Икона Господа Саваоф

Икона Господа Саваофа

Образ Вседержителя-Отца считается уникальным и известен с давних времен. Чаще на иконах Саваоф предстает как седовласый старец на троне, в Его глазах читается великая мудрость и спокойствие. Лик Господа-Отца на изображениях размещен в символическом треугольнике, что повествует православным верующим о присутствии Святой Троицы, берущей начало от самого Всемогущего и Единого Бога.

Перед иконой Саваофа просят об отпущении порочных грехов, о придании сил на свершение благодетельных поступков, очищающих сердце и окружение.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Описание иконы

В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.

Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.

  • На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
  • На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
  • На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
  • Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.

Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа. Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.

Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.
  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Молитвы к Богу Отцу

На Руси молитвенное прошение, обращенное непосредственно к первой Ипостаси, имело большое значение. С древних времен акафист, находящийся в структуре определенных торжественных молебнов, читается во время церковных служений.

Существует небольшое отличие от общепринятых текстов: слово «Радуйся», традиционно завершающее икос, заменено на «Господи Боже». Саваоф здесь именуется Предводителем Небесных воинств, а сам акафист пропитан атмосферой глубокого почитания Творца. Поэтому словосочетание «помилуй меня!» звучит как законное обращение созданного существа к своему Создателю.

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

При внимательном прочтении молитвенного текста Богу Отцу видится изложение христианской доктрины о Святой Троице. В сжатой, но точной форме, акафист раскрывает главные события истории Церкви от дней творения до всемилостивой жертвы Христа. Подобная характеристика в купе с высокохудожественной стилистикой построения и передачи информации возводит молитвенное обращение к Господу в ранг величайших произведений гимнографии.

На полотнах Господь чаще предстает в качестве мудрого седовласого старца, символизирующего первый лик Троицы. Своё распространение иконы Бога Отца обрели с XVI столетия, верующие обращаются к ним, чтобы получить освобождение от греховности.

Несмотря на богословский запрет использования образа Саваофа, изображения Его видны на внутренних сторонах куполов, иконографических композициях и различных миниатюрах.

Икона Господа Саваоф

Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии прослеживаются с давних времен. Бог – отец был изображен в виде мудрого седовласого старца, его лик размещался на треугольнике, который символизирует Святую Троицу.

Немного истории

Согласно православной традиции имя Господа Саваофа переводят как «Господь воинств». Поэтому, в отличие от других имен Всевышнего, которые встречаются в Библии, словом Саваоф акцентировал его силу и могущество. Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели лицезрели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храма. Поэтому и в древних и в современных церквях можно видеть иконы Саваофа.

Известные списки иконы Саваофа

В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.

Известны два списка этой древней иконы Саваофа:

  • Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.

  • Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.

О чем просят и как молятся перед иконой Господа Саваофа

Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.

Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека

Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.

За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.

Молитва Богу Отцу Господу Саваофу

О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.

Для того, чтобы Бог услышал, нет необходимости ездить по святым местам, совершать паломничество, главное – быть по- настоящему верующим человеком.

И даже, несмотря на нескончаемы церковные дебаты, которые не утихают и по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.

Саваоф: почему его изображение запретили на Седьмом Вселенском соборе

На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?

Есть ли имя у Бога?

«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.

Что означает имя Саваоф?

Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».

Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Икона господа Саваоф

В истории христианской религии Господь Саваоф наделен одним из титулов Бога. Начиная с 787 года, VII Вселенским Собором на Руси любые изображения Саваофа были запрещены. Несмотря на этот запрет, православные христиане всецело его игнорировали, поэтому, и в древних храмах, и в храмах современной эпохи очень часто можно видеть изображение Саваофа – икону Бога-Отца в виде седовласого старца. У этой старинной иконы было и другое название – Отечество. Это изображение появилось в христианской иконографии очень давно. На древней иконе Бог-Отец рисовался в виде благообразного старца и был похож на древнегреческого царя богов Зевса. Обычно, Его лик размещался на треугольнике, символизирующем Троицу.

В таком виде древняя икона Саваофа возвышалась над алтарями, на сводах храмовых куполов, на порталах церковных входов. Бога-Отца изображали в белых одеяниях, восседающим на пышных облаках или ступающим по ним в сандалиях. В наши дни создаются и новые иконы с Его изображением, что дает право думать о том, что эта традиция будет продолжаться и в будущем. В наши дни такая христианская икона большая редкость, но ее можно заказать в иконописных мастерских или в интернет-магазине. Купить православную икону Саваофа можно в иконописной мастерской. Несмотря на то, что в Православном месяцеслове нет праздника, посвященного Богу-Отцу, верующие почитают Его в своих молитвах.

