Икона Иоанна Богослова

Икона апостола Иоанна Богослова

Больше всего в современном мире людям не хватает любви, милосердия, понимания, ведь чтобы дарить любовь, надо ее иметь. Человеческий мир с его жестокими законами не может наполнить душу нежностью, поскольку это под силу только Богу.

Христиане, мечтающие в этой жизни служить другим людям, должны просить Творца наполнить их святым помазание любить других людей, чтобы с бескорыстным сердцем нести Божью благодать в мир.

Икона апостола Иоанна Богослова — святой образ посланника Любви, молитва к нему наполняет сердце терпение, прощением и любовью.

Значение иконы

Апостол Иоанн был самым молодым учеником Спасителя, время показало, что именно он оказался самым верным, не испугавшись наказания, оставался с Христом во время распятия Иисуса на Голгофском кресте. Из всех учеников, которые были старшими и более опытными в жизни, Господь выбрал младшего и ему доверил самое дорогое, Свою Мать, после своего распятия. Пресвятая Мария до самой смерти прожила в доме родителей Иоанна, там почила.

Апостол Любви пронес свое учение о Божьей милости и благодати через все испытания, через все его послания красной нитью проходит весть, что Бог есть Любовь. В Иоанновых посланиях постоянно подчеркивается, что Бог любит этот мир через любовь людей друг к другу. В служении людям любовью лежит смысл всей жизни младшего ученика Иисуса.

Самое важное для человека, живущего на земле, находится в будущем, в вечной жизни, и только от христианина зависит, где он проведет вечность, в раю или аду.

В богословии святого апостола уничтожена граница, разделяющая настоящее и будущее. Для него, все происходит здесь и сейчас, является временным.

Важно! Евангелист всей своей жизнью призывал людей к жизни в святости, наполненной Богом, без познания воли Творца невозможно прожить безгрешную жизнь.

Евангелист Иоанн Богослов — единственный из всех апостолов дожил до глубокой старости и умер своей смертью, пережив гонения на христиан, предание смерти и много лет каторги.

Значение иконы «Иоанн Богослов» сложно переоценить, в облике святого мы находим непоколебимую веру и преданность, нелицемерную любовь к человечеству.

На заметку! Православным мир 8 мая отмечает день почитания святого Иоанна Богослова, как воспоминание о чудотворном появлении праха розового цвета над его местом захоронения.

Описание святого образа

Первые иконы с изображением Апостола любви были написаны в 3-4 веке, их находят в катакомбах и на саркофагах, где святой ли любимого ученика Христа написан среди двенадцати или 4 учеников, стоящих около Иисуса.

В иконографии нет единого образа святого Богослова. На иконах он изображается в виде кроткого, величественного старца, черты которого наполнены девственной нежностью. На челе лечит печать спокойного умиротворения, в глазах читаются неизреченные откровения. Часто около евангелиста можно увидеть верного ученика Прохора, прошедшим с учителем каторгу на Патмосе.

Есть много изображений Апостола любви, на которых он уже проживший жизнь старец, на других — молодой юноша.

Иконописцы изображают святого Богослова с книгой в руках и сидящем около него орлом, символизирующем евангелистскую глубокую веру.

Особо впечатляет святой образ «Иоанна Богослов в молчании». Отличительной чертой этого изображения является рука апостола, поднесенная в раздумье к устам, ангел, сидящий на плече. На коленях евангелиста лежит раскрытая книга, скорее всего, это Евангелие или книга Откровения.

Иконописцы в образе орла, которого можно увидеть практически на всех иконах, также подразумевали символ силы, дарованной любимому ученику Иисусом перенести все страдания, свободы и высоты его мышлений.

В своей книге «Откровение» находящийся на каторге евангелист описывает животных, встречающих его у входа в рай, среди них есть и орел.

Апостол любви обратил свой взгляд к Небу, обиталищу Всевышнего Бога. Как правило, апостолы изображаются пишущими, а святой Иоанн в молчании и размышлении прислушивается к словам Творца, которые передает ему Ангел. На этой иконе Богослов уже глубокий старец, ведь свое евангелие он написал в конце каторги на Патмосе, куда попал в возрасте 80 лет.

Особое внимание христиан привлекают иконы Иоанна Богослова с клеймами, на которых изображена практически вся жизнь апостола Любви.

Важно! Во все времена верующие интересовались личностью любимого ученика Христа, черпая в его подвигах силы для личной веры.

В чем помогают молитвы иконе

К иконе Иоанна Богослова часто приходят молящиеся с просьбами об исцелении себя, близких или детей, веря в наполненное любовью сердце апостола, которое дарует чудеса милости и после его смерти.

