Иконы Дионисия
Годы жизни Дионисия (1440 – 1508 гг.) пришлись на период серьёзных религиозных разногласий. И мастерство художника послужило объединению и усилению единства Московии. Фрески в Ферапонтовом монастыре, выполненные артелью Дионисия, и дошедшие до наших дней стали подтверждением высочайшего мастерства и создания собственного стиля в иконописи.
Ряд работ икон с клеймами Дионисия, рассказывающие о значимых событиях в жизни святых или изображающих более подробно библейское событие, нарисованных при этом на одном полотне также стали почитаемы христианами. Одна из таких его икон «Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием», и сейчас находится в Прилуцком монастыре г. Вологды.
Каждый символ, цвет, формы, расположение образов имеют значение и смысл в иконографии. С их помощью авторы передают всю полноту события или житие святого.
Самые известные иконы Дионисия
Икону «Распятие» Дионисий написал в 1500 году. Она относится к праздничному чину, несмотря на суть самого скорбного момента в жизни каждого. В ней использованы два основных цвета: золотой и чёрный. Тем самым символизируя божественный свет и адскую тьму. Зрительно при помощи разницы в масштабе и пропорций изображения фигур Христа, ангелов и святых Дионисий смог передать иерархию устройства духовного мира. Цветовые оттенки помогают увидеть тяжесть момента – чёрный, правильной геометрической формы крест. Одинаковый охристый тон окраса земли и тела Христа показывает, Его желание вобрать в себя всё тленное, земное и показать путь облегчения и спасения человека. Основное содержание иконы «Распятие» – это перевоплощение страданий Иисуса Христа как человека в Его величие, славу и бессмертие как Бога.
Перед этой иконой молятся о даровании сердечного, искреннего покаяния
О прощении грехов и очищении души. Ещё просят о помощи в становлении на праведный путь и исправлении своих грехов.
Главное событие и цель христианской жизни изображает икона Дионисия «Сошествие во ад», написанная в 1503 году для Феропонтова монастыря и посвящена Воскресению Христа. Мастеру удалось изобразить художественно не только образ Господа нашего Иисуса Христа, духовных сил, но и саму Пасхальную службу. Каждый элемент, символ, цветовое решение соответствует словам пасхальной Литургии.
Сияющая золотом одежда Христа – «одеющагося светом, яко ризою». Ад изображённый как чёрная пропасть с бесовскими силами – «Да воскреснет Бог и расточаться врази Его..». «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ..» — под ногами Господа падший бес с гробом и надписью «смерть». Ангельские силы сокрушают греховные страсти. Каждый символ иконы как бы оживляется. Слушая слова праздничной Литургии, верующие чувствуют силу Божественного Воскресения и надежду на Его милосердие к нам грешникам. Икона становится уже не просто картиной, а живым прославлением торжества Воскресения.
Перед иконой «Сошествия во ад» молятся о дарах духовных, нематериальных, о разрешении трудных и запутанных ситуаций, о чистоте в помыслах и делах. Важно, чтобы в молитвословии была концентрация, и мысли не рассеивались.
На сегодняшний день
Местом где находится икона Дионисия «Христос, спускающийся в ад» стал «Русский музей», исторический комплекс в городе Санкт – Петербург, основанный по распоряжению Александра III и начавший свою деятельность в 1895 году по указу Николая II.
За несколько лет до своей кончины Дионисий переезжает в Белозерье вместе со своими сыновьями, ставшими преемниками ремесла своего отца, где во славу Божью создают одну из лучших храмовых росписей в Ферапонтовом монастыре. Комитет ЮНЕСКО по вопросам творческого наследия в 2000 году включил это произведение росписей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Иконы – это не просто изображения святых или нарисованные сюжеты, убранство храмов и монастырей. Они оживают и отвечают на наши просьбы, если сердце действительно верует, стремится к духовной чистоте и разговору с Богом и святыми.
