Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Млекопитательница» Божией Матери, значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Радость материнства, довольно часто сопровождается рядом проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодая мать. Первоначальное призвание женщины было родить и вскормить дитя свое. Заступницей матери-кормилицы является Образ Божией Матери «Млекопитательницы».

Икона Божией Матери «Млекопитательница» — образ женщины, кормящей грудью младенца. Ни одна икона, кроме этой, не открывает священное таинство – кормление матерью своего дитя – кормление Богородицей сына своего святейшего Иисуса Христа. Самое великое таинство на свете – кормление ребенка, ради которого каждая мать готова пойти на все, дабы реализовать данную Богом ей способность вскормить своего младенца.

Значение иконы «Млекопитательница»

Образ Богородицы, значение и символику, которую она в себе скрывает, старались описать многие священнослужители и научные работники. Она – помощница, она — заступница, она — покровительница, она — редчайший образ иконографии.

Молоко матери – самая большая ценность, которую каждая женщина может дать, после рождения малыша. Богородица кормит своего отрока – Иисуса, совершая неимоверное, сокровенное таинство.

Данную святыню относят к разряду древнейших образов. Изначально, она долго хранилась в Святом месте – Иерусалиме, в храме Лавра Саввы Освященного. Потом, перевезена на гору Афон, в церковь Карельской Келии Хиландарского монастыря.

Существует большое количество чудотворных списков с образа Богородицы, которые поистине волшебные, они творят чудеса. Обязательные символы, присущие всем спискам святыни – изображение луны и солнца.

По поверью, такой лик должна быть у каждой женщины, которая собирается стать матерью, тогда она будет испытывать только радость материнства, не зная излишних бед и хлопот, а грудное вскармливание не доставит ни малейших переживаний.

В чем помогает икона «Млекопитательница»

К Богородице в образе кормящей матери, как правило, обращаются беременные девушки, для благословения на удачное кормление своего будущего малыша, а так же, родившие, у кого, по каким-либо причинам проблемы с вскармливанием младенца. Эта святыня помогает в следующих ситуациях:

  • К Царице Небесной обращается каждая беременная, которая хочет вскормить свое сокровище – свое дитя.
  • Образ Матери – заступницы. К ней обращаются для исцеления болезней у деток.
  • Молитва Божией Матери «Млекопитательница» помогает матерям при заболеваниях молочных желез, при гинекологических заболеваниях, а так же, помогает с легкостью перенести роды. Не зря говорят, когда идешь «на роды» — положи в кармашек халата или рубашки образок Богородицы-кормилицы и роды пройдут безболезненно.
  • Матери и младенцы всегда получают от Девы Марии сильнейшую защиту и покров.
  • Обращаются к Богородице и за помощью в проблемах семейных, дабы найти взаимопонимание и спокойствие, говорят, она дает каждому просящему «молоко душевное».

Икона Божией Матери «Млекопитательница» о чем молятся?

Как и любой образ, икона Млекопитательница требует к себе уважения, искренней молитвы, чистых помыслов. Встав перед образом, необходимо, непременно, подумать о проблеме, которая беспокоит и со всей чистотой души прочитать молитву Божией Матери «Млекопитательнице». А звучит она так:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши. Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя­тей иконе, на руках носящую и мле­ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило­стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво­им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми­лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве­дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За­ступницу и верную надежду рода на­шего, во веки веков. Аминь».

Где находится

Самый почитаемый образ находится на горе Афон на севере Восточной Греции, в церкви Карельской Келии. В столице градов русских – Москве, этот лик можно встретить в Богоявленском соборе и в храме Святителя Николая, а на территории Украины, в прекрасном городе Одесса, хранится список святого лика в Свято-успенском мужском монастыре. Рядом с образом в одесском храме, расположена редчайшая святыня – часть святейшей ризы Иисуса Христа.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и фильм об этой чудотворной иконе:

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери “Млекопитательница-Типикарница”. После реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря “Типикарница”, Карея, Афон.

Икона Божией Матери “Млекопитательница” (греч. Γαλακτοτροφούσης – “Галактотрофуса”), также именуемая Хиландарской “Типикарницей”

По церковному преданию, чудотворная икона “Млекопитательница” принадлежала преподобному Савве Освященному и находилась в лавре его имени близ Иерусалима. Перед кончиной святой предрёк, что обитель посетит соимённый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ.

Более шести веков спустя, в XIII столетии, обитель посетил святитель Савва Сербский – сын Сербского жупана и первый архиепископ Сербии. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы-“Млекопитательницы”, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали владыке завещанную ему святыню вместе с другой иконой Божией Матери – “Троеручицей”), и игуменским жезлом.

Иконостас храма Карейской испостницы св. Саввы Хиландарского монастыря. Фото нач. XXI в.