Уникальность этого святого образа в том, что он дарует:

  • укрепление веры;
  • наполняет сердце искренней любовью;
  • помогает обрести прощение и терпение;
  • избавляет от лицемерия и угодничества.

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне!

Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися.

О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Икона Иоанна Богослова

Среди двенадцати апостолов особым почетом и уважением пользуется святой Иоанн Богослов. Молитва перед иконой этого святого способна подарить вам благословение Божье и полностью изменить вашу жизнь.

Жизненный путь апостола Иоанна

Святой Иоанн в первую очередь известен своими записями, вошедшими в текст Нового Завета. Жизнь Иоанна была тесно связана со всеми деяниями Христа: святой был свидетелем многих чудес, и на протяжении всего пути записывал все события и беседы со своим Учителем.

Иоанн — единственный из 12 апостолов, умерший естественной смертью. Смертный приговор не обошел святого стороной, но Господь сохранил жизнь и здравие Иоанна, позволив ему прожить долгую жизнь в молитвенном подвиге. В начале гонений на христиан в Риме Иоанн одним из первых был осужден на смерть.

Однако ни чаша с ядом, ни раскаленное масло не принесли вреда апостолу, а чудо, происходящее во время казни, обратило в христианскую веру огромное количество римлян. Правление отослало Иоанна на остров Патмос: там апостол продолжил проповедовать христианство и за свою долгую жизнь обратил в веру многих людей.

Где находится икона святого Иоанна

Один из старейших образов святого находится в храме Иоанна Богослова в Москве. Ее копии можно найти практически в любой церкви: апостол Иоанн высоко ценится православными христианами как составитель Евангелия и покровитель всех учащихся.

Пожалуй, самым известным образом апостола Иоанна является икона «Тайная вечеря». На ней самый молодой апостол изображается приникшим к руке Спасителя. Этот образ доказывает, что из всех учеников Иоанн был самым любимым. Кроме того, именно этому святому Христос повелел заботиться о Богоматери, что показывает особое доверие Спасителя к юному Иоанну.

На иконах, посвященных исключительно апостолу Иоанну, святой чаще всего изображается совсем юным. Этот образ указывает на бесценные знания, принадлежащие апостолу: Иоанн изображен записывающим Слово Божье.

Реже можно встретить иконы святого, на которых Иоанн изображен в конце своей жизни: седобородый старец получает благословение Господа и указывает людям на свиток с пророчеством об Апокалипсисе.

О чем молятся иконе Иоанна Богослова

Святой апостол Иоанн всей своей жизнью подал пример истинной веры и любви к Господу. Иконе Иоанна Богослова молятся:

  • об успехе в учебе и карьере;
  • об исцелении отравлений;
  • о покровительстве и защите во время происшествий на воде;
  • об укреплении семейных отношений и настоящей любви;
  • о разоблачении сект и возвращении на путь истинной веры.

Молитвы святому Иоанну

«Спасти хотя души человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа Сына Божия, имети совесть незазорну и любити друг друга, во еже не токмо зде, но и в селениих праведных воспети лепотно Всемогущему Богу: Аллилуиа».

Эта молитва святому Иоанну способна помочь проникнуться житием апостола и получить благословение Божие.

«Святый Иоанне, о конце и новом начале возвестивший, любовь ко Господу принесший и в веру многих обративший, молим тебя о милости: святый апостоле, просвети нас Словом Божьим и одари своим святым прозрением, дабы отличали свет правды и любви ко Господу от лживого обмана дьявола. Аминь».

Эта молитва способна уберечь от многих жизненных ошибок и помочь принять верное решение в сложной ситуации.

«Иоанне, рыболов и прорицатель, истинны свет видящий и Слово Божье донесший темному народу, дабы просветилися и уверовали во Спасителя своего! Молю тебя, не оставь меня, раба Божьего, во тьме греховной и боли от этой тьмы. Избави меня от греховного плена, исцели мои болезни и яд обрати в пользу животу моему. Аминь».

Эта молитва читается во время болезни, несчастного случая или отравления. Считается, что апостол Иоанн, сам избежав действия смертельного яда, способен уберечь любого человека, искренне помолившегося ему.

Икона святого Иоанна Богослова среди прочих почитается в день Собора двенадцати апостолов 12 июля по новому стилю. В этот день любые молитвы имеют особую силу и способны подарить утешение и мир каждому православному человеку. Мы желаем вам радости и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона Иоанна Богослова

Иоанн Зеведеев и его младший брат Иаков были учениками Христа. Они были призваны Иисусом юношами на Генисаретском озере, где они оставили отчий дом. По преданию, родителей Иоанна и Иакова звали Зеведей и Саломия, жила семья рыболовством. Вместе с апостолом Петром, братья были ближайшими к Иисусу учениками, именно они присутствовали в Фаворском саду во время Преображения Господня. Встречаются иконы, на которых Иоанн Богослов изображен юным и безбородым, с длинными волосами. По преданиям, Иисус называл братьев «сыновьями грома», за их пылкую любовь к христианской вере.

