётр и Павел»

Скорее всего, это древнейшее произведение православной станковой живописи. Специалисты и историки сходятся во мнении, что написана икона примерно в начале XI века в новгородской земле. На ней изображены два святых Петр и Павел, одни из самых почитаемых христианских святых.

Так сложилась судьба иконы «Апостолы Петр и Павел», что ей три раза, в трагические периоды истории, приходилось покидать родной Новгород. Но неизменно она возвращалась, и сейчас занимает почетное место в музее-заповеднике Великого Новгорода.

«Святой Николай»

Николай Чудотворец – с древнейших времен один из наиболее почитаемых святых на Руси. Именно поэтому его изображения отличаются тщательной прорисовкой и яркостью красок.

Один из таких образов запечатлен на так называемой Угрешской иконе, которая по легенде явилась князю Дмитрию во время его похода против войск Мамая. Князь повелел заложить на том месте монастырь, где до 1925 года и сохранялся образ Николая.

Сейчас «Святой Николай» находится в коллекции Третьяковской галереи, радуя любителей православной живописи, посещающих удивительный музей.

Икона блаженной Ксении Петербургской

Ксения Петербургская – одна из самых любимых русских святых. Икона с ее изображением не является редкостью в православном доме. Дар предвидения и исцеления к ней пришел после смерти ее мужа. Рано овдовев, Ксения впала в глубокое отчаяние. Она раздала все свое имущество бедным, подарила дом своей знакомой, надела одежды покойного мужа и стала называть себя его именем.

Эти странности отнюдь не связаны с потерей рассудка, просто Ксения решила полностью посвятить себя служению Богу, оградив себя от земных радостей и благ. Начались годы скитания. Большую часть своего времени она проводила около Церквей. Ночевала она под открытым небом в горячих молитвах, обращенных к Богу, нарочно не одевала теплых одежд, заставляя свое тело страдать от стужи.

Поначалу люди подсмеивались над Ксенией, но вскоре стали замечать, что после общения с ней, даже мимолетного, их жизнь начинала меняться к лучшему. Местные торговцы старались угостить ее съестным, тогда товар весь быстро распродавался. Если Блаженная целовала детей, то они росли здоровыми. За свою праведность Ксения обрела дар предвидения. Она предсказала смерть Елизаветы I за день до кончины. Свою знакомую она однажды отправила на кладбище, сказав, что там она обретет ребенка.

Та, испуганная побежала в указанное место и на пути увидела, как беременную сбила лошадь. Роженица скончалась, но успела родить младенца, которого и усыновила подруга Ксении. И таких случаев предвидения было великое множество. Даже после своей кончины она являлась в видениях людям, находившимся в трудных жизненных обстоятельствах, предупреждая их об опасности. Молитва, обращенная к ней, всегда находит отклик и помогает даже в самом трудном деле.

«Святитель Спиридон Тримифунтский»

Спиридон, живший в конце III – начале IV столетия, особо почитаемый святой христианской церкви. Именно он, выступив на Вселенском соборе, помог осудить арианскую ересь.

В мире сохранилась древнейшая греческая икона, изображающая Спиридона. Также в московской церкви Воскресения Словущего имеется его лик, в ковчеге которого запечатаны мощи святого Святителя Спиридона.

В память о великом святом в Москве в период царствования Михаила Федоровича возвели храм во имя святителя, а статуя его есть в Ялте, которая стоит при входе в храм-часовню Михаила Антистратига.

Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу

Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного. Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

Иконы Божьей Матери

Православная иконография Богоматери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи, стенописи и система их изучения. Культ почитания Богородицы официально установлен на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов.

Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках, либо в позе Оранты. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи.

Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах (символ Пресвятой Троицы, в ином толковании: символ «Трех Девств Марии — до Рождества, в Рождестве Христа и по Рождестве»).

Икона Казанской Божией Матери

Икона Казанской Божией Матери была обретена 8 июля 1579 года в Казани. Прошло 25 лет после того, как Иван Грозный покорил Казанское ханство. И случился в Казани страшный пожар, превративший в пепелище половину Казанского кремля и часть города. Мусульмане злорадно заявляли, что Всевышний прогневался на христиан, но оказалось, что казанский пожар стал предзнаменованием бесповоротного утверждения православной веры на земле Золотой Орды.

Через несколько дней после пожара стрелец Даниил Онучин решил начать на месте сгоревшего дома новую стройку. Но его 10-летняя дочь Матрона казала, что во сне ей явилась Богородица и повелела возвестить, чтобы они обрели её на месте недавнего пожара. Словам девочки значения не придали, то Богородица явилась к ней и во второй раз, и в третий. Настояниям девочки вняли и, разгребая пепелище, нашли икону Казанской Божией Матери.

Икона исцеляла болящих (началось всё с прозрения слепцов Никиты и Иосифа), вдохновляла русскую рать в Смутное время, перед ней накануне Полтавы молился Пётр I, а в 1812 – Михаил Кутузов.