Молитва
Молитва Святой Пасхе:
О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый, преславный и спасительный день святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь на земли радуется и веселится, и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет в мрачныя души и сердца наша и просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, якоже новая тварь о Тебе. И тако просвещении Тобой изыдем священоснии во сретение Твое, исходящу Тебе из гроба яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев, зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы красного паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный Свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконы Дионисия в Третьяковской галерее
Аудио
Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:
– Одно из самых высоких достижений русской и вообще европейской культуры позднего Средневековья связано, конечно, с именем великого иконописца, которого называли пресловущим, то есть самым известным. Это, несомненно, Дионисий. Он, в отличие от Андрея Рублева и многих других иконописцев, был человеком светским, однако выросшим в необыкновенной, очень образованной, очень изысканной, можно сказать, аристократической московской среде.
С именем Дионисия связано огромное количество ансамблей произведений искусства. Вероятно, его иконное наследие было несоизмеримо велико, но до нас дошло не очень многое. Почему я говорю «несоизмеримо велико»? Потому что он расписывал храмы в огромном количестве. И в Иосифо-Волоколамском, и в Ферапонтовом, и в Пафнутьево-Боровском монастырях. И он для всех делал иконостасы. А представляете себе, с конца XIV века, со времен Феофана Грека, Андрея Рублева, иконостас, как правило, уже большой, включающий в себя несколько рядов. И вот Дионисий с артелью мастеров работает над созданием икон.
Особенности его художественного языка очень легко узнаются. Невозможно перепутать икону Дионисия по тому, как тонка и изысканна линия, как удлинены пропорции; но все эти художественные средства в первую очередь необходимы для создания совершенно определенного духовного, молитвенного состояния, которое отличает лучшие творения русской культуры рубежа XV–XVI веков – иконы и дошедшие до наших дней знаменитые фрески Рождественского собора в ансамбле Ферапонтова монастыря.
Наш музей хранит большое количество работ, так или иначе связанных с именем Дионисия. И наверное, первая, о которой надо сказать, – это икона Божией Матери «Одигитрия», которая была создана на старинной доске от византийской иконы. Почему это так важно? Казалось бы, торжественный, сдержанный, суровый облик Божией Матери на этой иконе отличается от того, что делал Дионисий. Именно потому, что это был определенный заказ. После пожара в Москве, в Кремле, где сгорела знаменитая византийская святыня, на доске от сгоревшей иконы, как сообщает летопись, Дионисий «в меру и подобие», то есть в полный размер, повторил древний образ. И вы видите здесь надпись, сделанную по-гречески: «Одигитрия».
Это знаменитая икона, «Путеводительница», на ней по традиции Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который держит свиток, упирающийся в колено. А наверху мы видим Архангелов Михаила и Гавриила. Сохранившаяся икона позволяет предположить, что у нее был оклад. И наверное, это надо помнить при знакомстве с большинством икон из собраний музеев. Следы от крепления оклада, от венцов сохраняются. Также очень многие иконы мы теперь видим как белофонные, хотя на самом деле они имели золотой или серебряный фон. Эта икона находилась в самом центре, как принято говорить, «в сердце Отечества» – в Московском Кремле, в Вознесенском женском монастыре.
Дионисий очень много работает именно в Московском Кремле. Для Успенского собора Московского Кремля он вместе с другими мастерами пишет целый иконостас. Успенский собор Московского Кремля был построен в 80-е годы XV века итальянскими мастерами. И именно для этого собора Дионисий со товарищи делает иконостас, и в частности пишет дошедшие до нас иконы митрополита Алексия и митрополита Петра из местного ряда. Последняя хранится в Успенском соборе. Почему это так важно? Дело в том, что Успенский собор Московского Кремля – уже третий по счету. Первый – времен Ивана Калиты, второй – построенный Мышкиным и Кривцовым, который пал во время землетрясения; и вот этот, третий, был ориентирован в своем величии на знаменитый Успенский собор города Владимира, сердце Древней Руси.
