Как появились первые иконы

Первые иконы

Все лекции цикла можно посмотреть здесь .

Когда появились первые иконы. Мы знаем, что есть предание, что первая икона Христа появилась нерукотворным образом. Она связана с исцелением царя Авгаря, который заболел и никто не мог его вылечить. Он посылает своего слугу в Иерусалим, где проповедует учитель, о котором говорят, что он исцеляет больных, воскрешает умерших. Слуга хотел привести его к царю, чтобы тот помог несчастному. Но Господь не мог оставить Своего служения и уйти, тем не менее Он решает помочь царю, просит слугу принести чистое полотенце, умывает лицо водой, отирает полотенцем и отдает его слуге. И слуга видит, что на полотенце отобразился нерукотворный лик Христа. От этого нерукотворного лика исцелился царь Авгарь. Это предание было известно уже в IV веке. Документ о нем принадлежит к VI веку. Но всякое предание имеет свои исторические корни. И этот исторический корень в том, что мы сегодня имеем плащаницу и несколько почитаемых по всему миру нерукотворных образов.

Для чего я так говорю? Потому что если говорить об иконе Христа, то, конечно, Он сам является иконой, как говорит апостол Павел, Христос есть образ Бога невидимого. Он является единственным истинным изображением Самого Отца, Которого невозможно видеть. Отсюда и сама идея изображения. Они не дают нам портрет Христа и т.д., но передают образ, по-гречески «эйкон». Эйкон – это очень глубокое слово, которое передает не просто видимость, а, как скажет Иоанн Дамаскин, видимый образ невидимого. Собственно, это и ложится в основу первых христианских икон.

Первое изображение Христа, которое можно было бы назвать иконографическим, мы находим в катакомбах IV века. Но эти катакомбы уже служили не столько убежищами христиан, потому что это уже период Константина, но все-таки в них продолжали совершать богослужения. То есть когда проповедь Христа стала открытой, появляется изображение Спасителя. Но в IV веке еще не сформировалось то, что мы называем каноном, а вот уже знаменитая синайская икона Спасителя, которая датируется VI веком, показывает нам, что к этому времени иконография Христа уже устоялась.

Иконография Христа формируется ровно в тот же период, когда Церковь собирает Вселенский Собор. Когда она пытается выяснить – в борьбе с ересями, в ответ на их вызовы – как можно сформулировать веру во Христа, Троицу, основные элементы веры, тогда же формируется иконография. То есть догматика и иконография формируются параллельно друг другу. Поэтому в VI веке, когда уже сформулированы основные догматы о природе Христа, Его воле, месте в Святой Троице, тогда появляется и развитая иконография Христа. Синайская икона как раз дает нам этот пример. Хотя есть и другие иконы.

Рядом с иконами Христа мы видим и иконы Богоматери. Та же синайская коллекция дает нам возможность увидеть ранние иконы Богоматери: Богоматерь с Младенцем Христом, Богоматерь со стоящими рядом святыми Георгием и Феодором; икону апостола Петра и т.д. Эти ранние иконы интересны еще тем, что берут свое начало в фаюмском портрете. Напомню, что фаюмский портрет – это позднеантичный погребальный портрет, который клался на саркофаг или вмуровывался в мумию как память об умершем человеке. И техника первых иконы была точно такая же, как эти античные портреты. Эта была техника энкаустики, восковых красок, которыми писали на дощечках, даже часто использовали золото на фоне или золотые венцы, что равносильно нимбу, возникающему на христианских иконах.

Но есть и отличия, и самое главное из них не художественное, а религиозное, что очень важно. Потому что погребальный портрет – это память об умершем человеке, а икона – это всегда свидетельство о воскресении. Христос воскрес, победил смерть, и Его последователи тоже входят в жизнь вечную, поэтому их рисуют уже с точки зрения вечности, смотрящими из вечности, воскресшими. Это знак того, что мы не видим человека телесными очами, но мы знаем, что он жив и он рядом с нами, и икона этому свидетельство.

Эти первые иконы, которые мы имеем еще с доиконоборческого времени V , VI , VII веков как раз те первые иконы, которые свидетельствуют о воскресении. То есть опять же вера, религия преобразует искусство и создает ту форму, в которой выражаются христианские убеждения.

