Икона Крещение Господне

Икона «Крещение Господне» Андрея Рублева: описание, значение

Крещение Господне – торжественное событие, наполняющее светом душу каждого христианина. Войдя в воды реки Иордан, Спаситель сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Принимая участие в обряде крещения, он подчеркивает свою сопричастность к простым людям, кающимся, заблуждающимся, принимает на себя их грехи и обещает очищение. Этому сакральному событию посвящено множество икон. Об одной из них – иконе “Крещение Господне” мастерской Андрея Рублева – мы и поговорим сегодня.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Иконография

Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.

Центральной фигурой является Спаситель. На ранних иконах он изображается обнаженным, молодым юношей или зрелым мужем с бородой. Позже чресла Иисуса Христа стали рисовать опоясанными. Иногда его символизирует агнец – напоминание о предстоящей жертве Спасителя. Над ним – голубое небо, откуда слетает белоснежный голубь. Глас Божий иконописцы изображали в виде луча или благословляющей десницы. С VI-VII веков появилась традиция рисовать Иоанна Предтечу на левом берегу Иордана, а на правом – трех или четырех ангелов.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

“Крещение Господне” – одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Описание иконы “Крещение господне”

Сердце ее – Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах – образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река – символ ада. Река – образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона “Крещение Господне” пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века “Крещение Господне”, по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Духовный смысл иконы

Крещение – событие, символизирующее собой зарождение новозаветного мира. Иисус Христос, окунаемый в воды Иордана, словно принимает смерть. Тут и гибель ветхозаветного, греховного человека, и прообраз гибели Спасителя на Кресте. Выход из воды – символ новой жизни, Воскресения, духовного очищения.

Значение иконы “Крещение Господне” заключается в переходе к новому миропорядку. Иордан – та граница, где Ветхий Завет был отделен от Нового. Природа человека была повреждена после грехопадения Адама и Евы. Бог, соединившись с человеческой плотью и душой через Иисуса Христа, восстановил ее. Изображение Спасителя в водах реки указывает на то, что через освященные воды, посредством обряда крещения, каждому из нас был дарован шанс на вечную жизнь. Поэтому икона вселяет в верующих надежду, радостный трепет и благоговение.

В чем помогает икона “Крещение Господне”?

Этот образ наделен особой силой. В нем – торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона “Крещение Господне” дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона “Крещение Господне” была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли “святыми Светами”, что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

Икона Крещения Господня. Кого и почему можно увидеть у ног Спасителя в Иордане?

Содержимое

Интересные, для многих неизвестные, подробности.

Ил.1. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Мастер Михаил. Кон. XVI в. ГРМ, Санкт-Петербург

Четыре канонических Евангелия сообщают о том, что Иисус Христос принял крещение в водах Иордана от Иоанна Предтечи. На основе евангельского повествования сложилась иконография великого двунадесятого праздника. Любопытно, что река Иордан в изображениях Богоявления наполнилась рыбами, змеями, драконами и мифическими фигурами. Все это не единожды встречается среди художественных образов Крещения, следующих за византийским каноном, но не перекликается с евангельскими текстами. Объяснения необычных персонажей, населяющих святую реку, обнаруживаются в древнем предании, Книге Бытие и Псалтири.

«Ерминия» (старинное руководство по иконописи) дает следующие указания относительно изображения Богоявления: «Христос стоит среди Иордана неодетый. На берегу этой реки, одесную Христа, Предтеча смотрит в небо, подняв кверху левую руку, а правую держит над главою Христа. Над ними видно небо, и оттуда сходит Дух Святой; в луче написано: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. С левой стороны ангелы стоят благоговейно, простерши руки, скрытые под одеждами. Поодаль от Иоанна среди Иордана в воде лежит старик, обратясь лицом назад, и со страхом смотрит на Христа, а сам льет воду из кувшина. [Он означает Иордан, возвратившийся вспять (Псал. 113, 3-5)]» [3]. Иордан часто изображался похожим на римского речного бога, в виде старца с сосудом, откуда льется вода.

Стихи 3-5 псалма 113 упоминают также и о море, олицетворение которого часто соседствует с образом Иордана: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять/ горы взыграшася яко овни, и холми, яко агнцы овчии/ Что ти есть, море, яко побегло еси? И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» Здесь акцентируется то, как иудеи чудесным образом совершили переход через Красное море. Слова об этом событии звучат в канонах праздника Богоявления. Слова Псалтири не только отсылают к ветхозаветным событиям, но и создают переход к Новому Завету, пророчествуя о Крещении Господнем. В миниатюрах, иллюстрирующих псалмы, на изображении Богоявления рядом могли быть две символические персоны: море и река Иордан [4].

