Икона «В скорбях и печалях утешение»

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Икона Богородицы «В скорбях и печалях Утешение» — уникальный створчатый складень. На нем изображена Божья Матерь с Младенцем, рядом с Ними стоят святые, молитвы которым помогают в различных жизненных ситуациях.

Православные христиане почитают этот образ 2 декабря, на богослужениях читается акафист и молитва.

Описание святого изображения

Чудодейственное изображение Божьей Матери с маленьким Иисусом появилось на свет в Афонском ските, принадлежавшем святому Андрею. На святом образе Богоматерь с Младенцем Иисусом Христом изображена в самом центре. Правой рукой Младенец осеняет христиан и благословляет, в другой находится скипетр, символ власти.

Перед Божественной парой изображены два Иоанна, Креститель, названный Предтечей, и апостол, любимый ученик Спасителя. Нижнюю часть благословенного изображения представляют преподобные Великие святые:

Читайте о других чудотворных иконах Афона:

На створках складня написаны образа великомучеников Св. Георгия и преподобного Дмитрия Солунского, сидящими на лошадях, там же лики святых Спиридона Тримифунтского и Николая Угодника из Мирликии. Ризы Божьей Матери и Сына отделаны чеканной позолотой, золотые венцы украшают Их головы. Венец над Богородицей держат два ангела.

Важно! История не сохранила первоначальной святыни, в храмах находятся только списки изображения, которые приобрели славу благодаря многочисленным чудесам, происходящим по молитвам христиан.

Первоначально в оригинале святого изображения Божьей Матери «В скорбях и печалях утешение» находился мощевик с останками святых: архидиакона Стефана, преподобного Григория, великомучеников Михаила, Нового Игнатия, Афонских Евфимия и Акакия, но святыня исчезла во время гонений на христианскую веру.

История и чудесные дарования у святого лика

По форме написания святыня относится к семнадцатому столетию. По историческим данным, чудотворное изображение хранилось у патриарха святителя Афанасия Третьего, он не расставался со святыней во время многочисленных путешествий, совершаемых по миру.

  • Св. Афанасием чудотворная святыня в 1653 году привезена в Россию, а после кончины патриарха Афанасия Третьего оказалась в Ватопеде, мужском монастыре на святой Афонской горе.
  • 22 октября 1849 года при открытии и освящении Андреевского скита, чудотворный образ был передан в дар митрополитом Григорием настоятелю Виссариону. На месте новооткрытого скита ранее стояла келья патриарха св.Афанасия Третьего.
  • С 1853 по 1859 года святой образ находился в Одессе, а затем в Санкт-Петербурге, где иеромонах Феодорит собирал пожертвования для Афонской обители. В дороге святыня была повреждена и возвращена на Афонскую гору игумену Виссариону, который завещал ее братству, благословляя их словом: «Пусть будет святыня вам отрадой и утешением в скорбеях и печалях».

В 1863 году иеромонах Паисий в Казани начал сбор средств для Андреевского скита, ему передали икону, где она явила впервые свою чудотворную силу, исцелив в Слободском монастыре от немоты Владимира Неволина.

История болезни юноши носила духовный характер, ибо Владимир посмел не исполнить приказ, передать весть из Вятского уезда его отцу. То ли по забывчивости, то ли и по растерянности Владимир не исполнил приказ, и вскоре начал недомогать, а затем и онемел. Прошло шесть лет, во время молебна около святыни, привезенной в Россию, юноша приложился устами к иконе и почувствовал жар на кончике языка, а к вечеру он заговорил.

Весть моментально распространилась по округе, к иконе Богородицы «В скорбях и печалях Утешение» потянулись:

  • косноязычие;
  • немые;
  • страдающие от припадков;
  • парализованные.

Почти ежедневно на протяжении ноября происходили чудеса исцелений: обрела речь Параскева Овчинникова, дочь диакона в Слободске, семилетняя Ксения Кайсина впервые встала на ноги, прошел паралич ног у крестьянина Николая Ворожцова. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Ещё о других иконах Богородицы:

В 1890 году Афонская братия решила передать святыню в Россию. По свидетельству иеромонаха Иосифа сразу по прибытии в Одессу начались исцеления. Во время богослужений в местах остановок присутствовало огромное количество людей, люди исцелялись от различных болезней.

В 1929 году икона исчезла во время закрытия обители. Возможно, она хранится в частных владениях. Ныне в храме Андреевского скита находится список, который также обладает чудотворными свойствами.

Россия богата списками святого образа «В скорбях и печалях Утешение», Никольский собор Санкт-Петербурга является одним из места хранения святыни.

В чем помогает икона

Святой образ содержит изображения Богородицы с Младенцем и святых, каждый из них обладает своей Богом данной силой творить чудеса. Возможно, в этом секрет исцелений, происходящих после молений у иконы. Этот чудотворный лик Божьей Матери дарует просящим:

  • исцеление от болезней, в том числе и неизлечимых по вердиктам врачей;
  • душевную поддержку при жизненных падениях и потерях;
  • избавляет от зависимостей;
  • возвращает мир и покой в семью;
  • избавляет от бедности.

Важно! Спаситель и Богородица обладают Божественной силой, помогут справиться с любой проблемой, если прийти к Ним с чистым сердцем.

Не имеющие домашнего иконостаса христиане, могут восполнить этот пробел, приобретя святой образ Божьей Матери в виде складня.