Когда появились первые иконы. Мы знаем, что есть предание, что первая икона Христа появилась нерукотворным образом. Она связана с исцелением царя Авгаря, который заболел и никто не мог его вылечить. Он посылает своего слугу в Иерусалим, где проповедует учитель, о котором говорят, что он исцеляет больных, воскрешает умерших. Слуга хотел привести его к царю, чтобы тот помог несчастному. Но Господь не мог оставить Своего служения и уйти, тем не менее Он решает помочь царю, просит слугу принести чистое полотенце, умывает лицо водой, отирает полотенцем и отдает его слуге. И слуга видит, что на полотенце отобразился нерукотворный лик Христа. От этого нерукотворного лика исцелился царь Авгарь. Это предание было известно уже в IV веке. Документ о нем принадлежит к VI веку. Но всякое предание имеет свои исторические корни. И этот исторический корень в том, что мы сегодня имеем плащаницу и несколько почитаемых по всему миру нерукотворынх образов.

Для чего я так говорю? Потому что если говорить об иконе Христа, то, конечно, Он сам является иконой, как говорит апостол Павел, Христос есть образ Бога невидимого. Он является единственным истинным изображением Самого Отца, Которого невозможно видеть. Отсюда и сама идея изображения. Они не дают нам портрет Христа и т.д., но передают образ, по-гречески «эйкон». Эйкон – это очень глубокое слово, которое передает не просто видимость, а, как скажет Иоанн Дамаскин, видимый образ невидимого. Собственно, это и ложится в основу первых христианских икон.

Первое изображение Христа, которое можно было бы назвать иконографическим, мы находим в катакомбах IV века. Но эти катакомбы уже служили не столько убежищами христиан, потому что это уже период Константина, но все-таки в них продолжали совершать богослужения. То есть когда проповедь Христа стала открытой, появляется изображение Спасителя. Но в IV веке еще не сформировалось то, что мы называем каноном, а вот уже знаменитая синайская икона Спасителя, которая датируется VI веком, показывает нам, что к этому времени иконография Христа уже устоялась.

Иконография Христа формируется ровно в тот же период, когда Церковь собирает Вселенский Собор. Когда она пытается выяснить – в борьбе с ересями, в ответ на их вызовы – как можно сформулировать веру во Христа, Троицу, основные элементы веры, тогда же формируется иконография. То есть догматика и иконография формируются параллельно друг другу. Поэтому в VI веке, когда уже сформулированы основные догматы о природе Христа, Его воле, месте в Святой Троице, тогда появляется и развитая иконография Христа. Синайская икона как раз дает нам этот пример. Хотя есть и другие иконы.

Рядом с иконами Христа мы видим и иконы Богоматери. Та же синайская коллекция дает нам возможность увидеть ранние иконы Богоматери: Богоматерь с Младенцем Христом, Богоматерь со стоящими рядом святыми Георгием и Феодором; икону апостола Петра и т.д. Эти ранние иконы интересны еще тем, что берут свое начало в фаюмском портрете. Напомню, что фаюмский портрет – это позднеантичный погребальный портрет, который клался на саркофаг или вмуровывался в мумию как память об умершем человеке. И техника первых иконы была точно такая же, как эти античные портреты. Эта была техника энкаустики, восковых красок, которыми писали на дощечках, даже часто использовали золото на фоне или золотые венцы, что равносильно нимбу, возникающему на христианских иконах.

Но есть и отличия, и самое главное из них не художественное, а религиозное, что очень важно. Потому что погребальный портрет – это память об умершем человеке, а икона – это всегда свидетельство о воскресении. Христос воскрес, победил смерть, и Его последователи тоже входят в жизнь вечную, поэтому их рисуют уже с точки зрения вечности, смотрящими из вечности, воскресшими. Это знак того, что мы не видим человека телесными очами, но мы знаем, что он жив и он рядом с нами, и икона этому свидетельство.

Эти первые иконы, которые мы имеем еще с доиконоборческого времени V , VI , VII веков как раз те первые иконы, которые свидетельствуют о воскресении. То есть опять же вера, религия преобразует искусство и создает ту форму, в которой выражаются христианские убеждения.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

Икона, с которой всё и началось

Где же искать ее истоки?

Для христианина главная икона – это икона Христа. Когда и как появилась первая икона Господа Иисуса? Она, конечно, была. У нас в Церкви установлен и специальный праздник в ее честь. По календарю праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

29 августа праздник в честь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа. Первая икона Христа не была написана красками, не была создана руками человеческими. Не являлась плодом фантазии древнего художника.

