Икона Гурий, Самон и Авив

Икона Гурий, Самон и Авив

В каждой семье, где нет мира, где родные друг другу люди постоянно ссорятся и скандалят, обязательно должна появиться икона Гурия, Самона и Авива. Три этих святых страстотерпца претерпели невероятные мучения за христианскую веру в те времена, когда язычники яростно преследовали верующих в Господа. И хотя они жили в разное время, в период с 293 по 322 годы, церковная традиция объединила их имена, так как все они совершили подвиг во славу своей веры в Иисуса Христа.

Изображает икона «Самон, Гурий, Авив» святых, которые предстают перед нами в трех образах: старца, убеленного сединами (Гурий), мужчины средних лет с каштановыми волосами и небольшой бородкой (Самон) и совсем молодого юноши (Авив).

Стойкость и мученическая смерть Гурия и Самона

Гурий и Самон были мирянами из города Эдессы, исповедавшими христианскую веру. Когда при императоре Диоклетиане начались страшные гонения на христиан, им пришлось бежать из родного города, но их схватили и начали уговаривать совершить языческое жертвоприношение. Однако уговоры не помогли, Гурий и Самон твердо держались своей веры, и тогда их отправили на суд к правителю города.

На суде святые вновь отказались от языческого поклонения, и за это были подвергнуты мучительным пыткам: связав их друг с другом и привязав к ногам камень, палачи подвесили их на несколько часов. Но святые и здесь не отреклись от Истинного Бога, и тогда их бросили в темницу.

Через несколько месяцев, проведенных в страшной темнице, Гурия и Самона вновь привели на суд, Самона вновь подвергли пыткам, но и он, и Гурий оставались непреклонными в своей вере, и тогда им отрубили головы. Местным христианам удалось захоронить их тела.

История Авива, не предавшего свою веру

Юноша Авив был диаконом в церкви Эдессы — того же города, где жили Гурий и Самон. Хотя жил он несколько позже, на его долю тоже выпали гонения на христиан уже другого императора – Лициния. Правителю был подан донос о том, что Авив исповедует христианство.

По преданию, Авив добровольно явился к городскому начальнику Фетекну, чтобы при его розыске не пострадали другие люди, чем вызвал уважение Фетекна. Тот даже предложил ему бежать, но святой отказался. Отказался он и совершать жертвоприношения языческим богам, за что и был сожжен заживо, причем по преданию он сам взошел на костер. Когда же огонь погас, тело святого оказалось невредимым.

Мать похоронила Авива рядом с местом вечного упокоения Гурия и Самона. Впоследствии на этом месте был выстроен храм, посвященный трем этим святым, а их мощи были помещены в одну гробницу. Хотя они приняли мученическую смерть в разные времена, но день казни у них один. Память святых чтут 28 ноября.

Как святые стали покровителями брака: история Евфимии

Со временем святые Гурий, Самон и Авив стали считаться покровителями брака, чему во многом способствовала история девушки Евфимии, которая тоже жила в их родном городе Эдессе.

Евфимия была девушкой редкостной красоты и, как и ее мать, София, была христианкой. В нее влюбился один из готских воинов и страстно хотел увезти ее с собой. Но София испытывала сомнения, и тогда она заставила гота поклясться на могиле мучеников Гурия, Самона и Авива, что он не женат, готов взять ее дочь в жены, заботиться о ней и не обижать в браке.

Однако после того как гот привез Евфимию в свои родные края, выяснилось, что он женат, а Евфимии отведена роль то ли наложницы, то ли прислуги. Жена гота возненавидела девушку и постоянно заставляла ее страдать. Но самое страшное горе постигло Евфимию, когда в младенчестве умер ее ребенок – единственная отрада ее жизни.

На похоронах она заметила на губах младенца белую пену и заподозрила, что ее ребенок был отравлен ревнивой женой гота. Она незаметно для окружающих платочком собрала с губ младенца эту пену, а потом, когда жена гота велела принести ей напиться, окунула в сосуд платочек с налетом.

Той же ночью жена гота скончалась, а ее родичи обвинили во всем Ефимию и положили ее, живую, в гроб вместе с мертвой ревнивицей. Тогда девушка стала возносить молитвы трем святым, а потом погрузилась в забытье. Когда же она очнулась, то обнаружила, что находится в храме, в своей родной Эдессе.

Через какое-то время воин-гот вновь оказался с поручением в Эдессе. Он явился к Софии и начал рассказывать, что ее дочери у него прекрасно живется. Однако София изобличила его в клятвопреступлении, и по приказу властей он был казнен.

Значение иконы Гурий, Самон и Авив и о чем перед ней молиться

Поскольку эти святые считаются покровителями брака, то перед иконой «Гурий, Самон и Авив» молятся о том, чтобы в семье были хорошие отношения, не было вражды и скандалов, чтобы муж не поднимал на жену руку, чтобы в семье царили любовь и уважение.

Вот какую молитву читают перед иконой «Гурий, Самон и Авив»:

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Посты

Библейские чтения

Праздники

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2020

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

Мученики и исповедники Гу ́ рий , Само ́ н и Ави ́ в

День памяти

Жития

Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (305–311) в го­ро­де Едес­се бы­ли схва­че­ны два дру­га, хри­сти­ане Гу­рий и Са­мон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Бо­жия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву бо­гам свя­тые от­ве­ти­ли ре­ши­тель­ным от­ка­зом, ис­по­ве­дав свою ве­ру во Хри­ста. За это они под­верг­лись страш­ным му­че­ни­ям: их би­ли, под­ве­ши­ва­ли за ру­ки, при­вя­зав к но­гам тя­же­лый груз, бро­са­ли в тес­ную тем­ни­цу. Му­че­ни­ки все пе­ре­но­си­ли с твер­до­стью и мо­лит­вой. Но­чью му­че­ни­ков от­вез­ли за го­род и обез­гла­ви­ли. Хри­сти­ане по­греб­ли их свя­тые те­ла. Через мно­го лет по­след­ний им­пе­ра­тор-языч­ник Ли­ки­ний (311–324) на­чал го­не­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, ко­то­ро­го им­пе­ра­тор по­ве­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние ис­тин­ной ве­ры, сам при­шел к па­ла­чам, не же­лая, чтобы при его ро­зыс­ке по­стра­да­ли дру­гие хри­сти­ане. Свя­той ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и был при­го­во­рен к со­жже­нию. Му­че­ник сам по­шел в огонь и с мо­лит­вой пре­дал дух свой Гос­по­ду. Ко­гда огонь по­гас, мать свя­то­го и род­ствен­ни­ки об­ре­ли те­ло его непо­вре­жден­ным. Му­че­ни­ка по­хо­ро­ни­ли ря­дом со свя­ты­ми Гу­ри­ем и Са­мо­ном.