Известные списки иконы Саваофа

Сегодня коллекционеры многих стран считают старинную икону Саваофа – Бога-Отца самым древним и загадочным образцом православной иконографии. До наших дней дошло несколько древних списков этой уникальной иконы. Одна из них Богоматерь Знамение и Отечество. Это православная икона — двухрядица, на которой изображен восседающий на Небесном престоле Бог-Отец в виде старца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми в двуперстном благословении руками. На коленях у Него восседает Христос Эммануил. В круге изображен голубь – символ Святого Духа.

В низу иконы расположен образ Богоматери Знамение. Древняя икона Отечество представляет собой религиозный сюжет Троицы Новозаветной, но без образа Божьей Матери. Еще одно изображение господа Саваофа на иконе Отечество с избранными святыми напоминает предыдущие иконы, но по сторонам у Бога-Отца изображены фигуры столпников, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит юный апостол Фома. Сохранившиеся до наших дней, эти святыни несут православным христианам частицу прошлого и помогают заново познать библейские истории и тайны.

ГОСПОДЬ САВАОФ

[евр. ; ], одно из имен Божиих в Свящ. Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог). Имя (жен. род, мн. ч.) происходит от семит. корня , к-рый встречается, напр., в аккад. текстах ( – народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В евр. языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается 3 способами: транслитерацией Κύριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге прор. Исаии); как Κύριος παντοκράτωρ – Господь Вседержитель (так же передается имя ); как Κύριος (или ὁ Θεὸς) τῶν δυνάμεων – Господь сил (обычно в Псалтири).

Евр. синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс 32. 6), как 2 существительных, одно из к-рых является приложением (подобно аккад. абстрактным существительным жен. рода с – , передающим функции ( Cazelles . 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κύριος παντοκράτωρ) ( Eissfeldt . 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиц. перевод опирается в т. ч. на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар 17. 45), небесные существа (напр., 3 Цар 22. 19-23; Пс 102. 19-22; 148. 1-5; Дан 8. 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс 81. 1; 88. 8), или звезды и др. светила (ср.: Втор 4. 19; 4 Цар 23. 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт 2. 1) (см. в ст. Воинство небесное).

Именование «Г. С.» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище ( ) в Силоме (1 Цар 1. 3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1 Цар 4. 4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, нек-рые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам – Решефу, Ваалу или Элу ( Seow . 1992).

В евр. тексте ВЗ именование «Яхве Саваоф» ( , включая варианты или , , ) встречается 284 раза (4 Цар 19. 31 не считается, т. к. это исправление (т. н. Qere) масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у прор. Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис 1-39 оно употребляется 56 (всего в Ис – 62), у Иеремии – 82 (в масоретской версии; в Септуагинте – 12), в Псалтири – 15, у послепленных пророков Аггея – 14, Захарии – 53, Малахии – 24 раза. В межзаветной лит-ре оно практически не встречается (в Свитках Мёртвого м. только однажды в 1QSb 4. 25).

Эти данные позволяют искать связь имени Г. С. с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример – его употребление в составе песни серафимов у прор. Исаии (Ис 6. 3; ср.: 6. 5). Г. С. называется «живущим на горе Сионе» (Ис 8. 18; ср.: Зах 8. 3), а Иерусалим – Его городом (Ис 47. 9), «сидящим на херувимах» (1 Цар 4. 4; 2 Цар 6. 2; 1 Пар 13. 6; Ис 37. 16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар 6. 23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар 28. 2; ср.: Пс 98. 5; 131. 7). Этот образ связан с наименованием Г. С. Царем (напр., Пс 23. 10; Иер 46. 18; 48. 15; 51. 57). Помимо всемогущества и царской власти имя Г. С. связывается с творением мира (Ам 4. 13; Иер 10. 16) и эсхатологической войной (Ис 13. 4; 31. 4). В пророчестве Исаии говорится, что Г. С. воцарится на Сионе (Ис 24. 23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис 25. 6). Все народы будут приходить к Г. С. на праздник Кущей (Зах 14. 16-17) и приносить дары (Ис 18. 7).

В христ. традиции имя Г. С. употребляется в НЗ (ветхозаветные цитаты в Иак 5. 4 и Рим 9. 29) и в литургических текстах (см. Sanctus). Особое значение ему придавали гностики – сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира» ( Fallon . 1978). Кроме того, найдены евр. и греч. амулеты и тексты с магическими заклинаниями, содержащие это имя. Связь имени Г. С. с поздним фригийско-фракийским культом Сабазия является спорной ( Johnson . 1978).