Первая икона дана нам напрямую от Господа. Согласно церковному преданию первая икона представляла собой чудесно появившийся на холсте отпечаток лика Иисуса Христа.

Дать людям икону – это была Божья воля, а не пожелание человеческое.

Мы, православные, должны бы хорошенько это знать.

Икона – дар Божий.

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать.

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз.

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога. А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным…

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Иконопись начинается с опыта

Что это за опыт? Опыт настоящей встречи с настоящим Христом. И опыт молитвенного общения с Ним. Без этого не было бы на Земле подлинной иконы.

Господь дает нам видеть Свой Лик, обращаться к Нему. Поблагодарим Его за это счастье.

Как появились первые иконы

Около нескольких тысяч, а некоторые ученые даже утверждают, что миллионов лет тому назад человек научился говорить, потом люди научились рисовать, а уж после – писать. Что касается иконописи, то тут, назвать точную дату появления первых икон так же трудно, как сказать о времени появления речи и письменности. Однако существует немало легенд, как появились первые иконы.

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Первый мастер иконописи

Первой рукотворной иконой по преданию считается икона Божьей Матери, а человеком, который ее написал, стал христианский святой, один из семидесяти учеников Иисуса Христа, евангелист Лука. Помимо написания иконы Пресвятой Богородицы ему приписывают икону двух святых апостолов: Павла и Петра и еще около семидесяти икон, изображающих Деву Марию. Лишь три из которых были написаны с самой Божьей Матери и при жизни получили свое благословение.

К числу таких икон принадлежат: Смоленская, Корсунская или Эфесская и Филермская Богоматерь. За сказаниями, сначала евангелист Лука запечатлел на доске образ Мадонны с Младенцем на руках, а после написал еще две, похожие на первую, иконы и отнес Святой Богородице. Все три значительно отличаются от остальных икон Девы Марии, что может давать удивительное и уникальное представление того, как в земной жизни выглядела Матерь Божья.

Существует даже икона, воссоздающая тот самый процесс написания Лукой иконы Пресвятой Богородицы.

На самом деле, конкретный ответ на вопрос, когда появились первые иконы, не может дать никто. Это все настолько покрыто занавесом прошлого, что, чем дальше мы отходим от древних времен, тем меньше становится шанс узнать истину. Однако, не все остается неизведанным. Так, первыми иконами в истории христианства считаются – «Плат Вероники» и «Спас Мокрая Брада», ставшие двумя версиями появления первой иконы нерукотворного образа Спасителя. А первым иконописцев принято считать евангелиста Лука, сделавшего великий вклад не только, как автор одного из четырех Евангелий, но и как художник, изобразивший на своем холсте Пресвятую Деву Марию.

История возникновения иконы

Икона в переводе с греческого означает образ. В Византии в период формирования христианского искусства так называли изображение событий священной истории, независимо от материала и техники исполнения.

Самые ранние образцы икон датируются VI веком. Первые иконы писали греческие мастера. Живопись наносилась красками в растопленном виде. Связующим веществом красок являлся воск. Техника живописи – энкаустика. В Синайском монастыре хранится образ Христа Пантократа датируемый VI веком, написанный в технике энкаустики. Разновидностью энкаустики стала восковая темпера. Иконы писали по меловому грунту-левкасу минеральными и органическими пигментами на липовых досках растертыми с яичным желтком.

Иконопись развивалась преимущественно в странах с восточной ветвью христианства. Икона является основным символом веры, средством общения с Богом. По церковному преданию, первая икона появилась при жизни Христа. Лик, знакомый под названием Нерукотворный Спас. История создания иконы рассказывает о живописце царя Эдессы, посланного изобразить Иисуса. Иисус Христос вытер лик платом, на котором отпечатался Его образ. Церковное предание приписывает первые рукотворные иконы евангелисту Луке, написавшему иконы Божьей матери, святых апостолов Петра и Павла.

На Русь сложившиеся технические приемы и художественные принципы принесли греки. Для средневековой иконописи характерны особые изобразительные приемы – плоскостность, отсутствие натуралистической моделировки объема, обратная перспектива, золотые фоны, локальный цвет. Святой на иконе находится вне времени, в ином мире. Иконный образ обращен к молящимся прихожанам. Иконописец передавал не столько конкретный, физический облик и предметы, а выражение их духовной основы. Первые иконы появились на Руси из Византии в начале VIII века.