По­сле смер­ти свя­тых со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са с те­ми, кто с ве­рой и лю­бо­вью при­зы­вал их се­бе на по­мощь. Так, од­на­жды один во­ин-гот, по­слан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в су­пру­ги бла­го­че­сти­вую де­вуш­ку Ев­фи­мию. Пе­ред этим он по­клял­ся ее ма­те­ри Со­фии у гроб­ни­цы му­че­ни­ков Гу­рия, Са­мо­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет су­пру­ге ни­ка­ко­го зла, ни­ко­гда не оскор­бит ее, но бу­дет лю­бить и по­чи­тать. По окон­ча­нии служ­бы в Едес­се он взял Ев­фи­мию с со­бой и воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Ока­за­лось, что он об­ма­нул ее: на ро­дине у него бы­ла же­на. Ев­фи­мия ста­ла его ра­бы­ней. Мно­го из­де­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Ев­фи­мии. Ко­гда у нее ро­дил­ся ре­бе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Ев­фи­мия об­ра­ти­лась с мо­лит­вой к свя­тым му­че­ни­кам – сви­де­те­лям клят­вы об­ман­щи­ка, и Гос­подь из­ба­вил ее от стра­да­ний и чу­до­дей­ствен­но пе­ре­нес в Едес­су, где она встре­ти­лась с ма­те­рью. Через неко­то­рое вре­мя клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь по­сла­ли на служ­бу в Едес­су. Весь го­род узнал о его зло­де­я­нии, об­ли­чен­ном Со­фи­ей, и по при­ка­зу пра­ви­те­ля гот был каз­нен.

Свя­тые му­че­ни­ки Гу­рий, Са­мон и Авив из­вест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как по­кро­ви­те­ли су­пру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой се­мьи, им мо­лят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит же­ну свою». В Москве в хра­ме Иоан­на Во­и­на в Ба­бье­го­род­ском пе­ре­ул­ке, на Яки­ман­ке, есть при­дел этих свя­тых.

Молитвы

Тропарь мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву

Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик/ сте́ну необоpи́мую нам даpова́вый, Хpисте́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков pазоpи́,/ Це́рковь святу́ю укрепи́,// я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.

Перевод: Чудеса святых Твоих мучеников, как стену неприступную, Ты даровал нам, Христе Боже; по молитвам их замыслы язычников расстрой, могущество христиан укрепи, как Один Благой и Человеколюбец.

Кондак мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву

С высоты́ му́дрии благода́ть прие́мше,/ су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии./ Те́мже отрокови́цу святи́и от сме́рти го́рькия изба́висте:// вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.

Перевод: С Небес мудрые благодать получив, находящимся в искушениях помогаете вы, всеми прославляемые. Потому отроковицу святые от тяжкой смерти избавили, ибо вы поистине слава Эдессе и радость миру.

Величание мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву

Велича́ем ва́с, страстоте́рпцы святи́и Гу́рие, Само́не и Ави́ве, и чти́м честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Молитва мученикам и исповедникам Гуpию, Самону и Авиву

О, святи́и му́ченицы и испове́дницы Христо́вы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! Те́плии о на́с хода́таи и моли́твенницы пред Бо́гом, во умиле́нии серде́ц на́ших, взира́я на пречи́стый ва́ш о́браз, смире́нно мо́лим ва́с: услы́шите на́с, гре́шных и недосто́йных рабо́в свои́х, су́щих в беда́х, ско́рбех и напа́стех, и призре́в на́ша тя́жкая и безчи́сленная прегреше́ния, яви́те на́м свою́ вели́кую ми́лость, воздви́гните на́с из глубины́ грехо́вныя, просвети́те на́ш у́м, смягчи́те зло́е и окая́нное се́рдце, прекрати́те за́висть, вражду́ и раздо́ры, в на́с живу́щие. Осени́те на́с ми́ром, любо́вию и стра́хом Бо́жиим, умоли́те милосе́рдаго Го́спода, да покры́ет мно́жество грехо́в на́ших Свои́м неизрече́нным милосе́рдием. Да соблюде́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия, ересе́й и раско́лов. Да пода́ст стране́ на́шей ми́р, благоде́нствие, земли́ плодоро́дие; супру́гом любо́вь и согла́сие; ча́дам послуша́ние; оби́димым терпе́ние; оби́дящим стра́х Бо́жий; скорбя́щим благоду́шие; ра́дующимся воздержа́ние. Все́х же на́с да покры́ет Свое́ю всеси́льною десни́цею, и да изба́вит от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, и напра́сныя сме́рти. Да огради́т на́с ополче́нием святы́х Свои́х а́нгелов, во е́же изба́вится на́м по исхо́де на́шем из жития́ сего́ от ко́зней лука́ваго и та́йных возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нными предста́ти Престо́лу Го́спода Сла́вы, иде́же ли́цы святы́х А́нгел со все́ми святы́ми вы́ну сла́вят пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святым мученикам Гурию, Самону и Авиву

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Троицы единоначалие, святии, Богославяще честно, многоначалия нестоянную мглу удобно разрушисте, востока, многосветлии, якоже звезды возсиявше.

Трие исповедницы, благодатию просвещаеми Начальныя Троицы явственно, лесть многобожную, терпеливно противление являюще, истребиша.

Вас, убо сыноположив, славнии, любовию Естественный Сын, ныне Ему наследию, даему яве, яко Благоутробен снаследники показа и Царствия сопричастники.

Богородичен: Мудрости премудростныя скиния была еси, Всенепорочная, Свой бо храм от Твоих пречистых кровей, Чистая, создати благоволи на спасение душ наших.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Тело мукам волею и лютым ранам Христовы предаша исповедницы и угодницы.

Избавится от лютых греховных помысл, святии, вашу память верою совершающим умолите.

На древе терпеливно воздвижени, честнии свидетелие всеблагочестно невредно исповедание соблюдоша.

Богородичен: Целений Тя источник в Твою утробу Вшедый показа, Мати Божия, Пречистая, мою убо душу исцели.

Седален, глас 8

Крестом вооружившеся Христовым, в нем мучителей всю крепость мужески низложисте, яко веры поборницы; безбожие все идольское обличисте и Троицу, святии, усердно проповедавше. Тем достойно от Нея венцы победы приясте, яко законно пострадавшие, страстотерпцы всеславнии, молите Христа Бога грехов оставление подати празднующим любовию святую память вашу.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Троицы равночисленнии венечницы трисиянною свещею ныне совершающия память всесвященную тех озаряют, всем исцеления подающе.