Иконография

Один из первых примеров такой иконографии представлен на иконе «Страшный Суд» (XVI в., ГТГ): Г. С. изображен неск. раз в каждой из 4 композиций иконы. На 1-м клейме «И почи Бог в день седьмый» – спящий на ложе, с распятием в руках и в короне (композиция «Престол благодати»), с сосудом в руках (композиция «Отослание Христа в мир»); на 2-м клейме «Единородный Сыне» – поясное изображение в медальоне; на 3-м клейме «Во гробе плотски» – Г. С. со свитком в руках восседает на престоле рядом с воскресшим Христом, сидящим одесную, между Ними Св. Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» – Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках – развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место – в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя. В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы.

Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563).

На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680).

В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609).

Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца – неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы – «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

Понимание именования «Г. С.» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» – Ам 5. 16) и относиться и к Св. Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивый небо и землю славы Твоею. » (см.: Ис 6. 3; Мф 21. 9). Широкое распространение иконографии Г. С. обусловило его соотнесение с Иисусом Христом. Образ Г. С., как и Ветхого денми, могла сопровождать надпись: IC XC (напр., на миниатюре «Сотворение человека» из сб. «Палея историческая, Апокалипсис с толкованием, изложение судных дел еретиков Ив. Висковатого и Матвея Башкина», 2-я четв. XVII в., ИРЛИ (ПД). Древл. Л. 23). На гравюрах Библии Василия Кореня (1692-1696), в сценах «Сотворение мира», Творцом представлен Ангел со звездчатым нимбом, надпись: «Господь Саваоф». Т. о., изображение Г. С. принадлежит к таким символическим образам, как Ветхий денми, Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, к-рые основаны на различных текстах ВЗ и широко представлены в визант. и древнерус. искусстве.

БОГ САВАОФ НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ИКОНЫ

БОГ САВАОФ НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ИКОНЫ

Изображение бога-отца Саваофа появилось в христианской религии относительно рано. Рисовался он в виде древнего благообразного старца с седыми вьющимися волосами на голове и бородой. Икона Саваофа была несколько измененной копией изображения древнегреческого царя богов Зевса.

Лик бога-отца размещался обычно на треугольнике, призванном якобы напоминать о троице, из-за которого во все стороны расходились солнечные лучи. Таким Саваоф изображался над алтарями, на сводах церковных куполов, над иконостасами, на порталах церковных входов и т. д. Часто Саваофа изображали также в белых одеяниях, восседающим на пышных облаках или ступающим в сандалиях по облакам.

Позднее отцы христианской церкви поняли, что такие изображения бога-отца противоречат догматам веры. Ведь в евангелии прямо сказано: «Бога не видел никто и никогда», «Бог есть слово» (Иоанн, гл. 1, ст. 1). Даже самые праведные из людей, по утверждениям евангелистов, были удостоены лишь услышать голос божий. Как же можно изображать его?

Поэтому руководители православной церкви на Большом московском церковном соборе в 1667 г. приняли решение о запрещении изображения бога-отца на иконах.

Так бог-отец оказался без праздника и без иконы.

Похожие главы из других книг

ЛЮБОЙ ПРОЕКТ С ЕГО УЧАСТИЕМ ИМЕЕТ УСПЕХ

Размер имеет значение

Размер имеет значение «Вишневый сад» – пьеса старая, ей больше ста лет. А о чем она – никто не знает.Некоторые помнят, что поместье дворянки Раневской продается за долги, а купец Лопахин учит, как выкрутиться, – надо нарезать землю на участки и сдать в аренду под дачи.А

Обиженный Саваоф

Обиженный Саваоф По воззрениям христианской церкви, бог есть основа основ мира. Он творец вселенной, всемогущее существо, создавшее солнце, планеты, землю, жизнь на земле, человека. Бог — всевышняя сила, направляющая существование вселенной, определяющая судьбы

ИКОНЫ ИИСУСА ХРИСТА

ИКОНЫ ИИСУСА ХРИСТА Никто из «современников», «последователей» и «противников» Иисуса Христа не оставил для потомства ни изображения, ни даже описания внешности столь «известного» и столь популярного человека-бога. В I в. н.э. в стране, где «жил и учил» Христос, было

ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ В настоящее время русская православная церковь чтит одних только «чудотворных» икон божьей матери 190*, а всего в календаре православной церкви насчитывается 262 праздника в честь икон девы Марии.По количеству икон и числу праздников в их честь культ