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Онуфрий Великий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец.

В мощевике заложены частицы мощей:

– архидиакона Стефана;
– преподобного Григория Синаита;
– преподобномученика Михаила, иже у Саввы Освященного;
– преподобномученика Игнатия Нового, Афонского;
– преподобномученика Евфимия Нового, Афонского;
– преподобномученика Акакия Нового, Афонского;
– преподобного Евфимия Нового, Святогорца;
– мученика Игнатия.

Икона «В скорбех и печалех Утешение»

В середине 19 века Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название «В скорбех и печалех Утешение».

Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, иеросхимонах Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях». Образ этот украшен был богатой серебряной с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери.

В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований для устроения Андреевского скита иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском женском монастыре.

Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, – обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин.

«Отец Володи, бывший священник с. Кырмыж, а потом – иеромонах Успенского Трифонова монастыря Неон, возил его к разным врачам, но бесполезно – болезнь не проходила. Владимира отдали учиться живописи к слободскому купцу А.А. Пашкину, державшему иконописную мастерскую. Прошло почти шесть лет… Во время молебна пред иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение” Владимир горячо молился Пресвятой Владычице. И когда он после молитвы припал губами к иконе, то почувствовал жар, который начался с языка и распространился по всему телу. После молебна Владимир вернулся домой и снова принялся за живопись. Но духовная радость не покидала его. Задумчиво смотря на брата своего хозяина, он неожиданно сказал: «Какой чудный бриллиантовый венец у Божией Матери». И тут же с удивлением, ужасом и восторгом воскликнул: «Да ведь я говорю?». Потрясенный брат хозяина только и мог промолвить: «Молись, молись, Володенька…»

Тотчас поспешили к о. Паисию, уже собиравшемуся увозить святыню. Конечно, отъезд пришлось отменить. Был отслужен благодарственный молебен. Весть о чуде быстро распространилась по городу, к иконе началось настоящее паломничество. Исцеления полились, как говорится, рекой. Сама игумения Христорождественского монастыря, страдавшая ревматизмом, получила исцеление от святого образа Богородицы. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября – от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.

Эта волна чудес перевернула души горожан. Изменился весь строй жизни: были забыты светские развлечения, люди ежедневно приходили в храм или принимали святыню у себя дома. Сестры же обители буквально ночевали в храме.

Через некоторое время икону пришлось отправить в Вятку, а на прощальном молебне уже освящали точный список с чудотворной иконы. С великой верой и благодарностью за исцеление над ним трудился исцеленный Владимир Неволин, который написал образ всего за несколько дней.

А в Вятке, в свою очередь, был настоящий порыв почитания. Икона находилась в женском Преображенском монастыре. Двери храма не закрывались ни на минуту. Икону носили по городским храмам. За это время было зафиксировано множество исцелений. Но отец Паисий должен был отправляться на Афон… Икону увезли. Долго еще в сердцах горожан было волнующее чувство посещения Божией Матери.

Впечатляющим событием стало строительство храма во имя иконы «В скорбях и печалях Утешение» в вятском Преображенском женском монастыре. Настоятельница обители во время пребывания образа в Вятке дала обет – построить храм в честь чудотворной иконы – и с честью выполнила его.

Списки чудотворной иконы можно встретить во многих храмах Вятской епархии. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь иконы «В скорбех и печалях Утешение».

19 ноября (по старому стилю) 1866 года в Слободском Христорождественском монастыре на список чудотворного образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» была торжественно возложена присланная с Афона позолоченная риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы (немого юноши, который и выполнил список), в монастыре совершалась особо торжественная служба. В этот день и было установлено празднование в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы (2 декабря по новому стилю).

По решению братии Андреевского Афонского скита в Россию была привезена чтимая икона уже навсегда. В обители же на Афоне оставлена точная копия с этой иконы.

27 марта 1890 года святыня была доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В самой обители была оставлена его точная копия. Граждане города день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями.

Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе (в алтаре), а чтимый список со святой иконы – Слободском Христорождественском женском монастыре. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь чудотворного образа.

В Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году икона замироточила.

В Слободском Христорождественском женском монастыре еженедельно совершается водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

В последнее время долгие годы святыня находилась в Екатерининском кафедральном соборе города Слободского, а летом 2013-го по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка образ был торжественно возвращен в женскую обитель – Христорождественский женский монастырь.

Другой чудотворный список иконы пребывает в храме в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» г. Слободского. Настоятель этой церкви накануне Дня празднования иконы иерей Сергий Пентин накануне поведал нам о случаях чудесной помощи Божией Матери по молитвам прихожан перед иконой в наши дни.

Икона “В скорбях и печалях утешение”: описание, значение и интересные факты

Среди святых образов, не дошедших до нас, но известных сегодня благодаря позднейшим спискам, неизменным почитанием пользуется икона «В скорбях и печалях утешение». Она является даром, принесенным на российскую землю из обителей древнего Афона и здесь прославившимся многообразными чудесами, явленными через нее Пресвятой Богородицей и ее предвечным сыном.

Описание иконы «В скорбях и печалях утешение»

Существующие ныне списки этого образа достаточно полно воспроизводят оригинал, не сохранившийся до наших дней, но описанный в ряде исторических документов. Как в прежние времена, так и сейчас икона «В скорбях и печалях утешение» представляет собой трехстворчатый складень. В верхней половине его центральной части помещено поясное изображение Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом. Держа в правой руке скипетр – символ власти, левую он воздел вверх, как бы благословляя всех, кто принял его учение.