Ил. 2. Богоявление. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске (фрагмент)

Вполне понятны трудности «перевода» византийской иконографии при написании крещенских образов на Руси. Сложности с именами и персонажами олицетворений реки и моря в таких иконах объяснялись тем, что автор, к примеру, путал олицетворения, не зная их истории [4]. Подобное могло случиться с иконой из Сольвычегодска мастера Михаила (конец XVI века). Здесь река Иордан – это женская фигура, а море изображено в виде мужчины (ил. 1, 2). В греческом языке слово море имеет женский род, а река – средний (в обычном случае) и мужской (если речь идет об очень большой реке). Греческо-русский словарь Нового Завета указывает на мужской род слова «река». Таков первоначальный род рассматриваемых олицетворений моря и реки [5; 1; 7].

Юноша – это третья фигура-символ водной стихии. Причина появления фигуры юноши в нижнем поле иконы Крещения трактуется неоднозначно. С одной стороны, он был воспринят как еще одна персонификация моря, вместо женской фигуры, расположенной рядом с олицетворением Иордана [2] . В то же время существует более убедительная версия. Его изображение может толковаться как олицетворение Иордана или одного из его потоков. Согласно древнему преданию, реку, в которой крестился Иисус Христос, слагали потоки Иор и Дан, что нашло свое отражение в книжной миниатюре [4]. Если юноша изображен в глубине вод рядом со старцем, опершимся на сосуд, то эта пара фигур – персонификация двух рек, которые слились в Иордан. Подобное олицетворение показано в иконе конца XV века из Кирилло-Белозерского монастыря (здесь юноша восседает на паре рыб, возможно, дельфинов) (ил. 3, 4).

Ил. 3. Богоявление. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Ил. 4. Богоявление. Ок. 1497 г. (фрагмент)

«Подле Христа плавают рыбы», – так завершаются указания «Ерминии» относительно изображения Крещения Господня. Рыба – древнейший символ Христа, который также обозначал и верующих во Христа. Слово «рыбки» на латыни звучало как pisciculli, а купель именовалась словом piscina, то есть садок или пруд для рыбы [6]. Наряду с изображением в иорданских водах рыбок, соответствующих такому толкованию, встречаем любопытный случай в греческой иконе XVIII века, когда зубастые рыбки, подобно стае хищников, окружили Спасителя. Одно из этих удивительных созданий в своих очертаниях приблизилось к змеиным (ил. 5, 6).

Ил. 5. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Ил. 6. Крещение Господне (Богоявление). Греция. XVII в. Лондон. Музей Виктории и Альберта (фрагмент)

Змея и дракон также появляются в иконе Богоявления. Примечательно, что с латыни слово draco можно одновременно перевести как «дракон» и «змея». Для христиан дракон – символическое обозначение Лукавого [6]. Змея же, которая есть и символ мудрости, в «Крещении» трактуется негативно. Изображение драконов и змей (попираемых) восходит к тексту в Книге Бытие (Бытие 3:15), равно как и псалму 73:13–14 («Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змиев в воде») (ил. 7).

Ил. 7. Киевская псалтирь: Распятие. Крещение. Киев. XIV в.; памятник: Киевская псалтирь, 1397 г. Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека (РНБ).

Посредством этого псалма были связаны события грехопадения и Крещения [4]. «Главы змиев» показаны в македонской иконе Богоявления, написанной Давидом из Селеницы (ил. 8, 9).

Ил. 8. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола. Давид из Селеницы. 1730–1739 гг. Македония. Музей Македонии, Скопье

Ил. 9. Богоявление. Из церкви Св. Димитрия, Битола (фрагмент)

Рассмотренные символические изображения, окружающие фигуру Спасителя на иконе Крещения, обнаружили свои античные, ветхозаветные, а также христианские корни и одновременно смысловое единство в прославлении праздника явления Бога миру. Красота и пророческая пронзительность ветхозаветных текстов соединились с благой вестью новозаветного повествования.

Икона Господа «Крещение Господне (Богоявление)»

«Крещение Господне» — икона, присутствующая в каждом храме, представляет одно из знаменательных земных событий Иисуса Христа, крещение Спасителя и Его Богоявление.

В день Богоявления перед людьми впервые явилась полнота Святой Троицы, Бог Отец проговорил к Богу Сыну, послав в виде голубя Бога Святого Духа.