Житие апостола Иоанна

Лик апостола Иоанна Богослова на иконах можно встретить очень часто. Он не только видел Христа при жизни и был его учеником, но также присутствовал при аресте Иисуса, наблюдал его пытки и казнь. Вместе с Божией Матерью он оплакивал Господа у подножия Креста, а после не оставлял Богородицу до её Успения. Только после этого, Иоанн вместе со своим учеником Прохором покинул Иерусалим и направился в Эфес, нести Божью волю и обращать в христианскую веру. По пути в Эфес, корабль, на котором были Иоанн и его ученик, разбился, все выжили, но святой пропал. Спустя две недели Прохор нашел своего учителя живым на берегу, Бог не оставил верного ученика.

Много чудес было в житие апостола Иоанна. Не обошло двенадцать апостолов гонение на христиан в начале нашей эры. Известно, что Иоанн был приговорен, его смерть ждала его в чаше с ядом. Но испив в назначенное время из сосуда, Иоанн остался жив. Тогда было решено казнить его, облив кипящим маслом, но и это не причинило никакого вреда. После мучений, был он сослан на остров Патмос в заточение. Очень долго прожил Иоанн на этом острове, продолжая нести веру в Господа, навлекая этим гнев местных язычников. За годы, проведенные на острове, много раз святой излечивал больных и даже воскрешал недавно усопших.

Самое распространенное имя апостола – Иоанн Богослов. Получил он его за свои труды: четвертое Евангелие было написано рукой Иоанна, также он написал Откровение Иоанна Богослова. Отдельная история охватывает период написания этих книг. Написаны они были на горе острова Патмос в небольшой пещере, куда уходил молиться Иоанн. Однажды, после третьего дня молитв, без еды и только со своим учеником. Во время молитвы разразился гром и гора пошатнулась, а после услышал Иоанн голос Бога. Тогда он велел своему ученику записывать каждое слово, считается, что через Иоанна голос Всевышнего диктовал Прохору. Так было написано Откровение Иоанна Богослова, которое зовется Апокалипсис.

Иоанн прожил дольше всех остальных из двенадцати апостолов, он единственный умер своей смертью, а не от мучений. На момент кончины Иоанну Богослову было около ста лет, что является большим достижением и для нашего времени. Умер апостол в Эфесе, куда ему разрешили вернуться после длительного заточения. Ежегодно 21 мая отмечают день памяти святого Иоанна Богослова, а на его могиле тонким слоем выступает чудотворный, целебный прах.

Образ Иоанна Богослова в иконографии

Много икон написано с ликом святого, их сюжеты охватывают всю его жизнь. Наиболее распространена икона Иоанна Богослова с книгой – Евангелием. Изображают его с пером и чернильницей, работающего над написанием священного предания. У апостола Иоанна есть свой знак – орел, которого очень часто можно встретить на изображениях святого. Образ святого с книгой иногда дополняет ангел над плечом апостола, что показывает нам Божественную волю, направляющую Иоанна.

Одна из самых известных икон святого – икона Иоанна Богослова в молчании. Своё начало такой тип иконографии берет в середине XVI века. На иконе вместе со святым изображен ангел и орел с чернильницей, они вместе показывают весь путь апостола. Иоанн всегда держит два пальца у губ, в знак безмолвия.

В чем помогает икона Иоанна Богослова

Обращаются к иконе святого Иоанна Богослова в поиске семейного счастья, он помогает прекратить все ссоры и конфликты.

Женщины у иконы Иоанна Богослова просят материнского счастья

Молитва перед иконой Иоанна поможет рыбакам и всем другим, кто ищет спасения от несчастных случаев на воде. Так же поможет молитва к иконе апостола Иоанна с проблемами здоровья. Конечно, значение иконы заключается в том, что к святому обращаются в поисках помощи в журналистике и писательстве. Защитит апостол от злых духов и отвадит дурные мысли.

Молитва к иконе

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иоанн Богослов

День Иоанна Богослова

День Иоанна Богослова отмечается Православной Церковью дважды в году: 9 октября по новому стилю – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле на протяжении многих столетий происходили чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля, когда празднуется Собор всех двенадцати апостолов.