Святитель Савва перенёс икону в основанный им Хилендарский монастырь на Афоне. Местом её постоянного пребывания стала церковь при келлии святителя в Карее – испостнице святого Саввы Освященного. Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (“Типик”), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла. Келлия, в которой остался и сам “Типик” святителя, стала называться “Типикарницей” (греч. Κελλί των Καρυών “Τυπικαριό”), вследствие чего то же название было присвоено и иконе. Примечательно то, что чтимую икону Божией Матери установили в иконостас не по левую сторону от царских врат, как это делают обычно, а по правую, там где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы.

Сохраняемая ныне в келлии святого Саввы икона “Млекопитательницы-Типикарницы” считается произведением конца XVII века. Этот образ, в свою очередь, послужил образцом для списка 1784 года, написанной монахом Макарием из Галатиссы [2]. Этот же монах расписал и новую церковь в испостнице Хиландара в 1790-х годах. Тогда же он, вероятно, и поновил саму чудотворную икону “Млекопитательницы” с тем, приблизив к новой стилистике своего иконостаса. Поновление иконы делалось и в XIX веке. В ходе обновлений XVIII–XIX веков были переписаны лики Божией Матери и Богомладенца, а также фигуры ангелов; фон был записан темно-синей краской с золотыми греческими надписями; мафорий Богоматери – украшен растительным орнаментом синего цвета.

В 2002-2004 годах Греческое управление охраны памятников и Сербский Византийский институт совместно с Российской академией художеств организовали несколько экспедиций по описанию и реставрации древностей монастыря Хиландар. В это время при участие русских специалистов икона “Млекопитательница” была отреставрирована и частично раскрыта от более поздних наслоений.

Икона Божией Матери “Млекопитательница-Типикарница”. До реставрации 2002-2004 гг. Испостница Хиландарского монастыря “Типикарница”, Карея, Афон.

Описание

Размер иконы – 122,5 × 87. На иконе представлена полуфигура Богородицы, которая кормит грудью Младенца Христа, сидящего слева. Богоматерь увенчана короной, которую подносят ей два ангела.

Моделировка ликов выполнена сильно разбеленной розоватой охрой поверх темного подготовительного тона санкиря. Света на ликах положены плотным слоем нанесенной штрихами краски. Такая техника личного письма согласуется с традиционными приемами пост-византийской живописи, передающей округлость форм. Золотая корона на голове Божией Матери украшена каменьями и крестами, написанными прозрачными лессировочными красками. Гиматий Христа и мафорий Богородицы выполнены золотом и серебром с лессировками прозрачным слоем кармина и оранжево-красной краски (гиматий Богомладенца). Зеленые хитоны Божией Матери и Христа украшены золотыми и серебряными растительными орнаментами. По золотой кайме мафория Богородицы идет лента буквенного орнамента. Стилистика хиландарской иконы близка не только другим иконам позднего XVII века из афонских монастырей, в том числе Хиландара, но во многом созвучна русской иконописи этого периода

Первоначальный светло-зеленый, разбеленный цвет фона, открытый в результате пробных тестов в 2002-2004 годах, оставили под поздней темно-синей записью в силу плохой сохранности красочного слоя оригинала. На нижнем поле открыта датирующая надпись, выполненная красной киноварной краской: несмотря на утраты части текста, из надписи ясно, что икону заказал иеромонах Максим из Печской Патриархии при архиепископе Арсении и хиландарском игумене Симеоне в 1690-х годах (последняя цифра даты утрачена).

Икона украшена вотивными серебряными, золочеными накладками с рельефными орнаментами: нимбы Христа и Богородицы, корона на голове Богоматери, вифлеемские звезды на лбу и плечах Богородицы, накладки на руках и манжетах, два картуша на фоне с греческой надписью.

Списки

Иногда списками иконы “Млекопитательницы-Типикарницы” называют известные на Руси образа именуемые “Блаженное чрево” и “Млекопитательница” Крестогорская, однако их иконография представляет собой несколько отличные изводы иконографического типа “Млекопитательницы”.

Чудотворный список образа Божией Матери “Млекопитательница”. Икона не позднее сер. XIX в. Кириакон Афонского Ильинского скита.

Из Афонского Ильинского скита

Особой известностью пользуется чудотворный список иконы “Млекопитательницы” из Афонского Ильинского скита. Время и место написания этого образа неизвестно. Стиль письма соответствует барокко XVIII века. По сюжету от своего Хиландарского прообраза икона отличается тем, что внизу имеет два дополнительных овальных изображения – святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ей другого афонского подвижника – Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика. В свою очередь Онисим благословил ей своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия, который отправился с ней в Россию для сбора пожертвований [3].

Этот список прославился в 1848 году, когда был привезён в Россию схимонахом Игнатием. В Харькове от иконы было явлено первое чудо – у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки, после чего покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление. За этим первым чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве. На средства Лепёшкина икона была украшена позолоченной серебряной ризой с драгоценными камнями [4]. На задней стороне иконы, на серебряной доске, были вырезаны описания чудес, бывших от этой иконы.