Праздники в честь Казанской иконы божьей матери

Праздники в честь Казанской иконы божьей матери Одной из наиболее чтимых является Казанская икона божьей матери. В ее честь православная церковь отмечает два праздника: 8(21) июля празднуется так называемая Казанская летняя и 22 октября (4 ноября) Казанская осенняя (Помимо

Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери

Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери Русская православная церковь установила в честь Смоленской иконы божьей матери два праздника (Помимо этого, православная церковь чтит 10 так называемых «списков», т. е. копий Смоленской иконы. Праздники в честь этих

Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери

Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери Владимирская икона божьей матери относится к числу наиболее почитаемых. В ее честь православная церковь установила три праздника. Церковная легенда приписывает написание иконы не кому-нибудь, а самому евангелисту

Картинка 10. «Бытие». Что такое «содомский грех» или как нужно уметь торговать собственной женой.

Картинка 10. «Бытие». Что такое «содомский грех» или как нужно уметь торговать собственной женой. Бог Иегова с парочкой безымянных ангелов (охранники?) в очередной раз по-соседски зашёл навестить Авраама. Им омыли ноги, Сарра собственноручно замесила муку и испекла хлеб,

Картинка 12. «Бытие». Сватовство древних евреев или как стать сутенёром собственной жены…

Картинка 12. «Бытие». Сватовство древних евреев или как стать сутенёром собственной жены… Наберёмся немного терпения и прочтём пространнейшую главу о «наиважнейшем» библейском событии, которая, судя по её размеру, гораздо важнее сотворения мира, всемирного потопа,

О СОБСТВЕННОЙ МАНЕРЕ ПИСАТЕЛЯ © Перевод. Н. Аверьянова

О СОБСТВЕННОЙ МАНЕРЕ ПИСАТЕЛЯ © Перевод. Н. Аверьянова Я знаю романистов, которые прилично пишут и которые с течением времени снискали себе хорошую литературную репутацию. Они очень прилежны и с одинаковой легкостью подвизаются в любом жанре. Фразы без всякого усилия

3. “КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПИСАТЬ СВОИ ВОСПОМИНАНИЯ?”

3. “КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПИСАТЬ СВОИ ВОСПОМИНАНИЯ?” После того прошел год — и какой! Военная машина самодержавия в Крымской войне явно отказала: 18 февраля (2 марта) 1855 года умер Николай I, и хотя ничего не переменилось сразу — необходимость, близость перемен стала сразу

Н. И. Трегуб Зинаида Серебрякова. Французский период: поиск собственной темы (1924–1939)

Сопротивление и драматизация Собственной жизни

Сопротивление и драматизация Собственной жизни Превращение собственной жизни в «мыльную оперу» — также симптом Сопротивления. Зачем тратить годы на разработку нового программного обеспечения, когда вы можете привлечь ровно столько же внимания, приведя домой

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Господа “Господь Саваоф”

Икона «Господь Саваоф».

Рейтинг иконы в этом году: 1 (в прошлом: 4).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2011-10-30.

Описание иконы Господь Саваоф
Источник: PRAVICON.COM
Любые изображения Саваофа, Бога Отца являются неканоничными и противоречащими богословию иконописи. Подобные изображения не допускались еще VII Вселенским собором (787 г.). В Древней Руси их также категорически запрещали: в 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется “О иконописцах и Саваофе”, было дано вполне четкое постановление: “Повелеваем отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству, подобно и Пресвятая Богородица и прочие святые Божии. “. Даже конкретно по отношению к композиции “Отечество” Собор высказывался с большой категоричностью: “Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству. и Св. Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога ник[. ]

Изображения иконы Господь Саваоф

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 21. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: Икона “Господь Саваоф”. Дерево, масло. Россия, 1865 год.

Файл 14220.jpg: | |
Размер: 859×1000, 0.86 MPix, 746 Kb.
Дата: 2011-10-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 66 (798) , 1 (81) .

Описание: Бог Саваоф. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, Виктор Васнецов, 1885—1896, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Файл 14252.jpg: | |
Размер: 1000×536, 0.54 MPix, 182 Kb.
Дата: 2011-10-30, участник [tol].

Рейтинг изображения: 76 (1159) , 0 (148) .

Файл 15264.jpg: | |
Размер: 1944×2592, 5.04 MPix, 947 Kb.
Дата: 2011-12-20, участник [tol].

Рейтинг изображения: 77 (911) , 3 (133) .

Файл 16362.jpg: | |
Размер: 3264×2448, 7.99 MPix, 2082 Kb.
Дата: 2012-02-27, анонимно.

Рейтинг изображения: 56 (400) , 0 (48) .

Описание: Семейная икона размером 43 на 53 см.