Праздник Иоанна Богослова 9 октября установлен в память об окончании земного пути человека, остававшегося на тот момент единственным живым свидетелем смерти и Воскресения Христа. Любимый ученик Иисуса прожил около ста лет, когда Богом было открыто ему, что дни его сочтены. Тогда апостол велел своим ученикам выкопать могилу, попрощаться и оставить его там, засыпав землей. Когда же через некоторое время ученики вернулись, то не обнаружили тела Иоанна. Но весной, 21 мая по новому стилю, древние христиане наблюдали на этот месте удивительное явление: от могилы апостола исходил тонкий целительный прах. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник.

Житие Иоанна Богослова

Согласно Евангелию, Иоанн был призван вместе со своим старшим братом Иаковом, когда они, сидя в лодке, чинили сети. Оставив отца, братья последовали за Иисусом. Оба они, «сыны грома», как назвал их, видимо, за взрывной характер, Господь, – избранные ученики Христа, но Иоанн – самый молодой из апостолов и единственный, кто вместе с Богородицей стоял у Креста. Именно ему было завещано Спасителем опекать Богоматерь, и он заботился о Ней до Ее Успения, и лишь потом отправился на свою апостольскую проповедь в Малую Азию, в Эфес.

Материал по теме

Как читать Апокалипсис?

Единственная пророческая книга Нового Завета. Она завершает все Писание. Последние главы Откровения перекликаются с первыми главами книги Бытия: они описывают Царство Божье. Но если в первой книге человек изгоняется из рая, то в последней возвращается туда.

Проповедь Иоанна в Эфесе (на территории современной Турции) сопровождалась чудесами, воскрешениями и исцелениями, и многие язычники, видя происходящее, стали христианами.

Тогда император велел казнить Иоанна, но ни яд, ни кипящее масло не подействовали на святого, и единственное, что оставалось языческому правителю, это сослать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос. По пути туда Иоанну не раз пришлось ради спасения команды и стражников показывать Господни чудеса, и вскоре на корабле не осталось неверующих. Стража готова была отпустить пленника, но он велел ей исполнить свой долг.

На Патмосе апостол прожил долгие годы, продолжая обращать людей к Богу. Там ему был явлено видение, которое легло в основу последней Книги Священного Писания – Апокалипсиса (Откровения), – рассказывающей о будущем человечества.

Когда же стало известно, что гонения на христиан прекратились, Иоанн вернулся в Эфес, где умер своей смертью в преклонных годах. Он провел последние свои годы в посте и молитве, и, не имея сил произносить длинные проповеди, говорил лишь: «Любите друг друга», утверждая, что соблюдения этой Божьей заповеди может быть достаточно, чтобы войти в вечную жизнь.

Помимо единственной пророческой книги Нового Завета – Апокалипсиса – апостолом Иоанном были написаны Евангелие, которое заметно отличается от трех так называемых синоптических Евангелий (Марка, Матфея, Луки), и три послания, адресованных всем христианам. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7-8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.

Иконы Иоанна Богослова

На иконах Иоанн Богослов бывает изображен и как юноша, и как старец, так как он – самый молодой и в то же время проживший самую долгую жизнь апостол.

Апостол Иоанн Богослов. Распятие Спасителя. Фрагмент

Часто на иконах Иоанна Богослова, как и при жизни, сопровождает его верный ученик Прохор.

Распространены изображения, где апостол Иоанн держит в руках Книгу Писания, а рядом с ним помещен орел, как бы говорящий о высоте богословской мысли святого. Орел – один из четырех символов евангелистов (традиционно: Матфей – ангел, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел), которые были даны самим апостолом Иоанном в Откровении.

Апостол Иоанн также изображается на иконах в сопровождении Ангела-просветителя.

Особое распространение в русской иконописи получил образ «Иоанн Богослов в молчании». На этой иконе апостол изображен с поднесенной к губам рукой, пребывающий в размышлениях.

Иоанн Богослов в молчании; Россия. Тверь; XVII в.

Особо отметить стоит икону святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, явившуюся в 1478 году на полуострове Черемнецкого озера (сейчас – Ленинградская область) местному крестьянину. Узнав о чудесном обретении, Великий Московский князь Иоанн III велел основать Иоанно-Богословский монастырь, где чудотворная икона хранится по сей день.

Иоанн Богослов, с житием. Из Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря, Ленинградская область. Источник.

Апостол Иоанн присутствует также на многих иконах, посвященных евангельской истории, так как он был участником и свидетелем главных событий земного пути Христа, например, на иконах Преображения, Тайной Вечери, Распятия…

Храмы Иоанна Богослова

В мире сотни православных храмов, освященных в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

На греческом острове Патмос, где апостол провел годы своего изгнания и где им было получено Откровение, теперь находится монастырь Иоанна Богослова.