Также с Афонским Ильинским скитом связано происхождение известных списков иконы Божией Матери “Млекопитательницы”, находящихся ныне в Москве и Одессе. Оба были присланы в Россию настоятелем скита преподобным Гавриилом на исходе XIX века.

Ныне этот список хранится в главном приделе Московского Богоявленского собора. Пресвятая Богородица изображена под венцом, который поддерживают коленопреклоненные ангелы; по бокам – предстоящие святитель Николай Чудотворец и пророк Иоанн Предтеча. Происхождение иконы отражено в надписи на ней следующего содержания:

Икона Божией Матери “Млекопитательница” привезенная с Афона прп. Гавриилом Афонским. Одесский Успенский монастырь.

Одесские

Одесский список являлся главным образом храма Ильинского подворья, который был воздвигнут в 1894-1896 годах и освящён в честь иконы Божией Матери “Млекопитательница”, а ныне является собором Одесского Ильинского монастыря. Икона эта теперь пребывает в Одесском Успенском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: части ризы Спасителя и хитона Богородицы.

Около начала 2000-х был также обретён аналойный список “Млекопитательницы” Ильинского скита с собственноручной надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского. Ныне этот список пребывает в соборе Ильинского монастыря в Одессе [3].

Икона Божией Матери “Млекопитательница”. Список XX в. (?). Соборный храм Тульского Богородичного Щегловского монастыря.

В Щегловской обители

Среди выдающихся событий, сопровождавших пребывание списка иконы “Млекопитательницы” из Ильинского скита в России в 1848 году, особое значение принадлежит решению преуспевающего Московского купца Василия Ивановича Макарухина, будущего преподобного Варсонофия Щегловского. В то время, молясь перед чудотворным образом “Млекопитательницы” в Москве, он решил употребить своё имение на создание в России обители в честь этой иконы. Со временем он сумел исполнить своё намерение и основал в Туле первый (и, на начало XXI века – единственный) в России монастырь во имя Божией Матери Млекопитательницы. На иконе Божией Матери “Млекопитательница”, выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено:

В этих словах отражено предвидение и убеждённость Василия Макарухина, т.к. в 1859 году монастырь ещё не был учреждён. Этот главный образ обители был покрыт серебряной ризой с бирюзовыми и красными украшениями. Икона была утрачена в годы советских антицерковных гонений.

Ныне в возрождённом Щегловском монастыре особо почитаются два списка иконы Богородицы “Млекопитательницы”. Более старый малый образ в серебряной ризе, написанный при жизни основателя монастыря для монастырского храма Никандра Псковского, по сей день находится в Никандровском храме. В соборе монастыря хранится более поздний список сделанный с той иконы, что хранится в Елоховском соборе (см. выше). При поклонении этим чудотворным спискам были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока; матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты – о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись этим чудотворениям.

Курский

В России известен ещё один образ Божией Матери “Млекопитательницы”, прославившийся чудотворениями. Это также афонский список чудотворного образа, посланный в 1860 году в Курскую губернию.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”. Фреска XIX в. Стена пещерного храма монастыря преподобного Герасима Иорданского под Иерихоном

В монастыре Герасима Иорданского

Особым почитанием на Ближнем Востоке пользуется список иконы “Млекопитательницы” в монастыре святого Герасима Иорданского в Палестине. Этот большой образ был написан в XIX веке русскими иконописцами с Афона на стене храма устроенного в пещере где, по преданию, Святое семейство укрывалось от бури во время своего бегства в Египет.

Списки начала 2000-х годов

Монастырь Хиландар в начале XXI века подарил России и Белоруссии несколько списков чудотворной иконы “Млекопитательницы” которые отличаются близким соответствием обновлённому оригиналу. Такие списки были переданы в Александро-Невскую Лавру, Екатеринбург, Минск. 25 сентября 2008 года в Патриаршей резиденции в Москве состоялась встреча ныне патриарха Московского и всея Руси Алексия II с митрополитом Черногорским Амфилохием (Радовичем), который передал в дар предстоятелю Русской Церкви точный список чудотворной иконы Хиландарской Типикарницы с благодарностью от всего сербского народа; в октябре того же года, в день 700-летия обители, этот список был торжественно передан Хотьковскому Покровскому монастырю. В ночь с 3 на 4 апреля 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве во время Пасхального богослужения президент России Дмитрий Медведев от лица всего народа торжественно передал в дар другой точный список вновь избранному патриарху Кириллу. 20 февраля 2011 года ещё один список из Хиландара был официально подарен от руководителей правительства Центрального округа России в возрожденный Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме.

Иконография списков

На отдельных списках иконы “Млекопитательница” могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: “Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!” Прославившийся чудесами образ из Афонского Ильинского скита и все его списки характерны наличием небольших изображений святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Предтечи в нижних углах иконы.