С благоговением притецем к светоносней и светозарней, Богомудрии, раце мученик, точит бо врачевания верою зовущим: слава силе Твоей, Господи.

Исповедающе Божественное строение и паче ума таинство, Богословными языки все безбожие мучителей Божественнии и всемудрии исповедницы попраша.

Богородичен: Паче ума родила еси, о Дево! и по рождестве явилася еси, девствующи паки. Тем немолчными гласы, радуйся, Тебе, Владычице, верою несомненною вопием.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи, мой свет, в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Светлостию яве подвигов сияюще, посрамиша мучителей свирепый нрав веры поборницы.

Во вся явственно вселенныя концы чудеса мученик проповедашася и вся верою утвердиша.

Якоже земля благая, благодати семена приемши, житием трудолюбно богатство блаженнии содеяша.

Богородичен: Един Благий, пучиною благостыни всяческая, Богомати, содержай, Твоими объятии держатися сподоби.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти, со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.

Законно, яко добрии воини, Богомудрии, удержавше вся и ясно веру соблюдше, Божественныя правды приясте венцы.

Прежде убо Аввакум высоце возвышается Владычним повелением, чрез вас же отроковица мучима, Богоглаголивии, к воспитавшей возвратися.

Сияет рака мученик чудесы и реки источает исцелений всем, приходящим верою и тех терпению дивящимся.

Богородичен: Тя едину посреде терния обрет, яко чистейший крин и во удолиих цвет, о, Богомати, Жених умный в Тя вселися.

Кондак, глас 2

С высоты, мудрии, благодать приемше, сущим во искушениих предстоите, всехвальнии. Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте, вы бо воистину есте Едесу слава и миру радость.

Вражия мя работы избави, Иисусе Жизнодавче, Твоих страдалец мольбами умоляемь, яко да непорабощенну стяжав от страстей душу мою и тело, восхвалю тех скорейшую помощь, якоже во гробе затвореная мужа лукавствием, и сию скоро предваривше, от смерти избавиша, зовущу: Едесу слава и миру радость.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Авраамския в пещи дети избавивый, Сый и странную отроковицу лютаго обстояния спасе ходатайством ныне святых угодник, яко Благоутробен.

Суровейшаго безчеловечия муку давый, всех зол абие истязан убийца злоименитый судом праведным Твоим, Слове Божий, мудросте и сила.

Укрепляема к вам надеждею, славнии, отроковица, заключенная во гробе с мертвыми, чаяния не погреши, зовущи: благословен еси, Господи Боже отец наших.

Богородичен: Яко новосмешеное и светозарное пущая зерцало, Зарю Божественнаго, Дево, сияния, приложившуюся Тебе, вместила еси. Благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Всемирный днесь нам наста праздник мученик Христовых, озаряющ благодатию чудес приходящия верою и радостию духовною и любовию зовущия: благословите вся дела Господня Господа.

Удобно исповедницы Твоего Божества все упраздниша безбожие, Владыко, мучителей не убоявшеся прещений злоумных, верою укрепляеми, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.

Всемудрии исповедницы, предстояще Божественному повелению, врагов полки побеждающи, мечем закалаеми, победу преславно яве и пресиящу показаша, падающе бо, противныя победиша.

Богородичен: Естествы видимаго двема, Христа родила еси, едину носяща яве Ипостась сложну Божества и человечества, стекшуся естественному истинно по соединению: тем Тя благословим, Марие Богоневестная.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества, Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Словесем последующе Божественным и Богодухновенным Христовым, исповедницы Богосветлии, крест на рамена, радующеся, взясте, жизноносным стопам последующе, достославнии.

Всему свету Троицы с веселием доблии исповедницы вмещшеся, подвигов чести воспринимают, Безплотных чинов сподобльшеся соводворения.

Ныне не в зерцале зрите блаженных надежды, исповедницы Спасовы; истины же паче, всемудрии, доброту зрите, венценосцы всечестнии.

Яко Пребожественныя Троицы яве равночисленнии явльшеся исповедницы, Богоглаголивии, Тоя зарями просвещаетеся, яко Тоя ради пострадавше, Жизни нетленныя ныне улучиша.

Богородичен: Плотию приити восхотев, украсивый вся, Слово в Тя вселися, Едину святейшу всех обрет, и Богородицу воистину яви, Мати Дево.

Светилен

Иже от гроба отроковицу избавльше древле, Гурие, и Самоне, и Авиве, мученицы Христовы, предварите, яко от гроба прегрешений ны избавляюще.

Почему святые мученики Гурий, Самон и Авив почитаются как покровители замужних женщин

Содержимое

Как до самой смерти сохранить мирное и доброе супружество.

О том, что начинается Рождественский пост, который моя бабушка всегда называла на украинский манер Пилиповкой, я всякий раз неизменно узнавала по одному и тому же признаку. Если мне доводилось накануне бывать у нее в гостях, то она обязательно приобщала меня, тогда еще небольшую девочку, к одному торжественному обычаю, который я для себя впоследствии назвала «сменой облачений» для икон. Заключался он в том, что с образов, висевших в доме, снимались повседневные рушники и одевались постовые. На каждый пост и на каждый двунадесятый праздник у моей бабули были заготовлены разные рушники. Филипповские (из грубого серого полотна) были расшиты скромным темно-зеленым орнаментом, напоминавшим елочки. Среди многочисленных икон и бумажных иконочек находился один образ старого письма с потертыми ликами, каким-то чудом сохранившийся еще с довоенных времен. Он и стал однажды предметом моего любопытства.

Взобравшись как-то на табуретку во время очередной смены рушников, я тщетно пыталась прочесть имена святых, которые были написаны не совсем знакомым мне шрифтом. За этим занятием и застала меня бабушка. Тогда-то от нее я впервые и услыхала о трех святых мучениках Гурие, Самоне и Авиве – покровителях семьи и замужних женщин. Имена, конечно же, я не запомнила, да и, понятное дело, вопросы семьи и брака на тот момент меня никак не могли волновать. О том, почему моя бабуля испытывала особенное благоговейное почитание к этим трем святым, я догадалась уже значительно позже. Прожить более чем полвека в браке с человеком, который имел такой суровый, жесткий и бескомпромиссный характер, как у моего деда, было нелегко. Вообще-то моя бабушка всегда удивляла меня своей искренней и неподдельной верой. Молясь перед образами, она общалась с Богородицей и святыми как с живыми людьми. Однажды я услышала, как она сетовала и сокрушалась, обращаясь к святому Иоанну-воину, о своем покойном сыне Иване, непослушание которого привело того к трагической смерти еще в отрочестве. В другой раз я стала свидетелем бабушкиных молитв и обращений к святым Гурию, Самону и Авиву. Она просила у мучеников помочь деду избавиться от гневливости и раздражения, чтобы «до самой смерти сохранить мирное и доброе супружество».