В 1904 Казанскую чудотворную икону Божией Матери похитили и, сняв с неё драгоценные ризы, уничтожили. Многочисленные древние списки с этой иконы разошлись по всему миру. Сегодня РПЦ прилагает огромные усилия, чтобы вернуть эти святыни на Родину. Самый ранний список этой иконы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

Тихвинская икона Божией Матери

В 1944 году икона была вывезена в Европу, а затем и в США. В 1982 году архиепископ Иоанн наказал протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть икону в Россию, когда в стране изменится отношение к Церкви и восстановят Тихвинский монастырь. В июне 2004 года икона вернулась в Россию.

Икона особо почитается среди матерей, которые молятся иконе для наставления своих неразумных чад на путь истинный и защиты их от бед.

Иверская Икона Божией Матери

Через 200 лет на Афоне монахи увидели огненный столп, доходящий до неба, в основании которого была эта икона. По легенде, после молебна старец Гавриил пошёл по воде, как и повелела ему во сне Богородица, взял икону, и её повесили в храме.

О чудотворной Иверской Иконе Божией Матери хорошо знали в России. Во 17 веке Никон, архимандрит Новоспасского монастыря, ставший впоследствии Патриархом всея Руси, испросил благословения на Афоне прислать список этой иконы. Писал икону для России священник Иамвлих Романов. После великого молебна с вечера до рассвета, участие в котором принимали 365 монахов, святой водой окропили легендарную икону, а потом – новую доску из кипарисного дерева. Писали икону красками, смешанными с частицами мощей.

Спустя некоторое время, постояльцы Иверского монастыря заметили светящийся столп над морем. Приблизившись к нему, они обнаружили святой образ Богородицы, плывший по воде и испускающий свечение. Икону решено было поместить в часовне, но на утро она была найдена над монастырскими воротами.

Попытки отнести ее на прежнее место каждый раз были тщетны, пока однажды во сне старцу Гавриилу не привиделась Пресвятая Дева, рассказавшая, что не хочет быть охраняемой, она сама должна быть Хранительницей. Так, икону на долгие годы поместили над воротами обители, и стали называть Вратарницей. Она много раз чудесным образом уберегала монахов от пожаров, врагов и голода.

Пресвятая Богородица Иверская и до сегодняшних дней являет людям свои чудеса. Перед ее иконой молятся о раскаянии в грехах, об излечении от недугов, об избавлении от скорбей и печалей. Богородица Иверская хранит семейный очаг, покровительствует всем женщинам и является заступницей перед Всевышним. При помощи этой иконы снимают также «венец безбрачия».

Хранилась икона в Иверской часовне у Воскресенских ворот, и русские государи, перед тем, как войти в кремль, обязательно молились перед этой чудотворной иконой.

В 1929 часовня была разрушена, и икона исчезла. Сохранилась только передвижная икона, которая сегодня находится в Сокольниках, в храме Воскресения Христова.

Почаевская икона Божией Матери

Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

Курская-Коренная икона Божией Матери

Следующий раз Курская-Коренная икона упоминается в 1383 году. Тогда икона попала к ордынцам в руки, они разрубили её пополам. Священник, нашедший икону, с верой сложил половинки, и они срослись. Часовня была отстроена, и икона там и оставалась. Позже на этом месте появился монастырь – Коренная пустынь.

Ещё одна попытка уничтожить икону состоялась в 1898 году. Злоумышленники взорвали храм, но Курская-Коренная икона Божией Матери осталась невредимой. Не пострадало даже стекло в киоте.

Во время Октябрьской революции чудотворный образ вывезли из России, и сегодня он является одной из главных святынь РПЦ за границей.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

Икона Божией Матери Семистрельной

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

О ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

Владимирская икона Божией Матери

Икона почитается как особо ценная в нескольких городах русских земель. Особенно известна Владимирская икона Божией Матери тем, что спасла Москву от нашествия Тамерлана. Сегодня икона хранится в Третьяковской галерее.

Боголюбская икона Божьей Матери

Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная. Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения.

На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.

Феодоровская икона Божией Матери

С Феодоровской иконой восходил на царствование в 1613 году Михаил Феодорович Романов, и с того времени она стала почитаться императорским Домом Романовых. Все иностранные принцессы, которых брали в жёны русские великие князья и императоры, после крещения получали отчество Феодоровна.

Сегодня икона находится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе, что в Костроме.

Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

Описание икон заступниц России

Как гласит предание, первые образы Матери Божией были написаны евангелистом Лукой еще при ее жизни, а Владимирскую икону он написал на доске от трапезного стола Иисуса.

В православной иконописи существует несколько типов образов Богородицы: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая) и др.

Эти древние иконы Божией Матери имеют каждая свою историю: они были явлены в разные века и в разных местах, и сегодня эти самые знаменитые иконы сохраняют свое значение и служат защитой нашей Родины.

Вот самые знаменитые иконы Богородицы – покровительницы Руси:

  • Владимирская икона Божией Матери (в центре);
  • Тихвинская (защищает север);
  • Иверская (защищает юг);
  • Казанская (защищает восток);
  • Смоленская (защищает запад).