Молитвословия

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Видео

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Чудо материнства почитается практически в каждой культуре и традиции и, конечно, особенное положение занимает Богоматерь в православной традиции. Вариантов иконописных образов существует огромное количество и каждый имеет какую-то собственную «специализацию». В частности, икона Млекопитательница используется для того, чтобы получить особое благословение на лактацию молока и выполнение других материнских функций.

Особым почтением пользуется икона кормящая Богородица у тех, кто сам непосредственно относится к материнству, то есть у кормящих женщин, а также тех, кто вынашивает ребенка или относительно недавно разрешился от бремени. На изображении предстает сама Дева Мария, которая кормит младенца Христа собственной грудью.

История иконы

Наиболее древняя икона Божией Матери Млекопитательница была создана в далеком пятом веке. После этого образ на протяжении семи веков пребывал в Иерусалиме и после этого отправился на Афон. Там образ хранился до 19 века после чего отправился на территорию Курской области, где был создан специальный храм для молитвы иконе.

На протяжении всей истории образа фиксировались различные факты исцеления и помощи. В частности, из того в чем помогает икона Божией матери Млекопитательница чаще всего отмечают:

  • выздоровление от гинекологических недугов;
  • получение беременности;
  • устранение трудностей при беременности;
  • прибавка количества молока;
  • легкие роды.

На ранних вариантах изображались небесные светила, которые указывали наземной мир. В свою очередь фигуры матери и младенца также несли символическое значение, они говорили о духовном питании верующих. Ведь Богородица посылает свою милость всем верующим, хранит и помогает каждому.

Разные традиции

Нужно сказать, значение иконы Богородицы Млекопитательница особым образом отмечалось не только в православии, католичество тоже активно использовало этот сюжет. Даже, если со временем в православии такая композиция стала по большей части нетипичным и «узкоспециализированным» вариантом, то в католичестве Мадонна с младенцем стала распространенным образом.

Как известно, в католичестве изображения носят более художественный характер, они представляют собой фактически картины, только на религиозную тематику. Поэтому художникам тут предоставлялась возможность использовать множество эффектных приемов. В частности, в сюжете Млекопитательница икона Божией матери есть возможность работать с тонкими деталями лица Марии, подчеркивать различные эмоции, создавать удивительный образ непорочного материнства.

Многие художники, к примеру, Леонардо да Винчи создавали подобные образы. Однако после 16 века эта художественная традиция прервалась, так как католики создали запрет об изображении обнаженных тел, частью этого запрета стало и изображение Девы Марии, кормящей младенца.

О чем молятся иконе Божией матери Млекопитательница

Тут следует отметить нерукотворный образ, который был найден в городе Крестогорск пару веков назад. Теперь не составляет труда увидеть в построенной там церкви Успения икону Млекопитательница.

Как правило, приложиться приходят женщины для того, чтобы разрешиться от бремени или просто попросить помощи перед родами.

Даная икона тоже считается чудотворной наподобие Афонской и пользуется почитанием верующих. Каждый год образ, который висит над воротами храма в Крестогорске, спускают для поклонения.

Значение иконы

Хотя многие, когда смотрят на Млекопитательницу икону Божией матери, понимают, о чем молиться только исходя из прямых ассоциаций (материнство, лактация и подобное), верующие также могут использовать этот образ более глубоким образом. Ведь речь идет о символизме, который относится к воплощению Христа (Господь родился в образе человека) и взаимоотношениях людей с Господом. Дева Мария заботится о Господе и дает ему питание, фактически возможность существовать, но также и Всевышний дает каждому человеку возможность появиться на свет.

Такая удивительная и неразрывная связь позволяет глубоко осознать веру. Перед образом есть, о чем поразмыслить.

Молитва иконе Божией матери Млекопитательница

Тропарь, глас 3-й:

Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:

Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь!

Кормящая Богоматерь — икона Млекопитательница

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Образ Богоматери на Руси с древних времен вызывает особое почитание . Она – отражение русской души, которой свойственны и смирение, и жертвенность, и заступничество.

Содержание страницы

Древнейший образ Божией Матери

«Млекопитательница» – один из древнейших образов и в мировой христианской культуре. Первые ее изображения – фрески – найдены во II веке в одном из катакомбных захоронений Рима.

Полезные материалы

Исследователи также считают, что именно коптские изображения стали прототипом для копирования сюжета западными иконописцами.

Картина Амброджио Лоренцетти

На первых картинах западного средневековья формы кормящей Девы Марии заметно уплощены. Столь нереалистичная манера письма – попытка соединить в её образе черты божественного и земного.

Иной подход в изображении сюжета продемонстрировал итальянский живописец Амброджо Лоренцетти. Перспектива, объемность и психологизм творений художника, в том числе религиозной тематики намного опередили его время.

Не стала исключением и «Мадонна Млекопитательница», написанная им между 1325 и 1348 годами. Светская манера письма делает Богородицу и младенца похожими на обычных людей, словно вышедших из людского потока итальянских средневековых улиц.

Однако в последующие века культ Девы Марии на западе постепенно угас. Это было вызвано запретом католической церкви на изображение обнаженного тела.