Если вы помните, древние домонгольские храмы отличались грандиозными размерами. Именно для Успенского собора во Владимире преподобный Андрей Рублев с артелью писал свой знаменитый иконостас, часть которого тоже хранится в нашем собрании. Так вот, если Успенский собор Московского Кремля повторяет по своим формам и размерам собор города Владимира, то и иконостас, соответственно, тоже создан по владимирскому примеру – такого же грандиозного масштаба. Это небывалый размер вообще для нашего Отечества в то время.
В местном ряду этого иконостаса находились иконы первых русских митрополитов – Петра и Алексия. И вот особенно мне бы хотелось сказать об этой иконе, которая попала к нам очень поздно, в 40-е годы, из Московского Кремля (а вторая осталась там). Создана она была, как считает большинство исследователей, в период росписи собора, в конце XV века, в 1480-е годы – это одна из датировок иконы. Это огромных размеров житийная икона, где в центре располагается образ Алексия чудотворца, Московского митрополита. Его святость – это некий тезис, подтверждением которого являются клейма, запечатлевшие моменты его жития. Благодаря научным исследованиям мы можем сказать, что эти клейма полностью соответствуют варианту жития святителя Алексия, включая точно датированное событие – чудо исцеления от мощей Алексия старца Наума.
По традиции все клейма на русских иконах читаются так: верхний ряд слева направо – мы видим рождество отрока Елевферия, дальнейшие события: приведение его в храм; чудное третье клеймо, где отрок спит и ему снятся птицы, а голос говорит ему, что он тоже будет, подобно ловцу птиц, ловцом душ человеческих. Далее – пострижение в монахи, поставление в епископы. И наконец – мы с вами должны понимать, в какое время живет святитель Алексий, – он приезжает к татарскому хану. Далее клейма читаются слева направо вразбивку. И мы видим на шестом клейме, что действие происходит уже в Троице-Сергиевой лавре.
А потом мы видим моление – и перед нами Успенский собор, только тот, древний, который не сохранился до нашего времени, где был захоронен Петр, первый из митрополитов Киевских, имевший постоянное местопребывание в Москве. Вот над могилой святителя Петра молится святитель Алексий, и вы видите там изображение белокаменного собора. Дальше уже история, связанная с поездкой в Орду, исцеление от слепоты ханши Тайдулы. Но, конечно же, это имеет еще и символический подтекст: исцеление от слепоты – это как бы открытие глаз веры, открытие души человека. А дальше – встреча с преподобным, успение, обретение мощей; мы видим, как приносят икону святителя Алексия в храм, и наконец последнее клеймо – это чудеса от мощей святителя Алексия.
Там, где были мощи святителей Петра и Алексия, находились и эти замечательные житийные иконы, которые для нас являются великими художественными памятниками рубежа XV–XVI веков со всеми присущими Дионисию особенностями, о которых мы говорили: и вытянутые утонченные пропорции, и разбеленный легкий колорит, и от этого – ощущение радости, покоя, отсутствие драматизма, напряженности, присущих иконописцам предшествующей эпохи. Все эти художественные качества полностью соответствуют, на мой взгляд, тому совершенно особому сложившемуся мироощущению периода возвышения Русского государства рубежа веков, времен, когда Иван III женился на Софье Палеолог, когда начинается расширение Руси, расширение русского православного мира.
– Прославленный древнерусский иконописец Дионисий, живший в XV – начале XVI века, происходил из знатной семьи. Будучи ведущим московским иконописцем, он много работал не только в Москве, но и в других местах, получал заказы от князей и монастырей. Дионисий вместе с сыновьями расписывал Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, а затем – храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре и иные церкви. Помимо этого им было создано множество икон и книжных миниатюр. Произведения Дионисия отличаются особой лиричностью и утонченностью, возвышенностью и отрешенностью, светоносностью и ритмичностью.
Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:
– Начало XVI века связано в русской художественной культуре с очень интенсивным продвижением православия и монашеской культуры на север, созданием северных монастырей. Наверное, Дионисия можно назвать тем художником, который сопровождал своим талантом, своей рукой и своими чувствами вот это украшение Русской Фиваиды – северных русских монастырей. И для Павло-Обнорского монастыря, одного из светочей русского монашества, была написана прекрасная икона «Распятие». Достаточно и короткого взгляда на эту икону, и длительного глубинного созерцания для того, чтобы увидеть, как совершенно по-иному, по сравнению с предшествовавшими русскими и византийскими мастерами, понимает и передает свое понимание в красках наш иконописец Дионисий.
Небольшая икона вытянутого формата вдруг представляет нам Распятие не как трагическое, страшное событие, а как торжество жизни над смертью. Спаситель распят, Спаситель как бы уже предстает в лучах небесной славы, то есть Он как бы парит на кресте, Его движения спокойные и мягкие. Ему вторят Мария с тремя женами, сотник Лонгин, Иоанн Богослов, которые склоняются легкими движениями ко Кресту. Мы с вами видим вытянутые пропорции, изящную, очень тонкую разделку одежд, мягкое гармоническое композиционное решение, то есть все то, что создает в этом сияющем золотом фоне ощущение радостного парения, – жизнь побеждает смерть. И вот это вхождение в жизнь вечную передано художественными средствами живописца Дионисия.
Но здесь есть одна замечательная иконографическая деталь, которая имеет не только художественные достоинства, но и особый богословский смысл. Я прошу обратить внимание на то, что наверху, по сторонам от Креста изображены ангелы с покровенными руками, а внизу, под руками Спасителя, – четыре фигуры: два ангела и еще две – одна из них улетает, обернувшись, а вторая летит к Кресту. Это не что иное, как олицетворение Ветхого и Нового Заветов, то есть синагога и христианская Православная Церковь. В соответствии с христианским учением смена Ветхого Завета на Новый происходит именно в момент распятия и крестной смерти Спасителя.
Если бы икона дошла до нас в первоначальном виде, то мы могли бы понять, что кровь Нового Завета собирается ангелом в чашу Новозаветной Церкви. То есть, по сути дела, мы видим, как здесь колористически и композиционно удивительным образом раскрываются и очень важные догматические моменты, самый главный из которых – христианское учение о победе жизни над смертью.
Мы знаем, что Дионисий, как мастер высочайшего уровня, конечно же, работал не один. Он работал со своими помощниками, другими мастерами и, разумеется, учениками. И наверное, его утонченное, аристократичное искусство оказало огромное влияние на русскую культуру и на русскую живопись первой половины XVI века. И есть целый ряд икон, в которых мы ощущаем это влияние; иногда называем их авторов мастерами круга Дионисия. На иконах, написанных ими, мы видим не только вот этот дионисиевский колорит, его пропорции, но и самое главное – ощущение радости и торжества, переданное пластическими средствами.
Перед нами чудесная икона, которая так и называется: «О Тебе радуется». Это начало песнопения из «Октоиха», которое исполняется в Церкви. Но здесь перед нами воистину образ рая. Какая тварь радуется? Мы видим ангельские чины, песнописца Косму Маюмского, праведных мужей и жен, царей, святителей – всех, кто прославляет Богоматерь, принесшую миру Младенца Христа. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» – это чувство звучит в иконах последователей Дионисия, тех, кто преобразил мир русской культуры начала XVI века
Иконописец Дионисий: биография и творчество. Иконы Дионисия
Иконописец Дионисий – знаменитый московский мастер, который создавал фрески и иконы в XV-XVI веках. В наши дни считается одним из самых талантливых последователей другого знаменитого отечественного иконописца, Андрея Рублева.
Биография
Предположительно иконописец Дионисий родился около 1440 года, более точной даты его рождения нет. Зато доподлинно известно, что современники называли его “хитрым и изящным” иконописцем, высоко ценя его талант и умение подмечать яркие детали в своих произведениях. Произведения героя нашей статьи ценились наравне с работами другого прославленного мастера – Андрея Рублева, а это, пожалуй, наивысшая оценка, которую может заслужить иконописец. Дионисий при этом происходил не из так называемых “простецов”, как большинство художников того времени. Он относился к боярскому достаточно знатному сословию, его родители были из семейства Квашниных.