В русской иконографии Богоматери сложились определенные каноны Ее изображения: самые известные иконы России представляют Пресвятую Деву, часто с Младенцем Иисусом на коленях, в виде прекрасной женщины с ликом, исполненным скорбной или просветленной печали, на котором читается смирение, но в то же время и духовная сила.

Нельзя не упомянуть и другие Богородичные иконы, почитаемые в России: Донская, Курская-Коренная, Феодоровская, Псково-Печерская, а также «Знамение», «Скоропослушница», «Семистрельная», «Утоли моя печали», «Трех радостей» и многие другие.

Самые знаменитые православные иконы

Икона есть живописный образ самого Бога, Божьей Матери, Святых угодников или сцен из Священного Писания. Изображение иконы окропляют святой водой, а после зачитывают специальные молитвы. Только после обряда освящения икона приобретает благодатную энергию и духовное признание.

Икона является проводником между Богом и человеком. Любая молитва будет услышана Господом, просто благодаря иконе она вознесется к нему значительно быстрее.

«Троица» Андрея Рублева

В зале Третьяковки находится одна из известнейших икон православного мира — «Троица», написанная Андреем Рублевым — самое знаменитое произведение мастера. Она создавалась в начале 15 века (точную дату специалисты назвать затрудняются) для белокаменного величественного Троицкого собора.

Предполагалось, что икона будет стоять справа от Царских врат. Изображение многогранно и многослойно, исполнено символами и смыслами. А потому сюжету этого шедевра посвящено немало научных исследований.

«Спас Елеазаровский»

Этот святой образ Христа Пантократора был обнаружен в 1352 году, а дерево, у которого его нашли, заложили в фундамент выстроенного на этом месте храма.

«Спас» является величайшим произведением иконописи домонгольского периода, и стал основой для зарождения нового стиля, появившегося в XIV веке.

Несмотря на плохую сохранность шедевра и необходимость проведения реставрационных работ, уникальная икона в 2010 году был передан Русской православной церкви, но с условием неиспользования в богослужениях.

«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова

Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.

Сюжетом послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса.

Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.

«Спас в силах» Рублева

Очень символична икона «Спас в силах» знаменитого Андрея Рублева. По замыслу создателя, она представляет собой образ Христа, находящегося в центре Мироздания. Фактически, это наглядная схема христианского мироустройства со всеми его атрибутами.

«Спас в силах» — важнейшая из реликвий в православии, и поэтому ее всегда помещают в центре храмового иконостаса, над Царскими вратами. Изображение авторства Андрея Рублева сегодня находится в Третьяковской галерее, в стеклянном саркофаге, где созданы особые условия для его хранения.

Икона «Спас Вседержитель»

«Спас Вседержитель» занимает главенствующий образ в православной иконописи, поэтому его всегда располагают в центральном куполе каждого православного храма – на самое почетное место. На иконе изображен сын Божий Иисус Христос в образе судьи и Небесного царя, поэтому икону иначе еще называют «Пантократор», что переводится с греческого как «властитель всего».

Главный врачеватель душ и тел, знающий обо всем. Именно к Всевышнему в первую очередь должны быть обращены наши молитвы. Иногда уныние и отчаяние проникают в самое сердце, но Спаситель всегда подает руку помощи, и снова оживают вера и надежда.

На Руси икона появилась примерно в 12 веке и служила молельной иконой русских князей. Иконы «Спаса Вседержителя» не редко мироточили и излечивали от многих болезней.

«Спас Златая риза»

Из-за золотого оклада, который, к большому сожалению, ныне утрачен, икона и получила свое роскошное и неповторимое название. Писался «Спас» непосредственно для Руси византийским мастером в X столетии, на что указывают некоторые технические особенности.

Искусствоведы по позе Иисуса и манере исполнения выделяют этот шедевр в ряду других произведений. В русской земле «Спас Золотая риза» начинает свою историю в Софийском соборе Новгорода.

В 1700 году «Спас» был переписан и одежды Иисуса расписали золотым цветом, чтобы отвечать названию. Этот удивительный лик сына Божьего сохранился и его можно увидеть, посетив Успенский собор Кремля.

«Преображение Господне»

Написанное в 1403 году «Преображение господне» долгое время считали кистью Феофана Грека, однако исследования последних десятилетий и применение новейших технологий, доказали, что это дело рук неизвестного живописца.

В Переславле-Залесском в то время восстанавливали Свято-Преображенский собор, и именно к этому событию и относят написание образа сына Божьего. Как и многие другие шедевры русских иконописцев «Преображение» находится в известнейшей московской галерее Третьяковке.

Заключение

К сожалению, многие шедевры по разным причинам погибли, большинство сохранились в виде дошедших до нас списков, а некоторые сокрыты от мира в частных коллекциях.

Можно верить или не верить в чудодейственные и исцеляющие свойства икон, но однозначно они – величественные, неповторимые произведения искусства, часть нашей великой истории, православия. Именно с ними связаны значимые события развития России, а ее народ, благословенный ликами святых, свершал и продолжает свершать великие дела.

Ссылка на основную публикацию