Многим православным христианам в роли покровителей семьи и счастливого брака более всего известны святые семейные пары: родители Пресвятой Богородицы – святые Иоаким и Анна, святые мученики Адриан и Наталия, святые Петр и Феврония Муромские. Почитание же (особенно замужними женщинами) святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива связано с чудесной историей спасения одной несчастной жены, претерпевшей множество издевательств и унижений от своего нечестивого супруга, который обманул ее, оказавшись двоеженцем. Святые Гурий, Самон и Авив приняли мученическую кончину в разное время, но в один и тот же день.

Согласно повествованию святителя Димитрия Ростовского, изложенного в его Минеях, святые Гурий и Самон были благочестивыми мужами, жившими в городе Едессе во времена жестоких гонений, которые воздвигли против христиан императоры-язычники Диоклетиан (284–305) и Максимиан (305–311). В какой-то момент исповедники, ища уединения от мирской суеты, удалились из города и начали активно проповедовать веру во Христа, отвращая людей от идолопоклонства. Весть об их проповеднической деятельности быстро дошла до городского начальника – воеводы Антонина, который приказал их и других христиан заточить в темницу. Понимая, что Гурий и Самон являются авторитетом для всех верующих, воевода направил всю свою лесть и хитрость против них, уговаривая принести жертву языческим богам. Остальных же христиан, чтобы его почитали милосердным, отпустил. Однако праведники Божии не согласились ни на какие уговоры. Сначала святых исповедников подвергли жестоким истязаниям, а затем, наложив оковы, три месяца держали в заточении в страшных условиях. Когда их вывели на следующий суд, то Гурий вообще не мог идти. Тогда его отнесли назад в темницу, а Самона, как более крепкого, подвесили за ногу вниз головой, привязав к другой ноге тяжелый груз. Окончательный приговор был произнесен мученикам 28 ноября. Тайно ночью их вывезли за город и обезглавили. Христиане, узнав об этом, забрали тела святых и предали их земле с почестями.

Спустя некоторое время в этом же городе во времена правления императора Лициния (311–324) жил диакон Авив. Лициний, который в тот период был соправителем Константина Великого, в областях своего подчинения, невзирая на существовавший Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, учредил гонения на христиан. Активная проповедническая деятельность Авива сильно раздражала градоначальника Едессы Лисания. И он, пользуясь повелением Лициния, приказал разыскать Авива, чтобы предать того смертной казни. Авив, узнав о том, что его ищут, не стал скрываться, а сам явился к военачальнику Феотекну, которому было велено найти праведника. Военачальник, испытывая к Авиву уважение, хотел отпустить того, предлагая ему бежать. Но святой Божий исповедник отверг это предложение, пожелав лучше умереть за Христа. Сначала тело страдальца строгали железными когтями, а затем осудили на сожжение. Когда огонь погас, мать Авива и христиане, пришедшие с нею на место казни, забрали тело мученика, которое оказалось неповрежденным от огня, и погребли при гробе святых Гурия и Самона. По прекращении гонений благочестивые верующие соорудили на этом месте церковь во имя трех мучеников Гурия, Самона и Авива, а их святые мощи положили в одну гробницу, у которой сразу же стали происходить чудеса исцеления.

Но более всего святые прославились после удивительного происшествия, связанного с жительницей этого же города Евфимией. Евфимия была дочерью благочестивой вдовы Софии. Обладая необыкновенною красотою, она проводила все время в доме своей матери, научаясь добрым нравам и страху Божию. Но случилось так, что однажды ее заметил один воин-гот, прибывший с войском для защиты города от неприятеля. Пораженный красотою Евфимии, он воспылал к ней страстью и стал умолять вдову отдать за него замуж свою дочь. София сначала сопротивлялась, но, взяв с воина клятву у гроба святых страстотерпцев о том, что тот не женат и что он будет любить и уважать ее дочь и никогда не причинит ей никакого вреда, она отдала ее ему в жены. А в скором времени и вовсе отпустила беременную Евфимию вместе с готом к нему на родину, где у нечестивого обманщика уже была семья. Там Евфимия стала рабой его жены, которая постоянно издевалась над ней. Когда у Евфимии родился ребенок, жена гота, подозревая, что это чадо от ее мужа, отравила младенца. Несчастная Евфимия не знала об этом, но, готовя дитя к погребению и заметив у него на губах пену, заподозрила неладное. Она взяла кусок шерсти и отерла ею уста ребенка, а потом незаметно спрятала этот кусок. Через несколько дней Евфимия прислуживала за обедом гостям. Желая проверить, умер ли ее сын насильственной смертью и причастна ли жена гота к этому, она, перед тем как подать той чашу, выжала в нее содержимое клочка шерсти, смоченного в питье. Как оказалось, на шерсти действительно был яд, потому что госпожа умерла внезапно той же ночью.

Спустя некоторое время родственники жены гота устроили самосуд над Евфимией. Ее положили живой в гроб к госпоже, тело которой уже начало разлагаться. Находясь в таком ужасающем состоянии, бедная женщина взмолилась к Богу и святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, умоляя их о помощи и спасении. Три страстотерпца, окруженные сиянием, явились ей, ободряя и обещая помощь. Евфимия заснула. Пробудилась она уже в церкви родного города Едессы при раке святых. Выслушав рассказ Евфимии, пресвитер и присутствовавшие в храме верующие ужаснулись, «дивясь великой силе Божией». В скором времени Господь наказал лживого гота. По делам службы он опять прибыл в Едессу и посетил мать Евфимии. Ничего не зная о том, что произошло в городе и какое чудо совершил Бог через святых, он стал рассказывать Софии, как хорошо живется Евфимии с ним на его родине. Но когда правда обнаружилась, клятвопреступника судили за его злодеяния и по приказу военачальника отрубили голову.

Благодаря этому чуду святые мученики Гурий, Самон и Авив стали считаться покровителями брака и замужних женщин. К ним обращаются за помощью во время семейных неурядиц, молятся о любви и взаимопонимании между супругами, о прекращении вражды и раздоров в семье. Об этом же всегда в трудную минуту после ссор и размолвок со своим супругом молилась и моя бабушка.