О биографии иконописца Дионисия известно крайне мало. Первый крупный проект, в котором он участвовал, это роспись Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Пафнутьевого Боровского монастыря.
Сравнивая иконописца Дионисия с Рублевым, сегодня многие отмечают, что к концу XIX столетия имя первого было практически забыто, некоторые поверхностные исследователи даже путали его имя с Дионисием Глушицким, который относился к более раннему поколению иконописцев.
Общение с Пафнутием Боровским
Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.
Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.
По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.
Работы иконописца
Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия – это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.
В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были “поп Тимофей, Коня и Ярец”.
После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.
Росписи собора Рождества Богородицы
Среди последних работ, о которых можно с уверенностью говорить, что они принадлежат кисти Дионисия, можно отметить настенные росписи иконостаса в соборе Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. Их он выполнял уже вместе со своими сыновьями, которые часто помогали отцу, когда выросли.
Творчество иконописца Дионисия насчитывает десятки известных произведений. Исследователи в числе самых известных назвыают житейные иконы митрополитов Алексея и Петра, написанные в 1462-1472 годах, “Богоматерь Одигитрию” 1482 года, “Крещение Господне” 1500 года, “Распятие” и “Спас в силах” того же периода, “Сошествие в ад”.
Точная дата смерти Дионисия не установлена. В разных источниках указывается 1503, 1508 год или даже после 1520-х годов.
Иконы иконописца Дионисия ценятся не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому 2002 году был объявлен годом Дионисия по решению ЮНЕСКО.
Утраченные работы
У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону “Страшный суд”. Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.
Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.
Фрески иконописца
Не сохранились и многие фрески Дионисия. Например те, которые он писал для Пафнутьева монастыря, а также иконы для самого Иосифа Волоцкого. Нельзя сейчас увидеть и иконостас Успенского собора столичного Кремля, расписанный Дионисием. Он специально создавал для него образа.
Лишь несколько работ, дошедших до наших дней, с уверенностью можно отнести к иконам, написанным Дионисием. В первую очередь, это житийные иконы святителей Алексия и Петра.
Северный период творчества
Точно описать биографию Дионисия не представляется возможным, так как документальных свидетельств до нашего времени практически не сохранилось. С уверенностью можно утверждать, что после завершения работы в Успенском соборе он переехал на какое-то время жить в Москву. Там у него было большое количество всевозможных заказов.
В Москве Дионисий уже трудился вместе со своими сыновьями, которые оказывали ему существенную помощь и поддержку. В то время герой нашей статьи близко сошелся с преподобным Иосифом Волоцким, который и составил для него знаменитое “Послание иконописцу”.
“Белозерский” период
Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к “белозерскому” периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые “северные письма” Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.
В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.
Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.
С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.
“Распятие”
Одна из самых известных икон Дионисия называется “Распятие”. Ее относят к 1500 году. Она была написана для так называемого праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, который располагался в Павло-Обнорском монастыре. Это знаменитый мужской православный монастырь в Вологодской области. Он был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского, считается одним из самых больших и древних монастырей на русском севере.
Исследователи высоко ценят эту икону, отмечая на ней изображен одновременно утешительный и скорбный образ, который практически полностью лишен натуралистичности, которую можно наблюдать в произведениях многих западных мастеров того и более поздних периодов.
Сыновья Дионисия
Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.
Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.
Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.
Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.
Иконы Дионисия
6 августа 1502 года Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря. Источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.
«Распятие» – икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим. Богоматерь высится. И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М.В. Алпатов: «По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.
«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».
Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!».
Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет». На переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам, его фигура выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.
Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, — ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», – поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.
Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.
«Спас в силах» – центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Эта икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается, в основном, на Откровение Иоанна Богослова, и образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.
Ренессанс
Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь
Дионисий (иконописец)
Дионисий
Дионисий (около 1440—1502) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).
В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня».
Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель.
Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению.
Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».
Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов» и т. д.
По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.