В VIII веке на Руси возникает конфликт между сторонниками и противниками почитания икон. Седьмой Вселенский собор 787 года принял догмат иконопочитания. Богословские основы принесли более глубокое понимание иконы.

Символические цвета в иконе имели в православной культуре особое значение. Золотой – основной цвет иконы. Цвет символизирует великолепие царствия Божия, свет святости, вечности, благодати. Белый цвет – означает чистоту Христа и сияние Божественной славы. На иконах святых и праведников изображали в белом. Синий – цвет Богоматери, собравшей воедино земное и небесное, бесконечность неба, вечного мира, мудрость. Красный – цвет жертвы Христа. Мучеников на иконах изображали в красных одеждах. Красный цвет – победа жизни над смертью, символ Воскресения. Крылья архангелов-серафимов сияют красным небесным огнем.

Начиная с XI века, появились у греческих мастеров ученики – монахи Киево-Печерского монастыря. Родоначальником русской иконописи считается преподобный Алипий. В Киево-Печерском монастыре, Алипий участвовал в росписи мозаик Успенского собора. Икона Богоматери, написанная Алипием, была передана в дар Ростовскому Успенскому Собору.

Монгольское нашествие в XIII веке приостановило развитие иконописи и написание новых икон на Руси. Искусный иконописец XIII века – Святитель Петр, Митрополит Московский.

Апогей иконописи в России выпал на XIV-XV века. Лучшие мастера – Андрей Рублев, Савва, Феофан Грек, Дионисий, Александр и Даниил Черный. Непревзойденным шедевром Рублева считают икону Святой Троицы, написанную в первой половине XV века. Сюжетом послужило явление праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов. Сюжет наполнен глубоким богословским содержанием.

В XVI веке известными иконописцами названы митрополит Московский, Симон, Варлаам и Макарий. В XIX столетии древняя иконопись сохранилась в сельской местности Владимирской губернии. В XX веке иконы стали рассматривать как религиозную и культурную ценность.

В России особо чтимые иконы: «Владимирская» икона Божией Материи, икона Божьей Матери «Казанская», икона «Знамение Пресвятой Богородицы», икона Божией Матери «Смоленская», «Феодоровско-костромской» икона Богородицы, образ Богоматерь «Донская», икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Как появились первые иконы?

Жилище православного человека немыслимо без красного угла – места, где находятся иконы. Откуда же появилась традиция их почитания, какой была первая икона?

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, завершил эпоху иконоборчества. Почитание святых икон стало одним из догматов христианства, общим как для православия, так и для католицизма. Сегодня существует множество самых разнообразных священных изображений: написанные красками по дереву или металлу, иконы из камня, мерные иконы, но как же выглядели первоисточники?

Нерукотворный Образ Спасителя

Первой христианской иконой был Нерукотворный Образ Спасителя. Царь Эдесский, больной проказой, прослышав о чудесах, творимых Христом, захотел исцелиться. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти к нему и передал его с живописцем Ананием. На случай отказа тот должен был хотя бы нарисовать лик, чтобы царь имел в болезни утешение. Возможно вас также интересуют и менные иконы.

Придя в Иерусалим, Анания увидел Христа, поучающего народ, и стал украдкой рисовать с него портрет. Но у него ничего не получалось: лик Спасителя постоянно менялся, его черты было невозможно запечатлеть. Господь Сердцеведец видя напрасный труд пришельца и его огорчение, подозвал его для беседы. Во время разговора Христос попросил воды. Умывшись, он вытерся полотенцем – и о чудо, на нем запечатлелось изображение его лица! Так появился Нерукотворный Образ. Вручив его Анании, Господь сказал: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Помолившись перед Образом, принесенным верным слугой, царь Авгарь очистился от проказы. В благодарность за исцеление он приказал повесить Образ над городскими воротами, чтобы каждый проходящий через них воздавал ему поклонение.

Как появились иконы Богородицы

Первые иконы Божией Матери были написаны евангелистом Лукой по просьбам верующих. Сначала он сделал на доске живописное изображение Царицы Небесной с Младенцем на руках. Потом, написав еще две похожие иконы, принес их Пресвятой Богородице. Та, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. Одну из написанных икон в качестве апостольского благословения Лука отправил в Антиохию, где она была весьма почитаема. Позже она была перенесена в Иерусалим, а потом во Влахернский храм Константинополя. Жители Византийской столицы, видя множество чудес, происходящих от этой иконы, назвали ее Одигитрией или Путеводительницей. В дальнейшем Одигитриями стал называться целый ряд икон, где Богородица, держа на руке Младенца, указывает на Него.