Икона Гурий, Самон и Авив, значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Очень часто в семейных отношениях муж или жена проявляют эгоизм, а не любовь к ближнему. Такие поступки своего «эго» свидетельствуют о пороках. С молитвой к иконе Гурия, Самона и Авива обращаются в основном женщины, потому что по статистике больше всех страдает жена.

Каким угодникам молятся о семейном благополучии

Защитниками брачных отношений служат святые Иоаким и Анна, Адриан и Наталия, Петр и Феврония, а также:

  • просят благодетельности у святых Космы и Дамиана;
  • если нет счастья в супружеской жизни, то обращаются к иконе апостолу Симону Зилоте, архангелу Варахиилу, Пресвятой Богородице;
  • когда возникло охлаждение в отношениях, то обращаются к апостолу Иоанну Богослову, мученикам Андриану и Наталии;
  • молятся об удачном замужестве апостолу Андрею Первозванному, великой мученице Екатерине, Святому Николаю, Ксении Петербургской;
  • о благополучном втором браке просят святого Афанасия;
  • великие мученицы Вера, Надежда, Любовь и София благодетельствуют семьям и помогают стать преданными и уважительными.

Икона трех святых Гурия, Самона и Авива должна находиться в каждой доме, где присутствуют бесчисленные скандалы.

Значение иконы Гурия, Самона и Авива

На иконе изображены трое святых, история которых имеет давние корни. Гурий седовласый старец с бородкой, Самон с каштановыми волосами и небольшой бородкой, Авив молодой юноша. У всех троих в правой руке крест.

Гурий и Самон жили во времена гонений на православных людей при правителе Диоклетиане. Воевода Антонин приказал им принести жертву языческим богам. Но они отказались и были подвергнуты жестоким избиениям, их вешали за руки, привязывали к ногам тяжелые камни, но святые не отреклись от православной веры. Затем их обезглавили.

Константин Великий не принимал во внимание Миланский эдикт о веротерпимости и продолжал гонение на православных. Последователь преследований на христиан Ликиний приказал схватить проповедника христианства диакона Эдесской церкви Авиву и казнить. Не желая причинять другим людям страдания, святой сам явился к военачальнику города Фетекну, который уважал его и предложил ему бежать. Он отказался и сам вошел в пламя.

Когда огонь потух, его тело оставалось нетронутым. Мать похоронила Авиву рядом с Гурией и Самоном. Позже на этом месте построили храм трех святых, а мощи Гурия, Самона и Авивы поместили в одну гробницу. Святые приняли мучительную смерть в разное время, но день казни один. День память святых 28 ноября.

Легенда о девушке Евфимии

На протяжении нескольких веков святые покровительствуют браку и хорошим семейным отношениям. О чудесах трех святых существует легенда. Во время нашествия племени готов на Византию один воин добивался любви девушки по имени Евфимия живущей в городе Эдессе со своей матерью Софией. Она была очень красивой девушкой и исповедовала христианство. Воин поклялся, матери Софии на могиле трех мучеников о том, что он не женат и не обидит девушку в браке, будет заботиться и любить. Когда он привез ее в родной край, то Евфимия узнала, что у мужа первая жена, а она стала наложницей.

Девушка стала страдать от ревности жены. Евфимия не подозревала о том, что ее ребенка отравили ревнивица. Но когда малыша хоронили, мать заметила белую пену на губах. Незаметно для других она платочком собрали белый налет, и решила проверить свои опасения. Когда жена гота попросила чай, она намочила часть ткани в нем. Этой же ночью жена гота умерла, а ее родственники устроили суд, положили живую Евфимию в гроб к мертвой женщине. Тогда девушка стала молиться трем святым. Когда она уснула, то очнулась в храме города Эдесса.

Когда воин гот прибыл в Эдессу по делам, то посетил дом Софии и стал рассказывать, как хорошо живет ее дочь. София изобличила в предательстве гота, его казнили по приказу властей, обезглавили.

О чем молятся Гурии, Самону и Авиве

Святые являются покровителями брака и им молятся:

  • о хороших семейных отношениях;
  • если муж тиран и проявляет эгоизм по отношению к жене;
  • для разрешения споров между мужем и женой;
  • о спасении от физических надругательств мужа;
  • от гнева и раздражения;
  • о прекращении вражды и скандалов;
  • о любви и уважении.

Текст молитвы у иконы святым мученикам Гурии, Самона и Авива:

Молитва. О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Смотрите еще видео рассказ о трех святых:

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Святые мученики Гурий и Самон были священниками в области Эдессы около 303 года, когда император Диоклетиан начал гонения на христиан. Они были обвинены в том, что помогали христианам, брошенным в темницы, и побуждали верующих не поддаваться угрозам и проявить стойкость даже при сожжении.

Святые предстали перед правителем Антиохии Мусонием, который попытался принудить их к отречению от Христа. Но оба исповедника отказались со словами: «Мы не изменим единому Небесному Богу. Мы не променяем Его на изображение, сделанное человеческими руками. Мы поклоняемся Христу Богу, Который по Своей благости спас нас от греха. Он – наш свет, наш врач и наша жизнь».

Тогда правитель обвинил их в том, что они восстают против повелений императора, и грозил им ужасной и мучительной смертью, если они будут упорствовать. «Мы не умрем, как ты это утверждаешь, но будем жить, если только исполним волю Того, Кто нас создал, – ответили святые. – Нас не пугают мучения. Они длятся недолго и проходят, не оставляя следов. Мы страшимся вечных мук, которые уготованы нечестивым и вероотступникам». После таких слов правитель отдал приказание заключить их в темницу вместе с прочими священниками и диаконами.

Спустя несколько дней он повелел привести Самона и Гурия и на пять часов подвесить их за одну руку. Поскольку они молча переносили истязания и отвечали на предложения мучителей, отрицательно качая головой, их бросили в застенок, называемый «темная дыра». Там святые провели три с половиной месяца в полной темноте, почти не получая ни воды, ни еды.

Когда священников вновь привели на суд, они выказали ту же стойкость, объявив правителю: «Мы уже сказали, что наши вера и слово неизменны. Делай то, что приказал император. Ты имеешь власть над нашими телами, но не над душами». Самона и Гурия подвесили за ноги, но они продолжали молить Бога, чтобы Он дал им стойкость патриархов, пророков, апостолов и мучеников, которые еще до них пострадали за истину.

15 ноября их призвали вновь. Воины принесли Самона, у которого было раздроблено колено, и привели Гурия, поддерживая его, поскольку он был стар. Когда мученики услышали смертный приговор, их лица просияли от радости и они прославили Христа. Перед казнью палач сказал святым: «Помолитесь, пожалуйста, за меня, потому что я делаю зло пред Богом».