Интересно, что в России тоже есть остров с таким же названием и храм Иоанна Богослова на нем. До революции православная церковь на крохотном островке посреди горной реки Катунь просуществовала около 70 лет, а в 20-е годы ХХ века была разрушена. Только на рубеже ХХ-ХХI веков на алтайском Патмосе был выстроен новый деревянный храм, освященный в честь апостола.

В Москве более полутора десятков храмов, освященных или имеющих придел Иоанна Богослова. Так, например, церковь святого апостола Иоанна Богослова есть в Андреевском монастыре. Сейчас находящийся в колокольне храм не действует, но именно в нем, когда монастырь после революции был закрыт, продолжались богослужения вплоть до конца 30-х годов.

Интересна история еще одного столичного храма Иоанна Богослова, возведенного в самом центре Москвы в XV веке. Храм неоднократно перестраивался и менял свой облик, более 75 лет в нем располагался Музей Москвы, но название «под вязом», приобретенное им в XVIII веке из-за растущего рядом с алтарем огромного дерева, сохранилось по сей день. Сегодня храм Иоанна Богослова под Вязом предоставлен православному институту, который также носит имя святого апостола.

Пещера Иоанна Богослова

Пещера Иоанна Богослова или Пещера Апокалипсиса – это пещера на острове Патмос, в которой, согласно Преданию, апостол находился, когда ему было открыто знание о конце времен. Все, что было явлено Иоанну, он диктовал своему верному ученику Прохору. В пещере сохранились место, где пребывал апостол, и каменный аналой, который служил столом для Прохора.

Над пещерой выстроена церковь, один из приделов которой находится в самом гроте. Над входом в пещеру Иоанна Богослова сделана надпись, которая сообщает входящему, что здесь «дом Бога» и «дверь на Небеса».

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, в ведении которого находится это святое для христиан всего мира место, а также сама пещера Апокалипсиса входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис – последняя книга Священного Писания, единственная пророческая книга Нового Завета. Апостолу Иоанну, находившемуся на острове Патмос в ссылке, был голос, повелевший зафиксировать все то, что будет ему открыто. Дословно «апокалипсис» переводится как «снятие покрова», «раскрытие».

Часто Апокалипсис воспринимается лишь как описание конца света, но это не только рассказ о тех страшных событиях, которые ждут человечество в конце его истории, в первую очередь это предсказание Второго пришествия Христа и возвращения человека в Рай, об изгнании из которого рассказывается в первой книге Писания.

Читать Откровение Иоанна Богослова

Апокалипсис не называет точную дату и не описывает катастрофы в деталях, он лишь говорит о том, что «время близко», и конец может наступить в любой момент. Откровение Иоанна Богослова вызывает не только трепет перед Страшным Судом, но и великую надежду, так как оно пророчит полную победу Бога над дьяволом и пришествие Царствия Небесного, которое ежедневно призывают христиане в молитве «Отче наш» («…да приидет Царствие Твое…»).

Откровение Иоанна Богослова наполнено трудными для понимания символами. Их расшифровкой занимались и продолжают заниматься богословы и философы. Попытки разгадать образы, запечатленные апостолом в этой Великой Книге, отображены в произведениях искусства прошлого и современности. Чтобы приблизиться к пониманию Апокалипсиса, нужно ознакомиться с другими книгами Библии, стоит обратиться к трудам отцов Церкви, таким, как «Толкование на Апокалипсис» св. Андрея Кесарийскойго (V в.), на которое опираются все толкователи в дальнейшем, и библеистов ХХ века, например, Брюса Мецгера и архимандрита Ианнуария (Ивлиева).

Слушать Откровение Иоанна Богослова


Чтение Апокалипсиса, в отличие от других книг Священного Писания, не включено в годовой богослужебный цикл. Тем не менее, с давних времен в России существовала традиция соборного чтения Откровения Иоанна Богослова незадолго до Великого поста, в Неделю о Страшном Суде. Соборные чтения Апокалипсиса с 2010 года стали вновь проводиться в некоторых храмах Москвы и Санкт-Петербурга.

22 главы Апокалипсиса прочитываются за 2-3 часа, но обращаться к этой Книге христианину стоит на протяжении всей жизни, напоминая себе о том, что Второе пришествие Иисуса Христа может оказаться гораздо ближе, чем нам кажется, и нужно быть к нему готовыми.

Молитвы Иоанну Богослову

Тропарь апостола Иоанна Богослова

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

Величание апостолу Иоанну Богослову

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва первая апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О, великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О, великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Иоанну Богослову

Святую жизнь, труды и чудеса «сына громова», как назвал его Сам Господь, воспел в акафисте Иоанну Богослову писатель и церковный деятель Иоанн Евгеник. Этот написанный в первой половине XV века акафист считается последним известным памятником византийской гимнографии.