В чём помогает лик Богородицы

С древних времен почитают на Руси Млекопитательницу, обращаясь к ней за помощью и покровительством. С особым благоговением и надеждой к ней обращаются те, для кого рождение ребенка – долгожданное чудо.

  • С призывом к Заступнице Небесной обращается любая беременная, желающая вскормить материнским молоком свое дитя.
  • К образу Богоматери прибегают для исцеления болезней деток.
  • В самый ответственный момент молитва к «Млекопитательнице» может помочь роженицам с лёгкостью разрешиться от бремени.
  • При заболеваниях молочных желез, при гинекологии.
  • При семейных проблемах и трудностях многие люди обращаются с призывом к Богородице с просьбой о спокойствии и понимании.

История Галактотрофусы

В Восточной христианской культуре первые изображения «Млекопитательницы» как списки западных сюжетов появляются в XIV веке в Греции и на Балканах.

Существует и православная версия происхождения иконы, основанная на преданиях.

По легенде, местом прославления чтимой иконы стала мужская монашеская обитель Саввы Освященного, что находилась в 18 километрах от Иерусалима.

Преподобный Савва обладал особым даром предвидения. Он и предсказал, что спустя несколько веков в монастырь должен прибыть странник, обладающий высоким чином и носящий такое же имя.

Ему и надлежало принести в дар икону «Млекопитательница». Спустя 6 веков пророчество сбывается. Обитель посещает паломник – Савва Архиепископ Сербский.

В легенде говорится, что во время молитвы у гроба своего небесного покровителя Саввы Освященного был подан знак свыше. Монахи, вспомнив о пророчестве основателя, передали ему в дар «Млекопитательницу».

Он перевез подаренную ему икону в один из афонских соборов – Хилендарский монастырь. Чтимая икона хранится там и по сей день.

Значение иконы

В иконографии Богородицы существует три закрепленных канона Её изображения , пришедших из Византии – «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление».

В каждом из них содержится собственная смысловая доминанта, ключевое свойство образа, один из аспектов Её служения, которые передаются через множество деталей: композицию, жесты Богоматери с младенцем, цвет одеяния.

В иконографии «Умиление» образы Богородицы и младенца вызывают особые чувства. Все они словно пронизаны светом любви, нежной привязанности. Но, являясь частью этого иконографического стиля, «Млекопитательница» имеет и свойственные только ей особенности.

Отличительная черта иконы Богородицы-Млекопитательницы состоит в том, что здесь Она изображена как мать, кормящая своего Младенца.

Сын Иисус, вкушающий живительное молоко Богоматери – довольно редкий сюжет в иконописных работах русских мастеров. За внешней его натуралистичностью – глубокое философское повествование.

Согласно канонам, на иконах Богородица изображается в традиционных одеждах, цветовая палитра которой глубоко символична. Голубой цвет туники с различной степенью градации – девственная чистота.

Мафорий и плат – верхняя одежда – традиционно изображается в темно-малиновом цвете, который, как известно, содержит оттенки синего и красного. Сочетание этих цветов на одеждах Богородицы символизирует соединение Её девственной чистоты с плотью и кровью Сына Божиего.

Такая игра красок, подчёркивающая многослойность одеяния – это своеобразная цветовая метафора, раскрывающая глубину Её образа, при прочтении которого так же последовательно разворачивается и богословский подтекст.

Соединение в сюжете сакрального и бытового – способ выразить мысль о единении земного и небесного, о стремлении вместить в человеческую душу Божественное начало, соединив их в единую ипостась.

Не случайно их лики обращены друг к другу, а нимбы очень часто соприкасаются. Образ Богородицы многогранен, он выражает различные состояния души: от высших духовных до не сакральных, земных.

Почитание в России

На Руси эта икона и списки с нее почитаются издревле. Но встретить его в храмах – большая редкость.

Первый образ иконы, являющийся каноном, хранится в церкви Хиландарского монастыря на Афоне.

Обретение же её славянами недалеко от Минска, по церковному преданию относят к 1650 году.

Церковные летописи повествуют и о других чудесах в городах и весях. Везде, где появлялись иконы Млекопитательницы, люди обращались к ней со своими молитвами и чтимый образ не оставлял страждущих.

Знаменитый список был привезен в 19 веке в Россию схимонахом Игнатием из Ильинского скита. Уже в наши дни нерукотворный образ Пречистой Девы — Млекопитательницы был обретен в Свято-Троицком соборе Армавира , где хранится и по сей день рядом с тем, что создан в иконописной мастерской.

Где находится в Москве

Святой образ Млекопитательницы, прославившийся своими чудотворными свойствами, есть в московском Елоховском Богоявленском соборе . Он находится по адресу: г. Москва, ул. Спартаковская, 15. Списки чтимой афонской Млекопитательницы передал в дар преподобный Гавриил Афонский.

Молитвы иконе Богородице- Млекопитательнице имеют целительную силу. Ведь так же, как она вскармливала Сына, Богоматерь питает и наши души «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр.2.2).