Файл 17934.jpg: | |
Размер: 2448×3264, 7.99 MPix, 2910 Kb.
Дата: 2012-06-12, анонимно.

Рейтинг изображения: 60 (287) , 1 (29) .

Файл 18584.jpg: | |
Размер: 1377×1691, 2.33 MPix, 730 Kb.
Дата: 2012-07-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 66 (380) , 1 (58) .

Файл 19909.jpg: | |
Размер: 1600×1200, 1.92 MPix, 197 Kb.
Дата: 2012-10-23, анонимно.

Рейтинг изображения: 64 (343) , 0 (62) .

Файл 20432.jpg: | |
Размер: 4000×3000, 12 MPix, 2563 Kb.
Дата: 2012-12-20, анонимно.

Рейтинг изображения: 63 (278) , 0 (42) .

Описание: Господь Саваоф. Роспись свода Троицкой надвратной церкви. XVIII век.

Файл 20461.jpg: | |
Размер: 849×1024, 0.87 MPix, 148 Kb.
Дата: 2013-01-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 59 (245) , 0 (28) .

Описание: Ярославль. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Господь Саваоф. Фрагмент

Файл 20462.jpg: | |
Размер: 400×494, 0.2 MPix, 17 Kb.
Дата: 2013-01-07, участник [tol].

Рейтинг изображения: 56 (192) , 0 (33) .

Файл 20464.jpg: | |
Размер: 390×500, 0.2 MPix, 88 Kb.
Дата: 2013-01-08, участник [tol].

Рейтинг изображения: 75 (665) , 7 (160) .

Файл 20465.jpg: | |
Размер: 580×800, 0.46 MPix, 108 Kb.
Дата: 2013-01-08, участник [tol].

Рейтинг изображения: 67 (333) , 3 (83) .

Описание: Находится в какой-то деревне на Украине. Подобрали ее в 27 году после разрушения церкви большевиками. Сейчас хозяйке должно быть 95, если жива – дай Бог ей здоровья.

Файл 22480.jpg: | |
Размер: 360×480, 0.17 MPix, 125 Kb.
Дата: 2013-10-01, анонимно.

Рейтинг изображения: 56 (168) , 0 (33) .

Описание: Икона “Господь Саваоф”, 19в. Россия. Частное собрание.

Файл 23021.jpg: | |
Размер: 500×520, 0.26 MPix, 84 Kb.
Дата: 2014-01-07, участник [oldsailor].

Рейтинг изображения: 77 (467) , 1 (81) .

Файл 26177.jpg: | |
Размер: 320×391, 0.13 MPix, 41 Kb.
Дата: 2016-02-20, участник [Olga74].

Рейтинг изображения: 90 (314) , 2 (44) .

Файл 26178.jpg: | |
Размер: 208×243, 0.05 MPix, 12 Kb.
Дата: 2016-02-20, участник [Olga74].

Рейтинг изображения: 52 (120) , 0 (10) .

Файл 29026.jpg: | |
Размер: 1735×2412, 4.18 MPix, 1332 Kb.
Дата: 2017-04-03, анонимно.

Рейтинг изображения: 54 (60) , 0 (4) .

Файл 32972.jpg: | |
Размер: 2048×2598, 5.32 MPix, 1649 Kb.
Дата: 2018-11-05, анонимно.

Рейтинг изображения: 115 (25) , 4 (0) .

Файл 33045.jpg: | |
Размер: 831×960, 0.8 MPix, 200 Kb.
Дата: 2018-11-19, анонимно.

Рейтинг изображения: 62 (9) , 1 (0) .

Описание: Фрагмент с иконы”Огненное восхождение пророка Илии”.19 век.Дерево,левкас,темпера.Икона передана в ЦАМ ПСТГУ г.Москвы.

Файл 33508.jpg: | |
Размер: 2591×1680, 4.35 MPix, 1764 Kb.
Дата: 2020-01-27, анонимно.

Рейтинг изображения: 53 (0) , 0 (0) .

Файл 33509.jpg: | |
Размер: 1437×1222, 1.76 MPix, 359 Kb.
Дата: 2020-01-27, анонимно.

Рейтинг изображения: 60 (0) , 1 (0) .

Источники:
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-gospoda-savaof/
http://suharewa.ru/savaof-pochemu-ego-izobrazhenie-zapretili-na-sedmom-vselenskom-sobore/
http://www.sudba.info/ikona-gospoda-savaof/
http://www.pravenc.ru/text/166347.html
http://lit.wikireading.ru/36611
http://pravicon.com/icon-606
http://ikona-i-molitva.info/ikona-vsederzhitelya-znachenie-i-v-chem-pomogaet/

Ссылка на основную публикацию