По обеим сторонам им предстоят святые – Иоанн Богослов и Иоанн Креститель. В нижней половине центральной части триптиха, а также на боковых его частях написаны фигуры святых, во дни своей земной жизни прославивших Господа. Судя по сохранившимся описаниям, на основе такой композиции был построен оригинал иконы, и она же неизменно сохранена на всех известных списках.

Реликвия Константинопольского патриарха

История иконы «В скорбях и печалях утешение» берет свое начало в Константинополе. И хотя первое упоминание о ней относится к началу XVII века, исследователи полагают, что написана она была гораздо раньше, возможно, даже прежде захвата этой столицы православия турками-османами в 1453 году. Достоверно же известно, что образ являлся собственностью Константинопольского патриарха Афанасия III (впоследствии причисленного к лику святых) и был привезен им в Россию в 1653 году. Когда же через непродолжительное время святитель Афанасий почил в бозе, то принадлежавшая ему икона была отправлена на Афон, где хранилась некоторое время среди прочих реликвий Ватопедского монастыря. Его современное фото представлено ниже.

Объясняется это тем, что еще до своего возведения в патриарший сан Афанасий III долгое время состоял в братии афонского Ватопедского монастыря и весьма прославился своими духовными подвигами и аскетической жизнью. Когда же после кончины он был причислен к лику святых, то было решено на месте, где стояла его келья, основать скит, впоследствии разросшийся и получивший название Свято-Андреевского. Туда-то и передали икону «В скорбях и печалях утешение» в память о ее прежнем владельце.

Возвращение в Россию

В середине XIX века святому образу вновь довелось отправиться в Россию и, пробыв там 6 лет, возвратиться в Грецию. Дело в том, что Ватопедский монастырь имел в Петербурге свое подворье, инокам которого, кроме всего прочего, вменялся в обязанность сбор пожертвований для своей афонской обители. Дело это нелегкое и без покровительства небесных сил трудноосуществимое. Поэтому настоятель монастыря распорядился отправить на берега Невы икону «В скорбях и печалях утешение», молитвы перед которой должны были открыть для его посланников кошельки петербуржцев.

На берегах Невы

Отправленный морем, святой образ в 1853 году благополучно достиг Одессы и затем почтой был доставлен в столицу. В дороге с ним случилась неприятность: нерадивость ли персонала тому виной, или козни лукавого (что, разумеется, более вероятно), но в Петербург он прибыл с серьезными повреждениями, так что пришлось прибегнуть к помощи мастеров-реставраторов.

Как уже упоминалось, на берегах Невы икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» пробыла 6 лет, в течение которых через нее призывалось покровительство Царицы Небесной на сборщиков средств для Ватопедской обители и их главу иеромонаха Феодорита. Когда же сей благочестивый инок завершил свое послушание (так в монастырях называется любое порученное дело) и возвратился на Афон, то вместе с ним покинула российскую землю и икона Богородицы.

На Курской земле

После своего возвращения из Петербурга она пробыла на греческой земле не более четырех лет. За это время монастырская казна вновь оскудела, и, как и в прежние годы, возникла необходимость ее пополнения от российских щедрот. На этот раз очередной посланник (им оказался иеромонах Паисий) отправился не на берега Невы, а в Курскую губернию, славившуюся не только соловьями, но и благочестием своих жителей.

Видно, Пресвятой Богородице было угодно, чтобы именно отсюда разнеслась по всей России весть о неслыханных чудесах, явленных по молитвам перед ее честным образом. Свидетельством заступничества Царицы Небесной за всех, кто молитвенно взывал к ней перед иконой «В скорбях и печалях утешение», является особая книга, в которую монахи скрупулезно заносили все случаи чудесных исцелений, а также исполнений самых сокровенных желаний богомольцев. Поскольку этот уникальный документ сохранился до наших дней, есть возможность обратиться к его записям.

Наказанный студент

В одном из повествований можно прочесть удивительную историю, случившуюся в конце XIX века с учащимся местной семинарии. Этот юноша был поражен немотой, но не на экзамене, что происходит со студентами и в наши дни, а во время богослужения. Как явствует из записи, незадолго до этого на церковной паперти его остановил странник и попросил выполнить несложное, но весьма важное для него поручение – передать некое сообщение одному из иеромонахов местной обители. Юноша согласился, но по легкомыслию пренебрег обещанием. В одну из ближайших ночей ему в тонком сне явились три святозарных мужа и, укорив за нерадивость, предрекли скорое наказание.

На следующий день во время богослужения, когда молодой человек намеревался вместе со всеми громко прочесть молитву, его уста не смогли издать ни звука. Он был поражен немотой и безмолвствовал в течение шести лет. Лишь по истечении этого срока он вновь обрел дар речи. Случилось это после того, как в их храм была доставлена икона «В скорбях и печалях утешение», акафист которой намеревались читать в присутствии епархиального архиерея.

Еще до начала обряда подойдя ко святому образу, о чудотворности которого он был немало наслышан, юноша пал перед ним на колени. И чудо свершилось – невидимая печать пала с его уст, и он восславил Господа и его Пречистую Матерь. Этот случай, как и все прочие, был не только занесен в книгу, но и заверен подписями многочисленных свидетелей.