Следует также добавить, что Лукой были сделаны изображения апостолов Петра и Павла, послужившие основой для всех более поздних икон. Можно сказать, что каждый образ – это портрет Спасителя, Пресвятой Богородицы или какого-либо святого. Причем их черты были запечатлены прижизненно, что сообщает иконам огромную историческую достоверность. Однако как на хорошем портрете легко прочесть характер изображенного человека, так и с каждой иконы на нас смотрит Господь, Царица Небесная или какой-либо человек, угодивший своей жизнью Богу. Помнить об этом следует, чтобы с должным уважением относиться к святым образам

Как и почему появились в христианстве иконы

Иконы в христианской религии появились не сразу. Если заглянуть вглубь веков, то мы увидим, что их далекими предками являются почитавшиеся древними людьми растения и животные, камни, огонь, вода, то есть то, что человек видел перед собой, и от чего зависела тогда его жизнь.

Огромное впечатление производили на древних людей грозные стихии природы — огонь и вода. Они давали тепло, оплодотворяли поля. Но страшные лесные пожары, сверкающие молнии и разрушительные наводнения внушали людям ужас. Шевелящиеся языки пламени и вечно бегущая вода казались им такими же живыми существами, как и они сами. Огню и воде приписывалась магическая сила исцеления людей и животных от болезней и защиты от козней злых духов. Почитание огня и воды, жертвоприношения им существовали у всех древних народов.

Широко было распространено также поклонение священным деревьям. Дерево давало людям пищу, материал для жилищ, укрывало от хищных зверей. Считалось, что в деревьях пребывают могущественные духи плодородия, способные влиять на урожай, излечивать от болезней, отгонять нечистую силу. У славян считались священными верба и дуб, у индусов — кедр, у персов — кипарис. Эти деревья запрещалось срубать, к ним обращались с просьбами и молитвами, приносили жертвы.

Со священным трепетом относились в древности к «камням с небес» — метеоритам, а так же к камням, отличавшимся необыкновенной формой (вспомните, камень с дырочкой — «куриный бог»), сходством с животными или людьми.

Со временем кускам камня и дерева стали придавать определенную форму. Несколько царапин или мазков краской делали их немного похожими на людей или животных. Так постепенно появились идолы и идолопоклонство. Люди верили, что в идолах пребывают духи или боги, и поклонялись им. Для них строились храмы, их раскрашивали, умащивали благовониями. Стремясь заручиться поддержкой идолов, им дарили золото, серебро, драгоценные камни. В дни религиозных праздником тысячи верующих обращались с молитвами к этим каменным и деревянным идолам, надеясь заручиться их помощью. Идолов считали живыми существами, способными передвигаться, плавать и даже летать по воздуху.

На смену идолам и пришли иконы. И это не удивительно. Ведь любая религия не падает с неба. Она, как и все в человеческом мире, является делом рук человеческих. Человек трудился, человеческое общество развивалось. То, что раньше пугало его, переставало быть таинственным. Грозные стихии огня и воды все больше подчинялись людям, а дерево и камень становились послушным материалом в их руках. Могущественные духи тоже преображаются. Они меняют местожительство — волей самих людей переселяются из огня, воды, камней и деревьев сначала в идолов, а потом в иконы.

С нескрываемым презрением относятся православные и католические церковники к верованиям древних людей, поклонявшихся и приносивших жертвы огню и воде, животным и растениям, камням и идолам. Называя их язычниками, священники стремятся подчеркнуть возвышенность предметов христианского культа, особенно икон. Они тщательно скрывают их действительную родословную, их происхождение из «священных» камней, деревьев и идолов.

Много, очень много языческого в христианских иконах!

Так, святой Христофор изображался на иконах с собачьей головой, а евангелисты — в виде животных: Лука в образе быка, Иоанн в образе орла, Марк в образе льва. Это пошло от древнего почитания животных. Даже сам Христос долгое время изображался в виде барана или рыбы, и первые христиане носили маленькие амулеты в виде рыбы на шее. (Символично, не правда ли? И баран намекает на стадо тупых баранов, которое хитроумный козел ведет туда, куда ему нужно. И рыба символизирует не что иное, как безмолвное, безропотное долготерпение. И то, и другое, по нашему мнению, есть унижение человека и его человеческого достоинства. И если в древние века это было простительно и понятно — человечество еще не могло объяснить существующий вокруг него мир, ту жизнь, в которой он живет, научные знания только зарождались тогда, то теперь такому самовосприятию себя как существа, не имеющего никакого достоинства и не заслуживающего уважения даже от самого себя, нет никакого оправдания, особенно у нас в России для народа, который дальше, чем какой-либо иной народ мира, продвинулся вперед по пути прогресса.)