День памяти

День чествования иконы Божьей Матери «Галактотрофуса» установлен Православной Церковью в день памяти прп. Саввы Сербского — 12 января.

Молитва

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя​тей иконе, на руках носящую и мле​ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило​стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво​им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми​лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве​дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За​ступницу и верную надежду рода на​шего, во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глас 3
Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Икона «Млекопитательница»: в чем помогает, как надо молиться и просить помощи

Известная икона, где Богородица кормит дитя грудью, обнажает отношения между матерью и ребенком, пользуется большим уважением и любовью. Древнее происхождение написанного образа порождает несколько объяснений, подтвержденных археологическими раскопками. Римские настенные изображения, где Матерь Божия приложила божественного младенца к груди, символизируют доверительные отношения между Создателем и людьми.

Когда помогает? Ситуации

В чем помогает икона «Млекопитательница»? В отзывах пишут, что она, по преданию, помогает беременным женщинам, вынашивающим ребенка, кормящим матерям о сохранении здоровья рожденного дитя и питательности грудного молока, девушкам, мечтающим о счастье материнства, мужчинам о приобретении семьи и наследника. Радость женщины от кормления собственного ребенка грудью, а не искусственными смесями, вызывает умиление.

Также в чем помогает икона Божией Матери «Млекопитательница»? Она помогает при недугах ребенка, при болезненном отнятии младенца от груди, когда уменьшилось количество молока или появились проблемы со здоровьем у разрешившихся от бремени жен. Просьбы и мольбы перед святым ликом Девы Марии являются утешением и надеждой для страждущих.

В чем помогает икона «Млекопитательница» (фото ее представлено в статье) при обращении с мольбами? Давайте рассмотрим возможные ситуации:

  1. Получение защиты матери и дитя в период вскармливания.
  2. Помощь в исцелении заболевшего младенца.
  3. Просьба о родах без боли.
  4. Исцеление при женских заболеваниях.
  5. Болезни молочных желез у кормящей матери.
  6. Избавление от семейных неурядиц.
  7. Излечение от бесплодия мужчины или женщины.
  8. Прощение за вынужденное прерывание беременности, связанное с сохранением жизни матери.

Страх потерять ребенка – самое сильное чувство матери, выносившей младенца и приложившей к своей груди, кормящей молоком и духовной силой, данной Богом для взращивания малютки. Многие проблемы, преследующие на жизненном пути, постоянно угрожают здоровью и счастью отрока, заставляющего искать и просить помощи у той силы, которая помогла воплотить в реальность великое таинство рождения.

Запад почитал в свое время молоко как духовное питание, запечатлевая подобные сюжеты с кормилицей в украшениях, настенных мозаиках, оконных витражах. Культ его присутствовал и в Вифлееме, где странствующим показывают пещеру, в которой родился Спаситель и был выкормлен Богородицей. Ценность молока, которое дает после рождения женщина своему ребенку, является божественным таинством.

Значение иконы «Млекопитательница». В чем помогает?

Какое значение имеет икона? Она олицетворяет священную пищу в виде молока, даваемую людям богами. В чем помогает изображение кормящей девы, олицетворяющей духовную связь Создателя Вселенной, дающего пищу нуждающимся детям своим, и сокровенную тайну, сокрытую в таинстве кормления обнаженной грудью. Божественный младенец, принимающий молоко из груди своей матери, очаровывает и вызывает умиление перед уникальным сюжетом, запечатленным неизвестным иконописцем.

Художественный шедевр

Леонардо Да Винчи создал художественный шедевр – Мадонну, кормящую Спасителя. Понимая весь сакральный смысл символизма, указал на величие женщины — матери. В 16 веке католическим собором было запрещено изображение обнаженных тел, касающееся и списываемых копий известных икон. Многие служители православной церкви пытались изъяснить символизм, скрытый в созданном образе, тайном значении кормящей матери, но объяснения остаются неполными.

Как Богоматерь заботится о Великом Господе нашем, давая ему питание и возможность с этого жить, так же и Творец дает всякому творению его появиться на свет. Такой символ взаимосвязи между людьми и Небесным Отцом укрепляет веру и дает пищу для укрепления духа в размышлениях о смысле жизни, задуманном Всевышним.

На территории славянских земель это редкая копия экземпляра иконографии, а в чем помогает икона «Млекопитательница» многие страждущие знают не понаслышке. Богородица является покровительницей и помощницей в делах земных. Обретение православной церковью лика Божьей Матери через паломника Савву Сербского, посетившего святые земли Византии, завещанного для него Саввой Освященным за шесть веков. Список попал на Русь в середине 19 века.

Лик Богородицы

Чудесный список лика Богородицы есть в одесском Свято-Успенском мужском монастыре и найденном нерукотворном образе на дереве в белорусском Крестогорске. Присутствует исцеляющая икона и в Москве, благодаря Григорию Афонскому, посвятившему значительную часть жизни для широкого распространения святого образа «Млекопитательницы» по миру.