Икона Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, значение и фото

Икона Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Дни памяти: Май 8, Июнь 20, Июнь 30, Сентябрь 26 (Преставление)

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 – 40; Лк. 9; 49 – 50: Лк. 9, 54 – 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова” сынами грома” (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 – 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 – 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 – 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин. 5, 1 – 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что “всякий, рожденный от Бога не согрешит” (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Иоанн Богослов — житие апостола

Один из учеников Христа, это он возлежал на Его груди на Тайной Вечере, и это ему распятый Спаситель с креста поручил заботиться о Матери Божией Пресвятой Деве Марии, как о своей собственной. Иоанн Богослов – апостол, написавший одно из Евангелий.

Житие Апостола Иоанна Богослова

Апостольский путь Иоанна начался у берегов Галилейского моря. Там его, с братом Иаковом, занятых ловлей рыбы, увидел Иисус и позвал за собой, как перед этим братьев Петра и Андрея. Когда к Спасителю с мольбой об исцелении единственной умирающей дочери пришёл начальник синагоги Иаир, Христос согласился, но пойти с собой позволил только Петру, Иакову и Иоанну. И там они стали свидетелями чуда воскрешения умершей девочки.

В момент Преображения Господа Бога и Сына Его Иисуса на Синайской горе, и во время молитвы Его в Гефсиманском саду перед арестом, Иоанн также находился рядом с Учителем. Считается, что со своим братом и Петром он был одним из самых любимых и приближённых учеников Спасителя.

Невзирая на свою юность, будучи среди близких учеников младшим, именно он оказался смелее других. Иоанн сопровождал Иисуса на суд первосвященников, видел истязания Его на допросе и прошёл рядом с Ним весь путь до Голгофы. И там стоял возле креста, скорбя вместе с Богоматерью. Верный долгу, Иоанн до самого Успения Девы Марии не покидал Иерусалим.

Совместно с братом он сохранял иерусалимскую общину первых последователей Христа, а потом отправился в Эфес, чтобы распространять весть о Христе, слово Его и Божью волю. Когда в Римской империи начались гонения на христиан, был схвачен и подвергнут пыткам. По преданию его заставили принять яд, но отрава не навредила ему. Потом его обливали кипящим маслом, но и тут молитва и заступничество Учителя спасли его. Отступившись от намерения убить, Иоанна отправили в ссылку на остров Патмос.

Евангелист Иоанн Богослов

Здесь Иоанн прожил долгие годы, вместе со своим верным помощником Прохором, проповедуя среди местных жителей и приводя их от язычества в истинную веру. Там же, на пустынной горе во время поста, было ему Видение и написана Книга Откровения о конце мира. Сохранилась пещера, которая так и называется – Пещера Апокалипсиса. Рядом с ней в 1088 году был основан православный монастырь Иоанна Богослова.

В очень преклонном возрасте он вернулся в Эфес, где уже среди обширной христианской общины предостерегал от ложных пастырей и их учений. Возможно, именно это подвигло его написать Евангелие, известное всем как Евангелие от Иоанна. Ещё им были написаны три соборных послания христианам, которые в последующем основатели Церкви включили в Новый Завет.

Благая Весть Иоанна – это четвёртая книга Завета, которая была написана позже остальных и отличается от них подробностями. Согласно преданию, ученики попросили его написать книгу, ведь многие другие апостолы уже сделали это. К тому же, будучи немощным от старости, он уже не мог много говорить, и его проповеди сводились к призыву любить ближних и Господа. Он считал это основной заповедью, выполнение которой поможет христианину в вечной жизни попасть в Царствие небесное.

Икона Иоанна Богослова

Долгая жизнь Иоанна в изгнании была не богата на события. В молодости же он явился одним из близких учеников Спасителя, а старцем распространял Его слово среди последователей и обращал неверующих. Именно эти две ипостаси, невинного юноши и почтенного старца, отражены в образах классической иконописи. Юный лик святого на фресках храмов и иконах изображается рядом с Христом – на Тайной Вечере, рядом с Девой Марией и среди апостолов.

Другой образ всегда связан с раскрытой книгой – знак Иоанна евангелиста. Один из символов святого в иконографии – орёл. Отдельный сюжет – явление Апостола святым праведникам. В русском православии известна икона явления Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому. В 1478 году под Лугой было явление иконы Иоанна Богослова и по приказу царя Ивана III на этом месте был образован Черемнецкий мужской монастырь.

В чем помогает икона

Перед иконами святому молят о защите от болезней и напастей на воде, просят о счастье в семье, укреплении любви к ближним, милости и прощения.