Предпосылки к написанию святого образа

Иоанн Креститель был всего на 6 месяцев старше Иисуса Христа, это к его матери Елизавете пришла Мария, узнав о своей беременности от Духа Святого. Миссией Иоанна Предтечи было подготовить народ к принятию Посланника с Небес. Креститель понимал свое служение, при этом превозносил Христа, умаляя собственные заслуги.

Важно! Иоанн — первый из людей, который увидел во Христе посланника Божьего. Он всей своей жизнью показывал маловажность крещения в воде, как акт покаяния, по сравнению с приходом Миссии, который крестит Духом Святым.

Омовение души и тела в то время было актом очищения, но не имело никакого отношения к христианскому таинству Крещения. Иисус, известный в еврейских кругах, как сын плотника, только вступил в тот возраст, когда имел право называться учителем. В возрасте 30 лет Спаситель начинает свое служение на земле, открывая двери для познания путей в Царство Божье, куда нельзя попасть без очищения и покаяния.

Иоанн Креститель сразу увидел идущего Миссию, он даже растерялся, говоря, что это ему надо принимать крещение от Спасителя. На это Христос ответил, что так надлежит вершить всякую правду.

Дальнейшие события легли в основу написания святых образов, описывающих таинство крещения самого Сына Божьего.

Как только Иисус вступил в воду, с неба послышался Голос, который слышали все присутствующие в тот момент на берегу Иордана, Он провозгласил о том, что на берегу стоит Сын Всевышнего Бога.

Этот праздник называют Богоявлением. Ибо именно на берегу Иордана Иисус, человек по плоти, был признан Богом, Он явился перед народом в человеческой и божественной сущности.

Икона «Крещение Господне» подтверждает религиозно-философскую доктрину о Богоявлении. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что это событие произошло во время правления Тиберия, то есть в 30 году новой эры.

Описание святого образа

Святок лик изображает Иоанна Предтечу в момент крещения Иисуса Христа водой Иордана. На правой стороне иконы ангелы склонились в благоговении перед Божественными Ипостасями. В образе голубя Дух Святой лучом освещает Христа.

На заметку! В русской трактовке Праздник Богоявления называют Епифанией, что означает явление, или Теофанией — Богоявление.

На богослужениях в Русской православной церкви можно слышать и выражение «Праздник Света», подчеркивающее то, что Иисус стал Неугасимым Светом для всего человечества.

На этой иконе показана неразрывность Всевышнего Бога и жизни на земле, начало которой берется из воды.

Содержание святого образа «Крещение Господне» от века в век менялось, неизменными оставались две фигуры, Иоанн и Божественная Троица. Справа или слева изображались ангельские чины, святые. Сверху рисовалась небесная твердь и голубь, образ Духа Святого. Часто на иконах изображаются горы, как символ духовного возрождения.

Молитва перед иконой «Крещение Господне»

К святому образу приходят православные, желающие:

  • укрепить свою веру;
  • исцелиться телесно и душевно;
  • очиститься от грехов;
  • наполниться Божественным светом;
  • просветиться разумом и душой.

В реке Иордан принял Ты крещение, Спаситель наш, Господь, Иисус Христос, явив единство Святой Троицы в Отце, Сыне и Святом Духе.

Божий Голос назвал Тебя Своим Сыном, послав голубя, Духа Святого в подтверждение Своих Слов.

Явись среди нас для изменения жизни нашей, освяти мир, в котором мы пребываем, даруй нам мир в домах, наполни их гармонией и добротой, укрепи здоровье и очисти от грехов, явных и неявных, не позволь нам сбиться с пути праведного. Ибо на все есть Твоя святая воля, Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Икона Крещение Господне

Крещение Господа Нашего Иисуса Христа — праздник, который отмечает Православная Церковь.

Дата — 19 января.

Празднику Крещения Господня специально написана икона, которую обязательно ставит в канун праздника в храме

В день Крещения Господня все верующие вспоминают евангельское событие, когда Господь крестился в реке Иордан

В этот великий день верующие вспоминают Крещение Господа в реке Иордан. Крестил его пророк Иоанн Предтеча, которого еще называют Креститель.

Второе название праздника — Богоявление. На Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя и глас с неба назвал его Сыном.

Евангелист Лука писал об этом:

«Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Именно этот момент и засвидетельствовал, что Иисус не только Сын человеческий, но и Сын Божий.

Крещение Господне — это один из двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники — это такие, которые тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа.

Крещение Господне празднуется 19 января. Теперь разберем, какие же события тогда произошли, что послужили созданию иконы Крещения Господня.