В первые века появления христианства его идеологи стремились сделать новую религию отличной от прежних, придать ей возвышенный характер, показать, что только христианская вера является истинной. Отцы церкви стремились освободить христианство от наиболее «грубых» пережитков прошлого, в частности от идолопоклонства, а к нему они приравнивали в то время почитание икон.

Ожесточенную борьбу против икон некогда вели даже такие видные отцы церкви, как Климент Александрийский, Епифаний Кипрский и Евсевий Кессарийский.

Отцы церкви против икон?! Против тех самых икон, коим учат поклоняться со страхом и смирением нынешние православные пастыри? Для многих верующих, незнакомых с историей христианства, это покажется поразительным. Но это так. В Византии, родине православия, одного из важнейших частей христианства, до середины IX века существовало целое движение, направленное против почитания икон — иконоборчество. Были периоды, когда почитание икон в этой стране законодательно запрещалось. Окончательно разрешены иконы в Византии были только в 843 году, когда иконоборцы были отлучены от церкви.

Аналогичная борьба шла и в Западной части христианского мира. У католиков почитание икон утвердилось тоже только в середине IX века, хотя в эпоху Реформации (середина XVI века) об иконоборческом течении вспомнили вновь. С иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических храмах и монастырях, началась первая в мире буржуазная революция в Нидерландах.

Интересно, что для подкрепления своих аргументов против икон богословы-богоборцы использовали Библию, в которой говорится: «…не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и кто на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Исход, гл. XX, ст. 4—5). Любили они сослаться и на то место в послании библейского пророка Иеремии, где он говорит об иконах: «Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям… в случае падения их на землю, сами собою они не могут метать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться, и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться… От смерти человека не избавят, ни слабейшего у сильного не отнимут; человеку слепому не возвратят зрения; человеку в нужде не помогут; вдове не окажут сострадания, и сироте не сделают добра. Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и… деревянные, оправленные в золото и серебро боги» (Послание Иеремии, ст. 25—26,35—37, 69).

Может возникнуть вопрос: почему же христианские священнослужители, столь рьяно выступавшие против икон, затем изменили свою позицию?

В данном случае, как и всегда, они руководствовались сугубо практическими классовыми целями. Убедившись, что иконы являются мощным средством воздействия на сознание эксплуатируемых, церковь ввела культ икон в христианство. Было сфабриковано множество «нерукотворных» и «чудотворных» икон, которые стали приносить церкви огромные доходы.

Но иконы не только сохранили следы былого язычества, они переняли и все те колдовские функции, которые прежде приписывались камням, деревьям, источникам и идолам. Иконы выступают в христианстве как некие живые существа, способные видеть, слышать и передвигаться. Они действуют совсем как языческие идолы — полностью копируют их!

В языческие времена идолопоклонники вешали цветные лоскутья на священные деревья, бросали деньги в чудотворные ручьи, возжигали огонь перед идолами и одевали их в золото и серебро. Они плясали вокруг своих «могущественных» покровителей, лобызали их, выкрикивали заклинания. Чтобы вызвать дождь, эти суеверные люди носили священный камень, а затем обливали его водой или окунали в реке.

Нелепо и смешно, верно? Но ведь и христиане совершают до сих пор подобные действия: чтобы задобрить своих богов, они оправляют иконы в золото и серебро, украшают их драгоценными камнями, жгут перед ними свечи, молятся и отбивают поклоны. Во время засухи они носят иконы по полям, окунают их в воду и окропляют землю «святой» водой. (В России попы даже космические ракеты «освящают»! Комедия!)

Когда-то, чтобы показать бессилие языческих идолов, христианские миссионеры разрубали их на куски на глазах у изумленных язычников. Но жизнь хорошо доказала полное бессилие и христианских икон. Во время войн чужеземные солдаты разрубали на куски чудотворные иконы, сдирали с них золотые и серебряные ризы и без страха топтали грозные лики святых. Беспомощными оказывались всемогущие христианские иконы перед человеческой силой!