Среди монахов и послушников находятся способные к пророческим предсказаниям служители святой православной церкви, помогающие многим обрести уверенность в защите Всевышнего от бед мирских и проблем семейных. В награду за смирение и праведную жизнь получившие дар исцеления многие употребляли его в искусстве иконописном, передавая символизм божественных деяний через образы святых покровителей людских.

В католицизме принято писать картины фактических сюжетов художественным способом, облекая готовые шедевры в религиозность, тогда как в православии иконография предполагает направленность узкой специализации, ограниченной священными текстами. Разные традиции употребления символов и знаков отличают ранние списки присутствием небесных светил, указывающих на надземный мир, благоприятствующий земным жителям, созданным по образу и подобию.

Чудодейственные иконы были обретены на территории Руси в трудные времена, хотя ни одна из них не имеет русского происхождения. Причина этому — позднее появление православия на территории государства. Кормящая Царица Небесная не часто встречается в храмах, но в маленьких копиях доступна для покупки.

Распространено приобретение небольших копий карманного варианта для мольбы в дороге и больнице, перед родами или лечением младенца. Небольшие списки покупаются для домашней молитвы, помогающей присутствию духа в болезни, избавления от соблазнов, поддающих стрессу и унынию мать.

Помощь матерям и взрослым детям

Помощь от иконы «Млекопитательница» заметна в переживаниях о нехватке молока младенцу, плаче его бессловесном, который мать понимает сердцем и всею душою, беспокоясь за его здравие и судьбу счастливую. Чудодейственным способом оказывают помощь и многочисленные освященные списки иконы, доступные для приобретения, для обращения дома. Искренние просьбы и мольбы, идущие от чистого сердца, творят чудеса. Мать всех живущих помогает при болезнях душевных и телесных, обратившихся за помощью оберегает своей материнской любовью и окружает заботой об исцелении.

В чем помогает икона «Млекопитательница, когда женщина испытала радость материнства и взрослое чадо ее готовится стать родителем? Можно просить ее о счастье семейном для детей своих и здравия будущим внукам желать, ожидая появления на свет. Образ Небесной Матери является покровительницей и заступницей для кормилицы и ее младенца.

Копия иконы

Уникальная копия иконы Божией Матери «Млекопитательница» хранится в Богоявленском соборе. Есть святой лик кормилицы и в храме Святого Николая. Оригинальная икона пребывает в Византии, в церкви Хиландарского монастыря, хранившаяся ранее в Иерусалиме при храме Саввы Освященного. Списанная копия есть и в Ильинском скиту Византии.

Искренние мольбы

В чем помогает икона «Млекопитательница? С давних пор почитаемая народом. Для нее сложены специальные молебны о прославлении Богородицы, хвалебные церковные песнопения, стихотворные повествовательные проповеди. Тексты священнослужителей можно найти в кондаках, перечисленных в церковных брошюрах, доступных для посетителей храмов. Обращения своими словами, с объяснениями проблемы, искренними мольбами в произвольной форме имеют такое же действие, как молитвы церковных служителей и хвалебные песнопения. Известны многие случаи чудесного исцеления от приложения к святому образу кормящей дитя Божьей матери.

День почитания

День почитания чудотворной иконы «Млекопитательница» — 12 (25) января, в день памяти Саввы. Божественная тайна кормления обнаженной грудью святейшего божественного младенца (ради своего дитя родительница готова на многое, чтобы осуществить свое предназначение, данное богом, – родить и питать материнским молоком, защитить от всяких бед и хворей) навеки запечатлена на холсте.

Что нужно для чтения?

Особенная молитва иконе «Млекопитательница» способна помочь подобрать кормилице необходимые слова для обращения за поддержкой к Небесной Утешительнице, находящей отклик в материнском сердце для каждого просящего.

Чтение молитвы Пресвятой Богородице перед иконой «Млекопитательница» о прибавлении молока требует чистейших помыслов и огромной силы желания. Перед чтением рекомендуется пройти очищение и причаститься, чтобы получить желаемое. Приобрести несколько церковных свечей, чтобы зажечь перед иконкой Пресвятой Богородицы с любовью, прося помощи для младенца.

Короткая молитва

Существует и короткая молитва о помощи к Богородице: «Матерь Божья, Дева Мария! Как вскормила сама ты чадо свое, так и мне позволь, Матушка, тоже малыша своего грудью кормить, да чтоб молока у меня было достаточно, и проблем в кормлении чтоб не знала я. Аминь!»

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

12/25 января отмечается память иконы Божией Матери «Млекопитательница». Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, к дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника. По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году. Более шести веков пронеслось с той поры. Икона божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте, в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконою Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

С тех пор празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника — Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо — поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе.

Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса. Списки этой иконы находятся во многих храмах России.

Тропарь, глас 3
Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва:
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница»

Икона, на которой Младенец Иисус принимает молоко из груди Своей Матери, называется икона Божией Матери Млекопитательница. Этот вид иконы встречается сравнительно редко.