Самон и Гурий опустились на колени, повернулись к востоку и обратились к Богу с такой молитвой: «Отче наш Господи Иисусе Христе, прими дух наш и сохрани наши тела для воскресения». Затем они склонили головы под меч и были усечены один после другого.

Когда стало известно об их казни, все население города поспешило к месту мученичества, чтобы взять драгоценные мощи и даже пыль, которая была пропитана их кровью. Во время погребения святых кадильный дым и благовония смешивались с псалмами и песнопениями, которые возносились во славу Господа, явившего Свою силу через твердость мучеников.

Святой Авив служил диаконом в то время, когда Лициний, вслед за Диоклетианом, воздвиг новое гонение на христиан (ок. 309). Он тайно обходил деревни в области Эдессы, чтобы собрать верующих в храм, прочитать им Священное Писание и побудить, не страшась гонителей, держаться истинной веры. Правитель Эдессы Лисаний, узнав об этом, сильно разгневался и велел отыскать дерзкого диакона. Не найдя его, он повелел схватить его семью и жителей его деревни.

Узнав об этом, Авив пришел в Эдессу, где предал себя в руки командующего охраной правителя. Тот попытался убедить его спастись бегством и сказал, что его семье в любом случае ничего не угрожает, но святой настаивал, поскольку был убежден, что это Господь повелевает ему завершить свое служение мученичеством.

На допросе Авив проявил такое самообладание и пренебрежение к идолам, что правитель, придя в ярость, приказал бичевать его без всякой жалости. Несколько дней спустя святого снова привели к Лисанию. Поскольку Авив вновь и вновь отказывался подчиниться, тот повелел подвесить его и разорвать плоть железными когтями. На угрозу новых, еще более жестоких мучений святой ответил: «Эти муки скорее укрепляют мою волю, как приносит плод дерево, которое поливают». Правитель, осознав свое бессилие, спросил: «Это твоя религия учит тебя ненавидеть свое тело и наслаждаться страданиями?» «Мы не ненавидим наши тела, – возразил Авив, – но радуемся, созерцая то, что недоступно зрению. Нас поддерживает обещание Господа: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении со славой, уготованной любящим Христа (ср.: Рим. 8: 18)». Поскольку смерть от меча показалась правителю слишком легкой, он приказал сжечь святого на медленном огне.

Святого повели на казнь, влача за веревку, пропущенную через его челюсть. Мать Авива, одетая по-праздничному во все белое, шла рядом с сыном. Придя на место, Авив повернулся лицом к востоку и помолился. Затем он обернулся к толпе, которая его сопровождала и желала ему обрести покой, и благословил людей. Когда огонь разгорелся, мученик отверз уста и тотчас предал душу Богу. Христиане извлекли тело святого Авива из огня и, умастив и покрыв благовониями, погребли в могиле, где уже были положены Гурий и Самон.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

К мощам святого мученика Авива

Однако рядом с башней находится католический собор, кафедральный собор Пизанской митрополии. Собор строился 29 лет с 1063 по 1092 год.

Так как побывать в этом городе я не планировал, то и все познания о соборе и его святынях, я уже узнал из приобретённой в пизе туристической литературе, когда прибыл домой. И меня очень удивило то, что не зная того сам, я побывал у мощей мучеников 4 века Гурия, Самона и Авива.

Но если быть конкретно точным, то миряне Гурий и Самон приняли мученическую смерть на 16 лет раньше диакона Авива. Но Авив был погребён в могиле, в которой уже были погребены Гурий и Самон.

Если в Православной Церкви, Гурий, Самон и Авив празднуются в один день, 28 ноября, то вот Церковь Католическая разделила дни их празднования на Гурий и Самон отдельный день, а Авива католическая церковь празднует отдельно и более значимо.

Ни в одном православном справочнике нет данных о нахождении мощей этих трёх святых, и я даже находил вопросы от людей, а где же мощи этих святых и вопрос остаётся без ответа.

Но вот по крайней мере об одном святом, о мученике диаконе Авиве, можно точно сказать, что его мощи находятся в саркофаге католического собора в Пизе.

Надпись на саркофаге гласит, что здесь покоятся мощи трёх мучеников, среди которых нетленные мощи диакона Авива принесенного из Эдессы крестаносцами в город Пиза., но вот вместо Гурия и Самона упомянуты имена Никодима и Гамалиила. Почему?

Из мучений мученика диакона Авива известно, что его живьём предали сожжению на костре, но тело его не сгорело и осталось на углях костра невредимо. Христиане омыли тело и как говорит нам предание, забальзамировали его и уже в таком виде предали погребению. А потому вполне понятным может быть, что позже и было нетленным из могилы Гурия, Самона и Авива взято тело только одного Авива и именно его мощи крестоносцы и перенесли в Италию возвращаясь с крестового похода. А в саркофаг к мощам Авива положили мощи других замученных христиан имена которых католики сохранили в памяти как Никодима и Гамалиила.

Как оказалось, в самом этом соборе очень много интересных вещей и крестоносцы принесли в город Пиза не только мощи.

Вот этот сосуд на коленне отмечен как “Ваза со свадьбы в Кане Галилейской”.

Старинная лампада для фимиама которой ещё интересовался сам Галилео Галилей в 1583 году, когда увидел её качающуюся. Тогда учёный долго наблюдал за ней.

А в 1586 году вот этот светильник под куполом собора, который висит и сегодня, помог Галилею разработать закон маятника. Эта вещь тоже привлекала внимание в соборе известного великого учёного.

Это главная святыня собора, алтарь и нетленные мощи в стеклянном гробе католического святого Раньерия, который почитается покровителем города пиза.

Древняя кафедра собора Джованни Пизано считается в соборе художественным шедевром.

В этом соборе имеется захоронение в котором покоится Папа Римский, Григорий Восьмой, который возглавлял католическую церковь в 1187 году и пробыл Папой менее двух месяцев.
Профессор Балонского Университета и сторонник Третьего крестового похода.
В день смерти, болея лихорадкой Папа Григорий работал в городе Пиза над документами примерения Пиза с городом Генуя и умер в Пиза, потому и было решено похоронить его в соборе города в котором он провёл последние дни жизни. Так город Пиза удостоился чести быть городом в котором погребён глава Католической Церкви, сам Папа . Хоть и возглавлял Церковь он не полных два месяца, но поработать он успел не мало, в том числе и по созданию каолиции государств против мусульманского мира.