Так есть ли разница между суеверием идолопоклонников и «истинной» верой иконопочитателей? Конечно, нет. И то и другое — суеверие, вера в сверхъестественную силу, отражающая страх человека перед реальным миром.

Такова родословная христианских икон. И она неопровержимо доказывает нам, как недалеко ушли иконы от своих предков — деревянных чурбанов-идолов, главная задача которых, как и икон, была помогать угнетателям порабощать угнетенных . В наш век робототехники и интернета, дерзновенных мечтаний человечества, когда человек стал способен запускать ракеты в космос, эти раскрашенные кусочки дерева могут претендовать только на место в музее старины, чтобы свидетельствовать о былой темноте человеческого разума.

Путешествуем по всему миру!

Как появились первые иконы

Жилище православного человека немыслимо без красного угла — места, где находятся иконы. Откуда же появилась традиция их почитания, какой была первая икона?

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 году, завершил эпоху иконоборчества. Почитание святых икон стало одним из догматов христианства, общим как для православия, так и для католицизма. Сегодня существует множество самых разнообразных священных изображений: написанные красками по дереву или металлу, иконы из камня, мерные иконы, но как же выглядели первоисточники?

Нерукотворный Образ Спасителя

Первой христианской иконой был Нерукотворный Образ Спасителя. Царь Эдесский, больной проказой, прослышав о чудесах, творимых Христом, захотел исцелиться. Он написал Спасителю письмо с просьбой прийти к нему и передал его с живописцем Ананием. На случай отказа тот должен был хотя бы нарисовать лик, чтобы царь имел в болезни утешение.

Придя в Иерусалим, Анания увидел Христа, поучающего народ, и стал украдкой рисовать с него портрет. Но у него ничего не получалось: лик Спасителя постоянно менялся, его черты было невозможно запечатлеть. Господь Сердцеведец видя напрасный труд пришельца и его огорчение, подозвал его для беседы. Во время разговора Христос попросил воды. Умывшись, он вытерся полотенцем — и о чудо, на нем запечатлелось изображение его лица! Так появился Нерукотворный Образ. Вручив его Анании, Господь сказал: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Помолившись перед Образом, принесенным верным слугой, царь Авгарь очистился от проказы. В благодарность за исцеление он приказал повесить Образ над городскими воротами, чтобы каждый проходящий через них воздавал ему поклонение.

Как появились иконы Богородицы

Первые иконы Божией Матери были написаны евангелистом Лукой по просьбам верующих. Сначала он сделал на доске живописное изображение Царицы Небесной с Младенцем на руках. Потом, написав еще две похожие иконы, принес их Пресвятой Богородице. Та, увидев свое изображение на иконах, вспомнила прежнее пророчество: «Отныне ублажат Мя все роды» и добавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Вскоре от этих икон начало происходить множество чудес. Одну из написанных икон в качестве апостольского благословения Лука отправил в Антиохию, где она была весьма почитаема. Позже она была перенесена в Иерусалим, а потом во Влахернский храм Константинополя. Жители Византийской столицы, видя множество чудес, происходящих от этой иконы, назвали ее Одигитрией или Путеводительницей. В дальнейшем Одигитриями стал называться целый ряд икон, где Богородица, держа на руке Младенца, указывает на Него.

Следует также добавить, что Лукой были сделаны изображения апостолов Петра и Павла, послужившие основой для всех более поздних икон. Можно сказать, что каждый образ — это портрет Спасителя, Пресвятой Богородицы или какого-либо святого. Причем их черты были запечатлены прижизненно, что сообщает иконам огромную историческую достоверность. Однако как на хорошем портрете легко прочесть характер изображенного человека, так и с каждой иконы на нас смотрит Господь, Царица Небесная или какой-либо человек, угодивший своей жизнью Богу. Помнить об этом следует, чтобы с должным уважением относиться к святым образам.

Источники:
http://www.pravmir.ru/ikona-s-kotoroy-vsyo-i-nachalos/
http://omolitvah.ru/ikony/kak-poyavilis-pervye-ikony/
http://sicona.ru/blog/istoriya-vozniknoveniya-ikony
http://vinbazar.com/journal/vidpochinok/kak-poyavilis-pervye-ikony
http://work-way.com/?p=11103
http://incomewm.ru/kak-poyavilis-pervyie-ikonyi.html
http://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-krestitsya-pravoslavnym-v-cerkvi/

Ссылка на основную публикацию