После долгий странствий в пустыне Иоанн Креститель пришел на берег Иордана, в котором все иудеи совершали омовения. Здесь же он говорил всему народу о покаянии, о крещении, и оставлении грехов.

Народ верил пророчествам Иоанна Крестителя. И вот, однажды, к реке пришел сам Господь. На тот момент ему было 13 лет. Господь попросил Иоанна Крестителя окрестить Его.

Иоанн же сильно удивился и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».

Как писал апостол Лука,

«во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»

Именно первое Крещение Господне стало первым явлением Христа всему народу Израиля. После последовали за учителем и другие ученики — апостолы Андрей, Петр, Филипп и Нафанаил.

После в Евангелии мы можем прочитать, что после своего Крещения, Господь ушел в пустыню, где постился сорок дней.

Он был искушен дьяволом, ничего не ел. Но смог преодолеть все испытания, что ждали Его на пути.

Крещение Господне праздновали еще в то время, когда были живы сами апостолы Христа

Крещение Господне стали праздновать еще, когда были живы сами апостолы. В самом начале Рождество и Крещение праздновали в один день, и называли его Богоявлением.

Но с 4 века Крещение стали отмечать как отдельный праздник. В самые первые на века на праздник Богоявления крестили новообращенных, тогда так называли оглашенных, тех людей, которые были не крещены.

После этот день стали называть днем Просвещения, праздником Светов, в знак того, что само Таинство Крещения очищает человека от всякого греха, тем самым просвещая Светом Христовым. Тогда людей освещали в водоемах.

Одна из икон Крещения была написана в 5 веке и представляет собой Равеннские мозаики

Также не стоит, не сказать о том, что существует икона Крещение Господне. Из самых ранних, изображение Крещения Господня представляет Равеннские мозаики 5 — 6 века.

Самая первая мозаика в честь праздника Крещения Господня, написана в 5 веке

В куполе Православного баптистерия Крещения имеет довольно сложную иконографию. На ней Спаситель представлен обнаженным, в бородой и опущенными вниз руками. Он стоит по пояс в воде Иордана, в сверху на него спускается Дух Святый в виде голубя.

Рядом стоит Иоанн Предтеча, левая рука его держит четырехконечный крест на высоком древке, а правая рука возливает из сосуда на главу Спасителя воду.

Чуть правее мы можем видеть некого бородатого старца, в руках которого покрывало и тростниковая ветвь.

Центральная же композиция представлена апостолами, первыми принявшими Крещение. В руках они несут короны, которые собираются вручить Господу.

Более поздняя фреска Крещения Господня, которая была составлена согласно византийским памятникам

Древние иконописные подлинники, которые составлены согласно византийским памятниках, дают описание Крещения более кратко.

«Спаситель наг…, правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит самого Христа. Три ангела наклонены к Христу, а Предтеча аки на колена преклонился…»

Так выглядит более древнее описание подлинника иконы Крещения Господня. На фото ниже можно в этом убедиться.

Поздние тексты дают более подробное описание:

«Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан.

С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы.

На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая).

С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчана. Ангели стоят, поклонившись Господу.

Един ангел, держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами».

Заметьте, на иконах нет Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница, которую подносят Ангелы Господу, после того, как Он выходил из реки Иордан.

Если обратить внимание, то с течением времени, на иконе всегда присутствовало две основные фигуры — это Иоанн Креститель и Святая Троица.

Несмотря на то, что икон большое множество, они все же имеют общие детали. На одной из древней мозаики, Иисус изображен полностью в реке Иордан, что указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого человека.

Как видим, согласно древней традиции, Господь изображен в наготе, что говорит о его уничижении. В Крещении Господь берет на себя наготу Адама, становясь можно сказать новым Адамом, при этом одевая все человечество в одежды нетления.

Самая первая иконам Крещения Господня была найдена в римских катакомбах в 3 веке

Самая первая икона появилась примерно в 3 веке и найдена была в римских катакомбах. Но до наших дней сохранилась только одна часть этой иконы, левая.

Так выглядит первая икона, которая была найдена в римских катакомбах в 3 веке. Сохранилась до наших дней только одна левая часть

На первой иконе Иисус изображен совсем юношей, что честно говоря, очень странно. Но изображения 3 — 4 веков именно и говорят о том, что Господь изображен в виде Отрока.

Молодость на иконе говорит о том, что это вечность Божественного Спасителя.

Более современные иконы выглядят немного иначе. На них Господь изображен в возрасте 30 — 33 лет.