Собор славится своими главными воротами Сан-Равьери. Медные ворота из гравюр сцен жизни Христа сделаны ещё в 12 веке, но сейчас они находятся в музее.

В соборе Пиза находится точная копия древних врат, которые служат входными дверями.

Вот так город Пиза и кафедральный собор выглядят с птичьей высоты.

Если говорить о самом городе Пиза, то его населяет чуть более 87.000 человек. Город находится в 10 км. от Лигурийского моря.

В городе Пиза родился Галилео Галилей, это самый знаменитый уроженец города.

Именно с этого города с 16 века берут начало так называемые Ботанические сады и до сих пор идёт спор, какой сад зародился первым в Пиза или в Генуя.

В городе имеется своя национальная кухня не похожая на другие регионы Италии. Самые распространенные пизанские блюда — белый суп из фасоли Сан-Микеле, суп из лягушек и пизанский суп.

Кроме Собора и Падающий Башни в городе есть другие интересные объекты достойные внимания у туристов, например Баптистерий Сан -Джованни заложенный в 1152 году , который я так же посетил.

В туристическом путеводителе отмечены места для посещения так же : Кладбище 13 века Кампо-Санто , дворец Ауостини, музей Опера де дуомо, площадь рыцарей с церковью Св.Стефана и район Борго Стретто.

Если говорить о мучениках Гурии, Самоне и Авиве, то в Русской Православной Церкви их почитают как покровителей семейных пар, а так же им приписывают такую помощь, как недопущение осудить невинного человека и по молитвам к ним найти настоящего виновного.

Ранее в этом деле, по благословению Новгородского митрополита Макария (Булгакова) даже пекли специальную просфору посвещённую Гурию, Самону и Авиву и с неё выбирали частицы за проскомидией о тех людях, кто невинно осуждён и при проскомодии читалась этим святым специальная молитва : « чюдо своё сотворите к вам с верою приходящим, гибельнико помозите, виноватых обличите, гортани шкодникам затворити ».

Значение иконы святых Гурия, Самона и Авива

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Молитвенные помощники в сохранении семьи

Мчч. Гурий, Самон и Авив

В наше время, которое только нащупывает дорогу к храму после почти векового слома русского благочестия, в храм приходят, увы, только в нестроениях, при болезнях или семейных неурядицах. Ж ить в Церкви было для наших прадедов, как дышать — естественно от рождения. Сейчас же человека от Церкви отделяет суета современной жизни, многозаботливость, информационный шум и главное – абсолютно секулярное внецерковное существование общества в нынешнем веке. Еще преподобный Амвросий Оптинский писал:

А ведь спасение только в Церкви. Как же вернуть человека в спасительную ограду? Вот Господь и помогает спасению людей, дав потерпеть семейные неурядицы, бывает и неверность супружескую, чтобы остановить беличью беготню в суетном колесе жизни, дать сойти с карусели, оглядеться и увидеть себя в Божием свете, многое о себе понять, обратиться к покаянию. Преподобный Марк Подвижник говорил:

Потерпев, а еще лучше простив ближнего, согрешившего против тебя, наиболее просто продвинуться по пути спасения, чего и хочет Бог. А когда так случится и придешь в церковь молиться о себе, о своей семье, о сохранении брака, стоит найти (в любой церкви есть) икону святых мучеников Гурия, Самона и Авива , потому что они с древности почитаются христианами, как молитвенные помощники в сохранении семьи.

Иконография: как изображают на иконах

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Существует канон написания икон святых мучеников. На иконах мученики предстают уже в образе небесного служения у Престола Творца, как победители и Его верные служители. Этой близости к Богу они сподобились по своему неотступному исповедованию Христа, не предав Его в самых лютых мучениях. Традиционно иконы мучников пишут с использованием красного цвета в облачении.

В дни совершени я празднования памяти святых мученик ов в церковных покровах и облачениях также избир а ется красный цвет. В эти дни благочестивые прихожанки одевают красные платочки.

Мучеников Гурия, Самона и Авива пишут на иконах вместе, как живших и пострадавших в одном городе , и день их рождения в жизнь вечную , торжествуемый в Церкви общий – 15 ноября (28 ноября н.ст .), и похоронены они были вместе. Кроме того, из их жития известны посмертные чудеса, в ко торых они все трое выступили защитника ми обиженной и преданной жены, поэтому эти трое святых почитаются Церковью, как хранители семьи и брака.

Вид , облачения, детали

На иконе традиционно изображены (обычно в рост) трое мужчин, из которых один самый старший — Гурий, затем средний Самон и самый молодой – Авив. Гурий и Самон, по некоторым источникам бывшие братьями, изображаются людьми в возрасте и с бородами, а юноша Авив обычно безбородый. Гурий и Самон облачены в хитоны, а сверху гиматии (накидки) красного цвета, в руках кресты.

Авив, бывший дьяконом, изображается в церковном облачении – в стихаре, с орарем и с кадилом. Иногда другой руке он держит коробочку для ладана – фимианицу. Каждение благовонного фимиама в храме является символом молитвы, возносимой к Богу, также как кадильный дым поднимается вверх, также возносится и чистая молитва. Такое изображение на иконе подтверждает нашу уверенность, что святые молитвы Гурия, Самона и Авива о нас грешных достигают Господа. Апостол Павел говорит: «Мы Христово благоухание Богу»(2Кор.2:15). Святые-то действительно для Бога благоухание, а мы? Евангелие в руках Авива, изображаемое иногда, знаменует Слово Божие и благовестие спасения во Христе Иисусе.

В рус ском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII в. предлагается следующее описание облика святых:

Бывает, что по краям вокруг центрального изображения располагаются клейма – картины из жития святых.

Икона – образ или некое «окно» в духовный мир, как бы неземное изображение, и поэтому по православной традиции казни на иконах святых мучеников никогда не пишутся натуралистично, но представлены лишь символично. Тем не менее, по клеймам вполне можно «читать» житие святых, так выразительно и подробно ведется в красках рассказ.

Среди клейм святым мученикам Гурию, Самону и Авиву можно увидеть рассказ о том, как некая девушка Евфимия, став женой заезжего солдата-чужестранца и пойдя с ним к нему на родину, там была им отдана рабыней к его настоящей жене-язычнице. Солдат обманул девушку и ее благочестивую мать, сказавшись неженатым, и даже дал обет на могиле Гурия, Самона и Авива. За обман и предательство он был наказан святыми защитниками веры. А Евфимия была чудесным образом избавлена от мучения и возвращена в родной дом, как только обратилась к своим заступникам с горячей молитвой.