Помощь, явленная через святую икону

Продолжая листать пожелтевшие от времени страницы, можно узнать о многом, в чем помогает икона «В скорбях и печалях утешение». Так, обращает на себя внимание запись, датированная 20 октября 1881 года. В ней рассказывается о том, как по молитвам перед иконой обрела дар чистой и ясной речи Пелагея Наумова – жена дьякона одного из курских храмов. С детства страдая косноязычием, она исцелилась от него, лишь вознеся свои молитвы перед святым образом.

Имеется также немало свидетельств и того, как богомольцы избавлялись от тяжких недугов, перед которыми была бессильна официальная медицина, и которые представляли реальную угрозу жизни. Взять, к примеру, историю жены надворного советника Петра Мироновича Климова – Анны Емельяновны, долгие годы страдавшей чахоткой и уже не чаявшей выздоровления. Ей не могли помочь ни российские медики, ни их зарубежные коллеги.

Как последнее средство несчастная женщина восприняла совет одной своей родственницы отправиться в Курскую губернию и там в одном из монастырей просить заступничества у Царицы Небесной перед ее иконой «В скорбях и печалях утешение». Ко всеобщей радости, из этой поездки чиновница возвратилась абсолютно здоровой и прожила еще много лет, подарив супругу шестерых детей.

Уничтоженный храм

С этой иконой связано строительство в Вятке одного из красивейших храмов конца XIX века. Его создательницей стала настоятельница местного Преображенского женского монастыря игуменья Серафима (Никонова). По обету, данному ей Царице Небесной, она возвела собор, освященный в честь ее знаменитого образа. К сожалению, он, как и многие российские храмы, был разрушен в годы атеистического мракобесия, захлестнувшего страну после прихода к власти большевиков.

Дар Святого Афона

В 1890 году братия афонского Свято-Андреевского скита приняла решение навсегда оставить чудотворную икону в России, как дар, посланный ей со святой горы. Помещена она была в Петербурге в храме их монастырского подворья. В последующие годы, вплоть до октябрьского переворота, с иконы было сделано несколько списков, которые сегодня являются особо чтимыми реликвиями. Сам же оригинал, прославленный в народе множеством чудес, бесследно пропал, став жертвой одной из бесчисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся властями в те годы.

В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “В скорбях и печалях утешение”

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”

Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.

В день открытия Афонского Андреевского скита 22 октября 1849 года проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит.

В августе 1853 года икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 года, вернувшись на Афон, возвратил её в обитель. Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: “Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех“.

В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита – обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 года он отправился в село Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание – немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил “в своем языке жар, который распространился по всему телу”. Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: “Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября – от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств [1].

В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев). 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования две девочки. 14 марта – на станции Борки. 16 марта – в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на Афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.

В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге было зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, где от неё также совершались исцеления.

В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери “Утоли моя печали”. 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма [2]. Ныне святыня хранится в алтаре собора [3].

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1890 г. Афонский Андреевский скит.

Описание

Икона представляет собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня – поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу – преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золочёные. Венцы золотые, венец Божией Матери украшен жемчугом. На окладе над Богородицей изображены 2 ангела, держащие венец. В иконе хранятся частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских. “Стиль письма” указывает “на многовековую древность этой иконы” [4].

Списки

В Вятском краю

Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 года Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске.

В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение”, где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии.

В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе.

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1913 г. из Андреевского скита. Санкт-Петербургский Екатерининский собор в Пушкине.

Петербург и окрестности

В 1913 году в Андреевском скиту был написан список, в том же году подаренный епископу Гдовскому священномученику Вениамину (Казанскому). В 1917 году эта икона была передана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села (ныне Пушкин) после убиения их пастыря, священномученика Иоанна Кочурова. Образ был поставлен в Екатерининском соборе. После того как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади, но чтимый список уцелел. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов передал её в Софийский собор Пушкина. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Екатерининский собор [5].

Икона Божией Матери “В скорбех и печалех утешение”. Список 1905 г. из Афонской келлии свт. Иоанна Златоуста. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь.

Прочие

В 1890 году, при передаче святыни в Россию, был создан список помещённый в соборе Афонского Андреевского скита над царскими вратами.

Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 году в келье святителя Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря, сохраняется в Алексеево-Акатовом женском монастыре города Воронежа. На нём есть надпись: “сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года“. В июне 1999 года икона обильно мироточила, впоследствии мироточение повторялось в меньшей степени.

Видео

  • Празднование иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение” в Санкт-Петербурге, 2016:

Литература

  • Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126;
  • Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях. // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85;
  • Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172;
  • Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123;
  • [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189;
  • Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160;
  • Любомудров А. Матушка Пульхерия – подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).

Использованные материалы

  • Троицкий П. В., “«В скорбех и печалех Утешение», икона Божией Матери”, Православня энциклопедия, т. 9, с. 718-719:
    • http://www.pravenc.ru/text/155570.html
  • “В Екатерининский собор Царского Села вернулась его главная святыня – икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»”, портал Православие.Ru, 10 декабря 2012:
    • http://www.pravoslavie.ru/58006.html ]].
  • Страница сайта Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора Русской Православной Церкви Заграницей:
    • http://www.stjohndc.org/Russian/theotokos/r_1107_uteshenije.htm
  • “Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»”, официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Монастырский вестник:
    • http://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/ikona-bozhiey-mater. 297
  • “2 декабря. Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»”, календарь православной энциклопедии Азбука веры:
    • https://azbyka.ru/days/ikona-v-skorbeh-i-pechaleh-uteshenie
  • “Андреевский”, официальный сайт Херсонской епархии Православная Херсонщина, 15 декабря 2018:
    • http://pravoslavie.ks.ua/rubric/skity-afona/article/andreevskij

[1] “О благодатных исцелениях, совершившихся в г. Слободском пред Афонской иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»”, Вятские епархиальные ведомости, 1864, № 3, с. 73-109.