Равенская мозаика относится к 5 — 6 веку. Именно это изображение как бы продолжение древней традиции иконописи. Господь снова изображен совсем юношей, в обнаженном виде. Но более позднее художники стали изображать Христа в препоясании.

Русская икона Крещения написана мастером Михаилом в 17 веке. Икона находится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

Многим покажется странным, почему же она находится не в храме. На самом деле история ее печальна. На иконе есть некое нарушение, на ней изображен Бог — Отец.

Также есть икона и Андрея Рублева. Его икона обладает многими скрытыми смыслами. Спаситель находится в водах реки Иордан. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с самим Богом.

Горы склоняются перед Иисусом, как бы повторяя поклон пророка Иоанна. Река направлена высоко вверх. А ущелье, символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести оттуда Адама.

Эта икона — первое изображение Крещения Господня на Руси. До этого люди пользовались иконами Византии.

Иконе написан кондак, тропарь и величание, которые исполняются на божественной литургии

Иконе Крещения Господня написан кондак и тропарь, которые поются во время богослужения на празднике Крещения Господня.

Икона Крещение Господне

Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.

Содержание иконы

Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:

Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:

  • Христос – ипостась земная;
  • голубь – символ Святого духа;
  • Господь – в незримой форме.

Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.

В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.

В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.

Это интересно

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

Молитва иконе Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прокимен

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

Самые известные иконы Крещения Господня

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Поделиться статьей с друзьями:

Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.


Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение.

Иконы Крещения Господня

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Иконы Крещения Господня

Нажмите на изображение для просмотра галереи:

Равеннская мозаика – первое известное изображение Крещения Господня

Из ранних изображений Крещения Господня наибольший интерес представляют Равеннские мозаики V-VI вв. В куполе Православного баптистерия Крещение Господне имеет сложную иконографию: Спаситель представлен обнаженным, с власами назорейской длины, с бородой, с опущенными вниз руками; Он стоит по пояс в воде, а сверху на Него спускается Дух Святый в виде голубя.
Иоанн Предтеча в тунике стоит на скалистом берегу Иордана; левой рукой он держит четырехконечный крест на высоком древке, а правой из сосуда возливает на главу Спасителя воду. Правее Спасителя – в водах Иорданских – бородатый старец; в его руках покрывало и тростниковая ветвь; это аллегорическое изображение реки Иордан.
Центральную композицию окружают величественные фигуры апостолов, первыми принявших крещение; они несут в руках короны, намереваясь вручить их Господу.

По известным иконам из Синайского монастыря св.Екатерины, относящимся к комниновской эпохе (второй половины XI в.), нетрудно представить, какими были первые изображения Крещения Господня, попавшие на русскую землю.

Обнаженный Спаситель полностью погружен в воды Иорданские; Он находится в движении: видно, что Он только что вошел, и тотчас выходит (взыде абие от воды – Мф. 3:17); Предтеча, облаченный в одежду из верблюжьего волоса (Мф. 3:4), стоя на берегу, протягивает к Спасителю руку, исполняя всякую правду. На противоположном берегу Иордана – благоговейно склонившиеся ангелы подают выходящему из воды Иисусу одежды…

Вторая половина XI века. Церковь Успения Богоматери, Дафни. Мозаика в тромпе

Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг… правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела… наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Середина XIV века. Национальный музей, Белград.

Более поздние тексты дают описание подробнее:

“Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.

XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Обратим внимание на ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет “лазоревый с белилы”, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница – царская порфира! – которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира.

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, – это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Иконы Богоявления

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Киево-Печерская Лавра. Фреска

Иконы Крещения Господня

Храм Христа Спасителя

Источник изображений – открытые источники

Текст – фрагменты стати прот. Николая Погребняка (ныне – епископа) «Троицы явление во Иордане бысть…». Заметка о иконографии и географии Богоявления. Московские епархиальные ведомости. 2003 г., №1-2

Источники:
http://www.syl.ru/article/351405/ikona-kreschenie-gospodne-andreya-rubleva-opisanie-znachenie
http://pravlife.org/ru/content/ikona-kreshcheniya-gospodnya-kogo-i-pochemu-mozhno-uvidet-u-nog-spasitelya-v-iordane
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-kreshhenie-gospodne.html
http://hranitel.club/784-ikona-kreshhenie-gospodne
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-kreschenie-gospodne/
http://zyorna.ru/news/publications/samye-izvestnye-ikony-kreschenija-gospodnja.html
http://www.pravmir.ru/ikony-kreshheniya-gospodnya-1/
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-ksenii-peterburgskoj.html

Ссылка на основную публикацию