Католические иконы — в чем состоит отличие от православных

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее. К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский.

Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Католическая иконография Богородицы

Католическая иконография Богородицы — совокупность типов изображения Богородицы в западноевропейском искусстве и система их изучения.

Список католических икон Богоматери:

  • Аннунциата — изображение Мадонны в сцене Благовещения, но без архангела Гавриила.
  • Ассунта — изображение Мадонны, после смерти возносящейся на небеса праздник Успения Богородицы (15 августа)
  • Иммакулата — изображение Непорочного зачатия Девы Марии, в котором Мадонна изображается парящей в небесах на полумесяце.
  • Коронование Богоматери — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса.
  • Мадонна во славе
  • Мизерикордия — изображение Мадонны Милосердия, защищающей людей своим покровом.
  • Маэста — торжественное изображение Мадонны на троне в окружении святых.
  • Мария, носящая во чреве или Богоматерь-роженица — изображение беременной Марии.
  • Мистическое обручение святой Екатерины — изображение Мадонны на троне с младенцем Иисусом на коленях и св. Екатериной Александрийской, обручающейся с Иисусом кольцом.
  • Непорочное Сердце — изображение Мадонны со сверкающим сердцем в груди, в обрамлении венка из роз.
  • Пьета — Мария, оплакивающая снятого с креста Иисуса.
  • Святая Родня — изображение Богородицы с Иисусом вместе со святой Анной и святым Иоанном Крестителем.
  • Святое Семейство — изображение Марии с Иосифом и младенцем Иисусом.
  • Святое Собеседование — изображение Мадонны на троне в окружении беседующих святых.
  • Anna selbdritt или Святая Анна, Мария и Младенец Иисус — изображение Мадонны вместе с её матерью Святой Анной и младенцем Иисусом.
  • Hortus conclusus — изображение Мадонны в райском саду (в православной традиции аналогичное изображение именуется Вертоград заключенный).
  • Mater dolorosa — изображение Страдающей Марии с мечом в сердце, смотрящей на распятого Христа.
  • Mulier amicta sole — изображение Девы Марии окружённой солнцем, в звёздной короне и с луной под ногами. Образ взят из 12-й главы Откровения Иоанна Богослова.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.

Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.

Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Самые известные католические иконы в Беларуси

Самая знаменитая ныне католическая чудотворная икона, прибывшая в Беларусь 5 веков назад – это образ Будславской Божьей Матери в маленькой дер.Будслав возле Нарочи, которая собирает к себе в Национальный санктуарий ежегодно в первое воскресенье июля десятки тысяч паломников как из РБ, так и из Польши, Литвы, Латвии, Украины, России..

Не менее знаменита икона Матери Божьей Трокельской в дер. Трокели (с конца 16в.) недалеко от г. Лида в Гродненской области, которая является прекрасной копией знаменитой римской иконы Санта Мария Моджоре (“Снежной”)

Также на исторически прокатолической Гродненщине с сер. 17 века очень популярна чудотворная икона Матери Божьей Шкаплерной в маленькой дер. Гудогай ( не путать с одноименными поселком и ж/д станцией). Которая представляет собой копию известной иконы Матери Божьей Владимирской “Умиление”:

В самом Гродно, в кафедральном соборе уже более трех веков почитается чудотворная икона Матери Божьей Конгрегатской (или у молодежи – еще и “Студенческой”), которая также является копией итальянской Санта Мария Моджре:

Еще одна чудесная икона Зап. Беларуси находится в брестком костеле-санктуарии Возвышения Святого Креста: образ Матери Божьей Брестской “Спасительницы”:

Уже три века чудотоворной иконой католиков полесского юга Беларуси является образ Матери Божьей Логишинской — “Королевы Полесья” в костеле в местечке Логишин возле Пинска:

У католиков северной беларуской Витебщины тоже есть своя святыня – в “столице Поозерья” Браславе находится чудотворная икона Матери Божьей Браславской “Королевы Озер” (16 в.):

В древней первой столице ВКЛ – Новогрудке – к сожалению не сохранился первоначальный древний образ Богородицы, но уже более двух веков в фарном костеле хранится другая чудотворная икона Матери Божьей Новогрудской:

В костеле небольшой д. Боруны на стыке Минской и Гродненоской обл. с 16 века находится чудотоворная икона Матери Божьей Борунской:

Четыре века беларусы Восточного Полесья, католики, а затем и православные, которым была передана икона после закрытия католического монастыря в Юровичах царскими властями, молились перед Матерью Божьей Юровичской-Милосердной, написанной греко-католиками Зап. Украины. Волею революции и войны икона ныне оказалась в краковском костеле св. Барбары, но точные две копии её ныне находятся в костеле Мозыря и в православном Юровическом мужском монастыре (интересный факт, что мозырские католики и православные, объединенные чудесным образом Богородицы, проводят общие крестные ходы между двумя святынями):

Точно также почитается совместно католиками и православными древний образ (с конца 15 в.) Матери Божьей Жировицкой. Во времена Речи Посполитой эта икона в греко-католическом Жировицком монастыре воистину считалась главной униатской иконой беларусов. Сейчас икона принадлежит православным, но католики молятся по-прежнему перед её копией в соседнем Слонимском костеле:

Также исторически и католиками, и православными Беларуси уже 5 веков почитается образ Матери Божьей Остробрамской, Матери Милосердности, который находился в исторической столице беларуского этноса – Вильне (с 1939г. город был переименован по-русски в Вильнюс и подарен Сталиным литовцам). Список (копия) этой чудотворной иконы , “Опекунки ВКЛ – Литвы и Беларуси”, есть во многих костелах Беларуси и ныне:

Также во многих костелах Беларуси находятся копии особо почитаемой уже более 7 веков в Польше , Литве и Беларуси знаменитой чудотворной иконы Матери Божьей Ченстоховской:

Следует конечно упомянуть увы, утерянный во время войны из Могилевского музея особо почитаемый и католиками, и православными беларусами 4 века образ Матери Божьей Белыничской, наиболее точный список которой можно увидеть ныне в костеле д. Новая Мышь рядом с Барановичами:

И последнее – не сохранился образ иконы в алтаре старого Архикафедрального собора Имени Девы Марии в Минске после бесчинств советского атеизма, но недавно главная беларуская католическая святыня обрела в алтаре новую икону Матери Божьей Минской.

Отличие православных и католических икон

Для католиков Божия Матерь Дева Мария – символ чистоты и была зачата непорочно, в конце жизни живой вознесена на небо. Для православных – Она Матерь Божия, зачатая как все люди и почившая, как простые смертные.

Православная икона никогда ни о чем не повествует, особенно древняя, и никого не поучает. Каждый из нее вычленяет тот нравственный смысл, который видит лично он. Она возводит молящегося в иное пространство, указывает ему на иной мир и помогает ему молиться.

Православная икона имеет четко установленный иконописный канон, не допускающий отклонений, разве что цветовая гамма иконы может быть различной, в зависимости от иконописной школы. Так существует всего несколько типов образа Богородицы , каждый из которых несет свою смысловую нагрузку. Богородица, по канону, имеет пурпурный мофорий (плат) и темно-синий хитон.

Образы православной иконы не являются живописными портретами, в которых художник стремится к портретному сходству: земной образ здесь только обозначается наиболее узнаваемыми чертами (бородой, книгой, группой святых, иными особенностями). Главное же – образ святого в Царстве Небесном.

Православная икона имеет только два измерения: горизонталь и вертикаль. Эта двухмерность принципиальна. Так же принципиальна и обратная перспектива, позволяющая образу входить в интимное пространство молящегося. На иконе нет теней, поскольку все происходит не в реальном мире, а в Вечности. Словом, все эти особенности и детали не просто возникли из фантазии иконописца, они необходимы для создания образа Царства Небесного, образа Иного мира, в котором пребывают святые.

Католическая икона формировалась в иных условиях. К иконе относились не как к сакральному образу, а как к иллюстрации и живописной картине на библейские темы. Она не предназначена для молитвы, ее рассматривают как иллюстрацию к библейской истории.

Католическая икона – это живописный портрет или живописная картина на религиозную тему, изображение которой полностью зависит от фантазии художника. Здесь всегда можно совершенно точно указать автора, художника, в отличие от православной иконы, которая является чаще всего анонимной, поскольку в ее создании участвует не один иконописец.

Главный иконописец выписывает только личное, наиболее важное – глаза, лик. А доличное – выписывает другой иконописец (или иконописцы), классом пониже, ученик или подмастерье.

На католических иконах руки святых скрещены — левая поверх правой. В православии, наоборот – правая поверх левой. Взор на святых ликах в католических списках удивленный, выпученный, а на православных – глаза смиренно прикрыты и весь лик полон смирения.

На иконах католической церкви одеяние Богородицы имеет три цвета, поверх белого накладывается черная мантия. На православных иконах одежды золотые, яркие, подчеркивающие достоинство Божьей Матери, а нимб намного выпуклее и красивее.

Отличительным считается и тот факт, что все подписи на католических иконах пишутся латинскими буквами. Молитва, в отличие от католической иллюстрации, останавливающейся только на первом, буквальном, уровне . Она не несет никакого иного дополнительного смысла.

Католическая икона украшает храмы, как картины украшают картинные галереи: они развешиваются по стенам не с целью молитвы и возбуждения молитвенного настроения, а для иллюстрации. Они очень живописны и красивы (мы знаем картины Джотто, Микеланджело, Ботичелли, Веласкеса и др.), но к иконе они не имеют никакого от ношения.

Сходство православных и католических икон

Существуют католические иконы Божией Матери, которые очень близки православным христианам. Издавна древняя икона Остробрамская была привезена из Византии и до появления в католическом храме имела название Корсунская Благовещенская, на которой изображалось Благовещение православного письма с изображением Девы Марии.

Почитаемая икона Умиление Серафимо-Дивеевская является, также, списком с иконы Остробрамская, которая относится к православной иконописной школе. Но множество реставрационных работ внесли в нее католические элементы, хотя в основе своей она православная. Образ Иисуса Христа очень схож на этих двух иконографиях, так же красив и прибывает в белых одеждах.

Общие иконы по значимости

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками.

Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Подведем итоги

  • У католиков святые изображаются натуралистично, часто не на картинах, а в виде статуй.
  • На православных иконах святые пишутся в двухмерном изображении – так подчеркивается, что действие происходит в мире духа, другом измерении, которое обычными чувствами не постичь.
Ссылка на основную публикацию