[3] Шкаровский М. В., Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке, гл. “Подворье Свято-Андреевского скита в Санкт-Петербурге”, https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkie-obiteli-. e/3

[4] “Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «В скорбех и печалех Утешение»”, Наставления и утешения св. веры христианской, 1898, № 12, с. 1108.

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»

«В скорбях и печалях утешение» — одна из множества икон, посвященных Пресвятой Деве Марии. К данному образу обращаются при самых тяжелых жизненных ситуациях, в особенности с проблемами физического здоровья и внутреннего опустошения.

Икона Богородицы «В скорбях и печалях утешение» имеет особое положение в христианской религии. Народной памяти известно огромное количество святынь с образом Небесной Царицы, но данный образ является одним из самых чтимых и главенствующих среди православных икон. Именно перед этой иконой верующие воспевают молитвы Божией Матери, которые способны навсегда прогнать из сердца боль утраты, печаль и уныние.

История иконы «В скорбях и печалях утешение»

К сожалению, точные данные о времени появления иконы Богоматери «В скорбях и печалях утешение» не дошли до наших дней. Известно, что зарождение святого образа относится к древним временам. Согласно записям из старинных документов, лик Богоматери был впервые упомянут лишь в XVII веке.

Наибольшее уважение и признание православных верующих святыня обрела на территории России в XIX веке. В это время один из монахов со святого Афона прибыл в город Тверь, принеся с собой икону Пречистой Девы в качестве подарка местному митрополиту. Священный образ поместили в храме Рождества Христова на территории Христорождественского монастыря.

Православная икона впервые проявила свои чудодейственные свойства уже через несколько дней, излечив смертельно больного юношу. С тех пор святыня не переставала удивлять местных жителей божественными чудесами. Многие люди обрели поддержку и получили помощь от чудотворного образа Пресвятой Девы в моменты серьезных тягостных испытаний в жизни. На Ее счету огромное количество благих деяний, которые происходят и по сей день. Именно поэтому данный лик Богородицы имеет столь великую славу и почтение со стороны христианского народа.

Где находится святой образ

В начале 20 века чудесный лик Богоматери был перевезен в Санкт-Петербург, заняв место в иконостасе Благовещенского собора. В наши дни ее оригинал хранится в Свято-Никольском соборе в Санкт-Петербурге.

Один из наиболее почитаемых списков расположен в санкт-петербургском Свято-Екатерининском соборе. Вторая не менее значимая копия православной иконы «В скорбях и печалях утешение» находится в Воронеже, в Алексиево-Акатовом монастыре.

Описание иконы «В скорбях и печалях утешение»

Святая икона имеет необычный внешний облик. Она состоит из трех створок, соединенных между собой. Пресвятая Дева изображена по пояс и расположена в центре. Младенец на ее руках держит свернутый свиток, двуперстным жестом даря Свое благословение. По обе стороны от Богоматери и Богомладенца изображены святые мученики: Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Створы по бокам и в нижней части имеют изображения еще нескольких прославленных святых. Именно такой полный облик чудотворной иконы Пресвятой Девы обрел название «В скорбях и печалях утешение» и вошел в число самых почитаемых православных святынь.

В чем помогает чудотворный образ Богородицы

Христиане молятся перед святой иконой Девы Марии о помощи и поддержке в минуты страха и отчаяния, в тяжелые моменты жизни, когда надежды утеряны и охватывает глубокая печаль. Святейший образ Богородицы способен подарить молящимся людям:

  • исцеление при смертельных заболеваниях;
  • утешение при потерях и неудачах;
  • внутреннюю гармонию и душевное спокойствие;
  • избавление от нужд, страданий и бедности.

Богоматерь способна защитить от любой беды и помочь справиться с любой трудностью. В Ее силах изменить жизнь к лучшему каждого глубоко верующего, возносящего молитвы перед Ее чудодейственным ликом.

Дни празднования

Люди, исповедующие православие, отмечают день памяти прекрасного образа Богородицы «В скорбях и печалях утешение» 2 декабря. Во многих православных священных обителях проводится служба в честь празднования великой иконы. Христиане воздают молитвы и восхваляют божественный лик.

Молитва перед иконой «В скорбях и печалях утешение»

«О, Пресвятая Дева! Великая защитница людей! К Тебе обращены мои молитвы. Прошу, снизойди ко мне с высот небес, ибо я нуждаюсь в Тебе. Умоляю, обрати все страдания мои в пепел. Предай огню все горести и печали. Освети мою душу любовью и добром. Подари счастье и убереги от злых деяний и врагов. Исцели от недугов мое тело и не позволяй болезням терзать меня. Со всей любовью и уважением я молюсь пред Тобой. Да вознесу я почести Тебе, Пречистая Дева! Прославлю и восхвалю я прекрасное имя Твое! Во веки веков. Аминь».