Особо почитаемые образы в Москве

Мчч. Гурий, Самон и Авив

  • Особо п очитаемый образ святых мучеников Гурия, Самона и Авива хранится в храме Иоанна Воина на Якиманке и там же есть придел в честь этих святых . Адрес: Москва, Б.Якиманка , 46; ближайшая станция метро: Октябрьская (радиальная).
  • Есть икона святых мучеников в храме Троицы Живоначальной в Хорошёве . Адрес: Москва, Карамышевская набережная, 15 . Проезд: от ст. метро « Полежаевская », далее авт. 48, 155, тролл . 20, 21, 35, 65, 86 до остановки ул. Живописная , переход на противоположную сторону шоссе по подземному переходу. Или от ст. метро « Щукинская », затем трам в . 28, 30 до конечной остановки; а также от ст. метро «Октябрьское поле», ст. метро «Сокол», тролл . 59 до конечной остановки .

Иконы святых в других городах

  • Храмовая почитаемая икона святых мучеников хранится в Твери в церкви Воскресения Христова («Трех Исповедников»), это храм XVIII века. А дрес: г. Тверь, набережная Аф . Никитина, д. 38 .
  • П ридел и икона мучеников есть в Ильинской церкви города Ярославл я , там же н а стенах существует древняя роспись с житийными картинами святых исповедников ( XVII в. ). Адрес: Ярославль, пл. Советская , д.7.
  • Древняя икона-таблетка ( XV в .) мучеников Гурия, Самона и Авива хранится в государственном историко-художественном музее в Сергиевом Посаде. Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, д. 144.
  • Помолиться у и кон ы святых Гурия, Самона и Авива можно в Вашингтоне, США. Икона расположена у западной стены на южном клиросе в Свято- Иоанно -Предтеченском Соборе . (4001 17th St . N.W., Washington , D.C., 20011) .

О чем молятся мученикам

Святым мученикам Гурию, Самону и Авиву молятся, как покровителям супружества о браке, о замужестве, о сохранении семьи, о разрешени и всяческих семейных нестроений.

Молятся этим святым обиженные жены « аще муж безвинно возненавидит жену свою». Увы, но так бывает, когда, прожив жизнь и уже вырастив детей, супруги начинают отдаляться друг от друга. Уж не будем рассуждать о причинах, скажем только, что если есть желание сохранить семью, стоит горячо призвать на помощь святых мучеников, читать им акафист, молитву, прийти в храм на исповедь и причаститься Святых Христовых Таин. Только обязательно добавлять в молитве: да будет воля твоя, Господи.

Кто знает, что нам полезно? Только Он. Быть может этот семейный кризис и попущен Богом, чтобы оба супруга изменились, по-новому взглянули на свою жизнь и друг на друга. « Мне » , « мое » , « для меня » – это не любовь. Любовь это жертва. Неся немощи другого в семейной жизни, мы приобщаемся мученическому подвигу святых, претерпевших ради Христа страдания, но не переставших благодарить Господа за все.

Краткое житие святых

Мчч. Гурий, Самон и Авив

Эт и святые жили в конце третьего и в самом начале четвертого столетия в городе Едесс е в Македонии на севере Греции (некоторые источники пишут о другом городе Едессе в Антиохии , но на суть повествования эта разница не влияет).

Гурий и Самон пострадали при Диоклетиане, правившем с 284 г. по 305 г. В правление Диоклетиана и затем при Максимиане ( 305 г. — 311 г. ) христиан преследовали и казнили с особой жестокостью. Гурий и Самон пострадали в 306 г. (иногда год смерти указывается несколько ранее — в период с 293 г по 306 г. ).

В житии святых мучеников, составленном на основании предания и мученических актов св я т ителем Димитрием Ростовским (1651-1709) , сказано, что Гурий и Самон были христианами и , тяготясь языческ им окружением , часто уход или из города для уединенных молитв. Узнав о тайных христианах, вероятно по доносу, императорский наместник Едессы п риказал схватить Гурия и Самона и заставить принести жертву идолам. Но святые не устрашились языческого судилища и твердо исповедовали Христа .

За это их приговорили к мучениям. Прибывший из столицы начальник Музоний лично возглавлял беспощадный процесс. На уговоры друзья не поддавались, побои выносили стойко, тогда их подвесили , связав вместе , рука с рукой , и привязав к ногам груз, а потом, бросили в темную яму, забив ноги в деревянные колодки, и продержали там без еды в темноте три месяца , заставив узников слизывать воду со стен и собирать улиток .

Вспомнив о мучениках, Музоний снова приказал привести их, но они уже едва стояли на ногах от голода. Гурий был совсем слаб, но Самон еще держался, оба не переставали молиться и славить Христа. Тогда Гурия, бив , снова бросили в темницу, а Самона подвесили вниз головой за одну ногу, к другой привязав тяжесть. Даже караульщики уговаривали его подчиниться, глядя на мучения, но святой молился так:

С лова Самона записывал секретарь римского суда . П осле истязаний Самона вновь бросили к Гурию в ту же темницу . Мучения святых закончились 15 ноября , в тот день их снова привели к Музонию .

«Кто доставил святым мученикам венцы оные, если не мучители их?», — говорит преподобный Зосима. Судебными протоколами и описаниями расправ над христианами педантичная римская империя предоставила Православной Церкви документальную основу для канонизации мучеников — acta martyrum – мученические акты.

Мученики уже не могли идти сами , Самона в олоком тащили под руки двое солдат, а Гурия при несли на носилках. На новые требования правителя отказаться от веры Гурий и Самон ответили:

Тогда в бессильной ярости мучитель приказал казнить верных христиан Гурия и Самона . В тот же день их обезглавили за городом, бросив тела на съедение зверям. Но горожане, узнав о кончине святых, с честью похоронили их останки.

По истечении нескольких лет, уже при другом правителе Ликинии (311 г . — 324 г. ) , правившем западной частью империи в то же время, когда и благочестивый Константин, пострадал мученик Авив . Ликний растоптал договор о свободе христианской веры и в своих городах жестоко расправлялся с христианами.

Источники:
http://azbyka.ru/days/saint/3326/943/62/group
http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyatye-mucheniki-guriy-samon-i-aviv-pochitayutsya-kak-pokroviteli-zamuzhnih
http://tolkovanie.info/ikona-gurij-samon-i-aviv-znachenie-i-v-chem-pomogaet/
http://pravoslavie.ru/57742.html
http://filaretuos.livejournal.com/352682.html
http://pravoslavie.wiki/znachenie-ikony-svjatyh-gurija-samona-i-aviva.html
http://dailyhoro.ru/article/ikona-hristos-pantokrator/

Ссылка на основную публикацию