Как умер Иоанн Богослов

Святой Иоанн Богослов прожил очень долгую жизнь и единственный из учеников Христа умер собственной смертью. По свидетельству очевидцев, он сказал ученикам выкопать могилу, сошёл в неё, и велел себя закопать. Те, не осмелившись его ослушаться, так и сделали со слезами и рыданиями. Когда узнавшие об этом христиане пришли и раскопали могилу, то увидели, что она пуста. Сейчас могила окружена остатками храма, построенного в 6-м веке от р.х.

День памяти Апостола

Из земной жизни апостол ушёл 9 октября, и в этот день Православная Церковь отмечает День памяти святого, который считается одним из великих церковных праздников. Ещё один день, когда особо почитают апостола Иоанна — 21 мая. По преданию 8 мая по старому стилю на его могиле происходило чудо – появлялся тончайший прах, который исцелял тело и душу.

Иоанн Богослов в молчании

Ниже цитируются:

  • = Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX века с надписями, подписями и датами : Каталог выставки.
  • = София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог].

8. Иоанн Богослов в молчании. 1679 г. Кирилло-Белозерский монастырь

Апостол изображен по пояс, правой рукой касается уст, левой указывает на текст Евангелия от Иоанна. За плечами святого летящий ангел в восьмиконечном нимбе. Одежды и крылья ангела золоченые, нимбы и орнаментированные поля серебряные. На обороте вкладная надпись чернилами, в пять строк: 188 (1679) ГОДОУ ДЕКАБРЯ В 10 (день) В ЦРКОВЬ ПРСЫЯ ТРЦЫ ПО ВЕРЕ ПИСАЛ КИРИЛОВСКОИ МНОГОГРЕШНОИ ЧЕРНЕЦ НЕКТАРИИ КУЛЮКСИН СИИ ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕНИКА ХСВА ИОАННА БГОСЛОВА ПОСТАВИЛ В ПОМИНОК СВОЕЙ ДШИ ВО МНОГИЕ ЛЕТА ДОКОЛЬ ГСДЬ БГ ПОВЕЛИТ.

Дерево, темпера яичная, серебрение, позолота. Доска с ковчегом, две врезные сквозные шпонки. 109 × 85 × 3,5. № ЭРИ-475.

Поступление: 1960 г. из Троицкой церкви (1727 г.) села Ненокса, Беломорского района Архангельской области (экспедиция ГЭ).

Выставки: «Шедевры Эрмитажа», 1977; «Сто икон», 1983; «Барокко», 1986.

Литература: 1) Экспедиция 1959–1960 гг. С. 70; 2) Шедевры Эрмитажа. Табл. 41; 3) Памятники русской художественной культуры X — начала XX вв. М., 1979. С. 31, 185; 4) Сто икон. № 70; 5) Барокко. № 15.

¦ 94. Иоанн Богослов в молчании

1679 год. Нектарий Кулюксин. Кирилло-Белозерский монастырь 1
Дерево, темпера. 109 × 85
Поступила из церкви Троицы в селе Ненокса Беломорского района Архангельской области 2
ГЭ, инв. ЭРИ-475

1 На обороте иконы помещена вкладная запись, рассказывающая о мастере, времени и месте изготовления и назначении вклада. Надпись особенно интересна: вкладчик иконы оказался одновременно ее профессиональным исполнителем, указавшим год и место своей работы. Нектарий Кулюксин — талантливый иконописец мастерской Кирилло-Белозерского монастыря, крупнейшего на Севере художественного центра.

2 Икона поступила из Троицкой церкви села Ненокса Архангельской области — богатого торгово-промышленного пункта Двинской земли, входившего в середине XV в. в состав обширных владений Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника. Будучи богатым посадом с соляными варницами, село Ненокса принадлежало в более позднее время крупным северным монастырям. Не исключено, что иконописец Нектарий Кулюксин был уроженцем этого села, а потому и вложил в местную церковь Троицы икону «на помин своей души».

На иконе изображен святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, сын Заведея и Соломии, брат апостола Иакова-старшего, вместе с которым удостоился от Иисуса Христа прозвища «Воанергес», т.е. «сын грома»; родился в Вифсаиде и был рыбаком. Иоанн был призван к апостольскому служению Иисусом Христом ( ; ; ; ) и стал его любимым учеником ( ). Иоанн вместе с апостолами Иаковом и Петром был свидетелем Преображения Господня ( ; ; ), воскрешения дочери Иаира ( ; ), присутствовал во время последней молитвы Христа в Гефсиманском саду ( ; ), был усыновлен Девой Марией и стал ее попечителем до самой кончины ( ). Апостол оказался одним из немногих свидетелей самых главных моментов в земной жизни Христа — Премудрости Божией и всю свою последующую жизнь посвятил служению Премудрости. Его именование в Церкви Богословом является уникальным, поскольку в восточнохристианской традиции впоследствии только двое сподобились такого имени — св. Григорий Богослов (ум. 389) и св. Симеон Новый Богослов (ум. 1021). Их всех объединяет особое внимание в богословии ко второму лицу Святой Троицы — Богу Слову, Логосу и Премудрости Божией. Они все являются слугами Премудрости, которые раскрывали людям Божественное Откровение.