Спустя несколько дней после дня празднования иконы «В скорбях и печалях утешение» верующих ожидает еще одно торжество — Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день каждый человек может воспеть молитвы к Божией Матери и попросить ее о помощи, укреплении силы духа, избавлении от трудностей и несчастий. Мы желаем вам счастья и любви. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона «В скорбях и печалях утешение»

Образ Божией Матери, на иконе «В скорбях и печалях Утешение», изображен при неизвестных обстоятельствах. При этом прочитав письмо иконы, можно получить свидетельство о древнем происхождении, которое, несомненно, добавляет весомость существующей иконе и предает ей особую значимость, подтверждая уникальность и возможность совершать настоящие чудеса и поддерживать в печалях и скорбях народ.

История иконы

По одному из существующих преданий икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» на протяжении долгого времени находилась во владении у Афанасия Третьего, цареградского патриарха и святителя. Именно он привез ее в середине семнадцатого века на территорию государства Российского. Владелец скончался и изображенный образ был передан в Афонский монастырь под названием Ватопед. Там она пробыла на протяжении нескольких столетий.

В девятнадцатом веке окончилось масштабное строительство Андреевского скита, поэтому митрополит Ватопеда решил выразить собственное благословение и пожелал процветания новому месту, и передал ценный подарок икону Богородицы «В скорбях и печалях утешение», которая до этого имела статус келейной святыни.

На данный момент она является достоянием Свято-Никольского собора, расположенного на территории Санкт-Петербурга. На пороге двадцать первого века один из престолов Крестовоздвиженского монастыря, который ранее был мужским, был освящен в честь образа, который по праву считается чудотворным. Сама икона «В скорбях и печалях утешение» имеет строение, которое имеет название створчатый складень, то есть состоит из разных частей, которые могут складываться. Хотя образ может выполняться и на плоскости с нарисованными рамками.

Кроме Богоматери тут представлен и ряд других святых, в том числе и получившие статус великомучеников из них Георгий Победоносец и Сологунский Дмитрий, Николай Чудотворец и Иоанн Богослов, Иоанн Предтеча.

Сам образ для украшения обрамлен несколькими ризами, одна из которых покрыта золотом.

Чудеса иконы

Много в чем помогает икона «В скорбях и печалях утешение» и особенно следует отметить различные чудеса, многие из которых занесены в специальные церковные книги, которые созданы для того, чтобы фиксировать различные чудеса. На протяжении 19 века святой образ много путешествовал с территории Афона и многократно отправлялся на своеобразные «гастроли» с монахом, который собирал средства для строительства храма. На протяжении таких путешествий образ сотворил немалое количество чудес.

Из наиболее популярных и часто фиксируемых следует отметить такие как:

  • исцеление студента в Вятском уезде от немоты;
  • исцеление речи Акулины Фроловой;
  • лечение от паралича представителя мещанства Савелия Ермакова;
  • исцеление Елизаветы Мартыновой от родильной горячки.

Есть возможность и далее продолжать перечисление этих фактов, они излагаются в огромном количестве в различных церковных книгах. Чудеса фиксируются до сих пор.

В начале 20 века образ оказался на территории Петербурга и в годы Первой мировой велась так называемая неусыпная молитва иконе «В скорбех и печалех утешение» для того, чтобы помочь русским войскам. Таким образом монахи и священнослужители непрестанно читали специально написанные для этого образа слова.

Этот акафист иконе известен до сих пор и используется для того, чтобы даровать или получить особое оберегание от Богородицы. Собственно, само название говорит о значении этой иконы – образ уберегает верующих от всякого зла, дает возможность избавиться от различных горестей.

Ведь Богородица непрестанно молит Господа о всех людях, подобным занимаются и святые подвижники, которые ходатайствуют о других людях перед Господом. Именно поэтому обращение с искренней молитвой к образу является действенным методом для того, чтобы покаяться и связаться с высшим и духовным миром.

Молитва иконе «В скорбях и печалях утешение»

Днем почитания этого образа является 5 декабря

Именно в этот день целесообразно прийти в храм помолиться перед этой иконой или при возможности молиться келейно. Так или иначе, есть смысл раскаяться в собственных грехах и просить у Богородицы и святых подвижников заступничества и помощи в вере.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «В скорбях и печалях Утешение»

глас 5

Утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, Утоли́вшая вся́ку сле́зу от лица́ земли́: Ты́ бо челове́ком боле́зни отго́ниши и гре́шных ско́рби разруша́еши, Тебе́ бо вси́ стяжа́хом наде́жду и утвержде́ние, Пресвята́я Ма́ти Де́во.

Кондак Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

глас 6

Не вве́ри мя́ челове́ческому предста́тельству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба́ Твоего́: ско́рбь бо обдержи́т мя́, терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где́ прибе́гну окая́нный, всегда́ побежда́емь, и утеше́ния не и́мам, ра́зве Тебе́, Влады́чице ми́ра, упова́ние и предста́тельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́.

Молитва Божией Матери пред иконой Ея «В скорбех и печалех Утешение»

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м, гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́, гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́, гре́шнаго, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице, Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ Преблага́я и ско́рая Засту́пнице, покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем, еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние; и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о, Пренепоро́чная и Пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю! Ами́нь.

Церковь “В скорбях и печалях утешение” иконы Божией Матери в г. Слободской

Храмовая икона “В скорбях и печалях утешение”.

Обстоятельства первоначального происхождения этого образа неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя. Сначала этот образ был келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне, иеросхимонаха Виссариона. Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, Виссарион дал свою икону в благословение братии.

Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской этой губернии прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение». Образ этот украшен был богатой сребропозлащенной ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери. Он был поставлен в женском Христорождественском монастыре, в храме Рождества Христова.

Граждане города Слободского день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери чудотворениями.

18-летний сын бывшего священника из села Вырмыжское Вятского уезда Николая Неволина Владимир был немым в продолжение шести лет. Опечаленный отец целый год лечил мальчика, но язык болящего оставался без движения. Беспокоясь о судьбе сына, отец отдал его на несколько лет учиться живописному искусству у Александра Пашкина. Владимир терпеливо переносил свое горе и через два года хорошо уже владел кистью живописца, так что его учитель часто брал Владимира с собой в разные села для писания иконостасов.

Кроме Владимира, у Пашкина было еще два ученика. Один из них Иван Вершинин, узнав о принесенной с Афона святыне, возымел усердие отслужить перед иконой Богоматери молебен. Так как у него не оказалось достаточно денег, то для исполнения своего намерения он обратился с просьбой к своим товарищам, предлагая им сложиться и на собранные с троих деньги отслужить молебен. Те с радостью согласились и 18 числа утром все поспешили в обитель. Но святая икона с раннего утра была вынесена из храма для служения перед ней молебствий в домах граждан. Живописцы целый день следовали за иконами, и только после вечерни им удалось исполнить свое намерение.
Когда отец Паисий вернулся с иконами в церковь, они все трое пали перед образом Царицы Небесной. Молебен окончился; они начали прикладываться к образу, и вдруг произошло дивное знамение милости Богородицы. Едва Владимир коснулся своими устами Ее образа, как почувствовал, что с ним происходит нечто необычайное. Живописцы вернулись домой и сели за свою работу иконописания. С Владимиром в одной комнате находился брат хозяина Гавриил. И вот, смотря на него с задумчивостью, Владимир вдруг сказал:

– Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!

Произнесши эти слова, он сам ужаснулся и с удивлением спросил Гавриила:

– Неужели я говорю?

Гавриил же был так поражен всем происшедшим, что мог только сказать ему:

– Молись, молись, Володенька.

Со слезами пал Владимир перед иконой Вседержителя и потом по совету своего товарища Вершинина немедленно же поспешил снова в обитель воздать благодарение Богоматери. Радости отца, родных и самого исцеленного нельзя и описать. 20 ноября Владимир исповедался у иеромонаха Паисия и приобщился Святых Таин.

Сам Владимир Неволин показал о своем исцелении следующее:

«В течение последних шести лет я был нем и не мог владеть языком для произношения слов, но с 19 ноября говорю легко, чисто и свободно. В исходе 1857 года, когда я во время отпуска учеников на святки гостил у моего зятя по сестре, Вятского уезда, села Вырмыжского священника Иоанна Кармильского, именно 25 декабря, при выходе из церкви от утренней службы, я имел доселе для меня неразгаданное, хотя хорошо сохранившееся в памяти видение. Некто в образе человека на паперти церковной дает мне приказание нечто написать моему родителю, находившемуся тогда в братстве Слободского Крестовоздвиженского мужского монастыря, и скрывается, сказав, что я сам могу пострадать, если не исполню приказания. На это видение тогда я не обратил должного внимания и приказания не исполнил, равно и не открыл никому о видении. В следующее затем время был я не совсем здоров и чувствовал горячечные припадки с бредом, а после этого боль в ногах. В 1858 г. на Сырной неделе я приехал из училища к тому же зятю, священнику Кармильскому, и в первый день Великого поста во время утренней молитвы вновь имел видение, при котором из трех явившихся мне светообразных мужей один упрекнул меня за неисполнение прежде данного приказания и предрек мне немоту и глухоту. Это последнее видение меня очень напугало, и я тотчас же сказал о нем своей сестре – жене священника, заметившей меня встревоженным. В тот же понедельник вечером приглашенный своими товарищами – братом Александром, уже умершим, и братом зятя Петром Кармильским, обучающимся ныне в семинарии, – петь с ними догматики, я почувствовал, что лишился голоса, а вскоре затем ощутил колотье в языке; и наконец, когда нужно было отвечать на чей-то вопрос, оказался немым. Тогда-то уже и о своих видениях, и о связанности моего языка письменно сообщил я своему отцу. Через несколько времени меня осматривал бывший вятский врач Г. Карцев, находившийся в селе Кырмыжском по делам службы, который назвал мою болезнь параличом языка и отозвался, что она могла бы быть излечена, если бы тотчас по обнаружении ее приставлено было 20 пиявок снаружи к моему горлу. Через полтора года меня привезли в г. Слободской для отдачи в учение живописи, и здесь родителем моим был представлен окружному слободскому врачу Г. Вакуловскому, суждения которого о моей болезни были мне известны. Г. Вакуловский отозвался так:

«Мальчик Владимир Неволин в 1858 году был однажды представлен ко мне для совета о лечении от немоты, и я при осмотре нашел его действительно больным. Зная, что фармацевтические средства против такой болезни мало могли быть полезными, я не прописывал ему никаких лекарств».