Ок. 1440 – между 1502 и 1508 В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера. Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о “пресловущих паче всех в таковом деле”.
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток – 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисусный чин, то есть самая ответственная часть работы.
Деисус этот был “вельми чудесен” и еще больше прославил имя Дионисия. С тех пор он заслужил репутацию “мастера преизящного” и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону “Богоматерь Одигитрия”. Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа. Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей.
В частности, для последнего он написал “Распятие”, которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих – Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина – составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из “полотенец” – своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию – деисус. В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту.
Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом (“Покров”, “Собор Богородицы”, “О Тебе радуется”, “Страшный Суд” и др.). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.
Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера. Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др.
Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи. Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы “круга”, или “школы”, Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.
Год | Картина | Название | Примечание | Местоположение |
---|---|---|---|---|
1480-e | ![]() |
Алексий митрополит с житием (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера. 197 × 152. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
1500 | ![]() |
Распятие (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
1482 | ![]() |
Богоматерь Одигитрия (икона) | Паволока, левкас, яичная темпера.1482 г. 135 × 111 см. | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
1502 | ![]() |
Богоматерь Одигитрия (икона) | Дерево, три доски, две врезные встречные шпонки, паволока, левкас, темпера. 142 × 106 × 3,5. | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
1500 | ![]() |
Спас в силах | Доска липовая, шпонки набивные, односторонние (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 192 × 130 | Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
1500 | ![]() |
Уверение Фомы | Дерево, две доски, две встречные шпонки, паволока, темпера. 85 × 54 × 3.7 см | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Картины В.М. Васнецова
Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
История Владимира и Рогнеды
Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне – красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).
Иконы Дионисия
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑть Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
ДИОНИ́СИЙ
В книжной версии
Том 9. Москва, 2007, стр. 31-33
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИОНИ́СИЙ (кон. 1430-х – нач. 1440-х гг. – после 1503), др.-рус. живописец. Имя «иконника» Д., приглашённого в составе артели живописцев (во главе со старцем моск. Симонова мон. Митрофаном) для росписи Рождественского собора мон. Рождества Богородицы (ныне Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мон.) в 1467, впервые упомянуто в «Сказании о преподобном Пафнутии» (последняя четв. 15 в.). В житии основателя монастыря, прп. Пафнутия Боровского, написанном архиеп. Ростовским Вассианом Саниным между 1506 и 1515, сообщается о высокой оценке этой росписи вел. кн. Иваном III Васильевичем (сохранились фрагменты росписи на нижних частях стен). В 1481, по летописным сообщениям, Д., поп Тимофей, Ярец и Коня по заказу архиеп. Ростовского Вассиана Рыло написали «чюдно вельми» иконы для 3-ярусного иконостаса Успенского собора Московского Кремля (существующий иконостас создан в сер. 17 в., судьба икон Д. и его товарищей неизвестна); очевидно, в этот же период были написаны частично сохранившиеся фрески алтарной преграды с полуфигурами преподобных. В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова (нач. 1480-х гг.) упоминается деисус работы Д., переданный в 1481 углицким кн. Андреем Васильевичем Большим (Горяем) в собор этого монастыря на Кубенском озере. В 1482 Д. поручили заново написать на старой доске образ Богоматери Одигитрии из Вознесенского мон. в Московском Кремле, обгоревший во время пожара. Обращение к Д. для воссоздания чтимого образа – греч. списка с константинопольской чудотворной иконы Богоматери Влахернской – свидетельствует о том, что он считался лучшим моск. иконописцем.
Источники:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/ikony-dionisiya-v-tretyakovskoy-galeree
http://www.syl.ru/article/380385/ikonopisets-dionisiy-biografiya-i-tvorchestvo-ikonyi-dionisiya
http://russian7.ru/post/7-shedevrov-dionisiya/
http://renesans.ru/russian_artist/dionisy.shtml
http://magisteria.ru/icon/zolotoj-vek-russkoj-ikonopisi-iskusstvo-dionisiya
http://bigenc.ru/fine_art/text/1957299
http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov.html