В каноне Нового Завета апостолу Иоанну Богослову принадлежит четвертое Евангелие, три соборных послания и Откровение, или Апокалипсис. Начальные слова его Евангелия — «В начале было Слово, и Слово было у Бога. » ( ) — вынесены на страницы Евангелия, изображенного на иконе. Апостол указывает на него рукой. Именно эти слова в Новом Завете являются основными для отождествления Христа как предвечного Сына Божьего и Логоса-Премудрости. Правее, над плечом евангелиста, изображен ангел, шепчущий ему слова Евангелия. Это иконографическое указание на то, что настоящим автором библейских книг является сам Бог. Библейские книги признаются Церковью богодухновенными, поскольку Святой Дух воздействует на апостолов и пророков таким образом, что написанное ими становится Словом Божиим. Благословение ангела указывает на исполнение им и Иоанном воли Божией. Изображение Софии предстает в рассматриваемой иконе как олицетворение дара, подаваемого Святым Духом. Об этом свидетельствует и надпись «Святой Дух». И ангельский лик, и семиконечный нимб являются иконографическими атрибутами Софии и ее слуг. Очевидно, эта иконография восходит к Апокалипсису, где говорится, что Откровение было показано Иоанну через посланного Иисусом Христом Ангела ( ). Восьмиконечный нимб состоит из двух наложенных друг на друга ромбов — красного и голубого, что символизирует власть Премудрости над тварным и нетварным миром. Наименование Иоанна «сыном грома» связано с тем, что он является предвозвестником устрашающего в своей очистительной силе небесного огня, призванного в Апокалипсисе обновить мир. Это вновь соотносит нас с темой служителя Премудрости, поскольку Господь «творит Ангелами Своими духов, и служителями Своими огонь пылающий» ( ).

Икона носит название «Иоанн Богослов в молчании». Правой рукой апостол касается уст, что справедливо воспринимается как знак безмолвия. Приложенный к устам перст обозначает и то, что Откровение Божие есть тайна, приобщиться к которой может лишь чистый сердцем человек: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( ). Апостол в церковной традиции называется «тайнозрителем Судеб Божиих» — будущей судьбы мира. По слову апостола Павла, Церковь «проповедует Премудрость Божию, в тайне сокровенную» ( ). Главной задачей слуг Премудрости является приобщение людей к вершинам религиозного познания, которые являются не просто сводом жизненной мудрости или нравственных норм, а опытом общения с самим Христом, который и есть настоящая Премудрость. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднуется русской Церковью дважды в году — 9 октября и 21 мая.

Орнаментальная рамка на полях иконы имитирует богатый серебряный с чернью оклад.

Литература

  • Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX в. с надписями, подписями и датами: Каталог выставки. Л., 1990. С. 15. Кат. № 8.

А. Косцова, А. Мусин
¦

Дополнительные изображения
Надпись на обороте иконы

  • Косцова 1962/2. [6151] Косцова А. Экспедиции 1959–1960 годов по выявлению произведений древнерусского искусства // Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXIII. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — С. 70.
  • Шедевры Эрмитажа 1977. [6136] Шедевры Эрмитажа в Японии: Каталог. — Токио — Киото, 1977. — Табл. 41.
  • Сто икон 1982. [2430] Сто икон из фондов Эрмитажа : Живопись Русского Севера XIV–XVIII веков : Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1982. — № 70.
  • Русское искусство эпохи барокко 1984. [5737] Русское искусство эпохи барокко. Конец XVII — первая половина XVIII века. Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1984. — № 15.
  • Косцова, Побединская 1990. [893] Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX века с надписями, подписями и датами : Каталог выставки. — Л., 1990. — Кат. № 8, стр. 15, илл. с. 81, 82, илл. на обл.
  • София Премудрость Божия 2000. [37] София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 94, стр. 266-267.

Источники:
http://dailyhoro.ru/article/ikona-ioanna-bogoslova/
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-ioanna-bogoslova/
http://foma.ru/ioann-bogoslov.html
http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/ikona_ioanna_bogoslova
http://1001molitva.ru/zhitiya-svyatyh/ioann-bogoslov-zhitie-apostola.html
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=4894
http://ikona-i-molitva.info/svyatoj-ioann-kronshtadtskij-zhitie-moshhi-ikona/

Ссылка на основную публикацию