Вообще ни он, ни Г. Карцев никаких лекарств против болезни моего языка не прописали, и я таковыми никогда не пользовался. До 18 ноября я был немой, как об этом могут свидетельствовать, кроме вышеприведенных лиц, домашние и ученики моего настоящего хозяина – купца Александра Пашкина, у которого я работаю более четырех лет, а также некоторые из духовных лиц г. Слободского, среди которых случалось мне бывать, и многие другие из слободских граждан». Известен еще и такой случай милостивой помощи Богоматери. Дочь причетника Слободской Сретенской церкви Дмитрия Феодотова Овчинникова, 27-летняя девица Параскева, с малых лет была косноязычна. Говорить она могла с большим усилием и скрежетом зубов. Во время разговора на лице у нее делались конвульсии, глаза выкатывались или глубоко впадали и от сильного напряжения скоро заболевала грудь. Узнав о том, что с Афона в их город привезена чудотворная икона, Параскева 22 ноября отправилась в монастырь помолиться Богоматери. Лишь только после молебна она приложилась к Ее образу, как немедленно же почувствовала облегчение в груди, а после возвращения из храма в келью своей родственницы Екатерины Яковлевой Невоструевой она стала разговаривать с ней бойко, не заикаясь, без всякого напряжения и конвульсий. Увидев в этом явлении знамение чудесного заступления Пречистой Девы, обе они отправились в церковь и здесь перед чудотворной иконой долго изливали слезы благодарения за Ее милостивый покров.

Слободской купец Иван Трофимов Распопов страдал с малых лет такой сильной головной болью, что нередко по нескольку недель не мог подняться с постели. И когда в город была принесена икона Богоматери, он попросил ее к себе в дом, так как сам сходить в церковь не мог. После молебна он почувствовал облегчение, а вскоре и совсем оправился от своего тяжкого недуга.

Крестьянин из деревни Сверчковская Слободского уезда Николай Яковлев Воронцов 28 декабря 1862 года был разбит параличом ног и рук; с этого же времени он стал страдать постоянными болями в голове и груди. Узнав о чудотворной иконе, он захотел помолиться у образа Богоматери. Его привезли в монастырь. Во время молебна болящему стало легче. На другой день он пожелал принять Святые Тайны. Перед причащением он почувствовал такую бодрость во всем теле, что мог без посторонней помощи перекреститься, а затем сам подошел к чаше. Скоро же после этого он стал совершенно здоров.

Дочь крестьянина Авраамия Алексеева Кайсина из деревни Кругловская того же уезда, Ксения, до семилетнего возраста не владела руками и ногами. В таком положении ее привезли к образу, и она получила исцеление.

Крестьянин Василий Федотов Пушкарев из деревни Пушкаревская Слободского уезда страдал тяжелой головной болью, доведшей его до полного изнеможения, и только молитва в Слободском монастыре перед иконой Богоматери избавила его от нестерпимого недуга.

Ветеринарный ученик Слободского окружного управления Авраамий Николаев с малых лет страдал одышкой, кашлял и чувствовал слабость во всем теле. Он так обессилел, что более двух месяцев никуда не выходил из своего дома. С великим трудом несколько раз он ходил в монастырь для поклонения чудотворному образу. И благочестивая ревность болящего низвела на него благоволение Царицы Небесной. В ночь на 7 декабря ему явилась икона Богородицы в такой же ризе и с теми же привесками, как и привезенная с Афона. Около себя больной увидел Женщину в белой одежде; Ее лица он не рассмотрел, а только услышал голос Ее, обращенный к нему:

– Вставай и неси меня в свой дом!

Слова эти разбудили его. Он встал и почувствовал себя совершенно здоровым. Немедленно же он пошел в монастырскую церковь и рассказал иеромонаху Паисию обо всем, бывшем с ним. Иеромонах, услышав рассказ Авраамия, отправился с иконой в его дом и отслужил благодарственный молебен.

Известны и еще случаи Божественного заступления Владычицы мира по молитве перед Ее образом «В скорбех и печалех Утешение». Крестьянка Анна Григорьева исцелилась при образе от мучивших ее припадков беснования. Пострадавшие при пожаре крестьяне Парфений и Илья Вокрушевы после моления перед иконой Богоматери исцелились от своих ожогов. Четырехлетний сын священника Христовоздвиженского женского монастыря получил исцеление от опасной раны на руке. Мещанка Анна Ушахина избавилась от припадков сумасшествия.

Все эти чудесные знамения совершились в городе Слободском. Но образ Богоматери еще более прославился, когда его перевезли в Вятку. В настоящее время этот образ находится в Санкт-Петербурге, в Благовещенском храме, при подворье Старо-Афонского скита. В обители же на Афоне оставлена точная копия с этой иконы. Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены свв. великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ около 91/4 вершков в вышину и около 7 – в ширину. Благоговейные жертвователи украсили его несколькими ризами, из которых одна золотая.

Источники:
http://xn----7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/news/eparchy/14598/
http://www.syl.ru/article/365084/ikona-v-skorbyah-i-pechalyah-uteshenie-opisanie-znachenie-i-interesnyie-faktyi
http://drevo-info.ru/articles/8082.html
http://dailyhoro.ru/article/ikona-bozhiej-materi-v-skorbyah-i-pechalyah-uteshenie/
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-v-skorbyah-i-pechalyah-uteshenie/
http://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/kirovskaya_oblast/slobodskoy/cerkov__v_skorbyah_i_pechalyah_uteshenie__ikony_bozhiey_materi_v_g__slobodskoy/
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-zachatie-presvyatoy-bogoroditsy/

Ссылка на основную публикацию