История распространения образа Млекопитательницы

Первые сведения об этом образе относятся к 6 веку от Рождества Христова. Согласно им, икона сначала находилась в районе Иерусалима, в одной из православных монашеских обителей.

Жизнью в лавре руководил преподобный Савва Освященный, он же был основателем обители. Среди опытных монахов-старцев иногда встречаются особенные люди, которым даны сверхъестественные способности от Бога в награду за смирение и праведную жизнь. Например, они могут предсказывать будущее для отдельных людей или целых государств. Но подобные истинные духовные дарования следует отличать от ложных — когда человек получает сверхъестественные силы не от Бога, а от дьявола. Часто бесы таким образом стараются прельстить неопытных монахов, вводя человека в состояние прелести.

Читайте о православии и магии:

Святой человек обладал духовными дарованиями и мог предвидеть будущее на несколько веков вперед.

Благодаря этому стало возможным его предсказание о том, что в далеком будущем обитель посетит высокопоставленный паломник, носящий такое же имя — Савва. Ему преподобный и завещал подарить икону Млекопитательница.

Примерно через шесть веков, в 13 веке, монахи, жившие в то время в обители, получили возможность удостовериться в правдивости предсказания святого старца — к ним в гости пришел святой Савва Архиепископ Сербский.

Монахи передали ему образ Матери Божьей Млекопитательницы, а вместе с ней — еще одну великую икону — Троеручицу.

Важно. С именем Саввы Сербского связана установленная дата почитания иконы — 12 января по новому стилю.

Потом Савва Сербский предпринял обратное путешествие из Святой Земли в Сербию. Проходя через Грецию, он посетил Афонскую обитель. Там был оставлен первообраз Млекопитательницы, и там же он пребывает до наших дней. Местом расположения была избрана одна из церквей, относящаяся к Карейской келии.

Интересно. При установке было избрано отличающееся от обычного местоположение — справа от царских врат. А образ Господа Иисуса Христа расположили слева.

В этом храме также оставили устав святителя, поэтому он получил наименование Типикарницы. В дальнейшем с иконы были сделаны списки, и некоторые из них попали в Россию, в Грецию, в Палестину.

Списки с иконы

Многое сделал для распространения образа по разным странам преподобный Гавриил Афонский. Один из главных списков в настоящее время пребывает в Москве, в Елоховском Богоявленском Соборе. Время этого явления относится к концу 19 века. Свое пристанище нашла икона и в Одессе, в Свято-Успенском мужском монастыре.

Обратите внимание. Существует несколько вариантов художественного оформления образа Млекопитательницы.

На первоначальном образе присутствуют, в числе прочих символов, солнце и луна. В некоторых других вариантах они отсутствуют. Лик Богоматери может смотреть налево или направо. Другие составные части символики могут меняться, в зависимости от конкретного варианта.

Согласно сведениям из истории, в Россию христианство пришло намного позднее некоторых других стран. С этим связан и тот факт, что некоторые образы Пресвятой Богородицы появились в России только через несколько веков после того, как их изначальные варианты были созданы в каких-то других странах.

Читайте о других почитаемых иконах Божьей Матери:

Но из этого еще не следует вывод о том, что ни один из образов Богоматери не происходит из России. Нет, истории известно много случаев чудесного обретения икон Пресвятой Богородицы в нашей стране. Многие из них приходили на помощь российскому народу в переломные моменты истории, защищали землю от нашествия врагов, останавливали эпидемии смертельных болезней, помогали отдельным людям в их частных нуждах.

Икона Млекопитательница появилась в России на несколько веков позднее — в 1650 году. Ее чудесное явление произошло в районе города Минск, в одном из сел.

Интересно. Люди впервые увидели образ в ветвях высокого дерева. На этом месте был возведен храм, посвященный празднику Успения Пресвятой Богородицы, совершались массовые моления.

В чем Божья Матерь Млекопитательница помогает

Многим тяжелобольным людям Пресвятая оказала милость и даровала телесное и духовное здоровье.

В частности, к ней принято прибегать по поводу недостаточного количества грудного молока у кормящей матери, молятся ей и беременные женщины, и роженицы для облегчения родов. Женщины верят в то, что, если маленький образок Млекопитательницы положить в карман родильной одежды, то роды будут быстрыми и легкими. Помогает Млекопитательница и при осложнениях со здоровьем у младенца.

Совет! Можно ей молиться и об исцелении от любых болезней, причем не только женщинам, но и мужчинам.

Источники:
http://drevo-info.ru/articles/8447
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-mlekopitatelnitsa/
http://pravoslavie.wiki/kormjashhaja-bogomater-ikona-mlekopitatelnica.html
http://labuda.blog/206903
http://zachatevmon.ru/?p=10149
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-mlekopitatelnica.html
http://molitva-info.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-nechayannaya-radost.html

Ссылка на основную публикацию